проект «Методы стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?»
проект на тему

Игнатьева Надежда Александровна

В настоящее время усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость, агрессивность, грубость. И ничего странного: ведь не построив, как следует, систему поощрения и наказаний, родители лишаются рычагов воздействия на ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_knut_i_pryanik.docx26.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №17 «Малютка»

Городского округа горд Октябрьский Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

 «Методы  стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?»

воспитатель: Надежда Александровна

Игнатьева

Актуальность проблемы. В настоящее время усиливаются жалобы родителей на детскую неуправляемость, агрессивность, грубость. И ничего странного: ведь не построив, как следует, систему поощрения и наказаний, родители лишаются рычагов воздействия на ребенка.

Поощрение и наказание являются методами стимулирования человеческой деятельности, не только самыми известными среди древних методов воспитания, но и наиболее распространенными и широко употребляемыми в настоящее время.

Поощрение - это стимулирование положительных проявлений личности с помощью высокой оценки ее поступков, порождение чувства удовольствия и радости от сознания признания другими усилий и стараний личности. Поощрение закрепляет положительные навыки и привычки.

Наказание-это метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные действия, тормозить их, останавливать негативные проявлений личности с помощью отрицательной оценки ее поступков, порождения чувства вины, стыда и раскаяния.

Наказание и поощрение играет большую роль в воспитании ребенка. И наказание и поощрения призваны вырабатывать условный рефлекс: за неправильным поведением следует наказание, за правильным поощрение.

Изучая проблему поощрения и наказания, Л. Ю. Гордин указывал на то, что в этимологии понятий “поощрение” и “наказание” есть общее значение – стимулирование. При этом стимулировать – значит дать стимул к чему-либо, заинтересовать. Стимул же – побудительная причина, толчок, заинтересованность в совершении чего-либо. Прямое и непосредственное назначение стимулов ускорять или, наоборот, тормозить определенные действия. Это помогает видеть единство методов поощрения и наказания в воспитательном процессе.

В. Н. Худяков определяет наказание как метод педагогического воздействия, который должен предупреждать нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед собой и другими. По его мнению, суть наказания заключается в том, чтобы ребенок пережил чувство раскаяния, проанализировал свое поведение и деятельность, сделал соответствующие выводы. Казалось бы, наказание преследует благую цель – приучает к рефлексии, к самоанализу, приучает отвечать за свои поступки. Однако, по мнению директора Исследовательского Центра Семьи и Детства А. С. Спиваковой, наиболее распространенной формой воздействия остается наказание, основанное на страхе перед болью – это всевозможные формы физического наказания.

Вопрос о применении поощрения и наказания является очень актуальным, поскольку значение поощрений и наказаний в системе воспитательных воздействий весьма локально, хотя они и не принадлежат к числу воспитательных средств, которые нужны повседневно и на каждом шагу. Однако большинство родителей употребляют их, в качестве доминирующих, не учитывая тот факт, что на сегодняшний день теория и практика воспитания располагает богатейшим арсеналом различных методов и приемов. Но, не смотря на такую популярность и очень широкое распространение методов поощрения и наказания, родители зачастую или не правильно используют эти методы или недостаточно продуманно и, следовательно, в лучшем случае это не эффективно, а в худшем может привести к неисправимой ошибке, за которую порой ребенок расплачиваться всю жизнь.

В связи с вышеизложенным, нами было принято решение о разработке и реализации проекта на тему: «Методы  стимулирования поведения и деятельности. Кнут или пряник?».

Вид проекта: социальный

Участники проекта: родители воспитанников средней группы «Сказка», 40 человек

Сроки: 3 месяца (сентябрь 2018г. – ноябрь 2018г.)

Цель проекта: повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах поощрения и наказания.

Задачи проекта:

1.Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме «Поощрение и наказание детей в семье»

2.Формировать стойкую родительскую позицию по отношению к использованию методов воздействия и стимулирования.

3.Создание условий для полноценного развития личности и успешной социализации.

Ожидаемый результат:

1.Повышение компетентности родителей в вопросах использования методов стимулирования поведения и деятельности.

2.Обоснованное, грамотное использование поощрений и наказаний в качестве методов воспитания.

3.Снижение уровня грубого физического и морального воздействия родителей на детей.

        Этапы реализации проекта

I.Подготовительный

1 шаг – изучение психолого-педагогической литературы по проблеме «Поощрение и наказание как методы воспитания»

2 шаг – анкетирование «Поощрения и наказания ребенка в семье» (Приложение 1)

3 шаг – планирование реализации проекта

II.Реализация проекта

Работа по реализации проекта велась в трех направлениях:

1.Информационное:        

-Индивидуальные консультации        

-Групповые консультации        

-Родительские собрания

-Информационные стенды

-Создание памяток, буклетов

2.Образовательное:

-Семинары, мастер-классы, тренинги и др.        

-Библиотека         

-Пропаганда семейного опыта        

-Брифинги

3.Обратная связь        

-Анкетирование, интервьюирование

-Информационные корзины

(Приложение 2)

III.Заключительный. Подведение итогов.

В ходе проекта был проведен первичный и итоговый мониторинг. В качестве мониторинга была выбрана форма анкетирование. Родители индивидуально отвечали на специально подготовленные вопросы. Проанализировав полученную информацию, мы пришли к следующим выводам:

1.Проделанная работа оказалась эффективной в повышении компетентности родителей по вопросам использования методов стимулирования поведения и деятельности.

2.Выбор родителями форм воздействия на ребенка стал более обоснованным и педагогичным.

3.На 57% снизился уровень грубого физического и морального воздействия на детей, его заменили более гуманные приемы.

(Приложение 3)

IV.Презентация.

(Приложение 4)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике. М. : Издательский дом Ш. Амонашвили, 1993

2.Гордин Л. Ю. Поощрение и наказание в воспитании детей. – М. : Педагогика, 1971

3.Джайнотт Х. Дж. Родители и дети. – М. : Знание, 1986

4.Леви В. Нестандартный ребенок. – С. Пб: Питер, 1993

5.Лихачев Б. Т. Простые истины воспитания. – М. : Педагогика, 1983,

6.Макаренко А. С. Соч. : В 7 т. Т. V. М. , 1958

7.Педагогическая Энциклопедия. В 4 т. / под ред. И. А. Каирова – М. , 1966 – Т. 3

8.Российская Педагогическая Энциклопедия (в двух томах), т. 2 М-Я, М. : Научное Издательство “Большая Российская Энциклопедия”, 1999

9.Спиваковская А. С. Как быть родителями: О психологии родительской любви. - М. 1986

10.Фромм Аллан. Азбука для родителей. — 3-е изд. , сокр. // Пер. И. Г. Константиновой, — М. : Знание, 1994

11.Шуман С. Г. Родительские тревоги: Из опыта работы психолого-педагогической службы. – М. : Педагогика. 1989

Приложение 3

АНКЕТА

1.Что Вы понимаете под формулировкой «Методы стимулирования поведения и деятельности»? ________________________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

2.Какие методы воздействия на ребенка Вы используете?______________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

3.Чем Вы руководствуетесь при выборе метода воздействия?___________________

______________________________________________________________________

4.Какими источниками пользуетесь для получения необходимой информации по вопросам воспитания ребенка?____________________________________________

______________________________________________________________________

______________________________________________________________________

5.Используете ли Вы наказания?___________________________________________

-Наказание происходит потому, что ________________________________________

-Мне приходится наказывать ребенка, когда _________________________________

______________________________________________________________________

-Какие наказания применяли к Вам родители в детстве (нужное подчеркнуть): пощечина, ремень, шлепок, били кулаками, ставили в угол, не разговаривали, лишали удовольствий, другое _____________________________________________

-Какие наказания Вы считаете возможным применять по отношению к ребенку? _____________________________________________________________________

-Какие наказания Вы реально применяете по отношению к ребенку? ____________

_____________________________________________________________________

-Можете ли Вы в публичном месте ударить своего ребенка? ___________________

______________________________________________________________________

-Повысить на него голос?________________________________________________

-За что, в какое ситуации Вы можете ударить своего ребенка? __________________

_____________________________________________________________________

6.Что раздражает Вас в вашем ребенке? ____________________________________

______________________________________________________________________

7.Что раздражает Вас в самом себе? _______________________________________

______________________________________________________________________

8.Используете ли Вы убеждения?___________________________________________

9.Используете ли Вы поощрения?__________________________________________

Анкета анонимна, надеемся на Ваши искренние ответы. Они помогут Вам разобраться в системе отношений, которую Вы строите со своим ребенком. Спасибо!

Приложение 2

План реализации проекта

месяц

неделя

Форма работы

сентябрь

I

1. Консультация «Методы воспитания детей»

2.Интервьюирование «Поощрения и наказания ребенка в семье»

3.Ширма «Поощрения и наказания»

II

Родительское собрание «Наказание и поощрение в семье. Кнут или пряник?»

III

Семинар-практикум «Поощрения и наказания»

IV

Памятка «Искусство поощрять и наказывать»

октябрь

I

Консультация «Условия формирования дисциплины в семье»

II

Консультация «Родительский авторитет и его влияние на ребенка»

III

 Семинар «Родители и дети. Дисциплина. Границы дозволенного»

IV

Интервьюирование «Надо ли наказывать детей?»

ноябрь

I

Консультация «Наказывать с любовью»

II

Семинар «Может ли быть наказание без насилия»

III

Брифинг «Вопрос- ответ»

IV

Конференция «Счастливый ребенок»

-дискуссия «Поощрения и наказания»

-обмен опытом семейного воспитания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...

Консультация "Как управлять поведением и деятельностью ребёнка"

Данный материал помогает родителям определить свою позицию к приминению тех или иных воспитательных мер по отношению к ребёнку, знакомит с правилами сказать "нет"  ребёнку....

Конспект поведения совместной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по теме «В гости к сказке Ручеек» (автор: Белова Лариса Владимировна) с использованием ИКТ

Сказка для детей дошкольного возраста, в доступной форме, объясняет детям такие понятия, как семья, природа, дружба, взаимовыручка, уважение. Сказка может быть разыграна, как спектакль с участием дете...

Консультация "Использование методов поощрения и наказания в семье как методов стимулирования поведения и деятельности ребенка"

Каждому, кому приходилось заниматься воспитанием детей, в своей практике применял методы поощрения и наказания. С помощью этих методов взрослые пытаются корректировать и стимулировать поведение ребенк...

"Как управлять поведением и деятельностью ребёнка?»

Управление ребенком - способность взрослых целенаправленно воздействовать на поведение ребенка в конкретной ситуации. В отличие от воспитания, формирующего личность в целом, управление ...

"Воспитание у дошкольников культуры поведения в деятельности"

В данном материале даны рекомендации для педагогов по формиированию культуры поведения в деятельности....