Проект по окружающему миру (средняя группа) "Волшебница вода"
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Степанова Юлия Сергеевна

Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_1015_sp.docx_2.docx44.84 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ 1015 СП № 3

Проект по экологии в средней группе «Волшебница вода»

Воспитатели:

Марфунина Т.В.

Степанова Ю.С

2017 г.

Введение:

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь.»

Антуан де Сент-Экзюпери

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества. Прогрессирующее ухудшение здоровья взрослых и детей способствуют различные загрязнения почвы, воды и воздуха, в результате чего люди питаются недоброкачественными продуктами, пьют плохую воду, дышат воздухом с большой примесью выхлопных газов. Если мы научим детей с самого раннего возраста бережно относится к природе, если мы будем своим личным примером демонстрировать своё правильное поведение и отношение к объектам природы, то можно будет надеяться, что эти росточки доброты, заложенные в раннем детстве обязательно вырастут в могучие деревья, крепко привязанные к своей Родине. И это новое поколение будет экологически грамотным, здоровым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно. Исходя из этого, мы решили уточнить с детьми представление о том, что вода - очень ценный продукт. Она нужна всем живым существам: растениям, животным, человеку. Люди используют воду для приготовления пищи, питья, мытья рук, тела, вещей, помещения, для стирки белья, для полива растений. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, в частности, научить детей бережно и экономно относиться к воде. Обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного.

Огромную роль играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, а также и в уголках природы дошкольного учреждения. Детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира.

Данный проект направлен на исследование объекта ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день – исследование воды.

 

План реализации проекта :

Реализация проекта «Волшебница вода» с воспитанниками ДОУ и родителями предусматривает три этапа:

I этап- подготовительный;

II этап- основной;

III этап- заключительный;

Тип проекта: исследовательско- творческий.

Вид проекта: долгосрочный, групповой.

Возраст детей: 4-5 лет.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта: октябрь 2017 – май 2018 г.

Проблема:

 Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.

Цель:

Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, то есть воспитание эмоционально- нравственного отношения к воде как одному из источников жизни на Земле.

Задачи:

  • Систематизировать и расширять представления детей о воде и о свойствах воды (вкус, цвет, запах). Уточнить значение ее для всего живого. Развивать мышление и речь детей.
  • Способствовать формированию позитивного отношения к воде (познавательного, бережного, созидательного).
  • Сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Развивать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между объектами и явлениями природы.
  • Воспитывать экологически грамотное поведение по отношению к воде в быту и в природе.
  • Формировать бережное отношение к своему здоровью.
  • Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

Этапы реализации:

I этап - подготовительный (сентябрь 2017 г.)

  • Обсуждение цели и задачи проекта. Подбор литературы и материалов для реализации проекта. Сбор и разработка методических материалов по проблеме проекта

II этап - основной (октябрь 2017 г. - март 2018г.)

  • Проведение занятий, опытов, экспериментов, бесед, чтение рассказов и сказок познавательного характера, наблюдения, дидактические и подвижные игры.

III этап - заключительный (апрель 2017г.- май 2018г.)

  • Оформление результатов проекта в виде презентации. Проведение досуга «Что мы знаем о воде». Подведение итогов.

Содержание работы в процессе реализации проекта:

  1. Познавательная деятельность:
  • Формирование целостной картины мира. Экологическое воспитание.
  • Опыты, эксперименты.
  • Беседы.
  • Рассматривание иллюстраций.
  • Наблюдения в природе.
  • Труд.
  1. Игровая деятельность
  • Дидактические игры.
  • Словесные игры.
  • Подвижные игры.
  • Упражнения и развитие мелкой моторики рук
  1. Художественное творчество:
  • Рисование
  • Лепка
  • Аппликация
  • Музыка.
  1. Работа с родителями

Конкретные ожидаемые результаты:

  • Расширение кругозора детей
  • Развитие исследовательских умений
  • Развитие любознательности, мышления, речи и творческих способностей
  • Воспитание экологической культуры

I этап:

  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
  • Подбор библиотеки,  аудио и видеотеки
  • Оформление природного уголка по теме проекта
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
  • Изготовление панно «Кому нужна вода»

II этап:

Наблюдения:

  • «Вода вокруг нас»
  • «Снег кружится»
  • «Снег и птицы»
  • «Следы на снегу»
  • «Сосульки на крыше»
  • «Гололед»
  • «Морозные узоры на окне»

Познавательная деятельность:

  • НОД «Вода в жизни человека»
  • НОД «Обитатели водоемов»
  • НОД «Вода и её превращения»
  • НОД «О связи живой и неживой природы»
  • НОД «Мы изучаем воду»

Художественное творчество:

  • Рисование «Повисли с крыш сосульки - льдинки»;
  • Рисование «Рыбки плавают в реке»
  • Аппликация: «Рыбки плавают в аквариуме»
  • Аппликация «Ледоход на реке»
  •  Аппликация : «Снеговик»;
  • Аппликация :Тучи по небу бежали
  •  Лепка: «Речные рыбки»;
  •  Конструирование из бумаги: «Снежинки».
  • Прослушивание и разучивание песенок о воде, дожде, водоёмах, аудиозаписей mp3 из цикла “Звуки природы”: “Шум моря”, “Прибой”, “Музыка дождя”, “Гром”, “Звонкий ручей”;

Работа с родителями:

  • Введение в тему проекта: рекомендации родителям по ознакомлению детей с водой;
  • Привлечение родителей к оформлению уголка по теме проекта;
  • Рекомендации родителям посетить с детьми водоемы, рассказать о водоемах ребенку;
  • Консультация для родителей «Вода важна для организма» (о соблюдении питьевого режима, закаливании).

Беседы, рассказы:

  • «Куда бежит река»
  • «Водоемы»
  • «Что мы знаем о воде»
  • «Важность воды для всех живых организмов»
  • «Что такое осадки»
  • «Интересные факты о воде»
  • «Загрязнение воды и как этого избежать»
  • «Бережем воду вместе»

Опытно – экспериментальная деятельность:

  • «Вода, бывает теплой, холодной, горячей»
  •  «Вода прозрачная»
  • «Очищение воды»
  •  «Вода – это жидкость»
  •  «Вода меняет цвет»
  • «Вода – растворитель»
  •  «Лед»
  • «Круговорот воды в природе»
  • «Мыльные пузыри»
  • «Куда спряталась вода»
  • «Плавает – тонет»
  • «Снег и лед. Цветные льдинки

Игровая деятельность

Подвижные игры:

  • «Ручеек»
  • «Караси и щука»
  • «Море волнуется»
  • «Тучка по небу ходила»
  • «Снежки»
  • «Лягушки и цапля»

Дидактические игры:

  • «Какой бывает вода?»
  • «Собери картинку»
  • «Доскажи словечко»
  • «Кто больше назовет»
  • «Потому что…»
  • «Кому нужна вода, а кому полянка»
  • «Небо. Земля. Вода»

Сюжетно – ролевые игры:

  • «Моряки»
  • «Пароход»
  • «Морское путешествие»
  • Чтение художественной литературы

Рассказы и сказки:

  •  «Родник» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
  • «Великан и голубое озеро» Т. А. Шорыгина («Зеленые сказки. Экология для малышей»);
  •  «Жила-была река» Н. А. Рыжова (экологическая сказка);
  •  Королева – вода Н.А. Рыжова (экологическая сказка);
  • «Что случилось с рекой?» Б. Заходер;
  •  «Сказка о ручейке» Эстер Адам;
  1. Стихотворения:
  • «Речка» Э.Мошковская
  • «Я по воде могу ходить» С. Олегова;
  •  «Ручеек и речка» С. Олегова;
  • «Что может быть в прозрачной капельке воды?» С. Олегова;
  • «Берегите воду» С. Олегова;
  • «Разговор» С. Погореловский;
  • «Ручеек» Т. Жиброва;
  • «Дождик» В. Минькова;
  • «Какой дождь» О. Григорьев;
  •  «Снежок и Алешка» Е. Андреева
  • «Сколько я знаю дождей» А. Тараскин.

Загадки, половицы и поговорки о воде

III этап :

  • Показ открытого итогового занятия «Мы изучаем воду»
  • Выставка детских работ по проекту;
  • Оформление уголка – выставки для детей и родителей «Волшебница вода»;
  • Оформление презентации (фото – отчет) о проделанной работе.
  •  Проведение досуга «Что мы знаем о воде»

Перспективное планирование по проекту «Волшебница вода» в средней группе.

№ п/п

 Месяц

Содержание работы

Цели и задачи

1 неделя-4 неделя

Сентябрь

  • Определение направленности проекта, целей и задач;
  • Подбор загадок, сказок, стихотворений, рассказов по теме проекта.
  • Подбор библиотеки,  аудио и видеотеки
  • Оформление природного уголка по теме проекта
  • Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

1 неделя

Октябрь

Ознакомление с окружающим:  «Вода в жизни человека»

Сформировать у детей знания о значении воды в жизни человека

Воспитывать социальные навыки (умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать свою правоту).

Развить интерес к природе.

2 неделя

Октябрь

Опытно – экспериментальная деятельность: «Вода бывает горячая, холодная, теплая»

Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать умение детей планировать свою деятельность, делать выводы; закреплять культурно –гигиенические выводы, воспитывать аккуратность при работе с водой.

3 неделя

Октябрь

Рисование : «Дождь»

Вызывать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе на красоту окружающего мира.

учить рисовать дождь пипеткой, равномерно распределяя капли воды по поверхности альбомного листа.

4 неделя

Октябрь

Ознакомление с художественной литературой: «Какой дождь» О. Григорьев;

Продолжать учить детей эмоционально воспринимать образную основу поэтических произведений

1 неделя

Ноябрь

Беседа «Водоемы»

Расширить знания детей знаний о воде и видах водоемов; познакомить детей с особенностями водоемов, их обитателями

2 неделя

Ноябрь

Лепка «Рыбки»

Развивать мелкую моторику;

 Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с

Пластилином;

Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность;

Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание,

отщипывание от целого куска пластилина;

Закрепить знания детей о рыбах, частях ее тела.

3 неделя

Ноябрь

Рисование «Рыбки плавают в реке»

Учить рисовать силуэт рыбы, водоросли, песок и камушки, используя прием рисования всем ворсом кисти. Развивать умение при передаче сюжета располагать изображение на всей поверхности листа бумаги.Развивать чувство цвета.

4 неделя

Ноябрь

Опытно – экспериментальная деятельность: «Прозрачная вода»

Выявить свойства воды (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес)

1неделя

Декабрь

Развитие речи: «Вода вокруг нас»

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, показать, где в каком виде существует вода в  окружающей среде.

Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме занятия;

развивать связную речь;

формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе;

2 неделя

Декабрь

Аппликация «Рыбки плавают в аквариуме»

 Развивать цветовое восприятие;

Развивать у детей чувство композиции, учить располагать фигурки на листе, группируя их вместе или одна за другой;

Закреплять приемы аккуратного наклеивания, дополнять аппликативное изображение графическим (дорисовывать чешуйки, глаза);

Продолжать развивать умение рассматривать и оценивать созданные изображения

3 неделя

Декабрь

Опытно – экспериментальная деятельность:

 «Играем с красками», «Разноцветные льдинки»

Познакомить с растворением краски в воде;

Развивать наблюдательность, воспитывать аккуратность при работе  с водой;

Продолжать знакомить со свойствами воды в жидком и твердом состояниях; показать, как цветная вода превращается в цветной лед.

4 неделя

Декабрь

Дидактическая игра: «Кому нужна вода, а кому полянка»

Закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому (человеку, животным, насекомым, растениям);

- развивать связную речь;

- развивать логическое мышление, память, воображение.

1 неделя

Январь

Ознакомление с окружающим: «Круговорот воды в природе»

Расширить  знания детей о значении воды в жизни человека:

  • Круговорот воды в природе;
  • Источники питьевой воды

Прививать бережное отношение к воде;

Активизировать и обогощать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия

2 неделя

Январь

Беседа

«Что такое осадки»

Обобщить и систематизировать представление детей  об осадках ; выявить причины образования различных видов осадков

3 неделя

Январь

Наблюдение за снегом

 Продолжать закреплять знания об особенностях зимы, как времени года; закрепить знания о разнообразных состояниях воды: жидкое, твердое, газообразное; формировать реалистическое понимание неживой природы; вызывать интерес к исследовательской деятельности; обогащать словарный запас; развитие речи; прививать детям любовь к природе.

4 неделя

Январь

Конструирование из бумаги: «Снежинка»

Уточнить и расширить представления о снежинке.

Развивать наблюдательность, интерес к изучению природы.

Учить мастерить поделки из бумаги, используя известные приемы складывания, закреплять умения и навыки складывания квадрата.

Продолжать учить использовать в работе пооперационные карты.

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитывать аккуратность.

1 неделя

Февраль

Рисование : «Снежинка»

Формировать  умения рисовать кистью, проводя линии в одном направлении (сверху вниз, слева направо, ритмично наносить узкие мазки, штрихи концом ворса кисти;

Вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы;

Развивать воображение;

Воспитывать умение видеть красоту снежинки, любоваться ею;

Учить рисовать снежинку.

2 неделя

Февраль

ФЭМП : «Путешествие в подводное царство».

способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи;

-развивать логическое мышление, воображение, смекалку, зрительную память;

-закрепить умения сравнивать предметы по высоте, ширине, их месторасположение

3 неделя

Февраль

Опытно – экспериментальная деятельность:

«Лед легче воды»

Вызвать интерес к данному опыту, дать понять , что лед легче воды, поэтому он держится на поверхности и не тонет; развивать любознательность, усидчивость; воспитывать аккуратность при работе с водой.

Словарь : тонет- не тонет, тает.

4 неделя

Февраль

Развитие речи:

Зучивание стихотворения «Снежинка»

Учить детей внимательно слушать воспитателя, рассказывать стихотворение с выражением. Закреплять знания детей о снеге (снежинках)

1 неделя

Март

Аппликация «Ледоход»

Продолжать учить детей выполнять обрывную аппликацию. Учить создавать несложную сюжетную композицию. Учить детей описывать изображенное на картине, познакомить с природным явлением «ледоход».

Развивающая-развивать творческое воображение, умения детей создавать композицию.

Воспитательная–вызывать чувство радости при создании аппликации.

2 неделя

Март

Беседы:

«Загрязнение воды и как этого избежать»

Раскрыть основные источники и последствия загрязнения воды, меры по охране ее чистоты;

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представления об охране водных ресурсов.

3 неделя

Март

Наблюдения за сосульками

Развивать кругозор, знакомить с природными явлениями, воспитывать интерес к весенним наблюдениям.

4 неделя

Март

Рисование «Повисли с крыш сосульки – льдинки»;

Вызвать интерес к рисованию красками,

продолжать формировать умение рисовать разные линии: прямые вертикальные, отрывистые, -  и подводить детей к рисованию предметов округлой формы;

стимулировать самостоятельный выбор детьми материала для рисования;

поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами;

создавать условия для того, чтобы каждый ребёнок мог изобразить то, что для него интересно и эмоционально значимо;

закреплять знание синего цвета;

формировать представления о правилах  сохранения своего здоровья весной;

расширять кругозор детей о приметах весны.

1 неделя

Апрель

Сюжетно-ролевая игра «Моряки»

Развитие у детей социальных навыков:

Умения договариваться, распределять роли, находить адекватный выход из конфликтной ситуации;

Расширить знания о морских профессиях

2 неделя

Апрель

Опытно – экспериментальная деятельность: «Вода растворитель»

Продолжать  знакомить детей со свойствами воды и качеством воды; Развивать наблюдательность, усидчивость; учить соблюдать правила безопасности при работе с водой; активизировать словарь: песок, сахарный песок, растворяется, не растворяется, перемешали.

3 неделя

Апрель

Ознакомление с художественной литературой: «Б.Заходер Что случилось с рекой»

Продолжать знакомить детей с грамотным  поведением  в быту;

формировать умения детей экономно использовать воду;

понимать необходимость такого отношения к воде как к природному ресурсу.

4 неделя

Апрель

Ознакомление с окружающим «Кто живет в реке»

Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность к жизни именно в водной среде, разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

1 неделя

Май

Опытно – экспериментальная деятельность: «Вода принимает форму»

Выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она налита

2 неделя

Май

Подвижные игры:

Ручеек; Караси и щука

Развивать быстроту реакции, двигательную активность детей

3 неделя

Май

Беседа:

«Важность воды для всех живых организмов»

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для всех живых организмов (растений, животных, человек и т.д.)

4 неделя

Май

Проведение итогового занятия : «Мы изучаем воду»

Закрепить представления детей об основных свойствах воды:

прозрачность; вода меняет цвет; вода может быть растворителем, вода жидкая и не имеет формы.

развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

 закреплять умение работать с прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;

развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

активизировать и обогащать словарь детей, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;

стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

 воспитывать бережное отношение к воде.

воспитывать умение работать в коллективе, договариваться..