«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»
консультация на тему

Ковешникова Ольга Николаевна

Сообщение о роли русской културы на развитие личности ребенка. . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_prezentatsiya.docx16.54 КБ

Предварительный просмотр:

«РОЛЬ РУССКОЙ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ХУДОЖЕСТЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА»

        Сегодня каждый ребенок воспринимается педагогами и родителями, как уникальная личность, развивающаяся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействий с другими людьми. Образовательная область «Художественный труд» открывает широкие возможности для этой сложной воспитательной цели и представляет уникальное содержание для сотрудничества и сотворчества. Ну, а роль русской народной культуры для художественно–эстетического развития ребенка неоценима. Исходя из этого хочется выбрать следующие приоритеты:

        Во-первых, окружающие предметы, впервые побуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть национальными. Это помогает понять детям, что они часть великого русского народа.

        Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях (сказки, песенки, поговорки, пословицы, хороводы и т.д.)

        В-третьих, большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.

        И в-четвертых, ознакомление детей с народной декоративной росписью, различными видами прикладного искусства. Именно это пленяет душу ребенка гармонией и ритмом, позволяет увлечь детей национальным изобразительным творчеством!

        В группе «Колобок», начиная с младшего дошкольного возраста, ведется работа по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Только начиная знакомиться с кисточками, гуашевыми красками, карандашами, пластилином – малыши начинали расписывать косыночки, фартучки для матрешек, делали красивые рукавички, а в конце года украсили сарафанчики для настоящих матрешек и получили чудесные подарки.

        В средней группе дети знакомились с некоторыми видами народной росписи: дымковская, хохломская. А на занятии по ознакомлению детей с русским бытом, дети загорелись желанием сделать необычные «лоскутные одеяла». В этом очень помогли родители. Было принесено много ярких фантиков от конфет и шоколадок, разрезанных на одинаковые квадратики -  и на свет явились веселые лоскутные одеяльца, выполненные в технике «мозаика».

        В старшей группе работа по приобщению детей к русской народной культуре ведется еще интенсивнее. В своей работе мы стали акцентировать внимание на интеграцию творческих видов деятельности. Ведь такая деятельность позволяет выражать обобщенные образы в художественной, эмоционально наполненной форме (рисунок, танец, рассказ, мелодия, роль в спектакле и т.д.).

        Так, например, прежде чем сделать тульский самовар (техника пластилинография). Дети вместе с родителями отметили День матери за традиционным русским чаепитием с самоваром и русскими угощениями: баранками, сушками, пряниками, вареньем. Конечно же, и самовары на занятии были сделаны с душой и фантазией.

        Ну, а праздник Рождественские колядки, проведенный совместно с музыкальным руководителем скорее всего запомнится и детям, и родителям надолго. Ведь во время организации процесса интеграции  -  разные виды деятельности дополняют друг друга. Перед тем, как идти «колядовать», дети и родители расписали коников в стиле «Дымковская роспись». Подарки получились двойные: Дымковские лошадки и  накалядованные сладости.

        Дети так впечатлились чудесными лошадками, что неоднократно предлагали еще изготовить дымковские игрушки, поэтому вместе с педагогом Щетининой О.Н. нами был разработан цикл занятий по ознакомлению с вятской (дымковской) игрушкой. Была изготовлена «Барыня» в технике пластилинографии и «Петушок» (рисование гуашевыми красками. В такой кропотливой работе проявляется, закрелпяется и воспитывается интерес к народной культуре.

        Во время знакомства с Жостовской росписью воспитатель и помощник воспитателя из группы «Буратино» принесли настоящие авторские жостовские подносы с автографами мастеров, поэтому и подносы у детей получились яркими, красочными, красивыми.

        На традиционных занятиях по художественно-эстетическому развитию дети тоже продолжают приобщаться к русской-народной культуре. Так после рассматривания образцов Гжельской росписи Саша Романчиков и его мама сделали «домашнее задание», слепив из пластилина (пластилинография) необыкновенный поднос. А Соня и Захар украсили тарелочки хохломской росписью.

        Конечно, хотелось бы познакомить детей со многими видами русского народного искусства, но, к сожалению, у педагогов не всегда есть время и место в режиме жизни ДОУ. Но, не смотря, на трудоемкость процесса, в том числе и художественно-эстетического, роль русской народной культуры для детей дошкольного возраста благодарна и благодатна.

Воспитатели группы «Колобок»

ДОУ «Сказка»

Ковешникова О.Н.

Щетинина О.А.

Апрель 2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре через художественно-эстетическое развитие»

Именно в детском саду дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, узнают много нового и интересного о прошлом и настоящем нашей страны, знакомятся с произведениями искусства и масте...

НОД Формирование культуры поведения ребенка и развитие личностных качеств детей, через преобщение к русской народной культуре

знакомить детей с содержанием сказки «Петушок, петушок…», учить внимательно рассматривать иллюстрации, отвечать на вопросы, проговаривать звукоподражательные слова, учить пользоваться изобразительным ...

Роль русской народной сказки в воспитании и развитии дошкольника

Интерес детей к сказкам общеизвестен. Испокон веков знакомство малышей со сказками начинается с одних и тех же почти канонических текстов, которые лучше всего приспособлены  для детского восприят...

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»

Доклад для педсовета «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольников.»...

Роль русских народных подвижных игр во всестороннем развитии детей дошкольного возраста

Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчи...