Дидактические игры педагогической технологии "Мы вместе!"
картотека на тему

Сухань Лилия Витальевна

Только в процессе общения у человека формируется психика, происходит становление разумного культурного поведения. Особенно это важно на ранних этапах развития, когда формируются социальные качества, такие как активность, самостоятельность, инициатива, умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. В этом помогут дидактиеские игры педагогической технологии "Мы вместе!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_my_vmeste.docx72.42 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей 4-7 лет по технологии «Мы вместе!».

Для социализации детей и развития у них навыков сотрудничества.

Игра 1.  «ВОЛШЕБНАЯ ПАЛОЧКА».

Задачи:

-Заинтересовано выслушивать всех участников игры.

-Быстро включаться в групповую работу.

- Самостоятельно оценивать ответы и высказывания других детей.

- Выражать свое мнение публично.

- Сдерживать свое желание подсказывать.

- Придерживаться правила очередности и высказывании своего мнения.

Материал: заменитель «волшебной палочки» (карандаш, указка, ручка, любой другой предмет удлиненной формы).

Организация игрового пространства: все участники игры (включая водящего) становятся в круг, лицом к центру. Руки свободны.

Правила и ход игры.

- Это «волшебная палочка». Волшебная она потому, что знает все правильные ответы на все вопросы в мире. Сейчас волшебная палочка у меня. Значит, я водящий. Выбираю себе партнера в кругу (педагог подходит к любому из детей). Задаю ему вопрос…(см. примеры заданий).

Если ответ будет правильным, палочка перейдет в руки к отвечающему, если нет-останется у водящего. Все остальные участники игры будут внимательно следить за ответами и помогать волшебной палочке. Но делать это надо по правилам.

Если вы согласны с ответом, нужно сообщить об этом палочке аплодисментами. (все вместе тренируются в выполнении этой инструкции.)

Если нет, вы должны сообщить об этом палочке топаньем. (Все вместе тренируются в выполнении этой инструкции.)

Примеры заданий, связанные с определенной тематикой занятий.

Тема: «Имя».

-Как зовут твоего питомца?

- Назови имена сказочных героев, на которых ты хотел бы стать похожим. Почему?

-Вспомни улицу в твоем городе, которая названа в честь выдающегося человека. Знаешь ли ты, кем он был?

- Назови кого-нибудь из своих родственников с таким же именем, как у тебя. Как называют людей с одинаковыми именами?

Тема: «Внешность» («Как я выгляжу»).

-Назови органы, находящиеся на голове.

-Чего нет у человека, но есть у животных? Назови это.

-Какие настроения бывают у людей?

-Как называется то, во что ты одет?

Тема: «Моя семья и родня»

-Кем ты доводишься маме (бабушке, тете и т.д.)?

-С кем ты любишь играть больше всего?

- Кто в твоей семье гуляет с собакой?

-Кому ты любишь помогать по хозяйству? Чем вы занимаетесь?

Тема: «Мое тело»

-Назови парные части тела.

-Назови необыкновенные части тела сказочных героев: Змея Горыныча, Чебурашки, Русалочки, летающих пони, Конька-Горбунка и т.п.

-Какие органы участвуют в речи? Назови их.

-Какого удовольствия ты бы лишился, если бы у тебя не было ног? А какие страдания тебе могут причинить ноги?

Тема: «Проявление жизни»

-Что может все живое?

-О чем мечтали: Чебурашка, крокодил Гена, Иван-царевич, Емеля? Как они добивались исполнения своей мечты?

-Назови периоды жизни после рождения. (Детство, молодость, зрелость, старость.)

Тема: «Я-человек»

-Что делают в сказках так же, как люди, коза, семеро козлят, волк? Это возможно только в сказках или бывает в реальности?

-Как Машенька, унося братца от Бабы-Яги («Гуси-лебеди»), обращается с яблонькой, печкой, речкой? Почему она это делает? Возможно ли такое в жизни?

-Как ты проводишь время со своим питомцем? Чем вы занимаетесь вместе?

-Почему дикие животные бояться человека?

Тема: «Я уникальный»

-Кто самый сильный в сказке «Курочка Ряба»? Почему?

-Где живет Баба-Яга? Почему?

-Чем может быть полезен обществу старый человек?

-Что в тебе самое хорошее?

Тема: «Как люди двигаются»

-Как перемещаются: Зайчик-побегайчик, Лягушка-квакушка, Мышка-норушка?

-Как перемещаются: Кенга и Крошка Ру, Сова, ослик Иа, Винни-Пух и Пятачок?

-Назови части тела, которые участвуют в формировании осанки (Спина, шея, ноги, плечи, голова, грудь.)

-Какие части тела помогают человеку перемещаться под водой? По земле?

-Какие транспортные средства ты знаешь?

Тема: «Речь и языки народов  мира»

-Как «говорят»: лягушка. Кошка, мышка и пр. А человек?

-Какие чувства живут в человеческом сердце? Назови их.

-Назови языки народов мира –какие знаешь.

-Представь, что сейчас у нас в группе есть телефон. Что бы ты хотел сообщить маме?

Тема: «Среда обитания человека»

-Где живут: Царевна-лягушка, Колобок, Кощей Бессмертный?

-Как называются жилища, в которых живут: короли, цари, крестьяне, дровосеки, жители городов и пр.?

-Что можно встретить в доме художника, учителя, маленького мальчика, маленькой девочки?

-Чем занимаются на работе жители деревни? А жители города?

Тема: «Мир профессий»

- Чем занимались с утра до вечера родители Машеньки и Ванюши в сказке «Гуси-лебеди»? А сорока-ворона? Для чего они это делали?

-Каким нужным другим людям трудом занимались царь, портной, сапожник, дровосек и др.? Почему ты считаешь этот труд полезным?

-Какие профессии у сотрудников нашего детского сада? Чем они занимаются?

-Чем занимаются твои родители? Как называются их профессии?

Тема: «Искусство и творчество»

-Назови виды искусства.

-Назови жанры изобразительного искусства, литературного творчества и т.п.

-Какие народные промыслы ты знаешь?

-Назови знаменитые произведения изобразительного, музыкального искусства, архитектуры.

Тема: «Люди и время»

-Назови подряд части суток, начиная с…(вечера).

-Назови подряд дни недели, начиная с…(четверга).

-Назови месяцы подряд, начиная с …..(марта).

-Назови праздники, которые отмечаются зимой, весной, людьми всей планеты, в твоей семье.

-Назови самые знаменательные события своей жизни по порядку.

Тема: «Земля и Космос»

-Что можно наблюдать на небе? В воздухе? В воде?

-Вспомни и назови явления природы, которые помогли королевичу Елисей найти свою невесту.

-Назови сказки, в которых Луна и Солнце помогают героям преодолевать трудности.

Тема: «Водная стихия»

-В каких сказках вода помогает героям справиться со сложностями?

-Какие виды водоемов ты знаешь?

-Как называется ближайший к твоему дому водоем?

-Чего нельзя сделать из воды?

-Как вода используется в твоей семье?

Тема: «Воздушная стихия»

-Какие полезные для жизни на Земле дела творит ветер?

-Как люди загрязняют воздушное пространство Земли? Можно ли этого избежать? Как?

-Как человек использует силу ветра?

Тема: «Погода и климат»

-Какие погодные явления тебе известны? Назови их.

-Чем отличается образ жизни людей, живущих в Африке, от образа жизни живущих в России?

-Какие направления ветра ты знаешь?

Тема: «Жизнь на Земле»

-Придумай название существу, которое представляет собой полурыбу-полурастение. Нарисуй его.

-Что общего между всеми живыми организмами  планеты? (растут, стареют, дышат и т.д.)

-Какие живые существа планеты Земля ближе всего к человеку по происхождению? (насекомые, птицы, растения, домашние животные, дикие животные, обезьяны.) Почему?

Тема: «Мои достижения»

-Что у тебя получается лучше, чем у других? (рисовать, петь и т.п.)

-Какое у тебя бывает настроение после того, как ты убрал за собой игрушки? Почему?

-Что ты научился в детском саду? Как тебе это пригодится в жизни?

-Какие неприятности были у тебя в детском саду? Кто тебе помог с ними справиться?

Тема: «Мои любимые занятия»

-Назови свои любимые: игрушки, блюда, одежду, телепередачу, состояние погоды и т.п.

-Расскажи, чем ты любишь заниматься.

-Назови, чем тебе интереснее всего заниматься.

-Перечисли занятия, которыми ты не любишь заниматься, но делаешь, потому что это входит в твои обязанности (потому что тебе поручили, тебя попросили родители, друг и т.п.).

Тема: «Взгляд в будущее» (или «Каким я хочу стать»)

-Чем стал заниматься Чиполлино после победы над зловредными Лимоном и Помидором? А Дядя Федор, когда вырос?

-Будет ли у тебя семья, когда ты вырастешь? Какая?

-Как бы ты хотел назвать своих детей? Почему?

-Где ты будешь жить со своей семьей, когда вырастешь: в городе или в деревне? Почему?

-Какую профессию ты хотел бы себе выбрать?

Тема: «Я не боюсь трудностей»

-Кому из плохих сказочных героев ты хотел бы помочь стать хорошим? Как намерен этого добиваться? Какая помощь тебе понадобиться?

-Что тебе не нравится в себе? Почему? Нужна ли тебе помощь, чтобы с этим справиться?

-Какие трудности тебе удалось преодолеть без помощи взрослых? Как это было?

-Трудно ли тебе сдерживать слезы?

-Есть ли у тебя друзья? Как вы помогаете друг другу?

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. Ребенок, к которому обратились с вопросом, не знает ответа.

Сначала помогите ведущему выдержать паузу, сдерживая желание остальных игроков подсказать свою версию ответа.

Потом попросите у водящего, что будем делать дальше, побуждая участников игры самостоятельно расширить ее правила.

Если это оказалось не по силам ребятам, предложите водящему задать то же вопрос другому игроку.

Допустим, ни у кого из играющих не нашлось правильного ответа. Закончите игру, дав задание подумать над вопросом дома, посоветоваться с близкими.

Ситуация 2. Ребенок, к которому палочка перешла в руки в процессе игры, изменил тематику вопросов и тем самым увел играющих от решения образовательных задач.

Поддержите инициативу,

Но сократите предполагаемую продолжительность игры, чтобы осталось время для решения поставленной учебной задачи другим способом.

Ситуация 3. Ребенок не понял правила игры и стоит в нерешительности с палочкой в руках.

Возьмите палочку в свои руки. Повторите правила игры в точности по инструкции еще раз и предложите начать игру другому участнику.

Ситуация 4. Водящий передал волшебную палочку до того, А получил ответ.

Обратите внимание игроков: не нарушил ли правило водящий. Свое мнение дети должны выражать только оговоренным заранее способом.

Ситуация 5. Водящий согласился с вариантом ответа, полученного на свой вопрос, и передал палочку. В группе игроков не все считают ответ правильным и топают ногами.

Верните игру на шаг назад: «Волшебная палочка не может допускать ошибок, поэтому давайте еще раз выслушаем мнение всех игроков».

После этого присоедините свое мнение к мнению одной из групп. Объясните свое решение.

Игра 2. «Найди свою группу».

Задачи:

- Создавать условия для социального творчества детей и их экспериментирования в учебной и игровой деятельности.

- Воспитывать культуру диалога.

-Воспитывать ответственность за принятое решение.

- У меть включаться в работу сверстников и действовать в рамках границ, обозначенных правилами игры.

Материалы, оборудование, принадлежности:

-Несколько наборов картинок. Например:  картинки с изображением мужской, женской и детской одежды. (Вариант 1)

- Несколько разрезных картинок с разными оборотными сторонами. Например: слон, обезьянка, попугай, удав. Каждая картинка разрезана на 3-4 части. (Вариант2)

-Несколько разрезных картинок с одинаковыми оборотными сторонами (Вариант 3)

-Несколько наборов пазлов, значительно отличающихся по цветовой гамме. (Вариант 4).

Организация игрового пространства (вариант с картинками, у которых разные оборотные стороны). На ковре или на большом столе раскладываются картинки, содержание которых соответствует учебной задаче. Картинки желательно разложить оборотной стороной кверху, чтобы дети не спорили за обладание одной и той же картинкой привлекательного для них содержания.

Количество картинок соответствует количеству детей или чуть больше.

Правила и ход игры:

Вариант 1.

Детям предлагается взять по одной картинке. «Внимательно рассмотрите картинку, доставшуюся вам, и объединитесь в несколько групп так, чтобы в каждой группе собрались картинки, у которых есть что-то общее».

Основание для решения задачи не дается.

По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно принадлежности к группе. Прав ли он, решает не ведущий, а все вместе.

На начальном этапе знакомства с игрой лучше организовать дискуссию в упрощенном виде: один говорит – все остальные хлопают (выражают согласие) или топают (выражают несогласие). Естественно, вы задаете наводящие вопросы несогласным, чтобы они могли грамотно привести свои аргументы и доводы остальным.

Вариант 2.

Столы, за которыми будут сидеть рабочие группы, перед занятием метятся разными цветами в соответствии с цветом оборотной стороны разрезных картинок.

«Возьмите по фрагменту картинки и подойдите к столу, помеченному тем же цветом. После того как вся группа соберется за столом, сложите картинку и определите, что на ней изображено».

Когда задание будет выполнено всеми группами, спросите: «Что объединяет всех зверей, изображенных на картинках?» (Они живут в Африке).

Этот вариант игры был предложен детям на занятии по математике, где они самостоятельно выводили правило независимости величины от мерки. Переход к исследовательской части занятия был следующий: «К нам в детский сад пришло письмо из Африки. В нем сообщается, что у Удава возникла серьезная проблема: он хочет измерить свой рост, а как это сделать, не знает. Поможем Удаву? Тогда-скорее в путь!»

Вариант 3.

То же самое, только более сложный вариант. Детям нужно самим разобраться, в какие группы собираться и за какие столы садиться. В этом варианте игры создаются максимально благоприятные условия для социального творчества, но оно требует довольно высокого уровня социального развития группы.

Вариант 4.

Из каждой собранной картинки вынимаются 3-4 пазла. Картинки раскладываются на разных столах, за которыми предстоит собраться рабочей группе.

«Каждый из вас сейчас вытащит из волшебного мешочка по пазлу и постарается определить свою картинку и место своего пазла в ней. После того как задание будет выполнено, сядьте за стол, на котором оказалась ваша картинка».

Примеры заданий ( основания для разделения на группы)

  1. Игра используется как организационный момент для введения детей в тему занятий. Собрав картинку, дети делают определенные выводы о том, чем им предстоит сегодня заниматься.
  2. Игра прекрасно решает задачу объективного деления детей на подгруппы ( применяется второй вариант игры, когда «рубашка» у фрагментов картинок разных цветов).
  3. Воспитатель может решить свои педагогические задачи при разделении детей на подгруппы. Например, педагог предполагает разделить детей на подгруппы так, чтобы в подгруппе был один сильный лидер, который сможет показать другим детям правильный образец действий. Или воспитатель хочет «слабых» детей, с трудом осваивающих материал, объединить в одну подгруппу, и с этой подгруппой он будет работать сам, в то время как остальные подгруппы будут выполнять задания самостоятельно, ориентируясь на сильного лидера. При этом воспитатель может раздать детям картинки, незаметно ориентируясь на цвет «рубашки». У детей, тем не менее, складывается впечатление, что выбор был объективным и не зависящим от воли воспитателя..
  4. С помощью этой игры у детей эффективно развивается навык выстраивания причинно-следственных связей (варианты 1,3 и 4), а также речевые навыки построения высказываний типа рассуждений. В указанных вариантах игры дети должны в нескольких картинках найти общий признак, выделить его и объяснить принцип объединения в одну группу.

Разделение на группы может проходить и без опоры на наглядность.

Важно, чтобы решение  возникающих проблемных ситуаций дети находили самостоятельно.

  1.  Эта игра очень хорошо решает задачи, связанные с осознанием ребенком своих индивидуальных особенностей. Например, можно предложить детям собраться в группы по цвету волос или глаз. Это задание им нравиться особенно, но при его выполнении возникают определенные трудности. Так,если в помещении нет большого зеркала, то многие ребята не в состоянии выполнить задание без посторонней помощи.

Можно попросить детей 5-6 лет определить свою ведущую руку. Это задание требует проведения предварительной работы. Предложите детям нарисовать себя на одном листе два раза – сначала одной рукой, потом другой.

Во время выполнения задания желательно удерживать их от непроизвольного желания перекладывать карандаш в ту руку, которая удобнее. Одновременно с этим подписывайте рисунки и указывайте на них, какой рукой они выполнены.

Чтобы придать игре логическое завершение, предложите детям пожать друг другу руки. Делать это нужно ведущей рукой.

После этого попросите детей собраться в группы : в одну войдут те, у кого удачнее рисунок, сделанный правой рукой, в другую – остальные.

Игра замечательно помогает детям прийти к единому мнению по спорным вопросам. Дискуссию удобнее начинать опять же с разделения на группы: согласные, несогласные, сомневающиеся.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1.

Ребенок занял место не в своей группе. Остальные члены группы не возражают, так как заняты собой.

Организуйте мини-дискуссию в образовавшейся группе, привлекая внимание детей к несоответствующему на первый взгляд выбору. Если «нарушитель» нашел, чем аргументировать свой выбор, не настаивайте на правильности своего мнения.

Ситуация 2.

Ребенок не имеет своего мнения и стоит в нерешительности вне групп.

Возьмите ребенка за руку, подведите по очереди к каждой из образовавшихся групп и спросите у детей, почему они собрались вместе. Ваш подопечный сам должен решить, какая из групп ему подходит больше.

Ситуация 3.

Ребенок, не раздумывая, спешит влиться в группу, где находится его друг.

Возьмите «нарушителя» за руку и скажите его другу, что вы (взрослый) и его приятель хотите играть вместе с ним. Глагол «хотите» в этом случае используется для того, чтобы не фиксировать внимание детей на нарушении правила или ошибочном выборе игрока. Хотя фактически игрок уже присоединился к группе не по правилу и тем самым нарушил его.

После этого каждому из играющих предлагается высказать свое мнение по поводу правомерности такого выбора не по правилу (мини-дискуссия).

Ситуация 4.

Дети из личных антипатий не хотят образовывать группу, которая, по логике вещей, в данном случае целесообразна.

Возьмите из рук детей картинки и предложите игрокам вместе с вами рассмотреть, что на них нарисовано.

После того, как дети ознакомятся с содержанием картинок, организуйте мини-дискуссию на тему, имеют ли эти картинки что-то общее.

Получив утвердительный ответ, обратите внимание детей на то, что они не очень внимательно слушали правила игры и допустили ошибку – смотрели не на картинки, а на игрока. Поэтому они чуть не проиграли эту игру.

Игра 3. «Давай думать вместе»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

- Повышать культуру диалога.

-Воспитывать ответственность за принятое решение.

- Развивать навык культурного социального творчества.

- Создавать условия для самоопределения каждого ребенка в коллективной деятельности.

Материалы, оборудование, принадлежности:

Наборы картинок с изображением разных предметов, объектов и явлений природы.

Организация игрового пространства.

На полу или на столе разложены картинки соответственно количеству детей или чуть больше. Картинки подобраны таким образом, чтобы их модно было разбить на пары по какому-либо признаку. Например, это могут быть пары из разных классификационных групп (одежда, транспорт, мебель, ит.п.).

Если картинки разложены лицевой стороной кверху, социальное творчество детей начинается с того момента, когда нескольким детям одновременно понравится одна и та же картинка. Оно будет заключаться в том, что дети смогут договориться, кому облюбованная картинка будет принадлежать.

Если картинки разложены оборотной стороной кверху, социальное творчество начнется, когда дети, взглянув на рисунок, станут договариваться о том, почему они образовали пару именно из этих картинок.

Правила и ход игры.

Детям предлагается взять по одной картинке. «Внимательно рассмотрите картинку, которая вам досталась, и разбейтесь на пары так, чтобы в каждой паре собрались картинки, у которых есть что- то общее». Основание для решения задачи не дается

По окончании игры проводится дискуссия, в которой каждый участник должен защитить свою точку зрения относительно выбора пары. Окончательное решение принимается на ведущим, а коллективно.

Примеры заданий.

Задания, предлагаемые в этой игре, имеют одну особенность: они поражают воображение и побуждают детей к активному заполнению «белых пятен»  имеющихся у них картины мира. И если задание сформулировано верно, в этой картине будут отчетливо просматриваться важные взаимосвязи. Все начинается с «точки удивления» - момента, когда ребенок с вашей помощью обнаруживает что-то, чего раньше не замечал.

Сюжет 1.

Тема :« Где и как живет человек» («Город»)_

«Точка удивления» - городские постройки: как в их формах отразился замысел создателей, заботящихся об удовлетворении тех или иных потребностей человека.

Иллюстративный материал:

- группа картинок (фотографий) «Нежилые здания»: поликлиника, библиотека, банк, школа, здание суда, отделение полиции;

- группа картинок (фотографий) «Жилые здания»: высотные, пятиэтажки, блочные, панельные, кирпичные и т.д.

Картинки раздают детям.

Задание: «Ребята, давайте рассмотрим картинки (фотографии), которые у вас в руках, и скажем, что на них изображено».

Можно подсказывать названия зданий, которые детям плохо знакомы.

«Все эти постройки выполнены руками людей и для людей. Но в некоторых из них люди живут – это жилые здания, а некоторые здания нужны только для работы или каких-либо других дел. Там люди не живут. Такие здания называются нежилыми. Подумайте, к какой группе относится здание, изображенное на вашей картинке, и займите место в соответствующей группе: жилые здания, нежилые здания, жилые здания с помещениями для магазинов, парикмахерских, офисов и т.п.».

Далее можно предложить детям рассказать о здании, в котором они живут. Какой дом, из чего сделан, сколько в нем этажей? Есть ли в квартире балкон, сколько комнат, какие удобства?

Советуем закончить работу по теме, попросив своих воспитанников нарисовать проект благоустройства двора или территории около дома. Но без вашей помощи дети не справятся.

Сюжет 2.

Тема: «Мир профессий».

«Точка удивления» - профессии людей: каждый человек сам выбирает себе занятие, в котором реализует свою потребность быть нужным другим людям, быть уважаемым и доставлять радость своим трудом.

Иллюстративный материал:

- набор картинок «Профессии людей»: повар, шофер за рулем грузовой машины, почтальон, продавец за прилавком и покупатели, учитель на уроке, врач у постели больного и т.д.;

- Набор картинок «Занятия людей»: женщина на кухне; мужчина за рулем легкового автомобиля; человек, опускающий письмо в почтовый ящик; девушка, несущая сумки с покупками; мать у постели больного ребенка и т.д.

Задание: Соберитесь в пары так, чтобы у каждой было что- то общее на картинках».

Далее следует обсуждение результатов, которое желательно предварить небольшим выступлением: «Пары картинок объединяет то, что на них изображены одинаковые занятия людей. Только в одном случае человек делает это на работе. Такая у него профессия. А на другой картинке человек делает то же самое для своей семьи или друзей».

Далее дети должны рассказать, какие именно дела изображены на их картинках и как называются их профессии.

Сюжет 3.

Тема: «Спорт»

«Точка удивления» - виды спорта; спорт-соревнование человека с самим собой, в котором он тренировкой преодолевает границы естественных возможностей своего тела.

Иллюстративный материал:

- набор картинок «Одиночные виды спорта»: велоспорт, плавание, бег, стрельба из лука, конный спорт, прыжки в высоту, подводное плавание и пр.;

- картинка «Что бы это значило?» - на ней изображен человек в водолазном костюме, который на велосипеде едет по морскому дну. Его окружают кораллы и стайка рыб.

Задание: «Посмотрите на картинку. Что бы это значило? Этот вид спорта недавно был заявлен на участие в Олимпийских играх. Но пока его в Игры не включили, потому что ещё не придумали название. Может быть, у нас с вами получится?

Детям раздают картинки и предлагают выполнить задание: «Соберитесь в две группы так, чтобы в одной группе были картинки с видами спорта, которые имеют отношение к этому странному спортсмену. В другую группу соберутся все остальные».

Вопросы для систематизации материала:

- Как называют спортсменов, изображенных на ваших картинках?

- Как называется вид спорта на вашей картинке?

- Какие органы и части тела приходится тренировать, чтобы добиться хороших результатов в данном виде спорта?

- Как называются действия, которые ваши спортсмены выполняют на тренировках?

В заключение проводится конкурс на лучшее название нового вида спорта, такого странного и необычного.

Сюжет 4.

Тема: «Жизнь на земле»

«Точка удивления» - многообразие форм жизни и способов приспособления к различным условиям обитания.

Материал:

- набор «Семена растений»: бобы, пшеница, кукуруза, каштаны, желуди и т.д.;

- набор «Надземные части растений»: стебли с листьями, цветы, стволы с кронами, ветки ()картинки);

- набор «Корни растений»: корни различной формы и величины;

- посылка от Старичка-Лесовичка–немного земли в мешочке или коробочке и письмо:

« Здравствуйте, ребята!

Посылаю вам в подарок очень ценный мешочек, в котором вы найдете волшебную землю с моей тропы. Эта земля – почва, потому что в ней есть все необходимое для жизни растений. Почва кормит и поит растения, совсем как это делают мамы со своими детишками. Если бы растения умели говорить, они бы называли землю своей мамой.

Растения – это мои внуки. Я забочусь о них и помогаю вырасти большими и здоровыми. Для них я – дедушка – лесовик.

Я стараюсь приходить в гости в городские квартиры, если в них живут комнатные растения. Теперь вам, должно быть, понятно, почему я прислал волшебный мешочек в ваш детский сад?

Конечно, мне хотелось бы приходить в гости и к вам. Помогите состояться нашей встрече.

До свидания, Старичок-Лесовичок.»

Вопросы для обсуждения:

- Что нужно сделать, чтобы встретиться со Старичком – Лесовичком?

- Могут ли растения жить без земли? Почему?

Задание:

« Соберитесь в три группы. В одной те, кому достались части растений, живущие над землей. В другой – те, у кого на картинках части растений, которые могут жить и над землей, и в земле. В третьей группе окажутся хозяева тех картинок, где изображены части растений, живущие только в земле».

Вопросы для обсуждения:

- Как называется часть растения, обеспечивающая его питание?

- Как называется часть растения, которая дышит?

- Как растения работают? (Приносят пользу другим существам планеты?)

- Когда растения отдыхают? Как они это делают?

Завершить игру можно так: «Земля кормит своих любимцев, поит их, обеспечивает всем необходимым. Эти части растения делятся дарами земли с другими частями растения, которые живут над землей. А с кем из живых существ делятся своими дарами сами растения?»

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций:

Ситуация 1.

Ребенок, не раздумывая, спешит составить пару своему другу.

Возьмите за руку «нарушителя» и обратите внимание его друга на то, что вы вместе с его приятелемхотите составить с ним пару. Пусть каждый из детей этой пары выскажет свое мнение по поводу такого решения проблемы (мини-дискуссия).

Ситуация 2.

Дети из личных антипатий не хотят образовывать пару, которая, по логике вещей, в данном случае целесообразна.

Возьмите из рук ребят картинки и предложите игрокам вместе с вами рассмотреть, что на них нарисовано.

После того как дети ознакомились с содержанием картинок, организуйте дискуссию о том, могут ли эти картинки образовать пару.Получив утвердительный ответ, обратите внимание «нарушителей»на то, что они не очень внимательно слушали правила игры, поэтому допустили ошибку – смотрели не на картинки, а на игрока. Из-за этого чуть не проиграли игру.

Ситуация 3.

Ребенок не имеет своего мнения и стоит в нерешительности, не присоединяется к играющим.

Возьмите ребенка за руку, подведите по очереди к каждой из образовавшихся групп и спросите у детей, почему они собрались вместе. Ваш подопечный сам должен решить, какая из групп ему подходит больше.

Игра 4. «Живые прыгалки»

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

- Формировать «зоны радости» в групповой игре.

- Воспитывать привычку согласовывать свои действия с партнерами по игре.

Материалы, оборудование, принадлежности: прыгалки ( по количеству играющих пар); карточки (по мере необходимости) – их содержание зависит от выбранной темы.

Организация игрового пространства:

Играть можно как с применением карточек, так и без них. Если вы решили работать с карточками, то заранее продумайте учебную задачу и сделайте соответствующие заготовки.

Например, в центре внимания данного занятия принцип подбора верхней одежды для прогулок. Тогда пары карточек могут быть такими: дождь – резиновые сапожки; яркий солнечный день – сарафан; снег -  теплый комбинезон; ранняя весна – курточка и шарфик; поздняя весна – легкие брюки с рубашкой, платье.

В этом случае правила игры такие же, как и в игре «Найди свою группу», с той лишь разницей, что конечная цель для детей – не поиск своей пары, а возможность покрутить прыгалки.

Если игра проводится без карточек, то вам лишь остается заранее разложить прыгалки по всему помещению. Их количество должно соответствовать числу играющих пар.

Перед объяснением правил игры желательно посадить детей за столы или на коврик. В этом положении они должны находиться до того момента, как получат разрешение начать игру.

Правила и ход игры.

Детям предлагается разбиться на пары так, чтобы в каждой были мальчик и девочка, имена которых на одну букву. « Сегодня у нас в гостях живые прыгалки. Посмотрите, вот они все разложены на полу. Но оживать они будут только по правилам:

- каждые прыгалки одновременно должны крутить одновременно два человека;

- в каждой паре обязательно должны быть мальчик и девочка;

- имена обоих должны начинаться на одну и туже букву.

Как только двое из вас находят друг друга, пара подходит к прыгалкам и начинает их крутить.

Постарайтесь запомнить, какие прыгалки оживут первыми».

 Игру можно разнообразить тем, что ведущий вручит каждой паре жетоны с указанием её порядкового номера в зависимости от скорости выполнения задания. В этом случае в конце игры предложите детям выстроиться в линейку в порядке полученных номеров. Так пары смогут  представитьсвой темп работы на фоне всей группы.

Затем попросите выйти не два шага вперед те пары, которые при этом выполнили задание верно. Пожмите каждому из победителей руку, подчеркивая их самое добросовестное отношение к заданию.

Такие действия побуждают к соревнованию. Но предпринимать их можно только после того, как игра будет освоена детьми ( не ранее чем 2-3 недели с момента первого знакомства с ней).

Примеры заданий.

Тема: Имя».

Иллюстративный материал: пара картинок «собака – коза».

Вопросы:

- По какому признаку объединены в пары эти животные?

- Когда они получают свои клички?

Иллюстративный материал: пара картинок «мальчик- девочка».

Вопросы:

- Назовите их по именам.

- Мальчика зовут..Как звучит его полное имя?

- Девочку зовут… Каково её полное имя?

- Всегда ли полное и уменьшительное имена начинаются на одну и ту же букву?

Иллюстративный материал:  пара картинок «гора-река».

Вопросы:

- Имеют ли реки названия? Приведите примеры.

- Имеют ли горы названия? Какие горы вы знаете?

- Почему эти картинки попали в одну пару?

Тема: «Мир профессий»

Иллюстративный материал:  карточки из лото «Мир профессий».

Задание:

- Составьте пары карточек так, чтобы в каждой из них оказались человек какой-либо профессии и инструменты или принадлежности, необходимые ему для работы.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1.

Пара, не выполнив учебного задания, сразу же устремилась к прыгалкам и начала игру по своим правилам.

Отберите у «нарушителей» прыгалки, не прерывая работы остальных, и объявите дополнительное правило: «Каждый из вас может прикоснуться к прыгалкам только после моего разрешения».

Ситуация 2.

Возникла сутолока из-за относительно малых площадей для такого рода занятий. Вместо необходимого количества прыгалок оставьте только одни и раздавайте их поочередно каждой паре лишь после того, как проверите, правильно ли выполнено задание.

Ситуация 3.

Пара образована с некоторым нарушением правила: один из детей назвал первую букву своего уменьшительного имени, а другой – полного. Помогите детям исправить ошибку, предлагая каждому в паре назвать оба своих имени и сказать, с какой буквы они начинаются.

Игра5. « Нарисуй то же своим цветом».

Задачи:

- Формировать навык согласованных действий в условиях ограниченного пространства.

- Содействовать освоению правил честного соперничества, закреплять навык самоконтроля.

Эти задачи целесообразно решать в работе с детьми в возрасте от 5 лет. Помогите им выразить свое мнение о наиболее понравившихся работах сверстников.

Материалы, оборудование, принадлежности.

Набор писчих инструментов (по количеству рабочих групп); раздаточные плакаты (по количеству рабочих групп).

Организация игрового пространства.

На куске обоев или на листе ватмана большого формата изображается требуемый знак – по аналогии с тем, что представлен на рисунке.

Рисунок выполняется маркером или восковыми мелками. Если занятие проводится на улице, то рисовать можно на асфальте.

По центру изображения пунктиром рисуется средняя линия.

Каждый такой лист рассчитан на работу 5-6 детей одновременно. Заготовок должно хватить на всех, так же как и наборов фломастеров или цветных карандашей.

Листы и писчие инструменты раскладываются на полу.

Правила и ход игры.

До начала игры детям объясняется значение знака, предлагается нарисовать его в воздухе «волшебной кисточкой». После этого группа разбивается на рабочие подгруппы по 5-6 человек. Для этого можно использовать игру «Найди свою группу».

Каждая группа подводится к своему месту (лежащей на полу заготовке) и выстраивается в линейку (см. игру «Найди своё место в ряду»).

После этого играющим дается задание по очереди пройти по средней пунктирной линии в центре знака. Можно эту процедуру повторить несколько раз. Желательно, чтобы дети шли по листу босиком.

На следующем этапе играющие должны по очереди провести по средней линии рукой: сначала с открытыми глазами, потом сразу же попробовать это сделать с закрытыми глазами.

Затем детям выдаются фломастеры разных цветов, и предлагается нарисовать множество аналогичных значков на поле большого знака (внутри него) – сколько успеют, пока играет музыка (приблизительно 2-3 минуты).

В конце игры желательно устроить «смотрины» и отметить те группы значков (выполненных на листе одним цветом, а значит, принадлежащих одному автору), которые получились наиболее удачными. Пусть все узнают, кто сумел так хорошо справиться с заданием.

Когда дети усвоят правила данной игры, можно несколько изменить условия, чтобы придать ей элементы соревнования. Для этого по окончании игры предложите детям посчитать, у кого сколько значков получилось: «У кого больше всех? У кого меньше?»

И последнее задание выстроиться в порядке убывания количества нарисованных значков, что сразу выявит победителя.

Примеры заданий.

Занятие РЭМП.

Иллюстративный материал: цифры и буквы.

Вопросы и задания:

- Нарисуйте в большом знаке столько маленьких значков, очень похожих на большой, сколько успеете за то время, пока звучит музыка.

- Посмотрите: значки какого цвета получились самыми красивыми и аккуратными?

- Значков какого цвета больше всего?

- Каквы считает, кто вышел победителем в этой игре?

Тема: Чувства»

Иллюстративный материал: схематические изображения различных эмоциональных переживаний,

Вопросы и задания те же.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. Ребенок сидит в группе и только наблюдает за работой остальных.

Молча возьмите кисть его руки в свою руку и начните рисовать первые несколько значков. После этого отпустите руку ребенка и понаблюдайте за его работой, стоя рядом.

Ситуация 2. Ребенок не может начать работу из-за того, что ему не нашлось удобного места около плаката (застенчивость).

Возьмите ребенка за руку и попросите детей немного подвинуться, так чтобы вам тоже было удобно рисовать. После этого, отпустите руку подопечного и взглядом предложите ему приступить к работе.

Ситуация 3. Ребенок работает быстро, на скорость, но неточно или неправильно.

Скажите, что вы хотели бы немного поработать с ним вместе. Далее то же, что и в предыдущих случаях.

Игра 6. «Найди своё место в ряду».

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей.

- Воспитывать навык соблюдения очередности, заданной правилами.

- Развивать способность к поиску своего места в группе.

- Стимулировать способность детей к осмыслению своих отличительных особенностей.

Эта задача актуальна для тех, кто работает по программам «Истоки», «Развитие», «Радуга», «Успех», «Открой себя», «Я-человек», в которых направление социального развития дошкольников имеет приоритет.

Материалы, оборудование, принадлежности: набор картинок с изображением предметов, принадлежащих к одной классификационной группе; набор картинок с изображением различных фаз одного явления (как вариант).

Организация игрового пространства: начертите или ещё каким-либо образом укажите линию, вдоль которой надлежит построиться, а также обозначьте место первого в ряду.

Правила и ход игры.

Следует объяснить детям, почему они должны построиться в линейку: «Каждый ищет своё место самостоятельно. Нельзя разговаривать, не надо помогать другим и давать советы. Игра закончиться, когда все займут места в ряду».

Примеры заданий.

Тема: «Внешность».

Задания:

для девочек – расставьте мальчиков в ряд так, чтобы в начале ряда стоял самый вежливый из них, а в конце – наименее вежливый;

для мальчиков – постройте девочек в ряд, начиная с самой аккуратной.

Тема: «Проявления жизни» ( «Люди и время»)

Иллюстративный материал: картинки с изображением людей в разном возрасте.

Задание: разложите картинки по возрасту изображенных на них людей.

Тема: «Как животные двигаются».

Тема: «Среда обитания человека».

Тема: «Люди и время»(разложить поздравительные открытки к разным праздникам).

Тема: «Водная стихия» (где вода грязнее : родник, пруд, ручей, река, водохранилище?)

Тема: «Мои достижения».

Задание: назовите троих детей из группы, кто:

- быстрее бегает;

- выше прыгает;

- дальше бросает мяч;

- точнее попадает в цель.

Расставьте выбранных вами чемпионов на пьедестале победителей: 1-е, 2-е и 3-е места.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. Дети устроили сутолоку, выясняя отношения силовыми методами. Отмените задание и повторно дайте прослушать правила игры. После этого снова предложите приступить к выполнению задания.

Ситуация 2. Задание выполнено с ошибками.

Предложите каждому посмотреть на соседей справа и слева, напоминая, по какому признаку надо было построиться. Например: если детям было предписано выстроиться по росту, то стоящий справа должен быть выше, а слева – ниже. Если это условие соблюдено всеми игроками, значит задание выполнено верно.

Игра 7. «Зрительный зал».

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

- Повышать культуру диалога (см. игру «Волшебная палочка»).

- Воспитывать ответственность за принятое решение (см. игру «Найди свою группу»).

- Формировать навык включения в коллективную деятельность по правилам ( см. игры «Найди свою группу», «Давай думать вместе».)

- Развивать умение соблюдать очередность.

- Проверять уровень осознания ребенком своих отличительных особенностей, отражающийся в его речевой деятельности (см. игру «Найди своё место в ряду»).

Материалы, оборудование, принадлежности: стулья (по количеству игроков или больше); карточки( по мере необходимости).

Организация игрового пространства. Для примера рассмотрим следующее задание. Вы хотите закрепить знания детей о месяцах года. Предложите им вспомнить свои даты рождения.

В этом случае целесообразно организовать пространство следующим образом: расставьте стулья в 12 рядов по 4 стула в каждом. Начало рядов пометьте карточками с обозначением порядкового номера месяца в году и его названия.

Остальные карточки - входные билеты  – разложены на столе в стороне от основного игрового поля. Детям предлагается сначала подойти к столу и взять карточку, на которой написано название месяца, когда они родились. Потом найти ряд стульев, отмеченный карточкой с тем же названием. После выполнения этой части задания участникам игры предстоит занять места в ряду таким образом, чтобы дни рождения сидящих возрастали от начала ряда к концу.

Возможен упрощенный вариант игры, в котором карточки уже разложены в соответствующих рядах, но в беспорядке. В этом случае задача игроков – систематизировать карточки в своем ряду.

Правила и ход игры.

«Сейчас мы пойдем в кинотеатр. Билеты на просмотр фильма лежат вот здесь. Каждый возьмет один билет и займет свое место в зрительном зале.

До начала фильма контролеры проверят, правильно ли вы нашли свое место. Те, кто сел не на свое место, будут выведены из зала».

Чтобы придать игре логическое завершение, хорошо закончить её просмотром диафильма или чтением художественной литературы по теме занятия.

Примеры заданий.

Тема: «Моя внешность»

Иллюстративный материал: на столе лежат входные билеты-карточки с изображением людей разного пола и возраста-от младшего дошкольного до престарелого.

Задание:

- Разложите на стульях кинозала карточки по порядку в два ряда: первый – представители мужской половины человечества – от рождения до старости;

второй-представители женской половины человечества-от рождения до старости.

Тема: «Моя семья»

Иллюстративный материал: карточки заранее разложены на стульях кинозала в пять рядов: первый – мальчики и девочки; второй – молодые мужчины и женщины; третий – старики и старушки; четвертый – домашние питомцы и растения; пятый – прочие «жильцы» (тараканы, муравьи, сверчки).

Дети заходят в зал и рассаживаются произвольно. Каждый берет в руки карточку со своего стула.

Задание:

- Представьте себе, что вы все одной семьей живете в одной квартире. Кем может тебе доводиться тот, кто изображен на твоей карточке? Давай посмотрим, кто можт жить в большой человеческой семье.

Тема: «Проявления жизни».

Тема: «Искусство и творчество»

Тема: «Мои любимые занятия»

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Те же, что и в играх «Найди свою группу» и «Найди свое место в ряду».

Игра 8. «Радиоэфир».

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

- Стимулировать способности активного слушания.

Начинать нужно с малого. Пусть дети научаться слушать с закрытыми глазами. Для этого даже можно сделать специальные очки-маски и предлагать их надевать во время выполнения некоторых заданий. Продолжительность работы в очках на начальном этапе не должна превышать полутора минут, впоследствии – 3-4 минуты.

- Воспитывать культуру устной речи (ясного и грамотного изложения своих мыслей).

Полезна работа с пословицами и поговорками. Понимание их скрытого смысла значительно расширяет возможности устной речи человека.

- Формировать навыкконтроля за правильностью выполнения задания.

Материалы, оборудование, принадлежности: магнитофон (как один из вариантов); ширма, доска с мелом или плакат с соответствующей схемой; картинки для составления рассказа (по мере необходимости); раздаточный материал соответственно количеству обучающихся (по мере необходимости).

Организация игрового пространства.

Ведущий радиоэфира (тот, кто делает сообщение) располагается так, чтобы остальные игроки не видели его лица. Это можно сделать следующими способами:

- Слушатели садятся спиной к ведущему. Просто попросить детей закрыть глаза – плохая альтернатива этому способу: старшие дошкольники не откажут себе в удовольствии подглядывать.

- Ведущий располагается за ширмой. Данный способ предпочтителен, если от ведущего требуется составление связанного рассказа по картинке.

- Сообщение заранее записывается и дается для прослушивания.

Правила и ход игры.

Задание, связанное с развитием навыка деления устной и письменной речи на слова, можно предъявлять как в аудиозаписи, так и в виде устного сообщения. Для контроля правильности его выполнения детям даются листки со схемой стихотворения, которое будет звучать в радиоэфире. Такую же схему рисуют на доске или плакате.

Схема на доске и на раздаточных листках.

!_____ _____ _____ ______:

!_____ в_____  _______.

!_____, ______, не_____:

Не______ в_____  _____.

«Сейчас мы с вами прослушаем запись радиопередачи. В ней прозвучат знакомые вам стихи. При записи артистом были допущены ошибки. Их надо найти. Делать это будем следующим образом: на ваших листочках изображена вот такая схема (показывает схему на доске), на этой схеме нужно перечеркнуть крестом те слова, в которых артистом допущены ошибки. Запись передачи будет повторяться два раза».

Далее дважды зачитывают стихотворение. Первый раз выразительно и в обычном темпе, при этом указкой следует проводить вдоль линий, обозначающих на схеме соответствующие слова.

Повторно стихотворение читают более медленно и членораздельно, с теми же фиксирующими жестами: Ваша Таня громко плачет:

                                             Уронила в лужу мячик.

                                             Тихо, Светочка, не плачь:

                                             Не утонет в речке мяч.

Когда работа будет окончена, предложите детям поменяться листками. Покажите на доске правильный ответ и попросите ребят проверить работу товарища.

Ту же игру можно провести иначе. За ширмой перед ребенком – ведущим радиоэфира раскладывают картинки или муляжи фруктов и овощей. Он выбирает один из предметов и описывает его, не называя. После этого ширму убирают и предлагают слушателям угадать, о каком предмете было рассказано.

Примеры заданий.

Тема: Анкетные данные».

Воспитатель приглашает одного из детей пройти за ширму. Остальные дети группы внимательно следят за развитием событий, слушают, как выполняет задание воспитателя ребенок за ширмой, и соответствующим образом реагируют.

Ситуация 1. Воспитатель обращается к ребенку за ширмой: «Ты дома один. Звонок в дверь. Оказалось, что за дверью находится незнакомый человек. Он настойчиво предлагает тебе открыть дверь. В доме есть телефон. Если набрать номера 01, 02, 03 – тебя соединят соответственно: с пожарной частью, с отделением полиции, со станцией «Скорой помощи». Твои действия?»

Можно предложить ребенку игрушечный телефон  - пусть он сделает свое сообщение по нему. Сидящие в группе дети берут на себя роль соответствующих служб, отгадывают ситуацию и задают уточняющие вопросы.

Ситуация 2.  «Ты пошел с мамой на рынок и заблудился. Тебя привели в офис директора рынка, где есть телефон и репродуктор, по которому можно сделать сообщение. Твои действия?»

Ситуация 3. «Ты один дома. Из кухни повалил дым. Дверь заперта на ключ снаружи. Твои действия?»

Реакция группы та же.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. Ребенок, сидящий спиной к говорящему, норовит повернуть голову и посмотреть, что делается за спиной.

Подойдите к ребенку со спины, положите руки ему на плечи, погладьте по голове. Задержитесь на некоторое время. Затем отойдите и посмотрите, будет ли снова нарушать правило. Если да, выведите ребенка из игры и посадите около себя.

Ситуация 2. Ребенок начинает параллельно с эфиром выкрикивать ответ.

Подойдите, возьмите руку «нарушителя» и прикройте ему рот его же ладошкой.

Ситуация 3. Ребенок, выступающий в роли ведущего, не может составить рассказ о предмете.

Окажите ему посильную помощь. Сядьте рядом и начните задавать вопросы по следующей схеме:

- По форме он (какой?)…

- Когда я глажу его рукой, то чувствую (что?)…

- Когда я его надкусываю, то слышится (что?)…

Игра 9.  «Покажите нам».

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей.

- Формировать навык координации совместных действий в пространстве рабочей комнаты.

- Развивать умение взглянуть на себя со стороны.

- Воспитывать чувство ответственности за конечный результат. (См. игры «Давай думать вместе» и «Найди свою группу».)

Материалы, оборудование, принадлежности: доска с мелом или опрный плакат соответствующего содержания ( если необходимо).

Организация игрового пространства: не требуется никакой дополнительной подготовки – дети работают подгруппами на самостоятельно выбранном свободном пространстве рабочей комнаты.

Правила и ход игры. 

Разделите детей на группы (см. игру «Найди свою группу» или «Найди свое место в ряду»)

Вариант 1. Каждой группе выдается персональное задание – знак, который она должна показать таким образом, чтобы все члены группы приняли в этом участие. Такой вариант задания лучше всего выполнять группами по 2-3 человека.

Вариант 2. Группе детей, построенной в линейку, предлагается выполнить зашифрованную инструкцию. Например: - - - **-***, где каждая черточка обозначает стоящего игрока, а звездочка – игрока, сидящего на корточках.

Когда задание будет выполнено, следует дать оценку его исполнению, в которой участвуют все игроки. Участие их заключается в том, что каждый высказывает свое положительное мнение хлопками, а отрицательное – топаньем.

Активное исправление неточностей в неправильных вариантах не допускается.

Примеры заданий.

Вариант 1. Выполняется группой в 2-3 человека.

Задание: изобразите букву, на которую начинается имя одного из ваших игроков.

Вариант 2.  До начала игры каждой группе игроков (2-3 человека) выдается карточка с изображением предмета, например яхты.

Задание: изобразите предмет, который вам достался. После того как предмет будет отгадан, задайте детям вопросы:

- Расскажите, что вы знает о яхте.

- Кто из морских обитателей двигается быстрее, чем яхта? Кто медленнее?

- С кем из морских обитателей можно встретиться, путешествуя по морю на яхте?

- Кто из морских обитателей никогда не встречается с яхтой? Почему?

Вариант 3. Выполняется с использованием картинок, на которых изображены дети (люди), испытывающие разные эмоции.

Тема: «Мои чувства и эмоции»

Возраст детей 4-6 лет.

Задание: педагог поочередно демонстрирует различные фотографии и дает словесное сопровождение типа : «Бабочка улетела…» (печаль, разочарование), «Не тронь мою игрушку!» (гнев), «Ты совсем не испугался?*!» (удивление). Дети в ответ мимикой и жестами передают названное состояние.

Тема «Мое тело».

Задание: представь себя в следующей ситуации и покажи, какие чувства и покажи, какие чувства ты будешь испытывать:

- Ты бегаешь по траве босиком.

- У тебя на руках пушистый маленький котенок, ты его гладишь.

- К тебе подошел знакомый ребенок с грязными руками, в перепачканной одежде и протянул руку, чтобы поздороваться.

- Ты собираешься на улицу. Одежда, которую ты надеваешь, оказалась грязной.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. В выполнении задания допущена ошибка, и игрок (и) из другой команды начинает активно участвовать в ее исправлении. Молча возьмите за руку активиста и верните его в свою команду.

Ситуация 2.  Знак изображен неправильно или не очень внятно. Предложите одному из наиболее сообразительных игроков команды посмотреть со стороны на то, что получилось. Для этого займите его место в конструкции и подождите реакции. После чего посоветуйте ребенку вернуться в команду и вместе со всеми подумать ещё.

Игра 10. «Волшебные картинки».

Задачи, ориентированные на социальное развитие детей:

- Воспитывать привычку оценивать свой вклад в коллективную работу.

- Формировать навык определения границ допустимой самодеятельности в группе сверстников.

- Развивать потребность в творческом самовыражении.

Материалы, оборудование, принадлежности: несколько столиков (по числу рабочих групп); листы чистой бумаги (по числу участников игры); наборы цветных карандашей или фломастеров ( по числу рабочих групп); магнитофон.

Организация игрового пространства: каждая подгруппа садится вокруг своего стола, размер которого позволяет всем участникам работать одновременно.

Правила и ход игры.

Участники делятся на подгруппы, состав которых определяется учебной задачей (см. игру «Найди свою группу»)

«Сейчас мы с вами попробуем нарисовать большую семью. Работать будем следующим образом. Я назову какого-нибудь члена семьи и включу музыку. А вы должны будете нарисовать этого человека за то время, пока она звучит. Когда музыка прекратиться, каждый из вас передает свой листок сидящему рядом по часовой стрелке игроку команды. После этого я назову следующего члена семьи, и игра продолжится».

Ребенок получает чистый лист бумаги и карандаш или фломастер. При этом цвет карандашей у членов одной группы не должен повторяться.

Внимание! Правила игры сообщаются игрокам до того, как они займут свои места и получат писчие принадлежности. По окончании игры организуются «смотрины», на которых дети высказываются о работах, больше всего им понравившихся, и объясняют причину своего выбора.

Авторские коллективы этих работ поощряются. Каждый автор сообщает о своем вкладе в общее дело.

Примеры заданий.

Тема: «Мое тело».

Рисуем человека:

  1. Туловище в одежде.
  2. Ноги.
  3. Голову – не прорисовывая выражения лица, но детально обозначая прическу.
  4. Лицо, выражающее радость.
  5. Рисуй все, что тебе хочется, но так, чтобы получился законченный рисунок.

Тема: «Среда обитания человека»

Рисуем городскую улицу:

  1. Дорогу с машиной.
  2. За дорогой – высотный дом с магазином на первом этаже.
  3. Вдоль дороги – деревья и кусты.
  4. Пешеходов на тротуаре, около проезжей части.
  5. Птиц.
  6. Что-нибудь ещё, что встречается на улицах нашего города.

Рисуем деревню:

  1. Реку.
  2. За рекой – дома.
  3. За домами – лес.
  4. Животных около домов.
  5. Птиц.
  6. Рисуй себя – ты отдыхаешь.

Тема: «Люди и время».

Рисуем отдыхающих на природе людей:

  1. Костер, людей около костра.
  2. Рядом – людей, играющих в мяч (вид игры выбери сам).
  3. Ручей.
  4. Собаку у ручья.
  5. Нарисуй себя. Подпиши имя под своим изображением.

Примеры предпочтительных выходов из нестандартных ситуаций.

Ситуация 1. Ребенок отказывается рисовать и сидит, наблюдая за работой сверстников.

Подойдите к нему, скажите, что хотите порисовать вместе с ним. После этого возьмите руку ребенка в свою и начните рисовать. Потом предложите ему продолжить работу самостоятельно и задержитесь около него на некоторое время.

Ситуация 2. Ребенок увлекся и рисует весь проект целиком, не передавая листок следующему игроку.

Подойдите, негромко сообщите ему, что он нарушает правила игры. Оставайтесь рядом с «нарушителем», пока он не передаст листок другому игроку.

Ситуация 3. Дети не хотят сидеть рядом друг с другом из личных антипатий.

Подойдите к упрямцам, дайте им понять, что вас это огорчает: оказывается, в группе не все дети дружны между собой? Предложите «недругам» устроить перемирие с рукопожатием. Можно к этой процедуре добавить считалку-мирилку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

Дидактическая игра "Соберем котенка вместе"

Так как игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста, то все обучение и воспитание ребенка  проходит через игру.  Игровая деятельность, так же как и изобразительная...

дидактическая игра "Играем вместе"

развитие чувства ритмасовместное музицирование...

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВМЕСТЕ С МАМОЙ.

МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ВМЕСТЕ С МАМОЙ....

Дидактическая игра «Я загадаю-вместе отгадаем»

Дидактическая игра «Я загадаю - вместе отгадаем»(схема блоки Дьенеша)Воспитатель: Ребята, послушайте загадку, а ответ составьте по схеме. Две росинкиЧудеса!Полетели в небеса&hell...

Описание авторской дидактической игры «Сортируй мусор вместе с Эколятами» для детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактической игры «Очисти поляну от мусора» поможет детям:познакомиться с правилами сортировки мусора, с принципами сбора и утилизации бытовых отходов;сформировать умения пр...

Описание авторской дидактической игры «Сортируй мусор вместе с Эколятами» для детей старшего дошкольного возраста

Использование дидактической игры «Очисти поляну от мусора» поможет детям:познакомиться с правилами сортировки мусора, с принципами сбора и утилизации бытовых отходов;сформировать умения пр...