Главные вкладки

    Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения
    проект (младшая группа) на тему

    Трубицына Наталья Сергеевна

    «Адаптация без слез»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_adaptatsiya.docx280.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад № 3 «Радуга»

    Проект

    педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста  к  условиям дошкольного  учреждения

    «Адаптация без слез»

    Картинки по запросу картинка адаптация ребенка в детском саду

    Подготовили:

    Трубицына Н.С.

    Александрова С.Н.

    ЗАТО п.Солнечный

    2018-2019 учебный год

    Содержание

    Актуальность проекта………………………………………………2-3

    Цель………………………………………………………………..…3

    Задачи……………………………………………………………...…3

    Тип проекта………………………………………………………..…3

    Участники проекта…………………………………………………..4

    Вид проекта……………………………………………………..……4

    Сроки реализации……………………………………………………4

    Ожидаемый результат……………………………………………….4

    Реализация проекта……………………………………………….…4-5

    Формы работы с родителями……………………………………….5

    Планирование работы в адаптационный период………………….5-6

    Тематический план мероприятий…………………….…………….7-9

    Список литературы………………………………………………….10

    Приложения………………………………………………………….11-23

    Актуальность проекта

    Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьезную тревогу у взрослых. И она не напрасна. Известно, что изменение социальной среды сказывается на психическом и на физическом здоровье детей.

    Особенно уязвимым для адаптации является ранний возраст, поскольку именно в этот период детства ребенок менее всего приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. В этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями.

    Изменение условий жизни и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка и от взрослых больших усилий. От того, насколько ребенок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение и от того, как организуют период его адаптации воспитатели и родители зависят течение адаптационного периода и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению эмоционального состояния ребенка.

    Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к физическому контакту с взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от них, сторонится сверстников. Особенности поведения детей в этот период во многом связаны с особенностями их темперамента. Дети с флегматическим темпераментом будут вести себя скорее заторможено, а дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут излишне возбуждаться. В любом случае социальные связи ребенка могут оказаться очень напряженными, а иногда и полностью нарушенными.

    Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется и активность ребенка по отношению к предметному миру. Игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом.

    Данной проблемой занимались такие ученые как: Н.М. Аксарина, К.Ю. Белая, К.Л. Печора, так же исследователи Н.Д. Ватутина, А.И. Захарова, Е.О. Севостьянова, Р.В. Тонкова-Ямпольская и другие.

    Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим к позитивным (адаптированность, т.е. совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни.

    Педагоги и родители должны помнить, что упущенное в воспитании малыша ничем потом не восполнишь. «Ранний детский возраст является одним из ключевых в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие», отмечает В.С. Мухина.

    Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы воспитатели группы, музыкальный руководитель, медицинская сестра, родители, что будет способствовать их сплочению. И одно из главных направлений проекта, помощь детям в прохождении довольно сложного периода жизни по приспособлению к новым условиям жизнедеятельности. Мы хотим, чтобы ребенок чувствовал себя в этот период комфортно и ходил в детский сад с удовольствием. Длительность этого проекта составляет 4 месяца, половина первого года пребывания ребенка в дошкольном учреждении.

    Ведущая деятельность в раннем дошкольном возрасте является игра, в основе проекта лежат игровые упражнения.

    Цель:

    создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.

    Задачи:

    • преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;

    • развитие навыков взаимодействия детей друг с другом с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;

    • развитие игровых навыков, произвольного поведения;

    • работа с родителями направленная на качественные изменения в привычном жизненном укладе семьи, на новые уровни взаимодействия и сотрудничество с сотрудниками детского сада; формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей; повышение коммуникабельности между родителями.

    Тип проектасоциальный.

    Участники проекта: воспитатели, медицинский работник, дети и родители.

    Вид проекта: долгосрочный

    Сроки реализации: сентябрь – ноябрь 2018г. На сроки проекта влияют следующие факты – адаптационный период может затянуться с учётом индивидуальности ребёнка и особенности семейных отношений; дата поступления в детский сад; посещаемость.

    Ожидаемый результат данного проекта:

    Успешная адаптация детей и родителей к условиям детского сада. Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду. Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с медико-психолого-педагогической службой ДОУ. Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации. Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников. Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ.

    Реализация проекта

    Подготовительный этап

    1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстрационных материалов, дидактических игр;
    2. Разработка конспектов адаптационных занятий, совместных мероприятий с родителями и консультаций для родителей;
    3. Пополнение предметно-развивающей среды группы;
    4. Разработка информационного материала для родительского уголка
    5. Разработка анкет для родителей;
    6. Составление плана работы с детьми и родителями.
    7. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей.

    Основной этап

    1. Заполнение адаптационных листов.
    2. Знакомство детей с детским садом, друг с другом. Ежедневно, последовательно вводить правила поведения в группе и приучения к режиму дня. Систематично проводить адаптационные игры и мероприятия с детьми.
    3. Проведение родительских собраний, консультаций, анкетирование. Организация родительских встреч по типу круглого стола, родительских конференций.

    Завершающий этап

    1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
    2. Подведение итогов адаптации.

    Формы работы с родителями:

    1. Родительские собрания;
    2. Анкетирования;
    3. Консультации;
    4. Индивидуальные беседы с родителями по итогам дня;
    5. Подбор специальной психолого-педагогической литературы по вопросу адаптации детей к детскому саду;
    6. Выпуск памяток, информационных листов об особенностях данного возраста, рекомендуемых развивающих игр.

    Планирование работы в адаптационный период

    От правильно спланированной работы зависит успешность адаптации детей к новым условиям детского сада. В планировании работы участвуют: заведующая, заместитель заведующего (педагог, старший воспитатель), педагог-психолог, врач-педиатр, медсестра. Каждый участник вносит свой план действий, который важен в работе в пред адаптационный и адаптационный периоды. Поэтому необходимо выделить четыре основные службы, обеспечивающие сопровождение ребенка и его семьи в период адаптации: административная, которая отвечает за работу с педагогами и родителями; психологическая, педагогическая, медицинская осуществляют работу в трех направлениях – с воспитателями, детьми и родителями. Тесное содружество четырех служб несёт положительный результат не только в адаптационный период, но и в дальнейшей работе, которая обеспечивает благополучие взаимоотношений между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.

    Прием детей в ДОУ необходимо проводить по подвижному графику. Это обеспечивает индивидуальный подход к каждому малышу и возможность семье выбрать удобное время для посещения детского сада. В первые дни ребенок не должен пребывать в группе более 2-3 часов в период бодрствования (прогулки или игры).

    Постепенно время пребывания ребенка в группе увеличивается. Прием  детей осуществляется в зависимости от их возраста, индивидуальных особенностей и сроков комплектования группы.

    В адаптационный период воспитателям приходится работать в сложном режиме, так как дети пришли в детский сад впервые, и им необходимо  уделять много  заботы, внимания и любви. Чтобы каждый ребенок чувствовал защиту и заботу со стороны взрослого, важно больше времени проводить с  детьми.  Если малыш не получит того, что он хочет - теплоты, любви, заботы, то у ребенка появится психоэмоциональное напряжение, и он будет переживать, тосковать, плакать, звать свою маму.

    Заранее разработанный в виде таблицы на каждый день настоящий календарный план поможет  больше внимания уделять детям раннего возраста в сложный для малышей период.


    Тематический план мероприятий

    СОДЕРЖАНИЕ

    ФОРМЫ РАБОТЫ

    СЕНТЯБРЬ

    1. Знакомство детей                     с детским садом,

    друг с другом

    1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

    1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

    Игры с воспитателем «Давайте познакомимся», «Назови себя ласково» и др.

    Игры на развитие коммуникации «Давайте познакомимся», «Клубочек», «Доброе животное»

    Общение: ситуации «Игрушки, которые живут в нашей группе», «Покажем мишке уголок природы», «В какие игры можно играть в группе», «Как дети полюбили ходить в детский сад»  

    Художественная литература: потешка для новичков «Кто из нас хороший?», стихи А. Барто, С.Я. Маршака и Е. Благининой

    Элементы театрализованной деятельности «Давайте познакомимся»

    Приучение детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причесываться, держать ложку или чашку, ходить на горшок – путем создания предметной развивающей среды. Соответствующие игры и занятия с разнообразными предметами и игрушками (вкладыши различной формы, кубики, пирамидки, матрешки, совочки и пр.).

    Игры-занятия «Уложим куклу Катю спать», «Оденем куклу на прогулку», «Научим куклу раздеваться»

    Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

    Игры «Медвежонок в берлоге» (развитие дыхания); «Собери мячики» (развитие правильного речевого дыхания) -  дети стоят на полу, наклоняясь, делают шумный вдох носом, на выдохе поднимают разбросанные мячики и складывают их в корзинку.

    Зарядка в стихах «Шел козел по лесу»

    Подвижные игры «Карусели», «Раздувайся, пузырь», «С кочки на кочку», «Мы топаем ногами», «Курочка и цыплята», «Птички летают»

    Пальчиковые игры «Где же наши ручки?», «Сорока-ворона», «Утята»

    ОКТЯБРЬ

    1. Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

    1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

    1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

    1. Дидактические игры

    Игры «Давайте познакомимся», «Змейка», «Изобрази героя» (игра-имитация), «Наши герои», «Дождик и солнышко», «Мартышки», «Ладонь в ладонь», «Дотронься», беседа «Что такое хорошо и что такое плохо», ситуации «Попроси игрушку» и «Собачке грустно, у нее нет друзей»

    Художественная литература: рассказывание сказки «Колобок», потешка «Водичка серебристая», «Петушок и его семья», рассказывание сказки «Рукавичка», инсценировка «Курочка Ряба», рассказывание сказки «Три медведя», песенка «Все игрушки хороши»

    Игры-занятия «Как мы гуляем», «Катя умывается», «Оденем Катю на прогулку», «Как мы помогаем маме», «Как правильно мыть ручки», «Научим Катю раздеваться», «Сделаем Кате комнату», «В гостях у мишки: наводим порядок»

    Зарядка в стихах «Гномики»

    Разминка: «Где же наши ручки?», «Шаловливые ножки»

    Игры «Страшный сон зайчонка» (развитие дыхания) – частое поверхностное дыхание ртом.

    «Велосипед» (укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом) – дети сидят на полу, опираясь спиной о стену, и делают движения под стихотворные строчки;

    «Солнышко и туча»

    Подвижные игры: «Мы топаем ногами», «Солнышко и дождик», «Карусель», «Гуси», «Поезд», «Пузырь», «Журавли – лягушки», «Догонялки», имитация движений животных

    Пальчиковые игры: «Наша семья», «На руках у нас 5 пальцев», «Зайчик», «Пальчики здороваются», «Мы считаем»

    «Разложи по цвету», «Что делаем сначала, что потом», «Где чей домик», «Что изменилось?», «Узнай по голосу», «Назови животное и как оно кричит», «Кто чем питается»

    НОЯБРЬ

    1. Развитие эмоциональной сферы, коммуникации

    1. Развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий

    1. Снятие психоэмоционального напряжения в течение дня

    1. Дидактические игры

    Игры: «Зоопарк», «Назови друга ласково», «Добрая нежная рука», «Если «да» - похлопай, если «нет» - потопай», «Что подарить другу», «Я и моя мама», «Как мы веселимся», «Найди отличие», «Кто как ходит», «Играть нужно дружно»

    Художественная литература: рассказывание сказки К. Чуковского «Федорино горе», чтение стих-я Е. Благининой «Научу обуваться и братца», С. Маршака «Мой веселый, звонкий мяч»

    Игры-занятия: «Накормим кукол обедом», «Расскажи, что видишь на картинке», «Накроем стол для гостей», ситуации «Маша хочет кушать, тарелка есть, а ложки нет» (предметы-заместители), игра-имитация «Медведь», инсценировка «День рождения Чебурашки»

    Зарядки в стихах

    Игры «Покачай игрушку на животике» (развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох) – дети лежат на спине, игрушки помещают на живот, на шумном вдохе поднимают игрушку животом, на произвольном выдохе опускают ее.

    «Вот как мы умеем!» (массаж всего тела, развитие общей подвижности) – дети лежат на животе, затем крадутся на четвереньках, как «разведчики», «плывут» в воде, «ныряют» в шарики и т.д.

    Подвижные игры: «Куры и петух», «Солнышко и дождик», «Птички летают» и др.

    «Что изменилось?», «Чудесный мешочек», «Найди предмет по описанию», «Сложи картинку», «Кто скорее соберет», «Узнай и назови», «Угадай, что звучит»

    Список литературы:

    1. Аксарина Н.М. Адаптация детей при поступлении в детское учреждение // Вопросы развития и воспитания детей первых трех лет жизни. – М.: Просвещение, 1972.
    2. Большова Т.В. Учимся по сказке. (Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники). – Санкт-Петербург, 2005. .
    3. Волосова Е. Развитие ребёнка раннего возраста (основные показатели). – М.: Линка-Пресс, 1999.
    4. Гайлен X. Тихие упражнения. Из педагогической практики. – М., 1978.
    5. Губа Г.И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
    6. Ильина М.Н. Развитие ребенка. – Санкт-Петербург, 2004.
    7. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. – Ярославль: Академия Развития, 1996.
    8. Литвинова М.Ф. Подвижные игры и игровые упражнения для детей третьего года жизни. –  М.: Линка-Пресс, 2005.
    9. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М.: Международная Педагогическая Академия, 1994.
    10. Маханева М.Д. Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет. – Москва, 2005.
    11. Павлова С.В., Савинцева Е.А. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста. Детский клуб «Умка». – Учебно-методическое пособие. – М.:
    12. Романова О. Л. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ (из опыта работы) // Дошкольное воспитание. –  1998. – № 5.
    13. Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4х лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2012.
    14. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Совершенство, 1998.
    15. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – СПб.: Феникс, 2005.
    16. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-синтез, 2011.

    Приложения

    Приложение 1

    Проведение адаптационных мероприятий с учетом режима дня

    Утро

    Утренний прием

    Зарядка

    Игры с элементами фольклора

    Развивающие игры

    Формирование культурно-гигиенических навыков (прием пищи, одевание, гигиенические процедуры)

    Завтрак

    Игры-занятия, игры-упражнения в группе

    Игровые ситуации, общение

    Подготовка к прогулке

    Прогулка

    Игры с элементами фольклора

    Сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, развивающие игры

    Игры с водой и песком

    Наблюдения, развлечения, беседы

    Опыты и эксперименты

    Закаливание: воздушные, солнечные ванны

    Формирование культурно-гигиенических навыков

    После сна

    Упражнения в постели после сна. Закаливающие процедуры

    Полдник

    Формирование культурно-гигиенических навыков

    Элементы театрализованной деятельности

    Художественно-творческая деятельность

    Игры-инсценировки

    Прогулка

    Игры-драматизации

    Общение детей

    Уход по домам


    Лист адаптации ребенка                                                                       Приложение 2                                                            

    Фамилия, имя ребёнка______________________________________________                                         Дата рождения _____________________

    Дата поступления__________________________________________________

    Критерии

    Адаптационные дни

    Настроение

    Аппетит:

    завтрак

    обед

    полдник

    ужин

    Сон:

    засыпание

    длительность сна

    Активность:

    в игре

    речи

    Навыки самообслуживания

    Взаимоотношения:

    с детьми

    со взрослыми

    Реакция на отрыв от матери

    Горшок

    Условные обозначения:

    +положительно                               Д     находился дома

    -отрицательно                                 Б     болел

    - +неустойчиво                                 В     выходной день

    0   навык отсутствует                                                                                               Воспитатель______________________________________


    Приложения

    Приложение 1                                    

    Анкета для родителей

    Уважаемые родители!

    Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка – для создания благоприятных условий его развития.

    Ребенок:

    Ф.И._________________________________________________________________________

    Дата рождения________________________________________________________________

    Домашний адрес, телефон______________________________________________________

    Мать:

    Ф.И.О._______________________________________________________________________

    Год рождения_________________________________________________________________

    Образование, специальность, место работы________________________________________

    Отец:

    Ф.И.О._______________________________________________________________________

    Год рождения_________________________________________________________________

    Образование, специальность, место работы________________________________________

    Состав семьи (кто постоянно проживает с ребенком)________________________________

    Есть ли в семье другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними______________

    _____________________________________________________________________________К кому из членов семьи ребенок больше привязан__________________________________

    Часто ли болеет ребенок, какие тяжелые заболевания, травмы перенес_________________

    _____________________________________________________________________________

    Основные виды игр и занятий дома_______________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Какие игрушки любит, кто их убирает_____________________________________________

    Охотно ли вступает в контакты, общение (нужное подчеркнуть):

    - с детьми своего возраста           да  нет

    - с детьми старшего возраста      да  нет

    - с незнакомыми взрослыми        да  нет

    - с родными                                   да  нет

              Каким Вы считаете своего ребенка (подчеркните): спокойным; малоэмоциональным; очень эмоциональным.

    Что умеет делать ребенок самостоятельно_________________________________________

    _____________________________________________________________________________

    Выполнение каких режимных моментов доставляет Вам больше всего трудностей дома (нужное подчеркнуть): подъем, умывание, кормление, укладывание спать, другое (допишите)____________________________________________________________________

    Какой аппетит у Вашего малыша (нужное подчеркнуть): хороший; ест все; плохо и мало; в зависимости от того, что в тарелке.

    Как Вы его кормите дома (нужное подчеркнуть): он ест сам; сначала ест сам, потом докармливаем; чаще его кормят с ложки взрослые; ест аккуратно; не очень аккуратно; мы добиваемся, чтобы он ел все, что дают; мы разрешаем не есть то, чего он не хочет; пусть ест, сколько хочет; тарелка должна быть чистой.

              Как засыпает ребенок дома (нужное подчеркнуть): быстро; медленно; сам; с ним рядом сидит кто-то из взрослых; иногда мочится во сне; раздевается перед сном сам; одевается после сна сам; его раздевают и одевают взрослые.

    Спасибо!

    Приложение 2

    Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»

    Ф.И. ребенка __________________________________________________________________

    1. Какое настроение преобладает у ребенка?

            а) бодрое, уравновешенное

            б) раздражительное, неустойчивое

            в) подавленное

    9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

    2. Как ребенок засыпает?

            а) быстро (до 10 мин.)

            б) медленно

            в) спокойно

            г) не спокойно

    10. Как играет Ваш ребенок?

            а) умеет играть самостоятельно

            б) не всегда

            в) не играет сам

    3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул?

            а) дополнительные воздействия ___________________________________________

                               (какие?)

            б) без дополнительных воздействий

    11. Взаимоотношения со взрослыми:

            а) легко идет на контакт

            б) избирательно

            в) трудно

    4. Какова продолжительность сна ребенка?

            а) 2 часа

            б) менее часа

    12. Взаимоотношения с детьми:

            а) легко идет на контакт

            б) избирательно

            в) трудно

    5. Какой аппетит у Вашего ребенка?

            а) хороший

            б) избирательный

            в) неустойчивый

            г) плохой

    13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)?

            а) да

            б) нет

            в) не всегда

    6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок?

            а) положительно

            б) отрицательно

            в) не просится, но бывает сухой

            г) не просится и ходит мокрый

    14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими?

            а) да

            б) нет

            в) перенес разлуку легко

            г) тяжело

    7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки?

            а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие _______________________                        

                                    (указать)

            б)    нет отрицательных привычек

    15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых?

            а) да(к кому?)

            б) нет      

    8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке?

            а) да

            б) нет

            в) иногда

    Спасибо!

    Приложение 3

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

            

    Выделяют следующие степени адаптации:

    Легкая степень: к 20-му дню пребывания в ДОУ нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более 10 дней, без осложнений и без изменений.

    Средняя степень: поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психологическое развитие несколько замедляется, снижается речевая активность. Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней без осложнений, вес несколько снизился.

    Тяжелая степень: Поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОУ. Нервно-психическое развитие отстает от исходного  на 1-2 квартала. Респираторные заболевания более 3-ех раз сроком более 10 дней. Ребенок не растет, не прибавляет в весе в течение 1-2 квартала.

    Чтобы адаптация прошла наименее болезненно, родителям необходимо выполнять следующие рекомендации:

    Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в сад. Например: «Детский сад — это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все это сможешь посмотреть, потрогать, поиграть со всем этим. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было интересного в саду, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие родители хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, приготовить «радостную коробку», выучить имена воспитателей и выучить правила детского сада».

    Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло — осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

    Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил ли он, что будет делать в саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, а что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

    Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы должны сказать малышу: «Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы — воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить. Хорошо, если ребенок захочет быть мишкой или воспитателем в этой игре. Поддерживайте такие игры.

    Приготовьте вместе с ребенком «радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые остаются привлекательными для вашего ребенка и, уж точно, обрадуют других детей. Это могут быть коробочки, с вложенными в них забавными предметами; красивые бумажные салфетки или лоскутки приятной на ощупь ткани; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в «радостную коробку» бумажного журавлика или бумажную собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью, по утрам, вам проще будет отправлять ребенка в сад — с игрушкой веселее идти, и проще завязать отношение с другим ребенком.

    Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, предлагать свои игрушки, свои услуги другим детям.

    Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпустить вас.

    Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

    Убедитесь в собственной уверенности, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

    Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

    Совершенных людей нет. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов.

    В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

    В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: «Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится!»

    Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те рекомендации, о которых вы забыли.

    Приложение 4

    Игры на развитие эмоциональной сферы, снятие физического напряжения, тревожности, развитие коммуникации

    1. «Назови себя ласково»

    Дети сидят в кругу. Психолог кидает каждому ребенку мяч и просит назвать свое имя «ласково». Затем все дети проговаривают имя.

    2. «Солнышко»

    Каждый ребенок подходит к педагогу и кладет свою руку на ладонь педагога со словами: «Я люблю…», называя имя следующего по очереди ребенка.  

    Педагог сверху рук детей кладет свою вторую ладонь со словами: «Посмотрите, какое ласковое доброе солнышко у нас получилось и к каждому ребенку идет лучик доброты, ласки, любви».

    3. «Волшебные палочки»

    Педагог предлагает каждому ребенку высыпать счетные палочки из коробки. Спрашивает: «Сколько палочек у нас?»…«Правильно, много!» Давайте выложим из палочек елочку. Сколько елочек у Даши? Правильно одна. А у Марины? Тоже одна и т.д. А теперь солнышко (педагог раздает кружочки детям разного цвета, а дети из палочек выкладывают лучики. Посмотрите, а солнышко у всех разное. Какого цвета у Саши солнышко? А у Димы? Марины? Сколько у Марины солнышек? Одно. Ребята, люди придумали специальные значки, по которым можно узнать, сколько предметов. (раздает цифру 1 каждому ребенку). Это цифра 1, обозначает один предмет. Давайте пальчиком проедим по цифре 1. Давайте посмотрим, что у нас одно. Правильно, один стол, один мальчик, одна картина и т.д.

    4. «Мартышки» (Обыгрывание стихотворения)

    Мы веселые мартышки,

     Мы играем громко слишком,

     Все в ладоши хлопаем

     И ногами топаем.

     Надуваем щечки,

     Скачем на носочках

     И друг другу даже

     Языки покажем.

     Оттопырим ушки,

     Хвостик на макушке,

     Пальчик поднесем к виску

     И подпрыгнем к потолку.

     Шире рот откроем – «А»,

     Рожицы состроим.

     Как скажу я слово: «Три»,

     Все гримасою замри.

    Педагог рассматривает «мартышек» и по имени называет детей, у которых получились смешные позы и мимика.

    5. «Солнышко и туча» (напряжение и расслабление мышц туловища)

    Солнце зашло за тучку, стало свежо (сжаться в комок, чтобы согреться, задержать дыхание). Солнце вышло из-за тучки, жарко (расслабиться); разморило на солнце (на выдохе). Когда солнышко прячется и появляется тучка: Вам грустно или весело? А когда светит солнышко? Как можно радоваться солнышку?

     Психолог раздает детям листы бумаги, на которых изображен круг. Необходимо дорисовать лучики, глазки и веселый рот.

    6. «Здравствуй, я котик»

    Психолог приносит большую игрушку котенка и предлагает детям по очереди поздороваться с котенком. Каждый ребенок жмет котенку лапку и представляется, называя себя по имени: «Здравствуй, я Саша».

    7. «Котик ласкает»

    Ведущий в роли котенка ласкает по очереди каждого ребенка (лапками гладит их по головке) со словами: «Хороший Сашенька, хорошая Машенька» и т.п.

    8. «Котенок веселый–грустный»

    Психолог просит всех детей превратиться в котяток, а затем показать веселых котяток, когда они играют, после этого – грустных котяток, когда они скучают по маме. И, наконец, опять веселых котят, когда им купили новую игрушку.

    9. «Потерялся ребенок»

    Дети – в кругу, психолог делает объявление по радио: «Внимание, внимание, потерялась девочка…» и далее описывает внешность и одежду одного из детей. Тому, кто узнает этого ребенка, нужно громко крикнуть: «Это я тебя нашла, в детский садик к вам пришла».

    10. «Солнечный зайчик» (Цель - снятие эмоционального напряжения)

    Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке. Поглаживай его аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладь голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладь его там. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним.

    11. «Спаси птенца» (Цель игры - ознакомить детей с методами саморегуляции)

    Представьте себе, что у вас в руках маленький, беспомощный птенец. Вытяните руки вперед ладонями верх. А теперь согните руки в локтях и приблизьте их к себе. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая его своим ровным, спокойным дыханием. А теперь раскройте ладони, и вы увидите, что ваш птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите. Он еще прилетит к вам.

    12. «Сорока-ворона» (Цель - снятие эмоционального напряжения)

    Дети сидят в парах, проговаривают слова потешки и по очереди массируют друг другу пальчики правой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем, а в конце потешки поглаживают друг у друга ладошки.

    Потешка: Сорока-ворона кашу варила, Сорока-ворона деток кормила. Этому дала, и этому дала, И этому дала, и этому дала. А самому маленькому Из большой миски Да большой ложкой. Всех накормила!

    13. «Клубочек» (Цель - развивать умение действовать согласованно, создать ощущение единства)

    Воспитатель будет выполнять роль «катушки», а дети должны взяться за руки. Тот, кто стоит первым, пусть даст руку воспитателю. Получилась ниточка, закрепленная на катушке. Воспитатель возьмет за руку последнего и будет водить всех по кругу до тех пор, пока вся нитка не "намотается" на катушку.

    Дети должны почувствовать, какой получился крепкий, дружный клубок. Воспитатель: «Давайте немножко поживем в нем, вместе подышим. А сейчас руки не отпускаем, я снова беру последнего ребенка за руку, и мы начинаем разматываться».

    14. «Доброе животное» (Цель - развитие чувства единства)

    Воспитатель: «Мы - одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе. Вдох - все делают шаг вперед. Выдох - шаг назад. Наше животное дышит очень ровно и спокойно. А теперь давайте изобразим и послушаем, как бьется его большое сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад и т.д.

            15. «Морщинки» (Цель - снятие напряжения)

    Воспитатель: «Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох-выдох, вдох-выдох. И последний раз - вдох-выдох. Отлично... Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь - соседу слева. Наморщите лоб - удивитесь, нахмурьте брови - рассердитесь, наморщите нос - вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох-выдох, вдох-выдох, вдох-выдох. Молодцы!»

    16. «Паровозик с именем». (Цель - настроить детей на совместную работу)

    Воспитатель: «Сейчас каждый будет превращаться в паровоз. Когда "паровоз" будет ехать по кругу, он будет хлопать в ладоши и называть свое имя. Я начну: "Света, Света...". Я проехала целый круг, а теперь выберу одного из вас, и он станет паровозиком вместо меня. Я выбираю Олю. Теперь она будет называть свое имя и хлопать в ладоши, а я стану ее вагончиком, положу руки ей на плечи и вместе с ней буду повторять ее имя... Поехали!

    Вот мы и проехали целый круг, теперь Оля выберет того, кто станет "паровозиком", и мы уже втроем будем повторять его имя».

    И так до тех пор, пока все дети не примут участие в игре.

    17. «Земля, небо, огонь и вода» (Цель - развитие сенсомоторной координации, развитие воображения)

    Воспитатель: «Подумайте и с помощью движений покажите землю, небо, огонь и воду... У вас замечательно получилось. Сейчас я включу музыку, и тот, кто захочет, сможет выйти в круг и изобразить что-нибудь одно: землю, небо, огонь или воду, а все остальные попробуют угадать, что им показывают».

    18. Сказка «Курочка Ряба»

    Жили-были дед да баба. (Дети соединяют ладони рук над головой и показывают дом).

     И была у них курочка ряба. (Одной рукой щепоткой из большого и указательного пальца клюем зернышки из другой руки).

     Снесла курочка яичко: (Дети катают грецкий орех одной рукой по полу).

     яичко не простое, а золотое. (Перекатываем из одной руки в другую)

     Дед бил, бил – не разбил. (Дети держат орех в левой руке и стучат им об пол).

     Баба била, била – не разбила. (Дети держат орех в правой руке и стучат им об пол).

     Мышка бежала…ну-ка, мышка, отними яичко. (Дети прячут орех между ладонями).

     Мышка не нашла яичко и убежала в норку.

    19. «Звукоподражание»

    Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в путешествие. Раздается гудок: «ду-ду-ду!» (гудят дети)

    Вот поезд наш едет, колеса стучат,

    А в поезде нашем ребята сидят.

    Чу-чу! Чу-чу-чу! Бежит паровоз,

    Далеко, далеко ребят он повез.

    Чу-чу-чу!

    – На дорожке козлик стоит, копытцем стучит и громко кричит. (Показывает игрушку) Как он копытцем стучит?

    – Цок-цок-цок-цок!

    – Как он кричит?

    – Ме-е-е, ме-е-е, ме-е-е!

    Петушок по дорожке идет и громко песенку поет. Как он песенку поет?

    – Ку-ка-ре-ку-у-у-у!

    – Курочка зернышки нашла и цыпляток позвала. Как она их позвала?

    – Ко-о-о! Ко-ко-ко-о!

    – Ворона корочку хлеба нашла, своих деток позвала. Как она деток звала?

    – Кар-кар-кар-кар!

    – Гуси травку едят, нас увидали, тянут шеи и шипят. Как они шипят?

    – Ш-ш-ш-ш!

    – К нам корова пришла, молочка принесла и деток позвала. Как она позвала?

    – Му-у-у! Му-у-у! Молока кому-у-у?

    20. «Найди свою маму»

    Педагог раскладывает на ковре картинки животных, а детям раздает картинки детенышей животных.

    – Маша, у тебя какое животное?.. Где его мама? Правильно, его мама … корова. Это домашнее или дикое животное?

    21. «Кто чем питается»

    Педагог раскладывает картинки с пищей животных и предлагает накормить свое животное.

    22. «Катины подарки»

    Психолог помещает на наборное полотно большую картинку, на которой изображены Катя и ее игрушки: кукла, мартышка, попугай, трубочист, носорог. Предлагает детям рассмотреть, назвать игрушки. Далее психолог раскладывает маленькие картинки и дает объяснение, что Катя привезла от бабушки своим игрушкам подарки: кукле – сумку, мартышке – бант, попугаю колокольчик, трубочисту альбом, носорогу носок. Затем психолог убирает картинки и просит детей вспомнить и для каждой игрушки положить подарок.


    Приложение 5

    Подвижные оздоровительные игры

    Объяснение подвижной игры детям младшего дошкольного возраста часто совпадает по времени (идет почти параллельно) с началом и развертыванием самой игры. Например, воспитатель говорит, что сейчас все будут играть в игру «Птички в гнездышках», и тут же предлагает детям занять гнездышки (заранее нарисованные кружки или поставленные скамеечки). Затем, продолжая объяснение, он говорит, что по сигналу "Солнышко!" все птички вылетят из гнездышек и будут летать, при этом он показывает, как они будут летать, и предлагает детям-птичкам полетать вместе с ним. Через некоторое время воспитатель объявляет: "Дождик пошел, все птички прячутся в гнездышки", - и поясняет, что все должны убежать и стать в свои кружки. В ходе игры воспитатель все время дает пояснения, уточняет движения, добивается большей точности выполнения движений и правил.

    Руководя действиями детей в игровом упражнении «С кочки на кочку», воспитатель говорит: «Теперь Коля будет переправляться через ручеек. Иди, Коля, не бойся, ручеек неглубокий». «Осторожно, Коля, не спеши, - предупреждает воспитатель, - не то попадешь в воду, промочишь ноги. Вот молодец! Сейчас ты хорошо идешь, прямо на кочки ступаешь. А теперь сделай шаг пошире, чтобы попасть на бережок». Попутно воспитатель разговаривает и с другими детьми, подготавливая их к выполнению задания, «Олечка, а ты хочешь перейти через ручеек?» - спрашивает он. Девочка смущенно улыбается и ничего не отвечает. Кто-то из ребят говорит, что она боится. Воспитатель ободряет ребенка: «Мы с Олей вместе пойдем через ручеек, возьмемся за руки, вот нам и не будет страшно. Да?»

    «Карусели»

    Игра напоминает малышам катание на карусели. Кружась одновременно в темпе, который задаётся текстом, дети все вместе создают образ карусели, движение которой то замедляется, то ускоряется, и вместе переживают радость от такого развлечения. Общее переживание вызывает подлинный всплеск веселья, которое, конечно же, сближает и детей, и взрослых. Важно, что эта игра не только забавляет ребят, но и учит их согласовывать свои движения друг с другом и с ритмом текста, что очень полезно для развития слухового внимания и управления своими движениями. Игра начинается с образования круга. «Давайте покатаемся на карусели! — говорит взрослый. — Повторяйте слова за мной и двигайтесь дружно по кругу, чтобы карусель не сломалась». Держась за руки, все движутся по кругу и произносят следующие слова:

    Еле-еле-еле-еле          

    (Карусель медленно движется в правую сторону)

    Завертелись карусели.    

    А потом, потом, потом  

    (Темп речи и движений

     постепенно ускоряется)

    Все бегом, бегом, бегом!  

    Побежали, побежали,    

    (На слова «побежали» карусель меняет направление движения)

    Побежали, побежали!    

    Тише, тише, не спешите,  

    (Темп движения постепенно замедляется, и на слова «раз-два» все останавливаются и кланяются друг другу)

    Карусель ос-та-но-ви-те.  

    Раз-два, раз-два,          

         Вот и кончена игра.

    «Раздувайся, пузырь!»

    Участники игры берутся за руки и образуют круг. Взрослый говорит: «Вот как нас много! Какой большой круг получился, как пузырь! А теперь давайте сделаем маленький кружок». Все становятся тесным кружком. Затем, не размыкая рук, начинают делать шаги назад со словами:

    Раздувайся, пузырь,

    Раздувайся, большой,

    Оставайся такой,

    Да не лопайся!!!

    Затем взрослый восклицает: «Лопнул пузырь!» Все хлопают в ладоши, произносят слово «Хлоп!» и собираются в кучку. Игра повторяется несколько раз. После того как пузырь «лопнул», можно покружиться, изображая маленькие пузырьки.

    «Ручки вверх и на бочок»

    Эта игра предполагает выполнение нескольких последовательных движений: руки вверх и на бочок; руки в стороны и на бочок; руки вниз и на бочок.

    Взрослый приглашает ребенка поиграть и говорит: «А теперь ручки хотят поиграть в новую игру. Смотри на меня и старайся все делать так же, как я». Он поднимает руки вверх, а затем переносит их на бок, произнося: «Руки вверх и на бочок». Ребенок воспроизводит движения взрослого.

    Таким же образом проигрываются и другие инструкции («ручки в стороны, вперед, назад»).

    В процессе игры взрослый обращает внимание на соответствие движений ребенка речевой инструкции, например: «Сашенька, где у тебя ручки? Разве ты их поставила на бочок? Поставь ручки вот так», — и помогает малышу поставить ручки на бочок.


    Приложение 6

    Зарядка в стихах

    Мы ногами топаем: топ-топ-топ,

    А руками хлопаем: хлоп-хлоп-хлоп.

    Носок-пятка, носок-пятка,

    а теперь пойдём в присядку.

    Приседаем, приседаем

    И как птички мы летаем.

    На носочках потянулись.

    За грибочками нагнулись.

    А теперь скорей бежать,

    Никому нас не догнать.

    1. «Козел»

    Шел козел по лесу, по лесу, по лесу (шагаем)

    Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу (руками загребаете к себе)

    Давай, Коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем (прыгаете)

    И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем (трясете поочередно ногами)

    И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем (хлопаем в ладоши)

    И ножками потопаем, потопаем, потопаем (топаем ногами)

    1. Подражание животным

    Птица крылья расправляет, просыпаясь на заре (машем руками, как птица)

    Миша лапы разминает у берлоги на траве (ноги широко расставлены, переваливаемся с ноги на ногу)

    1. «Гномики»

    Утром гномы в лес пошли.

    (шаг на месте)

    По дороге гриб нашли.

    (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)

    А за ним-то раз, два, три -

    (наклоны туловища из стороны в сторону)

    Показались ещё три!

    (руки вперёд, затем в сторону)

    И пока грибы срывали,

    (наклоны вперёд, руки к полу)

    Гномы в садик опоздали.

    (руки к щекам и покачать головой из стороны в сторону)

    Побежали, заспешили (бег на месте)

    И грибы все уронили! (присесть)

    Приложение 7

    Полезные забавы для самых маленьких

            «Цап»

    Взрослый сажает ребенка рядом с собой, берет раскрытую ладошку малыша своей рукой, а другой водит по ней пальцем, приговаривая: «На горе стояли зайцы и кричали: “Прячьте пальцы! Цап!”». С последним словом он захлопывает ладошку малыша, захватывая ею свой палец. Как правило, дети радуются, поймав палец взрослого, побуждают его повторить игру. В эту игру можно играть с несколькими членами семьи, поочередно ловя пальчики друг друга. В этой игре хорошо развивается координация совместных действий.

    «Тушки-тутушки»

    Высоко поднимая ребенка на руках или на коленках, взрослый припевает:

    Тушки — тутушки,

    С творогом ватрушки.

    Пшеничный пирожок

    Гоп! Гоп! Гоп! Гоп!

    Дружок!

    «Кулачки»

    Кулачками или суставами согнутых пальчиков ребенка взрослый выстукивает по крышке стола в такт стишков:

    Ай, туки, туки, туки,

    Застучали молотки,

    Застучали молотки,

    Заиграли кулачки,

    Тук-ток, тук-ток,

    Нашей Леночке — годок!

    «Курочка кудахчет»

    Ребенок сидит на коленях взрослого. Пальчиком одной ручки ребенка взрослый легонько тычет в ладошку его другой руки и напевает:

    Курочка кудахчет,

    Дочку носом тычет:

    Ай, куда, куда, куда,

    Ай, подай ее сюда!

    «Прокачусь по льду»

    Малыш сидит на коленях у взрослого. Колени плотно прижаты друг к другу. Взрослый то поднимает свои ноги «на носки», то опускает «на пятки». Ребенок, таким образом, подпрыгивает. Взрослый напевает:

    Прокачусь-ка я по льду,

    Ни за что не упаду!

    Затем немного раздвигает колени, поддерживая ребенка, и добавляет:

    Хлоп! — на лед!

    Ах, не везет!

    Еще один вариант этой игры — «Рыжая лисица»:

    Я рыжая лисица,

    Я бегать мастерица.

    Я по лесу бежала,

    Я зайку догоняла, и в ямку бух!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект « Формирование благоприятных условий социальной адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения при помощи использования изобразительной деятельности».

    Дети часто тяжело привыкают к детскому саду, они попадают в новую среду, к незнакомым людям. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоциональными расстройствами. Изобразительное творчество являетс...

    Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

    Адаптационный проект «Адаптация без слез» для детей раннего возраста с 1,5-3 лет, учитывающий психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста....

    Модель психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

    В статье дается обоснование актуальности проблемы роцесса адаптации детей раннего возраста. Автором предлагается модель психолого-педагогического  сопровождения процесса адаптации детей раннего в...

    Проект педагогической деятельности по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «Адаптация без слез».

           Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в...

    Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения».

    Цель проекта: Создание условий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ....

    Проект по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения. «День за днём».

    quot;Недостаточно внимательноеотношение к возрасту первого детстваотражается губительно на всей жизничеловека…" В.М. БехтеревМалыш переступает порог детского сада. В жизни ребенка на...