Психологический тренинг "Поощрение и наказание"
материал (старшая, подготовительная группа) на тему

Нелли С.

Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумываются о том, какие именно проявления любви они могут предоставить ребенку, в каких он нуждается, а руководствуются своими представлениями. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать, поступает чаще всего так, как поступали с ним его собственные родители, либо – наперекор им - прямо  противоположно.

Я хотела бы здесь подробней остановиться на том, что лежит в основе воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening._pooshchrenie_i_nakazanie_detey.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:

  • Знакомство с принципами использования поощрений и наказаний

   

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

  1.  ПРИВЕТСТВИЕ И ВВЕДЕНИЕ 15 мин.
  2. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ  Сообщение ведущего.

3.         КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ? Работа в подгруппах с карточками.

 4. ЗАВЕРШЕНИЕ. 20 мин.

1. ВВЕДЕНИЕ

Наказание и поощрения, как основные методы воспитания, преследуют конечную цель благо ребенка. И то, и другое должно быть продиктовано родительской любовью и заботой. Однако не все родители задумываются о том, какие именно проявления любви они могут предоставить ребенку, в каких он нуждается, а руководствуются своими представлениями. Каждый родитель желает ребенку блага и счастья, но не каждый знает, как это сделать, поступает чаще всего так, как поступали с ним его собственные родители, либо – наперекор им - прямо  противоположно.

Я хотела бы здесь подробней остановиться на том, что лежит в основе воспитания.

Отношение к детям и к людям вообще может быть двоякого рода: условное и безусловное. При рождении любимого и желанного младенца мать испытывает к нему безусловную любовь: за то, что он есть, что он родился. Это нормальное чувство радости. Условное отношение, так же необходимое человеку для дальнейшей жизни в социуме, начинается тогда, когда он превращается из младенца в ребенка: к нему начинают предъявлять первые требования и воспитательные меры, что происходит примерно к году. Им не только восхищаются за то, что он есть, а уже начинают оценивать его поступки.

Любое воспитание возможно только на фоне безусловного положительного принятия ребенка. Это означает, что даже при наказании ребенок не лишается родительской любви и поддержки. У него должна быть уверенность, что его поймут и простят, а его поступки будут рассматриваться отдельно от его личности.

К сожалению, в большинстве случаев при наказании ребенок чувствует себя целиком отвергнутым; за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие эпитеты: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила?».

Существует более конструктивный и эффективный вариант критики, когда критикуют только отдельные проступки ребенка, сообщая при этом какой эмоциональный удар он нанес вам своим поведением: «Сегодня ты сделал мне очень больно тем, что обидел бабушку», «Я расстроен твоим поведением в школе, и мне было очень стыдно слушать про тебя и твое поведение». С таких фраз гораздо легче начать разговор и выяснение причин поведения ребенка. А главное - в них не звучит оскорбления, на которое хочется ответить тем же.

Если рассматривать взаимодействия людей схематично, то наши обращения друг к другу можно классифицировать как положительные, отрицательные или никакие (безразличные). (В дальнейшем мы будем называть единицу взаимодействия поглаживанием.)   Последнее   -   самое   неприятное,   чего   мы стараемся избежать. Лучше ругаться,  чем не разговаривать. Лучше ненависть, чем безразличие. Главное - не остаться с  «пустыми руками».

Дети для роста и развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных поглаживаниях. Как правило, мы хвалим детей гораздо реже, чем наказываем. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо - то наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Порой дети становятся «неблагополучными» из-за невозможности каким-либо способом получить внимание и одобрение родителей. Но если существует хоть какая-то возможность получить положительные    поглаживания, ребенок     находит    окольные или манипулятивные пути для этого. В своей практике я встречала родителей, недоумевающих по поводу неравномерного поведения ребенка. Это был прилежный второклассник, который приносил домой только отличные оценки.

Поначалу вся семья была рада, а вскоре стала воспринимать это как должное. У ребенка пропал интерес к учебе, и он неожиданно принес несколько двоек. Вся семья взволновалась и стала искать причины. При этом ребенок сразу же стал объектом внимания: не заболел ли? Не случилось ли чего-то в школе? Вскоре его успеваемость снова повысилась, и он снова стал получать похвалу за хорошие отметки.

Часто родители жалуются на плохое поведение ребенка, декларируя при этом, что они «все делают для его блага, а он отвечает черной неблагодарностью». Когда начинаешь выяснять, что они подразумевают под «всем», то это оказывается даже чересчур избыточное удовлетворение материальных потребностей ребенка в ущерб эмоциональным. Сто первая ненужная игрушка. А неспособность проявить к детям эмоциональное участие они мотивируют занятостью на работе и недостатком времени. В таких семьях, как правило, приоритет имеют материальные достижения, которыми они хотят компенсировать недостаток тепла между членами семьи. Это типичная ситуация для нашего времени в семьях так называемых «новых русских».

Где кончается похвала и начинается баловство ребенка? В сознании многих родителей бытуют предрассудки, что похвалой и любовью ребенка можно избаловать (но почему-то мало кто боится избаловать лаской домашнее животное). Где же граница между любовью и баловством?

Как уже говорилось, все мы нуждаемся в безусловном принятии. Однако это не означает, что все просьбы ребенка должны быть сразу же удовлетворены. Баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет», наказать ребенка за проступки и потакают всем его просьбам в ущерб своим потребностям. Причины такого явления различны, а последствия разрушительны для психики ребенка. Выбрать оптимальную тактику поведения Вам поможет психолог. Ниже я перечислю наиболее частые причины этого явления:

• Вина перед ребенком за свои неправильные поступки, о которых ребенок  может уже и не помнить, но родители погружены в переживание этой вины. Неосознаваемое  глубоко спрятанное непринятие ребенка (нежеланный, несвоевременный), которое на сознательном уровне отрицается.

  • Тяжело или хронически больной ребенок.
  • Поздний и\или долгожданный ребенок, который становится смыслом всей жизни для родителей.

Никакие непосредственные проявления чувств к ребенку (объятия, похвала, улыбка) в отличие от десятой ненужной машинки не приведут к избалованности, а только подтвердят Вашу любовь и укрепят доверительные отношения.

Баловство так же разрушительно для психики ребенка, как и отсутствие внимания.

  1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

 Сообщение ведущего.

Общие правила поощрения и наказания детей

Наказание, как и поощрение, всегда считалось единственным способом управления детьми и людьми вообще. Воспитание детей невозможно без наказаний и поощрений. В русской культуре прочно укрепились предрассудки «бьет - значит любит», «не пожалей розги», «доброе слово и кошке приятно».

И наказание, и поощрение, преследуют целью выработку условного рефлекса: за неправильным поведением следует наказание, за правильным – поощрение. Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая те правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители - чувство вины. Дети не понимают, за что получают наказание, поскольку не понимают, чего от них хотят. Ребенок высыпает на пол из пепельницы окурки и играет с ними. Мать наказывает его и говорит, что нельзя прикасаться к пепельницам. У ребенка пепельница ассоциируется с конкретной вазой зеленого цвета. И он больше к ней не прикасается. Но на следующий день мать застает его за тем же занятием уже с другой, синей пепельницей. Ребенок получает наказание, смысл которого ему непонятен. Ведь он выполнил просьбу матери и больше не трогал зеленую пепельницу. Цель этого примера - показать, насколько расходятся слова родителей, цели, которые они преследуют при воспитании и того, что ребенок понимает. Он выполнил то, что просила мать - не играть с зеленой пепельницей, однако не понял сути просьбы матери. Такая ситуация больше характерна для маленьких детей, у которых еще не развито абстрактное мышление и обобщение.

Как поступать в таких случаях? Родителям следует конкретно объяснить ребенку, что нельзя играть с окурками и высыпать их на пол независимо от того, какого цвета предмет, в котором они находятся. Т.е. максимально конкретизировать те действия ребенка, которые считаются неприемлемыми.

Другая причина - недостаток положительных поглаживаний, когда ребенок не имеет другого способа получить внимание родителей.

Как поступать в таких случаях? Оптимальным решением было бы обсуждение вместе с психологом, каким образом ребенок может получать заслуженные условные и безусловные поглаживания, а так же установки родителей относительно их.

Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе - раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания - неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.

Как поступать в таких случаях? При обращении к психологу/психотерапевту Вы сможете установить контроль над своим плохим настроением и следующим за ним поведением, а так же разрешить свои личностные трудности.

Порой причины отклоняющегося поведения детей кроются в семейной ситуации. Типичный пример - семья на грани развода, где ребенок всеми доступными ему средствами пытается ее сохранить. Он отвлекает внимание родителей от их проблем своим поведением, объединяя их в том, что отвлекает внимание на себя. (Кстати, такую же функцию может выполнять болезнь ребенка). Как поступать в таких случаях? Вам стоит обратиться к психологу или психотерапевту для выработки линии своего поведения. Если развод действительно неизбежен, психолог / психотерапевт поможет Вам пережить его с минимальными душевными потерями для Вас и для ребенка. Если у Вас в семье хроническое психологическое неблагополучие, то психолог / психотерапевт поможет наладить семейную обстановку, что непременно положительно отразится на поведении ребенка.

Еще одна причина - пожалуй, самая трагическая: нелюбимый ребенок. Немногие родители могут себе в этом признаться, но если они нашли в себе силы для признания, они имеют шанс изменить свое поведение (если не отношение) к ребенку. Их резерв – чувство долга по отношению к ребенку. Причины могут быть разнообразными: в принципе нежеланный ребенок (женщина не хотела иметь детей, но «так вышло»; ребенок не того пола, которого ждали родители; ребенок похож и внешне, и характером на кого-то из нелюбимых родственников; непринятие ребенка отчимом или мачехой.)

Как поступать в таких случаях? Однозначно, родители признавшие свое негативное отношение к ребенку, сделали первый шаг к исправлению ситуации. Здесь однозначно необходима помощь психолога/психотерапевта самим родителям, которая будет заключаться в установлении контроля над своим поведением по отношению к ребенку и в проработке глубинных проблем и чувств родителей. С каждым случаем психолог/психотерапевт работает индивидуально. Помните, что Ваша родительская задача - вырастить ребенка с минимальными психологическими травмами и потерями.

  • При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
  • При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей
  • Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  • Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня»).
  • При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Конфронтируется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  • При наказании детей исключено припоминание прежних проступков, Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
  • Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Физическое наказание детей

Родителей всегда волновал вопрос о физическом наказании детей: его приемлемость, формы и необходимость. Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия: убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее, чем младше ребенок. Оно неприемлемо по отношению к подросткам и к детям, чье неправильное поведение обусловлено болезнью (энурез, энкопрез, депрессия, синдром гиперактивности с дефицитом внимания), которая требует медикаментозного, а не только психотерапевтического лечения. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом: выработка рефлекса через болезненные ощущения.

Когда необходимо физическое наказание детей.

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим - это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей, как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях:

  • Физическое наказание детей правомерно, если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.
  • Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми.)
  • Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей). Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.

Наказание поркой, ремнем как традиционный способ.

Это не должно быть избиением и наносить ребенку телесные повреждения. Достаточно нескольких шлепков по ягодицам. По моему мнению, не стоит использовать для наказания детей ремень или розги; сама по себе процедура шлепков по оголенной попе вызывает стыд.

Нажатие на болевые точки.

 Оно не принесет вреда здоровью, но будет весьма ощутимой мерой. Родитель большим и указательным пальцами руки щиплет трапециевидную мышцу,  которая расположена между шеей и плечевым суставом, в месте ближе к плечевому суставу, при этом ни в коем случае не затрагивая сам сустав, а только мышечный массив.

Неприемлемые способы наказания.

Если взрослый человек может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует по причине их физической слабости и моральной и материальной зависимости от взрослых. Я перечислю те способы воздействия на ребенка, которые неприемлемы, и будут иметь свои негативные последствия для дальнейших отношений между родителями и детьми:

  • Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий)
  • Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца», «Ты бестолочь и подонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.
  • Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.

Прощение

В нашей культуре просьба о прощении носит ритуальный характер. Зачастую мы требуем извинений формально, не задумываясь, чего мы на самом деле хотим: истинного раскаяния или ритуальных слов, и не давая себе отчета, готовы ли мы на самом деле простить.

Как просьба о прощении, так и способность простить требуют немалых душевных сил. Простить - означает стереть проступок другого из памяти так, как если бы его и не было. Но для этого нужно время, понимание и прочувствование тех причин, что побудили человека совершить неприятный для нас проступок. Стоит рассказать о том, что вы испытывали в тот момент, когда вам причинили боль, дать обидчику время на обдумывание - стоит ли ему просить прощения и в какой форме, но ни в коем случае не торопить его.

Простить означает, что вы никогда не будете припоминать проступок и использовать его в качестве «козыря» при дальнейших разногласиях. Простить - не означает забыть, а скорее поменять отношение к произошедшему. Ребенок, перед тем как попросить прощения, должен точно знать, в чем именно он провинился. Стоит рассказать ему о своих чувствах и дать время об этом подумать, не отвергая его как личность. При этом нужно быть готовыми к тому, что и вам самим придется в чем-то раскаяться.

Обычно просьбы о прощении ассоциируется со слабостью, которую родители никак не имеют право проявить перед детьми. На самом деле, извиняясь перед детьми, мы показываем свою силу и подаем пример, как это делается. Зачастую мы сами не даем ребенку возможности осознать свою вину. Мальчика, провинившегося перед бабушкой, ставят в угол. Он лишен возможности отвлечься на другие стимулы и занятия, и поглощен мыслями о своем проступке. Но когда подходит время обеда, его оттуда извлекают, хотя он может быть и не голоден, и таким образом прерывается его осознание и осмысление своей вины. Причина в приоритете материальных ценностей (своевременного приема пищи) над духовными.

Поощрение

Чем младше ребенок, тем более наглядным, ощутимым и неотложным должно быть поощрение. У маленького ребенка плохо развито чувство времени. Поэтому такая формулировка, как «если ты будешь всю неделю убирать за собой игрушки, то в воскресенье мы пойдем с тобой в зоопарк» неприемлема. Ребенок плохо понимает, что такое неделя.

Ему можно предложить увеличить время чтения сказки на ночь, новую игрушку, о которой он действительно мечтал, но не имел возможности ее получить в силу неправильного поведения, больший по времени совместный досуг (игры).

Кроме того, можно повесить над его кроваткой настенный календарь, и в конце каждого дня вместе с ребенком совместно «выставлять оценку» за пройденный день, отмечая его определенным цветом: красный - отлично, оранжевый - хорошо, желтый - средненько, а зеленый - плохо.

   

3.         КАК БЫ ВЫ ПОСТУПИЛИ?

Работа в подгруппах с карточками.

Группа делится на 4 подгруппы. Каждая подгруппа получает по карточке. Дается время на обсуждение ситуации. Затем происходит обсуждение всех ситуаций в большой группе.

         КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ БОРИ»

Боре 4 года. Он живет в вашей семье несколько месяцев. К вам приходит в гости подруга с детьми. Вы накрываете стол, ставите свой фирменный торт. Сначала Боря игнорирует детей вашей подруги, но когда они начинают орать его игрушки, он сердито кричит. Затем берет одну из игрушек и с силой бросает ее так, что стекло в двери трескается. Вы хватаете Борю, трясете его и говорите: «Если ты не будешь играть тихо с другими детьми, я запру тебя одного в комнате, и ты не получишь торт».

Нечто подобное повторяется каждый раз, когда кто-либо приходит к вам в дом с детьми. Предварительные беседы о правилах гостеприимства и угрозы наказать результата не дают. Вы начинаете избегать таких визитов.

    КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ ОЛИ»

Оле 9 лет. Она находится в вашей семье всего лишь месяц. Каждый раз, когда звонят в дверь, она оказывается у входной двери раньше всех. Если приходит мужчина, она виснет на шее и остается возле него, стараясь усесться на его колени. Вам это неприятно, но вы не представляете себе, как сказать об этом Оле. Вы стараетесь открывать входную дверь сами, крепко обняв девочку. Ваш муж не принимает особого участия в воспитании Оли, и вы не обсуждали с ним эту проблему.

Однажды друг вашего мужа приезжает к вам без предупреждения в то время, когда вы заняты на кухне. Оля открывает входную дверь и вешается на него. Ваш муж, не подумав, выпаливает: «Прекрати это, ты еще слишком молода. Это неприлично».

   

КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ КАТИ»

Кате 13 лет. Она живет с вами полгода. Когда она злится, то ее излюбленным словцом является «затрахали», это уже вошло в привычку. Вы пытались объяснить ей, как это некрасиво, но она, похоже, не стремится избавиться от этой привычки.

К вам приходит в гости ваша тетя. Она не может понять, почему вы взяли «этого ужасного ребенка», и использует любую возможность, чтобы доказать вам, что она права. Катя возвращается домой из школы с возгласом: «Меня затрахала эта трахнутая училка, я ее ненавижу». Ваша тетя говорит ей, чтобы та пошла и вымыла свой рот с мылом. «И ты меня тоже затрахала», — слышит в ответ тетя. «Вон отсюда!» — кричите вы Кате.

 

КАРТОЧКА «ИСТОРИЯ МАШИ»

Маше 15 лет, она живет с вами почти год. В течение этого времени пропало несколько ваших личных вещей. Сначала вы думали, что вы просто куда-то их положили и не можете найти, но потом вы решили поискать их в ее комнате. В маленькой коробке под кроватью вы обнаружили все свои пропавшие вещи, а также чужие предметы, которых вы никогда раньше не видели.

Когда она вернулась из школы, вы, глядя ей прямо в глаза, говорите: «Уж кого я терпеть не могу, так это воров». И со словами «Пока ты не отучишься это делать» вы забираете ее магнитофон.

4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чем может помочь психолог/психотерапевт? Каждый случай «плохого поведения» ребенка индивидуален; даже при внешне похожем поведении  в  основе  его  могут лежать различные  причины. Работа психотерапевта начинается с выяснения причин, форм и анализа отклоняющегося поведения ребенка.

Психотерапия начинается с тщательного сбора информации, психотерапевт анализирует:

Проблемное поведение ребенка: когда оно проявляется, чем обусловлено (возможно, это проявление какого-либо заболевания, например ММД или депрессии). Реакции членов семьи на проблемное поведение ребенка. Личностные проблемы самих родителей, их психологическое и психическое самочувствие. Молодая мать 7-летнего ребенка наказывала его каждый раз, когда он подходил к окну. В доме были довольно высокие подоконники, и окна были всегда закрыты, так что риска для жизни его действия не представляли. Однако мать была возмущена нарушением ее требований, и дело доходило до физических наказаний. На приеме выяснилось, что сама мать страдала боязнью высоты и проецировала, т.е. переносила ее на сына.

Взаимоотношения между членами семьи, возможные манипуляции друг другом через проблемное поведение ребенка. В моей практике был случай, когда мать пришла на прием с 10-летним сыном, который грубил бабушке - женщине властной и авторитарной. По сути, она являлась главой семьи, которой подчинялись супруги, т.е. родители ребенка. На сознательном уровне они расценивали его поведение как «безобразное и неприемлемое», а в глубине души были рады, что их сын смог сделать то, на что не были способны они - высказать все, что они думают о бабушке.

Анализ соотношения положительных и отрицательных условных и безусловных поглаживаний в семье.

Какие санкции и наказания применяются к ребенку, какие из них дают результаты, а какие усиливают отклоняющееся поведение.

Как уже говорилось, психотерапевт на приеме анализирует взаимодействия не только ребенка с членами семьи, но и их отношения между собой. Только после этого вместе с ребенком и родителями вырабатывается тактика психотерапии. Первое, к чему стремится психотерапевт, это установление доверительного контакта с ребенком. Какая-то часть информации, предоставляемой ребенком является конфиденциальной, если, конечно, она не грозит чьему-либо благополучию или здоровью. На установление такого контакта уходит длительное время, поскольку для ребенка открытые и искренние отношения могут быть непривычными и незнакомыми, а психотерапевт воспринимается как «союзник врагов», т.е. родителей. Встречи с психотерапевтом могут проходить в разном составе: всей семьей, родитель вместе с ребенком, родитель и психотерапевт, но чаще - психотерапевт и ребенок.

Результат работы во многом зависит от действий родителей, поскольку именно от их действий в первую очередь меняется отношения с ребенком. А психотерапевт выполняет направляющую роль. Возможно, им будет рекомендовано пройти курс личностной или семейной терапии. Ведь нередко отклоняющееся поведение ребенка является лишь индикатором семейного неблагополучия. Работа психотерапевта с детьми во многом отличается от работы со взрослыми. Методы работы определяются возрастом ребенка и его способностью вербализовывать (проговаривать) свои чувства и способностью к абстрактному мышлению. Основные методы работы с детьми сводятся к следующим: Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия, т.е. «кнутом и пряником». Этот подход осуществляется как самими психотерапевтом, но в большей степени самими родителями, поскольку они проводят с ребенком большую часть времени. Рациональная психотерапия, в процессе которой с ребенком обсуждаются глубинные причины его поведения и его последствия. При необходимости ребенку назначаются лекарственные препараты. В настоящее время на фармацевтический рынок поступает большое количество эффективных и весьма безвредных лекарств, которые могут назначаться детям с раннего возраста.

Чем меньше ребенок, тем больший удельный вес приобретают игровые и экспрессивные методы психотерапии (рисунок, лепка, физические движения), позволяющие ребенку доступным и социально приемлемым образом выразить свои чувства. Но в любом случае большая часть работы ложится на родителей. Между встречами они должны вести дневник, отмечая следующие пункты: Применяемые ими методы воздействия на ребенка и их результат. Свои мысли и чувства в процессе контакта с ребенком. Регулярность приема лекарств, в случае, если это необходимо. С родителями обсуждаются разумные границы поведения ребенка: что ему разрешено или запрещено безусловно, а что возможно лишь в некоторых ситуациях и при определенных обстоятельствах. «Если ты хочешь поступить так, то...»

Иногда и самими родителям необходима помощь психотерапевта. Одно не исключает другого.

Психотерапевт на приеме анализирует взаимодействия не только ребенка с членами семьи, но и их отношения между собой. Только после этого вместе с ребенком и родителями вырабатывается тактика психотерапии. Первое, к чему стремится психотерапевт, это установление доверительного контакта с ребенком. Какая-то часть информации, предоставляемой ребенком, является конфиденциальной, если, конечно, она не грозит чьему-либо благополучию или здоровью. На установление такого контакта уходит длительное время, поскольку для ребенка открытые и искренние отношения могут быть непривычными и незнакомыми, а психотерапевт воспринимается как «союзник врагов», т.е. родителей. Встречи с психотерапевтом могут проходить в разном составе: всей семьей, родитель вместе с ребенком, родитель и психотерапевт, но чаще - психотерапевт и ребенок.

Результат работы во многом зависит от действий родителей, поскольку именно от их действий в первую очередь меняется отношения с ребенком. А психотерапевт выполняет направляющую роль. Возможно, им будет рекомендовано пройти курс личностной или семейной терапии. Ведь нередко отклоняющееся поведение ребенка является лишь индикатором семейного неблагополучия. Работа психотерапевта с детьми во многом отличается от работы со взрослыми. Методы работы определяются возрастом ребенка и его способностью вербализовывать (проговаривать) свои чувства и способностью к абстрактному мышлению. Основные методы работы с детьми сводятся к следующим: Бихевиоральная (поведенческая) психотерапия, т.е. «кнутом и пряником». Этот подход осуществляется как самими психотерапевтом, но в большей степени самими родителями, поскольку они проводят с ребенком большую часть времени. Рациональная психотерапия, в процессе которой с ребенком обсуждаются глубинные причины его поведения и его последствия. При необходимости ребенку назначаются лекарственные препараты. В настоящее время на фармацевтический рынок поступает большое количество эффективных и весьма безвредных лекарств, которые могут назначаться детям с раннего возраста.

Чем меньше ребенок, тем больший удельный вес приобретают игровые и экспрессивные методы психотерапии (рисунок, лепка, физические движения), позволяющие ребенку доступным и социально приемлемым образом выразить свои чувства. Но в любом случае большая часть работы ложится на родителей. Между встречами они должны вести дневник, отмечая следующие пункты: Применяемые ими методы воздействия на ребенка и их результат. Свои мысли и чувства в процессе контакта с ребенком. Регулярность приема лекарств, в случае, если это необходимо. С родителями обсуждаются разумные границы поведения ребенка: что ему разрешено или запрещено безусловно, а что возможно лишь в некоторых ситуациях и при определенных обстоятельствах. «Если ты хочешь поступить так, то...»

Иногда и самими родителям необходима помощь психотерапевта. Одно не исключает другого. И в этом нет ничего зазорного.

   МОЖНО ПОДГОТОВИТЬ ПЛАКАТЫ:

       КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ

  1. Метод воспитания не должен нарушать прав человека. По этой причине неприемлемы физические наказания (от порки до хватания за ухо), лишение свободы (связывание, запирание), оскорбления и другие действия, унижающие человеческое достоинство.
  2. Метод воспитания не должен нести в себе угрозу базовым потребностям ребенка. Поэтому недопустимы лишение воды и пищи, лишение отдыха, лишение одежды, изгнание из дома.
  3. Метод воспитания не должен быть этически предосудителен. Таковыми являются ложь, манипуляция, шантаж, использование зависимого положения, использование некритичности мышления ребенка и др.
  4. Важнейшей потребностью ребенка является эмоциональная близость с воспитывающим его взрослым. Поэтому все методы воздействия, связанные с эмоциональным отвержением, следует считать крайне сильными и опасными.
  5. Воспитательное воздействие может быть эффективным только в том случае, если оно направлено на причину трудного поведения, а не на внешнее проявление.
  6. В процессе воспитания возможны конфликты, воспитатель и ребенок не всегда испытывают по отношению друг к другу только позитивные чувства. Однако при этом всегда нужно руководствоваться принципом «Ничто не важнее отношений». Нет смысла добиваться изменения в поведении ребенка, если в результате воспитательных воздействий будут разрушены доверие и взаимоуважение между ребенком и воспитателем.

7.   Любое воспитательное воздействие должно в конечном итоге укреплять самоуважение ребенка, расширять, его возможности, развивать в нем способность и готовность к ответственности за себя и самостоятельному принятию решений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Психологические особенности детского творчества" "Психологические особенности одарённого ребёнка" Подготовила музыкальный руководитель ГБОУ детский сад компенсирующего вида №1764 для детей с нарушением зрения

Детство - краткий период жизни, когда над человеком ещё не давлеют рациональные требования соответствия определённому статусу в обществе.И он пока не подвержен критическому самоанализу подростка.Творч...

Психологическое здоровье педагога "Приемы, сохранения психологического здоровья педагогов".

Наша жизнь набрала такой бешеный темп, что это начинает угрожать не только нервно-психическому, но и физическому здоровью людей. Здесь перечислены некоторые советы, которые могут помочь выйти из состо...

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

психологический тренинг для педагогов «Синдром профессионального выгорания у педагогов и его влияние на психологическое здоровье детей»

Наиболее ценный кадр для любого образовательного учреждения – педагог, находящийся на стадии профессионального мастерства, так как за 15-20 лет работы он научился решать и простые и самые трудные зада...

Психологический тренинг для педагогов ДОУ «Формирование благоприятного психологического климата»

Цель тренинга: психологический тренинг направлен на сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, что немало важно, уверенности в себе, доброжелат...