Главные вкладки

    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ
    статья (старшая группа) на тему

    Орлова Юлия Николаевна

    Аннотация. Статья посвящена проблеме особенности формирования субъектной позиции у детей старшего возраста в экспериментировании, раскрываются подходы организации образовательной деятельности педагога с детьми.

    Ключевые слова: активность, исследовательская активность, экспериментирование, иссле­довательские умения 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_orlova_yu.n.docx18.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА В ИССЛЕДОВАНИЯХ

                                                             

         Орлова Ю.Н.

     воспитатель Детский сад №142

    г. Иркутск

    Аннотация. Статья посвящена проблеме особенности формирования субъектной позиции у детей старшего возраста в экспериментировании, раскрываются подходы организации образовательной деятельности педагога с детьми. 

    Ключевые слова: активность, исследовательская активность, экспериментирование, исследовательские умения

    Актуальность рассмотрения проблемы развития глубже изучить особенности современных дошкольников и, не нарушая внутренней гармонии, способствовать их культурному росту и полноценному личностному развитию. Исследования последних лет  убедительно доказывают, что эффективность развития связана с освоением ребенком позиции субъекта детской деятельности. Именно благодаря освоению данной позиции происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие, формируется новое психическое образование  - ценность, которая определяет изобретательность  и самореализацию субъекта той или иной деятельности.

    В дошкольном детстве уже необходимо заложить первоосновы такой личности (А.Н. Поддьяков, А.Г. Гогоберидзе, А.Г Аминева, Л.М. Кларина, Е.Н. Герасимова, Н.Б. Шумакова, И.Э. Куликовская и др.). Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, И.А. Ефимова). Поиск научно эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира, тем самым обеспечивает готовность к школе.

    Целью данной статьи является развития исследовательской  активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования.

    В дошкольном возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются в тесных взаимодействиях с природой, а также в его поведении по отношению к природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний и представлений у детей, норм и правил взаимодействия с окружающим миром, воспитания эмпатии к ней, самостоятельной активности в решении некоторых экологических проблем.

    Экспериментирование позволяет не только закрепить уже имеющиеся у детей знания, представления и опыт деятельности, но и способствовать развитию познавательной активности, в процессе которой дети под руководством взрослого овладевают новыми знаниями.

    Актуальность обозначенной проблемы исследовательской активности детей дошкольного возраста еще недостаточно изучена. Исследовательская активность получает развитие в экспериментировании. На основе научных данных детское экспериментирование можно определить как исследовательскую, активно преобразующую деятельность дошкольников, в которой познаются свойства и качества объектов, осуществляется их преобразование. В процессе экспериментирования изменяется сам ребенок и его отношение к миру.

    Дошкольный возраст является сенситивным периодом для восприятия информации, получения и присвоения определенного социально-нравственного, интеллектуального, эстетического и др. опыта.

    Таким образом, проблема развития интеллектуальной активности детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования не может потерять своей актуальности на современном этапе развития дошкольного образования.  Экспериментирование способствуют созданию условий для самоорганизации детей, где роль педагога состоит в том, чтобы связать воедино все структурные компоненты эксперимента, наилучшим образом использовать её потенциальные возможности.

    Список литературы

    1. Аминева, А.Г. Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования [Текст] / А.Г. Аминева // Ф.Н-Наука. - 2014. - № 11. - С. 29-31.
    2. Ребенок в мире поиска [Текст]: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦСфера, 2010. - 64 с.
    3. Ефимова, И.А. Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста [Текст]  / И.А. Ефимова // Общество: социология, психология, педагогика. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-razvitiya-samostoyatelnosti-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta (дата обращения: 27.02.2018).
    4. Поддъяков, Н. Н. Исследовательское поведение. Стратегия познания, помощь, противодействие, конфликт [Текст] / Н.Н. Поддъяков. - М.:ПЕР СЭ-Пресс,  2008. – 157 с.
    5. Поддьяков, А. Н. Проблемы изучения исследовательского поведения: Об исследовательском поведении детей и не только детей [Текст] /А. Н. Поддъяков. –М.: Российское психологическое общество, 2010. – 85 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности формирования позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к предстоящему обучению

    В статье раскрыты  закономерности развития познавательной мотивации и позитивного отношения у детей старшего дошкольного возраста к обучению....

    Формирование субъектной позиции у детей дошкольного возраста в процессе математического развития

    Как я использую в образовательной деятельности современные технологии....

    Особенности формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР

    Выявление  особенностей  формирования  связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР...

    Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.

    Иногда кажется, что освоиться в пространстве и во времени легко, что понятия «лево -право», «ближе- дальше», «раньше-позже» даны всем от ро...

    "Особенности формирования словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста с ОНР"

    В последние годы стремительно возрастает количество дошкольников с общим недоразвитием речи, они составляют самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.Важное место в общей системе речево...

    Консультация «Особенности формирования навыков конструирования у детей старшего дошкольного возраста»

    Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие. Одним из основных видов является конструировани...