Сюжетно-ролевые игры для второй младшей группы
картотека (младшая группа) на тему

Елена Михайловна Поцелуева

Здесь представлены самые любимые игры наших малышей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование сюжетно-ролевой игры во 2-й младшей группе.

Сюжетно - ролевая игра "Семья"

Активное познание окружающей действительности

1. Рассматривание иллюстраций.

Чтение С. Капутикян «Маша обедает»

2. Беседа на тему «Моя мама»

3. Рассматривание семейных фотографий, картинок с изображение семьи.

4. Совместно с детьми организовать фотовитрину из семейных фотографий.

Обогащение игрового опыта

1. Дидактические игры: «Напоим куклу чаем», «Накормим куклу обедом»

Цель: уточнить название посуды, назначение, учить последовательно выполнять действия.

2. Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Цель: упражнять в умении воспроизводить последовательность действий.

Развитие игровой предметной среды

Создание игровой обстановки в кукольном уголке.

Внесение посуды, утюга, ванночки, коляски, новой кроватки с постельным бельм.

Внесение в игру предметов заместителей.

Общение воспитателя с детьми

1. Показ игровых действий.

2. Совместная игра (воспитатель – дочка, ребенок – мама) .

3. Вопросы об игре («Как зовут твою дочку? », «Что ты ей сварила? »,

«Когда пойдете гулять? »).

Сюжетно - ролевая игра "Магазин"

Активное познание окружающей действительности

1. Целевая прогулка к магазину.

Цель: расширить знания детей о труде продавца.

2. Беседа на тему «как мы ходим в магазин».

Цель: расширять знания детей о взаимоотношении продавца с покупателями.

3. Рассматривание иллюстраций «В магазине».

4. Чтение Ч. Янгарским «В магазине игрушек».

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Какие продукты продаются в магазине».

2. Игровое упражнение «Поможем кукле выбрать покупку»

Цель: расширить представления детей о товарах, которые продаются в разных магазинах.

3. Беседа «Какие бывают магазины».

Развитие игровой предметной среды

1. Шитье фартука и шапочки для продавца.

2. Оформление витрины.

3. Внесение сумочек,  игрушек-заместителей (печенье – кирпичики,

конфеты – цветные палочки, деньги - разноцветные бумажки).

Общение воспитателя с детьми

1. Проблемная ситуация: дома закончились продукты.

2. Игровая ситуация «Открылся овощной магазин», «Научим зайку ходить в магазин».

3. Показ игровых действий.

4. Совместная игра (воспитатель – покупатель, ребенок – продавец).

Сюжетно-ролевая игра "Больница"

Активное познание окружающей действительности

1. Чтение К. И. Чуковского «Доктор Айболит».

2. Рассматривание иллюстрации «Кукла заболела».

3. Встреча с медсестрой детского сада.

4. Беседа «Как доктор лечит детей».

5. Экскурсия в медицинский кабинет.

6. Чтение Е. Крылова «Как лечили петуха».

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Кому что нужно для работы».

Цель: учить подбирать предметы по назначению.

2. Д/и «Чей предмет». Цель: учить называть профессию по предмету труда (трубка для слушания, градусник).

3. Д/и «Лечим куклу» (послушать, поставить градусник, дать чай с малиной, молоко с медом).  Цель: учить детей игровым действиям.

4. Д/и «Что лишнее».     Цель: учить замечать ошибки, исправлять их.

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение набора «Доктор» (градусник, бинта, бутылочек из-под лекарств, шпателя) .   2. Внесение халата, шапочки для врача.

3. Внесение предметов-заместителей (вата – кусочек поролона, таблетки – рисунок на картоне).

Общение воспитателя с детьми

1. Игровая ситуация: кукла лежит в кроватке, не встает, у неё болит горлышко.

Дети включаются в ролевую беседу со взрослым, ребенок самостоятельно выполняет действия с куклой, повторяя за воспитателем.

Вопросы: - Что делает доктор? - Кто из вас хочет стать доктором?

2. Игровая ситуация: «Кто забыл свои вещи? »

«Кому это нужно? »

Сюжетно-ролевая игра "Автобус"

Активное познание окружающей действительности

1. Целевая прогулка по ближайшей улице поселка.

2. Беседа на тему «На чем люди ездят»

3. Рассматривание альбома «Транспорт моего поселка»

4. Приглашение в гости папы – водителя.

5. Наблюдение за трудом шофера, который привозит продукты в детский сад.

Обогащение игрового опыта

1. Д/и «Чей предмет»

Цель: продолжать учить называть профессию в соответствии с предметом.

2. Д/и «Едем в гости»

Цель: продолжать учить детей разнообразить игровые действия.

Развитие игровой предметной среды

1. Внесение руля, ключей, кепки для шофера, набор ключей, игрушки – автобуса.

2. Внесение предметов – заместителей (ключи для ремонта машин – палочки).

Общение воспитателя с детьми

  1. Проблемная ситуация:

«Я опаздываю, мне нужно срочно на работу. Как мне быть?»

2. Совместная игра (воспитатель – пассажир, ребенок – шофер) .

3. Игровая ситуация «Поездка в гости».

4. Вопросы об игре  - Кто возит людей?

                                   - Кто хочет стать шофером)

Сюжетно-ролевая игра "Парикмахерская"

Активное познание окружающей действительности

1. Чтение потешки «Расти коса до пояса».

2. Рассматривание иллюстраций с изображением работы парикмахера.

3. Праздник для кукол «Приведем кукол в порядок»

Цель: продолжать знакомство с инструментами парикмахера.

4. Мама парикмахер у нас в гостях.

5. Рассказ воспитателя «Как я ходила к парикмахеру».

Обогащение игрового опыта

1. Д/игры «Кому нужна расческа»,  «Что лишнее».

Цель: закрепить знания о названии инструментов парикмахера.

2. Д/игра «Покажи кукле, как работает парикмахер»

Цель: Продолжать учить подбирать предметы по назначению.

3. Продуктивная деятельность «Расческа для мишутки»

Развитие игровой предметной среды

1. Пополнение игрового уголка: фен, ножницы, бигуди, бусы, различные бутылочки.

2. Внесение предметов заместителей: кирпичик – расческа, катушка из под ниток – бигуди.

3. Внесение деталей костюма (красивый фартук).

Общение воспитателя с детьми

1. Создание проблемной ситуации: кукла Таня собирается в гости на День рождения.

2. Вопросы об игре - Что нужно взять парикмахеру, чтобы подстричь волосы? - Для чего нужен фен?

3. Совместная игра (ребенок – парикмахер, воспитатель – клиент) .

4. Воспитатель включает ребенка в элементарное планирование игровых действий («Может твоя дочка хочет сходить в гости? »).

Проект «Сюжетно-ролевая игра «Больница»

 (срочный, вторая младшая группа)

Проблема:

-Внешний интерес детей и родителей к сюжетно-ролевым играм.

Обоснование проблемы:

1. Неумение детей младшей группы играть в сюжетно-ролевые игры, соблюдать правила и ход сюжетных игр.

2. Недостаточность знаний детей и родителей о структуре сюжетно-ролевых играх, способах подачи их детям.

Цель:

- Формировать у детей и родителей заинтересованность и умение играть в сюжетно-ролевые игры

Задачи:

1. Научить детей играть сюжетно-ролевые игры, соблюдая правила и ход игры, развивая у них интерес и активное участие.

2. Познакомить родителей со структурой сюжетно-ролевой игры, её обучающими задачами, способами подачи детям.

Этапы реализации:

Подготовительный этап:

- изучить познавательную и методическую литературу, статьи в журналах «Дошкольное воспитание», «Обруч»  по обучению детей сюжетно-ролевой игре.

- подготовить оборудование для оформления «больницы».

- подготовить предметы заместители для самостоятельной игры ребенка.

- оформить стенгазету по сюжетно-ролевой игре «Больница».

- Беседы о профессии доктора с использованием иллюстраций, рассматриванием картин.

- Чтение художественной литературы.

Основной этап

Решение поставленных задач с детьми:

- Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли.

- Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность детей в игре.

- Формировать дружеские взаимоотношения в игре, чувство гуманизма, активности, ответственности, дружелюбия.

- Закрепить ранее полученные знания о труде врача

Решение поставленных задач с родителями:

• Организация фотовыставки для родителей «Играя – учимся, играя – познаём! », где можно увидеть в какие сюжетно-ролевые игры играют дети в группе.

• Наглядная информация «Сюжетно-ролевая игра в жизни ребёнка».

• Соглашение с родителями по изготовлению в группу атрибутов для сюжетно-ролевой игры «БОЛЬНИЦА».

Результат

• Дети в конце проекта стали чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «БОЛЬНИЦА» с большим интересом и успехом играть в неё.

• Родителей познакомились со структурой сюжетно-ролевой игры, её обучающими задачами, способами подачи детям. Родители были заинтересованы темой и получили новую и полезную информацию, успешно опробованную на своих детях, что понятно из беседы с родителями на данную тему.

Сюжетно-ролевые игры в младшей группе

«Пароход»

комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой во второй младшей группе

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми во время игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

 

Чтение

А. Пушкин «Ветер по морю гуляет...»

А. Барто «Кораблик» «Кораблик» (англ нар пес , обр С. Маршака) Д.Хармс «Кораблик» Рассматривание картины

«Чья лодочка?» (серия «Наша Таня») Рассматривание иллюстраций на тему «Водный транспорт» Рисование

«Кораблик» (по стих А. Пушкина «Ветер по морю гуляет...)  Аппликация

«Украсим кораблик разноцветными флажками» Конструирование «Кораблик»

 

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры

 

Дидактические игры

«Что лишнее?», «Что есть на теплоходе?» «Найди пару»

Игры инсценировки

«Мы катаемся на лодочке по реке Неве»

«Прокатим на лодочке куклу Машу» Звукоподражание

гудку теплохода

Игра-экспериментирование пускание в тазике с водой лодочек из бумаги и пластмассы

Игровые упражнения «Пассажиры покупают билет на пароход»

«Пассажиры занимают

 свои места на пароходе», «Капитан даст команду к отправлению парохода»

«Пассажиры сходят на пристань»

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения

Предложение-обращение

«Ребята! Давайте прокатимся на пароходе по реке Неве»

«Ребята, приобретайте билеты для прогулки на пароходе»,

«Пассажиры, заходите на пароход, сейчас мы отправимся на прогулку по реке Неве»

Обращения по ходу игры

«Пассажиры! Займите, пожалуйста, свои места», «Матросы! Поднять якорь! Полный вперед!» «Мишка упал за борт, бросьте ему спасательный круг», «Бросайте якорь!» «Внимание! Наш пароход подходит к причалу»

 

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

 

Игрушки

Лодочки, кораблики, катера разного цвета, размера, выполненные из разных материалов; тазик для пускания бумажных корабликов;

Атрибуты

Фуражка капитана, бескозырки, бинокль, якорь, штурвал, крупный напольный строитель.

 

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

 

Общение

Как я катался с мамой на ракете (с папой на

лодке)

Я - капитан!

Освоение

Элементарных правил

поведения на водном транспорте

 

Цель: педагогическая пропаганда игровой деят-ти ребенка среди родителей

 

Предложить родителям собрать

иллюстративный материал на тему «Водный транспорт», оформить тематический альбом (папку) Предложить родителям прокатиться с ребенком на ракете или катере по петербургским рекам и каналам

 

 

 

 

Вопросы по ходу игры:

«Как называется наш корабль?»,

 «Как называется корабль, на котором ты служишь?»

«Кто капитан корабля?»,

«Что делает капитан корабля?»,

 «Что должны делать матросы на корабле?»

Поощрения

«Молодец! Ты точно выполнял команды капитана, как настоящий моряк»

 

 

 

 

«Магазин»

 комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе

Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

 

Чтение

С. Михалков

«Андрюшка»,

С. Баруздин «Подарок»

Д. Родари «Голубая

стрела»

Рассматривание

картины «Продавец»

(серия «Кем быть?»),

иллюстративного

материала (магазин,

продавец, покупатели)

Рассматривание

овощей и фруктов,

муляжей овощей и

фруктов

Целевая прогулка к

магазину

Экскурсии в магазин

Наблюдение за работой

продавца

Рисование

«Консервируем фрукты» «Заготавливаем

картофель»

Аппликация

«Овощи», «Овощной

отдел», «Фрукты на тарелке»

Конструирование из строителя «Магазин», «Касса»

Музыкальное развитие

«Огород»,-

муз. Г. Вихаревой,

сл. И. Смирновой,

«Собираем урожай»

сл. и муз. Г. Вихаревой

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры

 

Дидактические игры

«Что лишнее?», «Продолжи ряд», «Что растет на огороде?»,«Чудесный мешочек», «Узнай по вкусу», «Какие овощи зеленого (красного...) цвета ты знаешь»

Игровые упражнении «Покупатели идут в магазин», «Продавец, взвешивает фрукты», «Покупатель оплачивает покупку»

Образно- пластический этюд

«Поход в магазин»

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения

 

Создание подсказывающей ситуации

«Мама идет в магазин за покупками», «На нашей улице открылся новый магазин», «В магазин завезли много овощей и  фруктов» Побуждение детей к ролевым высказываниям

«Кто хочет быть

продавцом?»

«Что делает

продавец?»

 

Подключение к игре малоактивных детей

«Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и

фруктов»

Обращения по ходу игры

«Покупатели,

встаньте в

очередь», «Кассир, пробейте, пожалуйста, чек»

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых, умений детей и содержанию игровой  деят-ти

 

Книжный

уголок: иллюстративный материал на темы «Овощи», «Фрукты», «Магазин»

Атрибуты для игры «Супермаркет» с набором муляжей овощей и фруктов, касса, халатики, косыночки или шапочки, сумочки, кошельки, ценники,

грузовая

машина

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

 

Учить детей правильно называть себя в игровой роли

(«Я - продавец»,

«Я – покупатель»,

 «Я - кассир») называть игровые действия («Я взвешиваю яблоки»,

«Я выбиваю чек»), отвечать на вопросы    воспитателя 

об игре, игровой роли, выполняемых действиях

Общение

«Откуда продукты берутся в магазине?», «Волшебные слова», «Как вести себя в магазине»

Цель: педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности ребенка среди родителей

 

Предложить родителям посетить с ребенком продовольственный магазин, понаблюдать за действиями продавца, кассира, покупателей, обращать внимание на взаимоотношения покупателя и продавца, покупателя и кассира

Оформить папку

передвижку

«Витамин в каждой тарелке», правила для ребенка «Как вести себя в магазине»

 

«Парикмахерская»

комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе

Планомерное обогащение жизненного опыта детей

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

 

Чтение

«Расти коса до пояса»

«Кран, откройся!»

Э Мошковская Загадки

о мыле, ножницах, расческах и т.п. Рассматривание картины «Парикмахер» (серия «Кем быть?»)

Рассказ воспитателя

о труде парикмахера Рассматривание иллюстраций, предметных картинок, предметов культурно-гигиенического назначения Лепка «Мыло».

Аппликация

«Украсим полотенце»

Цель: развивать умение детей переводить жизненный опыт в условный план игры

 

Дидактические игры

«Найди то, о чем расскажу», «Чего не стало», «Что изменилось?» «Что лишнее?» «Отложи (выбери) то, что нужно парикмахеру для работы», «Чудесный мешочек» «Продолжи ряд»

Игровые упражнения «Парикмахер», «Кассир» «Мы моем расчески» «Каждой веши свое место»

Игра инсценировка «Кукла Катя пришла в парикмахерскую»

 

Цель: способствовать развитию

самостоятельной игры ребенка, поиску новых игровых задач и способов их решения

 

Создание

подсказывающей

ситуации

«Кукла Маша загрустила, давай сделаем ей красивую прическу», «Давайте, организуем парикмахерскую и сделаем девочкам красивые прически» «Я хочу поиграть в парикмахера. Я могла бы сделаю тебе красивую прическу» «Давай, я буду кассиром»

Вопросы по ходу игры «Где у вас касса? Кто кассир?» «Завяжите моей дочке красные бантики»

Цель: создание условий,

адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деят-ти

 

Книжный уголок

предметные картинки по теме, иллюстрации, отображающие труд парикмахера Атрибуты

шкаф для хранения атрибутов (из набора детской игровой мебели), зеркало, пелерина, халат парикмахера, косынка, салфетки, полотенце, расчески, мыльницы, ленточки, заколки, бантики, ( большие и маленькие, четырех цветов), шампунь, фен, телефон, часы, табличка «парикмахерская»

Цель: развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг другом

 

Темы общения

«Я узнаю себя, своих друзей на фотографиях» «Покажи и назови части тела и лица» «Водичка, водичка, умой моё личико», «Для чего нужна вода?»

Этюд

на выражение удовольствия и радости «Маме улыбаемся» Коммуникативные игры

«Комплимент», «Ласковое имя» «Кто у нас хороший»

Цель: педагогическая пропаганда игровой деятельности ребенка среди родителей

 

Предложить сходить с

ребенком в парикмахерскую, понаблюдать за работой парикмахера

Папка-передвижка «Прически мальчиков и девочек»

Помощь в изготовлении атрибутов

 

 

«АВТОБУС»

 комплексное руководство формированием сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе 

Планомерное обогащение жизненного опыта ребенка

Планомерное обогащение игрового опыта детей

Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры

Проектирование предметно-игровой среды

Развитие навыков общения с детьми и взрослыми

Игровое сотворчество родителей и детей

Цель: создать основу для развития и обогащения содержания игры

 

Наблюдение

- за движением автобусов,

- действиями людей на автобусной остановке Рассматривание

- картины «Едем на автобусе» (серия «Мы играем»)

- иллюстраций (автобус; пассажиры, дети в автобусе и т.п.)

- игрушечного автобуса

Чтение

Б.Заходер «Шофёр» А.Барто «Грузовик» Рисование

«Почини машину», «Магазин колес» «Отремонтируем машине колеса» (ж ДВ 1990, № 8) Аппликация «Автобус», «Цветные автомобили» Конструирование из строителя

«Автобус» «Автобусная остановка»

Музыкальное развитие

«Автобус»

муз. М. Иорданского, сл. О. Высотской «Машина» муз. Т. Потапенко, сл. Н.Найденовой «Мы едем, едем, едем...», «Автомобиль» музыкально-ритмическое упр. - муз. М. Раухвергера, Игра

«Птички и машины» муз. Т.Ломовой «Светофор» муз. Ю. Чичикова

Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры

 

Дидактические игры

«Что лишнее?», «Подбери колесо к машине», «Продолжи ряд», «Цветные автомобили», «Узнай по части»

Игра-инсценировка

стихотворения А.Барто «Грузовик» Образно-пластический этюд «Едем на автомобиле» Игровые упражнения «Водитель объявляет остановки», «Пассажиры садятся в автобус»,

«Кондуктор продает билеты»

Подвижные игры

«Цветные автомобили», «Воробышки и автомобиль»

 

Цель: способствовать развитию самостоятельной игры ребёнка, поиску новых игровых задач и способов их решения

 

Создание

подсказывающей

ситуации

«Кто хочет поехать в гости? На дачу?», «Как добраться до магазина?» Побуждение к ролевым высказываниям

«Кто поведёт автобус? Кто будет продавать билеты?»

Помощь в сговоре Обращения по ходу игры

«Пассажиры, занимайте места в автобусе», «Пассажиры, не забудьте купить билеты»

Постройка автобуса

из модулей

 

Цель: создание условий, адекватных уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности

 

Книжный уголок:

иллюстративный материал на тему «Транспорт» Подготовка атрибутов для игры:

средообразующие предметы, крупный напольный строитель,

полифункциональные модули «Радуга»; руль, светофор, фуражка шофёра, билеты, повязка, сумка кондуктора, таблички («Автобус №1», «кондуктор», «шофёр»)

Игрушки:

Автобусы, машинки

разного размера, выполненные из разных материалов, куклы, игрушки (пассажиры)

 

Целы развивать у детей навыки общения со взрослыми и друг с другом

 

Общение

«Куда идут машины» (14, 32) Учить детей правильно называть себя в игровой роли («Я - шофёр», «Я - кондуктор») Называть игровые действия («Я завожу мотор, мотор работает Р-Р-Р. Я еду быстро. Сейчас будет остановка.»)

Учить отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях.

 Учить

договариваться о совместных действиях

Учить использовать в речи этикетные

обороты

 

 

Тренинг общения

«Как вести себя в транспорте»

 

Цель: педагогическая пропаганда знаний об игровой деятельности ребёнка среди родителей

 

Предложить родителям понаблюдать с ребёнком за движением автобусов, действиями кондуктора, пассажиров, шофера; обращать внимание ребенка на примеры взаимовежливого общения пассажиров и кондуктора. Оформить папку-передвижку

«Мы играем» Консультация «Поведение ребенка - дошкольника на улице и в общественном транспорте»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сюжетно - ролевых игр с детьми второй младшей группе.

Подборка игр увлекает детей, развивает и воспитывает. Это материал оформлен в соответствии с требованиями....

Картотека СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР - СИТУАЦИЙ во второй младшей группе

Картотека СЮЖЕТНО - РОЛЕВЫХ ИГР - СИТУАЦИЙ во второй младшей группе Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Младшая группа.  Для занятий с детьми 3-4 лет»...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Игра — ведущий вид деятельности дошкольников. Многие учёные, педагоги и психологи указывают на то, что без игры невозможно полноценное формирование личности ребёнка. Дети, в дошкольном лишённые возмож...

Паспорта Сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Паспорта Сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы.

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы...

Картотека сюжетно-ролевых игр для детей второй младшей группы

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Характеризуя ее, С.Л.Рубинштейн подчеркнул, что эта игра наиболее спонтанное проявление ребенка и вместе с тем она строиться ...