Программа педагога-психолога
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МАДОУ № 234

На 2017-2018 год

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog-psiholog.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 234 "Детский сад комбинированного вида»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

МАДОУ № 234

На 2017-2018 год

                     Составитель:

                                                                                                      Попова С.Ю

2017

Содержание

Ι.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка………………….……….……………………….…4

1.1.1.  Цель и задачи Программы………….…...………………………………..6

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.………….…..…...7

1.1.3. Значимые характеристики для реализации Программы …… …….…...8

1.2 Планируемые результаты освоения Программы……………..……………16

ΙΙ.Содержательный раздел

2.1 Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ№234 (по 5 образовательным областеям)……………......…………………………….……………………...…19

2.1.2. Основные направления деятельности педагога-психолог….….…...…..22

2.2.  Вариативные формы, способы, методы и средства реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей……...…27

2.3. Образовательная деятельность разных видов и культурных практик......33

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы… ………...….36

2.5. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников…………………………………………… ………….……….....39

2.6 Иные характеристики содержания Программы ….…………………...…..42

ΙΙΙ. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы………..…… ………51

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания ………………………………………………………………...……..53

3.3. Режим дня……………………...…………………………………………….54

Приложения

Приложение 1. Перспективный план деятельности педагога - психолога МАДОУ №234 на 2017 - 2018 учебный год……………..……… …………....56

Приложение 2. План работы на год ……………………………………….…...58

Приложение 3. КАРТА усвоения дошкольниками социальных норм и правил………………………         ………………………………………………61

Приложение 5. Комплекс диагностических методик………...……………….62

Приложение 6. Программа коррекционно-развивающей работы педагога-психолога…...…………………………………………………………………….72

Ι.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Психологическое сопровождение, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Закон РФ «Об образовании» и приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» внесли значительные коррективы в сложившееся представление работников системы дошкольного образования о программном обеспечении деятельности ДОУ.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач работы детского сада. Психологическое сопровождение выступает важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду и рассматривается как необходимое условие формирования у дошкольников психофизических, интеллектуальных и личностных качеств.

Рабочая программа к планированию системы мероприятий игровых сеансов для групп детей 5-7(8) летнего возраста дошкольного образования составлена на основе:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам «Образовательным программам дошкольного образования»
  2. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 (с изменениями на 27 августа 2015 года) «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
  3. Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  4. Конвенция о правах ребенка
  5. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения МАДОУ №234.
  6. Программы Куражева Н.Ю, Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. «Цветик –Семицветик». «Приключения будущих первоклассников». Одобрена Министерством образования РФ, как программа комплексного сопровождения психического развития детей дошкольного возраста. Рекомендована к использованию в работе психолога с детьми в рамках дошкольных образовательных учреждений.  
  7. Пазухина И.А.  «Давай познакомимся!» Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников

Программа построена таким образом, что содержание материала можно использовать в индивидуальных и групповых занятиях с детьми. Программа носит развивающий (оптимизация условий и стимулирование развития социальной уверенности ребенка) и профилактический характер (предупреждение социально неуверенного поведения и связанных с ним психоэмоциональных проблем).

 В программе учтены возрастные особенности психики детей дошкольного возраста: образное мышление, преобладание эмоционального компонента в опыте, ведущий вид деятельности (сюжетно-ролевая игра).

           Психологическое сопровождение участников образовательного процесса в детском саду предполагает:

- повышение уровня психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и включает в себя глубокие знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики, ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов;

- принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребенка;

-умение распознавать «внешние сигналы» ребенка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.

Таким образом, психологическое сопровождение образовательного процесса в МАДОУ№234 является обязательным условием внедрения ФГОС ДО.

Адресат программы: воспитанники МАДОУ№234 в возрасте от 5 до 7(8) лет, их родители (законные представители) и педагоги, непосредственно работающие с детьми (воспитатели, учителя-логопеды, музыкальный работник, инструктор физического воспитания, инструктор по плаванию, представители администрации).

  1. Цель и задачи программы

Цель: Содействие своевременному и полноценному психическому и личностному развитию дошкольников посредством использования профилактических и коррекционно-развивающих средств, формирование позитивной мотивации к обучению, сохранение психологического здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.

Задачи программы.

Для воспитанников:

1. Способствовать сохранению психологического здоровья всех воспитанников, а также их эмоциональному благополучию.

2.   Развивать познавательные и психические процессы — восприятия, памяти, внимания, воображения;

3. Развивать интеллектуальную сферу — мыслительных умений, наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического, творческого и критического мышления;

4. Развивать эмоциональной сферы, введение ребенка в мир человеческих эмоций;

5.   Развивать коммуникативные умения, необходимых для успешного протекания процесса общения;

6. Развивать личностную сферу — формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе;

7. Развивать волевую сферу — произвольности и психических процессов, саморегуляции, необходимых для успешного обучения в школе;

8.   Формировать позитивную мотивацию к обучению.                                                                                                                                                    

Для родителей:  

  1. Повысить компетентность родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования охраны и укрепления здоровья детей.
  2. Способствовать эмоциональному благополучию родителей в процессе общения с ребёнком.

Для педагогов:

  1. Способствовать эмоциональному благополучию педагогов в образовательном процессе.
  2. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и повышение их компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

  • Принцип развития. Подразумевает не только учет уровня актуального развития самосознания детей и создание оптимальной зоны ближайшего его развития, но и необходимость единого (одновременного, слитого) процесса развития самосознания и учителя и детей.
  • Принцип непрерывности – ориентирует на обеспечение в воспитательно-образовательном процессе единство целей и задач, средств и результатов развития во взаимосвязи с общекультурными, социальными и личностными запросами детей с учетом их возраста;
  • Принцип дифференциации и индивидуализации - предполагает организацию учебно-воспитательного процесса (содержание, формы, методы) с учетом личностных особенностей;
  • Принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
  • Принцип психологизации. Связан с использованием научных психологических знаний, преподнесенных через систему образных представлений, в качестве средства анализа собственного опыта детей, оценки себя и своих возможностей, углубления самопонимания, оптимизации самоотношения, формирования эффективной саморегуляции.
  • Принцип единства диагностики и коррекции – отражает целостность процесса оказания психологической помощи как особого вида практической деятельности психолога, этот принцип является основополагающим всей коррекционной работы, так как эффективность коррекционной работы на 90% зависит от комплексности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.
  • Принцип нормативности развития. Нормативность развития следует понимать, как последовательность сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития, это значит, что при оценке соответствия уровня развития ребенка возрастной норме учитывались следующие характеристики:
  • Особенности социальной ситуации развития (например, изменение круга общения ребенка, включая сверстников, взрослых, семейное окружение и т.д.).
  • Уровень сформированности психологических новообразований наданном этапе возрастного развития.
  • Уровень развития ведущей деятельности ребенка, ее оптимизация.
  • Принцип коррекции «сверху вниз». В центре внимания психолога стоит завтрашний день развития, а основным содержанием коррекционной деятельности является создание «зоны ближайшего развития» для ребенка.
  • Деятельностный принцип коррекции. Коррекционная работа строится не как простая тренировка навыков и умений, а как целостная осмысленная деятельность, естественно и органически вписывающаяся в систему повседневных жизненных отношений ребенка.
  •  Принцип системности развития психической деятельности (Этот принцип задает необходимость учета в коррекционной работе профилактических и развивающих задач. Системность этих задач отражает взаимосвязанность различных сторон личности и гетерохронность (т.е. неравномерность) их развития.
  • интеграция, взаимопроникновение разных видов детской деятельности (согласно п.2.7 ФГОС ДО);

Условия реализации программы.

Психолого-педагогические условия.

  1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценке уверенности в собственных возможностях и способностях.
  2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей).
  3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития.
  4. Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей к друг другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.
  5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности.  
  6. Возможность выбора детьми материалов, видов активной деятельности, участников совместной деятельности и общения.
  7. Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
  8. Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

1.1.3. Значимые характеристики для реализации программы

Характеристика особенностей развития детей

 дошкольного возраста

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение № 234 "Детский сад комбинированного вида" содержит в себе 5 групп разной направленности детей от 3 до 7(8) лет;

- 1 группа младшего возраста (от 3 до 4 лет),

-  1 группа среднего возраста (от 4-5лет);

- 1 группа разновозрастная (от 4 до 7 лет)

- 2 группы логопедические (от 5до 7(8) лет)

Психологические особенности детей 5-6 лет

Показатели

         Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения.

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловые + внеситуативно-личностные: взрослый источник информации, собеседник

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловые: углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтение в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптиметрического настроения

Способ познания

Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование.

Объект познания

Непосредственно не воспринимаемые предметы и явления, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства) организуется в систему и используется в различных видах деятельности

Внимание

Начало формирования произвольного внимания, удерживает внимание 15-20 минут. Объём внимания 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объём памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь.

Новообразования возраста

1. Планирующая функция речи.

2. Предвосхищение результата деятельности.

3. Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные,  эстетические)

Психологические особенности детей 6-7(8) лет

Показатели

              Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении, самоутверждение.

Ведущая функция

Общение со сверстниками, осознание своего «Я»

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения, групповые игры.

Отношения со взрослыми

Ситуативно-деловые + ситуативно-личностные: взрослый источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловые: углубление интереса как к партнёру по играм, предпочтение в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистического настроения

Способ познания

Общение со взрослыми, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Непосредственно не воспринимаемые предметы и явления, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах (восприятие времени, пространства) организуется в систему и используется в различных видах деятельности

Внимание

Умение направлять и удерживать внимание на предметах и объектах. Удерживать внимание до 30 минут. Объём внимания 10 предметов.

Память

Сформированность произвольной зрительной и слуховой памяти. Объём памяти 8-10 предметов из 10,      4-5 действий

Мышление

Наглядно-образное, формируется логическое мышление, умение сравнивать причинно-следственные связи.

Воображение

Развитие творческого воображения стереотипности образов.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь, развитие самооценки.

Новообразования возраста

1. Планирующая функция речи.

2. Предвосхищение результатов деятельности.

3. Формирование высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические)

4. Осознание своего «Я» и возникновение внутренних позиций.

 

Психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих группы компенсирующей направленности («дети с тяжелыми нарушениями речи»)

Дети зачисляются в группы компенсирующей направленности по заключению территориальной или центральной (краевой, областной) медико-психолого-педагогической комиссии.

 Возрастные особенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют специфические черты в зависимости от структуры и сложности нарушений в развитии. Часто дети с ОВЗ имеют сочетанную патологию нарушения речи и зрительного восприятия, нарушение двигательного, речевого и интеллектуального развития в сочетании с нарушением зрения.

Психолого-педагогические особенности детей с ОВЗ, посещающих группы компенсирующей направленности («дети с речевыми нарушениями»).

В данные виды групп в МАДОУ№234 дети поступают в возрасте старше 5 лет с общем недоразвитием речи Ⅱ-Ⅲ уровней.

Общее недоразвитие речи Ⅰ уровня характеризуется как отсутствие общеупотребительной речи. Яркой особенностью дизонтогенеза речи выступает стойкое и длительное по время отсутствие речевого подражания, инертность в овладении ребёнком новыми для него словами. Такие дети в самостоятельном общении не могут пользоваться фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания. Зрительная память по объёму и устойчивости превосходит слуховую. Часто наблюдается дефицит произвольного внимания и выраженные трудности установления причинно-следственных связей.

Общее недоразвитие речи Ⅱ уровня определяются как начатки общеупотребительной речи, отличительной чертой которой является наличие двух-, трёх словной фразы. В самостоятельной речи детей иногда появляются простые предлоги или их лепетные варианты, сложные предлоги отсутствуют. Связная речь характеризуется недостаточной передачей некоторых смысловых отношений и может сводиться к простому перечислению событий, действий или предметов. Детям со Ⅱ уровнем речевого развития крайне затруднительно составление рассказов, пересказов без помощи взрослого. Даже при наличии подсказок, наводящих вопросов дети не могут передать содержание сюжетной линии. Это чаще всего проявляется в перечислении объектов, действий с ними, без установления временных и причинно-следственных связей

Звуковая сторона речи детей в полном объёме не сформирована и значительно отстаёт от возрастной нормы: наблюдается множественные нарушения в произношении 16-20 звуков Высказывания дошкольников малопонятны из-за выраженных нарушений слоговой структуры слов и их звуконаполняемости.

Зрительная память по объёму и устойчивости часто превосходит слуховую. Часто наблюдается дефицит произвольного внимания и трудности установления причинно-следственных связей.

Для общего недоразвития речи Ⅲ уровня характерно наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Типичными являются использование простых распространённых, а также некоторых видов сложных предложений. Структура предложений может быть нарушена за счёт пропуска или перестановки главных и второстепенных членов. Важной особенностью речи ребёнка является недостаточная сформированность словообразовательной деятельности.

Для этих детей неточное понимание и употребление обобщающих понятий, слов с абстрактным и переносимым значением, незнание названий слов, выходящих за рамки повседневного бытового общения ; частей тела человека, наименований профессий и действий, связанных с ними, неточность употребления слов для обозначения животных, птиц, рыб, насекомых и т. П. Отмечается тенденция к множественным лексическим заменам по различным типам; смещения по признакам внешнего сходства, замещения  по значению функциональной нагрузки, видо-родовые смещения, замены в рамках одного ассоциативного поля.

Наблюдаются трудности программирования содержания развёрнутых высказываний и их языкового оформления. Характерными особенностями связной речи являются нарушения связности и последовательности рассказа, смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная фрагментарность изложения, нарушение временных и причинно-следственных связей в тексте. Одновременно с этими ошибками отмечаются бедность и однообразие используемых языковых средств.

 В самостоятельной речи типичными являются трудности в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Звуковая сторона речи характеризуется неточностью артикуляции некоторых звуков, нечёткостью дифференциации их на слух. Отмечается недостаточность фонематического восприятия. Произвольное внимание часто недостаточно. Слуховая и речевая память нуждается в развитии. Сохраняются трудности установления причинно-следственных связей в образовательной деятельности.

Дети Ⅳ уровня речевого развития не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них отмечается недостаточно четкая дифференциация звуков. Нарушение звукослоговой структуры слова у детей проявляются в различных вариантах искажения его звуконаполняемости, поскольку детям трудно удерживать в памяти грамматический образ слова. Среди недостатков фонетико-фонематического характера наряду с неполной сформированностью звукослоговой структуры слова у детей отмечается недостаточная внятность, выразительность речи, нечёткая дикция, создающая впечатление общей смазанности речи, смещение звуков, что свидетельствует о низком уровне сформированности дифференцированного восприятия и является важным показателем не закончившегося процесса фонемобразования. У детей обнаруживаются отдельные нарушения смысловой стороны языка.  

Дети демонстрируют достаточную сформированность лексических средств языка и умения устанавливать системные связи и отношения, существующие внутри лексических групп. Отличительной особенностью детей четвёртого уровня речевого развития являются нарушения логической последовательности, затруднение на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повторы отдельных эпизодов при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, при составлении рассказов на свободную тему с элементами творчества дети используют в основном простые мало информационные предложения.

Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием имеют пониженную особенность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонематического состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Отмечается бедность словаря и незначительные задержки в формировании грамматического строя речи.

Выраженных нарушений памяти, внимания и мышления дети не обнаруживают. Отмечаются трудности перехода от одного задания к другой при контрастных способах выполнения.

Таким образом у всех детей с речевым нарушением фиксируется снижение слуховой и речевой памяти, трудности понимания обратных грамматических конструкций, замедление формирования словесно-логического мышления.

1.2 Планируемые результаты программы

Планируемые результаты программы психологического сопровождения образовательного процесса в МАДОУ№234 согласуется с представленными в ФГОС ДО целевых ориентиров (раздел Ⅳ ФГОС ДО)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

                • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.

• Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам.

• Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими.

Психологическая диагностика

1. Изучение и выявление особенностей развития каждого ребенка и групп детей для последующей индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

Психологическая коррекция

1.Снижение количества воспитанников с выраженными трудностями обучения при групповой форме работы.

2. Снижение эмоциональной напряжённости педагогов в течении учебного года.

Психологическое консультирование

1. Снижение количества воспитанников с трудностями обучения, связанных с недостаточным вниманием со стороны родителей к расширению кругозора детей.

2.   Улучшение психоэмоционального состояния родителей.

3. Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в отношении выполняемых должностных обязанностей.

Психологическое просвещение

1. Понимание родителями механизмов взаимосвязи психоэмоционального климата в семье и поведения ребёнка. Признание родителями права ребёнка быть индивидуальностью (право иметь индивидуальные особенности развития вне зависимости от желаний родителей).

2. Понимание педагогами индивидуальных особенностей развития воспитанников, возможности их учёта в образовательном процессе для повышения качества образования детей с нормальным и нарушенным развитием. Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с разным уровнем коммуникативных возможностей.

Психологическая профилактика

1. Снижение количества воспитанников с признаками психоэмоционального напряжения.

2.  Снижение количества родителей с признаками психоэмоционального напряжения.

3.  Снижение количества педагогов с признаками психоэмоционального напряжения.

 

ΙΙ. Содержательный раздел

2.1 Психологическое сопровождение реализации основной общеобразовательной программы МАДОУ№234 по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС

  Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое. Сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:

- познавательное направление

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания;

развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и

Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию; отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов; явления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности). стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

- социально-коммуникативное направление

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.

- речевое направление

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- физическое направление

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей:

 двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие

таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты

в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни. Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями.

- художественно-эстетическое направление

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно- смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,

художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.

Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

  Непосредственно образовательная деятельность основана на организации педагогом- психологом видов деятельности, заданных ФГОС дошкольного образования.

   Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста.

  В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей и средней группах детского сада игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в

разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.

  1. Основные направления деятельности

педагога-психолога

Примечание: Каждое из направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности, опирается на игровые технологии и приемы.

Психологическая диагностика

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников образовательного процесса.

Проводится:

-Диагностика воспитанников подготовительной (6-7лет) и старшей группы (5-6лет) с целью определения уровня психического развития и эмоционально-волевой сферы развития детей для организации и координации работы в данных группах.

-Диагностика воспитанников в рамках медико-психолого-педагогического консилиума (ПМПк) ДОУ, согласно положению.

Дополнительно:

По запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ и личным наблюдениям психолог проводит углубленную диагностику развития ребенка, педагогического, родительского коллективов с целью выявления и конкретизации проблем участников образовательного процесса.

  Психологическая профилактика

Цель: предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий предупреждению и снятию психологической перегрузки.

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача – содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») поступающих детей в старшие-логопедические группы, для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса;

-выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путей устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

- Отслеживание динамики социально-личностного развития детей.

- Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

- Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

- Участие в экспертной оценке, проектируемой предметно-пространственной развивающей среды.

  Коррекционная и развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционная и развивающая работа планируется и проводится с учетом приоритетного направления – познавательное и речевое развитие, с учетом специфики детского коллектива (группы), отдельного ребенка.

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть, как выше, так и ниже среднестатистического.

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом. Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы.

В случае трудностей в коррекции в рамках ДОУ ребенок направляется на консультацию к специалистам городской психолого-медико- педагогической комиссии на основании решения медико-психолого-педагогического консилиума ДОУ. Дальнейшая коррекционная и развивающая работа с данными детьми строится на основе полученного заключения и рекомендаций медико-психолого-педагогической службы.

Обязательно:

-Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми старших

подготовительной групп, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года). Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка в процессе обучения.

 Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании реализации индивидуальной программы воспитания и развития.

Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем, с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога-психолога ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах города по теме запроса.

Обязательно:

 Консультирование по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ и семье в интересах ребенка.  

Консультирование по вопросам воспитания детей с особыми образовательными потребностями.

       Дополнительно:

-Психолог может инициировать групповые и индивидуальные консультации педагогов и родителей.

-Психолог может инициировать иные формы работы с персоналом учреждения с целью личностного и профессионального роста.

  Психологическое просвещение

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации МАДОУ№234 и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

Обязательно:

- Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов в форме: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, «круглый стол», семинар-практикум, печатные, индивидуальные консультации с педагогами:

  1.  Психофизиологические особенности детей каждой возрастной группы.
  2. Особенности работы педагога с проблемными детьми.
  3. Стили педагогического общения.
  4. Психологические основы взаимодействия с семьей.
  5. Особенности построения воспитательно-образовательного процессе с учетом гендерных различий дошкольников.
  6. Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей по темам:
  7. Профилактика неблагоприятного развития личности ребенка: инфантилизма, демонстративности, вербализма, ухода от деятельности и прочее.
  8. Воспитание произвольности поведения и управляемости.
  9. Психологическая готовность к обучению.

Форма работы с родителями:

информационные стенды, тематические консультации.

Дополнительно:

 Создание информационных папок по типу «Советы психолога» в каждой группе и информационного стенда в пространстве МАДОУ№234.

Тема самообразования «Психологическое сопровождение образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО».

Каждое из названных направлений строится с учетом возрастных возможностей детей, ведущего вида деятельности и, опирается, в основном, на игровые технологии и приемы.

2.2 Вариативность формы, способы, методы и пути реализации программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и специфики их образовательных интересов

Медико-психологический консилиум (ПМПК) организуется и функционирует в ДОО на основании соответствующего положения, которое разрабатывается и принимается педагогическим советом учреждения и утверждается заведующей. Основанием для разработки такого положения является письмо Минобразования РФ «О психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения» тот 27.03.2000 г. №27/901-6, а также Письмо Минобразования России от 16.01.2002 г. №03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях». Консилиум в детском саду организуется педагогом-психологом, логопедом по окончании периода педагогической, психологической и логопедической диагностики в группах ДОО (в конце сентября и конце мая). Цель ПМПк состоит в определении приоритетных направлений коррекционно-образовательной работы в конкретной группе ДОО, а также в обсуждении индивидуальных достижений и трудностей воспитанников для оптимизации их индивидуального образовательного маршрута (при необходимости) и оптимизации работы с группой. В ПМПк включаются все взрослые участники образовательного процесса.

Консультативный пункт организуется в ДОО с целью обеспечить возможность получения родителями информации об особенностях развития ребенка. В состав консультативного пункта входят педагог-психолог, учитель-логопед, физкультурный работник, музыкальный работник, медсестра. Консультативный пункт работает в течении всего учебного года по графику. Каждый родитель может обратиться к специалисту за консультацией. Обслуживаются как родители воспитанников, так и родители неорганизованных детей.

Педагогический (тематический) совет.

 В течении учебного года организовываются тематические педагогические советы по запросу педагогов и с учётом актуальных проблем образовательного процесса.

          Психологическая профилактика. 

Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребёнка, обеспечить раскрытие его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальных сфер через создание благоприятных психологических условий в МАДОУ№234.                            

 Психодиагностика помогает всем участникам образовательного процесса психологической информацией для предотвращения возможных проблем.                                                              

Психологическая профилактика направлена на развитие коммуникативных способностей и социальной адаптации детей, развитие познавательных и творческих способностей детей, игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте, развитие эмоциональной сферы, мотивационной.  

Психологическая профилактика:    

1.Работа с детьми проводится в форме тренинговых упражнений, предпочтение отдаётся групповым играм.                                                                                                                              

2.        Работа с педагогами направленна на профилактику «эмоционального» выгорания, создания в МАДОУ№234 благоприятного климата, профилактику и своевременное разрешение конфликтов МАДОУ№234, повышение эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и личностный рост.                                                                                                

   3.Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного поведения ребёнка в семье, формирование доброжелательных доверительных отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной личности ребёнка.

 Правила психолого-коррекционной работы:

    1. Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

   2. Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений.

  3. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства.

  4. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

  5. К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики:

Закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность позиционность взаимоотношений.

  6. Психолого-коррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально- личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

  7. Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

  8. Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме.

Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения.

Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания).

Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов организационного, так и содержательного характера.

Таким образом, психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирование психического развития детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психологического здоровья педагогов в ДОУ "Познай себя"

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохранения психического здоровья педагогов в образовательном учрежденииДанная программа направлена на формирование навыков саморегуляции,...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"

Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекват...

ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"

Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...

Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов...

Авторская программа педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов

Авторская программа работы педагога-психолога по сохранению и укреплению психического здоровья педагогов...

На пути к здоровью. Программа педагога - психолога с педагогами ДОУ

Данная программа педагога - психолога раскрывает понятие и причины возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов (СЭВ). Она нацелена на оказание психологической помощи педагогам ДОУ в снят...