НОД "Чукотский чум"
план-конспект занятия (старшая, подготовительная группа) на тему

Джаватова Мафизат Амрановна

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 592db3e69f054.docx27.96 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД       ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9 «КОСМОС»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ЛЮБЕРЦЫ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Непосредственно - образовательная деятельность в подготовительной  группе

«Чукотский  чум»

Подготовила и провела :Джаватова М.А.

Люберцы 2017г.

Тема: «Жилище ненцев – чум»

Возрастная группа: старшая, 5-7 лет

Форма совместной деятельности: Интегрированная НОД

Форма организации: групповая, индивидуальная

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Предварительная работа: Беседы, рассматривание альбомов, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, жилище северных народов.

        Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная,

        познавательно-исследовательская, продуктивная, художественная.

        Методы обучения:

        Проблемно-поисковый

        Наглядный ( показ наглядных иллюстраций)

       Словесный (беседа, рассказ, объяснение)

       Практический (игровая, продуктивная, трудовая, художественная    

деятельность)

       Учебно-методический комплект:

       Средства:

Наглядные-куклы в народных костюмах, иллюстрации, макет чума.

 

Литературные – стихи, загадка.

Оборудование –  куклы, конверт с полосками бумаги с изображением орнамента, цветные карандаши, альбомные листы.

Словарная работа: чум, войлок, сукно, брезент, шест, орнамент.

Цель: Способствовать расширению и углублению представлений детей о  быте, жизни коренных народов – ненцы. 

Задачи:

        Обучающие задачи:

Расширять знания детей о жилище и быте коренных жителей тундры - ненцев.

Познакомить детей с последовательностью сбора чума.

Закрепить знания детей через продуктивную деятельность – «Сбор чума»: как строится чум, что и где находится в чуме.

Дать представление об орнаменте.

       Развивающие задачи:

        Развивать познавательный интерес.

Расширять словарный запас детей.

        Развивать диалогическую речь.

Развивать творческие способности и мелкую моторику рук.  

        Воспитательные.

Воспитывать чувство толерантности по отношению коренным народностям Севера. 

Ход НОД

  1. Организационный момент.

Входит воспитатель в руках ненецкой куклой , здоровается с детьми.

К вам пришла я не одна,

Гостью к вам я принесла,

Будем вместе мы играть,

На вопросы отвечать.

- К нам пришла сегодня гостья, давайте встретим ее. (Дети здороваются  куклой).

- Ребята, наша гостья очень любит свой край. И хотела бы рассказать вам о нем.

-Ребята, живу я на далеком севере, коренные жители нашего края  – это ненцы, а жилище наше называется –чум. Строят его из оленьих шкур, зимой в нем тепло, а летом прохладно.

  1. Основная часть.

- Давайте посмотрим, какие бывают чумы, как их строят и что находиться внутри чума.

Детям предлагается просмотреть презентацию «Жилище ненцев – чум».

Презентация сопровождается рассказом воспитателя.

- Ставят чум быстро, по строго установленным правилам.                                     Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола.  

Главный элемент чума — шест. Их делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.

На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку.  Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее.

Верхней части чума находится дымовое отверстие.

Когда каркас готов, на него натягивали покрышки- шкуры, войлок, брезент.  

Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.

Форма конуса делает жилище устойчивым при метелях и сильных ветрах. Снег скатывается, не задерживаясь, поэтому при переезде на другое место чум можно разобрать без очистки.

Когда пастухи вместе со стадом оленей кочуют по тундре, то в местах, где большие и богатые пастбища, они делают временную остановку. Ставят чумы – свои жилища. Раскладывают костры. Вот такое место и называется – стойбище.  Место для стойбища люди выбирают там, где повыше чтобы  чумы издалека видны были.

Летом чума ставят на открытых местах рядом с водоемом. Чтобы вблизи был ягель, корм для оленей.

Чум - это переносное жилище северных народов - конической формы шатер, покрытый шкурами, корой, войлоком, брезентом.

- Послушайте загадку про чум.

В доме лишь одна стена,

Очень круглая она

До того она кругла –

Ни единого угла.

Чтобы жилище всегда было тёплым, около входа в чум складываются дрова. Женщины собирают дрова для очага, колют их, сушат у входа и разжигает огонь.

Из мебели в чуме - низкий столик высотой 20 сантиметров, за которым едят.

Вещи в чумах хранят в мешках разных размеров из оленьих шкур.

Для перевозки деталей чума необходимо восемь грузовых нарт.

Основная деятельность ненцев–это оленеводство, рыболовство, охота.

- Ребята, а давайте поиграем.

Физминутка «У оленя дом большой».

У оленя (руки вверх к голове, как рога оленя)
Дом большой (руки над головой «домиком»)
Он глядит (правую руку над глазами)
В своё окошко (двумя руками сначала вертикально, потом горизонтально изображается окно)
Заяц (ладони к голове, как уши зайца)
по лесу бежит (руки сжать в кулаках, локти согнуть, изобразить бег)
В дверь к нему стичится: (кулаком «посутчаться»)
«Стук-стук
Дверь открой (изобразить, как открывается дверь)
Там в лесу (показать большим пальцем назад через плечо)
Охотник злой!» (сердитое лицо)
«Заяц, заяц, забегай (опять изобразить зайца)
Лапу мне давай!» (подать руку)

  1. Продуктивная деятельность

- Ребята, наша гостья к нам пришла с подарком, она принесла всё, что необходимо для строительства чума. Конечно  он будет не такой большой как настоящий, но зато вы сможете его сами собрать. Хотите?

- Дети вместе с воспитателем строят чум.

- Вот и готов наш чум.

- Хороший чум у нас получился.

- Теперь каждый из вас знает, как строят чум ненцы.

- Но посмотрите, у нас еще  есть конверт.

- Посмотрим, что там?

Воспитатель достаёт из конверта полоски бумаги с изображением орнамента.

- Ребята, что это такое? (Орнамент, узор).

- Правильно это ненецкий орнамент.

- Для чего его используют? (Для украшения одежды, обуви, сумочек).

- Орнаментом ненцы украшают даже свои чумы, чтобы они были красивые. И мы тоже можем украсить свой чум.

Воспитатель раздаёт детям полоски с изображение орнамента и просит его раскрасить, чтобы потом украсить чум, который построили.

Дети украшают чум орнаментом.

  1. Итог.

- Ребята, что вы сегодня интересного и нового узнали из нашей беседы?

- Что вам больше всего понравилось?

- Ребята, а давайте попросим нашу гостю погостить  у нас в группе пожить в чуме, который мы построили.