« Проблемы и пути совершенствования работы по укреплению здоровья и применения здоровьесберегающих технологий в логопедической группе ДОУ»
статья на тему

Винтовкина Виктория Валериевна

            Основная проблема, которая часто  встает  перед нами - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, зрения  и другие.

         Основываясь на своем опыте работы с детьми  с ОНР, могу сказать,  что детей с ОВЗ в таких группах сейчас всё больше и больше .               

 Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Проблемы  и пути совершенствования работы по укреплению здоровья  и  применения здоровьесберегающих технологий в логопедической группе ДОУ»

                 

Воспитатель :МБДОУ «Детский сад «Малыш»

Винтовкина  Виктория Валерьевна , август 2018 

                         В современной системе образования много проблем. Одна из них - это ориентация всей системы образования на здоровьесберегающее обучение и воспитание.          

            В настоящее время проблема здоровья детей стоит особо остро. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов. 

            Основная проблема, которая часто  встает  перед нами - это слабое физическое развитие детей при поступлении в детский сад. Общая картина такова: дети испытывают "двигательный дефицит", задерживается возрастное развитие быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Дети имеют излишний вес, нарушения осанки, зрения  и другие.

         Основываясь на своем опыте работы с детьми  с ОНР, могу сказать,  что детей с ОВЗ в таких группах сейчас всё больше и больше .              

 Так кто же на самом деле ребенок с ОВЗ?

        Это дети, имеющие физические и  даже психические недостатки. Эта категория детей чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нашей группе есть дети с разными нарушениями развития: нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата, дети с ОНР, а так же дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Их ранее было принято называть «несадовские дети»: гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания, способности к установлению эмоционального контакта, стереотипность в поведении, которое проявляется , как выраженное стремление сохранить постоянство условий существования и непереносимость малейших его изменений; как наличие в поведении ребенка однообразных действий – моторных (раскачиваний, прыжков, постукиваний и т.д.), речевых (произнесение одних и тех же звуков, слов), стереотипных манипуляций каким-либо предметом; однообразных игр.

         Но с введением  ФГОС все большее распространение получает интегрированное и инклюзивное воспитание детей с отклонениями в условиях специальной группы в массовом детском саду и среди сверстников в обычной группе.

         Сложность нашей работы заключается  в том, что в нашем саду нет психолога, инструктора по физическому развитию и недостаточно современного оборудования для развития .  Поэтому мы работаем в тесном сотрудничестве с ПМПК , которые являются нашими социальными партнерами .

       Под  руководством психолога  ПМПК разрабатываются индивидуальные карты развития индивидуально для каждого ребенка, мы   получаем квалифицированные консультации, рекомендации, что очень помогает  в  построения планов нашей работы по развитию дошкольников  и по  здоровьесбережению в том  числе .

         Составлению карты развития  предшествует изучение ребенка. План изучения традиционно включает такие мероприятия, как:

  • беседа с родителями;
  • изучение медицинской карты ребенка;
  • обследование физического развития;
  • обследование психического развития: характеристика детских видов деятельности и познавательных психических процессов  (в том числе и речи);

              Такой план диагностики отвечает принципам комплексного, всестороннего и целостного изучения ребенка.

     Если в   группу поступают дети с выраженными отклонениями, обследованием занимаются специалисты ПМПК и дают рекомендации  по его адаптации, развитию ,социализации в обществе , а воспитатель знакомится с полученными ими данными и следует  предложенному маршруту  развития   . Если отклонения не ярко выражены, главной фигурой в процессе обследования является воспитатель.

     На что, прежде всего обращаем внимание , чтобы выявить либо отклонения, либо факторы риска в развитии ребенка?

    При беседе с родителями, кроме обычных сведений о составе семьи, ее материальном и социальном благополучии, нам – педагогам важно понять, что родители ожидают от дошкольного учреждения. Однако родители не всегда могут ясно сформулировать свои требования, поэтому воспитатель может использовать косвенные вопросы.

(Например, если ребенок самостоятелен в быту, у родителей спрашивают, кто его научил одеваться, убирать со стола и т. д., если хорошо рисует или умеет лепить, важно спросить, кто учил и как. Все эти вопросы дают возможность понять, кто в семье больше общается с ребенком, под чьим влиянием он преимущественно находится, к какому стилю общения и взаимодействия тяготеет этот человек.)  

Вопросы о том, какие навыки одевания, туалета, еды, ухода за одеждой и обувью есть у малыша (даже если ему всего два года), помогут понять, есть ли по отношению к ребенку завышенные требования или, напротив, гиперопека.

       Для выявления отклонений важно обратить внимание на показатели нервно-психического развития.

            Дети с физическим недоразвитием требует углубленного обследования психического развития, к которому целесообразно привлекается   психолог   ПМПК .

       Очень внимательно  мы относимся к  развитию движений разного характера. И помним, что иногда детский церебральный паралич имеет неярко выраженный, стертый характер. Внимательно наблюдая за таким  ребенком , мы отмечает, что если  у него нет навыков самообслуживания, он неаккуратно ест, не может застегнуть пуговицы. То  дело здесь не в плохо развитых навыках самообслуживания, а в недостатках двигательной сферы. Поэтому, обращаем  внимание на скоординированность движений во время маршировки, ритмичность действий под музыку, наконец, можем  предложить выполнить какое-либо практическое действие: завязать узел на веревке, сложить одежду в шкафчик и т.п. Особое внимание  уделяем  мелкой моторике, но ее изучение можно совместить с обследованием деятельности.

       Действия детей с нарушенным зрением,  и общим недоразвитием речи  в целом не отличается от деятельности детей, не имеющих  таких нарушений, если степень дефекта  у ребенка небольшая. Если же нарушение имеет выраженный характер, своеобразные черты сохраняются в предметной деятельности до старшего дошкольного возраста. Для нас это важно и мы это учитываем в своей работе. (Это и дополнительные индивидуальные занятия : гимнастика для глаз, увеличенные  схемы для игр и пособия , релаксация  и контроль за правильной посадкой и т.д)                

         Адаптация детей к условиям общественного воспитания не всегда успешно протекает и у детей, не имеющих недостатков в развитии. Для детей с отклонениями период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен.  Поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов, кроме того, детские виды деятельности  (сюжетно-ролевая, строительная игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование, признание. Иногда проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки ). Поэтому  мы уделяем  этому большое  внимание подготовке детей группы к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями.

            Даем  родителям обычные рекомендации, которые даются перед поступлением ребенка в дошкольное образовательное учреждение: установить в семье такой же режим, как и в детском саду, наблюдать с ребенком за играми детей на площадке детского сада, заранее познакомиться с одним, двумя детьми и т.п.

         Особого внимания требуют дети с эмоциональными нарушениями. К тому времени, когда гиперподвижный или ребенок-агрессор , начнет посещать нашу  группу  мы   стараемся хорошо представлять, какой деятельностью он занимается охотно, как обычно в семье нейтрализуют негативное поведение и действенны ли эти меры в условиях общественного воспитания.( к ним чаще применяются такие технологии как : массаж, самомассаж  с предметами, музыкотерапия, сказкотерапия  и другие )

Для обеспечения комплексного подхода к охране и улучшению здоровья воспитанников, требуемого по ФГОС, в ДОУ используются различные виды современных здоровьесберегающих технологий:

  • медико-профилактические (проведение медосмотров, контроль состояния здоровья детей, противоэпидемиологическая работа, профилактика многих заболеваний, санитарно-гигиеническая работа, контроль качества организации питания и т.д.);
  • физкультурно-оздоровительные (проведение подвижных игр, спортивные мероприятия, валеологические занятия, процедуры закаливания, организация прогулок и т.д.)
  • валеологическое образование родителей (мотивация родителей к ведению здорового образа жизни, обучение родителей способам взаимодействия с детьми по формированию у них валеологической культуры);
  • валеологическое просвещение педагогов (ознакомление воспитателей с инновационными здоровьесберегающими технологиями и способами их внедрения, мотивация к здоровому образу жизни, расширение знаний о возрастных и психологических особенностях дошкольников);
  • здоровьесберегающее образование детей (формирование валеологических знаний и навыков).

Только реализуя все указанные виды здоровьесберегающих технологий можно достигнуть тесного взаимодействия основных факторов, влияющих на здоровье дошкольников. 

        Поэтому, мы пришли к выводу, что многие дети нуждаются в особых технологиях физического развития, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, физических и интеллектуальных проблем. Эти технологии должны в первую очередь способствовать коррекции физического, психомоторного, речевого, эмоционального и общего психического развития.  

                 Анкетирование родителей детей, которые посещают детский сад, выявило следующую проблему, оказалось,  что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий. И часто  требуют  от воспитателя  не водить  ребенка на прогулку, не брать на занятия физкультурой , умышленно опаздывают на утреннюю гимнастику и т.д

           Современная наполняемость группы требует от педагогов создания условий для уединения детей, их психологического комфорта и здоровья. В    группе  созданы:  зона двигательной активности и зона уединения, оборудованы уголки здоровья с информацией для родителей. Имеется уголок природы для наблюдения и много растений для уюта .  Мы  создаем  домашнюю, уютную обстановку и комфортную, развивающую и здоровьесберегающую для детей атмосферу.

          Условия, созданные в ДОУ, позволяют обеспечить физическую активность детей и организацию оздоровительной работы силами всех  педагогов ( мы работаем в тесном сотрудничестве  с музыкальным  руководителем, логопедом, медсестрой )  и творчеством наших педагогов *

( при создании нестандартного физоборудования  в группах) .

        Осуществляя физическое развитие дошкольников, особое внимание  мы уделяет здоровьесбережению детей. Выделяем группы здоровья вновь прибывших детей, определяем уровень физических качеств детей, производим антропометрические замеры.  Вся работа по физическому воспитанию детей строится с учетом их физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья. Основой являются результаты медико-педагогической диагностики.                      

          Обработка данных позволила выделить   разные  группы здоровья детей для осуществления дифференцированного подхода в процессе развития двигательных умений.  Это позволяет  нам планировать физкультурно-оздоровительную работу с учетом имеющихся отклонений в состоянии здоровья.

 Используя свои наблюдения, определили, что в работе с детьми необходимо обязательно соблюдать следующее и применять  это в системе :

          1. Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребенка, уровню физического развития, биологическому портрету и группе здоровья.

           2.   Необходимо сочетание двигательной активности  с  закаливающими  процедурами.

          З. Обязательное включение в комплекс физического воспитания классических оздоровительных техник в игровой форме (релаксации, взбадривающей , дыхательной и пальчиковой гимнастики, игрового массажа и самомассажа ,  гимнастики для глаз, для язычка , логоритмики , и др.)

           Проанализировав данные  условий и образа жизни семей воспитанников , полученные  в ДОУ, пришли  к выводу, что  многие родители не имеют высшего  и даже  среднего профессионального  образования ,  соответственно и уровень знаний в области воспитания привычки к здоровому образу жизни большинства из них очень  низкий .

     А применение в работе ДОУ здоровьесберегающих технологий, повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Здоровье ребенка превыше всего,
Богатство земли не заменит его.
Здоровье не купишь, никто не продаст.
Его берегите, как сердце, как глаз!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР (из опыта работы)

В данной презентации представлен ряд здоровьесберегающих технологий, применяемых в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе ДОУ

Здоровьесберегающие технологии – этокомплекс разнообразных форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья воспитанников ДОУ.Любая педагогическая технология должна бы...

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР

Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической группе для детей с ОНР...

Конспект НОД с использованием элементов психологических практик здоровьесберегающих технологий в логопедической группе на тему: «Зима. Признаки зимы».

Образовательные задачи:- закрепить представления детей о зиме и активизировать словарь детей по теме «Зима»;- развивать умение подбирать слова-родственники к заданному слову и образовывать...

«Здоровьесберегающие технологии в логопедической группе»

. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей....

Опыт работы по теме: "Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе"

В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологи...