Главные вкладки

    Великая Отечественная война как фактор развития патриотизма дошкольников
    материал на тему

    Бутылкина Ольга Юрьевна

    Лучшее средство привить детям любовь

     к отечеству состоит в том,

    чтобы эта любовь была у отцов.

    Ш. Монтескье

     

         Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.

       К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы. Поскольку патриотическому воспитанию на государственном уровне придаётся такое большое значение, воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_butylkina_o.yu_.docx19.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Великая Отечественная война как фактор развития патриотизма дошкольников

    Лучшее средство привить детям любовь

     к отечеству состоит в том,

    чтобы эта любовь была у отцов.

    Ш. Монтескье

         Изменения, прошедшие в нашем обществе в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращает нас к тем идеям, которые были связаны с историей нашей страны.

       К сожалению, современные дети имеют поверхностное представление о событиях исторического прошлого нашей страны. В решении этой проблемы большая роль отводится дошкольному образованию, так как именно в дошкольном возрасте закладывается основы нравственных качеств ребенка. В связи с этим перед коллективом педагогов дошкольного учреждения стоят задачи формирования у детей гражданственности, чувства любви и гордости за свою Родину через построение оптимальной педагогической системы. Поскольку патриотическому воспитанию на государственном уровне придаётся такое большое значение, воспитание патриотизма у дошкольников является на данный момент актуальной темой.

        Задача патриотического воспитания имеет место во многих документах по дошкольному образованию, в частности:

    — в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ст. 3)

    — в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования  (в разделе «Общие положения» п.1.6.)  

         Одним из основных принципов дошкольного образования, которые лежат в основе ФГОС ДО является «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Объединение обучения  и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей».

        В 2010 году была утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации », что является продолжением утверждённых государственных программ. Цель данной программы: формирование патриотического сознания Российских граждан как одного из факторов единения нации. В рамках реализации данной программы была разработана Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Основной целью является определение места и роли воспитания патриотизма у Российских граждан как важнейшего направления деятельности общества и государства.
         Воспитание патриотизма необходимо начинать с дошкольного возраста, так считали Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Е.И. Водовозова, потому что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социокультурного опыта, «складывается» человек. Тему патриотического воспитания в своих трудах раскрывали классики педагогики Я.А. Каменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.

        Патриотическое воспитание включает в себя много разделов: это воспитание любви к родителям, близким, к своей малой родине, детскому саду, городу, к Родине, своей Отчизне. И наконец, патриотическое воспитание было бы неполным, если не познакомить детей с героическими подвигами соотечественников в различных войнах, с великими полководцами. Тема Великой Отечественной войны мощный фактор патриотического воспитания детей. Важно, чтобы ребенок уже в этом возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

       В рамках подготовки к празднованию великой даты – 73-летия Победы в Великой Отечественной войне воспитание патриотизма у детей приобретает особое значение. Мы не должны забывать тех, кто отстоял свободу и независимость нашего народа.

    Педагоги, работающие в нашем ДОУ, к счастью не знают, что такое война. Но это не означает, что мы не можем прочувствовать горечь и боль этого понятия. Мы обязаны это чувствовать! Войны развязываются не детьми, а взрослыми людьми. Поэтому формирование у маленьких детей сложных понятий «мир» и «война» идет опосредованным путем: через душу взрослого в душу ребенка.

          Дошкольники воспринимают окружающую их действительность эмоционально, и патриотические чувства у них проявляются в ощущении гордости за свой народ, за историю своей страны. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды. 

        Воспитатель должен уметь правильно подать материал, чтобы заинтересовать даже самых немотивированных детишек. Мальчишки и девчонки несколько по-разному воспринимают рассказы о войне: у мальчиков на примере героев формируется образец мужественности и смелости, у девочек – забота о близких, пострадавших.

        Рассказать ребенку о Великой Отечественной войне за одно занятие невозможно. Это - результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка При этом важно учитывать и возраст аудитории. Например, малышам можно почитать стихи и рассказы о войне, написанные для самых маленьких, рассказать о наградах, медалях и орденах. Детям постарше будут интересные беседы о подвигах, технике и оружии. Уместными будут встречи с ветеранами, походы к памятникам героям Великой отечественной войны, аллеям боевой славы, посещение музеев, выставки детских рисунков о войне, тематические праздники, музыкально-физкультурные развлечения, конкурсы чтецов, изготовление фотоальбомов совместно с родителями с использованием фотографий военных и послевоенных лет из семейных архивов.

         Залог успеха всей нашей работы — хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и их активное участие в реализации поставленных задач . Родители должны активно сотрудничать с педагогами и воспитателями, чтобы помочь организовать подобные встречи, походы и экскурсии.

         Время неумолимо бежит вперед, очень мало осталось ветеранов войны, непосредственных участников событий. Возраст и здоровье не позволяют им часто встречаться с детьми, самим рассказать о войне. Родители и воспитатели должны воспитывать подрастающее поколение так, чтобы дети знали, помнили и чтили подвиг дедов и прадедов, понимали, как тяжело далась  Победа, как отважно защищали свою Родину наши предки. Пусть для нас и наших детей истинная любовь к своей Родине будет самым главным ориентиром, а Великая Победа навсегда останется символом ратной доблести и духовного величия!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Публикация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

    Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

    Презентация на тему:"Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны"

    Воспитание патриотизма у дошкольников старшего возраста через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны...

    Практико-значимая работа Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом регионального компонента»

    Данный проект является итоговой работой на курсах повышения квалификации в АСОУ Тема: «Воспитание чувства патриотизма, сопричастности и гордости на основе Великой Отечественной Войны с учетом рег...

    Тема проекта : «Югорский край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается).

    Тема проекта : «Югорский  край в годы Великой Отечественной войны» ( 70 – годовщине победы в Великой Отечественной войне посвящается)....

    Тема Великой Отечественной войны в работе с младшими дошкольниками

    Из опыта работы. Как рассказать маленьким детям о войне....

    Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

    Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...