Дидактическая сказка на основе русского фольклора
материал на тему

Богомыслова Ольга Викторовна

Дидактическая сказка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vesennie_skazki_1.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра методики преподавания дисциплин художественно-эстетического цикла

                                                Слушатель  курсов по программе

                       «Поликультурное образование детей и подростков

                                      средствами музыкального фольклора»

                                   Богомыслова Ольга Викторовна

Самостоятельная работа №2

Дидактическая сказка на основе русского фольклора

                                                                                  Руководитель:

                                                   к.п.н., доцент Корнев Д.В.

Москва 2015

Дидактическая сказка на основе русского фольклора

 Использование дидактической сказки, основанной на фольклорном материале – это прекрасная возможность погрузить ребёнка в мир народной культуры. Дидактическими называются такие сказки, которые написаны или подобраны для применения в процессе обучения и содержат познавательную информацию по определённому предмету.

Сказки будят детскую фантазию и воображение, вызывают эмоциональный отклик и побуждают к творческой активности.

В основе методов освоения фольклорного материала может быть дидактическая сказка. Народная сказка решает нравственные задачи, формирует у детей патриотические чувства, приобщает их к истокам родной культуры.

  Фольклорные праздники, с которыми знакомятся дети - это яркая образная игра, где обыденное превращается в сказочное, где действие сопровождается нарядными костюмами, увлекательными играми, песнями, скороговорками, закличками, считалками.

Народные сказки отражают быт людей, а значит, в них органично вплетаются и народные игры, и песни. Они подбираются к сюжету сказки, но с учётом жанровой принадлежности. Например, к одной сказке подбираются лирические песни, к другой - колыбельные, к третьей - игровые или хороводные. Одна из песен может повторяться неоднократно - быть зачином сказки, служить для связи её частей и прозвучать в конце.

Исполнение песен в сказках дают  наиболее полный выход эмоциональной энергии детей, их темпераменту и творческой активности.

Знакомя детей с жанром колыбельной песни, мы вовлекаем ребёнка в игру, связанную с убаюкиванием любимой куклы, но одновременно с этим стремимся к достижению напевности при исполнении песни, поощряем песенное творчество дошкольников.

В зимних сказках дети знакомятся с доступными их возрасту колядками и играют в народные игры, проявляют творческую фантазию в инсценировании песен.

Весенние сказки знакомят дошкольников с весенними закличками, хороводными песнями, приметами весны. Дети вспоминают, какие птицы прилетают весной, т. е. осуществляется интеграция с другими образовательными областями (экология, знакомство с художественной литературой).

Развитие творческой активности ребёнка  в процессе освоения музыкально-фольклорного творчества выражается в трёх формах: подражание, исполнение по просьбе взрослых необходимых действий, самостоятельные действия. 

Хороший метод поддержания внимания детей является смена темпо-ритма в сказке, видов музыкально-фольклорной деятельности, включение игровых моментов, кукол, дополнение текста сказки видеорядом на экране, сюрпризные моменты.

Освоение традиционных фольклорных произведений с применением дидактических сказок, соответствующих возрасту детей, способствует формированию исполнительской и творческой активности детей. У дошкольников закладываются основы духовного развития, эстетического сознания, художественной культуры. Поэтому особое значение имеют содержание и формы детской деятельности и их обогащение.

Мороз Иванович

Цель. Познакомить детей с зимними песнями и играми.

Задачи. Рассказать о старинных зимних обычаях и обрядах. Вспомнить знакомые зимние народные песни, подходящие по смыслу. Разучить колядки. Продолжить знакомство с народными играми.

Методические рекомендации.  Дополнить сказку презентацией, показанной на экране, картинами русского быта, праздничных гуляний на Рождество. Предложить детям дополнить сказку известными им народными песнями. По ходу сюжета разучить одну-две колядки.

Рассказчик.  За горой крутой, за рекой быстрой, за лесами дремучими далеко в поле  Морозов двор стоит.

 Он стоит на семи верстах, на восьми столбах,

 К тому двору трое саночек-самокаточек летят.

 Как по снегу, по метели

 Трое саночек летели.

Эти сани у красного терема встали. Выходил из первых саней батюшка Мороз, из других саней - матушка Метель, из третьих саней - тётка Вьюга. Зашли они в терем, а на столе каждой пищи - пудов по тыще. Сели они за стол и едят, пируют. Мороз как наелся, напился, сел в сторонке и деньги куёт да пересчитывает.

Исполняется русская народная песня «Во кузнице»  Дети играют на металлофонах.

Рассказчик.  А как кончил работу, говорит: «Мне с этими деньгами не ходить, а белы шубы покупать да ими землю устилать».

Метель и Вьюга просят...

Исполняется песня «Батюшка Мороз»

Батюшка Мороз, душа красный нос, золотая голова, шёлковая борода, посеребренный усок, по рублю-то волосок. Ой,  Васильевич-доброхот, дай нам денег на проход – по белу свету погулять, в Новый год попировать.

Мороз и говорит: «Дам вам денег мешок да по шубе новой длинной, не короткой. Вы по белу свету гуляйте, а что увидите и услышите, запоминайте. О том мне расскажете». Взяли матушка Метель и тетка Вьюга мешок с деньгами, сели в самокатные сани и полетели на волю. Летели вдоль сёл и по чистому полю. Кружили над борами да крутыми горами, трясли мешок с деньгами.

А из мешка-то не деньги, а снег сыпался, падал на землю, всё укрывая, как пеленой застилая.

Исполняется русская народная песня «Как на тоненький ледок».

Рассказчик. Нагулялись Метель и Вьюга и к Морозу вернулись.

А он выспрашивает: « Ну, матушка Метель и тетка Вьюга, где были- побывали? Что видели-слыхали?

 Видели мы в поле, как Новый год пришёл, старый угнал - себя показал.

(Проводятся новогодние колядки.)

 Видели в селе, как маленький хлопчик нёс соломы снопчик - зиму величать, костры зажигать, с праздником поздравлять.

(Проводится игра «Горелки») Видели в лесу - огни горят горючие, вокруг огней люди стоят, празднуют, колядуют

Исполняются колядки.

ПРОВОДЫ ЗИМЫ

Цель. Познакомить детей с песнями-закличками.

Задачи. Рассказать о старинных обычаях и обрядах встречи весны. Разучить песни-заклички. Предложить детям сочинить заклички. Продолжить знакомство с народными играми.

Рассказчик. Полно тебе, Зимушка, зимовать, пора матушке Весне наступать!

Весна, Весна, приходи скорей,

Сгони снежки с чистых полей

Да с крутых гор мороз -

Время начинать покос!

Стали все люди Весну звать, а детишки-ребятишки - дружно подпевать.

Дети (поют).

Солнышко, солнышко,

Выгляни из облышка!

Сядь на пенёк,

Посвети хоть денёк!

Нам бы пашенку пахать,

Боронить, сеять начать.

Рассказчик.  А была такая пора, что в наши края Весна не шла и стояли лютые холода. Собрались тогда молодцы дородные да девицы пригожие в путь- дороженьку - у Ветра совета спрашивать. Проплыли реку Сиверку (дети идут по дорожке) и озеро великое Складенецкое (обходят круг). Прошли и гору  ледокрутую (проходят по «горке»), где солнце не бывает, а за ней и Ветерок-Северок споддувает-гуляет.

Эй, добрый Ветрушка,

Дай нам советушка!

Весна в наши края не идёт,

Зима рада зимовать целый год!

Ветер. А Вы Весну кликали?

Рассказчик.

Мы-то, кликали, звали,

В гости зазывали...

Дети.

Весна-весна красная!

Приди, весна, с радостью,

С великою милостью!

  1. й ребёнок. Со льном высоким!
  2. й ребёнок. С корнем глубоким!
  3. й ребёнок. С хлебом обильным!

Ветер. То Батюшка Юг не веет, землю не греет.

Идите на юг, просите Батюшку пустить Ветер на луг.

Рассказчик.

Пришли мы в иные края, просим:

Батюшка Юг, пусти Ветер на луг –

   Ладить борону и плуг,

Землю засевать,

Серпы наточать.

За тобой и Весна придёт,

До небес всход взойдёт.

Батюшка Юг. А вы Весну звали, песни ей певали?

   Рассказчик. Уж мы так Весну зовём, так мы песни ей поём!

(Исполняется русская народная песня «Ой, бежит ручьём вода»)

Пустил Батюшка Юг тёплый ветер на луг,

За ним и Весна пришла, на всю землю пошла.

(Исполняется песня-игра «Ходит Матушка-весна»)

Весна днём красна, согнала снежки с чистых полей, с гор лют мороз.

Вот какую Батюшка Юг нам радость принёс,

Сей-посевай овёс!

Пришла вешняя пора, выбегайте со двора.

   Ныне все мы в обнове,

Весну сряжаем,

В стороне, на бороне

   Песни запеваем!

Исполняется русская народная песня «Веснянка»  Стало ясно солнышко  припекать….


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологическое воспитание детей на основе русского фольклора

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического...

План-программа проведения циклов занятий, вечеров развлечений и праздников на экологическую тему на основе русского фольклора с детьми старшего дошкольного возраста

Дошкольные годы жизни ребенка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо смогут связать его со своим народом, своей страной и в значи...

«Развитие игрового творчества на основе русского фольклора»

Нашим воспитанникам проще познать родную культуру именно через фольклор, так как он, как проявление творчества народа, близок по своей природе творчеству ребенка (простота, завершенность формы, обобще...

Статья "Формирование ценностных ориентаций у детей на основе русского фольклора"

Данная статья рассматривает проблемы духовного роста и ценностных ориентаций подростающего поколения....

Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора....

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр на основе русского народного фольклора...

Дидактические игры на основе русского народного фольклора

Картотека дидактических игр с использованием русского народного фольклора...