ПРОЕКТ «Светлой Пасхи чудный день»
проект (подготовительная группа) на тему
Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами. Мы решили познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть признано народностью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport_proekta.docx | 34.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Обмочевская Анна Викторовна
Меньшикова Ирина Анатольевна
Воспитатель МДОУ Детский сад №2
«Теремок»
г.о. Власиха Московской области
ПРОЕКТ
«Светлой Пасхи чудный день»
Паспорт проекта
Вид проекта: групповой, познавательно-творческий
Продолжительность проекта: краткосрочный
Сроки проведения: 2 недели (с 26.03.2018г. по 06.04.2018г.)
Участники проекта: воспитатели, дети, родители
Возраст детей: 6-7 лет
Форма проведения: групповая
Актуальность: всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым, приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц и старинных играх-забавах с пасхальными яйцами. Мы решили познакомить детей с народными праздниками. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, Должно быть признано народностью».
Гипотеза: при ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями и православными праздниками следует использовать то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.
ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ КОМПОНЕНТ
Цель: развивать духовно – нравственный потенциал детей. Знакомство с христианским праздником Светлой Пасхи и его обычаями.
Задачи:
Для детей:
Расширить кругозор детей о русской народной культуре через знакомство с христианским праздником Пасхой и пасхальными играми.
• Пробудить у детей интерес к истории и культуре своей Родины, воспитывать любовь к родному краю. Формировать чувства национального достоинства.
• Рассказать об обычаях и обрядах, связанных с праздником Пасха.
• Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.
• Развивать коммуникативные и информационные компетенции: сотрудничать в группе при подготовке общего дела, применять общепринятые нормы поведения, уметь действовать сообща.
Для педагога:
- Развитие профессиональной компетентности в данном вопросе.
- Создание благоприятной атмосферы и условий для всестороннего развития, воспитания детей старшего возраста.
- Наблюдение за развитием навыков и интересов воспитанников.
- Активизировать пассивный и активный словарь детей.
- Привлекать взрослых к совместной деятельности с детьми.
Для родителей:
- Активное участие в жизни ребенка, осведомленность о его знаниях, умениях и опыте, приобретенных в дошкольном учреждении.
- Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми: создание альбома с иллюстрациями Дедов Морозов разных стран мира.
Для социальных партнеров:
- Развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.
- Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.
- Формирование позитивных установок к ознакомлению с традициями православных христиан.
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Подготовительный этап:
- Разработка стратегии реализации проекта.
- Создание условий для самостоятельной деятельности.
- Организация работы над проектом:
- Подбор детской художественной литературы для чтения.
- Подбор сюжетных картинок и иллюстраций.
- Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
- Разучивание с детьми пасхальных песен, хороводов, игр, стихов.
- Подготовка конспектов для проведения непосредственно-образовательной деятельности.
- Подбор материала для детского творчества.
Основной этап
Реализация проекта
В процессе работы над проектом ребята познакомились с главным христианским праздником – Пасха.
Дети были ознакомлены с художественной литературой: книги о пасхальных историях, загадки, стихи;
Была проведена творческая работа по рисованию, аппликации и лепке, конструированию, согласно выбранной тематике;
Организовано рассматривание иллюстраций, картин с изображением Пасхальных сюжетов.
Предполагаемый результат:
- для детей:
- У детей повысится интерес к возрождению русских народных традиций, а так же они будут обладать знаниями о возникновении праздника Пасха и религиозных обычаев.
- Вовлечение родителей в педагогический процесс, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
- Развитие художественного творчества, эстетического восприятия.
- для педагогов:
Обобщение опыта работы с детьми по теме: «Пасха – Светлое Христово Воскресение»;
- для родителей:
Развитие навыков взаимодействия с ребенком;
- для социальных партнеров:
Воспитание культурного, социально адаптированного человека к жизни в обществе.
Продукты проектной деятельности
Создание совместно с детьми выставки творческих работ согласно выбранной тематике. Участие в Пасхальном празднике.
Презентация проекта: фотоотчет для родителей
Организационный компонент. Реализация проекта
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
Дидактические игры: «Найди лишнее в каждой строчке», «Разрезные картинки», «Раскрась яйца в нужный цвет», «Найди тень для каждой картинки», «Укрась яйцо к Пасхе».
Настольные игры: Игра-бродилка «Пасхальный кролик», «Пасхальные яйца», «Пасхальная корзинка».
Сюжетно – ролевые игры: «Семейные праздники», «Семья», «Пасхальные игры и забавы».
Рассматривание иллюстраций по теме «Пасха».
В рамках проекта провели беседы: «Праздник Пасха», «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи?».
Образовательная область «Познавательное развитие»
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения, творческой активности.
Беседы: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца?»
Познавательно-исследовательская деятельность:
• Опыт « Красители для яиц».
Образовательная область: «Речевое развитие»
Обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, знакомство с книжной культурой.
Чтение рассказов и сказок на пасхальную тематику, заучивание стихов составление описательных рассказов, придумывание загадок о «Пасхе». Рассказы детей о подарках, которые они получали на Пасху.
- Разучивание стихотворений с движениями «Валенки», «Дуют ветры».
- Чтение сказки «Пасхальный Колобок», распределение ролей для разучивания театрализованной постановки.
- Составление рассказа «Как мы дома празднуем Пасху?».
- Отгадывание загадок.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Формирование элементарных представлений о видах искусства. Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора.
Рисование: Пасхальный кулич
Лепка: Пасхальный кулич (из соленого теста)
Аппликация: Веточка вербы
Конструирование с элементами аппликации: Декупаж яиц
Образовательная область «Физическое развитие»
Формирование представлений о ЗОЖ, физкультминутки, подвижные игры: . Пасхальные игры «Катание яиц», «За двумя зайцами», Игра «Найди яйцо», «Кто найдёт больше яиц?», хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди», «Эстафета с яйцами», сюжетно-ролевая игра «Праздник».
Заключительный этап
На заключительном этапе была оформлена выставка творческих работ на пасхальную тематику.
Результаты реализации проекта:
Во время реализации проекта дошкольники узнали много полезной и интересной информации о главном христианском празднике - Пасха. У детей повысился интерес к возрождению русских народных традиций, они получили знаниями о возникновении праздника Пасха и религиозных обычаев.
Активный словарь детей пополнился новыми словами, образными выражениями, стихами.
Получен плодотворный результат по художественному творчеству детей в разных направлениях (рисунки, аппликация, лепка).
Было осуществлено вовлечение родителей в педагогический и творческий процесс работы группы.
Продукт проектной деятельности
Создание совместно с детьми выставки творческих работ на пасхальную тематику, участие в детском саду в праздничном мероприятии «Светлая Пасха».
Итоги
Дети с удовольствием принимали участие в изучении особенностей главного христианского праздника – Пасха.
Рефлексивный компонент
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей. В проекте принимали участие все дети группы. У детей повысился уровень знаний о празднике Пасха и его традициях. Речь детей стала более насыщенной и выразительной. Благодаря нашей проектной деятельности, дети научились анализировать различные явления и события, сопоставлять их, обобщать, делать элементарные умозаключения. Сформировали положительное отношение к празднику Пасха.
Родители, принимающие участие в проектной деятельности дошкольного учреждения:
• наладили тесный контакт не только со своим ребёнком, но и с коллективом родителей и детей группы;
• получили возможность не только узнать о том, чем занимается ребёнок в детском саду, но и принять активное участие в жизни группы;
• смогли реализовать свои творческие способности.
Литература:
- Вераксы Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. - М.: «Мозаика- Синтез», 2011. – 336 с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей». Методическое пособие. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2012. -208с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей». Методические разработки занятий. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017. -368с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Прогулки по дням творения». Книга 1. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. -176с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Хорошо - плохо». Книга 2. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. -96с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Семья. Родина. Православных храм. Наши меньшие друзья». Книга 3. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. -96с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Чему мы радуемся? Православные праздники». Книга 4 . – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2011. -96с.
- Шевченко Л.Л. «Добрый мир. Православная культура для малышей». Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2016. -40с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Светлый праздник - Пасха"
Пасха – самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно и...
Проект "Светлый праздник - Пасха"
Цель проектаРазвитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками.Приобщение, расширение знаний дошкольников о тради...
Проект «Светлый праздник — Пасха»
Вид проекта: творческо-информационный.Продолжительность проекта: краткосрочный 1.04.2015 - 13.04.2015.1этап. Целеполагание.Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека...
Проект "Светлый праздник - Пасха"
Реализация проекта...
Проект «Светлый праздник Пасхи»
Актуальность: Данный проект обусловлен необходимостью возрождения утраченной культуры, обычаев, традиций народов России. Возрождение национальной культуры, памяти, уважения позволяю...
Проект «Светлый праздник Пасхи»
Актуальность: Данный проект обусловлен необходимостью возрождения утраченной культуры, обычаев, традиций народов России. Возрождение национальной культуры, памяти, уважения позволяю...
Проект "Светлый праздник Пасха"
Проект "Светлый праздник Пасха"...