Главные вкладки

    Доклад на августовскую конференцию "Куклотерапия-современная технология в работе музыкального руководителя"
    учебно-методический материал на тему

    Онищенко Динара Рагимовна

    Доклад и презентация

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kukloterapiya_doklad.docx28.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ДЕТСКИЙ САД «ТОПОЛЕК» С.ЧАПАЕВО

    Корсаковского городского округа Сахалинской области

    Куклотерапия - современная технология в работе музыкального руководителя

          Музыкальный руководитель

        МБДОУ «Тополек» с. Чапаево

    Онищенко Динара Рагимовна

                                                   2018 год

    Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра.  Следовательно, один из самых простых и эффективных способов воздействия на детей, является игра с куклой. В этом простом способе наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

                   С самого рождения ребёнка окружают яркие игрушки, погремушки, пупсы, куклы, звучат простейшие песенки, потешки, сопровождаемые элементарными движениями рук, но непременно эмоциональны и выразительны в своём исполнении.

    Малыш реагирует на эту игру слова, мелодии и движений; повторяет за взрослым, быстро запоминает несложный репертуар и очень любит исполнять в игровой ситуации.

    Куклотерапия широко применяется для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, и коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

    Таким образом, технология куклотерапии выражается в усилении эмоционального напряжения, которое постоянно испытывает ребёнок, до такой степени, чтобы оно могло перейти в новую форму – расслабление.

    Куклотерапия — это метод  коррекции различных состояний при помощи кукол. В целенаправленной терапевтической практике кукол используют с начала ХХ века. Ещё в 1926 году невропатолог Малколм Райт использовал кукольный театр для лечения неврозов.

    В 1917–1922 гг. первые советские кукольники стали работать и создавать методики по многим направлениям: оздоровление детей, устранение заикания, реабилитация после сильных стрессов, обучение, лечение детей, ограниченных в движении

    Для меня, как для музыкального руководителя, куклотерапия  выступает в качестве вспомогательного, очень эффективного средства, позволяющего мотивировать ребенка на совместную деятельность, развивать  и раскрепощать его, снижать эмоциональное напряжение и творчески настраивать на музыкальный лад.

    Что такое кукла в руках ребёнка? Это ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться. Для ребёнка игрушка – наперсник, а с равным общаешься без напряжения. Дети играют либо в специально придуманных спектаклях, либо небольших сценках. Ребёнок может скрыться за ширму и вести диалог от лица куклы.

    Данная технология даёт возможность открыть своё «Я», помогает поверить ребёнку в свои силы. Известно, что дети любят играть. Через игру реализуется их потребность выразить себя, происходит коррекция различных отклонений в поведении детей (неприспособленности, агрессивности, замкнутости и т.п.).

    Цели: 

    • Показать актуальность Куклотерапевтических занятий с детьми дошкольного возраста на музыкальных занятиях. 

    Задачи:

    • Развивать произвольное внимание, память, мышление, воображение, фантазию, творческие способности, познавательный интерес.
    • Развивать речь, обогащать активный словарь.
    • Обогащать положительный эмоциональный опыт.
    • Куклотерапия призвана выполнять следующие функции:
    • • коммуникативную – установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;
    • • релаксационную – снятие эмоционального напряжения;
    • • развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия, речи и т. д.);
    • • обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

     

    Виды кукол.

    В куклотерапии применяются разнообразные куклы: от отдельно взятых персонажей до представителей многочисленных видов театральных кукол:

    • куклы–марионетки (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла. Это могут быть и куклы-животные или куклы, изображающие людей разного возраста и пола. А простейшая может быть изготовлена из платка, и обвязана вокруг шеи шнуром, за который ребенок ее и водит.
    • куклы с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
    • куклы на руке (пальчиковые, картинки на руке, варежковые, перчаточные, теневые куклы).
    • Плоскостные куклы. Они получили это название, потому что двигаются в одной плоскости. Представляет собой модель куклы, вырезанную из плотного картона или тонкой фанеры. Как правило, руки куклы крепятся на шарнирах или на кнопках и являются свободно двигающимися
    • куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

                       Для развития эмоциональной сферы существует специальный набор из шести однотипных плоскостных кукол-ромашек с разными выражениями лица: грусть, радость, спокойствие, гнев, страх, удивление. Ребёнок одну куклу, потом другую и с соответствующими интонациями произносит заданные взрослым фразы. В своей работе я называю это- «театр эмоций»

                       Какие проблемы решает методика куклотерапия?

    Несомненный плюс куклотерапии в том, что этот способ психологического ребенка довольно-таки вариативен, поэтому может стать ключом к решению целого комплекса проблем детского воспитания, развития и поведения.

    Инструмент - это кукольный театр,где есть ширма и куклы. Детям кажется, что они учатся быть артистами, они учатся разыгрывать небольшие сценки, а потом и спектакли. Моя  задача -  научить их быть артистами,»вжиться» в роль куклы, помочь через игру скорректировать поведение, наладить отношения с окружающим миром.

                  Свою работу я начала с изучения специальной литературы, ознакомилась с работами авторов современных программ и методик.

    В настоящее время разработаны педагогические и психолого-педагогические технологии по куклотерапии, в том числе:

    -Зинкевич-Евстегнеева Т.Д. Путь к волшебству.

    -Теория и практика сказкотерапии, Капская А.Ю,

    -Мирончик Т.Д. Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей,.

     

    Куклотерапия эффективно используется для формирования креативных качеств личности. 

      Активно  включая сказки в занятия с детьми, мы, развиваем фантазию, логику, внимание, наблюдательность, учим малышей сопереживанию. Дети не только слушают, но и сами участвуют в творческом процессе, сами сочиняя сказки или придумывая творческие рассказы.

    На своих занятиях я в основном использую следующие приемы.

    1. Сказка, предваряющая слушание или пение.

    Короткая красочная сказка предваряет прослушивание программного произведения, помогает заинтересовать детей, настроить на нужный лад.

    1. Сказка, иллюстрируемая музыкой.

    Особый интерес у детей вызывает слушание музыки, которая иллюстрирует рассказ, сказку. Это  помогает активному восприятию и усвоению детьми новых музыкальных произведенийМузыка, сопровождающая сказку, должна быть несложной и разнообразной по характеру, темпу, средствам .музыкальной выразительности

    Исполнениемузыкального произведения должно быть высоко- 
    художественным; рассказывать и петь нужно обяз
    ательно на память, 
    чтобы 
    -дети видели выражение лица исполнителя, и чтобы, в свою 
    очередь, исполнитель видел лица детей и мог судить, какое впечатление производит на них рассказ
    музыка.

    Перед началом слушания музыки  хорошо сделать 
    небольшое вступление, показать куклу например: «Сейчас я вам расскажу про девочку Аленку». Она не послушала маму, побежала в лес за белочкой, и вот что с ней потом случилось».

    Такая форма занятий очень увлекает детей. Песни и музыку через 
    некоторое время нужно повторять. Когда дети хорошо усвоят музыку 
    и песни
    можно провести концерт-загадку. Музыкальный руководитель говорит детям: «Я буду играть, а вы внимательно слушайте и постарайтесь отгадать, что я играю». Исполняется музыка уже знакомая детям. 
    После прослушивания музыки и песен дети о
    хотно слушают сказку еще раз.

    1.  Кукольный театр.

    Играем в подвижные игры с участием сказочных героев.

     Инсценируем сказки в кукольном театре. (Взрослые показывают сказку детям в кукольном театре ).

     Элементы сказок присутствуют в большинстве праздников и развлечений.

    1. Придумывание сказок детьми.

    Используется методика "Придумай сказку"(старшая, подготовительная группы).

    Детям дается задание придумать сказку, после прослушивания музыкального произведения (1-3 предложения)

    В моей практике основные задачи «куклотерапии»:

    • повышение внимания детей на занятиях,
    • развитие эмоциональной отзывчивости,
    • развитие воображения, фантазии, творческих способностей.

    В процессе использования куклотерапии  можно применять методы и приёмы: релаксирующие приемы музотерапии, пальчиковые игры, словесное комментирование, словесное фантазирование по музыкальной композиции, словесное рисование.

    Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении.

    Надо отметить и тот факт, что дети, принимающие активное участие в подготовке музыкальных театральных представлений, стали отличать большей коммуникативностью, творческим отношением и подходу к любому делу, умением перевоплощается, пользоваться разнообразными жестами, мимикой, передавать характер и настроение музыкальных произведений, их речь более ясная, выразительная, эмоционально-насыщенная.

    Реализуя принципы ФГОС ДО, мы ставим игру, как естественную и основную деятельность, в процессе которой ребёнок познаёт жизнь, а так же, меньше всего утомляется, и поэтому интерес и внимание у него в игре держится дольше, чем в специально обучающих упражнениях.

    Анализируя опыт работы ведущих педагогов и свой собственный, можно сделать вывод, что правильно организованная театральная деятельность в детском саду позволяет решить многие актуальные педагогические проблемы, связанные с развитием личности каждого ребенка.

    Результаты внедрения данной методике в практику.

    1. Обобщила и систематизировала теоретический материал. Изучила опыт других педагогов. Подобрала практический материал.
    2. Сделала коллекцию аудиоспектаклей
    3. Провожу занятия, праздники, развлечения с использованием данной технологии.
    4. Подобрала материал для консультаций воспитателей и родителей

                 6.Наблюдается положительная динамика в развитии музыкальных способностей дошкольников, дети активно проявляют фантазию и актёрские способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя (из опыта работы).

     Планирование работы по здоровьесбережению:самостоятельная деятельность детейсовместная деятельность педагога и детейработа с детьми ОВЗвзаимодействие с родителями...

    Сообщение из опыта работы "РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ДОУ"

       С каждым днем все больше педагогов начинает заниматься собственными разработками информационных ресурсов и других средств ИКТ, многие из которых попадают в сеть Интернет. Если даже...

    Проектная работа «Инновации через информационно-коммуникативные технологии в работе музыкального руководителя»

    Использование ИКТ в различных видах деятельности детей музыкального руководителя ДОУ....

    Из опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя»

     Здоровье человека- актуальная  тема  для разговора во все времена. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, химические добавк...

    Доклад на педагогическом совете на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе музыкального руководителя ДОО с детьми»

    В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда актуальной. Это объясняется тем, что к детям предъявляются весьма высокие требования, соответствов...