Квест-игра "В поисках похищенных шахмат"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Шалаева Лариса Викторовна

Сценарий увлекательной квест-игры, которая содержит задания на шахматную тематику. Проводится в преддверии Нового года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novogodnyaya_kvest-igra.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка внеурочного мероприятия по шахматам

Тема: «В поисках похищенных шахмат»

Данная разработка может быть использована для организации совместной деятельности детей подготовительных групп и внеурочной деятельности учеников 1-2 классов

Автор: Шалаева Лариса Викторовна,

Воспитатель,

педагог дополнительного образования

г. Нефтеюганск, 2017

Введение

На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия с воспитанниками и их родителями, в основе которых лежит активизация первых и включение вторых в непосредственное участие в образовательный процесс ДОУ.

Особенно хорошо они сочетаются в квест-технологии, или как его еще называют образовательный квест, который чаще всего пользуется популярностью у подростков и взрослых, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Применение квест-технологии  в ДОУ даёт возможность углублять приобретаемые на занятиях знания, совершенствовать умение анализировать, расширять кругозор  дошкольников.

Предлагаемое мероприятие по шахматной деятельности  «В поисках похищенных шахмат» построено в форме игры – квеста.  Данный вид работы полезен тем, что у воспитанников повышается мотивация, они воспринимают задание как нечто «реальное» и «полезное», что ведет к повышению эффективности познавательного процесса и интеллектуального саморазвития.

Цель мероприятия: повышение у детей интереса к занятиям шахматами.

Задачи: активизация познавательной активности дошкольников;  совершенствование навыков работы в команде; формирование умения использовать имеющиеся знания из разных областей.

 Участники игры: в игре принимают участие дети подготовительных к школе групп в количестве 10-12 человек и родители (в выполнении некоторых заданий).

План подготовки игры:

- Разработать сценарий;

- Создать антураж для зоны проведения действий;

- Подготовить музыкальное сопровождение;

- Оформить наглядные материалы;

- Продумать методику и организацию проведения игровых заданий;

- Подготовить необходимый реквизит для прохождения каждого испытания. 

Сюжетная линия игры

 В начале декабря детям объявляется о проведении Новогоднего шахматного турнира на призы Деда Мороза. Начинается подготовка к турниру. Придя на очередное занятие, дети обнаруживают пустые коробочки от шахматных наборов и закованное в лёд письмо от Снежной королевы. Турнир под угрозой срыва. Но в письме подсказка. Требуется выполнить задания похитительницы, и спасти шахматные фигуры из ледяного плена.

Правила игры                                                                                                                               

Место проведения – помещения и территория дошкольного учреждения.  Работу команды  регулирует наставник (педагог по обучению игре в шахматы), который контролируют ход поиска решения задач, следит за временем подготовки,  подсказывает, но не даёт готовых решений. В решении задач детям помогают сказочные герои и родители.

Ход проведения мероприятия        

       День 1

Оборудование и материалы: Портативная  Bluetooth колонка и смартфон (или магнитофон); фонограмма ветра; ламинированное письмо, вмороженное в лёд; зашифрованное фразы «Сочините сказку»,  «о шахматных фигурах» и «сделайте книжку-малышку»; алфавит Снежной королевы (дешифровщик).

Дети входят в кабинет для занятий шахматами вместе с педагогом, слышат завывание ветра, видят приоткрытое окно и чувствуют сквозняк. Педагог просит детей расставить фигуры для игры на досках, пока он закрывает окно. Дети обнаруживают пропажу шахматных фигур из коробок. Педагог просит поискать фигуры. Дети ищут и находят кусок льда, в толще которого виднеется письмо.

Задания:

  1. придумайте, как извлечь письмо;
  2. разгадайте шараду в конце письма;
  3. найдите ключ-дешифровщик послания;
  4. расшифруйте 3 части послания;
  5. составьте предложение из расшифрованных частей.

Домашнее задание  (из 5-го задания): Сочинить сказку о шахматных фигурах и оформить книжку-малышку. Попросить помощи у родителей при необходимости.

      День 2

Оборудование и материалы:  Костюм Бабы-Яги,  «волшебная» коробка, загадка Снежной королевы, ключи-подсказки, адрес страницы сайта кружка «Белая ладья»  написанный на листе бумаги (по количеству участников), размещенные на странице сайта загадки от Снежной королевы.

На следующее занятие воспитанники приносят готовые книжки-малышки. Педагог зачитывает некоторые сказки, хвалит детей.  Задает проблемный вопрос: задание выполнено, но как же отправить книжки Снежной королеве?

Дети предлагают свои варианты. Педагог, при необходимости, наводит детей на мысль о волшебном предмете.

Педагог: Но где его взять? Какой сказочный  персонаж помогает героям русских сказок и дает в помощь волшебные предметы? (Баба-Яга). Сейчас предновогоднее время – время сказок и чудес. Можно ли встретить Бабу-Ягу в детском саду? Где? (в музыкальном зале). Тогда не будем терять время, отправляемся к Бабе-Яге!

Задание 1  

  Показать Бабе-Яге новогодний номер (Стих, песню, сценку), в обмен на волшебный предмет.

Дети получают от сказочного героя волшебную коробку, возвращаются в кабинет шахмат, кладут туда свои книжки и произносят волшебные слова (любые). Но вместо шахматных фигур в коробке дети обнаруживают  новую загадку от Снежной королевы и 4 ключа к решению.

Задание 2

Для выполнения задания необходимо разделиться на 4 группы. Каждая группа работает со своим ключом.

Задание 3

Расположить буквы и знаки на плакате в соответствии с местом ключа. Получится электронный адрес кружка по шахматам, на странице которого размещены новые задания.

Домашнее задание: вместе с родителями зайти на сайт кружка «Белая Ладья» и выполнить задание Снежной королевы (задание выбирается по сложности в соответствии с уровнем подготовки ребенка).

День 3

Оборудование и материалы:  план территории дошкольного учреждения с ориентирами, загадкой-указателем, шахматные фигуры во льду.

Педагог собирает детей в кругу, воспитанники представляют своё решение заданий. Педагог хвалит детей и выражает надежду, что Снежная королева вернула шахматы. Предлагает проверить коробочки от шахматных наборов. Коробочки пусты, но в одной дети обнаруживают план, на котором обозначено место, где спрятаны фигуры.

Задание 1

Прочтение плана, соотнесение предметов на плане с реальными объектами.

Задание 2

Отгадать загадку-указатель на плане.

Задание 3

Найти фигуры, пользуясь планом.

Дети, найдя фигуры, застывшие во льду, возвращаются в кабинет шахмат и обнаруживают, что все комплекты шахматных фигур лежат в коробках. Шахматы спасены,  турнир можно проводить.

Заключение

В современном обществе очевидна успешность и востребованность человека эрудированного, имеющего творческий потенциал. Знания важно не только усваивать, но и преумножать, творчески перерабатывать, использовать их практически. Представленное мероприятие – одна из форм активизации познавательной активности дошкольников, а также возможность окунуться в волшебный мир шахмат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест- игра "В поисках разбойников"

"В поисках разбойников" является квестом, в ходе которого участники( семейные команды) преодолевают препятствия. После прохождения каждого уровня команда получает часть карты, которая ведет их к спрят...

Квест игра "В поисках угощения"

В игровом виде активизировать познавательные и мыслительные процессы участников....

Конспект НОД по квест-игре «Прогулка Квест-игра «В поисках рябины»

Материал предназначен для воспитателей ДОУ...

Конспект летнего развлечения в формате квест игры «В поисках похищенных угощений»

привлекать детей к занятию спортом, к здоровому образу жизни через спортивное развлечение – квест. Способствовать сплочению коллектива....

Квест - игра "В поисках потерянных шахмат" в подготовительной группе

Данный материал формирует представления детей о шахматах как игре; развивает умственные, творческие способности, логическое мышление; воспитывает чувство сотоварищества и взаимопомощи....