открытое занятие по теме: "Алый шёлковый платочек, яркий сарафан в цветочек"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Эйрих Светлана Геннадьевна

Что мы знаем о нашей стране, о давно минувших днях? Великий русский педагог К. Ушинский ещё в 19 веке писал, что западный человек ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

  Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по – новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

   Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребёнка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира.

  Знакомя детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями,  мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Искитимского района  Новосибирской области детский сад «Жаворонок»  р.п. Линево

Тема НОД: «Алый шелковый платочек, яркий сарафан в цветочек»

Цель: Приобщение детей к народному творчеству через знакомство с народной игрушкой  - матрешкой.

Задачи:

1. Обобщение знаний об истории русской матрешки.

2. Развитие творческих способностей.

3. Создание эмоционально положительного настроя.

Музыкальное сопровождение:

 - песня «Русская изба»  (муз. Е. Птичкина, сл. М. Пляцковского);

 - мелодия песни «Поезд» (Т.И.Суворова );

 - песня «Русские  матрешки» (Ю. Верижников).

Материалы и оборудование: домик для матрешки, заборчик, лавочка, матрешка для обыгрывания, костюм матрешки, презентация «Русская матрешка», созданная педагогом, зонтик для игры, материалы для художественно – продуктивной деятельности: заготовки матрешек из картона, гуашь, кисти, салфетки, краски, досточки, пластилин, семена.

Участники: дети группы «Дельфинчики», 5-6 лет

Выполнила и провела: воспитатель Эйрих С.Г.

                                                              Январь 2018г.

Ход занятия

  1. Вводная часть

Звучит аудиозапись песни «Русская изба».

П: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да, любим.) Давайте сегодня отправимся в гости, а к кому мы пойдем – догадайтесь сами. Я загадаю вам загадку, а вам нужно будет разгадать ее.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

                                                        Упирается рука

                                                        В деревянные  бока.

                                                        А внутри секреты есть:

Может три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

                                                        Это русская… (матрешка).

Правильно, матрешка. Ну  что, ребята, готовы в путь – дорогу? (да, готовы.) На чем нам лучше отправиться в гости?(варианты) А что это за звуки? (гудок поезда)Давайте побыстрее, чтобы нам не опоздать на поезд.

Под песню «Поезд детства» дети выполняют музыкально – ритмические упражнения: становятся друг за другом и изображают поезд.

  1. Основная часть.

Перед детьми стоит домик. Дети стучатся. Выходит девочка, одетая в костюм матрешки.  

М: Здравствуйте, ребята!

      Я – матрёшечка!

      Я – кругляшечка!

      Улыбаюсь я всегда,

      И ребята мне друзья!

      Деревянной родилась

      И на славу удалась!

     Щёчки пухленькие,

     Сама кругленькая,

     А на голове платок,

     Словно солнечный цветок!

Дети здороваются с матрешкой.

М: Ребята, в домике я не одна была, а с подружками – матрёшками.

П: Матрёшечка, познакомь нас со своими подружками.

Дети открывают матрешку и расставляют всех матрешек на стол.

М: Ребята, а что вы знаете о матрешке?

Дети по очереди читают заранее выученные стихи о матрешке.

Глаза красивые, блестящие,

Полны добра и чистоты.

Несут тепло, и настоящие

В матрёшке русские черты.

У меня матрёшка есть,

Новая игрушка,

В жёлтом сарафанчике

Славная толстушка.

Вся она как маков цвет –

Сарафан на ней надет

Алый, как цветочек,

И под цвет платочек.

Пуще всех её храню,

Больше всех её люблю,

Маленькую крошку –

Красную матрёшку.

М: Молодцы, ребята!

П: Я предлагаю вспомнить историю создания русской матрешки. (садимся на стулья)

(слайд)Однажды из Японии в Россию была привезена деревянная игрушка – кукла Фукурума. Она изображала доброго и лукавого старичка. Японская игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья.

Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрешку.

Первым мастером, который изготовил матрешку на токарном станке, считают Василия Петровича Звездочкина (слайд – портрет)

Первым художником, который расписал матрешку, был Сергей  Васильевич Малютин (слайд – портрет)

Что представляла собой первая матрешка?   (слайд) Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней прятались еще семь маленьких куколок.

Вот так и родилась первая матрешка – россияночка.

М: Ребята, а какие вы знаете виды мартёшек? (ответы)

Показ изображений сопровождается рассказами детей о видах матрешек.

(слайд)     У загорской матрешки на голове разноцветный платок в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами, кружочками и змейками.

 (слайд)    Семеновскую матрешку отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки. Край платка   - это цепь небольших  цветочных бутонов.

(слайд)     У полхов – майданских матрешек вместо сарафана и фартука – условный овал лица на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов, листьев, ягод.

 (слайд)    Вятская матрешка – это голубоглазая девушка с мягкой застенчивой улыбкой. В ее оформлении используется ржаная соломка, которая аккуратно врезается серпом вручную.

 (слайд)    Характер тверской матрешки – озорной, задорный, и вся она чрезвычайно нарядная. Все основные контуры игрушки выполняются выжигательным аппаратом, что отличает тверскую матрешку от всех остальных.

 (слайд)    Основными темами росписи сюжетных матрешек являются окружающий мир, литературные произведения, русские сказки.

 (слайд)     Авторские матрешки появляются на свет в разных городах России. Роспись  таких игрушек зависит от фантазии художника. Так появляются матрешки с сюжетами из кинофильмов, мультфильмов, русских народных сказок.

М: Откуда взялись названия матрешек? (получили названия по тем местам, где их расписывали)

Физминутка

П: Ну , ребята, не зевайте,

А в кружочек все вставайте!

Хочешь поиграть немножко?

Покатай тогда матрешку.

Народная игра «Карусель»

Дети образуют круг, держась за ленточки правой рукой. Идут по кругу сначала медленно, затем быстрее и переходят на бег. Движения выполняются в соответствии с текстом.

Еле – еле, еле – еле

Завертелись карусели.

А потом, потом,  потом

Все бегом, бегом, бегом. (пробегают 2-3 круга)

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз – два, раз – два,

Вот и кончилась игра.  (Затем меняется направление и игра повторяется.)

  1. Практическая часть.

П: Сегодня вы станете мастерами – художниками и сами создадите каждый свою матрешку. (на столах лежат заготовки матрешек)

Сначала нарисуете овал лица, детали одежды восковым карандашом, а затем будем создавать матрешку с помощью разных материалов: пластилина, красок, карандашей. (под мелодию песни «Русская матрешка» дети выполняют задание)

А мы с матрешечкой тоже будем трудиться.

  1. Заключительная часть.

П: Вот матрешки и готовы. Красивые они у вас получились. Давайте покажем гостям наши  работы. Понравилось вам сегодня общаться с матрешкой? А теперь пришло время расставаться.

М: Подождите, подождите, я приготовила для вас подарочки (раздает конфеты – матрешки).

П: «Паровозиком вставайте и из зала уезжайте» (мелодия песни «Поезд детства»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по художественному творчеству: «Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия по художественному творчеству:«Русский народный сарафан»...

Конспект открытого занятия по нетрадиционному рисованию. Тема "Платочки для бабушки"

Представленный материал раскрывает описание и содержание образовательной работы с детьми по образовательной деятельности "Рисование", с использованием нетрадиционной техники  - "от...

Конспект открытого занятия образовательной деятельности по аппликации во второй младшей группе "Цветочек" школы 2120 Д8 в апреле 2019 года.

Конспект занятия образовательной деятельности по аппликации по теме:"Автобус для бабушки". Цель: Дополнить выполненный конструированием на объемной основе автобус деталями, наименование - ко...

Конспект открытого занятия старшей группы по художественному творчеству «Русский народный сарафан»

Конспект открытого занятия старшей группы по художественному творчеству «Русский народный сарафан»...

Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию «Мы платочки постираем»

Конспект открытого занятия по трудовому воспитанию«Мы платочки постираем»                                ...

Конспект открытого занятия по декоративно – прикладному искусству в подготовительной группе «Аленький цветочек»

Закреплять знания о характерных особенностях различных видов росписей, соблюдая форму элементов, колорит, композицию....

«Осени яркий сарафан»

quot;Осени яркий сарафан" - аппликация из цветной буиаги с элементами в технике квиллинг...