Рабочая программа педагога-психолога в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет) на 2023- 2024 учебный год на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО
рабочая программа по психологии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Валентина Пожидаева

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 9», разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ, локальными актами учреждения. 

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ. 

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_psihologa_23-24.docx93.72 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО:

На заседании педагогического совета

Протокол № 1                                                                                                                           от «31» августа            2023 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МКДОУ «Детский сад №9 »

________  Мещерякова А. И.

Приказ №                   от «31» августа 2023г.                                    

СОГЛАСОВАНО:

Советом родителей

Протокол №  1 от «    »  2023г.         

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

педагога-психолога

 в группах общеразвивающей направленности (3-7 лет)

на 2023- 2024 учебный год  

на основе Федеральной образовательной программы  дошкольного образования и в соответствии с ФГОС ДО

Составила:

педагог-психолог

В.В.Пожидаева

село Сенгилеевское, 2023г.

Содержание

1.

Целевой раздел Программы

3-8

1.1.

Пояснительная записка

3-4

1.2.

Цели и задачи реализации Программы

5

1.3..

Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4..

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики

6-8

1.4.1.

Возрастные особенности детей 3-4 лет.

6

1.4.2.

Возрастные особенности детей 4-5 лет.

6-7

1.4.3.

Возрастные особенности детей 5-6 лет.

7-8

1.4.4.

Возрастные особенности детей 6-7 лет.

8

1.5.

Планируемые результаты освоения  программы.

8-9

II.

Содержательный раздел Программы

10-22

2.1.

Основные направления психолого-педагогической деятельности.

10-11

2.1.1.

Психодиагностика.

11-12

2.1.2.

Коррекционно-развивающая работа.

12

2.1.3.

Психологическое консультирование.

12-13

2.1.4.

Психопрофилактика.

13

2.1.5.

Психологическое просвещение.

13-14

2.2.

Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.

14-16

2.3.

Содержание деятельности педагога-психолога  в рамках психолого-педагогической службы ДОУ.

16-19

2.4.

Организация системы взаимодействия педагога-психолога.

19

2.4.1.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

19-20

2.4.2.

Взаимодействие со специалистами ДОУ.

20-22

III.

Организационный раздел Программы

23-28

3.1.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

23

3.1.1.

Используемый диагностический комплекс

23

3.1.2.

Используемые психодиагностические комплекты

23-24

3.1.3.

Используемые методики.

24-25

3.1.4.

Перечень используемых программ, технологий, пособий

25-26

3.1.5.

Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ

26-27

3.1.6.

Программно-методическое обеспечение.

27-28

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ.

1.1. Пояснительная записка

Рабочая программа педагога-психолога Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 9» села Сенгилеевского  разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155» "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования", вступившего в силу с 1 января 2014 года федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), нормативно-правовыми актами, регулирующими деятельность педагога-психолога образовательного учреждения.

Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ «Детский сад № 9», разработанной в соответствии с ФГОС, Уставом ДОУ, локальными актами учреждения.  

Рабочая программа определяет содержание и структуру деятельности педагога-психолога по направлениям: психопрофилактика, психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование и поддержка деятельности ДОУ в работе с детьми от 3 до 7 лет, родителями воспитанников и педагогами ДОУ.  

Рабочая программа включает в себя организацию психологического сопровождения деятельности ДОУ по основным направлениям – социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, обеспечивает  единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования. Приоритетным является обеспечение единого процесса социализации — индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.  Учитывая специфику профессиональной деятельности педагога-психолога ДОУ, значительное место уделяется целенаправленной деятельности по профилактике, поддержанию и коррекции нарушений развития детей.  Содержание рабочей программы реализуется с учетом возрастных особенностей дошкольников и спецификой ДОУ.  

Данная рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:  

  • Конституция РФ, ст.43, 72
  • Конвенция о правах ребенка (1989 г.)  
  • Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
  •  «Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155.  
  • Инновационная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под ред. Н. Е. Вераксы. Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р).
  • Приказ Минпросвещения России от 31.07.2020 N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573) Санитарно – эпидемиологическими правилами СП 3.1./2 4 3598-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы ОО и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения короновирусной инфекции (COVID-19); Постановление Главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении санитарных правил и норм 1.2.3685-21 СанПиН 1.2.3685-21 от 28.01.2021г. «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
  •  Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 9»
  • Устав МКДОУ «Детский сад № 9»
  • Приказ МО СК № 841-пр от 13.09.2013 г. «Об организаций деятельности педагога – психолога образовательной организации Ставропольского края »
  • Приказ МО РФ «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе МО РФ» №636 от 22.10.1999.  
  • Письмо МО РФ № 70/23 – 16 от 07.04.1999 г. «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».  
  • Письмо МО РФ от 22.01.98 № 20-58-07 ИН/20-4 «Об учителях – логопедах и педагогах – психологов учреждений образования».
  • Письмо МО РФ от 27.06.2003 N 28-51-513/16 «О методических рекоминдациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»

1.2.Цели и задачи реализации Программы.

Цель – охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи: 

  • определение индивидуальных образовательных потребностей детей;
  • предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;
  • создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
  • создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей;
  • обеспечение условий для раскрытия возможностей детей;
  • проведение диагностической работы;
  • проведение развивающей и психокоррекционной работы;
  • проведение консультативной работы;
  • проведение психопрофилактической работы.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы:  

  • Поддержки разнообразия детства;
  • Сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
  • Полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации детского развития;
  • Создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • Содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
  • Приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через ее включение в различные виды деятельности;
  • Учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.  

Подходы:  

  • Рефлексивно-деятельностный подход (развитие психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту);  
  • Личностно – ориентированный подход (Г.А. Цукерман, Ш.А. Амонашвили; выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности);  
  • Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).  

1.4. Значимые для разработки и  реализации Программы характеристики.

1.4.1. Возрастные особенности детей 3-4 лет.

Общение становится в не ситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является её условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.

В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определённой организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3–4 слова и 5–6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение. Взаимоотношения детей: они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.

1.4.2. Возрастные особенности детей 4-5 лет.

В игровой деятельности появляются ролевые взаимодействия. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т.д.

Формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Начинает развиваться образное мышление. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15 – 20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь становится предметом активности детей. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослыми становится в не ситуативной. В общении ребёнка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, появляются постоянные партнёры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность.

1.4.3. Возрастные особенности детей 5-6 лет.

Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения.

Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер; по рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображённого человека.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до 10 различных предметов.

Восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления.  

Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Начинается переход от не произвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца; усвоением обобщённых способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

1.4.4. Возрастные особенности детей 6-7 лет.

Дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Изображение человека становится ещё более детализированным и пропорциональным.  

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности. Они свободно владеют обобщёнными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объёмными предметами.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.

В результате правильно организованной образовательной работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

1.5.  Планируемые результаты освоения  программы.

Результатом реализации содержания рабочей программы является достижение целевых ориентиров уровня дошкольного образования. В соответствии с ФГОС ДО планируемые результаты освоения содержания рабочей программы педагога-психолога конкретизируют требования к целевым ориентирам с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (образовательных траекторий развития) детей.  

Целевые ориентиры:  

  • Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности (игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности), способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности.  
  • Обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх.
  • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, старается разрешать конфликты социально приемлемыми способами.  
  • Обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, прежде всего, в игре.  
  • Владеет разными формами и видами игровой деятельности, различает условную и реальную ситуации, умеет подчинять правилам.
  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать ее для выражения мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки грамотности;  
  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.  
  • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
  • Проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
  • Склонен наблюдать, экспериментировать, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории.  
  • Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.  
  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Основные направления психолого-педагогической деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса обеспечивает реализацию   Основной образовательной программы ДОУ, основанной на примерной основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой). Программа направленна на создание социально-психологических условий для успешного развития и обучения каждого ребенка.  

Объектом сопровождения выступает образовательный процесс.

Предметом деятельности является ситуация развития ребенка как система отношений ребенка: с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение этих отношений: их развитие, коррекция, восстановления.

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в образовательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • охрана и укрепление психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;  
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;  
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.  
  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;  
  • оказание помощи (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения и социализации;  
  • обеспечение психологического сопровождения разработки и реализации образовательных программ и развития ДОУ в целом.

Задачи психолого-педагогического сопровождения конкретизируются в зависимости от возраста детей, уровня их развития.  

Охрана и укрепление психического здоровья детей является также одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Деятельность современного педагога-психолога ДОУ направлена, с одной стороны, на создание условий для реализации возможностей развития ребёнка в дошкольном возрасте, а с другой, на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Цель психолого-педагогической деятельности: создать каждому ребенку в детском саду возможность для развития способностей, творческой самореализации, определение основных направлений психологического сопровождения реализации образовательных инициатив для обеспечения полноценного формирования интегративных качеств дошкольников, в том числе общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в их психическом развитии.

Принципы психолого-педагогической деятельности:

Вариативность — предоставление ребенку возможности для оптимального самовыражения через осуществление права выбора, самостоятельного выхода из проблемной ситуации.

Деятельность — стимулирование детей на активный поиск новых знаний в совместной деятельности с взрослым, в игре и в самостоятельной деятельности.

Креативность  — создание ситуаций, в которых ребенок может реализовать свой творческий потенциал через совместную и индивидуальную деятельность.  

Чтобы дети верили в свои силы, развивались и экспериментировали, педагоги должны поощрять инициативу, поэтому в своей практике применяю различные приемы и методы: продуктивные виды деятельности, совместная исследовательская деятельность взрослого и детей, опыты и экспериментирования, интегрированные познавательные занятия, наблюдение и труд в уголке природы, ритуал планирования самостоятельной

деятельности, совместная деятельность взрослого и детей, организация проектной деятельности, самостоятельная деятельность детей, групповой сбор; также, такие приемы, как алгоритмы, моделирование ситуаций, индивидуально-личностное общение с ребенком.  

2.1.1. Психодиагностика.

Цель: получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса.

  • Диагностика познавательной и эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста.
  • Диагностика готовности детей 6-7 лет к обучению в школе.  
  • Диагностика межличностных отношений между детьми в группе детского сада (старший дошкольный возраст).
  • Диагностика воспитанников в рамках психолого педагогического консилиума (ППк) ДОУ.  
  • Диагностика педагогов, родителей по актуальным направлениям с целью выявления и конкретизации проблем воспитательно-образовательного процесса.
  • Диагностика по запросам родителей, воспитателей, администрации ДОУ.

2.1.2. Коррекционно-развивающая работа.

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Коррекционно-развивающая работа планируется и проводится с учетом специфики детского коллектива (группы), индивидуальных особенностей каждого ребенка.  

В коррекционной работе педагог-психолог опирается на эталоны психического развития, описанные в детской, возрастной и педагогической психологии. В развивающей работе предусмотрена ориентация на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, в которых ребенок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Последний может быть как выше, так и ниже среднестатистического.  

Объектом коррекционной и развивающей работы являются проблемы в познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сферах, которые влияют, в конечном счете, на формирование у дошкольников интегративных качеств и на развитие ребенка в целом.

Эта работа провидится с детьми, имеющими развитие в пределах возрастной нормы. Выбор конкретной формы, технологии и содержания

коррекционно-развивающей работы, определение адресной группы воспитанников, выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития ребенка являются результатом психологической диагностики.  

В коррекционно-развивающую работу педагога психолога входит:

  • Проведение занятий с вновь прибывшими детьми – Адаптационные игры, наблюдение.  
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования предпосылок учебной деятельности, коррекции и развития познавательной и эмоциональной, волевой сфер (с учетом результатов промежуточной диагностики на начало учебного года).
  • Выстраивание индивидуальной траектории (индивидуальный образовательный маршрут) развития для детей – инвалидов.

2.1.3. Психологическое консультирование.

Цель: оказание психологической помощи участникам воспитательно- образовательного процесса в разрешении проблем, связанных с образовательным процессом или влияющих на эффективность образовательного процесса в ДОУ. В ДОУ проводится консультирование родителей, воспитателей, администрации. Тематика проводимых консультаций обусловлена рамками профессиональной компетентности педагога- психолога в ДОУ. При необходимости, педагог-психолог ориентирует консультируемого на получение психологической помощи в службах районного и областного уровня по теме запроса.  

Психологическое консультирование включает следующие разделы:  

  • Консультирование по проблемам трудностей в обучении  
  • Консультирование по проблемам детско-родительских отношений  
  • Консультирование по проблемам межличностного взаимодействия в образовательном процессе  
  • Консультирование по проблемам адаптации/дезадаптации детей  
  • Консультирование по проблемам психологической готовности ребёнка к обучению в школе.

Педагог-психолог может инициировать групповые, индивидуальные и иные формы консультации педагогов и родителей.

2.1.4. Психопрофилактика.

Цель:  сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в ДОУ. Предупреждение дезадаптации (нарушений процесса приспособления к среде) возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно-образовательного процесса, просветительская деятельность, создание благоприятного психологического климата в учреждении, осуществление мероприятий по предупреждению и снятию психологической перегрузки.  

В связи с возрастанием количества детей с пограничными и ярко выраженными проблемами в психическом развитии, перед психологом стоит задача - содействовать первичной профилактике и интеграции этих детей в социум.

Для этого предусмотрено:

  • Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды.
  • Анализ медицинских карт (карта «История развития ребенка») вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога.
  • Групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступающих детей.
  • Информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

2.1.5. Психологическое просвещение.

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей, формирование запроса на психологические услуги и обеспечение информацией по психологическим проблемам, а именно:

  • повышение уровня психологических знаний;
  • включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение педагогов и родителей опирается на результаты изучения конкретных особенностей ДОУ, с учетом традиций и местных условий, квалификации и особенностей педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей.

2.2. Психологическое сопровождение реализации основной образовательной программы ДОУ по освоению образовательных областей в соответствии с ФГОС.

Рабочая программа педагога-психолога обеспечивает, с учетом приоритетного направления деятельности ДОУ в соответствии ФГОС и сферы компетентности педагога-психолога, в реализации пяти направлений развития детей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое.

К сфере профессиональной компетентности педагога-психолога относятся следующие образовательные области:

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

  • Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию;
  • Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов;
  • Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих, коррекционных, дидактических играх и других видах деятельности).
  • Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям. Развивать эмоциональную отзывчивость.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни.

Развивать у детей потребность в двигательной активности. Целенаправленно развивать у детей физические качества: скоростно-силовые качества, быстроту реакции на сигналы и действие в соответствии с ними; содействовать развитию координации, общей выносливости, силы, гибкости; Развивать у детей умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп; самостоятельно выполнять простейшие построения и перестроения, уверенно, в соответствии с указаниями;

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной, и др.).

Формировать сенсорный опыт и развивать положительный эмоциональный отклик детей на эстетические свойства и качества предметов, на эстетическую сторону явлений природы и окружающего мира.

Формировать умения внимательно рассматривать картинку, народную игрушку, узнавать в изображенном знакомые предметы и объекты, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке; понимать сюжет, эмоционально откликаться, реагировать, сопереживать героям; привлечь внимание к некоторым средствам выразительности.

2.3. Содержание деятельности педагога-психолога  в рамках психолого-педагогической службы ДОУ.

Работа с детьми.

  • Плановая  психолого-педагогическая диагностика (начало и конец учебного года, промежуточная диагностика в середине года) познавательной сферы, эмоционального благополучия ребенка.  
  • Диагностика психологической готовности ребенка к школьному обучению.  
  • Индивидуальная диагностическая, коррекционно-развивающая работа с детьми по запросам воспитателей, родителей, администрации.  
  • Сопровождение детей в период адаптации к детскому саду.
  •  Коррекция познавательной, эмоциональной, мотивационной, волевой, поведенческой сфер ребенка.  
  • Составление индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуальный образовательный маршрут).  

Работа с педагогами.

  • Повышение уровня педагогической и психологической грамотности. Просветительская работа с воспитателями, педагогами ДОУ.  
  • Рекомендации по индивидуальной работе с детьми на основании результатов диагностики (в течение года).  
  • Посещение занятий и их психолого-педагогический анализ (в течение года); разработка рекомендаций.  
  • Индивидуальное консультирование по вопросам воспитания и развития детей (по запросам).  
  • Семинары, практикумы, психологические тренинги с педагогическим коллективом (по плану).  

Работа с родителями.

  • Социологическое анкетирование родителей (в течение года).  
  • Индивидуальное консультирование родителей.  
  • Углубленная диагностика социальной ситуации семейных, детско-родительских взаимоотношений (по запросу).  
  • Просветительская работа среди родителей.  
  • Организация и проведение родительских собраний, тренингов, семинаров, мастер-классов (по плану).  

Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов.

Важнейшей задачей модернизации российского образования является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация. В этой связи особую значимость и актуальность приобретает психолого-педагогическое сопровождение детей- инвалидов на разных этапах их развития. Имея те или иные отклонения в развитии, в зависимости от состояния здоровья, активность детей существенно ограничивается. Поэтому ребёнок испытывает затруднения в осуществлении жизненно важных функций, обеспечивающих удовлетворение его базовых потребностей и определяющих его способность к общению и познанию. Современный опыт показывает, что условия раннего вмешательства в развитие таких детей приобретает стойкую положительную динамику, так как предусматривает создание для них психологически комфортной, коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные возможности для получения развития, оздоровления; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Основными целями и задачами организации сопровождения детей-инвалидов, посещающих ДОУ являются:

  • оказание своевременной систематической медико-психолого-педагогической помощи детям инвалидам в удобное для ребенка и его семьи время с учетом графика работы специалистов ДОУ;
  • оказание консультативно-методической помощи родителям в организации воспитания и обучения ребенка инвалида;  
  • социальная адаптация детей инвалидов в коллектив сверстников;
  • формирование предпосылок учебной деятельности.

Для детей - инвалидов в ДОУ определен индивидуальный образовательный маршрут.

Поддержки детской инициативы.  

Сферы инициативы:

  • Коммуникативная инициатива (включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи).
  • Творческая инициатива (включенность в сюжетную игру как основную творческую деятельность ребенка, где развиваются воображение, образное мышление).
  • Инициатива как целеполагание и волевое усилие (включенность в разные виды продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструирование, требующие усилий по преодолению «сопротивления» материала, где развиваются произвольность, планирующая функция речи).
  • Познавательная инициатива–любознательность (включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения).

Направления и способы поддержки детской инициативы:

  • Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей.
  • Выбор оптимального уровня нагрузки (в соответствии со способностями и возможностями ребенка так, чтобы он справился с заданием).
  • Поощрение (в процессе деятельности: активности, творческого), похвала, подбадривание (правильности осуществляемого ребенком действия, а не его самого).
  • Обеспечение благоприятной атмосферы, доброжелательность со стороны педагога, отказ педагога от высказывания оценок и критики в адрес ребенка.
  • Положительная оценка (как итогового, так и промежуточного результата).
  • Проявление внимания к интересам и потребностям каждого ребенка.
  • Косвенная (не директивная) помощь (подсказать желаемое действие, направить и т.д.).
  • Личностный пример воспитателя (использование грамотной правильной речи, отношение к собеседнику, настроение и т.д.).
  • Отсутствие запрета (на выбор партнера для действия, игры, роли и т.д.).
  • Предложение альтернативы (другого способа, варианта действия).
  • Создание и своевременное изменение предметно-пространственной развивающей среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта детей (лабораторное оборудование, материалы, атрибуты, инвентарь для различных видов деятельности, к которым обеспечен беспрепятственный доступ и т. д.).
  • Обеспечение (выбора различных форм деятельности: индивидуальной, парной, групповой; сменности игрового материала, художественных произведений (книги, картины, аудио и видеозаписи), музыкальных и спортивных атрибутов).
  • Отмечать и приветствовать даже самые минимальные успехи детей.
  • Предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
  • Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
  • Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями; знакомить детей с группой, другими помещениями и сотрудниками детского сада, территорией участка с целью повышения самостоятельности.
  • Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
  • Устанавливать простые и понятные детям нормы жизни группы, четко исполнять правила поведения всеми детьми.
  • Проводить все режимные моменты в эмоционально положительном настроении, избегать ситуации спешки и поторапливания детей.
  • Обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников.
  • Поощрять занятия двигательной, игровой, изобразительной, конструктивной деятельностью, выражать одобрение любому результату труда ребенка.
  • Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку.
  • Поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу).
  • Привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу, обсуждать совместные проекты.

2.4. Организация системы взаимодействия педагога-психолога.

2.4.1.  Взаимодействие с семьями воспитанников.

При анализе контингента семей выявлено, что дети ДОУ воспитываются в семьях различного социального статуса, имеющих разный уровень образования. Эти данные учитываются при организации взаимодействия педагога-психолога с родителями воспитанников, которое направлено на создание доброжелательной, психологически комфортной атмосферы в ДОУ, установление взаимопонимания и создание условий для сотрудничества с родителями.

Основные формы взаимодействия с семьей.

Психодиагностическая работа:

выявление особенностей личности родителей, детско-родительских отношений.

 Консультативная работа:

  • по вопросам адаптации детей к условиям детского сада;
  • по проблемам воспитания и психологического развития детей (индивидуальное консультирование);
  • участие в родительских собраниях по запросам педагогов детского сада и родителей воспитанников.

Психопросвещение:

  • Памятки для родителей.
  • Оформление информационно- просветительских материалов для размещения на стендах, сайте ДОУ.

Направления деятельности педагога-психолога с родителями воспитанников.

 Обучает родителей:

•  способам применения разных видов игровых средств и оборудования;

•  умению организовывать и направлять разные игры детей;

•  методам игрового взаимодействия с ребенком;

•  созданию оптимальной развивающей среды дома;

•  правилам выбора игровых средств и оборудования.

Проводит:

•  индивидуальные консультации родителей по вопросам воспитания и обучения детей;

•  групповые тематические консультации для родителей;

•  игровые детско-родительские сеансы;

•  психологическую диагностику детей.

Знакомит родителей:

•  с психофизиологическими особенностями ребенка с учетом возраста;

•  со способами создания условий для полноценного психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Объясняет родителям значимость:

•  создания условий для успешной социализации детей;

•  обучения игровому взаимодействию с детьми.

Формирует:

•  психологическую компетентность родителей в вопросах воспитания, развития детей;

•  потребность к овладению психологическими знаниями;

•  модель поведения родителей в ситуациях адаптации ребенка к детскому саду, школе;

• личностные качества воспитанников с учетом сохранения их индивидуальности (совместно с логопедом и другими специалистами);

•  предпосылки для оптимального перехода детей на следующую возрастную ступень.

Проводит;

•  групповые тематические консультации для родителей:

•  индивидуальные консультации для родителей по запросу;

•  консультации на форуме ДОУ по вопросам, не требующим личного контакта;

  1. Взаимодействие со специалистами ДОУ.

С руководителем:

  • Уточняет запрос по психологическому сопровождению образовательного процесса, формы и методы работы, которые будут эффективны для данного образовательного учреждения.
  • Осуществляет поддержку в разрешении спорных и конфликтных ситуаций в коллективе.
  • Оказывает психологическую поддержку при адаптации новых работников коллектива.
  • Предоставляет отчетную документацию.
  • Участвует в комплектовании групп с учетом индивидуальных психологических особенностей детей.
  • При необходимости рекомендует администрации направлять ребенка с особенностями развития на ПМПК.

Со старшим воспитателем:

  • Формирует содержание психолого-педагогической работы по организации деятельности взрослых и детей в освоении образовательных областей. Составляет индивидуальные образовательные маршруты.
  • Анализирует психологический компонент в организации воспитательной работы в учреждении и вносит предложения по повышению эффективного психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.
  • Участвует в разработках методических и информационных материалов по психолого-педагогическим вопросам.
  • Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, психолого-педагогических консилиумов.
  • Представляет документацию в течение всего учебного года (план работы, аналитические справки, анализ работы за год).
  • Разрабатывает и внедряет план работы по преемственности со школой.

С воспитателями.

  • Содействует формированию банка развивающих игр с учетом психологических особенностей дошкольников.
  • Участвует в проведении мониторинга по выявлению уровня сформированности школьной зрелости у старших  дошкольников на основании анализа представленных воспитателю рекомендаций по образовательной траектории развития ребенка (в конце учебного года).
  • Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ и ориентирует воспитателей в проблемах личностного и социального развития воспитанников.
  • Организует и проводит консультации (индивидуальные, групповые, тематические, проблемные) по вопросам развития детей, а также практического применения психологии для решения педагогических задач, тем самым повышая их социально-психологическую компетентность.
  • Оказывает помощь воспитателям в разработке индивидуального образовательного маршрута дошкольника.
  • Проводит консультирование воспитателей по предупреждению и коррекции отклонений и нарушений в эмоциональной и когнитивной сферах у детей.
  • Оказывает психологическую профилактическую помощь воспитателям с целью предупреждения у них эмоционального выгорания.
  • Содействует повышению уровня культуры общения воспитателя с родителями.
  • Организует психопрофилактические мероприятия с целью предупреждения психоэмоционального напряжения у детей (психологические аспекты организации детского сна, питания, режима жизнедеятельности детей).
  • Участвует во внедрении здоровьесберегающих технологий (подготовка руки к письму, пра­вильная осанка и т. д.).
  • Участвует в деятельности по психологической подготовке детей к школе (активизация вни­мания и памяти), просвещает воспитателей по данной тематике.

С музыкальным руководителем.

  • Оказывает помощь в рамках психологического сопровождения деятельности музыкального руководителя.
  • Помогает в создании эмоционального настроя, повышении внимания детей при выполнении упражнений на активизацию дыхания и голоса (для групп детей с нарушением речи).
  • Учит детей определять, анализировать и обозначать словами свои переживания, работая над их эмоциональным развитием, в ходе прослушивания различных музыкальных произведений (для комплексных занятий).
  • Участвует в организации и проведении театрализованных представлений.
  • Обеспечивает психологическую безопасность во время проведения массовых праздничных мероприятий.

С учителем-логопедом.

  • Оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции  и самоконтроля на занятиях логопеда.
  • Участвует в обследовании детей  с целью выявления уровня их развития, состояния общей, мелкой  моторики, а также особенностей познавательной деятельности, эмоциональной сферы.
  • Разрабатывает индивидуально-ориентированный маршрут психологического сопровождения ребенка и его семьи на основе полученных данных совместно со всеми специалистами.
  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Для успешной деятельности педагога – психолога в образовании важно обеспечить его инструментарием и адекватно организовать рабочее пространство.

3.1.1. Используемый диагностический комплекс

Изучаемый параметр

Методика

Источник

Воображение,  моторика

Дьяченко О.М «Дорисовывание фигур»  

Психолог в ДОУ: методические рекомендации к практической деятельности / под ред. Т. В. Лаврентьевой.  М ,2016  

Самооценка

Хухлаева Л.«Лесенка»  

Клюева Н.В. Касаткина Ю.ВУчим детей общению. Ярославль, 2014  

Статус в группе

«Два дома»  

Агаева Е.И. Задачи и функции психолога в ДОУ. М, 2015  

Мотивация

Банков. С.А. Тестовая беседа  

Посевина Г.П.., Король. Л.. Программа адаптации детей 6-7 летк школьной жизни «Радость познания». Ростовна- Дону, 2014  

Произвольност ь

Гуткина Н.И. «Домик»  

Гуткина .Н.И.  

Игра

Степанова Г.Б. Индивидуальный профиль социального развития  

Юдина Е.В. Степанова Г.Б. Педагогическая диагностика в д/с. М. 2014  

 

3.1.2.  Используемые психодиагностические комплект.

Перечень программ, технологий, пособий

Сборник коррекционно-развивающих и развивающих программ психолого-педагогической направленности. Михайловск , 2013 г.

Методика определения готовности к школе. Л.Я. Ясюкова – Санкт-Петербург, 1999г.

Диагностика готовности ребенка к школе. Т.В. Иванова – Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.

Психология ребенка. Методики и тесты от рождения до 11 лет под редакцией А.А. Реана. – М.: АСТ, 2008г.

Психолого-педагогический инструментарий педагога-психолога дошкольного учреждения. Учебно-методическое пособие. Ставрополь «СКИПКРО», 2000

В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. Е.В. Котова. М.: ТЦ Сфера, 2008

Игровые занятия по развитию памяти, мышления и воображения у дошкольников. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. М.: АРКТИ, 2008г.

3.1.3.  Используемые методики.

Название методики

Цель

Группа

Графический диктант

Выявление уровня сформированности произвольности

Подготовительная  

Исследование восприятия

Определить уровень развития зрительного и слухового восприятия

Старшая, подготовительная  

Четвертый лишний

Исследование уровня развития  мышления (классификация, обобщение)  

Старшая, подготовительная  

Последовательность событий

Исследование словесно-логического мышления

Старшая, подготовительная  

Кратковременная речевая память

Определение объема речеслуховой памяти  

Старшая, подготовительная  

Кратковременная зрительная память

Определение объема зрительной памяти

Старшая, Подготовительная  

Кружки

Определение уровня развития внимания

Старшая, подготовительная  

Мелкая моторика

Исследование уровня развития мелкой моторики

Старшая, подготовительная  

Мотивационная готовность к обучению в школе

Определение сформированности мотивации к обучению

Подготовительная  

Гештальт-тест Бендер

Определение уровня развития зрительно-моторной координации

Подготовительная  

Тест Тулуз-Пьерона

Исследование особенностей  нейродинамики, внимания, работоспособности

Подготовительная  

Тест Равена

Исследование уровня развития  мышления (Визуальное линейное, структурное)

Подготовительная  

Тест Теммл, Дорки, Амен

Определение уровня тревожности

Старшая, подготовительная  

Цветовой тест Люшера

Определение эмоционального фона, энергетики

Подготовительная  

Рисуночный тест Дерево

Исследование личностных особенностей

Старшая,

подготовительная  

Рисунок семьи

Исследование обстановки в семье

Старшая, подготовительная  

Речевые антонимы, Речевые классификации, Произвольное владение речью

Определение уровня речевого развития

Подготовительная  

Интуитивный визуальный анализ-синтез, Речевые аналогии, Визуальные аналогии, Речевые классификации, Визуальные классификации, Абстрактное мышление

Определение уровня развития мышления

Подготовительная  

Диагностика ребенка к ДОУ

Определение уровня успешности адаптации ребенка к условиям детского сада.

Младшая

Лесенка

Определение самооценки

Младшая – подготовительная

Дом-ДеревоЧеловек

Изучение личностных особенностей ребенка

Старшая,

подготовительная

З.1.4. Перечень используемых программ, технологий, пособий

Дети с трудностями в поведении (коррекционная направленность) 

• враждебность

• тревожность

• страхи

• рассеянность

• плаксивость,  

• гиперактивность

• упрямство

• апатичность

• чувствительность

• демонстративность

1. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Н.Ф.Иванова  Волгоград 2019г.  

2. Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники. Авт. Исратова О.Н.-Ростов н/д, 2019г  

3. Ребенок капризничает. Эда Ле Шан. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 г.

4. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т.П. Смирнова. Ростов н/Д.: Феникс, 2007г.

5. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Н.О. Сучкова. СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008г.

6. Арт-терапия в работе с детьми. И.В. Киселева. СПб.: Речь, 2008г.

5. Рисунки с изображениями эмоций, различных ситуаций и т.д.  

Группа детей по подготовке к школе

(коррекционно-развивающая направленность)  

1. Программа подготовки к школе  

2.Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению 3. О.Голенищева, 2016

3. Игры и задания на готовность к школе. Ю.А. Соколова. М.: Эксмо, 2010г.

Рабочие тетради дошкольника:  

- Найди, что не подходит

- Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления

- Сравниваем предметы

- Упражнения для развития творческого мышления

- Рисуем по точкам

- Рисуем по клеточкам

- Тренируем руку. Штриховка.

-  Н.В. Чуб Большая книга заданий и упражнений Готовимся к школе.  

Вновь прибывшие в ДОУ дети

Адаптация ребенка к условиям детского сада. Н.В. Соколовская. Волгоград-Учитель, 2008г.

  1. Паспорт кабинета педагога-психолога ДОУ

 

Консультативное пространство оснащено столом и стульями.  

Коррекционно-развивающее пространство  включает:

  • детские столы и стулья;
  • световая песочница;
  • магнитно-меловая доска;
  • пирамиды, матрешки;  
  • сюжетные кубики;  
  • вкладыши;
  • различные головоломки;
  • «Умные шнуровки»  
  • различные виды кукол:  перчаточные, пальчиковые, мягкие;
  • наборы маленьких игрушек (типа «Киндер-сюрприз»):  
  • разнообразный художественный материал: пластилин, краски, фломастеры, карандаши);
  • диски с разнохарактерной музыкой (релаксационная, активизирующая, шум леса и моря, детские песенки и т. д.);
  • волшебные мешочки;
  • счетные палочки;
  • сюжетные картинки;
  • игры на развитие психических процессов: «Что перепутал художник?», «Найди четвертый лишний», «Готов ли ты к школе?», «Найди пару», «Противоположности».

Организационно-планирующее пространство кабинета оснащено письменным столом, стеллажами для книг и пособий, шкафом для рабочих папок.  

  1. Программно-методическое обеспечение.
  1. Психолого-педагогический инструментарий педагога-психолога дошкольного учреждения. Учебно-методическое пособие. //Ставрополь «СКИПКРО», 2000
  2. Сборник коррекционно-развивающих и развивающих программ психолого-педагогической направленности. //Михайловск , 2013 г.
  3. Психология ребенка. Методики и тесты от рождения до 11 лет под редакцией А.А. Реана //М.: АСТ, 2008г.
  4. Диагностика готовности ребенка к школе. Т.В. Иванова //Волгоград: ИТД «Корифей», 2009г.
  5. Работа с родителями. Практические рекомендации и консультации по воспитанию детей 2-7 лет. Е.В. Шитова //Волгоград: Учитель, 2015г.
  6. Адаптация ребенка к условиям детского сада. Н.В. Соколовская / Волгоград: Учитель, 2008г.
  7. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. Н.В. Квач // М.: Владос, 2001г.
  8. Арт-терапия в работе с детьми из неблагополучных семей. Н.О. Сучкова //СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008г.
  9. Арт-терапия в работе с детьми. И.В. Киселева // СПб.: Речь, 2008г.
  10. Игры и задания на готовность к школе. Ю.А. Соколова //М.: Эксмо, 2010г.
  11. Двигательный игротренинг для дошкольников. А.А. Потапчук, Т.С. Овчинникова //СПб.: Речь, 2002г.
  12. Психолого-педагогические гостиные в детском саду. И.Ю. Запорожец //М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010г.
  13.  В мире друзей. Программа эмоционально-личностного развития детей. Е.В. Котова // М.: ТЦ Сфера, 2008г.
  14. Ты и твои друзья. В,Н, Романюта //М.: АРКТИ, 2004г.
  15. Пвльчиковые игры для детей от 3 до 7 лет. И.В. Малышева // СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2010г.
  16. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. А.В. Можейко // М.: ТЦ Сфера, 2010г.
  17. Лучшие развивающие игры для детей от 3 до 7 лет. А.Е. Кузнецова // М.: «Дом. 21 век», 2006г.
  18. Как определить и развить способности ребенка. В.М. Воскобойников // СПб.: «РЕСПЕКС», 1996г.
  19. Развитие памяти и воображения у детей. Игры и упражнения. М.А. Зяблицева // Ростов н/Д.: Феникс, 2005г.
  20. 101 игра, развивающая интеллект для детей от 2 до 6 лет. Барбара  Шер // Минск «Попурри», 2009г.
  21. Развитие логического мышления детей. Л.Ф. Тихомирова, А.В. Басов // Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996г.
  22. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. Т.В. Башаева // Ярославль: ТОО «Академия развития», 1998г.
  23. Игровые занятия по развитию памяти, мышления и воображения у дошкольников. И.В. Стародубцева, Т.П. Завьялова. //М.: АРКТИ, 2008г.
  24. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. Т.П. Смирнова //Ростов н/Д.: Феникс, 2007г.
  25. Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники. Исратова О.Н. //Ростов н/д, 2019г.
  26. Преодоление тревожности и страхов у детей 5-7 лет. Диагностика, занятия, рекомендации. Н.Ф.Иванова  //Волгоград,  2019г.  
  27. Ребенок капризничает. Эда Ле Шан. //СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для детей группы общеразвивающей направленности 5 - 6 лет на 2019 - 2020 учебный год

Рабочая программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения на 2019/2020 год для детей группы общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (от 5 до 6 лет) КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ) на 2023-2024 учебный год муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреж

Рабочая программа воспитателя старшей группы (от 5 до 6лет) компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи) написана в соответствии с адаптир...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ЛУЧИКИ» на 2023-2024 учебный год

Рабочая программапервой младшей группы общеобразовательной направленности "лучики"  (далее Программа), разработанная на основе:- Основной общеобразовательнаой программы дошкольного обра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР № 2 на 2023 – 2024 учебный год

РП обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3 до 6 летс учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное ...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023-2024 учебный год

Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии дет...

Годовой план работы учителя – логопеда в группе компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода 2023 – 2024 учебный год

№СодержаниеСроки Диагностическое направление (работа с детьми) 1Диагностическое обследование детей с целью выявления уровня познавательного и речевого развития, выявление степени сформирован...

Адаптированная рабочая программа по логопедической работе с детьми 5-7 летнего возраста, имеющими нарушения речи, для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта на 2023 - 2024 учебный год

laquo;Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи» (далее «Программа») предназначена для занятий в логопедическом пункте МБДОУ «Детский сад ...