ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Ценности"
рабочая программа на тему
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец), который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей, связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.
ФГОС ДО создает основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsennosti_-_pedagog-psiholog.docx | 102.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 комбинированного вида п. Междуречье Кольского района Мурманской области
«Утверждаю»:
Заведующая детским садом
……………….Петрова Е.Н.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
педагога -психолога
«Ценности…»
Программа разработана в целях реализации психологического
подхода к организации и содержанию деятельности , обеспечивающей,
в контексте с ФГОС ДО, возможность для удовлетворения возрастных и
индивидуальных потребностей, гарантию прав и свобод подрастающей личности ;
создание условий формирования ведущих психических процессов воспитанников.
Внесены изменения в соответствии
с профессиональным стандартом
специалиста в области
педагогической психологии,
приняты к исполнению на
педагогическом совете,
протокол № 6 от 28.05.2015г.
п. Междуречье
2015 -16 уч.г.
Обоснование рабочей программы
Психологическое сопровождение, согласно ФГОС ДО к структуре ООПДО, является важнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду. Понятие «качество» рассматривается как адекватная характеристика развития ребенка в дошкольном возрасте.
В основу разработки рабочей программы положен принцип амплификации детского развития (А. В. Запорожец). который в современных условиях развития дошкольного образования обеспечивает возможности для удовлетворения как возрастных потребностей ребенка, так и потребностей . связанных с индивидуальной траекторией развития дошкольника, что позволяет реализовывать права и свободы подрастающей личности.
ФГОС ДО создает основу для реализации той глобальной задачи дошкольного образования, которую А.В.Запорожец определил так: дошкольное воспитание призвано заложить основы всего последующего формирования личности ребенка. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация системы дошкольного образования.
В работе Л.А.Венгера психологизация рассматриватся как участие психолога в воспитательном процессе, направленном:
- на психологическое просвещение персонала;
- гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию с выполнения программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы воспитанника;
-адаптацию ребенка к детскому саду;
- организацию разновозрастного общения.
Основные принципы психологизации:
- Интеграция, взаимопроникновение разных видов деятельности;
- Вариативность в отношении образовательных программ и свобода выбора индивидуального образовательного маршрута;
- Открытость системы дошкольного образования.
Поле реализации принципов психологизации выстраивается в триаде: образовательная программа- образовательный маршрут- мониторинг качества образования.
Пояснительная записка.
Поддержание и укрепление психического здоровья воспитанников является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации ООПДО.
Предметом деятельности педагога – психолога ДОО выступают интегративные качества ребенка, формируемые на протяжении дошкольного возраста.
Цель деятельности педагога- психолога ДОО, реализующаяся в данной рабочей программе, создание психологических условий для успешного формирования интегративных качеств в процессе освоения воспитанниками образовательных областей в соответствии с ООПДО.
Задачи деятельности педагога- психолога:
- выявление динамики становления интегративных качеств на протяжении дошкольного возраста;
-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
- предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
- создание психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.
Концептуальными основаниями программы выступают:
- идея амплификации детского развития;
- идея психологической безопасности образовательной среды;
- принцип ведущей деятельности;
- принцип личностного – деятельностного подхода;
- принцип личностно- ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком.
На основе рабочей программы «Ценности» осуществляется перспективное и календарное планирование деятельности с учетом конкретной образовательной ситуации в ДОУ.
Структура рабочей программы «Ценности» отражает все направления деятельности психолога в ДОУ.
Содержание деятельности программы «Ценности» определяется ФГОС ДО к условиям реализации ООПДО. К психолого- педагогическому обеспечению предъявляются следующие требования:
- формирование профессионального взаимодействия педагога с детьми;
- сохранение психического здоровья дошкольников;
- мониторинг развития дошкольников;
- организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей;
- обеспечение единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач воспитательно- образовательного процесса;
- направленность организационно- методического сопровождения ООПДО на работу с детьми в зоне ближайшего развития, на организацию самостоятельной деятельности воспитанников.
Направление «Психологическая диагностика».
Цель: получение полных информативных данных об индивидуальных особенностях психического развития детей, которые будут положены в основу разработки индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников.
Направление предполагает следующие разделы:
1.Раздел «Мониторинг результатов освоения ООПДО».
Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений . процессов с помощью отобранного числа валидных стандартизованных показателей, отображающих приоритетную причинную зависимость, с целью оценки , контроля, прогноза, предупреждения нежелательных тенденций развития.
Мониторинг предполагает сбор информации, осуществляемый по стандартному набору показателей с помощью стандартных процедур, и на выходе дает оценку ситуаций и состояния объектов также в стандартной форме.
Цель мониторинга –изучить процесс достижения воспитанниками планируемых итоговых результатов освоения ООПДО на основе выявления динамики формирования у детей предпосылок интегративных качеств как промежуточных результатов освоения программы, которые они должны приобрести по окончании ее освоения к 7 годам.
Периодичность мониторинга:
- входящий : октябрь (цель: изучение индивидуальных образовательных потребностей воспитанников , вновь поступающих в ДОО);
- промежуточный : декабрь (цель: изучение промежуточных результатов освоения ООПДО) ;
- итоговый : май (цель: изучение итоговых результатов освоения ООПДО).
Результатом мониторинга является выявление и диффренциация образовательных потребностей каждого воспитанника, а также анализ степени их удовлетворения в образовательном процессе, что позволит модернизировать образовательный процесс для повышения его эффективности на основе его индивидуализации.
2.Раздел «Диагностическая работа по проблемам психического развития дошкольников. Определение детей «группы риска». – октябрь.
( по запросу родителей, педагогов – в течение всего учебного года)
Цель: выявление проблем в развитии, факторов риска психологическому здоровью.
3.Раздел «Диагностическая работа с воспитанниками в период возрастных кризисов 3 и 7 лет»
В течение всего учебного года – по запросам родителей.
4.Раздел «Диагностика психологической готовности к обучению в школе» .
(воспитанники 5-6 лет- конец учебного года, 6-7 лет- начало и конец учебного года.
Цели: выявление сформированности компонентов психологической готовности к обучению в школе; мониторинг результатов освоения ООПДО.
Требования к применяемому диагностическому оборудованию.
1.Применяются методики сбора данных , сохраняющие преемственность для изучения разных периодов дошкольного возраста, что позволяет составлять историю развития ребенка в образовательных условиях.
2. Методики носят развивающий характер и в процессе их использования приводят к позитивным изменениям в личности воспитанников.
3. Диагностические методики, входящие в комплексную процедуру сбора данных, дают возможность построить взаимодействие взрослого и ребенка таким образом , чтобы:
- не допустить переутомление ребенка, быть экономичными по процедуре;
-исключить воздействие по типу внушения взрослого на ребенка;
- давать воспитаннику возможность максимально свободно выразить свой внутренний мир;
4. Методики накапливаются, достаточно разнообразны , разрабатываются и модифицируются таким образом, чтобы:
- получать представления об освоении ребенком образовательных областей и формировать у него интегративные качества на протяжении дошкольного возраста;
- результаты методик выражаются не только количественных показателях, но и в качественных и отражать образовательные потребности каждого воспитанника;
- совокупные данные, полученные с помощью комплекса методик , позволяют составить целостное представление о личности ребенка , сделать вывод не об отдельном психическом процессе (памяти, речи, восприятии, мышлении и т.п.), а об интегративном качестве.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение».
Психопрофилактика в контексте ФГОС ДО рассматривается как приоритетное направление деятельности педагога- психолога ДОО.( И.А.Бурлакова, Е.К.Ягловская).
Цель психопрофилактики состоит в том, чтобы обеспечить раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие ребенка. Его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений), предупредить нарушения в становлении личностной и интеллектуальной сфер через создание благоприятных психогигиенических условий в ДОО.
Психогигиена предполагает предоставление всем участникам образовательного процесса психологической информации для предотвращения возможных проблем.
Содействие педагогам в построении психологически безопасной среды выражается в следующем:
- оптимальное конструирование развивающего пространства;
-развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте;
- создание в ДОО благоприятного психологического климата;
- профилактика и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ;
- психологический анализ занятий;
- психологическая экспертиза программно – методического обеспечения.
Психологическое просвещение предполагает деятельность педагога- психолога по повышению психологической компетенции воспитателей и родителей, что рассматривается как средство профилактики.
Направление «Психопрофилактика и психологическое просвещение» представлено в рабочей программе разделами:
- «Психогигиена общения»;
- «Психогигиена деятельности»;
- «Психогигиена среды».
Направление «Развивающая работа и психологическая коррекция».
В контексте ФГОС ДО деятельность педагога- психолога, направленная на изменения во внутренней, психологической сфере воспитанников, рассматривается как развивающая. Согласно ФГОС ДО к условиям реализации ООПДО предполагается организация развивающих занятий, направленных на коррекцию определенных недостатков в психическом развитии детей.
Выбор конкретной формы, технологии и содержания работы по данному направлению, определение адресной группы воспитанников является результатом психологической диагностики.
Направление реализуется по следующим разделам:
- «Развитие интегративных качеств в соответствии с образовательными областями»;
- «Развивающая работа по коррекции проблем в развитии дошкольников ( группа риска)»;
- «Развивающая работа в период адаптации ребенка в ДОО»;
- «Психокоррекционная работа с детьми с ОВЗ по индивидуальным программам»;
- «Развивающая работа в рамках психологической готовности к школьному обучению»;
- «Развивающая работа по преодолению трудностей в развитии одаренных дошкольников» и др.
Задачи разделов выбираются и уточняются в зависимости от конкретных проявлений проблем и используемого психологического инструментария. Прежде всего , они решаются в процессе проведения циклов занятий педагогом – психологом ( посредством реализации специальных рабочих программ). Во- вторых, задачи разделов реализуются через их интегрирование в образовательный процесс, организуемый педагогами ДОО, в чем педагог- психолог оказывает им помощь, выступая своеобразным тьютером, обучающим педагогов.
В технологическом аспекте данное направление деятельности предполагает широкое использование разнообразных игр, в том числе психотехнических, раскрепощающих; проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий, проектов, творческих заданий и др. Ведущими выступают игровые технологии, создающие, согласно, Л.С.Выготскому, условия для спонтанно- реактивной деятельтности детей. При отборе психологического инструментария ведущим принципом является принцип целостного воздействия на личность ребенка.
Направление «Психологическое консультирование».
Цель консультирования состоит в том, чтобы помочь человеку в разрешении проблемы в ситуации, когда он сам осознал ее наличие. В условиях ДОО осуществляется возрастно-психологическое консультирование, с ориентацией на потребности и возможности возрастного развития, а также на его индивидуальные варианты; с таких же позиций рассматривается консультирование родителей и педагогов. Задачами консультирования выступают:
- Оказание психологической помощи в ситуации реальных затруднений, связанных с образовательным процессом;
- Обучение приемам самопознания, саморегуляции, использование своих ресурсов доля преодоления проблемных ситуаций;
- Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении трудных образовательных ситуаций.
Направление включает следующие разделы:
- «Консультирование по проблемам трудностей в НОД»;
- «Консультирование по проблемам детско- родительских отношений»;
- «Консультирование по проблемам адаптации/ дезаптации»;
- «Консультирование по проблемам раннего развития детей»;
- «Консультирование по проблемам психологической готовности ребенка к обучению в школе» и др.
Группа раннего возраста (1-3г.)
Психологическая диагностика.
1.Диагностика родителей.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПЕРЕД ПОСТУПЛЕНИЕМ
В ДЕТСКИЙ САД № 1
Дата заполнения:…………………………………………………………………………………
Фамилия, имя ребенка:…………………………………………………………………………..
Дата рождения:……………………………………………………………………………………
Ф.И.О. матери…………………………………………………………………………………….
Ф.И.О. отца:………………………………………………………………………………………
Адрес, жилищные условия:……………………………………………………………………..
Телефон: домашний………………, мобильный матери……………..отца………………….
Сведения о родителях:
Возраст матери……………………………; отца……………………………………………….
Состояние здоровья матери: а) здорова ; б) страдает заболеваниями……………………….
…………………………………………………………………………………………………….
Состояние здоровья отца: а) здоров ; б) страдает заболеваниями…………………………...
…………………………………………………………………………………………………….
Образование матери………………………………; отца………………………………………
Профессия , место работы матери………………………………………………………………;
Отца……………………………………………………………………………………………….
Состав семьи ( проживают вместе с ребенком)………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………….
Семья распалась (да, нет) когда ребенку было……………………………………………..лет;
У ребенка неродной (отец)- подчеркнуть………………………………………………………...
Взаимоотношения в семье : хорошие, холодные, напряженные, частые ссоры……………...
Роды : в срок, преждевременные, нормальные, затяжные, кесарево сечение………………..
Ребенок до года болел: редко/ часто/ легко/ тяжело, с осложнениями……………………….
Травмы……………………………операции…………………………………………………….
Состоит ли на учете у врача: инфекциониста, окулиста, отоларинголога, психоневролога
Физическое состояние ребенка : хорошее, удовлетворительное, неудовлетворительное……
Аппетит: нормальный, повышенный, пониженный, избирательный………………………….
Перечислите продукты, вызывающие аллергию, если есть такие……………………………..
……………………………………………………………………………………………………..
Сон: засыпает быстро, не сразу; спит спокойно, беспокойно; бывают ночные страхи, во сне говорит, ходит; просыпается легко, с трудом; бывает сонлив днем……………………
Утомляется: часто, редко, от общения, от физических нагрузок……………………………..
Частые жалобы: головная боль, повышенная потливость, повышенная обидчивость, плаксивость, страхи……………………………………………………………………………….
Индивидуальные особенности: привычка сосать соску, заикание, мочится днем/ ночью, памперсы, обмороки……………………...другое………………………………………………
СПАСИБО ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ!
Ваши пожелания………………………………………………………………………………
Нуждаетесь в индивидуальной встрече с педагогом – психологом, по каким проблема.
C уважением, педагог- психолог Светлана Ивановна Маннанова.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2.
Ваш ребенок впервые начинает посещать дошкольное учреждение. Он попал в новую обстановку, в большой детский коллектив, сталкивается с незнакомыми взрослыми.
Для того, чтобы переход ребенка в новые условия был более безболезненным, просим ответить на следующие вопросы:
Фамилия, имя ребенка:……………………………………………………………………………….
Дата рождения:………………………….. Дата поступления в детский сад………………
- С каким настроением ребенок идет в детский сад…………………………………
- Как ласково называете ребенка дома……………………………………………….
- Подвержен ли частым простудным заболеваниям…………………………………
- Какую пищу не любит, не воспринимает…………………………………………..
- Есть ли диатез………………………………………………………………………..
- Имеются ли другие хронические заболевания……………………………………..
- Переносит ли лекарственные препараты…………………………………………..
- Спит ли ребенок дома днем…………………………………………………………
- Умеет ли самостоятельно : - что-нибудь одевать (что);
- раздевать;
- умываться;
- пользоваться туалетом.
10. Умеет ли самостоятельно есть………………………………………………………
11. Любимые игрушки ребенка………………………………………………………….
12. Умеет ли (хотя бы короткое время) самостоятельно играть……………………..
13. С желанием ли делится игрушками с детьми……………………………………..
14. Охотно ли вступает в контакт:
- с детьми своего возраста…………………………..
- с незнакомыми взрослыми…………………………
15. Проявляет ли познавательный интерес к окружающему миру, задает ли познавательные вопросы…………………………………………………………………….
16. Изменилось ли поведение ребенка дома и как……………………………………..
17. На какие темы вам нужны консультации……………………………………………
……………………………………………………………………………………………………
СПАСИБО ЗА ВНИМАТЕЛЬНОЕ ЗАПОЛНЕНИЕ АНКЕТЫ!
С уважением, педагог- психолог Светлана Ивановна Маннанова.
Ваши пожелания и предложения………………………………………………………………
Дата заполнения…………………………………………………………………………………
2. Мониторинг психического развития детей раннего возраста.
МОНИТОРИНГ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ( 1 до 2 лет)
КАРТА № 1
МДОУ детский сад № 22 п. Междуречье.
ОКТЯБРЬ 2013г.
№ п\п | Ф.И.ребенка, точный возраст на дату заполнения | Настро ение 1 | Сон 2 | Отноше- ние к высажива нию на горшок 3 | Навы ки опрят- ности 4 | Отрица-тельные привычки 5 | Игра 6 | Проявле- ние познава-тельных интересов 7 | Контак- ты 8 | Адекват- ное отноше- ние к оценке взрослого 9 | Сред нее число баллов |
Шкала оценок:
1. Настроение: бодрое (3б), уравновешенное (2б), неустойчивое (1б), подавленное (1б);
2. Сон: засыпание (быстрое , до 10 мин.)-3б; медленное -2б; характер сна :спокойный- 3б; неспокойный -1б; продолжительность: соответствует возрасту и режиму дня- 3 б; не соответствует возрасту -1 б;
3. Высаживание на горшок: положительное отношение -3б; отрицательное -1б;
4. Навыки опрятности: просится на горшок – 3б; не просится , но бывает сухой -2б; ходит мокрый -1б;
5. Отрицательные привычки: какие : сосет пустышку, палец, раскачивается – 1б; нет – 3 б;
6. Игра: умеет сам себе найти дело – 3б; нет- 1б; включается в игру самостоятельно -3б; с помощью взрослого -1б; проявляет элементы воображения – 3 б; нет-1б;
7. Проявление познавательных интересов: проявляет познавательные потребности-3б; проявляет недостаточно- 2б; не проявляет -1б;
8. Контакты: идет на контакт со взрослыми : легко – 3б; избирательно- 2 б; трудно- 1б; вступает в контакт с детьми : легко – 3б; избирательно- 2 б; трудно- 1б;
9. Отношение к оценке: адекватное отношение к оценке взрослыми деятельности ребенка: да-3б; не всегда – 2 б; нет – 1б.
Примечание: хорошая адаптация – 20 дней пребывания в д,с; средняя – 30 дней и тяжелая – более 30 дней.
Карта № 1 заполняется в октябре, декабре, мае учебного года.
Воспитатели : Киселева В. Б.…… ( подпись) Дикарева Ю. Н.………… (подпись)
Педагог- психолог: Маннанова Светлана Ивановна……………………….. (подпись)
МОНИТОРИНГ НЕРВНО - ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ( 1 до 2 лет)
КАРТА № 2
МДОУ детский сад № 22 п. Междуречье.
ОКТЯБРЬ 2013г.
№ п\п | Ф.И.ребенка, возраст ребенка при поступлении в ДОУ | Пони-мание речи
1 | Актив ная речь
2 | Сенсо рика: воспри ятие цвета
3 | Сенсо рика восприя- тие формы
4 | Конст руиро вание
5 | Игра
6 | Изо- дея тель ность
7 | Движе ния 8 | Навы ки одевания и прием пищи 9 | Средняя оценка 10 |
Шкала оценок:
1-я группа детей – дети с опережением в развитии – в таблице ставится знак - ОР;
2 группа – дети с негармоничным развитием ( часть линий выше нормы, часть ниже на один эпикризный срок ( эпикризный срок –примерно 3 месяца); в таблице ставится знак – НР.
3 группа – дети с дисгармоничным развитием ( часть линий ниже нормы на 1 эпикризный срок, часть – на 2 эпикризных срока), в таблице ставится знак – ДР.
Карта № 2 заполняется в октябре, декабре, мае учебного года.
Воспитатели : Киселева Вера Борисовна………………………………… ( подпись)
Дикарева Юлия Николаевна……………………………… (подпись)
Педагог- психолог: Маннанова Светлана Ивановна………………………..(подпись)
Диагностическая карта.
Изучение уровня развития действий восприятия и степени их интериоризации.
Педагог- психолог___________________________________________________________
Группа_____________________________________________________________________
Дата_______________________________________________________________________
Название методики___________________________________________________________
№ п/п | Ф.и. ребенка | Воз-раст | |||||||
Модель комплексного психолого- педагогического сопровождения ребенка.
Диагностический инструментарий для углублённой диагностики
Педагог-психолог ______________________________________________________________
№ п/п | Сфера развития | Диагностический критерий | Диагностическая методика | Источник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотор- ная | Тонкая моторика рук | Методика «Оценка психомоторного развития» Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревича Методика «Вырежи круг» | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». «Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. |
2 | Комму- никатив-ная | Формы общения | Методика «Беседа» (модифицированный вариант методики Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». |
3 | Навыки деятель- ности | Навыки самоорганизации в предметной деятельности. Игровая деятельность | Методика «Изучение игровой деятельности» (модифицированный вариант методики Р.Р.Калининой) Конструирование по образцу. Наблюдения | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
4. | Личнос- тная | Ведущие показатели развития воли у дошкольников, осознания конфликтных ситуаций и способов их разрешения | Методика «Картинки» (модифицированный вариант методики Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой) Методика «Волевая активность» (модифицированный вариант методики Ш.Н.Чхартишвили) Методика «Волевые проявления» (модифицированный вариант методики Н.А.Цыркун, Е.А.Панько) Развитие самосознания - наблюдения | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». -
Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». - |
5. | Поз- наватель- ная | Восприятие: перцептивные действия Моделирование | Методика «Оценка себя во времени» (модифицированный вариант методики И.Е.Валитовой) Методика «Заборчик» (модифицированный вариант методики Л.В.Венгера) | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». |
Внимание | Методика «Домик» Задания на изучение свойств внимания | «Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
Память: Соотношение произвольной и непроизвольной памяти | Методика « 10 слов» «С 4 лет «Изучение соотношения произвольной и непроизвольной памяти»» | «Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
Мышление: Мыслительные операции | Методика «Понятливость» (предложена Е.О.Смирновой, В.М. Холмогоровой) Методика «Самое непохожее» (модифицированный вариант методики Л.В.Венгера) Методика»Корабль» (модифицированный вариант методики В.В.Холмовской) Методика «Способность к знаково-символической деятельности» (модифицированный вариант разработок С.В.Маланова») | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». | ||
Воображение: замысел | Методика «Сочинение сказки» (модифицированный вариант методики О.М.Дьяченко) Методика «Дорисовывание фигур» (О.М.Дьяченко) Методика «На что это похоже» | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». - Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. | ||
Познавательная активность | Методика «Вопросы к картинкам» (модифицированный вариант методики И.А.Бурлаковой) | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». | ||
ФЭМП | Методика «Графический диктант» Л.В.Венгера Пространственные, временные отношения, количественные отношения. | Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». | ||
Представления об окружающем мире | Методика «Нелепицы» (общий запас представлений) Общий запас представлений | Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». | ||
6 | Речевая | Семантическое поле | Методика «Речевые способности» (модифицированный вариант разработок С.В.Маланова») Методика «Навыки общения» (модифицированный вариант анкеты Л.В.Кузнецовой, М.А.Панфиловой и др.) Методика « Формы общения ребенка со взрослым» (О.Е.Смирнова) | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». - - |
Модель комплексного сопровождения ребенка с ТНР.
Диагностический инструментарий для углублённой диагностики
Учитель- логопед ______________________________________________________________
№ п/п | Сфера развития | Диагностический критерий | Диагностическая методика | Источник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотор- ная | Артикуляционная Моторика | Тесты Л.А.Квинта в модификации Г.Гельнитца | Поваляева М.А.Справочник логопеда. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003 |
2 | Комму- никатив-ная | Речевые средства общения | Методика наблюдения за свободным общением детей. Методика «пересказа текста.» | Поваляева М.А.Справочник логопеда. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003 |
3 | Навыки деятель- ности | Речевое плани -рование | Методика называния предметов, качеств, действий и самостоятельного дополнения семантического ряда | Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ под ред Г.В.Чиркиной.М.: АРКТИ, 2005 |
4. | Личнос- тная | Отражение в речи личного опыта | Методика «Рассказ о себе» | Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений/ под ред Г.В.Чиркиной.М.: АРКТИ, 2005 |
5. | Поз- наватель- ная | Восприятие: артикуляционное, фонематическая | Методика выявления осознанности представлений об особенностях произнесения звуков | Громова О.Е., Соломатина Логопедическое обследование детей 2-4 лет: метод. пособие. М.: ТЦ Сфера,2005 |
Внимание: сенсорное | Методика «Повтори за мной» | Поваляева М.А.Справочник логопеда. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003 | ||
Память: сенсорная | Методика «Повтори за мной» | Поваляева М.А.Справочник логопеда. Ростов-н/Д.: Феникс, 2003 | ||
Мышление: | Методика исследования понимания речи | Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика: обследованиеречи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями М.: ГНОМиД.2008 | ||
Воображение: речевое творчество | Методика составления рассказов по заданной теме. | Микляева Н.В.Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.М.: Айрис-Пресс, 2007 | ||
6 | Речевая | Синтаксическое прогнозирование | Методика синтаксического прогнозирования. Ознакомительная беседа с ребенком | Микляева Н.В.Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста.М.: Айрис-Пресс, 2007 |
Модель комплексного сопровождения ребенка с ОВЗ.
Диагностический инструментарий для углублённой диагностики
Воспитатель _______________________________________________________________
№ п/п | Сфера развития | Диагностический критерий | Диагностическая методика | Источник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотор- ная | Двигательная активность | Шкала Н.И. Озерецкого для оценки психомоторного развития детей дошкольного возраста (4-7лет). С 3 лет «Исследование мелкой моторики» | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Кабанова Т.В., Домнина О.В. Тестовая диагностика.м ГНОМиД,2008 |
2 | Комму- никатив-ная | Взаимодействие со сверстниками | «Изучение особенностей совместной деятельности» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
3 | Навыки деятель- ности | Навыки самоорганизации в продуктивных видах деятельности | «Изучение особенностей рисования» (серии 5, 7, 8) | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
4. | Личнос- тная | Воля. Особенности личностных проявлений; Нравственной нормы | «Закончи историю» «Сделаем вместе» «Изучение негативных личностных проявлений» | Практикум по возрастной психологии/под ред.Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко, СПб.: Речь, 2008 Калинина Р.Р. Трениг развития личности дошкольника.СПб.:Речь, 2005 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
5. | Поз- наватель- ная | Восприятие: сенсорные эталоны | Задание 1-7 на сенсорное развитие | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.:ИЦ «Академия», 1998 |
Внимание | Повторение чисел (развитие умения поддерживать свое внимание в течение определенного времени в организованной и самостоятельной деятельности) | Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост.Н.А.Ноткина СПб.Детство-Пресс, 2008 | ||
Память: самоконтроль | «Изучение самоконтроля в процессе воспроизведения» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
Мышление: причинно-следственные связи | «Конкретизация понятий» (У.В.Уленкова) | Оценка физического и нервно- психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ сост.Н.А.Ноткина СПб.Детство-Пресс, 2008 | ||
Воображение: замысел | «Изучение воображения в словесном творчестве, рисовании» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
6 | Речевая | Использование лексических, грамматических, синтаксических конструкций в устной речи | «Изучение словаря детей», «Изучение словарного состава, грамматического и синтаксического строя речи» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 |
Диагностический инструментарий для углублённой диагностики
( для определения модели индивидуального образовательного маршрута )
Педагог-психолог_______________________________________________________________
№ п/п | Сфера развития | Диагностический критерий | Диагностическая методика | Источник |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Мотор- ная | Произвольная регуляция движений | Методика «Психомоторное благополучие» (модифицированный вариант О.М.Дьяченко, Т.В.Лавреньевой) Методика «Рисование по точкам» | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
2 | Комму- никатив-ная | Структура общения | Наблюдение «Изучение навыков культуры общения (со взрослыми и сверстниками)» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
3 | Навыки деятель- ности | Навыки самоорганизации в обучающей ситуации | С 4-х лет «Изучение навыков культуры общения (со взрослыми и сверстниками) | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
4. | Личнос- тная | Саморегуляция эмоций | Методитка «Изучение борьбы мотивов, степени волевой активности при выполнении заданий» (модифицированный вариант методики Н.А.Цыркун) «Изучение способов выражения эмоций» | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.: ИЦ «Академия», 1998 |
5. | Поз- наватель- ная | Восприятие: Зрительный анализ и синтез | Изучение умения моделировать объект | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.:ИЦ «Академия», 1998 |
Внимание: самоконтроль | «Изучение достижения цели в условиях помех» | Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
Память: мнемические приемы | Методика «10 предметов» «Изучение запоминания в различных видах деятельности» | Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009 Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
Мышление: причинно-следственные связи | Методика «Рыбка» Методика «Найди семью» Методики :«Закончи предложение» , «Найди недостающий» - словесно-логическое мышление | Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. | ||
Воображение: замысел | Методика «На что это похоже» «Изучение умения гибко использовать знания» | Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 | ||
6 | Речевая | Связь мышления и речи | Методика «Восприятие литературных произведений» (модифицированный вариант методики Л.П.Стрелковой) Методика «Последовательные картинки» «Изучение процесса рассуждения», «Изучение понимания причинности» | Ю.А.Афонькина, Волгоград: Учитель, 2013- диагностический журнал «Комплексная оценка результатов освоения программы «От рождения до школы». Экспресс –диагностика в детском саду» Н.Н.Павлова, Л.Г.Руденко, М.: Генезис 2009. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. М.:ИЦ «Академия», 1998 |
После проведенной углубленной диагностики специалисты определяют задачи коррекционно- развивающей работы с каждым ребенком, разрабатывают индивидуальный образовательный маршрут.
Коррекционно-развивающая работа
Воспитатель ________________________________________________________ | ||
Сфера развития | Диагностичес кий критерий | Задачи коррекционно- развивающей работы |
1 | 2 | 3 |
Моторная | Двигательная активность | 1.Укрепление мышц грудной клетки, плечевого пояса, кистей рук; увеличение амплитуды движений в суставах рук, кистей; укрепление мышечного корсета позвоночника; повышение общего тонуса мышц, формирование правильной осанки. 2.Развитие умения удерживать статическое и динамическое равновесие. 3.Развитие выдержки, быстроты реакции; укрепление тормозных реакций.Развитие координации движений. |
Коммуни- кативная | Взаимодейст- вие со сверст- никами | 1.Развитие умений ориентироваться на партнеров по совметной деятельности, ставить и достигать общие цели, свободно общаться в процессе совместного выполнения деятельности, обращаться к партнеру с вопросами, высказываниями- побуждениями. 2.Обучение пониманию причин поведения партнера, его эмоционального состояния, намерений. 3.Развитие умений -обосновывать свое согласие или несогласие, выражать приветствие, просьбу, приглашение, оценку, благодарность, поздравление; -обращаться за помощью и оказывать помощь в реальном и игровом взаимодействии; -согласовывать свои действия с действиями других участников общей деятельности; -устанавливать интерактивное взаимодействие: начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддержать разговор или сменить тему, проявлять взаимопонимание, высказывать пожелания, согласие, завершить разговор; - вступать в продуктивный коммуникативный контакт с разными по возрасту, полу, другим индивидуальным особенностям партерами. |
Навыки деятель- ности | Навыки самооргани- зации в продуктив-ных видах деятель- ности | 1.Развитие навыков продуктивной деятельности: рисования, лепки, аппликации, конструирования; 2.Развитие умений: - создавать замысел в продуктивной деятельности, реализовывать его, отбирая выразительные и изобразительные средства в соответствии с замыслом; - включать ресурсы продуктивной деятельности в игру, общение, давать развернутую, дифференцированную оценку результатам своей деятельности; 3. Стимулирование гордости за свои достижения. |
Личност- ная | Воля. Личнос- тные проявления. Нравствен. нормы | 1.Стимулирование активной деятельной позиции по отношению к окружающему. 2.Воспитание целеустремленности, самостоятельности, доброжелательности, отзывчивости; 3.Воспитание готовности подчинять свои действия социальным нормам и правилам. 4.Развитие адекватных способов самовыражения. |
Познава-тельная | Восприятие. Сенсорные эталоны | 1Обучение использованию сенсорных эталонов для познания действительности. 2.Развитие перцептивных операций по соотнесению сенсорных эталонов со свойствами реальных объектов. 3.Развитие умений наблюдать объекты окружающего мира, отражать в речи тог наблюдения. |
Внимание: послепроиз-вольное | Развитие умения поддерживать свое внимание в течение определенного времени в процессе организованной взрослым и в самостоятельной деятельности. | |
Память : самоконтроль | 1.Обучение воспроизведению материала в соответствии с поставленными взрослым мнемическими целями (запомнить и вспомнить). 2.Стимулирование интеллектуальных усилий за запоминания информации. 3.Развитие потребности в проверке правильного воспроизведения. Обучение приемам самоконтроля процесса и результатов запоминания. | |
Мышление: причинно- следственные связи, сериация | 1.Обучение составлению сериационных рядов с определением принципа сериации. 2.Развитие умений устанавливать технологическую цепочку создания некоторых предметов: хлеб, стол, книга, платье. 3.Стимулирование стремления принимать участие в элементарных экспериментах. | |
Воображение: замысел | Развитие умений: - выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно- изобразительной деятельности; - подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его; - творчески применять усвоенные способы изображения в рисовании, лепке, аппликации; -соединять в одной работе разные материалы, объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве; -замечать недостатки своих работ и вносить в них дополнения для большей выразительности образа; -развернуто формулировать замысел в речи; -композиционно выстраивать изображение в соответствии с замыслом, подбирать изобразительные средства в соответствии с замыслом; -обыгрывать сюжет с использованием нескольких игрушек, действуя от лица разных персонажей; - передавать содержание знакомых произведений с использованием средств речевой и двигательной выразительности; - вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами, использовать в театрально- игровой деятельности элементы декораций и костюмов, предметы- заместители, объединять разные сюжеты в единый ход игры. |
Коррекционно-развивающая работа Педагог -психолог________________________________________________________ | ||
Сфера развития | Диагностичес кий критерий | Задачи коррекционно- развивающей работы |
1 | 2 | 3 |
Моторная | Произвольная регуляция движений | Развитие умений: -выполнять задания на ограниченной плоскости; - создавать образ посредством движений, стимулировать двигательное воображение; - действовать в ограниченном временном отрезке; - снимать мышечное напряжение. |
Коммуни- кативная | Компоненты Структуры общения (перцепция, коммуника-ция, интеракция | 1.Развитие умения использовать речевые и неречевые средства адекватно ситуации общения. 2.Развитие представлений о другом человеке, о разнообразных характеристиках разных людей: внешнем облике, манере поведения, особенностях речи, поступках и их мотивах. 3.Развтие умений: - устанавливать интерактивное взаимодействие – начать разговор, привлечь внимание собеседника, поддержать разговор или сменить тему, проявлять взаимопонимание , высказывать пожелания, согласие, завершить разговор; -вступать в продуктивный коммуникативный контакт с отличившимися по возрасту, полу, другим индивидуальным особенностям партнерами; -конструктивно разрешать конфликты. |
Навыки деятель- ности | Навыки самоорганизации в обучающей ситуации | Развитие умений: - действовать по алгоритму, следуя указаниям на правила выполнения задачи; -осуществлять пошаговый, итоговый и перспективный самоконтроль; -составлять план выполнения задачи, создавать услвия, оптимальные для ее выполнения; -выполнять последовательность действий в соответствии с речевой инструкцией и намеченным планом. |
Личност- ная | Саморегуля-ция эмоций | Развитие эмоций6 - отражать в речи суждения, эмоции, побуждения, мотивы, интересы; - прогнозировать возможные последствия своих поступков. 2.Стимулирование способности к волевому усилию. 3.Оптимизация эмоциональногофона; развитие саморегуляции эмоций; Преодоление негативных эмоциональных переживаний |
Познава-тельная | Восприятие: зрительный анализ и синтез | 1.Развитие зрительного рассматривания, зрительного анализа и синтеза. 2.Развитие умений определять, характеризовать и сопоставлять свойства и признаки знакомых объектов как на основе непосредственного восприятия, так и с использованием готовых моделей |
Внимание: самоконтроль | 1.Развитие самоконтроля как произвольного внимания. 2.Преодоление импульсивности. | |
Память : мне-мичес.прием | Развитие умения использовать в мнемических целях памятки, приемы ассоциации, аналогии, сравнения, классификации, обобщения. | |
Мышление: логические формы | 1.Развитие умений выделять существенные признаки, дежащие в основе родовых обобщений. 2.Осуществление преобразования объектов в процессе как практического, так и мысленного экспериментирования. | |
Воображение: операции воображения | Развитие умений: -устанавливать и объяснять с помощью взрослого ассциативные связи между предметами; - дорисовывать начатое взрослым изображение, дополнять его деталями; - использовать незаконченную фигуру как деталь сюжетной композиции; передавать эмоциональное состояние героев, их характерные движения; -импровизировать в разных видах творческой деятельности. | |
Речевая | Связь мышления и речи | Развитие умений: логически рассуждать, объяснять, описывать, доказывать, делать выводы, обобщать сказанное; объяснять значение понятий. 2.Развитие семантической точности высказывания. |
Протокол психологического обследования.
Ф.И.О.ребенка……………………Дата рождения…………………..…Группа………………………………
Дата обследования: первичное (ПО)…………….………….промежуточное (ПРО)……
итоговое (ИО)…………………………………………………………………………………
1.Моторная сфера.
Критерий: произвольная регуляция движений.
ПО…………………………………………………………………………………………….
ПРО……………………………………………………………………………………………
ИО…………………………………………………………………………………………….
2.Коммуникативная сфера.
Критерий : сформированность компонентов структуры общения (перцепция,………..
коммуникация, интеракция).
ПО………………………………………………………………………………………………...
ПРО…………………………………………………………………………………………….....
ИО…………………………………………………………………………………………………
3.Навыки деятельности.
Критерий: навыки самоорганизации в обучающей ситуации.
ПО………………………………………………………………………………………………..
ПРО……………………………………………………………………………………………...
ИО……………………………………………………………………………………………….
4.Личностная сфера.
Критерий: саморегуляция эмоций.
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………..
5.Познавательная сфера.
5.1 Критерий: восприятие – зрительный анализ и синтез.
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО……………………………………………………………………………………………..
ИО………………………………………………………………………………………………
5.2 Критерий: внимание- самоконтроль
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………..
5.3 Критерий: память – мнемические приемы.
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………..
5.4 Критерий: мышление – логические формы.
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………..
5.5 Критерий: операции воображения.
ПО………………………………………………………………………………………………..
ПРО………………………………………………………………………………………………
ИО……………………………………………………………………………………………….
6.Речевая сфера.
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО………………………………………………………………………………………………
ИО……………………………………………………………………………………………….
Заключение:
ПО……………………………………………………………………………………………….
ПРО……………………………………………………………………………………………..
ИО………………………………………………………………………………………………
Педагог- психолог………………………………………………..(…………………………..)
Речевая карта.
Ф.И ребенка…………………..Дата рождения…………….Домашний адрес………………
Сведения о родителях:
Мать……………………………………………………………………………………………..
……………………………………………………………………………………………………
(Ф.И.О., год рождения, образование, специальность, место работы, должность)
Отец…………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………
(Ф.И.О., год рождения, образование, специальность, место работы, должность)
Заключение ПМПК:…………………………………………………………………………….
Дата заполнения…………………………………………………………………………………
Слух……………………………Зрение…………………………Интеллект………………….
……………………………………………………………………………………………………
1.Общее звучание речи (нужное подчеркнуть):
Темп (нормальный, ускоренный, замедленный)……………………………………………..
Тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное)………………………………………………………………………………………
Громкость голоса (нормальный, чрезмерно громкий, чрезмерно тихий, с носовым оттенком глухой, монотонный)……………………………………………………………………………………….
Ритм (нормальный, дисритмия)………………………………………………………………..
Паузация (правильность расстановки пауз в речевом потоке)………………………………
Употребление основных видов интонации……………………………………………………
2. Анатомическое строение артикуляционного аппарата.
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы)………………………………………………….
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне чулюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов)
………………………………………………………………………………………………………………..
Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный)……………..
………………………………………………………………………………………………………………..
Твердое небо: (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, сумбукозная щель)
……………………………………………………………………………………………………………….
Мягкое небо (отсутствие, укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка)……………..
……………………………………………………………………………………………………………….
Язык (массивный, маленький, короткий, длинный, «географический», гипертрофия кончика языка)
………………………………………………………………………………………………………………..
Подъязычная связка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области)……………………………………………………………………………………………………..
3.Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объем, способность к переключению, замены, синкенизии, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка)……………………………………………………………………………………………..
Движения нижней челюсти: открыть и закрыть рот, подвигать нижней челюстью (вправо-влево)…
………………………………………………………………………………………………………………
Движения губ: «улыбка», «трубочка», «улыбка-трубочка», поднять нижнюю губу, опустить нижнюю губу, одновременно поднять верхнюю губу и опустить нижнюю)………………………….
Движения языка: «лопата», «жало», «лопато-жало», «качели», «маятник», «чашечка», «вкусное варенье»…………………………………………………………………………………………………….
4.Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок)
……………………………………………………………………………………………………………….
Выполнение упражнений :закрыть правый глаз, левый глаз, прищурить глаза, нахмурить брови, поднять брови, надуть правую щеку, левую щеку, втянуть правую щеку, втянуть левую щеку…….
………………………………………………………………………………………………………………..
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок…………………………………………..
5. Навыки деятельности: действие пословестной инструкции, развитие умения осуществлять речевое планирование ; развитие умения объяснять в речи свои действия, их последовательность..
………………………………………………………………………………………………………………..
Номинативный словарь
Покажи и назови части тела и части предметов (по картинкам) | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: ноги, руки, голова, глаза, уши, нос, рот | |||
Спинка стула, сиденье стула, ножки стула | |||
Кузов машины, колеса машины | |||
Пуговица, воротник | |||
5,5-7 лет : шея, живот, грудь | |||
Рукав, манжета, петля для пуговицы | |||
Фары, мотор, кабина машины, руль |
Предикативный словарь
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: ответить на вопросы по картинкам: Что делает мальчик? (ест) | |||
Что делает девочка? (спит) | |||
Что делают дети? (играют) | |||
Ответить на вопросы: Как передвигаются птицы? | |||
Рыбы? | |||
Змея? | |||
Лягушка? | |||
Человек? | |||
Как подает голос кошка? | |||
Собака? | |||
Корова? | |||
Петух? | |||
5,5-7 лет: подобрать антонимы к словам: Входит- | |||
Закрывает- | |||
Встает- | |||
Поднимается- | |||
Ползет- | |||
Бежит- | |||
Улетает- | |||
Ложится- | |||
Плачет- | |||
Кладет- | |||
Инструкция для ребенка: проводится в форме игры «Скажи наоборот» |
Атрибутивный словарь
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: ответить на вопросы с опорой на картинку (соотнести по форме): Руль какой? (круглый) | |||
Окно какое? (квадратное) | |||
Флажок какой? (треугольный) | |||
Слива какая ? (овальная) | |||
Одеяло какое? (прямоугольное) | |||
5,5-7 лет : подобрать антонимы к словам: Холодный- | |||
Ловкий- | |||
Ленивый- | |||
Толстый- | |||
Твердый- | |||
Тупой- | |||
Сухой- | |||
Черный- | |||
Кислый- | |||
Высокий- | |||
Инструкция для ребенка: проводится в форме игры «Скажи наоборот» |
Состояние словоизменения
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: 1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии): Стол - столы | |||
Рот - | |||
Кукла- | |||
Рука- | |||
Окно | |||
Коты- | |||
Лев- | |||
Река- | |||
2. Употребление существительных в косвенных падежах: | |||
Что есть у мальчика? (мяч) | |||
Чего нет у мальчика (мяча) | |||
Кому мальчик дает мяч? (девочке) | |||
Что ты видишь на картинке?(машину) | |||
Чем рисует девочка? (карандашом) | |||
О ком думает кошка? (о мышке) | |||
3.Употребление предложно- падежных конструкций ( ответить на вопросы по предъявляемым действиям с предмектом): Куда я положила игрушку (на стол) | |||
Куда спрятала? (за спину) | |||
А теперь куда? (под стол) | |||
Куда положила? (в коробку) | |||
Откуда достала? (из коробки) | |||
5,5-7 лет 1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа (образовать по аналогии): Ухо- уши | |||
Кольцо- | |||
Лист- | |||
Стул- | |||
Пень- | |||
Воробей- | |||
Книга- | |||
Дерево- | |||
2. Образование существительных множественного числа в родительном падеже (ответить на вопрос «Много чего?» по картинкам): Шары. Много шаров. | |||
Ключи- | |||
Березы- | |||
Ложки- | |||
Окна- | |||
Карандаши- | |||
Листья- | |||
Книги- | |||
Ведра- | |||
3.Употребление предложно- падежных конструкций (ответить на вопросы по предъявляемым действиям с предметом): Где сидит птичка? (На ветке) | |||
Где сидит собака (За домом) | |||
У кого мышка (У девочки) | |||
Где лежит кубик? ( Под столом) | |||
Где летает птичка (За домиком) | |||
Откуда вылетела птичка (Из гнезда) |
Состояние словообразования.
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: 1.Употребление существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (назвать по картинкам): | |||
Стол-столик | |||
Чашка- | |||
Кукла- | |||
Забор- | |||
Сапог- | |||
Кровать- | |||
Лента- | |||
2.Образование названий детенышей животных: У кошки- котенок: | |||
У лисы- | |||
У утки- | |||
У слона- | |||
У зайца- | |||
У волка- | |||
У белки- | |||
5,5-7 лет 1.Употреблени е существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (назвать по картинкам): Ведро- ведерко | |||
Окно- | |||
Лист- | |||
Изба- | |||
Крыльцо- | |||
Кресло- | |||
2.Образование названий детенышей животных: У козы- козленок | |||
У медведя- | |||
У коровы- | |||
У лошади- | |||
У собаки- | |||
У овцы- | |||
Дерево- | |||
3.Образование относительных прилагательных: Стол из дерева - деревянный | |||
Крыша из соломы- | |||
Стена из кирпича- | |||
Шапка из меха- | |||
Сапоги из резины- | |||
Сок из яблок- | |||
4.Образование притяжательных прилагательных: Усы кошки- кошачьи | |||
Хвост лисы - | |||
Берлога медведя- | |||
Очки бабушки- | |||
Туфли мамы- |
6.Общение (коммуникативная функция речи): развитие инициативности в речевом общении, развития умения выразительно передавать свои мысли.
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: Котик. У милы был котик. Он был белый. Мила назвала его Беляк. Мама поила котенка молоком. Беляк был большой шалун. Он любил играть с Милой. | |||
Умная галка Хотела галка пить. В саду на столе стоял кувшин с водой. В кувшине воды было мало. Галка не могла достать воду. Она стала кидать в кувшин камешки. Много накидала. Вода в кувшине поднялась, и галка стала пить. | |||
Колобок. | |||
5,5-7 лет Рыбалка Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше уху. | |||
Случай в лесу Стояла теплая летняя погода. Пошел Дима в лес за ягодами и грибами. Долго ходил по лесу и заблудился. Стало темно, испугался Дима. Залез на дерево и увидел огонек. Пошел Дима по дорожке и пришел к маленькому домику. Здесь жил лесник. Лесник проводил Диму домой. | |||
Теремок. |
7.Личностная сфера (умение увлечь яркостью и динамичностью рассказа о себе; умение правильно использовать интонацию и жесты для передачи рассказа о себе).
8. Речевое развитие.
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: 1. Исправить предложения: Петю встретил Миша. Кто приехал? | |||
Внука проводил дедушка. Кто уезжал? | |||
Охотник шел за собакой .Кто шел впереди? | |||
2.Закончить предложения: Витя простудился , потому что…. | |||
Туристы ушли в поход, чтобы…. | |||
Перелетные птицы улетели в теплые края , потому что…. | |||
5,5-7 лет 1.Ответить на вопрос «Что здесь неправильно?» Коза принесла корм девочке. Колхозники ссыпали мешки в картофель. Убежал мальчик и стеклом разбил мяч. | |||
2. Выбрать правильное предложение: Взошло солнце, потому что стало тепло. Стало тепло, потому что взошло солнце. Грачи прилетели, потому что пришла весна. Пришла весна, потому что грачи прилетели. |
9. Познавательное развитие.
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: 1.Восстановление сюжета (серия из трех картинок) | |||
2.Слухомоторные координации. Логопед выстукивает ритм, ребенку предлагается повторить его. | |||
3.Слухоречевая память. Воспроизведение за логопедом трех- четырех слов: Мак- бак- так- как | |||
5,5-7 лет 1.Восстановление сюжета (серия из пяти картинок) 2. Слухомоторные координации. Ребенку предлагается выполнять ритмы по речевой инструкции ( например: стучать по «два раза»; « стучать по два раза сильно, один раз слабо») | |||
3. Слухоречевая память. Воспроизведение за логопедом пяти- шести слов: Лось, волк, заяц, олень, рысь, лиса | |||
Пила, гвоздь, гайка, нож, лопата, топор |
10. Состояние звукопроизношения (отсутствие замены звуков, возможные искажения, назализованность ротовых и незализованность носовых звуков)
С СЬ | З ЗЬ | Ц | Ш | Ж | Ч | Щ | Р РЬ | Л ЛЬ | |
Первичная | |||||||||
итоговая |
11. Воспроизведение звуко - слоговой структуры слова.
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
4-5,5 лет: 1.Изолированные слова: Кот | |||
Вода | |||
Стук | |||
Мост | |||
Спина | |||
Банка | |||
Фантик | |||
Тропинка | |||
Самолет | |||
Скворец | |||
Микстура | |||
Погремушка | |||
2.Предложения: В универсаме продают продукты | |||
Парашютисты готовятся к прыжку | |||
5,5-7 лет Изолированные слова: | |||
Фотограф | |||
Тротуар | |||
Фотоаппарат | |||
Экскаватор | |||
Виолончелист | |||
Регулировщик | |||
2.Предложения: Виолончелист укладывает инструмент в футляр Регулировщик руководит движением на перекрестке. |
12. Состояние фонематического восприятия, навыков фонематического анализа и синтеза.
Тесты | Первичная диагностика | Промежуточная диагностика | Итоговая диагностика |
-5,5 лет: 1.Повторение слогов с оппозиционными звуками: Ба- па | |||
Га-ка | |||
Та- да | |||
Ма- ба | |||
Ва-ка | |||
Ня- на | |||
Ба- па- ба | |||
Да- та- да | |||
Га- ка-га | |||
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам): Кот- кит | |||
Дом - дым | |||
Мышка- мишка | |||
Уточка- удочка | |||
Почка- бочка | |||
Трава- дрова | |||
3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам): Коса- коза | |||
Миска- мишка | |||
Малина- Марина | |||
Суп - зуб | |||
Челка- щелка | |||
Сайка- чайка | |||
4.Выделение звука (р) из слов (определить, «рычит» ли собачка в словах ): майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон. | |||
5.Выделение начального ударного гласного из слов: Астра | |||
Осень | |||
Улей | |||
Иглы | |||
Арка | |||
Озеро | |||
Уши | |||
5,5-7 лет 1.Повторение слогов с оппозиционными звуками: | |||
Жа- ша- жа | |||
Та- тя- та | |||
Са –ша- са | |||
Са- ца- са | |||
Ща- ся- ща | |||
2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении (по картинкам): Корка- горка | |||
Сова- софа | |||
Пашня- башня | |||
Кадушка- катушка | |||
Крот- грот | |||
Мышка- мошка | |||
3.Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении (по картинкам): Галка- галька | |||
Собор- забор | |||
Касса- каша | |||
Сук- жук | |||
Лук- люк | |||
4.Выделение конечного согласного из слов: Кот | |||
Сом | |||
Лимон | |||
Сироп | |||
Сук | |||
Малыш | |||
5.выделение начального согласного из слов: Мост | |||
Пол | |||
Вода | |||
Дом | |||
Банка | |||
Щетка | |||
6.Определение последовательности звуков в слове: Кот | |||
Нос | |||
Вата | |||
Лапа | |||
Шина | |||
7.Определение количества звуков в словах: Бык | |||
Кит | |||
Ваза | |||
Батон | |||
Банка |
Логическое заключение:
Первичное……………………………………………………………………………………………………………..
Промежуточное……………………………………………………………………………………………………….
Итоговое……………………………………………………………………………………………………………….
Дата ………………………………………………………..Логопед…………………………………………………
Познавательная сфера
1.Восприятие: сенсорные эталоны, перцептивные действия.
Восприятие цвета
Цвет | Сли- чение (ПО) | Выде-ление по слову | Назы Ва-ние | Цвет | Сли- чение (ПРО) | Выде-ление по слову | Назы ва-ние | Цвет | Сли- чение (ИО) | Выде-ление по слову | Назы ва-ние |
Красный | Красный | Красный | |||||||||
Синий | Синий | Синий | |||||||||
Желтый | Желтый | Желтый | |||||||||
Коричнев | Коричнев | Коричнев | |||||||||
Черный | Черный | Черный | |||||||||
Белый | Белый | Белый | |||||||||
Розовый | Розовый | Розовый | |||||||||
Голубой | Голубой | Голубой |
Восприятие формы
Форма | Сли- чение (ПО) | Выде-ление по слову | Назы Ва-ние | Форма | Сли- чение (ПРО) | Выде-ление по слову | Назы ва-ние | Форма | Сли- чение (ИО) | Выде-ление по слову | Назы ва-ние |
Круг | |||||||||||
Квадрат | |||||||||||
Треугольн. | |||||||||||
Прямоугол. | |||||||||||
овал |
Восприятие величины
Параметры величины | Иденти-фика-ция (ПО) | Назы ва-ние | Параметры величины | Иденти-фика-ция (ПРО) | Назы ва-ние | Параметры величины | Иденти-фика-ция (ИО) | Назы ва-ние |
Большой- маленький | Большой- маленький | Большой- маленький | ||||||
Длинный-короткий | Длинный-короткий | Длинный-короткий | ||||||
Высокий-низкий | Высокий-низкий | Высокий-низкий | ||||||
Широкий- узкий | Широкий- узкий | Широкий- узкий | ||||||
Толстый- тонкий | Толстый- тонкий | Толстый- тонкий |
Собирание пирамидки; раскладывание предметов в возрастающем и убывающем порядке.
ПО………………………………………………………………………………………………….
ПРО………………………………………………………………………………………………..
ИО………………………………………………………………………………………………….
2. Внимание (свойства):
Устойчивость
«Найди отличия» (к-во) ПО | «Что непра- вильно» (кол-во) ПО | Продук тивная деятел. (время) ПО | «Найди отличия» (к-во) ПРО | «Что непра- вильно» (кол-во) ПРО | Продук тивная деятел. (время) ПРО | «Найди отличия» (к-во) ИО | «Что непра- вильно» (кол-во) ИО | Продук тивная деятел. (время) ИО |
Концентрация.
ПО…………………………………………………………………………………………………………..
ПРО…………………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………………….
Переключение.
ПО…………………………………………………………………………………………………………..
ПРО…………………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………………….
3.Память (соотношение произвольной и непроизвольной памяти): непроизвольное пассивное запоминание
(НПЗ); непроизвольное активное запоминание (НАЗ); произвольное запоминание (ПЗ).
НПЗ ПО | НАЗ ПО | ПЗ ПО | НПЗ ПРО | НАЗ ПРО | ПЗ ПРО | НПЗ ИО | НАЗ ИО | ПЗ ИО |
Математические представления: Пространственные представления.
Отношения ПО | Ориентировка ПО | Отношения ПРО | Ориентировка ПРО | Отношения ИО | Ориентировка ИО |
Стороны собственного тела | Стороны собственного тела | Стороны собственного тела | |||
Вверху-внизу (от себя, относительно предмета) | Вверху-внизу (от себя, относительно предмета) | Вверху-внизу (от себя, относительно предмета) | |||
Справа-слева (от себя, относительно предмета) | Справа-слева (от себя, относительно предмета | Справа-слева (от себя, относительно предмета | |||
Впереди-сзади (от себя, относительно предмета) | Впереди-сзади (от себя, относительно предмета | Впереди-сзади (от себя, относительно предмета |
Конструктивный праксис (прямое копирование образца из 3 элементов (3-4 года); из 5 элементов(5 лет),
Из 6 элементов (6 лет)
ПО…………………………………………………………………………………………………………..
ПРО…………………………………………………………………………………………………………
ИО………………………………………………………………………………………………………….
Временные представления.
Отношения ПО | Ориентировка ПО | Отношения ПРО | Ориентировка ПРО | Отношения ИО | Ориентировка ИО |
Части суток | Части суток | Части суток | |||
Времена года | Времена года | Времена года | |||
Вчера, сегодня, завтра | Вчера, сегодня, завтра | Вчера, сегодня, завтра | |||
Дни недели | Дни недели | Дни недели |
Количественные представления
Параметры ПО | Умения ПО | Параметры ПРО | Умения ПРО | Параметры ИО | Умения ИО |
Один-много- ни одного | Один-много- ни одного | Один-много- ни одного | |||
Прямой счет | Прямой счет | Прямой счет | |||
Обратный счет | Обратный счет | Обратный счет | |||
Порядковый счет | Порядковый счет | Порядковый счет | |||
Соотнесение множеств | Соотнесение множеств | Соотнесение множеств | |||
Представле-ние о цифрах | Представле-ние о цифрах | Представле-ние о цифрах | |||
Решение простых задач | Решение простых задач | Решение простых задач |
Речевая сфера. Использование лексических, грамматических, синтаксических конструкций в устной речи: Словарный состав речи.
Существи- тельные ПО | Собственные Нарицатель- ные | Существи- тельные ПРО | Собственные Нарицатель-ные | Существи- тельные ПРО | Собственные Нарицатель-ные |
Глаголы | Глаголы | Глаголы | |||
Прилагатель- ные | Прилагатель- ные | Прилагатель- ные | |||
Наречия | Наречия | Наречия | |||
Междометия Местоиме-ния | Междометия Местоиме-ния | Междометия Местоиме-ния |
Виды предложений
Простые ПО | Сложно сочинен-ные | Сложно подчинен-ные | Простые ПРО | Сложно сочинен-ные | Сложно подчинен-ные | Простые ИО | Сложно сочинен-ные | Сложно подчинен-ные |
Состав предложений
Нераспространённые (ПО) | Распространённые (ПО) | ||
с дополнением | с определением | с обстоятельством | |
Нераспространённые (ПРО) | Распространённые (ПРО) | ||
с дополнением | с определением | с обстоятельством | |
Нераспространённые (ИО) | Распространённые (ИО) | ||
с дополнением | с определением | с обстоятельством | |
Заключение:
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
психолого - педагогического сопровождения ребенка
на …………………полугодие 2013-2014 учебного года.
1.Общие сведения о ребенке.
Ф.О………………………………………………………………………………………………………
Возраст………………………………………………Группа………………………………………….
Образовательная программа…………………………………………………………………………..
Заключения специалистов:…………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………
Необходимость в индивидуальной услуге ( нужное подчеркнуть): логопед, психолог, (дефектолог)
воспитатель.
Дата составления: «……………..»…………………………………………20…….г.
2. Задачи коррекционно-развивающей работы с ребёнком
Направления коррекционной работы Специалисты | Физическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Общение | Личностная сфера | Навыки деятельности |
Логопед | ||||||
Психолог | ||||||
Воспитатель |
3. Задачи сопровождения детей родителями в условиях семьи
Направления коррекционной работы | Физическое развитие | Речевое развитие | Познавательное развитие | Общение | Личностная сфера | Навыки деятельности |
Родители |
Логопед………………………………………………………….
Психолог………………………………………………………..
Воспитатель…………………………………………………….
Родители………………………………………………………..
ЛИСТ ЗДОРОВЬЯ.
Ф. И.ребенка………………………………………………………………
Дата рождения……………………………………………………………
Рост ребенка……………………………………………………………..
Размер мебели и маркировка…………………………………………...
Система | Органы зрения | Органы слуха | Сердечно- сосудистая система | Опроно-двигательная система | Нервная система | Органы пищеварения | другое |
Заболевание | |||||||
Психогигиени-ческие и профилактические условия |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНСИЛИУМА
(по результатам коррекционно-диагностического обучения за ………….полугодие 2013 – 2014 уч.г.)
Ф.И.ребенка……………………………………………………..год обучения…………………………………..
Заключение ПМПК………………………………………………………………………………………………..
Дата проведения консилиума……………………………………………………………………………………..
Дата зачисления в группу…………………………………………………………………………………………
Вид занятия | |||||||||
Логопед | |||||||||
психолог | |||||||||
Воспитатель |
Количество посещенных занятий за ………………….полугодие 2013 - 2014 учебного года
Результаты усвоения программного материала за первое полугодие
Вид занятия | |||||||||
Номер занятия | |||||||||
Кол-во баллов | |||||||||
Итого |
Заключение специалистов по уровню усвоения программного материала.
1.Заключение учителя-логопеда………………………………………………………………………………
…………………………………………………………………………………………………………………..
2.Заключение воспитателя…………………………………………………………………………………….
…………………………………………………………………………………………………………………..
3. Заключение педагога- психолога…………………………………………………………………………..
…………………………………………………………………………………………………………………..
Заключение консилиума………………………………………………………………………………………
Рекомендации консилиума……………………………………………………………………………………
Председатель ПМПК……………………………………..
Учитель – логопед………………………………………
Воспитатель……………………………………………..
Педагог-психолог……………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПСИХОЛОГАМ: Рабочая программа педагога-психолога "Будущий первоклассник"
Ребенок к школе должен быть зрелым не только в физиологическом и социальном отношении, но и достичь определенного уровня умственного и эмоционально- волевого развития. Программа рассчитана на развитие...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год. Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпедагога – психолога на 2014 – 2015 учебный год.Педагог – психолог Конарева Ирина Сергеевна...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 6-7 лет групп общеразвивающей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год. Цель: реализация содержания основной образовател...
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный год
Рабочая программа педагога-психолога для детей 5-7 лет групп компенсирующей направленности срок реализации программы 2020-2021 учебный годЦель: Реализация содержания Адаптированной основной образовате...
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу
Рабочая программа педагога-психолога реализующая адаптированную основную общеобразовательную программу в образовательной организации для детей с ТНР...
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой
Рабочая программа педагога-психолога составлена на основе программы «Цветиксемицветик» под ред. Н.Ю. Куражевой...
Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО
Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовател...