Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы (для детей 5-7 лет) «Белая ладья»
рабочая программа (старшая группа) на тему

Степанова Елена Владимировна

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

        Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_shahmatam.docx68.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Центр развития ребенка - детский сад №180 «Остров сокровищ»

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы

(для детей 5-7 лет)

«Белая ладья»      

Автор:

воспитатель Степанова Е.В.

г. Краснодар2018г.

Содержание

1.Пояснительная записка………………………………………………3

2. Содержание программы …………………………………………….6

3. Учебно-тематический план………………………………………….10

4. Перспективное планирование………………………………………11

5. Список литературы…………………………………………………..19

6. Приложение 1(Дидактические игры)……………………………….21

7. Приложение 2 (Краткий шахматный словарь)……………………..23

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.

Некоторые очень ценные качества ума, необходимые

в человеческой жизни, требуются в этой игре и

укрепляются настолько, что становятся привычкой,

которая полезна во многих случаях жизни…»

Бенджамин Франклин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

         В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы.

         Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

         Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным.

        Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

        Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

        Целью внедрения программы «Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

      Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное  значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

       Актуальность данной программы обусловлена необходимостью формирования и развития с раннего возраста таких важных качеств ребенка, как память, логическое мышление, внимание и воображение, усидчивость; в процессе обучения шахматной игре вырабатываются важные практические навыки - умение предпринимать волевое усилие и доводить начатое дело до конца.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

-Обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития;

-создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Познавательная:

     Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Воспитательная:

     Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. Ребёнок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.

 Общеразвивающая:

     Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

     Курс обучения игре в шахматы  рекомендуется проходить в старшей группе,  как дополнительное образование.

    Учебный материал распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических умений и навыков.

Продолжительность занятий:

Старшая группа (5 – 6 лет) - 25 мин.;

Подготовительная группа (6-7лет) – 30 мин.

    Занятия проводятся 2 раза в неделю, состоят из нескольких частей: сначало идет подача нового материала, а затем закрепление новой темы с помощью дидактических игр – упражнений и индивидуальных заданий. В ходе занятия проводится повторение и закрепление пройденного материала. Всего в год 36 занятий, сюда входят конкурсы и олимпиады.

   Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).

   Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.

   Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.

 Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

-иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

-различать и называть шахматные фигуры;

-правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

-иметь представление об элементарных правилах игры;

-играть малым числом фигур;

-иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

-владеть основными шахматными терминами;

-правильно применять элементарные правила игры;

-иметь представление о некоторых тактических приемах.

Методическое обеспечение программы

     Программа предусматривает обучение детей в игровой форме, в обстановке творческого взаимодействия и интереса.

     Для поддержания интереса используются дидактические сказки, богатые по содержанию и доступные для указанного возраста. Постоянная смена видов деятельности на занятии будет способствовать активизации познавательной активности дошкольников и младших школьников.

      Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу  как на занятиях, так и в период отдыха; добиваться применения знаний и умений не только на занятиях, но и в повседневной жизни.

Методы, используемые на занятиях:

- игровые;

- репродуктивные;

- частично-поисковые;

- словесно-логические.

Основные формы занятий:

 беседа и игра.

Техническое оснащение занятий:

  - Учитывая возрастные и психофизиологические особенности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, используемая на занятиях наглядность должна быть яркой, доступной по содержанию, разнообразной.

   - В качестве обязательных учебных принадлежностей необходим следующий набор: демонстрационная шахматная доска, наборы шахмат, карандаши простые, листы бумаги или блокноты.

    -С целью формирования элементарной ИКТ-культуры ребёнка и повышения интереса к занятиям предполагается использование мультимедийного оборудования, ПК.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    Введение в программу обучения. Цель и задачи курса.

Знакомство с группой. Цели и задачи занятий. Обзор основных разделов программы. Правила поведения на занятиях, правила ТБ и ППБ.

    История шахматной культуры

Задачи: познакомить детей с легендой возникновения шахмат и с основными этапами их развития.

   Ходы фигур. Правила игры

Материал раздела позволяет детям в увлекательной игровой сказочной форме познакомиться с шахматными фигурами и их свойствами.

Шахматная доска. Вертикали, горизонтали, диагонали.

Задачи: продолжить знакомство детей с шахматами. Объяснить такие понятия, как «шахматная доска», «белые и черные поля», «горизонтали», «вертикали», «диагонали». Объяснить, как правильно располагается шахматная доска перед началом игры.

Изучение шахматной нотации

Задачи: повторить такие понятия, как «шахматная доска», «поля и линии шахматной доски». Начать знакомство с языком шахмат - шахматной нотацией. Научить определять «адрес» каждого поля. Ввести новые понятия - «диаграмма», «центр», «угловые поля».

Знакомство с шахматными фигурами

Задачи: повторить и закрепить базовые понятия шахмат, связанные с шахматной доской и шахматной нотацией. Познакомить детей с белыми и черными шахматными фигурами.

Начальное положение шахматных фигур

Задачи: познакомить детей с начальной позицией, научить быстро и без ошибок расставлять ее на доске.

Пешки - душа шахматной партии

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с доской и шахматными фигурами. Повторить названия фигур и расстановку начальной позиции. Познакомить детей с пешкой, объяснить такие понятия, как «ход пешкой», «взятие пешкой».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Виды пешек.

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, связанные с пешкой; объяснить особые ходы пешкой - правило взятия на проходе и правило превращения пешки. Закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактической игры.

Ладья. Ходы и взятия ладьей

Задачи: повторить ходы пешкой. Познакомить детей с новой фигурой - ладьей, объяснить, как она ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ладья против ладьи. Ладья против пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет ладья. Познакомить детей со свойствами ладьи в «реальном бою», то есть в двусторонней игре (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Слон. Ходы и взятия слоном

Задачи: повторить ходы пешкой и ладьей. Познакомить детей с новой фигурой - слоном, объяснить, как он ходит и как бьет. Ввести такие понятия, как «белопольный слон», «чернопольный слон».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Слон против слона, ладьи. Слон против пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет слон. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» слона в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ферзь. Ходы и взятия ферзем

Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей и слоном. Познакомить детей с новой фигурой - ферзем, объяснить, как он ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Ферзь против ферзя, ладьи, слона и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет ферзь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» ферзя в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Конь. Ходы и взятия конем

Задачи: повторить ходы пешкой, ладьей, слоном и ферзём. Познакомить детей с новой фигурой - конём, объяснить, как он ходит и как бьет.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Конь против фигур и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет конь. Познакомить детей с «боевыми характеристиками» коня в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Объяснить такое понятие, как «двойной удар». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Ценность фигур. Выгодно - невыгодно

Практические занятия.

Задачи: повторить ходы и взятия всех фигур и пешек. Повторить начальную расстановку шахматных армий. Ввести такие понятия, как «ценность шахматных фигур», «выгодный и невыгодный размен». Объяснить, сколько «весит» (сколько «стоит») каждая фигура и пешка. Закрепить полученные знания с помощью дидактических заданий.

Король Ходы и взятия королем

Задачи: повторить, сколько «стоит» каждая фигура, потренироваться в определении выгодности или невыгодности размена. Познакомить детей с новой фигурой - королем, объяснить, как он ходит и как бьет. Объяснить особую роль короля в шахматах.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических игр

Король против фигур и пешек

Практические занятия.

Задачи: повторить, как ходит и бьет король. Познакомить детей с тем, как проявляет себя король в борьбе против неприятельских фигур и пешек (на основе специально составленных дидактических позиций). Повторить, что такое двойной удар. Ввести такое понятие, как «нападение» и «защита». Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр.

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Ходы фигур. Правила игры».

    Цель шахматной партии

Материал раздела позволит детям в увлекательной игровой форме познакомиться узнать о цели шахматной партии.

Нападение на короля – шах

Задачи: повторить и закрепить базовые знания, полученные при изучении первого раздела: шахматная доска, элементы шахматной доски, белые и черные фигуры, начальная позиция, ходы фигур. Повторить материал, связанный с шахматной нотацией, отработать навык нахождения «адресов» фигур на доске. Ввести такое понятие, как шах. Объяснить способы защиты от шаха.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений

Три способа защиты от шаха

Задачи: объяснить способы защиты от шаха.

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Вскрытый шах и двойной шах

Задачи: повторить, что такое шах, какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятия «вскрытый (открытый) шах», «двойной шах».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Мат как цель игры в шахматы

Задачи: повторить, что такое шах, какие бывают шахи (вскрытый, двойной), какие существуют три метода защиты от шаха. Ввести понятие «мат» как шах, от которого нет защиты. Ввести понятия «победа и поражение».

Практика: закрепить полученные знания с помощью дидактических упражнений.

Тесты и упражнения для закрепления знаний

Практические занятия.

Задачи: закрепить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения раздела «Цель шахматной партии».

 Игра из начального положения.

Практические занятия.

Задачи: проверить качество усвоения ЗУНов по итогам  года обучения в процессе турнирных и тренировочных партий.

Контрольные занятия по итогам года

Практические занятия.

Задачи: определить уровень усвоения программного материала в ходе выполнения теоретических и практических заданий.

Учебно-тематическое планирование.

№п/п

  Тема занятия

Количество занятий

Всего

Теоретические

Практические

1

В стране шахматного королевства

1

1

2

Волшебная доска

5

2

3

3

Шахматные фигуры

2

1

1

4

Начальное положение

2

1

1

5

Шахматная фигура «Ладья»

4

2

2

6

Шахматная фигура «Слон»

2

1

1

7

Ладья против слона

2

2

8

Шахматная фигура «Ферзь»

3

2

1

9

Шахматная фигура «Конь»

3

2

1

10

Шахматная фигура «Пешка»

2

1

1

11

Шахматная фигура «Король»

2

1

1

12

Шах

1

1

13

Шах и мат

1

1

14

Мат в один ход

1

1

15

Ничья и пат

2

1

1

16

Рокировка

1

1

17

Шахматная партия

1

1

18

Развлечение. Шахматный карнавал.

1

1

Итого 36 занятий, 17 теоретических, 19 практических занятий.

Перспективное планирование

занятия

Тема

Цель

Средства обучения/ материал

1

«В стране шахматного королевства»

Познакомить детей с понятием «Шахматная игра», способствовать развитию интереса к игре в шахматы.

Презентация, шахматная доска и шахматные фигуры.

2

Волшебная доска

Волшебная доска. Познакомить с новыми понятиями – «шахматная доска»«белые и чёрные поля», чередование белых и чёрных полей, шахматная доска и шахматные поля квадратные,«центр» шахматной доски. 

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку

3

Волшебная доска

Продолжать знакомство с шахматной доской. Учить правильно располагать доску между партнёрами. Познакомить с новыми понятиями: горизонтальная и вертикальная линии. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски.

4

Волшебная доска

Повторить понятия горизонтальных и вертикальных линий, познакомить с новым понятием: «диагональ». Начать знакомство с «шахматным»алфавитом

Закреплять полученные знания с помощью игр-заданий. Учить понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно. 

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски, карточки с «шахматным» алфавитом.

5

Волшебная доска

Повторить понятия «диагональ», продолжить знакомство с «шахматным» алфавитом, упражняться в нахождении «адреса» шахматного поля. 

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, интерактивная презентация, заготовка на листе шахматной доски, карточки с «шахматным»алфавитом.

6

Волшебная доска

Повторить и закрепить знания о шахматной доске – горизонтали, вертикали, белые и чёрные поля, чередование полей, шахматный алфавит, шахматная нотация.

Шахматная доска, карандаши, тетрадные листы в клеточку, заготовка на листе шахматной доски, карточки с «шахматным»алфавитом.

7

Шахматные фигуры.

Познакомить детей с шахматными фигурами, белыми и чёрными, учить сравнивать фигуры между собой, упражняться в нахождении той или иной фигуры в ряду остальных.

Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

8

Шахматные фигуры.

Продолжение. Закрепить знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Учить определять ту или иную шахматную фигуру в ряду остальных. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.

Набор шахмат, интерактивная презентация, волшебный мешочек.

9

Начальное положение.

Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция»«партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». Закрепить новый материал посредством дидактических игр – заданий.

Набор шахмат, интерактивная презентация.

10

Начальное положение.

Продолжение. Продолжать знакомить детей с начальной расстановкой фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр – заданий. Формировать навык самоконтроля и самооценки.

Набор шахмат, интерактивная презентация, карточки, карандаши.

11

Шахматная фигура            «Ладья».

Познакомить детей с шахматной фигурой «ладья», новым понятием «ход фигуры».

Набор шахмат, интерактивная презентация, тетрадные листочки, карандаши.

12

Шахматная фигура              «Ладья».

Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ладья», вспомнить место ладьи в начальном положении, ход фигуры, познакомить с новым понятием «взятие». Закрепить новые знания посредством дидактических игр.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

13

Шахматная фигура            «Ладья».

Игровая практика. Закрепить полученные знания детей о шахматной фигуре «ладья» в игровой практике на шахматной доске; упражняться в умении ходить ладьёй, отслеживать взаимодействие между белой и чёрной ладьёй на шахматной доске, учиться предвидеть события на шахматной доске на один ход вперёд.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

14

Шахматная фигура            «Ладья».

Итоговое занятие. Повторить и закрепить данные детям знания о шахматной фигуре «ладья» - место ладьи в начальной позиции, ход, взятие, решение простейших шахматных задач.

   Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

15

Шахматная фигура            «Слон».

Познакомить детей с шахматной фигурой «слон». Место слона в начальном положении. Белопольные и чёрнопольные слоны. Ход слона.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

16

Шахматная фигура            «Слон».

Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «слон», вспомнить место слона в начальном положении, ход слона, что такое белопольные и чёрнопольные слоны. Показать детям, как слон выполняет взятие. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

17

Ладья против слона.

Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске. Упражняться в умении взаимодействовать между фигурами на шахматной доске, учить детей предвидеть ход событий на доске и, в соответствии с этим, выбирать методы защиты или нападения.

Набор шахмат.

18

Ладья против слона.

Закреплять полученные детьми знания о шахматных фигурах «ладья» и «слон» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать определённым правилам во время шахматной партии – делать ходы поочерёдно, учитывая предыдущий ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задач.

Набор шахмат.

19

Шахматная фигура            «Ферзь».

Познакомить детей с шахматной фигурой «ферзь». Место ферзя в начальной позиции. Ход ферзя.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

20

Шахматная фигура            «Ферзь».

Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «ферзь», вспомнить место ферзя в начальной позиции, как ходит ферзь. Познакомить детей с правилами взятия ферзём. Закрепить полученные знания посредством дидактических игр.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры.

21

Шахматная фигура            «Ферзь».

Игровая практика. Закреплять полученные знания детей о шахматной фигуре «ферзь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей следовать правилам ведения шахматной партии: делать ходы поочерёдно, учитывая ход соперника и предвидя ответный ход; учить детей понимать и правильно решать поставленную перед ними учебную задачу.

Набор шахмат

22

Шахматная фигура            «Конь».

Познакомить детей с шахматной фигурой «конь». Место коня в начальной позиции. Ход коня, взятие.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

23

Шахматная фигура            «Конь».

Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «конь», вспомнить полученные знания на предыдущем занятии (место коня в начальной позиции, ход коня, взятие). Упражняться в ходе коня и во взятии. Учить детей правильно понимать и решать поставленную перед ними учебную задачу..

Набор шахмат, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши

24

Шахматная фигура            «Конь».

Игровая практика. Закреплять полученные детьми знания о шахматной фигуре «конь» в игровой практике на шахматной доске; учить детей правильно взаимодействовать между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, вспоминать и применять полученные знания о шахматных фигурах (ладье, слоне, ферзе) в процессе игры.

Набор шахмат, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши, карточки с заданиями.

25

Шахматная фигура            «Пешка».

Познакомить детей с «пешкой». Место пешки в начальном положении. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

26

Шахматная фигура            «Пешка».

Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «пешка», вспомнить место в начальном положении, ход пешки, взятие, правило «взятие на проходе». Познакомить с новым понятием – «превращение пешки». Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – заданий.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

27

Шахматная фигура            «Король».

Познакомить детей с шахматной фигурой «король». Место короля в начальной позиции. Ход короля. Взятие.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

28

Шахматная фигура            «Король».

 Продолжение. Продолжать знакомить детей с шахматной фигурой «король», вспомнить знания, полученные на предыдущем занятии (место короля в начальной позиции, ход короля, взятие). Дать новое понятие – «контролируемое» поле. Закреплять полученные знания с помощью дидактических игр – упражнений: учить детей правильно понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

Набор шахмат, интерактивная презентация, дидактические игры, тетрадные листочки в клеточку, карандаши.

29

Шах

Познакомить детей с новым понятием «шах», тремя вариантами защиты от шаха. Учить находить позиции, в которых объявлен шах, в ряду остальных, где шаха нет. Закреплять новые знания посредством индивидуальных игр – заданий, учить детей правильно понимать поставленную задачу и самостоятельно её решать.

Набор шахмат, интерактивная презентация.

30

Шах и мат

Вспомнить значение понятия «шах». Познакомить с новым понятием «мат». Учить находить позиции, в которых объявлен мат, в ряду остальных, где мата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

31

Мат в один ход

Вспомнить значение понятия «мат». Познакомить с новым понятием – «мат в один ход». Учить определять среди остальных фигур в шахматной позиции ту, которая объявляет (ставит) мат в один ход неприятельскому королю. Закреплять полученные знания посредством практических и индивидуальных заданий, учить детей понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

32

Ничья и пат

Познакомить детей с новыми понятиями – «ничья» и «пат». Показать несколько вариантов шахматной игры, которые приводят к ничейной позиции. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных заданий, учить детей правильно понимать учебную задачу и самостоятельно решать её.

Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

33

Ничья и пат

Продолжение. Вспомнить значение понятия «ничья», в каких случаях в шахматной партии может быть ничья, повторить данные ситуации на примере шахматных позиций. Учить находить позиции, в которых есть пат, в ряду остальных, где пата нет. Закреплять полученные знания посредством индивидуальных знаний, учить детей правильно понимать поставленную учебную задачу и самостоятельно её решать.

Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши.

34

Рокировка.

Познакомить детей с новыми понятиями: «рокировка»,         «длинная и короткая рокировка». Познакомить с правилами рокировки. Закреплять полученные знания посредством дидактических игр – заданий.

Набор шахмат, карточки с заданиями, карандаши, дидактические игры.

35

Шахматная партия.

Познакомить детей с новыми понятиями – «дебют»«миттельшпиль»,    «Эндшпиль»«ценность фигур» (выгодный и невыгодный размен фигур или пешек). Учить детей во время шахматной игры действовать в соответствии с принятыми правилами поведения партнёров во время шахматной игры.

Набор шахмат.

36

Развлечение.

Шахматный карнавал

ЛИТЕРАТУРА:

1. А. Костенюк, Н. Костенюк «Как научить шахматам» дошкольный шахматный учебник.- Москва, 2008

2. Береславский Л. Я. «Шахматы для малышей».- Москва: Издательство АСТ, 2017

3. И.Г. Сухин.  «Шахматы, первый год, или  Там клетки черно –  белые чудес и тайн полны»: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 1.- 4-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2012. – 80с., ил.

4. И.Г. Сухин. «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем»: учебник для начальной школы, первый год обучения. В 2-х частях. Часть 2.- 3-е изд. – Обнинск: Духовное возрождение, 2009. – 80с., ил.

5. И.Г. Сухин. Волшебный шахматный мешочек. – Испания: Издательский центр Маркота. Международная шахматная Академия Г. Каспарова, 1992.

6.И.Г. Сухин. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.

7. И.Весела. Шахматный букварь. – М.: Просвещение, 1983.

Дидактические шахматные сказки

8.И.Сухин . Котята-хвастунишки // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 3.

9.И.Сухин . Лена, Оля и Баба Яга // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1995. – Вып. 5.

10.И.Сухин. От сказки – к шахматам. Удивительные превращения деревянного кругляка // Сухин И. Книга- выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Издательство фирмы ACT, 1993.

11.И.Сухин .Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Сухин И. Черно-белая магия Ущелья Великанов // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа, 1994. – Вып. 2.

12.И.Сухин. Шахматная сказка // Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.

Интернет-ресурсы

1. Обучающий курс для начинающих шахматистов и игра в шахматы онлайн: [сайт] URL: http://www.chess-master.net/articles/3.html;

2. Шахматы: [сайт] URL: http://www.shahmatik.ru/;

3. Шахматная библиотека: [сайт] URL: http://webchess.ru/ebook/.

Приложение 1

Дидактические игры

«Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий шахматной

доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).

«Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

«Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.

«Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры,

каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.

«Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны догадаться, что это

за фигура.

«Секретная фигура». Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди называют все

шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо названия этой фигуры

надо сказать: "Секрет".

«Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая

фигура загадана.

«Что общего?» Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они похожи друг

на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)

«Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и

ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.

«Мешочек». Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно расставляют

начальную позицию.

«Да и нет». Педагог берет две шахматные фигурки, (фрагмента игрового поля) и спрашивает детей,

стоят ли эти фигуры рядом в начальном положении.

«Мяч». Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру: "Ладья стоит вуглу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.

«Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребенка формируется внутренний план действий,

развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками

ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все

фигуры противника.

«Один в поле воин». Белая фигура должна побить все черные фигуры, расположенные на шахматной

доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (черные фигуры считаются заколдованными,

недвижимыми).

«Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на

"заминированные" поля и не перепрыгивая их.

"Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не

становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом черных фигур.

«Сними часовых». Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут

передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных

фигур.

«Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь определенной клетки

шахматной доски.

«Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтожения, а с

целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается ставить фигуры на

клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.

«Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих сторон не

имеет победителя.

«Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на черную фигуру, но

так, чтобы не оказаться под боем.

«Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две черные фигуры.

«Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищенную фигуру.

«Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.

«Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе черных они проиграли

одну из своих фигур.

«Ограничение подвижности». Это разновидность "игры на уничтожение", но с "заминированными"

полями. Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

«Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли

король под шахом или нет.

«Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.

«Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах черному королю.

«Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.

«Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат

черному королю.

«Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто

объявит первый шах.

«Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.

«Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с

педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.

Приложение 2

КРАТКИЙ ШАХМАТНЫЙ СЛОВАРЬ

А

Ассоциация гроссмейстеров — добровольный союз сильнейших гроссмейстеров мира.

Активные шахматы — или «быстрые шахматы», когда времени на партию отводится по 30 мин на каждого игрока. По ним проводятся соревнования всевозможного масштаба, вплоть до первенства мира.

Арбитр — шахматный судья всесоюзного или международного масштаба (крупных шахматных соревнований).

Анализ — подробный разбор своей или сыгранной другими шахматистами партии (по газетам, журналам, книгам), где отмечаются плохие и удачные ходы: свои и соперника, обеих сторон, объясняются причины, почему они сделаны, намечаются пути устранения допущенных ошибок.

Атака — наступление одной из сторон  или на одном фланге, или по всему фронту, на обоих флангах  одновременно, на королевском и на ферзевом, чаще всего большими силами.

Б

Белые — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.

Болельщик — любитель шахмат, непосредственно не участвующий в данный момент в игре, турнире, матче, сеансе и других соревнованиях

Битое поле — поле или поля, которые контролируются пешкой или любой фигурой.

В

Вертикаль — одна из трех линий (прямая) шахматной доски. Идет по направлению от игрока к игроку, обозначается восьмью буквами («а», «Ь», «с» и т. д.).

Вилка — одновременное нападение пешки или коня на две пешки или фигуры, а конем одновременно на четыре пешки или фигуры противника (большая «четырехзубчатая вилка»). Король может тоже сделать вилку, напав одновременно на две ладьи или два коня.

Вариант — одно из многочисленных ответвлений в партии.

Взятие — уничтожение пешки или фигуры. Вместо уничтоженной (сбитой) на то же поле ставится фигура или пешка другого цвета.

Выступка — право выступки. Первый ход шахматной партии всегда принадлежит белым фигурам (войскам).

Взятие на проходе — когда пешка любого цвета со своего первоначального места идет сразу на два поля и пересекает битое поле пешки противника, то та имеет право побить ее (снять с доски) и поставить на битое поле свою.

Г

Горизонталь — прямая линия на шахматной доске, идущая слева направо (или справа налево).

Обозначается цифрами, которые пишутся сбоку от доски: слева от игрока (от 1-й до 8-й или от 8-й до 1-й горизонтали).

Гроссмейстер — самое высокое спортивное звание в шахматной игре.

Д

Доска — место, где разыгрываются шахматные баталии. Состоит из 64 черно-белых полей всевозможных размеров.

Дебют — самая первая, начальная стадия шахматной партии. Включает в себя примерно 10—15

ходов.

Диагонали — линии доски, идущие наискосок. В отличие от прямых вертикальных и горизонтальных линий состоят из полей одного цвета (белые и черные диагонали). Разной длины (от двух до восьми полей).

Диаграмма — плоскостное изображение фигур, шахматных позиций, задач и этюдов в печати (газетах, журналах, книгах).

Двухходовка — шахматная задача, где мат черным дается в 2 (через 2) хода. Самая простая по

составлению и решению, наиболее популярная и широко распространенная в шахматной

композиции.

Дальнобойные фигуры — фигуры, которые контролируют поля по всем линиям доски (по вертикали, горизонтали, диагонали). Это ферзь, ладья и слон. Они могут как побить, так и защитить свои

фигуры и пешки на этих линиях на самом дальнем расстоянии (до 7-го поля).

Ж

Жертва  —  если один из игроков сознательно, специально (а иногда в силу вынужденных обстоятельств) отдает пешку или фигуру или меняет более ценную фигуру на менее значимую, например ферзя на ладью, ладью на коня, слона на пешку, то такую шахматную операцию называют «он пожертвовал». Причины жертв могут быть обоснованными, заранее рассчитанными на несколько

ходов вперед. Они чаще всего приводят к последующей победе, мату, а необоснованные, ошибочные, непродуманные — к материальным потерям, к поражению.

Жребий — разыгрывание перед турниром, кто каким цветом играет. В матчевых встречах, у кого

какой порядковый номер.

3

Защита — умение игрока сдерживать атаку противника, искусно обороняться, делая хорошие защитные ходы, своевременно уничтожая атакующие пешки и фигуры противника.

Задача — искусственно созданная позиция на доске, где мат достигается в заранее обусловленное число ходов.

Заблокированная пешка — если На поле перед ней стоит фигура или пешка противника (или своя

пешка или фигура), мешая ей двигаться дальше. Такая пешка считается слабой: выключена из игры.

Защищенная проходная пешка — такая пешка, которую защищает своя пешка или любая другая

фигура.

Зевок — просмотр отличного хода, красивой выигрышной комбинации, потеря фигуры и т. п.

И

Индия — родина шахмат (V в.). Игра — шахматный поединок, шахматная партия.

Изолированная пешка — такая, когда на соседних с ней вертикалях нет своих пешек.

К

Комбинация — серия последовательных ходов, совершаемых с целью улучшения своей позиции, приобретения шахматного материала, постановки мата. Неприменный атрибут шахматной

комбинации — жертва пешки, фигуры (или нескольких).

Композитор — составитель шахматных задач и этюдов. Лучшим из них присваивается звание

гроссмейстер шахматной композиции.

Композиция — заранее созданная искусственная шахматная позиция: задача или этюд.

Конкурс — соревнование составителей или решателей задач и этюдов за заранее отведенное время

(или кто потратит меньше времени).

Кандидат в мастера — шахматный разряд после I, непосредственно перед мастером спорта СССР.

Каисса — греческая богиня, покровительница шахмат.

Качество — приобретение или потеря шахматного материала. Потерять качество — это отдать ладью

за слона, выиграть качество — взять ладью за коня.

Л

Легкие фигуры — общепринятое название для коней и слонов.

Линия — несколько чередующихся черно-белых или одинаковых полей на шахматной доске. Всего

три рода разновидностей линий — вертикальная, горизонтальная и диагональная.

Ловушка — своеобразный ход с заранее подготовленной приманкой, замаскированной западней.

Например, пешка или фигура (вплоть до ферзя), временно пожертвованные за приобретение большего материала или за постановку мата противнику (например, «мат Легаля»).

Лидерство — ведущее положение игрока в турнире: «идет во главе турнирной таблицы»,

«возглавляет турнирную таблицу».

М

Мат — безвыходное, безнадежное положение для короля (обязательно после шаха королю). Означает

конец игры.

Мат спёртый — разновидность обычного мата. Встречается редко.

Мастер — шахматное звание (разряд) перед гроссмейстером. Национальный мастер — мастер своей страны, звание международный мастер присваивается при выполнении соответствующей нормы в международных соревнованиях шахматистов.

Материальное преимущество — выигрыш одним из соперников у другого шахматного материала:

фигуры или нескольких фигур и пешек. Однако материальное преимущество еще не дает полной гарантии выигрыша его обладателю. Но нередко является прекрасной надежной предпосылкой для одержания победы в партии.

Мельница — разновидность открытого шаха, когда одна из защищающихся сторон несет огромный

материальный урон от применения мельницы или получает мат.

Миттельшпиль — вторая стадия шахматной партии после дебюта. Переводится с немецкого языка

как середина игры. Именно в этой стадии начинаются активные боевые действия с обеих сторон.

Мобилизация сил к этому времени завершена.

Манёвр — серия ходов одного из игроков (или обоих вместе) для достижения определенной цели:

создания атаки, выигрыша фигуры, отпугивания ее от своих позиций и т. п.

Н

Начальная позиция — расположение фигур и пешек в исходном положении (до начала игры) до первого хода белых.

Ничья — окончание игры. Ни одной из сторон не присуждается победа, остается по королю, или оба

игрока сами соглашаются на ничью, вечный шах, патовое положение на доске одному из королей и т.д.

Нападение — пойти фигурой или пешкой так, чтобы следующим ходом можно было бы взять

неприятельскую фигуру или пешку.

Нотация — система записи ходов в шахматной партии.

О

Оскар — почетный приз в виде статуэтки, ежегодно присуждаемый в Барселоне (Испания) лучшему шахматисту и шахматистке года, независимо от их шахматного звания, и необязательно чемпиону и

чемпионке мира.

Открытая линия — вертикали шахматной доски, свободные как от своих пешек и фигур, так и

противника.

Олимпиада — самые крупные шахматные соревнования на планете. Проводятся 1 раз в 3 года.

Последняя такая Олимпиада состоялась в г. Салониках, в Греции в 1988 г.

Очки — по их количеству определяется занятое место в шахматном турнире тем или иным игроком

(или командой). За проигрыш начисляется обычно 0 очков, за ничью — 1/2 очка, за победу — 1 очко.

Оппозиция — противостояние королей напротив друг друга через одно или несколько нечетных полей, когда одинокий король остается против короля с пешкой. Знание этого правила помогает слабейшей стороне (одинокому королю) в некоторых случаях добиться ничьей.

Ошибка — любой просчет в игре.

Оборона — когда одна сторона атакует, а вторая ведет оборону, т. е. защищается.

П

Партия — шахматное сражение между двумя соперниками, или группой и одним игроком (в сеансе одновременной игры), или несколькими игроками между собой (тренировочный матч).

Пат — разновидность ничьей, когда королю некуда ходить, а шаха ему нет.

Перевес — умение кратчайшим путем выводить фигуры и пешки на наиболее выгодные ключевые

поля. Говорят: «У него перевес в развитии фигур», что соответствует определенному преимуществу.

Позиция — размещение фигур и пешек на шахматной доске. Бывает плохая позиция, когда фигуры плохо развиты, и хорошая (активная) позиция.

Поле — одна из 64 клеток на шахматной доске, по 32 белых и столько же черных поля. Каждое поле имеет свое, присущее ему обозначение: al, е5, с8 и т. п.

Поле превращения — по восемь полей двух последних горизонтальных линий, которых достигла

черная или белая пешка. Затем она снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а вместо нее ставится любая фигура, кроме короля. Чаще всего ставят ферзя, как наиболее сильную фигуру, но

иногда выгоднее поставить и коня, если с его помощью достигается быстрый выигрыш или сразу

ставится мат.

Правила — свод, совокупность шахматных законов, положений, на основе которых идет сражение на шахматной доске. Их соблюдение и выполнение обязательно для каждого шахматиста.

Приз — награда победителю или еще двум призерам за 2-е и 3-е места в шахматном турнире. Это может быть медаль, литература, ваза и т. п.

Претендент — участник розыгрыша первенства мира, встречающийся в финале с чемпионом  (чемпионкой) мира по шахматам.

Р

Рокировка — одновременный ход короля и ладьи. Король пододвигается к какой-нибудь ладье на два

поля, а ладья переставляется через короля по другую его сторону. Проводится один раз за всю игру с целью укрыть короля в безопасное место и побыстрее ввести в игру одну из ладей. Рокировать можно при соблюдении определенных условий.

Развитие — постепенная перегруппировка фигур и пешек ближе к центру и границе противника для быстрейшей подготовки их к атаке. Существуют понятия «фигуры плохо развиты», «фигуры хорошо развиты».

Разряд — шахматная квалификация на данное время. Выполняется или подтверждается при игре в шахматном турнире. Самый низший IV разряд, приравнивается к I юношескому в других видах спорта, затем идет III, II и I взрослый и т. д. Нужно выполнить норму в турнире, т. е. набрать заранее

определенное количество очков.

Размен — обмен фигурами или пешками. Бывает выгодный размен, например поменять одну или две пешки на слона или коня, и невыгодный — отдать ладью за слона и пешку и т. п.

Разбор партии — анализ ошибок, упущенных возможностей каждой из сторон и т. д.

С

Сеанс одновременной игры — это когда один сеансер играет одновременно с 10, 20, 30 и более игроками.

Связка — такое положение в шахматной позиции, когда одна из фигур, а часто и сам король, лишены подвижности одной из фигур или пешек противника.

Сдаться — прекратить сопротивление ввиду его бесполезности. Дальнейшая игра сулит большие материальные потери, или вскоре королю ожидается мат.

Судья — человек, наблюдающий за правилами игры, арбитр.

Т

Тактика — методы, способы игры, применяемые в шахматной встрече.

«Тронул — ходи» — одно из правил в шахматах: взявшись за свою фигуру или пешку, игрок обязан ею ходить. Если дотронулся до фигуры или пешки противника, то должел ее взять (если это возможно). Если же надо поправить свою фигуру или пешку, необходимо предварительно предупре-

дить противника или судью: «Поправляю».

Темп — скорость, быстрота, с которой разыгрывается партия. Выиграл темп — значит, опередил

противника в развитии, потерял темп — отстал в развитии фигур и пешек.

Турнир — вид шахматных соревнований. Бывает квалификационный турнир: на получение шахматного разряда; турнир на личное первенство на звание сильнейшего; командный турнир и т. п.

Тренер — шахматист  (секундант, помощник), помогающий другому или нескольким готовиться к соревнованиям всевозможного ранги, всевозможных форм, олимпиаде, матчу, турниру и т. д.

Таблица — документ, куда заносятся очки игроков, участвующих в том или ином соревновании

малого или большого масштаба.

Тихий ход — т. е. пока безвредный, промежуточный, как бы подготовительный, без объявления шаха королю или без уничтожения пешки или фигуры. Бывает очень «ядовитым».

Тяжелые фигуры — общепринятое название для ладей и ферзей.

У

Угроза — ходы (ход), сулящие неприятности противнику. Угроза, что будет побита пешка или фигура, лишение противника рокировки и т. п.

Ф

ФИДЕ — Всемирная шахматная федерация, куда входят более 100 стран. Девиз ФИДЕ: «Мы все — одна семья».

Фигура — все единицы шахматного войска: король,  ферзь,  ладья, слон, конь, кроме пешки, не достигшей поля превращения.

финал — одна из фаз розыгрыша шахматного первенства, финалист — игрок, попавший в следующий более высокий цикл соревнований.

Фианкетирование — выведение слона любого цвета на самые большие диагонали доски: поля Ь2 и

Ь7, g2 и g7.

Фланг — королевский: справа от белого короля и слева от черного короля — и ферзевый: слева от ферзя у белых и справа от ферзя у черных.

X

Ход — любое передвижение фигуры или пешки на другое поле с соблюдением всех установленных правил. Ходы делаются по очереди. Нельзя, например, выполнить два хода подряд, пропустить свой ход, побить за один раз (ход) сразу две фигуры или пешки противника, пойти пешкой назад и т. п.

Ц

Центр — поля, составляющие середину доски: четыре поля — малый центр, двенадцать центральных полей доски — расширенный центр.

Цугцванг (нем.) — такое положение у игрока, когда ему, хочешь не хочешь, приходится делать невыгодный для себя ход.

Цейтнот — острая нехватка времени у игрока. Просрочка времени (при игре с шахматными часами) может привести к поражению, даже если обстановка на доске сложилась в его пользу.

Ч

Чемпион мира — самый сильный шахматист или шахматистка всей Земли.

Черные — название цвета фигур одной из сторон шахматного войска в игре.

Ш

Шах — угроза только одному королю (сейчас вслух не объявляется), когда ему некуда ходить после шаха, нечем закрыться от него или уничтожить атакующую фигуру или пешку.

Шахматная доска — 64-клеточный черно-белый квадрат любого размера, на котором разыгрываются шахматные баталии.

Штурм — решительная шахматная атака.

Э

Этюд — искусственно составленная шахматная позиция, где одна из сторон, чаще всего белые, добивается выигрыша или делает ничью. Число ходов, необходимых для достижения цели, заранее не оговаривается.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...

Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...

Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"

Рабочая программа по обучению игре в шахматы и шашки в рамках реализации дополнительного образования кружковой деятельности для детей "Пешка"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.

Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...

Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...

Программа дополнительного образования по шахматам для детей 5-7 лет «Белая ладья».

Программа включает в себя все необходимое для обучения детей дошкольного возраста в игры по «Шахматам»....

Дополнительная образовательная Программа по обучению дошкольников базовой технике игры в шахматы «Белая ладья» для детей 6-7 лет

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...