Самообразование ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»
методическая разработка на тему

Заяц Инна Алексеевна

Проект

«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2014-2015.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чухломский детский сад «Колосок» Чухломского муниципального района Костромской области

Самообразование

ТЕМА «Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

                                                                        Г. Чухлома

ул.Первомайская 22

2014-2015

Методическая работа

Изучение закона об образовании.

Изучение правовых норм в рамках ФГОС

Изучение материалов в рамках  ФГОС

Изучение методической литературы в соответствии ФГОС

Проект

«Использование мнемотаблиц в развитии речи детей»

Актуальность проекта:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной  и  отличительной  чертой  современного общества  является  подмена  живого  человеческого  общения зависимостью  от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики.  Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. 
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Цель проекта: Развитие связной речи дошкольников средствами мнемотехники.

Задачи: 

-изучить научно-педагогическую литературу по использованию
мнемотехники для развития связной речи дошкольников.

-развивать связную речь у детей среднего дошкольного возраста,  

 -обогатить словарный запас детей,

-привить навыки культуры речи,

- правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи,

расширить круг знаний об окружающем мире,

-знакомить детей с характерными особенностями времен года с помощью условных обозначений на мнемодорожке и мнемотаблице.

Ожидаемые результаты: 

-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;

-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость.


Этапы реализации проекта :
· Подготовительный (сентябрь-октябрь)
· Основной (ноябрь-апрель)
· Заключительный (май)

Подготовительный (Сентябрь-октябрь)

Основной этап

                 

Этапы проектирования

Проектные мероприятия

Срок исполнения

Подготовительный

1.Изучение научно-педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей
2.Изучение опыта работы по использованию мнемотехники в сети Интернет.

3.Постановка цели и задачи проекта

4. Составление плана проекта.
5.Подбор  и создание   дидактических пособий ( мнемодорожек,  мнемотаблиц, коллажей).

Сентябрь - октябрь

Основной

1. Знакомство с символами мнемотехники (рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено).

3. Перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы (например, домик – медведь - )

4. Использование мнемоквадратов, мнемодорожек на занятиях по развитию связной речи (пересказ с использованием мнемотаблиц)

5. Графическая зарисовка мнемотаблицы.

7. Воспроизведение ребенком содержания мнемотаблицы:

- на занятиях;- в свободной деятельности;- в продуктивной деятельности;- в индивидуальной деятельности.

Ноябрь 

 

 

Декабрь 

 

 

Декабрь - Апрель

 

 

 

 

В течении всего года

 

 

 

 

 

   

Сотрудничество с родителями

Папка - передвижка «Как научить ребенка читать стихи», , «Развиваем речь в кругу семьи»

Консультация на родительском собрании «Значения связной речи в жизни младшего дошкольника»

Вывод

Применяемые в работе элементы мнемотехники делают процесс обучения более интересным и нетрадиционным. У детей улучшается память, потому что эта система облегчает запоминание и увеличивает объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей дошкольного возраста

Для чего нужна мнемотехника дошкольникам?Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание п...

Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"

Буклет "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Использование мнемотаблиц для развития речи детей"

Развитие речи современных детей – одна из самых актуальных и сложных задач родителей и воспитателей дошкольной образовательной организации. Для ее решения можно использовать ряд нетрадиционных п...

Публикация на тему: "Использование мнемотаблицы в развитии речи детей"

   Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Актуальность мнемотехн...

Использование мнемотаблиц в развитии речи детей с ОВЗ.

Как найчить ребёнка связно и последовательно рассказывать, описывать предметы и т.д....