Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия игровой деятельности в ДОУ»
материал на тему

Овчинникова Екатерина Викторовна

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия игровой деятельности в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usloviya_grovoy_deyatelnosti_v_dou.doklad_k_ped.sovetu.docx43.56 КБ

Предварительный просмотр:

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность ловкость и т.д.

В настоящее время общепринято, что игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Также общепринято, что в игре формируются знания о явлениях общественной жизни о действиях и взаимоотношениях взрослых. Все мы осознаем тот факт, что развитие детей в дошкольных учреждениях неэффективно вне игры. И, тем не менее, наблюдение за детьми показали, что игра «уходит» из детского сада. Дети практически не играют. В чем же причина?

1. У детей мало впечатлений эмоций, праздников без которых невозможно развитие игры. Большинство впечатлений дети получают, из телевизионных передач, качество которых оставляет желать лучшего.

2. Игра – отображение жизни взрослых людей, играя ребенок, подражает им. Усложнилось производство, стал непонятным и недоступным труд взрослых, многие дошкольники не знают где и кем работают их родители, кто они по профессии. Родители не могут внятно объяснить, чем они занимаются.

3. Не играют взрослые. Игре невозможно научить иначе, чем играя вместе с ребенком.

В группе раннего возраста игра как деятельность находиться в периоде становления, дети еще только обучаются игровым действиям. Большое внимание уделяется сенсорному воспитанию, для игр используются крупные, яркие игрушки, пирамидки кубики матрешки, кубы. Воспитатели в совместной игре учат их действовать с предметами, игрушками, объединять их несложными сюжетами.

Во второй младшей группе продолжается формирование и развитие игровых навыков. Воспитатели способствуют возникновению игр на темы наблюдений из окружающей жизни, литературных произведений, учат ролевым взаимодействиям сюжетах с 2-3 действующими лицами. В группах созданы игровые уголки «Семья», «Магазин», «Больница», "Парикмахерская», «Транспортные игрушки», «Строительные наборы, « Музыкальный уголок».

В средней группе уже не нужны четко выраженные игровые зоны. Одни и те же атрибуты могут быть использованы для игр «Аптека» и «Больница», обогащается содержание игровых зон. Например, если в младшей группе был продуктовый магазин, то в средней появляется магазин одежды. Важно что бы у детей был бросовый материал, из которого они могли бы создавать атрибуты для игр они хранятся в отдельной коробке, дети хорошо знают, где их взять.

В старшей и подготовительной группе также выделены различные игровые зоны . Все атрибуты помещаются в красивых коробках, помечаются специальными условными обозначениями. Дети сами выбирают нужные атрибуты в соответствии с замыслом игры.

При создании предметно-развивающей среды для игр важно помнить. Что игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях. Во время экскурсий в магазин, школу, библиотеку, во время наблюдения за работой продавца, повара, дворника, при чтении художественной литературы.

Предлагать детям для рассматривания различные альбомы, картинки из серии «Кем быть», «Мы играем», «Транспорт», «Семья».

Все дети очень любят слушать сказки, а потом их показывать. Поэтому в детском саду обязательно должен быть уголок драматизации сказки, куда входят разные игрушки. Настольный театр, кукольный театр, теневой театр, «би-ба-бо».

Все это способствует созданию условий для успешной организации игровой деятельности детей.

Вместе со вступлением в силу нового закона «Об образовании РФ» (от 29. 12. 2012 года), для всех дошкольных учреждений стал актуален новейший ФГОС дошкольного образования – федеральный государственный образовательный стандарт, который вступил в силу с 1 сентября 2013 года. В Российской Федерации дошкольное образования впервые стало официально признанным полноценным уровнем непрерывного общего образования. Согласно требований ФГОС, развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть содержательно — насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Организация самостоятельной деятельности детей в ДОУ, в том числе и игровой, основывается на следующих принципах:

принцип — учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников

принцип — взаимодействие ДОУ и семьи

принцип — создание оптимальных условий для свободной самостоятельной деятельности детей

принцип — организация самостоятельной игровой деятельности, может быть организована индивидуально (что характерно для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а также в группе сверстников (для детей старшего дошкольного возраста.

принцип – посильный. Самостоятельная игровая деятельность должна соответствовать зоне актуального развития самого слабого и зоне ближайшего развития самого сильного в группе ребенка, учитывать «Зону ближайшего развития» каждого дошкольника.

принцип — поощрения (за успешное выполнение игровых действий, за проявленное волевого усилия, умения организовать игру).

ИГРА — одно из наиболее ценных новообразований дошкольного возраста. Играя, ребенок свободно и с удовольствием осваивает мир взрослых, творчески преобразовывая его, учится понимать правила и нормы поведения в обществе. Развитие свободной игровой деятельности требует поддержки со стороны педагогов. При этом роль взрослого в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации. Воспитатель может выступать в игре, как в роли активного участника, так и в роли внимательного наблюдателя. При построении предметно – пространственной среды педагогидолжны руководствоваться следующими принципами: открытости, гибкого зонирования, стабильности – динамичности, полифункциональности, гендерного подхода.

Свободная самостоятельная деятельность детей – одна из основных моделей организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.

В научной педагогической литературе существуют разные точки зрения на определение понятия «самостоятельность»:

Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основе своих взглядов и убеждений.

Это общая характеристика регуляции (управление) личностью своей деятельности, отношений и поведения.

Это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленный цели, а так же способствовать проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Субъектами организации самостоятельной игровой деятельности детей выступают: воспитатели, младшие воспитатели, учитель – логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель,педагог- психолог, родители.

С целью развития свободной игровой деятельности дошкольников педагоги должны : — создать в течение дня условия для самостоятельной игры детей; — определить игровые ситуации, в которых детям нужна помощь; — наблюдать за играющими детьми и стараться понять, какие именно события дня отражаются в игре; -отмечать детей с развитой игровой деятельностью и тех, у кого игра развита слабо;

- косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагают новые идеи или способы реализации детских идей). Игровая среда, которую организуют  воспитатели, стимулирует детскую активность. С этой целью педагоги должны постоянно обновлять игровые уголки в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование в группах должно быть разнообразное, и легко трансформируемое. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Всё игровое пространство в группах должно быть поделено на игровые зоны, которые расположены так, чтобы дети имели возможность свободно заниматься различными видами деятельности, не мешать друг другу, играя одновременно, нескольким группам. Игры в группах делятся на: творческие, игры с правилами, народные. Творческие в свою очередь делятся на: сюжетно-ролевые; театрализованные; конструкторские. В  детском саду для развития свободной игровой деятельности дошкольников в каждой группе должны быть созданы специально-организованные зоны. Принцип зонирования и гендерного подхода учитывают интересы как девочек, так и мальчиков. В зонах сюжетно-ролевых игр должно находиться большое количество игровой атрибутики для любимых детьми игр, таких как: «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Гараж».

Цель: учить детей брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры, формировать игровые умения, развитые культурные формы игры, развитие самостоятельности, инициативы, творчества, познавательной активности, коммуникативных навыков и потребностей в общении со сверстниками, расширение кругозора дошкольников.

Зоны строительно-конструктивных игр оснащенные кубиками, крупным и мелким строительным материалом, который находится в контейнерах и на специальных этажерках.

Цель: активизировать дошкольников на разные виды строительства, содействовать приобретению конструкторских навыков, привлекать к трудовой деятельности, знакомить с профессиями.

Строительно-конструктивные зоны — любимое место мальчиков.

В зонах театрализованных игр располагаются различные настольные и кукольные театры.

Цель: развития у детей ролевых действий, артистических и творческих способностей, умения перевоплощаться.

В театрализованных играх дети раскрываются, становятся уверенными и активными.

Зоны дидактических игр содержат большое количество умных развивающих игр, таких как: «Четвертый лишний», «Чего не стало», «Найди отличия», «Закономерности», «Последовательность», «Найди предмет, как в образце», «Что получиться при наложении фигур» «Что такое хорошо и что такое плохо», «Что к чему», «Ассоциации», «Все профессии важны», «О чем речь?», «Вопрос ребром» и др.

Цель: способствовать развитию умственных способностей детей, усвоение определенных правил, без которых деятельность приобретает стихийный характер.

Зоны художественного творчества и литературы оснащены альбомами, гуашью, мелками, пластилином, цветной бумагой, трафаретами, различными раскрасками. На подставках размещены книги, рекомендованные для чтения детям в соответствии с возрастом каждой группы, портреты писателей, а также любимые детские книги.

Цель: развитие продуктивной деятельности детей.

В свободное время дети с удовольствием играют в этой зоне и творят свои шедевры.

Музыкальные зоны. В них находятся детские музыкальные инструменты: барабан, металлофон, бубен, саксофоны, маракасы, колокольчики, микрофон.

Цель: развитие у детей интереса к музыке, ознакомление с различными музыкальными инструментами.

Для развития свободной игровой деятельности дошкольников должна быть создана предметно-пространственная среда и на групповых участках, каждый из которых имеет свою неповторимость и уникальность.

Свободная игровая деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать либо со сверстниками, либо индивидуально. Специально организованные воспитателями условия необходимые для успешной самостоятельной деятельности воспитанников, направлены на решение задач, связанных с интересами других людей (их эмоциональное благополучие, помощь ближнему и т.п.). Педагог подводит детей к созданию таких игровых ситуации, в которых проявляется не только простое воспроизведение имеющейся у дошкольников информации, но и организаторские способности, их познавательная активность. Стимулировать детскую познавательную активность, педагог может:

регулярно предлагая детям вопросы, требующие мышления, в том числе—проблемно-противоречивые ситуации, на которые могут быть даны разные ответы;

обеспечивая в ходе обсуждения атмосферу поддержки и принятия;

позволяя детям определиться с решением в ходе игры той или иной ситуации;

организовывая обсуждения с детьми игровых действий, сюжетов, в которых они могут высказывать разные точки зрения по одному и тому же вопросу или выхода из какой-либо проблемной ситуации, возникшей в ходе свободной игры. Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей. К концу дошкольного возраста дети должны уметь проявлять инициативу в разных видах деятельности, в том числе и в самостоятельной игровой, самореализовываться в избранной роли, иметь положительную оценку себя и мира, а также себя в этом в мире, сопереживать и сочувствовать другому, обладать навыками регулирования себя и своих поступков, уметь высказывать свою точку зрения, формировать алгоритм собственных игровых действий.

В дошкольном учреждении обстановка всех помещений служит одной задаче — воспитанию и развитию ребенка в коллективе. Создание такой благоприятной обстановки — большое искусство, включающее в себя разумную и красивую организацию пространства и его элементов.         Благодаря методическим рекомендациям и педагогики в целом прекрасно происходит развитие познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память; формируется информационная база, ориентировочная основа психики, а это надежный фундамент для учебной деятельности, следующей ступени развития дошкольников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педагогическом совете на тему: «Интеграция двигательной, игровой и познавательно-исследовательской деятельности на физкультуре в условиях ФГОС ДО»

    Согласно принципу интеграции, физическое развитие детей осуществляется не только в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений, занятий, но и при организации...

Выступление на педагогическом совете на тему "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"

Выступление на педагогическом совете на тему: "Влияние игровой деятельности на коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста"...

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»

Доклад к педагогическому совету на тему: «Условия организации сюжетно - ролевой игры, игры-драматизации со строительным материалом на современном этапе»...

Выступление на Педагогическом Совете на тему «Развитие игровой деятельности, как основы социального развития ребенка в условиях ФГОС ДО»

В презентации отражается развитие игровой деятельности, как основы социальногго развития ребенка в условиях ФГОС ДО....

Выступление на педагогическом совете на тему: "Особенности игровой деятельности детей раннего дошкольного возраста"

Игра – один из тех видов деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям, способам и средствам общения. В игре у ребенка формируются...

Доклад к педагогическому совету на тему :" Развитие игровой деятельности ДОУ"

Повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, как основного вида деятельности детей, в условиях реализации ФГОС...