Картотека опытов и экспериментов для дошкольников
опыты и эксперименты (средняя группа) на тему

Васильева Яна Витальевна

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться,       

формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»      

                                                                                                                                               С.Л. Рубинштейн

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл опыты и эксперименты612.19 КБ

Предварительный просмотр:

Для ребёнка нет ничего естественнее, как развиваться,       формироваться, становиться тем, что он есть, в процессе исследовательской деятельности»      

                                                                       С.Л. Рубинштейн

Жизнь во всех ее проявлениях становится все      разнообразнее и сложнее; она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач.

 

В ходе экспериментально - познавательной деятельности создаются такие ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином физическом законе, явлении. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала.

D:\МОИ_ДАННЫЕ\Downloads\экспер картинка.jpg

                   Тема: «Живое и неживое»

Эксперимент «Как солнце помогает растениям»

Цель: способствовать расширению и углублению представлений детей об объектах неживой природы; подвести

детей к выводу о необходимости света для растений; развивать понятия об изменении объектов природы, веществ и др.

Материалы и оборудование: два маленьких одинаковых зелёных растения в горшках, тёмный шкаф, дневник

наблюдений.

Описание.

1. Поместите одно растение на солнце, а другое спрятать в шкаф.

2. Оставьте растения на неделю.

3. Сравните затем их цвет.

4. Поменяйте растения местами.

5. Оставьте растения также на неделю.

6. Сравните опять растения.

7. Зарисуйте ход наблюдения в дневник.

Вывод: растение, находящееся в шкафу, стало бледнее по

цвету и увяло, а растение на солнце стоит зелёным, как и прежде.

Когда растения поменяли местами, то пожелтевшее растение

начало зеленеть, а растение первое стало бледным и увяло.

Солнце оказывает на растения огромное влияние. От солнца зависит благополучный рост и развитие всех растений.

                          Тема: «Воздух»

Опыт №1 «Свойства воздуха»

Цель: познакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы и оборудование: ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Описание: Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Вывод: воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет

собственного запаха.

Опыт №2 «Воздух сжимается и расширяется»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы и оборудование: пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Описание: Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Вывод: при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

                          Тема: «Камни»

Опыт «Разнообразие камней по внешним признакам»

Цель: показать разнообразие камней по внешним признакам.

Материалы и оборудование: разнообразные камни, ёмкости с водой.

Описание.

1. Рассмотрите, какие бывают камни.

2. Найдите среди них самый большой (маленький, самый красивый (невзрачный) и т. д.

3. Выложите камни в ряд от большого к маленькому, от шершавого до гладкого, от белого до самого темного.

4. Выберите камушки, похожие на овал, круг, четырехугольник.

5. С закрытыми глазами выберите самый гладкий (шершавый, самый круглый (неровный).

6. Рассмотрите самый круглый камень.

7. Как вы думаете, этот камешек всегда был таким круглым или у него были углы?

8. Вода двигает морские и речные камушки. Они трутся о песок, друг о друга, и острые углы постепенно исчезают,

стираются, - так камушек становится круглым. Дети берут камешки в ладони, трясут их, ударяют друг о друга,

слушают, как они стучат.

Вывод: камни отличаются по цвету, форме, размеру; камень может быть гладким и шероховатым.

                            Тема: «Ткани»

Эксперимент «Выявление свойств натуральных тканей»

Цель: познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей;

помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

Материалы и оборудование: образцы ткани квадратной формы, (драп, бязь, ситец, сатин, шёлк, лён), лупа,

ножницы, ёмкость для воды, пипетки.

Описание. Воспитатель предлагает рассмотреть несколько образцов ткани, потрогать, помять.

- Опишите льняную ткань. (Лёгкая, тонкая, гладкая)

- Что шьют из льняных тканей? (Скатерти, полотенца, постельное бельё)

- Рассмотрите хлопчатобумажную ткань - ситец и сравните её с льняной тканью.

- Чем они отличаются? (Ситец легче, тоньше, чем льняная ткань)

- Что шьют из хлопчатобумажной ткани? (Постельное бельё, нижнее бельё, сорочки, рубашки, платья, халаты)

- Чем же похожи и чем отличаются лён и хлопок? (Похожи тем, что их выращивают из семян и у растений есть

волокна, из которых прядут или ткут ткани. Отличаются тем, что ткань изо льна грубая и холодная, а их хлопка – мягкая и теплая)

- Рассмотрите образец драпа. Какой он на ощупь? (Толстый, мягкий)

- Что можно сшить из драпа? (Тёплую юбку, пальто, куртку)

- Рассмотрите образец шёлка. Какой он? (Блестящий, гладкий)

- Положите перед собой хлопок, драп и лён, шёлк. Намочите эти ткани. Что случилось с тканями?

Вывод: ткани бывают разные – гладкие и ворсистые, лёгкие и тяжёлые, тёплые и прохладные; из ткани шьют одежду.

                             Тема: «Металл»

Опыт «Выявление свойств металла – прочность, упругость, твердость, долговечность.

Исследование взаимодействия железа и магнита»

Цель: познакомить детей с металлом, его свойствами, значением в жизни человека.

Материалы и оборудование: канцелярские скрепки, металлические бруски, алюминий, медные монеты,

медная проволока, магнит, ёмкость с водой.

Исследование свойств металла:

1.  Предложить детям исследовать и сравнить деревянные и металлические бруски.

2.  Поместить бруски в сосуд с водой.

3.  Предоставить детям магнит и разные виды металлов: алюминий, медные монеты, медную проволоку,

канцелярские скрепки и т.п. Дети проверяют на опыте свойства металлов намагничиваться.

Вывод: металлические изделия твёрдые, тонут в воде, способны намагничиваться; из металла изготавливают

автомобили, самолёты, монеты и пр.

                     Тема: «Пластмасса»

Опыт «Выявление свойств пластмассы – легкость, прочность, безопасность»

Цель: продолжать знакомить детей с пластмассой, ее свойствами и качествами; показать разнообразие предметов,

изготовленных из пластмассы .

Материалы и оборудование: пластмассовые стаканы, игрушки, ёмкость с водой, пластмассовые пробки.

Описание.

1. Определите на ощупь гладкость, толщину пластмассового изделия (игрушки).

2. Возьмите пластмассовые пробки и опустите в ёмкость с водой (тонет – не тонет).

3. Попробуйте сломать пластмассовый стакан (пластмасса прочная).

4. Детям предлагаются наполненные водой пластмассовые стаканы, чтобы, не заглядывая внутрь, определить, что в

них. Выясняют, что этого сделать нельзя, так как пластмасса не прозрачная.

5. Далее помещают стакан на яркое солнечное место, чтобы через 3 - 4 минуты определить изменение температуры

(нагревание).

6. Сгибают стакан и выясняют, что он под воздействием силы гнётся, а если приложить больше усилий — ломается.

Вывод: пластмасса – это плотный, гибкий материал, проводит тепло; из пластмассы изготавливают игрушки,

посуду, бытовую технику и пр.

         

                         

                         Тема: «Резина»

Опыт «Выявление свойств резины – непромокаемость, эластичность»

Цель: дать детям представление о резине, о её свойствах – непромокаемости, эластичности.

Материалы и оборудование: воздушные шары, одноразовые перчатки, ёмкости с водой, резиновые предметы.

Описание.

Воспитатель демонстрирует воздушные шары, спрашивает:

- Как вы думаете, что у них внутри? (Воздух)

- А если внутри воздух, как можно назвать шарики? (Воздушные)

- Опустите в воду различные резиновые предметы. Что с ними произошло? (Одни утонули, другие – нет)

- Как вы думаете, почему? (Не тонут те предметы, внутри которых воздух)

- Резина удерживает воздух, она его не пропускает, вот почему наши шарики не сдуваются.

- А сейчас я вам дам перчатки. Оденьте перчатку и опустите руку в воду. (Достать игрушку)

- Снимите перчатки. Какими остались ваши руки? (Сухими)

Вывод: резина не пропускает не только воздух, но и воду, она – водонепроницаемая.

       

         Примерный «алгоритм» подготовки

            занятия-экспериментирования

1. Предварительная работа: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и т.д., по изучению теории вопроса.

2. Определение типа, вида и тематики занятия - экспериментирования.

3. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это познавательные, развивающие, воспитательные задачи).

4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления.

5. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки).

6. Выбор и подготовка пособий и оборудования: сезонности, возраста детей, изучаемой темы.

 7. Обобщение результатов наблюдений в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы, рисунки и т.д., с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.    

 

                      Методические рекомендации

воспитателям

                             

                       Картотека

         опытов и экспериментов  

             для   дошкольников            

        Выполнила:

Воспитатель Я.В.Васильева

МБДОУ №16 «Ласточка»

Ст.Новорождественской

                                       

                                    Тема: «Семена, плоды»

Эксперимент «Проращивание семян овощных культур.

Проращивание семян в тёмном, холодной месте»

Цель: закреплять знания детей о том, что из семян и плодов вырастают растения.

Материалы и оборудование: две банки, семена гороха, почва, тёмный шкаф, лейки с водой, палочки для

рыхления, фартуки, салфетки.

Опыт №1 «Определение возможности прорастания семени гороха без тепла»

Описание. Необходимо выяснить, смогут ли прорасти семена гороха без тепла. В первой баночке семя находится

в условии почвы, влаги, света и тепла. Вторую банку с семенем нужно поставить в светлое, но не отапливаемое

помещение. Результаты запишите в таблицу.

Гипотеза: семена гороха не прорастут без тепла.

Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без тепла, подтвердилась.

Опыт №2 «Определение возможности прорастания семени гороха в условиях темноты»

Описание.

Чтобы узнать, смогут ли семена прорасти без света, нужно поместить их в две баночки с одинаковыми условиями

почвы, тепла и влаги, но в первой банке семена без света (в тёмном шкафу).

Результаты запишите в таблицу.

Гипотеза: семена гороха не прорастут без света.

Вывод: гипотеза, что семена гороха не прорастут без света, не подтвердилась.

                      Тема: «Вода и её свойства»

Эксперимент «Замораживание воды. Изготовление цветных льдинок.

Рассматривание льдинок. Исследование таяния льда и снега: что тает быстрее в тепле»

Цель: познакомить детей с ещё одним свойством воды – прозрачностью; сформировать у детей представление о

переходе воды из жидкого состояния в твердое, свойствах и признаках льда (холодный, твердый, гладкий; блестит; в

тепле тает, превращаясь в воду).

Материалы и оборудование: снег и лёд в ёмкостях, гуашь, пластиковые стаканы, маркеры, формочки для песка,

ёмкости с водой.

Опыт №1 «Вода и лёд»

Описание.

1. Положите в сухой тазик кубики льда и оставьте. Через некоторое время поищите лёд в тазике.

2. Объясните, что лёд растаял и превратился в воду.

3. Налейте воду в пластиковый стакан, отметьте фломастером уровень воды в стакане и уберите на сутки в

морозилку. Спустя сутки продемонстрируйте, что получилось: вода замерзла, а уровень льда заметно выше

изначального уровня воды.

Вывод: с понижением температуры вода превращается в снег или лёд.

Опыт №2 «Изготовление цветных льдинок»

Описание.

1. Подкрасьте воду.

2. Можно замораживать лед в сосудах разной формы. Это могут быть стаканчики, формочки для теста, кружки,

тарелки, формочки для песка, любые пластмассовые емкости разного размера.

3. Заморозьте.

Вывод: снег и лёд – это твердая вода.

Опыт №3. «Снег и лёд. Где быстрее наступит весна?»

Цель: понаблюдать, что произойдёт со снегом и льдом, помещенными в тёплое место, что быстрее растает.

Описание.

1. Снег в тарелке и кубики льда поставить в тёплое место.

2. От комнатной температуры снег и лёд начнут таять, образуется вода.

3. Обратить внимание детей на то, что вода грязная.

Вывод: быстрее тает снег, поэтому весна придет быстрее на полянку, чем на реку.

                       Тема: «Снег и его свойства»

Опыт №1 «Какие свойства (сравнение свойств снега, льда и воды)»

Цель: сравнить свойства воды, льда, снега, выявить особенности их взаимодействия.

Материалы и оборудование: ёмкости со снегом, водой, льдом.

Описание.

1. Взрослый предлагает детям рассмотреть внимательно воду, лёд, снег и рассказать, чем они схожи и чем

отличаются.

2. Сравнить, что тяжелее (вода или лёд, вода или снег, снег или лёд).

3. Что произойдет, если их соединить (снег и лёд растают).

4. Сравнить, как изменяются в соединении свойства: воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее

объём увеличивается, так как лёд тает), воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, её объём

увеличивается, снег изменяет цвет), снега и льда (не взаимодействуют).

Вывод: лёд и снег превращаются в воду, и наоборот.

Опыт №2 «Куда делась Снегурочка?»

Цель: учить устанавливать зависимость свойств снега и льда от погодных изменений

Материалы и оборудование: снежная фигурка «Снегурочка» на подносе, фен.

Описание. Внести на подносе снежную фигурку «Снегурочка». Можно украсить её бусинками, цветной бумагой.С помощью горячего фена изобразить тёплый летний ветер.Понаблюдать за таянием фигурки.

Вывод: снег – это замёрзшая вода.

                                    Тема: «Глина»

Опыт «Выявление свойств глины»

Цель: закрепить знания о свойствах глины, ее применении; познакомить с разными видами глины (белая, голубая,

серая, коричневая).

Материалы и оборудование: дощечки для лепки, глина, речной камень.

Описание: Воспитатель предлагает детям выяснить, можно ли изменить форму предложенных природных материалов.

Для этого он предлагает нажать на глину, камень.

- Где осталась ямка от пальца? Какая глина? (влажная, мягкая)

- Почему на камне не осталось ямки? (сухой, твёрдый)

Дети по очереди берут камень в руки, мнут его, катают в ладонях, тянут в разные стороны.

- Изменил ли форму камень? Почему нельзя отломить от него кусочек? (твёрдый, из него ничего нельзя слепить,

нельзя разделить на части)

- Чем отличается глина от камня?

- Глина не такая, как камень, она мягкая, делится на части, меняет форму, из нее можно лепить.

- Попробуйте постучать комочком глины о камень и двумя камнями друг о друга. В чём разница?

Дети лепят из глины угощения.

Вывод: глина вязкая, влажная, мягкая, можно изменять её форму, делить на части, лепить.

                     Тема: «Бумага и картон»

Цель: познакомить детей с бумагой (свойствами, назначением, видами) .

Опыт № 1. «Сминание бумаги»

Материалы и оборудование: бумага, деревянный кубик.

Описание: Предложите детям смять бумагу. Легко это сделать?

Затем предложите смять деревянный кубик. Получилось ли это сделать?

Вывод: дерево, из которого сделан кубик – прочное, твёрдое, а бумага – непрочная, её можно смять.

Опыт № 2. «Сравнение бумаги»

Материалы и оборудование: бумага и картон, ножницы.

Описание: Попробуйте с детьми разрезать ножницами сначала бумагу, затем картон.

Вывод: картон толще, чем бумага.

Опыт № 3. «Разрывание бумаги»

Материалы и оборудование: бумага и ткань.

Описание: Необходимо по очереди разорвать бумагу и ткань, сделать выводы об их свойствах.

Вывод: ткань прочнее, чем бумага.

Опыт № 4. «Вода и бумага»

Материалы и оборудование: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги, ёмкость с водой.

Описание. Положить два вида бумаги в ванночки с водой.

Вывод: бумага боится воды; все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал непрочный.

Опыт № 5.«Шуршащая или поющая бумага»

Материалы и оборудование: разноцветная бумага и картон.

Описание. Может ли бумага издавать звуки, петь?

Для этого опыта нужно взять и выполнить движение «стирка белья». Бумага шуршит, скрипит.

Вывод: при смятии, трении бумага издаёт звук.

Опыт № 6. «Склеивание бумаги»

Материалы и оборудование: цветная бумага, ножницы, клей.

Описание. Предложите детям разрезать целый лист бумаги, затем взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8. «Летающая бумага»

Материалы и оборудование: полоски фольги (конфетная обвёртка).

Описание. Может ли бумага летать? Для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок.

Вывод: полоски фольги очень лёгкие, поэтому, когда дует ветер, они разлетаются.

                                      Тема: «Дерево»

Эксперимент «Выявление свойств дерева. Деревья хвойных пород и лиственных»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением; формировать понятие о том, что лес – это богатство, его необходимо беречь.

Материалы и оборудование: деревянные бруски, вата, ёмкости с водой, лупы.

Описание.

1.  Предложить детям потрогать и сравнить на ощупь деревянный брусок, вату, мох.

2.  Рассмотрите с помощью лупы и предложите детям понюхать свежераспиленные брусочки различных пород

деревьев.

3.  Опустите в ёмкость с водой изделия из дерева и бумаги.

4.  Сравните лист и хвою. Чем отличаются деревья хвойных пород от лиственных?

5.  Возьмите 5 спичек, надломите их посередине, согните под прямым углом и положите на блюдце.

6.  Капните несколько капель на сгибы спичек.

Вывод: деревянные изделия твёрдые, не тонут в воде; деревья бывают лиственных пород и хвойных; из дерева

изготавливают мебель, строят дома и пр.

                                   

                                     Тема: «Стекло»

Опыт «Выявление свойств стекла – прозрачность.

Сравнение воды, стекла, льда»

Цель: познакомить детей со стеклом, его свойствами; формировать представления о предметах, изготовленных из стекла, их особенностях

Материалы и оборудование: две банки (стеклянная и металлическая), стакан с водой, лёд, железные палочки.

Описание. Возьмите две банки – стеклянную и металлическую. В них лежат предметы.

- Что лежит в стеклянной банке? (Стекло прозрачное)

- А что лежит в металлической банке? (Она непрозрачная)

- Возьмите железные палочки и постучите ими по стеклу.

- Что вы слышите? Какой звук вы слышите?

- А теперь постучите по столу. Одинаковые звуки?

- Вы заметили, что стекло – такой материал, который издает мелодичные, громкие звук?

- Рассмотрите лёд, воду и стекло. Сравните их свойства.

- Чем отличается лёд, вода от стекла? Какие общие свойства вы заметили?

Вывод: лёд, стекло и вода обладают общим свойством – прозрачностью; лёд и стекло твёрдые, скользкие,

хрупкие, прозрачные, гладкие, бывают толстые и тонкие; вода жидкая; лёд тает, он холодный, стекло не тает.

                                        Памятка для воспитателя

    «Организация детского экспериментирования»

1. В группе должен быть оснащен уголок экспериментальной деятельности.

2. Планирование и организация деятельности детей по развитию познавательной активности и развитию представлений о предметном мире.

3. Планирование и организация игр с природными материалами (песком, водой, глиной).

 

4. Использование сюжетных игр-путешествий познавательной направленности.

5. Планирование и организация опытов и экспериментов с различными предметами и веществами.

6. Содержание опытов и экспериментов соответствует темам и данной возрастной группе.

7. Ведется фиксация результатов детского экспериментирования.

8. Наблюдается системность в проведении опытно-экспериментальной деятельности.

9. Наличие картотеки опытов и экспериментов в группе.  

10.Оснащенность уголка экспериментирования соответствует требованиям и данной возрастной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников с водой

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7391213","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]...

Картотека опытов и экспериментов старших дошкольников

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает ст...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников.

Картотека опытов иэкспериментов для дошкольников....

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников.

Поисково-познавательная деятелность для детей дошкольного возраста....

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников

Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаемЗадача: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши - слышать, узнавать различные звуки; нос  - определять запах; пальцы - определять форм...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников

Картотека опытов и экспериментов...

Картотека опытов и экспериментов для дошкольников "Внимание, эксперимент!"

Знакомство с некоторыми свойствами воды. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания....