Проект "Перелётные птицы в подготовительной к школе группе с детьми ОВЗ"
проект (подготовительная группа) на тему

Улитина Светлана Диодоровна

Психические процессы детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от протекания психических процессов детей, развивающихся нормально. У детей с ЗПР внимание - краткосрочное; память недолговременная; мышление преобладает наглядно - действенное; волевые процессы развиты недостаточно. Поэтому в работе с детьми с ЗПР главным дидактическим принципом является повторение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_perelyotnye_ptitsy_.docx103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 63» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

 

ПРОЕКТ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ

 ГРУППЕ С ДЕТЬМИ ОВЗ НА ТЕМУ: «ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»

Составила:

                                         Воспитатель группы № 8 д/с № 63

    Улитина С.Д.

г.Нижнекамск

Актуальность выбранной темы (пояснительная записка)

Психические процессы детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличаются от протекания психических процессов детей, развивающихся нормально. У детей с ЗПР внимание - краткосрочное; память недолговременная; мышление преобладает наглядно - действенное; волевые процессы развиты недостаточно. Поэтому в работе с детьми с ЗПР главным дидактическим принципом является повторение.

Занятия по ознакомлению с окружающим планирует и осуществляет учитель-дефектолог. Но без повторения пройденного материала в группе работа учителя-дефектолога была бы менее эффективной. Занятия на тему «Птицы» начаты учителем-дефектологом в течение первого года обучения - в старшей группе: зимой - при ознакомлении детей с домашними и зимующими птицами; весной - при ознакомлении детей с перелётными птицами. У детей накоплен определённый опыт и запас знаний на данную тему. Поэтому было решено расширить и обогатить знания детей о перелетных птицах, об их условиях обитания, детенышах, их внешнем виде, среде обитания.

Тесная взаимосвязь учителя-дефектолога и воспитателей группы детей с ЗПР позволяет воспитателям уточнить и закрепить работу по ознакомлению с окружающим, начатую учителем-дефектологом:

  •  на занятиях по ознакомлению с художественной литературой;
  •  на занятиях по изобразительной деятельности; и трудовой деятельности;
  • при осуществлении наблюдения за объектами и явлениями;
  • при детском экспериментировании и моделировании;
  •  при осуществлении работы с родителями и т.д.

Цель проекта: дать детям новые знания о перелётных птицах, развивать умения сравнивать и обобщать простейшие причинно  - следственные связи. Анализировать влияние смены времени года на жизнь птиц, классифицировать птиц на зимующих и перелётных. Развитие познавательного интереса к родной природе, воспитание бережного и заботливого отношения к птицам; развитие у детей  устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с устным народным творчеством.

Задачи проекта:

  • расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц;
  • расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются  к жизни весной после перелета;
  • познакомить детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой»;
  • развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, учить делать выводы;
  • развивать речь детей: связно отвечать на поставленные вопросы; обобщать и уточнять словарь детей по теме;
  • воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность;
  • вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством;
  • развивать творческие способности: учить детей рисовать, лепить, конструировать птиц из составных частей, используя различный материал;
  • активизировать совместную деятельность родителей и детей;

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно - эстетическое, Физическое развитие.

Ожидаемый результат:

  • У детей сформируются знания о жизни перелетных птиц.
  • У детей сформируется устойчивый интерес к живой природе, к экологической  культуре.
  • У детей сформируется устойчивый интерес, к культуре русского народа.
  • Знание детьми устного народного творчества, потешек, хороводных песен и т. д.
  • Дети смогут применять полученные знания в продуктивной деятельности.
  • Создание презентации «Перелетные птицы».
  • Проведения развлечения «День птиц».

Этапы проекта

I этап – Подготовительный

Проектная деятельность

Задачи

Сроки реализации

Изучение уровня знаний по теме

Определить актуальные знания детей о перелетных птицах

За неделю до начала проекта

Подбор методической литературы

Методическое обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Подбор художественной литературы

Информационное обеспечение проекта

В течение недели до начала проекта

Изготовление, подбор дидактических пособий по теме

Обеспечение проекта наглядными материалами

В течение недели до начала проекта

Написание конспектов занятий

Планирование предстоящей работы

В течение недели до начала проекта

II этап – Практический

Понедельник

Утро 

Беседа о птицах.

Рассматривание альбома «Птицы».

Отгадывание загадок о птицах.

Дидактическая игра «Птицы, рыбы, звери».

Игровые действия:

Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки мяч и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает мяч  и быстро отвечает (название любой птицы). Затем он передает мяч другому ребенку,  с таким же вопросом. Мяч передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Так же играют, называя рыб, зверей (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).

Цель: выявить и уточнить знания детей о птицах: их многообразии, внешнем виде, характерных особенностях, питании, передвижении; умении обобщать и классифицировать птиц, рыб, зверей. Учить понимать образный смысл загадок.

Прогулка

Сюжетно - дидактическая игра «Юные защитники природы».

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желания беречь и защищать её.

Подвижная игра «Летает, плавает, бегает».

Цель: учить детей изображать способ передвижения объектов живой природы, имитируя их движения.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «грач» дети начинают махать руками и так далее.

Вечер

Дидактическая игра «Где ты живёшь».

Цель: уточнить знания детей о местах обитания разных птиц, животных, развивать фразовую речь, обогащать словарь детей по данной теме.

Игровые действия:

 У воспитателя картинки с изображением животных, птиц, а у детей  с изображениями мест обитания различных животных, птиц (нора, берлога, река, дупло, гнездо и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного или птицы. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Дидактическая игра «Что было бы, если из леса исчезли…»

Цель: закреплять знания детей о взаимосвязи в природе.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:

Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Работа с родителями: предложить родителям вместе с детьми

подобрать иллюстрации, песни, стихи, загадки о перелетных птицах.

Цель: развивать у родителей интерес к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ.

Вторник

Утро

Чтение произведения Сутеева «Цыплёнок и утёнок».

Цель: обратить внимание на отличительные особенности строения цыплёнка и утёнка, закрепить знания о стадиях развития птицы.

Упражнение для пальчиков «Утята».

Первый, второй - шли утята.

Третий, четвертый - за водой.

А за ними плелся пятый,

Позади бежал шестой,

А седьмой от них отстал,

А восьмой уже устал.

А девятый всех догнал,

А десятый испугал.

Громко-громко запищал:

- Пи-пи-пи! Не пищи,

Мы тут рядом, поищи.

Цель: поочерёдно сгибать пальцы рук, начиная с большого, а со слов «пи-пи-пи» ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук, подготовить пальцы к занятию лепкой.

Лепка «Утка с утятами».

Цель: учить детей передавать в лепке характерные особенности утки: тело и голову в форме овала, широкий клюв и широкие плоские лапки; подводить к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ закреплять умение делить пластилин на неравные части, использовать в лепке ранее усвоенные способы работы с пластилином; развивать произвольное внимание, мышление, воображение, память.

Прогулка

Предложить детям понаблюдать за птицами. Какие птицы прилетают к нам на участок?

Цель: учить правильно, определять птиц по их внешнему виду, замечать красоту, живущих рядом птиц. Наблюдать за их повадками и поведением. Обратить внимание на то, что птицы живут рядом снами, они часть родной природы, Птицы наши друзья, Мы должны заботиться о них.

Подвижная игра «Филин и пташки».

Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.

Игровые действия:

Играющие выбирают филина, он уходит в свое гнездо. Подражая крику той птицы, которую выбрали, играющие летают по площадке. На сигнал «Филин!» все птицы стараются улететь в свои гнезда. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, какая это птица, и только тогда пойманный становится филином.

Указания к проведению. Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать (например, голубь, ворона, галка, воробей, синица, журавль и т.д.) Гнезда птиц и филина лучше выбирать на высоких предметах (на пнях, скамейках и т.д.) Птицы от филина прячутся каждая в своем гнезде.

Вечер

Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию».

Цель: закрепить умение узнавать птицу по характерным признакам развиваем речь, логическое мышление обогащаем словарь по теме.

Игровые действия: 

1.Воспитатель (ребенок) описывает какую-либо птицу, а дети отгадывают и приносят картинку с ее изображением.

2. Загадывание и отгадывание загадок о птицах.

Дидактическая игра «Цепочка».

Цель: формировать представления о птицах, как о живых организмах (двигаются, летают, плавают, питаются, дышат, размножаются).

Игровые действия:

У воспитателя в руках предметная картинка с изображением объекта живой или неживой природы. Передавая картинку, сначала воспитатель, а затем каждый ребёнок по цепочке называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Среда

Утро

Чтение произведения  Г. Снегирев «Птицы наших лесов».

Рассматривание иллюстраций «Птицы нашего леса».

Цель: вспомнить зимующих и перелетных птиц, уточнить отличительные признаки. Уточнить где живут, чем питаются, какую пользу приносят людям, как люди заботятся о них, почему называются перелетными и зимующими.

Игровое упражнение «Кто как голос подаёт».

 Кукушка - кукует;

Ласточка - щебечет; 

Скворец - поет; 

Журавль - курлыкает;

Утка - крякает; 

Гусь - гогочет;

Цель: Продолжаем развивать подвижность щек, губ, языка.  Закрепляем работу по развитию речевого дыхания. Продолжаем  работу над формированием плавности речи. Закрепляем словарь по теме. Систематизируем представления детей о птицах, местах их обитания, как они подают голос, об их питании, членах птичьих семей, пользе для человека.  

Аппликация «Скворечник для скворца».

Цель: Уточнить и расширить знания детей о сезонных весенних изменениях в живой природе обогащать словарь детей существительными (скворец, грач, ласточка, лебедь); глаголами (прилетать вить, откладывать, высиживать). Учить создавать композицию из отдельных деталей создавать простую сюжетную композицию. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Развивать воображение, творчество, чувство композиции и цвета, мелкую моторику рук.

Прогулка

Вспомнить и пропеть слова песни

Жили у бабуси
Два весёлых гуся,
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся.
Один - серый, другой - белый,
Два весёлых гуся!
Мыли гуси лапки
В луже у канавки,
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке.
Один - серый, другой - белый,
Спрятались в канавке!
Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!
Один - серый, другой - белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе,
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе.
Один - серый, другой - белый,
Кланялись бабусе!

Цель: создать настроение, вызвать эмоциональный отклик, прививать любовь к народному творчеству.

Подвижная игра «Гуси - лебеди».

Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, (имитировать движения волка и гусей) согласно выбранной роли и текста; развиваем навыки общения со сверстниками, ловкость, выносливость, умения бегать.

Игровые действия:

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси - лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:

Гуси - гуси!-

Га - га - га.

Есть хотите? -

Да, да, да!

Гуси - лебеди! Домой!

Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

Зубы точит, съесть нас хочет!

Ну, летите, как хотите, только крылья берегите!

Гуси летят к себе в дом, а волк выбегает из своего логова и старается заляпать кого - либо из убегающих. Поймав 2-3 играющих выбирают нового волка и хозяина.

Вечер

Выбрать из принесённых из дома картинок изображения перелетных птиц. Составить из них композицию «Перелетные птицы»

Цель: вызвать интерес к совместному творчеству, активизировать словарь по теме, закреплять умение образовывать слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.  Воробей - воробушек, скворец - скворушка, соловей - соловушка, журавль - журавушка и т. д.

Заучивание загадки о лебеде:        В лесных районах обитает,

И на зимовку улетает,

И шея птицы той всегда,

Напоминает цифру два!

Леонов В.А.

Цель: закрепить представление о внешнем виде лебедя, развивать

память, речь детей.

Четверг

Утро

Знакомство с моделью «Птица»

Цель: уточнить представление детей о строении птиц. Учить пользоваться знаково-символической схемой строения птиц.

Дидактическая игра «Угадай - ка?».

Цель: развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке.

Игровые действия: 

На столе перед каждым ребенком лежат картинки отгадки. Воспитатель загадывает загадку, дети отыскивают и поднимают картинку-отгадку.

Пальчиковая гимнастика «Лебедь».

Лебеди летели,

(На каждой руке соединить кончики пальцев)

Крыльями махали.

(Махать кистями рук)

На озеро сели,

(Поднять руки, развести пальцы в стороны кончиками вверх)

Вместе отдыхали.

(На каждой руке соединить кончики пальцев)

Цель: развиваем мелкую моторику рук, подготовит пальчики к занятию.

Рисование «Лебедь».

Цель: Расширять знания о водоплавающих птицах. Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения. Совершенствовать технику рисования методом тычка для создания выразительности образа. Развивать чувство формы и композиции, мелкую моторику рук

Прогулка

Игровое упражнение: «Назови ласково».

Цель: учить образованию слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (воробей - воробушек, скворец - скворушка, соловей - соловушка, журавль - журавушка и т.д.).

Русская народная подвижная игра «Кривой петух».

Цель: прививать интерес к народным играм, развивать двигательную активность детей, развивать умение на слух определять голос товарища.

Игровые действия:

Перед игрой, при помощи детской считалки, выбирают водящего - жмурку.   Ему завязывают платком глаза, после чего взрослый ведущий игры поворачивает его несколько раз и ведет со жмуркой диалог:

Где стоишь?

На пашне!

Что пьешь?

Квас вчерашний!

Так лови три года нас!

Водящего - жмурку усаживают на скамейку. Затем все дети, подойдя вплотную к скамейке, хором говорят: «Прощай, кривой петух!». Жмурка или взрослый ведущий считает до пяти. За это время дети должны разойтись по площадке и остановиться. После этого жмурка ищет игроков. Как только он кого-нибудь нашел, то пытается рассмешить найденного и по голосу догадаться - кто это. Ощупывать руками пойманного игрока нельзя! Пойманный ребенок, если его узнали, становиться новым жмуркой.

Вечер

Подготовка к викторине: заучивание стихотворений о птицах.

Цель: поддерживать интерес к птицам, развивать память и интонационную выразительность речи.

Дидактическое упражнение «Найди ошибки художника».

Цель: развивать внимание, восприятие, речь, логическое мышление закреплять знания о внешнем виде птиц.

Пятница

Утро

Чтение стихотворения Е. Благининой «Журавушка»
Прилетел журавушка
На старые места:
Травушка - муравушка
Густым - густа!
Ивушка над заводью
Грустным - грустна!
А водица в заводи
Чистым - чиста!
А заря над ивушкой
Ясным - ясна!
Весело журавушке:
Весным - весна!

Беседа о перелётных птицах.

Цель: формировать обобщенное представление о перелётных птицах, учить различать их по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище; закрепить знания о значении птиц в жизни людей. Обогащать словарь по теме «Перелётные птицы».

Дидактическая игра «Прилетели птицы».

Цель: уточнить знания детей о насекомых и птицах закрепить умение детей классифицировать птиц.

Игровые действия:

Ввоспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.

Например: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.

Дети топают

Что не правильно? (мухи)

А мухи это кто? (насекомые)

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.

Дети топают.

Прилетели птицы: голуби, куницы…

Дети топают. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби синицы,

Галки и стрижи,

Чибисы, стрижи,

Аисты, кукушки,

Даже совы - сплюшки,

Лебеди, скворцы.

Все вы молодцы.

Прогулка

Выучить считалку:

Начинается считалка: на дубу скворец и галка.

Улетел домой скворец, и считалочке конец.

Игровое упражнение «Улетает - не улетает».

Цель: Уточняем, какие птицы,  куда и когда улетают, какую пользу приносят, почему одних птиц мы называем перелетными других зимующими.  

Игровые действия:

Взрослый называет какую-нибудь  птицу (воробей, ласточка, голубь, сорока грач), а ребёнок отвечает - улетает она на зиму или нет.  Усложняя игру, предложите сказать, перелетная птица или зимующая.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Цель: использовать выученную считалку при распределении ролей, создать радостное настроение.

Игровые действия: На одной стороне площадки находятся дети-птицы. На другой стороне располагают различные пособия - кубики это деревья. По сигналу воспитателя «Птицы улетают! » дети, помахивая руками как крыльями, разбегаются по всей площадке.  По сигналу «Буря! » все птицы бегут к деревьям и стараются как можно быстрее занять какое-либо место. Когда воспитатель произносит «Буря прекратилась!», дети снова разбегаются по площадке - «птицы продолжают свой полет».

Вечер

Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

Цель: закреплять знания о стадиях развития птицы (яйцо, птенец, птица), развивать связную речь.

Игровые действия: 

Ребята, давайте заглянем в курятник и посмотрим, как появляются детки у кур. (Педагог предлагает детям выложить последовательно картинки, выполняют коллективно, результат проговаривают)

Образец: насест - гнездо - яйцо - птенец.

Что курица сначала делает? (Откладывает яйца)

А дальше? (Высиживает птенцов)

А потом? (Выводятся, вылупляются птенцы)

А затем? (Выкармливает птенцов)

Дидактическая игра интерактивная  «Четвёртый лишний».

Цель: закреплять умение детей группировать и классифицировать домашних, зимующих  и перелётных птиц.

Игровые действия:

На слайдах демонстрируются изображения разных птиц, а дети выбирают лишний обьект ЛКМИ словесно обосновывают свой выбор. При верном выборе картинка исчезает, а при не верном картинка покачивается.

Рекомендовать родителям в выходные дни совершить прогулку

в лес или парк с целью: наблюдения за разными птицами, птенцами их поведением; сбора природного материала.

Понедельник

Утро

Беседа с детьми о том, куда они ходили в выходные дни с родителями,  каких птиц видели, что нового узнали о птицах их среде обитания рассмотреть, принесённый ими природный материал.

Цель: Продолжать формировать у детей интерес к птицам, птенцам. Побуждать детей называть название птиц их среду обитания. Воспитывать чуткое отношение к живому.

Рассортировать, принесённые детьми семена растений.

Цель: уточнить, семена каких растений дети принесли, и кого они будут подкармливать этими семенами.

Упражнение для пальцев под текст стихотворения И. Токмаковой «Птичек стайка».

Цель: развивать мелкую моторику рук, запоминать текст стихотворения.

Десять птичек - стайка

Пой-ка, подпевай-ка: 
Десять птичек - стайка.
Эта птичка - соловей, 
Эта птичка - воробей. 
Эта птичка - совушка, 
Сонная головушка. 
Эта птичка - свиристель, 
Эта птичка - коростель,
Эта птичка - скворушка, 
Серенькое пёрышко. 
Эта - зяблик. 
Эта - стриж. 
Эта - развесёлый чиж. 
Ну, а эта - злой орлан. 
Птички, птички - по домам!

Прогулка

Подвижная игра «Совушка».

Цель: учить детей действовать согласно выбранным ролям, развивать выразительность пантомимики, речи: имитировать голос и движения совы.

Игровые действия:

Выбирается водящий - «совушка», остальные дети изображают бабочек, птичек и т. д. По сигналу воспитателя: «День!» - дети бегают по всему залу, на команду: «Ночь! » - замирают и останавливаются в том месте, где застала их команда. «Совушка» выходит из своего гнезда и тех, кто шевелится, забирает к себе. Игра повторяется.

Вечер

Дидактическая игра «Угадай, какая птица поёт?».

Цель: умение определять по звуковой записи голоса птиц. Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее). Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц.  В игре используется диск с записью голосов птиц.

Найти в альбоме птиц, чьи голоса они слышали.

Провести опыт «Как маскируются животные».

Цель: формировать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Вторник

Утро

Чтение произведения Сладкова «Вороний сигнал».

Цель: учить детей понимать главную мысль произведения, её мораль; воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Дидактическая игра «Где чей доик?»

Цель: закрепить знания детей  о том, из чего и где птицы устраивают свои гнезда; развивать умение строить предложения, активизировать словарь по данной теме.

Игровые действия:

Дети подбирают две картинки: птица - гнездо, одновременно составляя предложение.

Прогулка

Наблюдение за живым объектом. Наблюдение за грачами.  Какого цвета эти птицы? Откуда они к нам прилетели? Что они делают? Из чего они строят гнезда? Для чего им нужны гнезда? Почему грачи улетают от нас в теплые края? Как называются эти птицы? На какую птицу похож грач?

Цель: вызвать у детей интерес к живой природе, закрепить знания детей о птицах, учить строить высказывания типа рассуждений, расширять словарь по теме «перелетные птицы».

Отгадывание загадок о перелетных птицах.

Цель: учить понимать образный смысл загадок.

Подвижная игра «Охотники и утки».

Цель: упражнять в броске и ловле мяча прививать  интерес к русским народным играм.

Игровые действия:

Играющие делятся на две команды, одна из которых - «охотники» - становится по кругу (перед чертой), вторая - «утки» - входит в середину круга. У «охотников» мяч. По сигналу «охотники» начинают выбивать «уток» из круга. Каждый игрок может сам метать мяч или передать мяч для броска партнёру по команде. «Утки» бегая внутри круга, спасаются от мяча, увёртываясь и подпрыгивая. Подбитая «утка» покидает круг. Игра заканчивается, когда в круге не остаётся ни одной «утки», после чего игроки меняются ролями. Побеждает та  команда, сумевшая подстрелить «уток» за меньшее время. Педагог может установить время игры для метания мяча в «уток». Тогда итог подводится по количеству «уток», выбитых за это время. Правила игры: 1.Во время броска мяча запрещается заступать за черту. 2. Находящиеся в круге не имеют права ловить мяч руками. 3. Игроки не считаются выбитыми, если мяч попал в них после отскока от пола.

Вечер

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих и перелетных птиц. Просмотр презентации  «Как прилетают птицы?»

Цель: обобщить знания детей о зимующих и перелетных птицах познакомить детей с понятиями: «клином», «цепочкой» «стайкой»

Предложить детям выложить из пуговиц и разложит их так, как прилетают:

гуси, утки, лебеди - цепочкой; 

журавли - клином;

ласточки, грачи, скворцы - цепочкой; 

кукушки - поодиночке

Цель: развивать мелкую моторику рук, память, логическое мышление.

Игра «Назови фигуры, из которых построена птичка»

Цель: закрепить знание строения птицы, умение пользоваться моделью.

Словарь

Существительные: петух, курица, утка, гусь, индюк, грач, скворец, ласточка, журавль, лебедь, аист, жаворонок, воробей, ворона, сорока, галка, дятел, синица, голубь, снегирь, сова, кукушка; крыло, перо, пух, яйцо, голова, шея, клюв, туловище, хвост, лапа, гнездо, скворечник, птенец, личинка, жучок, паучок, муха, червяк, корм, кормушка, сало, зерно, крупа.

Глаголы: летать (приставочные глаголы от «летать»- улетать, прилетать…), клевать, махать, вить, петь, щебетать, откладывать,

уничтожать, высиживать

Имена прилагательные: домашние, перелётные, зимующие, красивые, пёстрые, острый, тупой, серый, чёрный, яркий.

Наречия: быстро-медленно, громко-тихо, тепло-холодно.

Среда

Утро

Беседа с детьми о том, каких они видели птиц по дороге в детский сад.

Цель: продолжать формировать обобщенное представление о птицах, воспитывать гуманное отношение к природе, развивать умение строить сложные предложения.

Игровое упражнение: «Кто что делает?»

Цель: Совершенствовать умения детей подбирать глаголы к существительным Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

Ручной труд. Изготовление кормушек для птиц из коробок и пластиковых бутылок.

Цель: развивать вариативность мышления, показывая, как изменение исходного материала ведёт к изменению результата работы, воспитывать чувство сопричастности и любви к окружающей природе.

Прогулка

Наблюдение за полетом птиц: воробьи, грачи, голуби,  сороки, вороны. Учить детей называть и различать птиц по внешнему виду, знать их повадки, где живут и чем питаются, какую пользу приносят.

Цель: воспитывать сочувствие к живой природе, желание ей помочь. Подвижная игра «Я знаю пять названий птиц»

Цель: развивать двигательную активность детей. Закреплять знание различных видов птиц.

Игровые действия:

Все дети становятся в кружок. Один из играющих берет в руки мячик и передает его своему соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает мяч и быстро отвечает: «Грач» Затем он передает мяч своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?». «Ласточка»- отвечает тот и быстро передает мяч следующему. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз называется новая птица

Вечер

Работа с моделью «Защита»

Цель: учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.

Загадывание загадок о разных птицах. Предложить детям нарисовать отгадки.

Цель: учить узнавать птиц по характерным признакам, отображать их в своих рисунках.

 Дидактическая игра «Отвечай – быстро»

 Цель: упражнять детей в классификации, сравнении, обобщении; закреплять знания о птицах, насекомых, рыбах, животных; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными. Развивать ориентировку в пространстве.

Игровые действия:

Воспитатель вывешивает перед детьми таблицу, которая разделенная на 9 клеток. В каждой клетке - изображение птицы или животного: в первом ряду - грач, лебедь, кукушка; во втором - оса, лиса, стрекоза; в третьем - волк, бабочка, гусь  предлагает сначала рассмотреть ее, а затем быстро отвечать на вопросы, которые она будет задавать. За правильный ответ играющий получает фишку.

Вопросы 1. Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? 2. Сколько всего птиц в таблице? (Четыре.) Назовите их. (Грач, лебедь, кукушка, гусь.) 3. Кого больше, зверей или насекомых? (Больше насекомых, а не зверей.) 4. На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.) 5. Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать столбик с рядом) Что общего у всех, кто там нарисован? (Все летают.) 6. Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего? (В каждом столбике изображены птица, зверь, насекомое.)

Четверг

Утро

Рассматривание картины «Птицы на кормушке».

Вопросы: Какие птицы прилетели на кормушку? Почему они прилетели? Подумайте, какой корм каждый их них хотел бы здесь найти?

Цель: обобщить знания детей о птицах, их потребностях; вызвать у детей сочувствие и желание им помочь.

Подвижная игра «Птицы в ловушке».

Цель: развивать умение классифицировать птиц, учим детей сопереживать, сочувствовать, способствовать развитию быстроты, ловкости.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям рассказать о птицах,  которые улетают в теплые края, и о птицах  которые остаются зимовать дома. Педагог говорит о том, как труден перелет улетающих птиц, а также какие опасности могут подстерегать оставшихся птичек в лесу, в том числе опасность быть пойманным в ловушку. «Представьте, какими сильными и быстрыми приходится быть птичкам!» - говорит воспитатель и предлагает проверить, насколько дети сильные и ловкие. Часть детей становится в круг - это клетка. Остальные дети - Птицы. Воспитатель говорит: «Сейчас мы в лесу. Птички порхают с ветки на ветку, радуются солнечному деньку. Но опытный охотник поставил ловушку и хочет поймать птичек. Как только охотник соберется захлопнуть ловушку, я позову вас домой, летите ко мне». Играет веселая музыка, Птички летают по ловушке, затем по команде педагога «домой» музыка выключается, дети в кругу берут друг друга за руки, замыкают круг, а Птицы должны успеть убежать из круга. Птицы, попавшие в ловушку, выбывают из игры. Игра повторяется 4-5 раз, дети могут меняться ролями. Примечание: для детей 5-6-летнего возраста игра проводится до тех пор, пока все Птицы не будут пойманы. После этого дети должны перечислить названия птиц, которых они знают, и вспомнить стихотворения, загадки, песенки про них.

Прогулка

Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название.

Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

Развешивание кормушек на ветки деревьев. Раскладывание корма

в кормушки.

Цель: формировать у детей ответственное отношение к природе,

развивать экологическую культуру.

Вечер

Вырезывание изображений птиц, нарисованных детьми накануне.

Цель: узнавать и классифицировать птиц, любоваться их разнообразием и красотой, умело пользоваться ножницами: вырезать по контуру птиц.

Работа с моделью «Как мы помогаем птицам».

Цель: воспитывать экологическую культуру - дать понять детям, как мы можем внести вклад в дело сохранения природы; учить детей понимать язык символов, делать выводы и умозаключения.

Пятница

Утро

 Презентация «Перелётные птицы»

Цель: закрепить знания детей о птицах, умение обобщать и классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.

Прогулка

Наблюдения за птицами на участке. Какие птицы прилетели к нам на участок?  Каких птиц называют перелетными?

Почему птицы выводят птенцов летом? Почему осенью перелетные птицы улетают в теплые страны? Каких перелетных птиц вы знаете?

Цель: закреплять знания о перелетных птицах; воспитывать интерес и любовь к пернатым; уметь выделять признаки живого организма

Подвижная игра «Волк во рву».

Цель: продолжать учить соблюдать правила игры, действовать согласно выбранной роли.

Игровые действия:

Поперек площадки двумя параллельными линиями на расстоянии около 100 см одна от другой обозначен ров. В нем находится водящий - волк. Остальные дети - козы. Они живут в доме (стоят за чертой вдоль границы зала). На противоположной стороне зала линией отделено поле. На слова воспитателя «Козы, в поле, волк, во рву!» дети бегут из дома в поле и перепрыгивает по дороге через ров. Волк бегает во рву, стараясь осадить прыгающих коз. Пленный отходит в сторону. Воспитатель говорит: «Козы, домой!» Козы бегут домой, перепрыгивая по пути через ров. После 2-3 перебежек выбирается или назначается другой водящий.

Указания: Коза считается пойманной, если волк коснулся ее в тот момент, когда она перепрыгивала ров, или если она попала в ров ногой. Для усложнения игры можно выбрать 2 волков.

Вечер

Обмен впечатлениями от просмотренной презентации «Перелетные птицы»

Цель: выяснить, что понравилось и запомнилось, обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах. Формировать устойчивый интерес к живой природе.

Выставка творческих работ «Птицы» из ранее нарисованных птиц.

Цель: вызвать удовлетворение от коллективного творчества.

ΙΙΙ этап - Заключительный

Проектная деятельность

Задачи

Развлечение «День птиц»

Обобщить и систематизировать знания о перелетных птицах. Формировать, устойчивый интерес к живой природе, к русскому фольклору.

Выставка творческих работ

Представить результаты творческой деятельности детей.

Презентация диска «Перелётные птицы»

Закрепить знания детей о птицах, умение обобщать  классифицировать; учить выделять взаимосвязь в природе. Воспитывать любовь к птицам и формировать заботливое отношение к пернатым; вызвать у детей радость и удивление от наблюдения за жизнью птиц через фотоматериалы, иллюстрации, художественное слово, игры.

Оценка результатов деятельности:

В ходе реализации совместного проекта «Перелётные птицы» достигнуты определенные результаты:

  • Сформированы устойчивые знания о жизни перелетных птиц.
  • Создан интерес к устному народному, декоративно-прикладному искусству.
  • Установились партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе реализации проекта.

Используемая литература

1. Е.В. Анохина, Т.М. Бондаренко, Т.В.Кутищева «Экологические занятия с      детьми 5-6 лет».

2. Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детском саду».

3. Р.Ю. Белоусова, О.А.Понаморёва «Теория и практика использования метода моделирования в системе экологического воспитания старших дошкольников».

4. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой  «Комплексные занятия».

5. Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по  экологическому воспитанию».

 6. Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова «Формирование экологической культуры дошкольников».

7. С.Н. Николаева  Программа «Юный эколог».

8. О.А.Скоролупова «Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях».

9. С.Г.Шевченко   Программа для детей с ЗПР «Готовимся к школе»

Виды детской деятельности:

изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Программное содержание:

Расширять знания детей о водоплавающих птицах. Учить детей рисовать лебедей методом тычка, передавая величину и пропорции частей тела птицы и различные движения. Совершенствовать технику рисования методом тычка для создания выразительности образа. Развивать мелкую моторику рук, чувство формы и композиции.

Подготовка к занятию:

Подготовка воспитателя: подобрала и оформила конспект, изготовила образец, подобрала наглядность.

Предварительная работа:

Беседы о водоплавающих птицах, чтение стихов и сказок о них, рассматривание иллюстраций.

Материалы и оборудование:

Листы бумаги формата А 4 синего, голубого, сиреневого цвета. Гуашь, кисти щетинные, кисти с мягким ворсом № 4. У педагога фото или иллюстрации с изображением утки, гуся, лебедя, а также образцы рисунков с белыми и черными лебедями в разных позах.

Ход деятельности:

Педагог: Сегодня я приготовила для вас загадки о птицах. Послушайте внимательно и отгадывайте:

  1.  Пёстрая крякуша

           Ловит лягушек,

           Ходит вразвалочку,

           Спотыкалочку. (Утка)

  1.  Пушистый матросик,

           Лопаточкой носик.

           На ножках коротеньких –

           Красные ботики. (Утенок)

  1.  Он имеет грозный вид,

           Тянет шею и шипит.

           Я боюсь его невольно –

           Он щипается так больно!

           Я лучше мимо пробегусь,

           И не догонит меня … (Гусь) 

  1.  Спит или купается,

           Все не разувается:

           День и ночь на ножках

           Красные сапожки. (Гусь)

  1.  Эта птица такова,

           Что не спутаешь с другой.

           Может, это цифра два?

           Шея выгнута дугой! (Лебедь)

  1. В отраженье своё глядя,

           Вот скользят по водной глади,

           Восхищая всех людей,

           Двое белых … (Лебедей)

- Ребята, вы отгадали все загадки, а теперь скажите, как называются все эти птицы одним словом? (водоплавающие). Чем они похожи друг на друга? (у всех перепонка на лапках и все умеют плавать). А чем эти птицы отличаются? (длиной шеи: у утки - самая короткая, у лебедя - самая длинная).

Мы с вами нарисуем птицу, похожую на цифру 2. Кто это? Это очень красивая и величавая птица с длинной шеей - лебедь. Посмотрите на кисточки на ваших столах. Одна из них щетинная жесткая, другая – мягкая. Кто догадался, каким способом мы будем рисовать? (Будем рисовать способом тычка). Как вы думаете, ребята, почему сегодня будем использовать такой способ? (потому что с его помощью можно передать пушистость лебедя). Подумайте, для чего нужна мягкая кисть? (для рисования мелких деталей).

- Молодцы, правильно. На доске перед вами - картинки с изображением лебедей с белым и черным оперением. Все лебеди плывут по озеру, но по-разному двигаются. При этом меняется только положении шеи: вот она вытянута вперед - лебедь шипит. Вот шея изогнута - птица любуется своим отражением, а тут шея повернута назад - кто там спрятался за камышом? Сейчас подумайте, что будут делать лебеди на ваших рисунках. Потом ваши синие озера - листы бумаги - положите так, чтобы на них красиво расположились лебеди: один или два, или несколько. (Дети кладут листы вертикально или горизонтально). Начнем рисовать сразу тычками: большой овал - туловище, маленький овал - голова, длинная шея, треугольный хвост. Мягкой кистью нарисуем глаз, клюв, и по желанию небольшие волны на озере, или камыш, или кувшинки.

Перед началом работы сделаем зарядку для глаз:

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

- А теперь приступаем к работе. (В процессе рисования педагог осуществляет индивидуальную помощь при необходимости.)

Итог занятия: выставка детских работ. Беседа с детьми о том, что лебеди разные, но все по-своему красивы и у каждого свой характер. Игровое итоговое задание: «найди лебедя по характеру». Например, какой лебедь из всех самый любопытный? Почему? Какой лебедь самый веселый? Самый добрый?

Виды детской деятельности:

изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Программное содержание:

Учить детей передавать в лепке характерные особенности утят: тело и голову в форме овала, широкий клюв и широкие плоские лапки; подводить к сюжетной лепке через совместное составление композиции из отдельных работ; закреплять умение делить пластилин на неравные части, использовать в лепке ранее усвоенные способы работы с пластилином; развивать произвольное внимание, мышление, воображение, память.

Подготовка к занятию:

Подготовка воспитателя: подобрала и оформила конспект, изготовила образец, подобрала наглядность.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Гадкий утёнок».

Материалы и оборудование:

У воспитателя – игрушечная или вылепленная из пластилина утка; комки пластилина разного размера; большой лист зелёной бумаги, на котором наклеено голубое «озеро». У детей – пластилин, стеки, дощечки.

Организация детей: фронтальное занятие.

Ход деятельности:

Воспитатель показывает детям утку. Спрашивает, кто это. Предлагает рассмотреть её со всех сторон. Поясняет: это тело утки, оно похоже на яичко, к хвостику сужается. Хвостик у утки небольшой, заостренный.

А голова какой формы? Голова тоже похожа на яичко, только меньше по размеру. Клюв у утки широкий, плоский. Лапки тоже широкие, с перепонками. Когда утка плавает, такими лапками легко грести в воде. У этой утки нет утят. Плохо ей одной. Давайте, дети, вылепим для неё маленьких утят.

Утята похожи на утку, только они меньше. Какое тело вылепим у утенка? У меня уже приготовлены комки пластилина для лепки каждой части. Для утенка беру большой комок, скатываю его в шар. Потом слегка раскатываю шар между ладонями, чтобы тело утки получилось похожим на яичко. Оттягиваю пальцами небольшой заостренный хвостик. Тело утенка готово.

Кто хочет показать, как вылепить голову утенка? Воспитатель приглашает того, кто захочет к своему столу. Спрашивает ребенка, как он будет лепить голову и клюв утёнка (так же, как и тело: клюв оттянуть и слегка расплющить). Примазывает голову к телу. Затем показывает приемы лепки лапок.

Раскатывает два маленьких шарика, расплющивает их, прикрепляет к телу утёнка. Говорит: «Один утёнок готов. Теперь вылепите остальных. С чего начнёте работу? (С деления пластилина на части.)

В процессе работы надо следить, чтобы дети делили пластилин на части, разные по величине. Спрашивать у ребёнка, из какого комка он вылепит тело утёнка, а из какого голову. Так же спрашивать о способах лепки той или иной части фигуры. Посоветовать стекой нарисовать глаза, перепонки на лапах, а штрихами изобразить перышки на крыльях, хвостике.

В конце занятия можно расстелить на столе большой лист зелёной бумаги с голубым овалом посередине и пригласить детей встать вокруг него. Пояснить, что это лужок с зелёной травой и голубое озеро. На озеро утка поведет утят купаться. Спросить, как расположить утку и утят («Пусть у нас утка пойдёт впереди. Она будет показывать утятам дорогу к озеру»). Обратиться к 2-3 детям и предложить поместить утят за уткой. При этом отметить, как похож тот или иной утенок на утку: «Этот утенок очень похож на свою маму - утку. У него клюв и лапки… » и т. п. затем предложить другой группе детей разметить утят и т. д. («А эти два быстрых утёнка раньше всех добежали до озера и полезли в воду… »)

В конце занятия надо полюбоваться с детьми получившейся композицией. Спросить, что же они вместе изобразили (как утка ведёт утят купаться).

Виды детской деятельности: 

изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая.
Программное содержание:

Обучающие: формировать умение составлять задуманную сюжетную композицию; закреплять умение вырезать из цветной бумаги и из ткани разные формы, в том числе и по нарисованным контурам. Развивающие:

закреплять знание геометрических фигуру, их цвета, развивать фантазию и воображение. Воспитательные: воспитывать бережное отношение к птицам, любовь к природе.

Виды детской деятельности: 

изобразительная, коммуникативная, двигательная, игровая.

Подготовка к занятию:

 Подготовка воспитателя: подобрала и оформила конспект, изготовила образец, подобрала наглядность

Предварительная работа:

Изготовление скворечников (дома родителями вместе с детьми), наблюдение за их установкой на дереве, весенние наблюдения за прилетом птиц, их подкормка, беседа о птицах, их гнездах

Материалы и оборудование: Листы картона голубого цвета; мраморная бумага, на которой нарисован контур ствола березы с ветками; два квадрата из цветной бумаги 4 на 4 см. (стена и крыша), квадрат 2 на 2 см. (вход); вырезанный из черной бумаги скворец; зеленая цветная бумага, куски белой ткани; ножницы, клей, кисти для клея, тряпочки, клеенки – подкладки, дерево, скворечник, скворцы.

Ход деятельности:

(Дети стоят полукругом, входит воспитатель в русском сарафане, на голове венок)

Воспитатель:
Как приятно проснуться, встать.
Синее небо в окно увидать
И снова узнать, что повсюду весна,
Что солнце и утро прекраснее сна
.

Воспитатель рассказывает детям, что сегодня она проснулась от весёлого пения и перезвона птичьих голосов за окном. Птицы весело и громко пели свои песни. На улице появились птицы, которых не было зимой. Откуда же прилетело столько птиц?

Дети: Птицы прилетели с юга.

Воспитатель: Почему птицы прилетели к нам?

Дети: Потому что наступила весна.

Воспитатель: Правильно, дети, потому что у нас наступила весна. А какие птицы прилетели?

Дети: Скворцы.

Воспитатель: А только ли скворцы возвратились?

Дети: Грачи, ласточки.

Воспитатель: Да, не только скворцы прилетели к нам, но и грачи, ласточки, стрижи и другие птицы. И почти все птицы сразу же взялись за работу.

Воспитатель: Дети, а вы хотели бы увидеть перелётных птиц?

Дети: Да!

Воспитатель: Раньше на Руси дети становились в хоровод, и все вместе звали птиц закличкой. Давайте и мы с вами их позовём так же. (Дети становятся в хоровод).

Дети:

Уж вы пташечки, щебетушечки,
Прилетайте к нам.
Весну ясную, весну красную
Принесите нам.

(Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево, на котором сидит скворец и спрашивает у детей, что за птица).

Дети: Скворец.

Воспитатель: Правильно, скворец.

Воспитатель: Дети, а кто знает какая первая забота у птиц весной?

Дети: Мастерить гнёзда.

Воспитатель: Правильно. А теперь послушайте славянскую народную песенку-загадку:

Черный скворец
Вошел во дворец
В белой рубахе
С цветным пояском,
В шляпе, во фраке
И босиком.

Воспитатель: О каком дворце идет речь в загадке?

Дети: О скворечнике.

(Воспитатель обращает внимание детей на чудо-дерево, на котором сидят скворцы).

Воспитатель: Дети, что за птицы сидят на дереве?

Дети: Скворцы.

Воспитатель: Правильно, скворцы. А как выглядит скворец?

Дети: На нем надета белая рубаха, шляпа, фрак, а на ногах ничего нет.

Воспитатель: Дети, если вы обратили внимание, что птиц много, а скворечник один. Я предлагаю вам помочь птицам и сделать скворечники.

(Воспитатель приглашает детей к столу).

Воспитатель: Для скворечника нужно один (какой?) большой (что?) квадрат, (какого цвета?) разрезать по диагонали на два (каких геометрических фигур?) треугольника (какого цвета?) (один треугольник будет крышей, а второй не пригодится). У квадрата поменьше (какого цвета?) срезать углы, чтобы получился (что?) круг (вход в скворечник). По намеченным линиям вырезать березу и наклеить ее на лист картона.

Затем расположить на ветках дерева скворечники и наклеить. Так как дерево без листиков, предлагаю вам листики вырезать из (какого цвета бумаги?) зеленого (чего?) прямоугольника (как?) путем срезания углов.

Вырезать из белой ткани облака и дополнить ими свою композицию.
(В процессе рассказа воспитатель показывает некоторые приемы вырезывания).

Физминутка:

Птички в гнёздышках сидят
И на улицу глядят
Погулять они хотят
И тихонько все летят
.

Дети выполняют аппликацию на заданную тему.

(Воспитатель следит, чтобы дети правильно держали ножницы, пользовались салфетками, следит за осанкой детей).

Работы детей выставляются на стенде, они их оценивают и выбирают самую лучшую.

Воспитатель: Все скворечники получились такими красивыми! Постройте вместе с родителями много разных и красивых скворечников. Ваши скворечники мы повесим на участке малышей. Птицы будут вам благодарны!

(Воспитатель предлагает детям прочитать стихотворения про скворца, которое они знают):

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил

Не скворечня, а дворец!

Молодцы ребятки!

Рекомендации для родителей

Уважаемые родители!

Тема текущей недели  «Перелётные птицы».

Чтобы закрепить знания детей по этой теме, рекомендуем вам во время прогулок с детьми понаблюдать за поведением птиц.

Весна-время возвращения перелетных птиц. Обратите внимание детей на то, что у кормушек не видно больше снегирей, щеглов и свиристелей, которых мы часто встречали там зимой. Объясните, что эти птицы улетели к северу, так как любят более холодный климат.

Зимующие птицы тоже ведут себя по-другому. Вороны и галки летают парами: ищут места для гнезд. Овсянки сменили оперение: зимой они были очень похожи на воробьев серенькими перышками, а сейчас их перья желтые. Воробьи стали весело чирикать, затевают между собой драки, купаются в весенних лужах.

Первыми возвращаются из теплых краев грачи и сразу же принимаются за работу, выискивая на проталинах вредных червей, слизней. Они приводят в порядок свои большие, прочные гнезда из прутьев, которые ждали их всю зиму.

Затем появляются скворцы. Они устраивают гнезда в скворечниках. Интересно наблюдать, как они снуют у отверстия скворечника, стаскивая туда травинки и тоненькие прутики. Иногда у скворечников разгораются настоящие битвы между прилетевшими скворцами и воробьями, которые жили в скворечнике зимой, пока хозяева-скворцы отсутствовали.

Вспомните с ребенком названия перелетных птиц, которые прилетели  к нам весной (их названия, внешний вид и отличительные признаки;

обратите внимание на сезонные изменения в живой и неживой природе; расскажите ребенку о том, какую пользу приносят перелетные птицы; вместе с ребенком изготовьте скворечник и установите его в парке; по возможности понаблюдайте  за жизнью перелетных птиц весной во время прогулки в парке.

Рекомендуем игры, в которые можно поиграть дома с Вашим ребенком, закрепляя знания по данной теме: «Перелётные птицы»

 Игра « Живой – неживой»:

(Кто это?) дятел – он живой.

(Что это?) камень – он неживой….

Дидактическая игра «Счёт птиц»:

Один скворец, два скворца, три скворца, четыре скворца, пять скворцов.

Дидактическая игра «Улетает – не улетает»:

Взрослый называет птицу, а ребенок говорит, перелётная она или зимующая.

Игра «Назови ласково»:

Игровое упражнение «Кто что делает?»

Птицы весной (что делают?) вьют гнезда, выводят птенцов и т.д.

Составление описательных рассказов о перелетных птицах:

Сначала рассказывает взрослый, затем ребенок по алгоритму:

Кто это? Каков внешний вид? Какие повадки? Кто у этой птицы детёныши? Чем питается?

Птицы  пальчиковая гимнастика

Пой-ка, подпевай-ка, десять птичек – стайка!

(Машут крыльями)

Эта птичка  - соловей, эта птичка – воробей,      

Эта птичка – совушка, сонная головушка.

Эта птичка свиристель, это птичка коростель.

Эта птичка – скворушка, серенькое пёрышко,

Это зяблик, это стриж, это развесёлый чиж.

(Загибают пальчики на обеих руках)

Ну а это -  злой орлан. Птички, птички по домам.

(Машут крыльями)     

(И.Токмакова)

Используйте в беседах с ребенком стихи, загадки, рассказы:

Прилетел журавушка

На старые места:
Травушка – муравушка
Густым – густа!
Ивушка над заводью
Грустным – грустна!
А водица в заводи
Чистым – чиста!
А заря над ивушкой
Ясным – ясна!
Весело журавушке:
Весным – весна!

Где ты спряталась, кукушка?
В чаще леса? На опушке?
Или вон на том суку? -
А в ответ:- Ку-ку! Ку-ку!                                    

Угадайте, что за птичка –

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста (ласточка)

Черный, проворный,

Кричит: «Крак»

Червякам враг (грач)

На шесте – веселый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поет отец –

Он и летчик, и певец (скворец

Загадки про птиц

На шесте  дворец, 
Во дворце певец. 
(Скворец) 
На скале он строит дом. 
Разве жить не страшно в нем? 
Хоть кругом и красота, 
Но такая высота! 
Нет, хозяин не боится 
Со скалы крутой скатится
Два могучие крыла у хозяина ... 
(Орла)
И петь не поет, 
И летать не летает...
 За что же тогда 
Его птицей считают? 
(Страус) 
Кто на елке, на суку 
Счет ведет: «Ky-Ky» 
(Кукушка) 
Черный, проворный, 
Кричит: «Крак». 
Червякам враг. 
(Грач) 
Кто так заливисто поет 
О том, что солнышко встает?
(Петушок) 
Гребешок аленький, 
Кафтанчик рябенький, 
Двойная бородка, 
Важная походка. 
Раньше всех встает, 
Голосисто поет. 

(Петух) 
Всех я вовремя бужу, 
Хоть часов не завожу. 
(Петух)
Он носом в землю постучит, 
Взмахнет крылом и закричит. 
Кричит он даже сонный. 
Крикун неугомонный.
(Петух) 
Не ездок, а со шпорами, 
Не будильник, а всех будит. 
(Петух) 
Явился в желтой шубке: 
Прощайте, две скорлупки! 

(Цыпленок) 
Клохчет, квохчет, 
Детей созывает, 
Всех под крыло собирает. 
(Курица с цыплятами)
Пестрая крякуша 
Ловит лягушек. 
Ходит вразвалочку, 
Спотыкалочку. 
(Утка) 
Вдоль по речке, по водице
Плывет лодок вереница, 
Впереди корабль идет, 
За собою их ведет, 
Весел нет у малых лодок, 
А кораблик больно ходок. 
Вправо, влево, взад, вперед 
Всю ватагу повернет. 
(Утка с утятами) 
Красные лапки, 
Щиплет за пятки, 
Беги без оглядки. 
(Гусь) 
Бел, как снег, 
Надут, как мех. 
На лопатах ходит, 
Рогом ест. 
(Гусь)
Крылатый, горластый 
Красные ласты.
(Гусь) 
По лужку он важно бродит, 
Из воды сухим выходит, 
Носит красные ботинки, 
Дарит мягкие перинки. 
(Гусь) 
В воде купался 
А сух остался. 
(Гусь) 
Хоть я не молоток 
По дереву стучу: 
В нем каждый уголок 
Обследовать хочу. 
Хожу я в шапке красной 
И акробат прекрасный.
(Дятел) 
Все время стучит, 
Деревья долбит. 
Но их не калечит.
А только лечит. 
(Дятел) 
Я по дереву стучу, 
Червячка добыть хочу. 
Хоть и скрылся под корой
Все равно он будет мой!
(Дятел)
В лесу под щебет, звон и свист, 
Стучит лесной телеграфист: 
Здорово, дрозд, приятель 
И ставит подпись ... 
(Дятел)
Плотник острым долотом 
Строит дом с одним окном. 
(Дятел)
Черный жилет, 
Красный берет. 
Нос, как топор, 
Хвост, как упор. 
(Дятел) 
Не дровосек, не плотник, 
А первый в лесу работник.
 (Дятел) 
Непоседа пестрая,
Птица длиннохвостая, 
Птица говорливая, 
Самая болтливая.
(Сорока) 
Верещунья белобока. 
А зовут ее ... 
(Сорока)
Трещала с самого утра: 
Пора! Пора! А что пора? 
Какая с ней морока, 
Когда трещит ... 
(Сорока)
Эта хищница болтлива, 
Воровата, суетлива, 
Стрекотунья белобока, 
А зовут ее ... 
(Сорока)
Зимой на ветках яблоки! 
Скорей их собери! 
И вдруг вспорхнули яблоки, 
Ведь это ... 
(Снегири) 
Красногрудый, чернокрылый, 
Любит зернышки клевать, 
С первым снегом на рябине 
Он появится опять. 
(Снегирь)
Маленький мальчишка 
В сером армячишке 
По дворам шныряет, 
Крохи подбирает, 
По ночам кочует 
Коноплю ворует. 
(Воробей)
 Чик-чирик! К зернышкам прыг! 
Клюй, не робей! 
Кто это? … 
(Воробей) 
Озорной мальчишка 
В сером армячишке 
По двору шныряет, 
Крохи собирает. 
(Воробей) 
Всю ночь летает 
Мышей добывает. 
А станет светло 
Спать летит в дупло. 
(Сова) 
И в лесу, заметьте, дети, 
Есть ночные сторожа. 
Сторожей боятся этих 
Мыши, прячутся, дрожа! 
Очень уж суровы Филины и ... 
(Совы)
Днем спит, ночью летает. 
Прохожих пугает.
(Сова)
Он живет на крыше дома - 
Длинноногий, длинноносый, 
Длинношеий, безголосый. 
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

(Аист)

Разносчик добрых он вестей – 
Несёт родителям детей. 
И, судя по всему, смекалист: 
Устроился отлично…

(Аист)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …

(Ворона)

Кар-кар-кар! - кричит плутовка. 
Ну и ловкая воровка! 

Все блестящие вещицы 
Очень любит эта птица! 
И она вам всем знакома, 
Как зовут ее?

(Ворона)

Весной прилетает птица. 
Поле вспашут - там любит кормиться

(Грач)

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей

(Грач)

Летом за пахарем ходит,
А под зиму 
С криком уходит.

(Грач)

Кто без нот и без свирели 
Лучше всех выводит трели, 
Голосистее, нежней?
Кто же это?

(Соловей)

Настолько здорово поёт, 
Что каждый сразу узнаёт. 
А с виду-маленькая птичка: 
Невзрачная и невеличка.

Серая птаха в лесу живет,

Повсюду чудесным певцом слывет

(Соловей)

Так важно она по болоту шагает! 
И живность болотная прочь убегает. 
Ведь если лягушка укрыться не сможет, 
То этой лягушке никто не поможет.

(Цапля)

У меня ходули -
Не страшит болото.
Лягушат найду ли -
Вот моя забота.

(Цапля)

Клюв у этой птицы - 
Как длиненькие спицы. 
Она по болоту гуляет, 
Лягушек поджидает

(Цапля)

Листья падают с осин,
Мчится в небе острый клин.

(Журавль)

Встали братья на ходули,
Ищут корма по пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

Угадайте, что за птичка
Тёмненькая невеличка?
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два конца.

(Ласточка)

Кто такой весенним днем 
Сплёл рукавичку над окном, 
Вывел в ней новых жильцов - 
Маленьких таких птенцов?

(Ласточка)

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины

(Ласточка)

Проживает в странах жарких,
А в нежарких - в зоопарках.
И спесив он, и хвастлив, 
Потому что хвост красив.
Им любуется он сам
И показывает нам.

(Павлин)

Стихи про птиц

Десять птичек – стайка

И. Токмакова

Пой-ка, подпевай-ка: 
Десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, 
Эта птичка – воробей. 
Эта птичка – совушка, 
Сонная головушка. 
Эта птичка – свиристель, 
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка, 
Серенькое пёрышко. 
Эта – зяблик. 
Эта – стриж. 
Эта – развесёлый чиж. 
Ну, а эта – злой орлан. 
Птички, птички – по домам!

Два дрозда

С. Маршак

Видишь, смотрят из гнезда
Два молоденьких дрозда.
Клюв покажет первый дрозд,
А второй покажет хвост.

Петух

М. Дружинина

У меня отличный слух,
Как-то хвастался петух,
Ни корове, ни жуку
Так не спеть: Ку-Ка-Ре-Ку!

Ворона

М. Дружинина

Эй, Ворона!
Карр-Карр-Карр!
Отдавай наш самовар!
Я попью вначале чаю,
Нам ворона отвечает.

Голуби

М. Пляцковский

Белые голуби
Слетались к проруби.
Им  водицы ледяной
Хочется напиться
Всего по капельке одной,
Чтоб не простудиться!

Журавль

А. Ахундова

За болотом травушка зелёная растёт,
По воде журавушка, журавушка идёт.
Ой, как ноги высоко поднимает!
Ой, как крылья широко раскрывает!
Погулять он по травушке хочет,
Но боится, что ноги замочит.

Петин гребешок

В. Ланцетти

Эй, дружок, Петушок!
Одолжи мне гребешок!
Причешу сестрёнке чёлку,
Причешу лошадке холку.
И козе – короткую
Причешу бородку я!

Жаворонок

В.А. Жуковский

На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто с вышины
Поёт, на солнышке сверкая:
Весна пришла к нам молодая,
Я здесь пою приход весны...

Великий бас

С. Востоков

Жил средь северных лесов
Филин – лучший  из певцов,
Обладавший неизменной
Популярностью у сов.

Но понять его вокал
Мог лишь тот, кто в суть вникал.
Как чудно он шепелявил!
Как чарующе икал!

И, как дерево, скрипел!
И, как ветер, он гудел!
И кукушкою кричал он!
И белугою ревел!

Правда вот, из тех лесов
Все сбежали, кроме сов...
Ну, так всем же невозможно
Угодить, в конце концов!

Воробей

Н. Рубцов

Чуть живой. Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается  к ней!
И дрожит он над зёрнышком бедным,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
оттого, что так трудно ему...

Лебединое горе

А. Барто

В холодном парке, 
Среди льдин, 
Зимует лебедь. 
Он один. 
Не повредил ли 
Он крыло? 
Сломал, быть может? 
Бедняга! 
Вот не повезло -
Летать не может. 
Я возле лебедя 
Стою. 
Я знаю всю его 
Семью. 
С большим семейством 
Лебедят 
Он плыл куда-то, 
И вдруг над парком 
Как взлетят 
Все лебедята! 
В холодном парке, 
Среди льдин, 
Остался лебедь. 
Он один. 
А я всё думаю о нём, 
Бегу к нему на водоём. 
Решил я 
Притвориться: 
Я тоже
Лебедь – птица. 
Я тоже белый, 
Весь в снегу. 
Я выгнул шею, 
Как могу. 
Заносит снегом 
Водоём, 
А я кричу:
Послушай, 
Мы будем плыть 
С тобой вдвоём, 
Но только я -
На суше! 
Я поднял руку, 
Как крыло. 
Но ничего 
Не помогло. 
В холодном парке, 
Среди льдин, 
Скучает лебедь. 
Он один.

Гуси – гусенята

Г. Бойко

Гуси – гусенята
На ножки
Красные надели
Сапожки.

И пошли гуськом,
Вереницей,
Чтоб воды в корыте
Напиться.

Напились воды
Десять братцев,
Начали в корыте
Купаться.

Хорошо купаться
В корыте!
Гуси – гусенята,
Плывите!

В. Берестов

О чём поют воробушки
В последний день зимы?
Мы выжили!
Мы дожили!
Мы живы, живы мы!

Утки

М. Дружинина

Утки на лужок пришли,
Утки червяка нашли:
Вот удача, кря – кря –кря!
Мы пришли сюда не зря

Кукушка

Е. Благинина


Кукушки голос заунывный
Под стать неяркому деньку -
Простосердечный и отзывный,
С утра до вечера: «Ку-ку!»
То близко, то далёко где-то
Гуляет по всему леску.
И тихо расцветает лето
Под это милое «Ку-ку!»
Чуть пахнет перегретой смолкой.
Лицо подставив ветерку,
Лежу, блаженствую под ёлкой
И слушаю «Ку-ку, ку-ку!»

Скворцы прилетели

А. Барто

Ждёт гостей высокий клён
Дом на ветке укреплён.
Краской выкрашена крыша,
Есть крылечко для певцов...
В синем небе щебет слышен
К нам летит семья скворцов.
Мы сегодня встали рано,
Ждали птиц ещё вчера.
Ходит по двору охрана,
Гонит кошек со двора.
Мы скворцам руками машем,
Барабаним и поём:
Поживите в доме нашем!
Хорошо вам будет в нём!
Стали птицы приближаться,
Долетели до двора,
Не смогли мы удержаться,
Хором крикнули: Ура!
Удивительное дело:
Всё семейство улетело!

Прилетай же!

М. Карим

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил

Не скворечник, а дворец!

СКОРОГОВОРКИ, ЧИСТОГОВОРКИ

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Усядемся на пригорке

Расскажем про птиц скороговорки!

-Были галчата в гостях у волчат.

Были волчата в гостях у галчат.

Ныне волчата галдят как галчата.

И, как волчата, галчата молчат.

-Дрозд, дрозд, прост, прост

Кованый нос, железный хвост.

-Кукушка кукушонку

Купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон.

 Как в капюшоне он смешон.

-Хорошо иметь чижа,

Слушать пенье, не дыша.

Не шумите, помолчите:

Очень песня хороша.

-Пестренькая сойка,

О весне мне спой-ка. –

Просит заинька косой. –

«Спой мне песню сойка, спой!»

-Пел перепел за деревней.

Пел тетерев средь деревьев.

Перепел пел, пел.

Тетерева перепел.

-Скок сорока, скок сорока,

Слепа с ока, крива с бока.

-Скворец скроил сороконожке

Из кожи красные сапожки.

Сошьет скворец исправно в срок

Все сорок скроенных сапог.

-Сова советует сове:

«Спи соседка на софе.

На софе так сладко спится,

О совятах сон приснится»

-Разодрались петухи,

Закачались лопухи,

Громко лает пес Трезор...

Во дворе у нас раздор.

-Откуда на проселке просо?

Просыпали просо здесь просто.

Про просо просянки прознали.

Без спроса все просо склевали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы» для подготовительной к школе группы.

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности на тему «Перелётные птицы»  для подготовительной к школе группы...

Проект «Верные друзья – зимующие птицы» в подготовительной к школе группе

Формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

Конспект ОД «Зимующие птицы» для подготовительной к школе группы

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей,  формирование  отзывчивости, любови к природе, птицам, желание помогать им.Задачи:Расширить, закрепить ...

Проект «Перелетные птицы» в подготовительной к школе группе

    В современных условиях проблема экологического воспитания приобретает особую остроту и актуальность.      Именно в дошкольный период у ребенка происходит становлени...

Фотоотчет. Встреча с интересными людьми. Экскурсия в парк.Тема :" Птицы парка". Подготовительная к школе группа.МДОУ детский сад" Сказка" №98,г. Петрозаводск. Воспитатели: Анфимова Е. И., Плесанова Л. И., Фофанова Р. В.

В сентябре дети подготовительной группы « Красная Шапочка» побывали на очень интересной и познавательной  экскурсии. Известный петрозаводский любитель птиц Дмитрий Ерохин провел для н...

Конспект и презентация к досугу «В мире железных птиц» в подготовительной к школе группе информационно-коммуникационной технологии (презентация PowerPoint 2010) подготовительной группы дошкольного возраста (6-7 лет)

И мальчикам и девочкам интересен мир "железных птиц" - самолётов. Интересный тематический досуг позволит расширить представления об этом виде транспорта, поднимет настроение детей, будет спо...