Главные вкладки

    Консультация для родителей на тему «Влияние фольклора на развитие речи детей»
    консультация на тему

    Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vliyanie_folklora_na_razvitie_rechi.docx21.89 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1 «Образовательный центр» п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

    структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

    «Влияние фольклора на развитие речи детей»

    (консультация для родителей)

    Возвращение к истокам устного народного творчества в детском саду сейчас очень актуально. В раннем детстве ребенок как губка впитывает все впечатления, и они являются самыми сильными по определению ученых. У ребенка формируется свой особый мир, где есть место восторгу, страданию, любви, состраданию, тайнам. Эстетическое воспитание ребенка не возможно без народного поэтического фольклора.

    Для самых маленьких воспитанников знакомство с устным народным творчеством начинается с «малых фольклорных форм» - потешек, считалочек, коротких сказок. Хорошо воспринимают дети и загадки. Малыши знакомятся с новыми словами, с народными чувствами и мыслями, развивают свою речь, начинают проникать в область народного духа русского языка. Подать это можно в виде театральной игры, особенно когда дети еще не привыкли к детскому саду и им тяжело расставаться с родителями. Утром детей можно встречать необычной привлекающей внимание игрушкой и приготовленной к ситуации потешкой. Потешку представить в картинках и рассказать о ее персонажах. Все вместе дети учатся говорить и двигаться как представители потешки. У ребенка возникают положительные чувства к воспитателю и своим маленьким приятелям.

    Фольклорные мотивы продолжаются и в народных сказках. По своему назначению они бывают бытовые, волшебные и сказки о животных. Представить героев сказок в лицах помогут маски, костюмы. Дети с удовольствием слушают, запоминают. Учатся пересказывать с помощью игрушек, повторяя интонации воспитателя. Сказки расширяют знания детей незнакомых им предметов, как добро борется со злом, о мудрости и глупости, как сильный защищает слабого. Видя перед собой отношения персонажей сказки, дети познают противоречивость окружающего мира. Это заставляет их учиться состраданию, сочувствию, сопереживанию и умению радоваться их удачам. Сказки призывают ребят к трудолюбию, дружбе, правдивости, взаимовыручке.

    Устное народное творчество - это одно из средств духовно-нравственного развития личности ребенка. Речь, словарный запас, произношение, строй речи характеризует интеллектуальное развитие наших детей. Богатство языка, знание традиций, обычаев своего народа, любовь к отечеству, нравственное и эстетическое воспитание ребенка не будет полноценным без устного народного творчества.

    Следующий вид игр — игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняются такие движения:

    - самомассаж;

    - шевеление пальчиков;

    - поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки;

    - разведение пальцев и их сведение;

    - хлопки;

    - сжимание пальцев в кулак и разжимание;

    - помахивание кистями - сверху вниз;

    - помахивание кистями к себе и от себя;

    - вращение кистей - «фонарики».

    Вместе с движениями произносят слова:

    У бабы Фроси пяток внучат,

    У бабы Фроси пяток внучат,

    (Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую).

    Все каши просят,

    Все криком кричат.

    (Всплеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею).

    Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, дети учатся на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомимическими движениями, яркой мимикой и жестами. Целенаправленное и систематическое использование произведений фольклора в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.

    Содержание небольших произведений народного поэтического творчества многоплановая. В потешках и песенках оживают явления природы («Ночь пришла, темноту привела», «Солнышко-ведрышко», «Обогрело телят, ягнят и еще маленьких ребят», на небе появилась радуга-дуга «высока и туга»), действуют животные (кисонька-мурысонька, курочка-рябушечка, сорока- белобока и многие другие персонажи). Описание их не только поэтично, но и образно: курочка-рябушечка идет на реку за водичкой - цыпляток поить; кисонька-мурысонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички; сорока-белобока кашку варит - деток кормить; котик идет на Торжок и покупает пирожок; заинька горенку метет и т.д.

    Нельзя забывать, что словарный запас детей раннего возраста не велик, реальный мир воспринимается своеобразно. Поэтому потешки должны соответствовать уровню развитию детей. И интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие, они побуждают детей к действию, произнесенные на распев, ласково, негромко, успокаивают, настраивают на сон, отдых.

    Воспитатели могут использовать потешки, чтобы заставить детей двигаться:

    Киска, киска, киска, брысь!

    На дорожку не садись.

    На деточка пойдет,

    Через киску упадет! или:

    Встань, малыш, еще разок,

    Сделай маленький шажок,

    Топ, топ!

    Ходит мальчик наш с трудом,

    Первый раз обходит дом,

    Топ, топ!

    В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

    Петушок, петушок,

    Золотой гребешок,

    Что так рано встаешь,

    Деткам спать не даешь? или

    Наши уточки с утра:

    Кря, кря, кря.

    Наши гуси у пруда:

    Га-га! Га-га! Га-га!

    Наши курочки в окно:

    Ко-ко, ко-ко, ко-ко...или

    На дубочке,

    Тут сидят два голубочка.

    У них шейки голубые,

    У них перья золотые.

    Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом наглядного материала, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость. Поставив задачу знакомить детей с устным народным творчеством, мы понимаем, что это будет знакомство с важной частью духовной культуры народа, с объективными законами красоты.

    Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Учитывая огромную значимость устного народного творчества в развитии речевой активности детей, работа проводится как на занятии, так и в свободное время.

    В разные режимные моменты используются фольклорные произведения:

    - во время умывания - потешка «Водичка-водичка...»;

    - во время причесывания - «Расти коса до пояса...»;

    - во время одевания на прогулку - «Вот они сапожки...»

    Следует петь малышам колыбельные песни, которые они не только слушают и запоминают, но и сами поют своим куклам «дочкам» и про кота-воркота и про гулей.

    Для уточнения и углубления знаний об окружающем мире, о сезонных явлениях используют соответствующие загадки, например во время наблюдений:

    Весной вырастают,

    Осенью опадают.(листья)

    Большую радость приносят детям игрушки.

    Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста, следует играть в русские народные игры с припевами, такие как «Зеркало», «Гуси, вы, гуси», «Коза-хлопота», «У медведя во бору».

    Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал.

    Произведения устного народного творчества - это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, трудового, патриотического воспитания дошкольников.

    Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант русского народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.

    Список литературы:

    1. Загрутдинова М. Использование малых фольклорных форм / М. Загрутдинова, Н. Гавриш // Дошк. воспитание. - 1991. - № 9. - С. 16-22.

    2. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская. – М. : Педагогика, 1972. – 143 с.

    3. Павлова Л.И. Фольклор для маленьких // Дошк. воспитание. - 1991. - № 6. - С. 46-53 ; № 7. - С. 37-41.

    4. Бойчук И.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с русским народным творчеством: перспективное планирование, конспекты занятий, бесед. – М. : Детство-Пресс, 2013. – 416 с.

    5. Гасанова Л.Н. Формирование интереса дошкольников к национальной культуре // Пед. образование в России. – 2011. - № 12. – С. 24-27.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей на тему: "ВЛИЯНИЕ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

    Игра явл        Игра является основным видом деятельности дошкольника, необходимым  условием всестороннего развития личности и интеллекта. Наряду с общим влиянием игры на...

    Консультация для родителей на тему: "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"

    Консультация для родителей на тему: "Влияние оригами на развитие речи дошкольников"...

    Консультация для родителей на тему: «Влияние компьютера на развитие речи ребенка»

    В данной статье рассказывается о влянии компьютера на речевое развитие детей....

    Консультация для родителей на тему «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    В консультации материал по использованию фольклора в работе с детьми раннего возраста....

    Консультация для педагогов по теме: «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»

    Устное народное творчество - гениальный творец языка и величайший педагог. Народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственн...

    Консультация для родителей на тему "Влияние фольклора на развитие речи детей младшего возраста"

    Консультация для родителей детей младшего возраста детского сада...

    31.05.2020 Консультация для родителей «Роль малых форм фольклора в развитии речи детей»

    laquo;Роль  малых форм фольклора в развитии речи детей» Фольклор - это коллективное художественное творчество народа. Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный о...