ТРИЗ для дошкольников
учебно-методический материал (средняя, старшая группа) на тему
Что же даёт ТРИЗ-РТВ маленьким детям? У дошкольников развиваются умения классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира, формируются исследовательские навыки, развивается творческое воображение. В лавине информации, которая обрушится на них в школе, дети смогут учиться эффективнее за счёт умения работать с ней определёнными методами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 51.5 КБ |
![]() | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
«В гости к коту Леопольду»
Провела воспитатель Тупицына Е И
г.Сергиев Посад
РМО по ФЭМП в средней группе «В гости к Коту Леопольду».
Цель: развивать умение различать и называть свойства предметов – по цвету, по форме (круг, квадрат, треугольник, куб, шар), величине (длинный, короткий).
- Совершенствовать умение сравнивать предметы по признакам величины; соотносить их по цвету; отражать результаты сравнения в речи.
-Закреплять умение отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать определенное количество предметов в соответствии с заданным числом.
Задачи:
- формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;
- закрепить умение различать и называть круг и квадрат, треугольник; куб, шар;
- обозначать результат сравнения словами «поровну, столько – сколько»;
- закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «самая длинная», «самая короткая»;
Интеграция образовательных областей:
познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.
Материал к занятию:
- Демонстрационный: карточки с геометрическими фигурами - геометрические фигуры разного цвета, разноцветные ленты разной длины; цветной клубочек, диск с веселой музыкой,
- Раздаточный - разноцветные шары и кубы, геометрические фигуры, мышата и сыр, карточки с двумя полосками на каждого ребенка.
Ход занятия
Психогимнастика
Ребята давайте возьмемся за руки и друг другу улыбнемся,
Дети: Здравствуй, солнце золотое
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуйте, сосны вековые,
Здравствуйте, гости дорогие!
Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказку где живет кот Леопольда
- Мы с вами смотрели мультфильм про кота Леопольда? Какой кот Леопольд? (добрый, веселый, смелый, нарядный, смешной, красивый, сильный, счастливый, прекрасный, улыбчивый, замечательный, симпатичный правдивый…). А какие любимые слова кота Леопольда? («Ребята, давайте жить дружно!»)
- Дорога в сказку будет не легкой, На нашем пути будут встречаться разные преграды,
Много сказок есть на свете
Всей душой их любят дети.
Все хотят в них побывать
И немного поиграть.
Давайте и мы с вами поиграем.
Игра «Определи по цвету и форме»
Я вам сейчас раздам геометрические фигуры, а вы найдите на карточках такие же по цвету и форме геометрические фигуры
(дети подбирают геометрические фигуры по цвету и форме).
Опрос детей: Какую геометрическую фигуру ты нашел? Какого цвета?
- Молодцы. Мы с первым заданием справились. Задание выполнено и можно идти дальше.
Игра «Шарики и кубики»
(на полу раскиданы шары и кубики)
Воспитатель:
Ой, посмотрите, какой здесь беспорядок. Что здесь рассыпано? (кубики и шары). Давайте наведем порядок. Мальчики собирают кубики, а девочки шары.
Опрос детей:
-Что у тебя в руке? (куб, шар).
- Какого цвета?
Кубы надо сложить в серое ведро, а шары - коричневое (дети собирают кубы и шары).
Молодцы, вы правильно выполнили задание
Игра «Игра с клубочком»
Воспитатель: А это любимые клубочки кота Леопольда. Он очень любит с ними играть.
Давайте поиграем с этим клубочком. Кому я брошу клубочек, тот и отвечает.
- Кто больше: слон или мышка?
- Что выше: стол или стул?
- Сколько у тебя волос на голове? (много)
- Сколько иголок у ежа?
- Сколько у тебя носиков?
- Сколько солнц на небе? (одно)
- Сколько хвостиков у кошки?
- Сколько у тебя хвостиков? (ни одного)
- Сколько у тебя носиков?
- Потолок наверху, а пол…..(внизу)
- Луна наверху, а земля……(внизу)
- Сколько у тебя лапок? (ни одной)
-Сколько у тебя рук?
-Сколько пальцев на одной руке?
-Сколько у тебя глаз?
-Сколько глаз у светофора?
Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть.
Физкультминутка:
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихо сесть. (Выполняем движения по тексту.)
Дети садятся за столы
Ну вот - и мышки сразу прибежали.
- Ребята возьмите одного мышонка и положите на верхнюю полоску с лева.
- Сколько у нас мышат на полоске?
- Сколько мышат было в мультфильме?
- Как нам получить число два? Что надо сделать?
- Правильно прибавить одного мышонка?
- Сколько Катя у тебя мышат на верхней полоске? А у тебя Лиля?
- Правильно два. Как мы получили число два?
К одному мышонку прибавил еще одного мышонка получили двух мышат.
- Угостим их вкусным сыром?
- А на нижнюю полоску с лева положите столько сыра сколько мышат?
. Посмотрите - всем мышатам хватило сыра?
- Сколько ты Лиза положила кусочков сыра?
- А ты Катя сколько сыра положила мышатам?
- Почему?
(Потому что у нас две мышки, и я положила два сыра. Потому что было задание накормить мышат, а мышат два и сыра я положила два.)
Теперь мышат и сыра поровну?
- Почему?
- Потому что у каждого мышонка кусочек сыра. (потому что у каждой мышки по одному кусочку сыра). Сколько мышат, столько и …сыра. Сколько сыра, столько и … мышат.
- Молодцы, вы и с этим заданием справились.
-Сейчас вы тихо выходите из-за стола. И подойдите ко мне.
Игра «Короче, длиннее»
Воспитатель: Посмотрите, ленточки одинаковой длины? - одни короче, другие длиннее.
Опрос детей: Какая лента самая длинная? (зеленая) Какая лента самая короткая? (оранжевая) Правильно, молодцы. Покажи мне самую длинную ленточку, самую короткую.
Молодцы вы и с последним заданием справились.
Звучит музыка входит кот Леопольд,
Леопольд: Здравствуйте Ребята. Вы меня узнали? Да я кот Леопольд.
Ребята, а вы умеете дружить? Не обижаете друг друга? Нет? Какие вы молодцы! Всем детям, которые умеют дружить и дружно играть, я приготовил подарки.
Игра «Слушай музыку» (динамическая пауза)
Ребята, давайте поиграем с этими лентами в интересную, танцевальную игру. Пока звучит музыка, можно танцевать и двигаться. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока снова не зазвучит музыка. Будьте внимательны, слушайте музыку (дети играют). Молодцы, вы были внимательны.
-Ребята у меня для вас еще есть подарки. Вот такие замечательные раскраски. Я их отдам воспитателю. До свидания ребята.
Воспитатель: Ребята, у кого в гостях мы сегодня побывали? (в гостях у Леопольда).
- Что мы делали? (играли, танцевали, выполняли задания: собрали кубы и шары находили, геометрические фигуры, угощали мышек сыром и др.)
- Что вам понравилась больше всего?
Мне очень понравилось, как вы играли.
«Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад №2»
"Снег не для угощения - снег для развлечения".
Подготовила воспитатель
1 квалификационной категории
Тупицына Елена Ивановна
Тема занятия - "Снег не для угощения - снег для развлечения".
Направление - познавательное.
Цель занятия
- формирование представлений детей о снеге, его свойствах.
Задачи:
Обучающая:
— уточнить и расширить знания детей о снеге, его свойствах;
— дать детям понятие, почему при изменении температуре снег изменяет свои свойства.
Развивающая:
— развивать познавательные интересы;
— устойчивое внимание, наблюдательность;
— развивать речевую активность детей;
— развивать умение анализировать и высказывать свои выводы;
— развивать мышление.
Воспитывающая:
— формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитание любви к природе;
— вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Интеграция: речевое развитие, социализация, познание, здоровье.
Материалы:
Средства: сказочный герой - снеговик, материалы для эксперементирования (прозрачные стаканчики , пластмассовые ложки, тарелки, 3 контейнера, кусок марли), материал для исследования (снег, вода питьевая).
Ход образовательной деятельности
Организационный момент
-Здравствуйте
- Во что вы любите играть в группе (ответы детей).
- Разрешите посмотрю какие у Вас в группе есть игрушки?
Вместе с ребятами рассматривают группу и находят спрятанного снеговика и ведро со снегом, а в ведре ложки
-Ребята как Вы думаете зачем в ведре ложки? (ответы детей)
- Ребята снег можно есть? (ответы детей)
- Давайте нашему снеговичку расскажем, почему нельзя есть снег.
- Вместе со снеговиком отправимся в нашу лабораторию и расскажем ему, почему нельзя есть снег.
Дети идут к столам и садятся за стол.
Воспитатель дает детям по тарелке и раскладывает в каждую тарелку снег.
-Ребята давайте мы с вами согреем наши ручкит (дети трут рука об руку)
-А теперь давайте друг у друга потрогаем ручки (протягивают друг другу руки.
- Какие ручки? (Теплые)
- А сейчас давайте потрогаем щечки. Какие они? (Теплые)
-А теперь наши ручки опустим на снег.
- Какие ручки? (Холодные)
- А еще, какие ручки? (Мокрые)
-Ребята давайте скажем снеговику почему нельзя есть снег ( он холодный)
- Если снеговик, будет есть снег что произойдет (Он заболеет)
-А что у него заболит? (горло )
- Значит мы точно и уверенно можем сказать снеговику, снег нельзя есть, он заболеет.
- Ребята снеговик смотрит и удивляется.
- Почему у Вас в тарелках стало снега меньше?
- Во что снег превращается?
- Снеговику так интересно ребята.
- Почему снег стал превращаться в воду.
- Расскажем об этом нашему Снеговику?
- Для этого мы с вами отправимся на второй стол нашей лаборатории.
Дети встают вокруг стола, на котором стоят баночки с крышками разного цвета.
- Что у нс на столе (дети называют баночки с водичкой, ложечки,снег)
- Ребята у нас в контейнере волшебная вода.
- В одном контейнере холодная вода, во втором теплая, а в третьем горячая вода.
- Надо нам в каждый контейнер положить снег.
Дети кладут снег в контейнеры.
- Наш эксперимент дети требует времени.
- А пока мы давайте с Вами разомнемся, и отправился на наш волшебный ковер.
Физкультминутка
Встаньте дети все в кружок.
Выпал беленький снежок.
Снег, снег белый,белый снег
Засыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали
И по снегу побежали.
Не боимся мы пороши
Ловим мы снежок в ладоши.
Отпускаем мы снежинки.
Руки в стороны, по швам.
Снега хватит Вам и Нам.
- Ребята, а на чем мы сейчас с вами покатались? (на лыжах)
- А что ловили? (Снег)
-А в какие снежные игры вы любите играть?
-А на чем можно кататься зимой?
- Ребята волшебство наверно уже произошло, давайте посмотрим.
- Вы помните, что нам надо рассказать снеговику, в каком контейнере какая водичка спряталась.
- Как вы думаете, в каком контейнере, какая водичка спряталась? Руками контейнер трогать нельзя .
Дети определяют, где какая вода.
- Ребята давай те я вам подскажу.
- От чего тает наш снег (От тепла)
- Снег там быстрее растает, где горячая вода.
- Получается чем теплее, тем снег тает быстрее – Теперь снеговык знает, что снег тает от температуры.
- Ребята пока мы делали разминку, снеговик посмотрел на наш первый стол и
заметил, что наш снег превратился во что? (в воду)
Ребята садятся на свои места
- Снеговик говорит: Я хочу попить водичку из ваших тарелочек.
- Можно?
- Почему нельзя это же водичка? (ответы детей).
- Ребята, а какую можно пить воду. (ответы детей).
-Ребята посмотрите, какая вода? (грязная)
- Давайте докажем снеговику, что вода грязная, надо слить всю воду снежную в стакан.
-Наливаем в другой стакан питьевую воду.
- Какая вода? (чистая)
- Какую мы воду будим пить.
Процеживают воду через марлю и видят, что питьевая вода чистая, а из снега грязная.
Так что мы можем сказать снеговику какую можно пить воду.
Снеговик говорит, что он не будит больше пить воду из- под снега.
Ведь ребята доказали ему, что вода грязная.
- Ребята мы с вами узнали, что снег тает от тепла, а в группе у нас как? (тепло)
- Снеговик сделан из чего? (из снега)
- Снеговик у нас в тепле может растаять.
- Я пойду, отнесу снеговика на улицу, до свидания ребята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТРИЗ для дошкольников
ТРИЗ для дошкольников.Воспитатель НРМ ДОБУ ЦРР детский сад «Теремок» Решульская Ю.Ш. Он взрослых изводил вопросом «Почему»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/17/picture-840429-1479403867.jpg)
ТРИЗ для дошкольников- буклет
Игры на формирование основ системного мышления детей метод "Системный оператор"Игры на выделение надсистемных связейИгры на выделение подсистемных связейИгры по сравнению системы...
ТРИЗ для дошкольников
ТРИЗ для дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-930300-1498420873.jpg)
Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт" Конц...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/25/picture-930300-1498420873.jpg)
Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"
Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...