ТРИЗ для дошкольников
учебно-методический материал (средняя, старшая группа) на тему

Тупицына Елена Ивановна

    Что же даёт ТРИЗ-РТВ маленьким детям? У дошкольников развиваются умения классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира, формируются исследовательские навыки, развивается творческое воображение. В лавине информации, которая обрушится на них в школе, дети смогут учиться эффективнее за счёт умения работать с ней определёнными методами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rmo.doc51.5 КБ
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«В гости к коту Леопольду»

Провела воспитатель                                Тупицына Е И

г.Сергиев Посад

РМО  по  ФЭМП в средней группе «В гости к Коту Леопольду».

  Цель:  развивать умение различать и называть свойства предметов – по цвету,  по форме (круг, квадрат, треугольник, куб, шар), величине (длинный, короткий). 

 - Совершенствовать умение сравнивать предметы по признакам  величины;  соотносить их по цвету; отражать результаты сравнения в речи.

-Закреплять умение  отсчитывать предметы из большого количества; выкладывать определенное количество предметов в соответствии с заданным числом.

Задачи:

- формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, величина;

- закрепить умение различать и называть круг и квадрат, треугольник; куб, шар;

- обозначать результат сравнения словами «поровну, столько – сколько»;

- закрепить умение различать контрастные по величине предметы, используя слова «самая длинная», «самая короткая»;

Интеграция образовательных областей:

познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы.

Материал к занятию:

  1. Демонстрационный: карточки с геометрическими фигурами - геометрические фигуры разного цвета, разноцветные ленты разной длины;  цветной клубочек, диск с веселой музыкой,  
  2. Раздаточный - разноцветные шары и кубы, геометрические фигуры, мышата и сыр, карточки с двумя полосками на каждого ребенка.

Ход занятия

Психогимнастика

Ребята давайте возьмемся за руки и друг другу улыбнемся,

Дети:  Здравствуй, солнце золотое

    Здравствуй, небо голубое,

  Здравствуйте, сосны вековые,

   Здравствуйте, гости дорогие!

 Воспитатель. Ребята, сегодня я вас приглашаю в сказку где живет кот Леопольда

- Мы с вами смотрели мультфильм про кота Леопольда?   Какой  кот Леопольд? (добрый, веселый, смелый, нарядный, смешной, красивый, сильный, счастливый, прекрасный, улыбчивый, замечательный,  симпатичный правдивый…).   А какие любимые слова кота Леопольда? («Ребята, давайте жить дружно!»)

- Дорога в сказку будет не легкой, На нашем пути будут встречаться разные преграды,

   Много сказок есть на свете

    Всей душой их любят дети.

    Все хотят в них побывать

    И немного поиграть.

   Давайте  и мы с вами поиграем.

Игра «Определи по цвету и форме»

Я вам сейчас раздам геометрические фигуры, а вы найдите на карточках такие же по цвету и форме  геометрические фигуры

 (дети подбирают геометрические фигуры  по цвету и форме).

Опрос детей: Какую геометрическую фигуру ты нашел? Какого цвета?

- Молодцы. Мы с первым заданием справились. Задание выполнено и можно идти  дальше.

 Игра «Шарики и кубики»

(на полу раскиданы шары и кубики)

 Воспитатель: 

Ой, посмотрите, какой здесь беспорядок. Что здесь рассыпано? (кубики  и шары). Давайте наведем порядок. Мальчики собирают кубики, а девочки шары.

Опрос детей:

-Что у тебя в руке? (куб, шар).

- Какого цвета?

Кубы надо сложить в серое ведро, а шары - коричневое (дети собирают кубы и шары).

Молодцы, вы правильно выполнили задание

Игра «Игра с клубочком»

 Воспитатель: А это любимые клубочки кота Леопольда. Он очень любит с ними играть.

Давайте поиграем с этим клубочком. Кому я брошу клубочек, тот и отвечает.

- Кто больше: слон или мышка?

- Что выше: стол или стул?

- Сколько у тебя волос на голове? (много)

- Сколько иголок у ежа?

- Сколько у тебя носиков?

- Сколько солнц на небе?  (одно)

- Сколько хвостиков у кошки?

- Сколько у тебя хвостиков? (ни одного)

- Сколько у тебя носиков?

  - Потолок наверху, а пол…..(внизу)

- Луна наверху, а земля……(внизу) 

- Сколько у тебя лапок? (ни одной)

 -Сколько у тебя рук?

  -Сколько пальцев на одной руке?

  -Сколько у тебя глаз?

  -Сколько глаз у светофора?

 Молодцы. Клубочку понравилось с вами играть.

Физкультминутка:

Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихо сесть. (Выполняем движения по тексту.)

Дети садятся за столы

Ну вот - и мышки сразу прибежали.

- Ребята  возьмите одного мышонка и положите на верхнюю полоску с лева.

- Сколько у нас мышат на полоске?

- Сколько мышат было в мультфильме?

- Как нам получить число два? Что надо сделать?

- Правильно прибавить одного мышонка?

- Сколько Катя у тебя мышат на верхней полоске? А у тебя Лиля?

- Правильно два. Как мы получили число два?

К одному мышонку прибавил еще одного мышонка получили двух мышат.

-  Угостим их вкусным сыром?

-  А на нижнюю полоску с лева положите столько сыра сколько мышат?

. Посмотрите - всем мышатам хватило сыра?

- Сколько ты Лиза положила кусочков сыра?

- А ты Катя сколько сыра положила мышатам?

- Почему?

(Потому что у нас две мышки, и я положила два сыра. Потому что было задание  накормить мышат, а мышат два и сыра я положила два.)

Теперь мышат и  сыра поровну?

- Почему?

- Потому что у каждого мышонка кусочек сыра. (потому что у каждой мышки по одному кусочку сыра). Сколько мышат, столько и …сыра. Сколько сыра, столько и … мышат.

- Молодцы, вы и с этим заданием справились.

-Сейчас вы тихо выходите из-за стола. И подойдите ко мне.

   Игра «Короче, длиннее»

Воспитатель:  Посмотрите, ленточки одинаковой длины? - одни короче, другие длиннее.  

Опрос детей: Какая лента самая длинная? (зеленая) Какая лента самая короткая? (оранжевая) Правильно, молодцы. Покажи мне самую длинную ленточку, самую короткую.

Молодцы вы и с последним заданием справились.

Звучит музыка входит кот Леопольд,

Леопольд: Здравствуйте Ребята. Вы меня узнали? Да я кот Леопольд.

Ребята, а вы умеете дружить? Не обижаете друг друга? Нет? Какие вы молодцы! Всем детям, которые умеют дружить и дружно играть, я приготовил подарки.

Игра «Слушай музыку» (динамическая пауза)

    Ребята, давайте поиграем с этими лентами в интересную, танцевальную игру. Пока звучит музыка, можно танцевать и двигаться. Как только музыка прекратится, вы должны остановиться и не двигаться, пока снова не зазвучит музыка. Будьте внимательны, слушайте музыку (дети играют). Молодцы, вы были внимательны.

-Ребята у меня для вас еще есть подарки. Вот такие замечательные раскраски. Я их отдам воспитателю. До свидания  ребята.

Воспитатель: Ребята, у кого в гостях мы сегодня побывали? (в гостях у Леопольда).

- Что мы делали? (играли, танцевали, выполняли задания:  собрали кубы и шары находили, геометрические фигуры, угощали мышек сыром и др.)

- Что вам понравилась больше всего?

Мне очень понравилось, как вы играли.

«Интеграция образовательных областей в процессе формирования элементарных математических представлений дошкольников»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа - детский сад №2»

"Снег не для угощения - снег для развлечения".

Подготовила воспитатель

1 квалификационной категории

Тупицына Елена Ивановна

Тема занятия - "Снег не для угощения - снег для развлечения".

Направление - познавательное.

Цель занятия

- формирование представлений детей о снеге, его свойствах.

Задачи:

Обучающая:

— уточнить и расширить знания детей о снеге, его свойствах;  

— дать детям понятие, почему при изменении температуре снег изменяет свои свойства.

Развивающая:

 — развивать познавательные интересы;

— устойчивое внимание, наблюдательность;

— развивать речевую активность детей;

 — развивать умение анализировать и высказывать свои выводы;

— развивать мышление.

Воспитывающая:

— формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;

- воспитание любви к природе;

— вызвать радость от открытий, полученных из опытов.

Интеграция: речевое развитие, социализация, познание, здоровье.

Материалы:

Средства: сказочный герой - снеговик, материалы для эксперементирования (прозрачные  стаканчики , пластмассовые ложки, тарелки, 3 контейнера, кусок марли), материал для исследования (снег, вода питьевая).

Ход образовательной деятельности

Организационный момент

-Здравствуйте

-  Во что вы любите играть в группе (ответы детей).

-  Разрешите посмотрю какие у Вас в группе есть игрушки?

Вместе с ребятами рассматривают группу и находят спрятанного снеговика и ведро со снегом, а в ведре ложки

-Ребята как Вы думаете зачем в ведре ложки? (ответы детей)

- Ребята снег можно есть? (ответы детей)

- Давайте  нашему снеговичку расскажем, почему нельзя есть снег.

-  Вместе со снеговиком отправимся в нашу лабораторию и расскажем ему, почему нельзя есть снег.

 Дети идут к столам и садятся за стол.

Воспитатель дает детям по тарелке и раскладывает в каждую тарелку снег.

-Ребята давайте мы с вами согреем наши ручкит (дети трут рука об руку)

-А теперь давайте друг у друга потрогаем ручки (протягивают друг другу руки.

- Какие ручки? (Теплые)

- А сейчас давайте потрогаем щечки. Какие они? (Теплые)

-А теперь  наши ручки опустим на снег.

- Какие ручки? (Холодные)

- А еще, какие ручки? (Мокрые)

-Ребята давайте  скажем снеговику почему нельзя есть снег ( он холодный)

- Если снеговик, будет есть снег что произойдет (Он заболеет)

-А что у него заболит? (горло )

- Значит мы точно и уверенно можем сказать снеговику, снег нельзя есть, он заболеет.

- Ребята снеговик смотрит и удивляется.

- Почему у Вас в тарелках стало снега меньше?

- Во что  снег превращается?

- Снеговику так интересно ребята.

- Почему снег стал превращаться в воду.

- Расскажем об этом нашему Снеговику?

- Для этого мы с вами отправимся на второй стол нашей лаборатории.

Дети встают вокруг стола, на котором стоят баночки с крышками разного цвета.

- Что у нс на столе (дети называют баночки с водичкой, ложечки,снег)

- Ребята у нас в контейнере волшебная вода.

- В одном контейнере холодная вода, во втором теплая, а в третьем горячая вода.

- Надо нам в каждый контейнер положить снег.

Дети кладут снег в контейнеры.

- Наш эксперимент дети требует времени.

- А пока мы давайте с Вами разомнемся, и отправился на наш волшебный ковер.

Физкультминутка

Встаньте дети все в кружок.

Выпал беленький снежок.

Снег, снег белый,белый снег

Засыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали

И по снегу побежали.

Не боимся мы пороши

Ловим мы снежок в ладоши.

Отпускаем мы снежинки.

Руки в стороны, по швам.

Снега хватит Вам и Нам.

- Ребята, а на чем мы сейчас с вами покатались? (на лыжах)

- А что ловили?  (Снег)

-А в какие снежные игры вы любите играть?

-А на чем можно кататься зимой?

- Ребята волшебство наверно уже произошло, давайте посмотрим.

- Вы помните, что нам надо рассказать снеговику, в каком контейнере какая водичка спряталась.

- Как вы думаете, в каком контейнере, какая водичка спряталась? Руками контейнер трогать нельзя .

Дети определяют, где какая вода.

- Ребята давай те я вам подскажу.

- От чего тает наш снег (От тепла)

- Снег там быстрее растает, где горячая вода.

- Получается чем теплее, тем снег тает быстрее – Теперь снеговык  знает, что снег тает от температуры.

- Ребята пока мы делали разминку, снеговик посмотрел на наш первый стол и

заметил, что наш снег превратился во что? (в воду)

Ребята садятся  на свои места

- Снеговик говорит: Я хочу  попить  водичку из ваших тарелочек.

- Можно?

- Почему нельзя это же водичка? (ответы детей).

- Ребята, а какую можно пить воду. (ответы детей).

-Ребята посмотрите,  какая вода? (грязная)

- Давайте докажем снеговику, что вода грязная, надо слить всю воду снежную  в стакан.

-Наливаем в другой стакан питьевую воду.

- Какая вода? (чистая)

- Какую мы воду будим пить.

Процеживают воду через марлю и видят, что питьевая вода чистая, а из снега грязная.

Так что мы можем сказать снеговику какую можно пить воду.

Снеговик говорит, что он не будит больше пить воду из- под снега.

Ведь ребята доказали ему, что вода грязная.

- Ребята мы с вами узнали, что снег тает от тепла, а в группе у нас как? (тепло)

- Снеговик сделан из чего? (из снега)

- Снеговик у нас в тепле может растаять.

- Я пойду, отнесу снеговика на улицу, до свидания ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников.Воспитатель НРМ ДОБУ ЦРР детский сад «Теремок» Решульская Ю.Ш. Он взрослых изводил вопросом «Почему»....

Буклет для родителей "ТРИЗ для дошкольников"

Буклет для родителей "ТРИЗ  для дошкольников"...

ТРИЗ для дошкольников- буклет

Игры на формирование основ системного мышления детей метод "Системный оператор"Игры на выделение надсистемных связейИгры на выделение подсистемных связейИгры по сравнению системы...

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников...

Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Данный материал получил Диплом призера Шестого Всероссийского конкурса инновационных образовательных  технологий "Современная школа" научно-методического элекстронного журнала "Концепт" Конц...

Презентация НОД Авторское занятие из серии "Интегративные технологии ТРИЗ" для дошкольников "Как Ваня с ребятами чудо-инструмент искал"

Представлен практический опыт реализации инновационных ТРИЗ-технологий с театрализованным музыкальным участием родителей детей в непосредственной образовательной деятельности на материалах русск...

ТРИЗ для дошкольников

ТРИЗ для дошкольников...