«Формирование гендерной позиции у детей среднего возраста посредством дидактических игр».(из опыта работы)
методическая разработка (средняя группа)

Пендюхова Наталья Львовна

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.

В свете требований ФГОС дошкольного образования гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_gend.vospitaniyu_posredstvom_did.igr_.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

 «Формирование гендерной позиции у детей среднего возраста посредством дидактических игр».(из опыта работы)

Автор: Пендюхова Наталья Львовна,

Воспитатель МБДОУ детский сад № 67 «Крепыш», г.Нижний Новгород

Тема:  «Формирование гендерной позиции у детей среднего возраста посредством дидактических игр».


Актуальность.

Тема мужского и женского начала стара как мир. К ней обращались философы, поэты и врачи. В разные времена в разных обществах по-разному растили «настоящих» мужчин и «настоящих» женщин.

В свете требований ФГОС дошкольного образования гендерный подход рассматривается как «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Проблема гендерного воспитания начала приобретать актуальность в настоящее время, так как современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. В настоящее время часто встречается, что многие дети ассоциируют свой пол именно с таким искажённым поведением: девочки становятся прямолинейными и грубыми, а мальчики перенимают тип поведения женщин, которые их окружают и дома и в саду, поликлинике и т. д. Наблюдая за детьми можно заметить, что многие девочки лишены нежности, чуткости и терпения, не умеют мирно разрешать конфликты. Мальчики же, наоборот, не пытаются постоять за себя, слабы физически, не выносливы и эмоционально неустойчивы.

Работая с дошкольниками, обращаю особое внимание на то, чтобы и мальчики демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, также желаю, чтобы мальчики и в будущем мужчины по ситуации проявляли бы доброту, были бы мягкими, чуткими, умели демонстрировать заботу по отношению к другим людям, уважали родных и близких. А женщины умели бы проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Диагностическое обследование по определению уровня сформированности полоролевой социализации детей выявило низкий уровень знаний по данному вопросу. Беседы с родителями, их анкетирование показало, что знания родителей об особенностях воспитания мальчиков и девочек минимальны, дети часто воспитываются по принципу «так, как воспитывали меня».

Мальчика и девочку нельзя воспитывать  и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Настоящим выходом из сложившейся ситуации увидела в целенаправленном гендерном воспитании, как в детском саду, так и дома. Думаю о том, что всегда необходимо помнить, что целенаправленное воспитание, оказываемое на девочку или мальчика именно уже в дошкольном возрасте, влияет на развитие личности существенно. И позволит проявлению у девочек и мальчиков тех качеств личности, которые позволят им быть успешными в современном обществе.

Передо мной стала реальная задача - найти такие рациональные формы организации жизни детей, которые обеспечат и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития.

Выстраивание модели образовательного пространства провела в 4-х направлениях:

• Подбор и изучение специальной литературы и подкрепление теоретических знании, о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;

• Пропаганде педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;

• Построение развивающей среды;

• Построение модели педпроцесса, в основу которой легли дидактические игры.

Именно игра является лучшим методом обучения дошкольников чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает интересные ему действия и легко, непринужденно запоминает множество нужной информации.

Гендерные игры для дошкольников – один из способов объяснить, как должны вести себя девочки и мальчики, каким правилам подчиняется их поведение в обществе.

Поэтому целью своей педагогической деятельности определила - гендерное воспитание детей дошкольного возраста средствами дидактических игр.

Для реализации цели выделила задачи :

• формирование представлений об особенностях половой принадлежности, о специфике внешнего вида, физиологических особенностях.

• формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

• развитие познавательного интереса дошкольников к гендерной принадлежности.

Сделала подборку дидактических игр, оформила их, адаптировав к применению с детьми своей группы, дополнительно разработала игры, недостающие и необходимые для работы с детьми по данному направлению. Для удобства их использования составила картотеку дид.игр и сделала лэпбук «Мальчики и девочки».

Составила план их использования в работе с детьми средней группы

1 квартал

«Будем знакомы»

Зад: способствовать самораскрытию, развивать уверенность в себе, позитивное принятие себя и окружающих.

«Это- Я»

Зад: формировать представление о своём «Я» и позитивное отношение к себе.

-Д/и "Одень куклу"

Зад: формировать умения детей находить внешние отличия девочек от мальчиков; подбирать и называть соответствующую одежду, аксессуары, развивать эстетический вкус.

-Д/и «Одень меня. Девочка»

-Д/и «Одень меня. Мальчик». Зад:развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки; закреплять представления детей о мужской и женской одежде.

-Пополнение центров «Семья», «Салон красоты». 

-Упражнение: «Волшебный семицветик»;

-Беседа «Чем мы похожи? Чем отличаемся?»

-Игра «Назови пять имён девочек», «Назови пять имён мальчиков». 

-рисование «Какой я?»

- д/и «Разложи по порядку».

Зад: формировать представления детей о половозрастном развитии человека.

-д/и «Собери чемодан». Зад:развивать умение находить характерные отличия во внешнем облике мальчика и девочки.

- упражнение «Скажи ласково»

- сюжетно - ролевая игра «Семья»

-Беседа «Игры и игрушки для мальчиков и девочек»

Работа с родителями:

-проведение анкетирования по теме гендерного воспитания в семье.

-д/и "Собери сумку и портфель для мальчика и девочки"

Зад: учить детей формировать вещи для мальчика и девочки.

2 квартал

«Мальчики и девочки,такие мы разные»

Зад: расширить представления о сходстве и различии людей по половому признаку, о психологических характеристиках мальчиков и девочек, воспитывать эмоционально положительное принятие себя и других детей своего и противоположного пола.

-д/и "Собери портрет".

Зад: учить детей составлять портреты мамы и папы из частей (глаза, волосы, нос, рот, брови, борода, усы и т. д

-загадки для мальчиков и девочек;

-оформление альбомов на тему: «Одежда для женщин», «Одежда для мужчин»

- схемы-действия полоролевого поведения. Цель: формировать в детях культурные эталоны мужского и женского поведения.

- чтение художественной литературы: С. Маршак «Ежели вы вежливы»;

- игра «Мой пропуск в волшебную страну»

-игра «Комплименты»;

-упражнения «Чем мы похожи»;

-Д/и «Пройди правильно по лабиринту»;

-Д/и «Собери транспорт». Зад:закрепление знаний видов транспорта, развитие логического мышления.

-работа в раскрасках для девочек и мальчиков;

-дидактическая игра: «Профессии для мам и пап».Зад:закреплять знания детей о профессиях, группировать профессии на мужские и женские.

-сюжетно - ролевая игра «Магазин», «Кондитерская».

Работа с родителями:

-консультация «Воспитание мальчиков и девочек в русских традициях»

-организация помощи в оформлении мини-центров.

3 квартал

«Позаботимся друг о друге»

Зад: выявить и расширить знания друг о друге, закрепить знания о различных предметах одежды, обуви, головных уборов для мальчика или девочки, мужчины и женщины, развивать логическое мышление.

«Я- не один. Моя родословная».

Зад: обогатить знания детей об их близких родственниках, повысить самооценку и настроение

-создание альбома «Моя семья»;

-Д/и "Разбери одежду по шкафам"

Зад: учить детей распределять одежду по шкафам, опираясь на гендерные признаки.

-Д/и «Кто во что играет». Зад: формировать представления детей о полоролевых стереотипных видах деятельности человека.

-организация выставки фотографий на тему: «Я и моя семья»

-изготовление генеологического древа;

- наблюдение за работой младшего воспитателя, дворника;

-беседа о профессиях женских и мужских;

-заучивание пословиц и поговорок о семье.

- рассматривание иллюстраций «Семья»

- д/и «Посуда раскололась».Зад: уточнить знания детей о посуде, развитие логического мышления, зрительного восприятия и внимания.

- д/и «Кому что нужно». Зад: формировать представления об увлечениях, хобби и домашних обязанностях женщин и мужчин, девочек и мальчиков; подбирать картинки с учтом интересов мужчин и женщин.

-рисование «Моя дружная семья»;

-рассматривание сюжетных картинок для мальчиков и девочек;

-рассматривание альбома « Мужские и женские роли в сказках и мультфильмах»;

Работа с родителями:

-консультация «Гендерное воспитание девочек и мальчиков».

-консультация «Роль отца и матери в становлении полоролевой идентичности детей дошкольного возраста».

В результате проделанной работы и мониторинга детей можно сделать вывод, что у детей к концу среднего возраста значительно расширился кругозор, повысился интерес к близким людям, их взаимоотношениям, стало обычным проявление внимания, вежливости по отношению друг к другу. Шире стали представления о разнице полов: у одних есть косички, платья и юбки, нежный и ласковый голос, другие любят играть в футбол, не носят бижутерию, «говорят басом» и любят бегать. Дружить хочется с девочкой- нежной, веселой, умной, красивой, а лучший друг получится из мальчика храброго, трудолюбивого, смелого.

Расширился кругозор детей, увеличился объем знаний о содержании социальных ролей мужчины и женщины. Выросла культура поведения и общения детей, мальчики стали более внимательными по отношению к девочкам, а девочки - доброжелательными по отношению к мальчикам. Дети знают половую принадлежность своего имени, отношение к нему.

Родители воспитанников приобрели знания об особенностях воспитания детей разного пола.

Я думаю, что наработанный мною опыт будет углубляться и совершенствоваться в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"

Педагогический опыт работы по теме "Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр"...

опыт работы «Формирование словарного запаса у детей средней группы посредством дидактических игр и лексических упражнений»

Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Медицинская статистика подтверждает, каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления ...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности» (из опыта работы)

   На сегодняшний день дети дошкольного возраста живут в иных экономических условиях. Их повсюду окружает реклама, а в их словарь включается все больше слов финансовой среды. Дети ран...

Родительское собрание "Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста посредством дидактических игр" (из опыта работы)

Дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания...

Сообщение из опыта работы на тему "Формирование экологических представлений у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Природа окружает ребёнка с ранних лет. Задача педагога состоит в том, чтобы воспитать отзывчивых, милосердных детей, научить их экологически грамотному отношению ко всему живому....

Обобщение опыта Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам дидактических игр и упражнений»

Обобщение опыта Тема: «Формирование математических способностей у детей дошкольного возраста посредствам дидактических  игр и упражнений»...