Проект «Помощники наших глаз» для детей 5-6 лет
проект (старшая группа) по теме

Прудникова Надежда Викторовна

Информационно-практико-ориентированный .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt1.docx80.14 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Помощники наших глаз» для детей 5-6 лет

Автор: воспитатель высшей квалификационной категории «Детский сад компенсирующего вида № 25» МБДОУ «Золотой ключик» Прудникова Надежда Викторовна

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный .

Участники. Дети группы коррекции зрения,

Взаимодействие педагогов и родителей: воспитатели, тифлопедагог, логопед и родители группы

Срок реализации проекта: краткосрочный

Цель проекта: укрепление и сохранение зрения детей дошкольного возраста, знакомство с разнообразием очков  и их применение в жизни человека.

Актуальность

Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. Особенно нас радует живой и беззаботный взгляд наших детей. Забота о зрении наших детей это первостепенная наша задача, ведь почти 90 % информации мы получаем непосредственно через глаза.

 Обучение дошкольников бережному отношению к своему здоровью, своим глазам начиная с раннего детства - актуальная задача современного образования. Работа с детьми нацелена на формирование у ребенка ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья глаз, на расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Задачи:

  • Научить детей бережному отношению к себе, своему здоровью, своим глазам.
  • Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками.
  • Побуждать ребенка к экспериментированию.
  • Развивать воображение и творческие возможности детей.
  • Заинтересовать и обучить  родителей практическим навыкам сохранения и укрепления зрения детей, показать важность данной проблемы.

Ожидаемые результаты работы с детьми

  • у детей улучшится зрительное восприятие, зрительная память.
  • активизируется познавательная деятельность дошкольников
  • Совершенствуется мелкая моторика.
  • разовьется чувство уважения к   людям разных профессий.

В качестве гипотезы выдвинули предположение, возможно, что все очки, которые люди носят, помогают им лучше видеть.

Подготовительный этап:

- изучение методической литературы по данной проблеме;

- разработка серии занятий;

- обсуждение мероприятия проекта с его участниками;

- подбор дидактического и наглядного материала;

- согласно цели и задачам был разработан план реализации проекта.

Основной этап

Беседа  «Для чего нужны глаза».

Дать детям понятие о том, что глаза - одни из самых главных помощников человека, что благодаря им люди многое узнают о предметах.

Беседа «Ты себе не навреди, свои глазки береги».

1. Уточнить представления детей о глазах и их назначении.

2. Закрепить знания о том что, полезно и вредно.

3. Воспитывать у детей бережное отношение к своему зрению.

Беседа  «Очки - мои помощники».

1. Расширять и дополнять знания детей о значении очков в их жизни, правилах обращения с очками.

2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки, бережное отношение к очкам.

Непосредственная образовательная деятельность

  • «Очки – мои помощники».

 Цель: Расширить и дополнить знания детей о значении очков.

  • Коррекционное занятие в старшей группе «Что умеют наши глазки?»

Цель:  С помощью эксперимента подвести детей к пониманию необходимости ношения очков и окклюдеров.

  • « Смотри во все глаза!»

Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

  • Познавательно-речевое развитие «Свойства стекла»

Цель: знакомство детей со свойствами стекла.

Чтение художественной литературы:

  • «Мойдодыр» Чуковский
  • Для чего нужны очки детишкам? Расскажет Аришкина « Сказка про очки и дружбу «Очки» Ирина Рослова
  • Как лягушонку Тишке очки помогли.
  • Дедушкины очки Рассказ для детей Евгения Пермяка
  • Волшебные очки — сказка Людмилы Петрушевской
  • Эльвира Частикова «Очки»
  • Сказка про волшебные очки

Игровая деятельность.

Дидактические игры:

«Глаза выражают настроение»

«Что я вижу одним глазом»

«Какие продукты полезны для глаз»

«Есть ли у глаз помощники»

 «Полезно – вредно»

 «Чудесный мешочек»

«Что любят наши глазки».

«Собери очки»

«Выложи очки»

«Кому, что нужно для работы»

Сюжетно – ролевые игры:

«Больница»

«На приёме у окулиста».

Опытно – исследовательская деятельность.

  • Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Удивительный мир стекла»
  • Опыт  «Легко ли выполнять задание, если один глаз закрыт? »

Экспериментальная деятельность.

  • Рассматривание предметов через грязные и чистые стеклышки - помочь детям получить опыт, что и как видят глаза через грязные и чистые стекла очков).
  • «Кто как видит? » (Как видят заяц и птица? Как видит крот? Как видят змея и лягушка? Как видят рыбы? Как видят собака и кошка?) - учить устанавливать причинно -следственные связи в природе (зависимость особенностей зрения животных от среды их обитания и образа жизни) .
  • «Пускаем солнечные зайчики»

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

  • Опыт «Таинственные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

  • «Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Результаты проекта

  • Дети начали осознавать, что глаза – это очень важный орган.  Постоянное ношение очков поможет детям многое узнать об окружающем мире, увидеть его красоту и многообразие, понять окружающих людей. Очки  помогают быстрее и точнее выполнять различные действия с предметами.
  • Дети стали  бережнее относиться  к себе, своему здоровью, своим глазам.
  • Совершенствуется мелкая моторика (наблюдение за деятельностью детей в процессе НОД).
  • Улучшилась  познавательная активность детей (наблюдение за деятельностью детей в процессе НОД).
  • Создан мини музей «Помощники наших глаз»

                                                                                                     Приложение №1                                

Художественная литература

Для чего нужны очки детишкам? Расскажет Аришкина « Сказка про очки и дружбу «Очки» Ирина Рослова

— Не хочу гулять на такой площадке! Здесь играть не с кем! — пожаловалась Аришка.

— Как это — не с кем!? — удивился Аришкин друг ёжик. — А я?

— Ты — это совсем другое дело. С тобой я и дома могу играть, и везде. Понимаешь? Ты -мой всегдашний друг.

 — Понимаю. — Кивнул ёж.

— А девочка? – указал он пушистой лапкой в сторону больших деревянных качелей на цепочках.

 — Девочка?! — удивилась Аришка.

— Где?!

— Как это где?! — недоумевает ёжик.

— На качелях! — На качелях!? – наконец поняла Аришка, о ком это ёжик говорит. Тут же всё и объяснила,

— Так она же в очках!

— И что с того? — поинтересовался ёжик.

— С детьми в очках никто не дружит. — Пожала плечиками Аришка. — Они всегда сами гуляют.

 — Это ещё почему?! — растерялся ёж.

— Не знаю! — пожала плечами Аришка. — Не дружат и всё.

 — Понятно! — сказал ёжик так, будто бы ему и впрямь – понятно было.

— А вот, смотри-ка, что у меня есть! – спохватился вдруг ёжик и стал рыться в своём кармашке.

— На- примерь! — достал он, наконец, очень красивые детские очки в розовой перламутровой оправе.

 — Ой, ну какие красивые! – всплеснула ручками Аришка. Взяла очки из ёжиковых лапок, полюбовалась, как они на солнышке переливаются и примерила.

 — Ну как? — улыбнулась Аришка ёжику. — Хорошо?

— Очень! — согласился ёж.

Аришка покружилась в очках, покорчила смешных и умных рожиц, посмотрела сквозь очки на площадку, на девочку на качелях, на деревья, птичек, на небо, а потом и говорит:

— Ну, всё! Хватит! Забирай обратно свои очки. Они мне больше не нужны. Огляделась по сторонам. А ёжика нет нигде! Такое бывало, порой, что ежик прятался. Это случалось, когда ёжику не очень-то нравилось, как Аришка себя вела.

— А чего я такого сделала?! — растерялась Аришка.

 — Ну и ладно! – махнула она рукой в сторону лесных деревьев.

 — Вот вернётся, — я и спрошу. И потянула с себя очки за такую тоненькую перекладинку, которая на носу обычно сидит и очки на себе держит. Не тут-то было! Очки будто клеем приклеились. Да не простым, а таким, — специальным. Что, как ни старайся, — не отдерешь. — Ой-ой-ой! — запричитала Аришка.

— Что же мне теперь делать?! Стала она очки слезами поливать. Во-первых – просто от того, что обидно. А во-вторых, — для дела. Вдруг слезы клей подмочат хорошенечко, очки и отлипнут! Поревёт-поревёт, попробует – не отлепляются ли очки? И опять – поревёт-поревёт – попробует. А потом слёзы в Аришке кончились, очки не отлепились, и пришлось Аришке дальше придумывать, как быть. Думала она, думала. И придумала:

— А пойду-ка я пока с девочкой поиграю! Я всё равно пока тоже в очках, мне теперь можно. А потом ёжик придёт, и мы чего-нибудь вместе придумаем. И пошла. Подходит к девочке и говорит:

— Привет! А девочка обрадовалась, улыбнулась и говорит:

 — Привет!

— Как тебя зовут? – говорит Аришка. – Давай играть!

 — Меня Танюшка зовут! – отвечает девочка. — Конечно! Давай! И стали они вместе играть. Оказалось, очень весело это — играть с девочкой Танюшкой. Играли они, играли. И тут Аришка решила всё-таки спросить. Очень уж было ей любопытно. Огляделась она по сторонам и спрашивает у Танюшки шёпотом:

 — А ты тоже очки снять не можешь?

— Отчего же это не могу? – пожала плечами Танюшка. – Могу!

— А почему же не снимаешь?! – удивляется Аришка.

— Потому что, поношу сейчас немного, и, как стану большой, глазки будут хорошими. Будут всё видеть. А не стану носить, потом будут глазки только всё хуже и хуже. Очки у меня не простые — волшебные.

 — Вот это да! Нужные у тебя очки, оказывается! – удивилась Аришка такой новости. И не стала почему-то рассказывать про свои прилипшие очки.

 — Знаешь, говорит, — я буду с тобой и завтра играть! Ладно? Даже если у меня очков не будет. Договорились?

 — Конечно! – обрадовалась Танюшка!

– Давай! Смотрит Аришка, рядом ёжик стоит.

— Ой! Ёжик! Познакомься! Это моя подружка – Танюшка! — радостно говорит Аришка.

 — Очень приятно. Ёжик. – сказал ёжик. И продолжил тихонечко, так, чтобы только Аришка слышала,

— Думаю, очки ты можешь уже снять.

— Могу? – Аришка попробовала их потянуть за ту самую перекладинку. И правда! Очки очень охотно слезали с Аришкиного носа. Будто бы и не было клея никакого.

— Чудеса! – удивилась Аришка. – Только не буду я пока очки снимать.

— Почему это? – поинтересовался ёжик, хитро улыбаясь

— Да просто так. С Танюшкой за компанию. – Ответила Аришка и хитро улыбнулась ёжику в ответ.

– Мы ведь теперь подруги!

— Так вот, оказывается, для чего нужны очки детишкам! А я-то и не знала! – хлопнула себя по лбу…

Как лягушонку Тишке очки помогли.

Жил был на свете лягушонок по имени Тишка. Он, как и все другие  мальчики и девочки, ходил в детский сад на соседнее болото. Но Тишка, немного отличался от других лягушат тем, что у него было не такое зоркое зрение как у других. Это очень беспокоило  маленького лягушонка. Ему было трудно что-либо внимательно рассмотреть, и часто  задания и поручения воспитателя он выполнял позже всех.

 Мама и папа Тишку очень любили и поэтому, чтобы ему помочь, купили очки.

Очки лягушонка не обрадовали, так как ему казалось, что надев их, в детском саду его все будут обзывать. Родители ему объяснили, что очки нужно обязательно носить, без них зоркость и ясность зрения не вернутся. Нужно потерпеть!

Лягушонок не хотел обижать свою маму, надевал очки и грустно уходил в садик. Там он прятался за цветочки кувшинок и стеснялся выглянуть. А ему так хотелось играть и резвиться вместе со всеми, но он так и  не решался выйти.

Однажды, когда Тишка в очередной раз, спрятался за листочек, переживая за свою внешность, произошла необыкновенная история.

На болото, где жили лягушки, а именно на то место, где находился детский сад, прилетела цапля, чтобы полакомиться маленькими лягушатами.

Играющие мальчики и девочки, испугавшись, бросились врассыпную. Лишь только один лягушонок не успел спрятаться от сердитой голодной цапли. Он зацепился лапкой за прутик и никак не мог освободиться. Малыш стал звать на помощь, но никто его не услышал и не увидел, так как все испугались.

Отважный Тишка, услышал крики о помощи. Он тут же, надел свои очки и мигом нырнул под воду, в ту сторону, где зацепился лапкой несчастный малыш.  Храбрый лягушонок аккуратно сломал прутик и освободил своего товарища, и тот успел спрятаться.

Голодная цапля не нашла ни одного лягушонка на этом болоте и улетела.

А все ребята стали гордиться своим другом Тишкой. Девочки и мальчики решили, что именно очки помогли ему совершить такой героический поступок. Никто, даже в мыслях, не хотел обзывать его.

Да и сам лягушонок обрадовался тому, что у него есть такой важный предмет для его зоркого  зрения, как очки!

                          Евгений Пермяк — Дедушкины очки: Сказка

У деда внук был. Не ахти какой самоцвет — парень и парень. Только старик очень внука любил. И как не любить, когда он — дедушкин портрет, бабушкина улыбка, сыновняя кровь, невесткина бровь и ее же румянец.

Отец, мать на работе, а внук при дедушке.

Старик сам на всю семью валенки подшивал и сапожничал по домашности. Внук около деда вертится — хочет узнать, что к чему. Глазами дедушке помогает. И руками подсобить не отказывается.

Провощит, скажем, дедушка дратву, а щетинку в ее конец не может воскать.

— Дай, дедушка, я воску. Ты плохо видишь.

— Да воскешь ли, внук? Дело хоть простое, а трудное.

Час, другой, третий бьется внук, а научится. И так всегда.

— Ах ты, дедушкины очки! — скажет старик. — При тебе и без глаз остаться не боязно. Увижу.

Подопрели как-то у старой избы нижние венцы. Менять надо.

— Давай, внук, сами венцы сменим.

— Давай, — отвечает внук. — Только я, дедушка, никогда этого не делывал.

— Не беда, — отвечает дед. — Были бы глаза, а руки при хороших глазах что хочешь сделают. Тащи пилу. Точить будем. Развод зубьям хороший дадим.

Притащил внук пилу и побаивается, чтобы дед руки не повредил.

— Я сам, дедушка. Только ты мне показывай, как зубья разводить, как напильник при точке держать.

Показал дед, как развод зубьям давать, как напильник держать. Поторопился внук — поранился маленько. А дедушка палец перевязывает да и говорит:

— Пила-топор торопливых не милуют. А мы их терпением обманем да сноровкой перехитрим.

Обманул внук пилу терпением, топор сноровкой перехитрил. Выточил так, что они в дерево, как нож в масло, идут.

— Пойдем теперь, внук, в лес дерева на венцы валить. Только побереги меня, Вася, в лесу от смерти.

— От какой смерти, дедушка?

— Дерева знаешь какие вредные? От себя валишь, а на тебя упадут. Боюсь, как бы меня какое дерево не прихлопнуло. Я ведь еще хуже видеть стал.

— Ничего, дедушка. Зато я в оба глаза буду глядеть.

Пришли в лес. Дедушка показывать начал, как запил зарубать, куда наклон у дерева, как по ветру дерево валить.

Хорошо с делом справляется внук — деда оберегает. Сторожко, с умом дерева валит, ноги бережет.

Пришло время венцы подводить. Дед опять на глаза жалуется:

— Васенька, ты теперь уж вовсе моими очками стал. Гляди, а я рассказывать буду.

Рассказал дед, как бревно замерять, как паз в бревне выбирать, как угол в лапу рубить.

Старается внук. Что дедушка говорит, то и делает. А старик на ощупь руками проверяет, где и что не так — указывает. Подвел внук венцы, новым мохом пазы проложил, проконопатил. Васины отец-мать диву дались.

— Как это ты все можешь, сын?

А Вася им:

— Да это не я, а дедушка.

Прошло сколько-то там времени, дед пуще прежнего на глаза жаловаться стал.

— Не могу я, Василий, без работы жить. Руки без дела слепнут, душа старится, сердце останавливается.

А внук припал к дедушке и давай его обнадеживать:

— Не горюй, дедушка. Я за двоих вижу. Моих глаз нам на обоих хватит. Давай работать. Ты только говори, а я сам увижу.

Работают дед и внук. В два глаза глядят, в четыре руки мастерят. Печи перекладывают, трубы выводят, рамы стеклят, полы стелют, крыши щепой кроют. Нарасхват мастера.

Как-то они навесы к рамам привертывали, и внук отвертку потерял. Искал, искал — не может найти. А дед ему:

— Да вон она, Васенька, в стружке лежит.

— Это как же ты, дедушка, увидел ее?

— Видно, внук, глаза от работы прозревать начали.

— Может быть, и бывает так, только я не слыхал, чтобы к старости глаза лучше видеть начинали.

Опять прошла неделя, другая. Тонкую работу дед с внуком взяли. Старинный узор в барском доме для колхозной чайной нанялись подправлять.

— Ты, — говорит внук, — сиди, дедушка, это не по твоим глазам, а я прожилки у листочков наводить буду.

Стал внук прожилки кисточкой выписывать, а дед и говорит:

— Васька, да ты это что? Прожилки листам надо во всю их живую силу давать, а ты их тоньше волоса выводишь.

Слез Василий с подмостей и спрашивает:

— Как это ты, дед, с полу прожилки на листах можешь видеть, когда я их плохо разглядываю?

А дедушка не потерялся да и говорит:

— Молод еще, значит, мастер. Не можешь пока без дедушкиных очков работать.

Тогда внук и спрашивает:

— Так кто же для кого очки? Ты для меня или я для тебя?

— А это уж тебе, внучек, лучше знать.

Понял тогда Василий про дедову слепоту. Обнял старика:

— Хитрый ты у меня, дедушка. Беда какой хитрый!

А старик на это, не таясь, отвечает:

— Если деду хитрому не быть, так откуда внуку умному да работящему вырасти?

Много лет прошло. Громко Василий работать начал. Во всю силу его трудовая слава зацвела. Василием Петровичем величать стали, редким мастером. Когда же состарился он, сам стал молодым мастерам хитрые «дедушкины очки» надевать. Чтобы глубже свое дело видели да на работу шире смотрели.

Волшебные очки — сказка Людмилы Петрушевской

 
Жила-была девочка, которая пошла и купила себе очень дешевые черные очки, вместо того чтобы купить тетради.

Что же, и так бывает, но очки оказались волшебные, как вторая пара глаз, которые видят то, что обычным взглядом не ухватишь.

Например, девочка прекрасно стала видеть вдаль и видела, как на далекой планете взад-вперед ходит поезд.

Мало того, она наблюдала те звезды, которые еще были не открыты учеными, а она разглядела эти звездные туманности отлично и даже как бы поплавала среди них.

Но, с другой стороны, девочка вдруг стала различать микробов.

Мама говорит ей: иди мой руки — а девочка видит, что в воде, текущей из крана, плавают и несутся миллионы бактерий, а на ручке крана сидят миллионы мохнатеньких микробов, кривых как огурцы и прямых как гвозди.

И на куске мыла их видимо-невидимо.

Чтобы не огорчать маму, девочка мыла руки и вытирала их полотенцем, на котором успевала рассмотреть целые города микробов!

Что уж говорить о мясной котлете, зажаренной вчера, а еще того более о колбасе, купленной в магазине!

Но девочка старалась слушать маму, особенно после того случая, когда пришлось покупать тетради еще раз (девочка соврала, что потеряла деньги или их украли и что очки она нашла на улице).

Хотя мама была все время недовольна, что дочка носит и носит эти черные очки, даже дома и даже вечером.

Короче говоря, жизнь девочки стала довольно трудной, и с течением времени девочка наконец прекратила носить очки днем, пустая трата зрения и одно расстройство, но зато она предпочитала носить их ночью, поскольку там, на далеких планетах и среди звезд, она не видела этих чудовищных скоплений микробов и бактерий, а видела дивную жизнь светил и как бы путешествовала там с помощью своих очков.

Все стали находить поведение девочки странным, и мама даже попыталась выбросить очки в мусорное ведро, однако девочка очень быстро нашла свои черные очки, потому что они начали громко звенеть в мусорном ведре, оказавшись среди невероятного количества микробов и бактерий.

Девочка смыла эти микроорганизмы с очков водой из-под крана, в которой их было поменьше миллионов на сто, но что делать!

Чтобы лучше видеть свои миры, девочка нашла путь на чердак и поднималась туда по ночам.

Днем она, разумеется, спала на ходу, на уроках отвечала невпопад, зато ночами она составляла расписание поездов далекой планеты ФУ-350 и наблюдала за таянием снегов на полюсах планеты МЕ-1500.

Там она была на своем месте.

Но в школе, если она на уроке математики пыталась рассказать о жизни на других планетах, учительница краснела, выскакивала из класса и возвращалась с директором, говоря об издевательствах.

Один раз, правда, девочка получила четверку по биологии, блестяще рассказав о десяти видах бактерий, живущих в пресной воде.

Тут учительница растаяла и сказала: «Ну вот, Катя, когда ты хочешь, ты можешь».

А четверку ей она поставила за лишний вид бактерий, появившийся в последнее время и еще не открытый учеными, и за спор с учителем по этому поводу.

Дома тоже был полный тарарам: мама жалела дочку и потому поднимала ее утром ласково, уговаривала иногда по полчаса, а папа ругал маму, что она распустила и балует девчонку, а младший брат предлагал каждое утро выливать сестре на голову чайник воды.

И в конце концов однажды утром девочка оказалась на крыше своего шестиэтажного дома, вместо того чтобы идти на занятия, потому что накануне ребята сообщили, что в школу приедут проверять всех психиатры, и кто окажется ненормальным, того переведут в школу для дураков.

А кто в этот день не придет в школу, за тем приедут домой на машине «скорой помощи».

Девочка не раз слышала, от учителей в особенности, что ее место в дурдоме, и брат тоже говорил ей, что она «больная»: такие шутки были приняты в те времена, неизвестно, как сейчас.

Мало того, в школе говорили, что там, в психбольнице, у «больных» отбирают все: часы, ключи, деньги, пояса и в особенности очки, тем более черные, потому что очками сумасшедшие могут поранить себя и других, а черные очки вообще никому на хрен не нужны нормальным, не на пляже нашлись сидеть и так далее.

Там, на других планетах, люди ходили и в трех очках сразу, и в шляпах до потолка, но здесь кому это объяснишь.

Девочка решила прыгнуть с шестого этажа раз и навсегда, чтобы все поняли, кого они потеряли, в особенности папа и брат, которые были, в сущности, добрые люди и жалели других, брат вообще подбирал кошек и собак, кормил их у подъезда, домой этих помойных ему брать не разрешалось.

«Папа и брат,— думала девочка, стоя на крыше своего дома днем, в черных очках,— папа и брат поймут, кого они потеряли, только будет поздно».

Потом девочка подумала о маме, и ей стало жалко маму, даже выступили слезы, и девочка их вытерла, не снимая черных очков.

В классе никто не заплачет, а если придут на похороны, вообще будут смеяться. Их нельзя пускать. И потом, что от меня останется, думала девочка; соберут в мешок, что ли.

Она последний раз в жизни стояла в своих волшебных очках и смотрела вверх, но ничего, кроме крупных микробов, живущих на стеклах, она не видела: днем небеса были светлые и пустые.

Потом она посмотрела вдаль и увидела на балконе микрорайона Подушкино длинноносого мальчика с биноклем, в одних трусах: он смотрел не отрываясь куда-то в чужое окно, из полуоткрытого рта ползли слюни, он их втягивал и снова смотрел…

«Возможно,— подумала девочка рассеянно,— кто-то там, куда он смотрит, ест торт».

Жить было неинтересно, страшно и тоскливо.

Чтобы не видеть слюнявого и прыщавого мальчика в трусах, девочка посмотрела вниз, на то место, где ей предстояло лежать.

Там был асфальт.

Но там стояла кучка людей, и в самой гуще кричала и рвала на себе волосы женщина, потом она упала и стала кататься по асфальту.

Чтобы упасть, пришлось бы падать на нее.

Что же такое она кричала?

В очки все было хорошо видно, руки женщины, которые колотили по асфальту, ее красное мелькающее лицо с широко открытым ртом, грязное от дорожной пыли.

Но ничего не было слышно.

Встревоженная, девочка спустилась с крыши (без очков), съехала на лифте и присоединилась к толпе сочувствующих.

Оказалось, женщина оставила коляску с ребенком у подъезда и поднялась к знакомой на третий этаж, а когда вернулась, коляску украли.

Женщина обегала все соседние улицы, вернулась к подъезду и стала спрашивать случайных прохожих, не видел ли кто ее ребенка: красная коляска, ребенок в белой кофточке, в чепчике и накрыт голубым одеяльцем в клеточку.

Бедная мать, видимо, буквально кидалась на людей и громко рыдала, потому что вокруг нее собралась небольшая толпа, и к приходу девочки в очках (без очков в данный момент) люди стали говорить, что надо вызвать «скорую помощь», потому что наверняка эта женщина сошла с ума: она заболталась с подругой, как видно, и упустила коляску.

Эта девочка без очков просто задохнулась от злости на этих злых людей, которые готовы запереть в дурдом всех, даже глубоко несчастных, как эта мамаша, или некоторые люди, любящие ходить в черных очках.

Тогда девочка снова взобралась к себе на крышу и надела волшебные очки.

И тут же она увидела на расстоянии трех улиц одну слепую бабку-нищенку, которая всегда просила у метро, опираясь на палку.

Бабка, зорко поглядывая по сторонам, перебегала улицу среди машин, толкая перед собой красную коляску, а палку держа под мышкой.

И девочка в очках заорала вниз:

— Эй! Але! Я вижу! Коляску утащила бабушка и бежит к универмагу! Мимо «Орленка»! Улицу перебегает! Тетя, я их вижу!

Толпа не сдвинулась с места.

Отсюда было не так близко до «Орленка», во всяком случае рассмотреть бабку, тем более коляску и даже сам кинотеатр «Орленок» представлялось делом невозможным.

Зато бедная мамаша сразу замолчала, вскочила, отряхнулась и со всех ног кинулась бежать в указанном направлении, не глядя по сторонам.

А девочка в очках очень быстро спустилась на улицу и бросилась за мамашей, придерживая черные очки.

Через пять минут они домчались до кинотеатра, но там уже никого не было, только стояла поперек улицы машина, которая, видно, затормозила при виде опасной бабки.

И уже милиционер записывал в блокнот данные, а шофер показывал рукой в переулок, демонстрируя жестами, как везла бабка коляску и т.д.

— Бежим туда!— крикнула девочка в очках, и они кинулись в переулок.

Но там тоже уже никого не было.

— Минуточку!— сказала девочка.—Ждите меня здесь.

Она вошла в подъезд двёнадцатиэтажного дома и на последнем этаже, не найдя входа на чердак, просто высунулась в окно, и очки показали следующее: слепая старушка, бормоча неласковые (видимо) слова, затаскивала коляску в подъезд.

Старушка волокла тяжелую коляску позади себя на манер трактора-тягача, а потом она харкнула себе под ноги, взяла коляску под мышку и тяжело пошла своим ходом, и за ней закрылась дверь.

— Але, тетя,— крикнула девочка из окна,— вон тот дом, третий подъезд!

Мамаша тут же взяла старт, девочка еле ее догнала на углу, и они вместе вбежали в подъезд.

Бедная женщина опять приготовилась кричать свое «помогите», но девочка в черных очках приказала:

— Тихо! Будем слушать.

И они стали тихо-тихо подниматься по лестнице и прикладываться ушами ко всем дверям.

Но в одном месте прикладываться не пришлось — там кричал ребенок, а чей-то голос задребезжал:

— А вот сейчас будем молочка пить! У, проклятая! Разоряется! А ну, кто молочка хочет! У-лю-лю-лю-лю! Работать сейчас пойдем.

Женщина хотела застучать кулаком в дверь, но девочка в очках шепотом крикнула:

— Тихо! А то она ребенка в окошко выкинет!

Они стояли, тяжело дыша, и тут девочка стала якобы звонить в соседние квартиры и громко предлагать:

— В домовом комитете дают талоны на бесплатную водку, только детям до шестнадцати и пенсионерам по две бутылки. Мы пишем списки.

Разумеется, слепая старушка подслушала под своей дверью и не удержалась, высунулась:

— Мне четыре, пиши.

— Почему четыре?— спросила девочка.

— Мне и внуку.

Находчивая девочка сказала:

— По нашим данным, у вас нет внуков.

— Как нет,— заорала слепая,— как это нет! Вон он, выступает.

Действительно, слышался плач ребенка.

— Не верю,— сказала девочка,— нет у вас внуков.

— Не было, а есть, привезли, а он орет. Все его бросили на меня, а у самой инвалидность да сын инвалид с детства под себя ходит. А мне с ним трудно, не прожить.

— Где внук?— строго спросила девочка.

— Вон мычит,— ответила старушка, тоже в черных очках.

Но тут ребенок замолчал, и девочке стало страшно.

Но она не подала виду и сказала:

— Так, имя, фамилия и отчество ребенка.

А ребенок все молчал, и у мамаши лицо перекосилось, вот-вот зарыдает.

Что-то с ним там происходило.

Бабуля после некоторого размышления сказала:

— Как я по фамилии, так и он. А зовут его… Сейчас, дай сообразить. Николай.

— А отчество?— не отставала девочка, крепко хватая за руку обезумевшую мамашу.

— Ну и отчество… тоже Николаевич,— сказала, ничего не придумав, старушонка.

— Так. Николай Николаевич. Одну минутку, бабуля, мне надо позвонить и внести уточнения в списки. Где у вас тут телефон?

— Вон на стенке висит,— ответила слепая, утирая пересохший рот.— А водка всем нужна. Сын без водки не засыпает, гоняет меня. Уж вы запишите меня и внучка.

Девочка, взяв слепую старуху за локоть, со словами «давайте помогу» повела ее в комнату, где, разумеется, находилась красная коляска и где уже стоял во весь рост ребенок, держась за откидной верх, и смотрел во все глаза.

— Ну все, спасибо, бабушка,— сказала девочка,— мамаша, забирай своего ребеночка и больше никогда не оставляй его, а тебе, бабуля, мы посоветуем не воровать чужих детей, а то посадят тебя в тюрьму!

— Опять новости,— произнесла старушка,— это был подкидыш, тут спасаешь-спасаешь дитя, и тебя же снова в тюрьму!

Но мамаша, хватая ребенка и укладывая его обратно в коляску, ответила:

— Конечно! Подкидыш! Как же!

И на обратном пути мамаша рассказала девочке, что ей одна пьянюшка должна долг и не отдает, и приходится к ней ходить, а ребенка не с кем оставить, а к этой пьянюшке его брать нельзя, а денег нет и т.д.

Так они разговаривали на обратном пути, и девочка, познакомившись с тяжелой жизнью взрослых людей, решила больше не прыгать с крыши, а остаться жить, чтобы помогать людям.

И она даже не пикнула, когда увидела, что мамаша достала из сумки бутылочку с молоком и на рожке сидит три миллиона микробов.

«Ничего,— подумала девочка,— мы так и живем, приходится жить с микробами».

И она сняла свои очки и положила их в карман.

«Некоторые вещи лучше не замечать, не все в этом мире совершенно»,— подумала девочка и радостно отправилась домой.

                                     Сказка о волшебных очках

Мальчик сладко потянулся и зевнул — пора было спать. На завтра у него была масса планов. Новенький, сегодня купленный и сверкающий колесами велосипед стоял на веранде дома и ждал. Он ждал, когда хозяин проснется, чтобы понести его в путь, туда, куда только душа пожелает. Засыпая, мальчик свернулся калачиком. Уютно гудел огонь в печи, верно, пытаясь рассказать на непонятном языке какую-то сказку.

Мальчика звали Леонидом. Он жил с матерью в маленьком домике, доставшемся им по наследству от деда и бабки. Отец к ним приезжал пару раз, потом пропал. Родственники говорили, что он завел себе другую семью, но и там почему-то не ужился. Леня с мамой не судили его.

Рядом жил брат отца – веселый и жизнерадостный дядька Борис со своей женой — Татьяной. Он очень любил литературу, которую недавно начал изучать мальчик, и много рассказывал племяннику о прочитанных книгах, о своих встречах с писателями. Лене было интересно с ним. Он любил Бориса. И дядя как-то подарил единственному племяннику спортивный велосипед.

Наступило утро. Предвкушая завистливые взгляды соседской детворы, Леонид вышел к своему «богатству» на веранду. Там стоял заляпанный глиной и грязью велосипед. Колеса уже не блестели. А на полу были видны следы шин, как будто кто-то завозил его с улицы. Мальчик в изумлении протер глаза. Огляделся: ведущая во двор калитка была закрыта изнутри.

— Мама, мама! – закричал Леня.

Из дома неторопливо вышла мать и ласково улыбнулась неумытому сыну.

— Смотри, кто-то ездил на моем велосипеде.

Мать удивленно посмотрела на новую игрушку и сына, затем подумала и сказала:

— Вчерашние следы проявились от утренней росы. Или, дождь ночью пыль прибил. А она осела на велосипед.

Объяснение немного успокоило Леню. Немного посопев, он принялся мокрой тряпкой тереть свое транспортное средство. Через полчаса голубая краска на раме и хромированные обода сверкали под лучами весеннего солнца. Довольный мальчик сел в поскрипывающее кожаное седло и гордо выехал за ворота.

Не успел он доехать до соседнего дома, как бездомная рыжая собака выскочила из под забора и стала облаивать ездока, норовя прыгнуть на него и столкнуть в сточную канаву. Пришлось остановиться. Вот незадача! Несколько подобранных с дороги и метко брошенных камней достигли своей цели. Леонид вновь весело закрутил педали. Он ехал туда, где каждый день собирались мальчишки.

Весь день Леня катался вместе со сверстниками на велосипеде. Животные больше не мешали. Но рыжая собака почему-то всегда сопровождала его, хотя и держалась поодаль. Когда же настал вечер, мальчик приехал домой, аккуратно протер двухколесного друга тряпкой и поставил его на веранде.

Каково же было его удивление, когда на следующее утро, он снова нашел велосипед грязным! И разумных объяснений этому не было. Лене в голову проходили лишь бабушкины рассказы о леших и домовых, которые ночью могли разбрасывать вещи по дому, заблудить человека в лесу или заплести гриву коню в стойле. «Ну, чем велосипед не современный конь? — думал мальчишка. – Вот, не засну ночью и подсмотрю, кто со мной шутит!».

Сказано – сделано. Вечером, когда мама уснула, Леня потихоньку выбрался на улицу. Редела звездами ночь, было прохладно. Затаив дыхание, мальчик спрятался в кустах сирени. Очень хотелось спать, но он, преодолевая сонливость, терпеливо ждал. Возле забора раздался шорох. Затем, на веранде послышались легкие торопливые шаги. Леня осторожно выглянул из своего убежища. То, что он увидел, заставило его обомлеть – на велосипед взгромоздилась рыжая собака! Упершись передними лапами в руль, а задними — крутя педали, она ловко выехала со двора.

Остолбеневший Леня долго не мог прийти в себя. Такое можно было увидеть лишь в цирке. Но велосипеда ему было жаль. Ведь это его вещь! Надзирая на уникальные способности собаки, ему очень хотелось наказать эту наглую воровку. От досады, мальчик даже забыл о том, что его мама давно спит и, входя в дом, громко хлопнул входной дверью. Уже очень хотелось спать.

Утром, тщательно вымыв свое транспортное средство, Леня поехал искать рыжую собаку. А она даже не пряталась. Наоборот, увидев мальчика, она вновь стала его облаивать, прыгать и стараться столкнуть с велосипеда. Леня остановился. Их глаза встретились, и во взгляде животного он уловил какую-то тоску и отчаяние. Он слез с велосипеда и положил его перед собакой.

— Возьми. – Сказал он.

Собака с удивлением попятилась и поджала хвост.

— Возьми. – Снова повторил Леня. – Я знаю, что ты умеешь ездить.

Бездомная собака, у которой даже не было имени, казалось, была очень удивлена таким вниманием. Она присела на задние лапы. И, вдруг, неожиданно произнесла:

— Прости. Я очень люблю ездить на велосипеде. Но я – собака, и не могу иметь ни ботинок, ни дома, ни других вещей. А если люди увидят, что я умею рулить и крутить педали, то меня для смеха побьют или, например, отправят в цирк, где я проведу всю жизнь за решеткой. Пожалуйста, не выдавай мою тайну!

— Разве ты умеешь говорить? – удивился Леня.

— Не я говорю с тобой, а мой дух. Чтобы ты понял это, я подарю тебе волшебные очки. Когда ты наденешь их, то будешь видеть предметы или события не такими, как они кажутся всем людям, а такими, каковы они есть на самом деле. Ты будешь видеть их суть.

Собака скрылась в большой сточной трубе, в которой она жила, и вытащила обычные с виду очки. Осторожно держа их в зубах, она подошла в Лене. Он взял очки и надел.

Мир вокруг переливался разными красками. Его переполняли солнечные блики, которые струились везде: по растениям, по ногам мальчика, по его туловищу. Они были основой всего. Из-за этих бликов он не мог разглядеть собаку, которая должна была стоять перед ним. Вместо нее он видел сплетение ветвившихся в разные стороны и растущих ввысь волокон. Их пульсирующее и многоцветное свечение медленно принимало форму и очертание. Перед ним предстал огромный дракон! Но его вид не вызывал страха. Наоборот, мальчик почувствовал дружеское расположение к невиданному существу.

— Кто ты? – спросил Леня.

— Я – дух. – Ответил дракон. – Я управляю поведением и жизнью всех на свете собак. В привычном для тебя мире они – лишь разнообразные проявления меня. В некоторых своих явлениях, это обычно рыжие собаки, я развлекаюсь: катаюсь, например, на велосипеде или играю на рояле. Музыка – так прекрасно! Ты слышишь ее?

Леонид прислушался. О, да! Поскрипывая, пели деревья. Им, подобно духовым инструментам, подыгрывал ветер. А солнце издавало звуки, подобные звону тарелок на ударной установке оркестра. Низким, но более протяжным гулом им вторила земля. Мальчик понял, что эта музыка всегда сопровождала его жизни, но он почему-то ее не слушал, не обращал внимания. Теперь все стало иначе ….

— Я могу общаться и с тобой, и мы будем друг друга понимать без слов. – Продолжал новый друг. — Но ты не должен рассказывать никому, что видел меня, ведь люди не поверят, что волшебная реальность сильно отличается оттого, что они привыкли воспринимать. Очки – дар только для тебя. Другой не увидит через них ничего. Поэтому сохрани все в тайне.

Видение исчезло, и Леонид снял ставшие бесполезными очки. Перед ним, как и прежде стояла рыжая собака.

— Приходи ночью покататься на моем велосипеде! – весело предложил он. – Я буду звать тебя Рыжик!

Рыжик внимательно посмотрел на него, кивнул и пошел прочь. Вот так, Леонид подружился с собачьим духом, а значит, со всеми собаками сразу, и получил подарок — волшебные очки. Благодаря дружбе, мальчик вскоре стал понимать язык этих животных. Он знал, например, когда они лают от радости, а когда — от злости, что означает опущеный или поднятый вверх хвост, прижатая к земле голова и многое другое.

Однажды, приехал Леня навестить своих любимых родственников Бориса и Татьяну, которые недавно вернулись с отдыха у берегов моря. Но здесь его ждала неприятность. От тетки он узнал, что его дядя Борис, оказывается, сильно занемог по приезду: вначале кашлял, затем похудел и стал таять буквально на глазах. Врачи, которые осматривали его, говорили, что «в море в него незаметно влез краб и теперь он растворился в крови. Болезнь эта неизлечима», и они беспомощно разводили руками. Умные специалисты предложили Татьяне лишь сделать вид, будто его лечат, чтобы Борис не думал, что о нем никто не заботится. Не видя выхода, тетка согласилась. Но Леня очень любил своего дядю. Узнав о случившемся несчастье, он не отчаялся, подобно родне, а решил, во что бы то ни стало, найти лекарство.

 Первым делом, конечно, он спросил об этом у Рыжика. Тот ответил, что в собачьем мире о средстве от крабовой болезни ничего не известно, и попросил что-нибудь съедобное. От такого ответа Леня расстроился — теперь искать лекарство придется самостоятельно в мире людей. Но Рыжик немного успокоил его, напомнив, что у него есть волшебные очки. Они всегда помогут отличить ложь от истины.

Днем мама всегда была на работе, и у Лени было много времени для поисков того, что могло бы исцелить его дядю. Оседлав своего верного двухколесного друга, Леня впервые в жизни выехал на большую дорогу. Куда она вела? — он не знал, но именно по ней приезжали в город разные люди: купцы, гастролирующие музыканты и даже начальники. Здесь он попрощался с сопровождающим его Рыжиком, поскольку ехать предстояло долго, а велосипед был один. Собака неохотно согласилась с его доводами и, жалобно скуля, осталась сидеть у обочины. Зато, все стало улажено, теперь в путь!

Леня энергично крутил педали, разглядывая окрестности. Его обгоняли неспешные грузовики и быстрые легковые машины. Впереди появился указатель. «Жизнелюбово» — прочитал Леня. «Вот здорово, — подумал он, — там точно знают, как избежать болезней и долго жить!». Он повернул в указанном направлении.

Асфальтовая дорога сменилась на проселочную пошла через лес. Она вывела мальчика к перекрестку, от которого начиналось аж целых три дороги. Куда ехать? – было непонятно. И вспомнил тут он о своих волшебных очках. Одел, смотрит – посреди перекрестка камень стоит, а на нем написано: «Направо пойдешь – семью найдешь, прямо пойдешь – карьеру сделаешь, налево пойдешь – голову потеряешь». Подумал Леня и решил, что только в семье, среди любящих людей, можно получить хороший совет о том, как преодолеть недуг и жить долго. Вот и повернул он направо.

Едет мальчик – видит впереди город большой. Подъехал ближе — там много жителей. Все они улыбаются, разговаривают друг с другом и смеются, а некоторые даже держаться за руки. Невысокие дома с палисадниками были искусно раскрашены незамысловатыми рисунками. Видно было, что детям тут не запрещают, а даже, наоборот, помогают рисовать на заборах и стенах. Многие бабушки готовили еду во дворах. До Лени донесся соблазнительный запах домашних котлеток. «Хорошо, — подумал он, — что я не взял с собой Рыжика. Он бы тут точно неприлично попрошайничал!». Песочницы, качели и карусели стояли вдоль всей центральной улицы. На них весело играли дети. И Леня ощутил, что всю эту жизнь пронизывает атмосфера уюта и благожелательности. «Жаль, что я не родился в таком городе» – горько подумал он.

Несколько девочек подошли к Лене. Немного смущаясь, они спросили, не хотел бы он со временем стать мужем одной из них? Мальчик с удивлением разглядывал собеседниц. Некоторые из них были аккуратно причесаны и одеты в нарядные платья. Они напоминали принцесс. Другие, наоборот, носили на голове «хвостики», были одеты в короткие майки, а также юбки и джинсы. Такие девочки выглядели веселыми и озорными. Все они очень понравились Лене, но он ответил им, что приехал в этот город, так как ищет целительное средство для своего умирающего дяди, а потому должен немного осмотреться и понять, что тут происходит.

— Не знаете ли Вы, где взять лекарство от болезни, называющейся «морским крабом»? – спросил он собеседниц.

Девчонки удивленно переглянулись, немного пошептались между собой и позвали родителей. Доброжелательно улыбаясь, подошли папы и мамы. Они стали объяснять Лене, что люди здесь не бояться болеть и от того умирать, так как умереть невозможно. Каждый горожанин имеет свое продолжение жизни – детей. Эта их часть остается всегда живой, пока в городе соблюдается издавна заведенный порядок, основанный на доверии, любви и семье. Три этих добродетели являются лекарством от любых излечимых болезней.

Леня вздохнул – решению его проблемы порядок города не очень-то способствовал. Он вежливо попрощался с любезными жителями, развернул своего двухколесного друга и двинулся прочь. Ему надо успеть приехать домой до прихода с работы мамы.

Тяжело крутились педали — петляющая дорога пошла круто в гору. Мальчик остановился, чтобы немного отдохнуть и напоследок полюбоваться пейзажем. Стоя почти на вершине холма, он задумался: «Является ли этот город тем, что я сейчас видел?». Леня с интересом надел волшебные очки, затем взглянул вниз. Вместо города он увидел растущий в долине огромный раскрывшийся цветок.

Как пористая губка обычно состоит из воздушных ячеек, так и розовый цветок состоял из живых человеческих тел. Более старшие люди находились в основании этого растения. Они черпали из земли питательные соки и подавали их вверх, более молодым, чтобы те испили и напоили также лепестки, которые были их внуками или детьми. Если тела людей, находящихся внизу, истощались и умирали, они отпадали от стебля, кружились по ветру и падали на грунт. Под тяжестью лепестков и других потомков, на их место опускались люди среднего возраста. Они продолжали черпать неубывающие соки.

Молодые мужчины и женщины стояли на высоте чашечки растения. Нежно держа соцветие под лучами солнца, они заботливо питали его. Однако со временем и молодежь, и лепестки — дети обречены были опуститься вниз. Хотя розовый цветок и виделся сказочно красивым и даже обладал, похоже, вечным существованием, что-то подсказывало Лене, что он не является лекарством для отдельно взятого человека, то есть для его дяди. Без сожаления, он снял волшебные очки и убрал их в нагрудный карман.

Первым, как всегда, встречал Рыжик. Он рассказал, что Борису стало хуже — теперь его почему-то не слушаются руки. Но Леня знал, что надежда на исцеление еще есть. Поставив на место велосипед, племянник и его друг побежали навестить и утешить любимого дядю.

 На следующее утро мальчик крутил педали, приближаясь к знакомому месту. Остановившись у невидимого камня, он здраво рассудил, что лишь те люди, которые стремятся сделать карьеру и чего-то добиться в жизни, должны многое знать о науке, медицине, лекарствах, народных средствах. И Леня уверенно направил свой путь прямо.

 Едет мальчик – видит впереди город большой. Подъехал ближе – везде снуют с занятые чем-то люди, ездят машины. Но на фоне ярких, украшенных вывесками высоких зданий, обитатели города выглядели как-то бледно, понуро. Деловые костюмы черных и серых тонов облегали грузные фигуры мужчин и женщин. Они были как тени.

Остановившись, Леня залюбовался рекламой на ближайшем доме. На этом плакате, с помощью лапочек, был изображен большой клоун. Лампочки мигали так, что создавали его движение, – будто он бесконечно пьет газировку, а она выливается из дырочек в теле. «Какой смешной ненасытный клоун», — подумал он.

Несколько выходивших из здания мужчин внезапно остановились, увидев Леню.

— Вы сразу создаете впечатление молодого человека, на которого можно опереться в делах. – Обратился один из них. — Хотите заниматься продажей газированной воды?

Мальчику польстило, что к нему очень вежливо обращаются и впервые в жизни предлагают работу. Немного смутившись, он сказал:

— Я приехал в ваш город в поисках лекарства от болезни для моего дяди. Скажите, где его найти?

— Раз молодой человек хочет сделать карьеру в области медицины, – отворачиваясь, разочарованно бросил один из мужчин, — ему нужен третий дом справа.

Собеседники удалились, а мальчик двинулся в указанную ими сторону улицы. Над нужным домом висел огромный плакат «Здоровыми не рождаются, здоровыми становятся». Последняя часть фразы понравилась Лене. Не раздумывая, он вошел внутрь.

— Какой милый мальчик! – донеслось откуда-то сверху, с лестницы. – Наверное, ты хочешь стать у нас лаборантом!

 Леня поднял голову. К нему спешил лысый толстяк, одетый в белый халат. Он широко улыбался.

— Нет. – Сказал Леня. – Я ищу лекарство от болезни под названием «морской краб». Этой болезнью болен мой дядя, и я хочу, чтобы он выздоровел.

— О, ты попал по адресу. – Воодушевился обладатель халата, — Тут многие ищут лекарство от этой болезни! Я знаю все! Я – главный.

— Доктор Врачкин. – представился он.

— Дорогой друг, — продолжал доктор, — ты можешь привести сюда своего дядю. Мы вместе будем его обследовать и искать нужное лекарство! Так, мы сможем помочь многим людям.

Врачкин дружески положил руку на плечо Лени и вопросительно заглянул в глаза.

— Давно Вы лекарство ищете? – спросил мальчик.

— Лет десять. – Отвечал доктор. – С начала мы искали средство, как убить морского краба. Но оказалось что, попадая в кровь человека, краб умирает сам. А мертвого, как известно, убить нельзя! Таким образом, мы бессильны устранить причину заболевания, последствия которого весьма плачевны. Понадобятся долгие годы исследований, чтобы помочь страдающим людям.

— Быть может, тогда, надо устранять последствия? – наивно поинтересовался Леня.

— Что ты! – Замахал руками Врачкин. – Последствия крабовой болезни состоят в том, что голова живет сама по себе и даже не знает, что творят в это время руки и ноги. Отсутствует слаженная работа органов, нервов, мышц и костей. Можно сказать, нет единства разных частей организма. Наверное, умирая, краб забирает его с собой. Поэтому болезнь считается самой неизлечимой на свете.

— А что это за единство? – удивился Леня?

Врачкин задумался.

— Мы не знаем, — наконец, выдал он. – Наверное, это – вопрос для философских рассуждений, типа рождения и смерти, истины и красоты. Мне он не интересен — размышления не лечат болезней.

Поняв, что карьеристы тоже не помогут, мальчик заторопился домой. Он вежливо попрощался с доктором и, уезжая, решил взглянуть через волшебные очки на покидаемый город. То, что он увидел, повергло его в шок!

Город предстал его взгляду в виде пирамиды, состоящей из человеческих тел. Она шевелилась и колебалась, находясь в постоянном движении. Нижние участники пирамиды норовили залезть повыше, без стеснения, карабкаясь и наступая на других карьеристов. А те, кто добирался до самого верха, восторженно крикнув — «Я главный!», недолго оставались на высоте. Их немилосердно сталкивали вниз. Падая, многие разбивались насмерть. Но это никого не смущало. Тела усопших использовались в качестве надежных ступенек другими, теми, кто желал подняться повыше. Так продолжалось бесконечно. «Вот дух города, — подумал Леня, — а имя ему – бессмысленная суета».

Дома его встретила мама. Она пораньше пришла с работы и удивилась, что ее сын так поздно гуляет. Попало и Лене, и Рыжику за то, что они оба, как она выразилась, «ведут собачью жизнь». Но больше всего, огорчила мальчика не ругань матери, а то, что в этот день дядя стал чувствовать себя значительно хуже. «Что ж, — решил Леня, — должен быть все-таки шанс…».

На следующий день он торопливо собрался и двинулся к заветному камню. Выбор был не велик – оставалась дорога налево. И, не раздумывая, он двинулся туда, где можно было остаться без головы.

Долго ехал Леня по едва заметной, поросшей травой дороге. Иногда, из-за сильно разросшихся кустов, ему приходилось даже слезать с велосипеда и передвигаться пешком. Но вскоре лес расступился. Завиднелись силуэты полуразрушенных зданий, а на обочине дороги, вдруг, стали податься валяющиеся в беспорядке человеческие головы. Преодолевая закравшийся в сердце страх, мальчик попытался сосредоточить свое внимание на различных городских строениях.

Это были храмы. Возле них сидели, стояли и лежали человеческие тела. Все они были без голов. Это ужасное зрелище почему-то не сильно ужаснуло Леню. Он со странным любопытством разглядывал одетые в ветхую и очень разнообразную одежду трупы. К своему удивлению, он не замечал на них никаких признаков гниения и разложения. Все вокруг казалось заброшенным….

Остроконечная крыша каменного костела местами осыпалась, а его фундамент пророс кустами и молодыми деревьями. Статуя Девы Марии, при ближайшем рассмотрении, оказалось наполовину состоящей лишь из одной арматуры. В аналогичном виде были и стоящая рядом мечеть, и православный храм. Чуть далее зияла пустыми оконными проемами синагога. Целиком весь город состоял их молитвенных зданий, известных и неизвестных Лене религий.

  В отдалении стояло огороженное четырьмя столбами сооружение с красной П-образной аркой у входа. Подле него стояли статуи двух собак. По их виду мальчик понял, что они охраняют храм и сидящего возле него человека в желтом, полуистлевшем наряде. Чтобы понять, что тут происходит на самом деле, Леня одел свои очки. Вмиг, все преобразилось! Храмы перестали казаться разрушенными. Наоборот, лучи солнца, зеленая листва, голубое небо заполнили собой проемы и бреши зданий, превратив город во что-то уникальное. Оно было гармоничным единством, сочетанием природы и творений рук человеческих.

Находившиеся рядом тела тоже перестали казаться безжизненными. Там, где у них должна была быть голова, появилось яркое свечение. Человек в желтых одеждах даже пошевелился.

— Мы знаем, зачем ты здесь. – Уловил Леня его беззвучные слова.

Мальчик заинтересованно взглянул на то место в свечении человека в желтом одеянии, где обычно у всех бывает лицо. Затем спросил:

— И Вы мне поможете?

— Конечно, — ответил собеседник. – Подползая к отдельным людям в виде опасного морского краба или ядовитого червя, огромная жизнь уверенно настаивает на том, что животные, растения и даже звезды – ее отдельные и, поверь мне, малые части. Она превыше границ между ними. Стирать или менять эти границы – ее право.

— Зачем же жизни убивать моего дядю или еще кого-то? – Спросил Леня. – Можно ли этого избежать?

— Маленький разум неспособен понять то, что во много раз превыше него. При входе в этот город мы сняли свои головы и оставили их на дороге. Теперь мы не имеем больше никаких личных ограничений. Каждый из нас может быть пылинкой, солнечным лучом, камнем или рождающимся где-то в мире ребенком. Вот почему у нас есть сострадание ко всем тем существам, которые способны ощущать страдания и боль. Мы есть также в тебе! И раз ты просишь нас, от имени единого духа жизни мы поможем твоему дяде.

Леня с радостью поблагодарил за обещанную помощь чудесного обитателя города. Сняв волшебные очки, он взглянул напоследок на нетленные мощи всех тех, кто были когда-то людьми, на развалины храмов. Сердце почему-то защемило от неведомой боли, но надо было торопиться домой. Его ждали родственники и, конечно, Рыжик.

Всем на удивление Борис быстро пошел на поправку. Леня старался проводить с ним как можно больше времени. Но былой радости от общения почему-то не возникало. Ему не давала покоя мысль, что своей просьбой он расстроил планы единого и пребывающего во всем духа жизни. Мальчик впервые остро переживал чувство вины. Поговорить же об этом можно было только с дядей и Рыжиком.

Рыжик слушал, задумчиво положив лапы пол голову. Борис хмурился. Когда Леня завершил свою историю, он сказал:

— Ты правильно поступил, что позаботился о своем дяде. И молодец, что теперь рассказал нам о своем путешествии. Но мы должны во всем разобраться, а значит, нам нужно вместе сходить туда.

 Сказано – сделано. Они добрались до невидимого камня на перекрестке и свернули налево, на заброшенную дорогу. Но на подходе к чудесному городу Рыжик, вдруг, внезапно остановился и заскулил.

— Собачий дух не разрешает мне идти дальше! – оправдывался он за свое поведение.

  Пришлось оставить его на дороге. Леня с Борисом двинулись дальше, а на глаза оставшегося ждать Рыжика почему-то навернулись крупные слезы. Он провожал друзей несчастным взглядом и выл, пока те не скрылись из вида.

Никто не знает, что случилось в волшебном городе. Но через некоторое время дядя и племянник вернулись. Выглядели они вполне счастливыми.

— Мы поняли и приняли всей душой, — сказал Борис, — что наше место отныне там.

Но, оставаясь, — пояснил Леня, — мы всегда будем ведать, что происходит с родным городом и нашими близкими в нем. Возможно, кто-то даже заметит наши лица в проливном дожде или в пляске снежинок. Это не случайность! Мы останемся с Вами и со всем миром одновременно. Мы любим Вас!

Они прощались с четвероногим другом так, как прощаются обычно навеки.  Затем Леня и Борис, на удивление легко, сняли свои головы и оставили их лежать на обочине дороги. С тех пор их не видел никто. Но многие городские собаки стали уж как-то пристально всматриваться в весенний дождь. Наверное, они все же замечают там невидимых обитателей своего города.

 Мне, Алексею Клюеву, поведала эту историю одна знакомая собака по кличке Рыжик. А я рассказываю ее всем присутствующим, чтобы знали Вы, что рядом с миром привычным существует невидимая, но очень важная реальность духа. Ее можно почувствовать всем своим сердцем или даже увидеть, если у Вас есть специальные очки.

Они, кстати, до сих пор хранятся в сточной трубе у Рыжика….

                                                                                                   Приложение №2

Опытно-экспериментальная деятельность

с детьми старшего возраста «Удивительный мир стекла»

Цель: Познакомить со способом получения стекла. Помочь детям выявить свойства стекла (прозрачное, прочное, водонепроницаемое, гладкое и т. д). Развивать любознательность.

Предварительной работы: чтение энциклопедии, рассматривание…

Задачи:

  1. Образовательные
  1. Уточнить представления о том, что стекло разнообразно (прозрачное, хрупкое, цветное, гладкое и т. д)
  2. Сформировать знания о значении стекла в жизни человека
  3. Расширить словарный запас детей
  1. Развивающие
  1. Развивать интерес к опытно-исследовательской деятельности. Уметь рассуждать, делать выводы
  2. Развивать и укреплять навыки безопасности при обращении со стеклом
  3. Развивать интерес к познанию предметного мира
  1. Воспитательные
  1. Воспитывать бережное отношение к стеклу
  2. Воспитывать уважение к людям профессий, работающим со стеклом
  3. Формировать художественный вкус

Материал

Колба, баночки (медицинские), ваза фруктовая, стаканы различной толщины, цветные стёкла для детского творчества, стеклянные игрушки, посуда

Ход деятельности

Ребята, послушайте загадки, отгадайте их и, тогда, вы узнаете, о чём мы будем говорить сегодня.

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.  (Стекло)

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено. (Стекло)

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льётся,

А ударишь - разобьётся.  (Стекло)

- Отгадали, молодцы.  

Воспитатель:

Сейчас я вас приглашаю в лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен -

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат-совок

И для мусора бачок-

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Воспитатель: Почему осколки собирают веником и совком?

Дети: Можно порезаться. Для безопасности можно пользоваться и пылесосом.

Воспитатель: Молодцы ребята, усвоили правило безопасности.

Хотите узнать, как появилось стекло?

Песок важнейший компонент из чего делают стекло. В старину брали глиняный горшок, сыпали речной песок с ракушками, добавляли золу и ставили на огонь - очень долго варили. Получалось мягкое, блестящее, горячее тесто. Затем мастер стеклодув брал в руки глиняную трубочку пустую внутри. На один конец трубки стеклодув набирал комочек расплавленного стекла, а в другой конец трубочки выдувал стеклянный пузырь. Но если стеклу было нужно придать другую форму, то мастер брал две формочки и закрывал стеклянный пузырь с двух сторон и выдувал до тех пор, пока мягкое стекло не заполнит всю форму. Вот так появились другие предметы: пузырьки для духов, кувшины, изящные вазы. 

А теперь займите свои места.

Эксперимент №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки, тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Вывод делают дети-

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие на ощупь стеклянные

предметы.

Дети определяют, что они гладкие, холодные, ребристые

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для в стакан наливает воду, убеждается, что стекло не пропускает воду, т. е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Показать несколько примеров: стекло тонкое, хрусталь). Чем стекло толще, тем звук глуше, чем тоньше стекло - звук выше.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями.

Физкультминутка «Стеклодувы»

Управляя раскалённой каплей (дети, имитируют действия стеклодува)

Облачая в форму вещество,

Создавая лебедя иль цаплю,

Стеклодув в любое существо

Жизнь вдохнёт. И вот уже воркует (дети, изображают движения животных)

Пара сизокрылых голубей,

И кокетливо уже гарцует

Рыжий конь, и шустрый воробей

Червяка, схватив, вспорхнул на ветку,

А за ним охоту кот ведёт…

Стеклодув-он как кудесник редкий-

Хоть кого на свет произведёт.

Воспитатель: Приглашаю вас в творческую мастерскую, где можете проявить своё творчество со стеклом.

Дети подходят к столам, где лежит цветной картон и цветные стеклянные камешки. Каждый ребёнок придумывает свой сюжет.

Опыт №1«Игра цвета» «Таинственные картинки»

Цель: показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Материалы и оборудование: цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента: Предлагается детям посмотреть вокруг себя и назвать, какого цвета предметы они видят. Все вместе подсчитывают, сколько цветов назвали дети. Верите ли вы, что черепаха все видит только зеленым? Это действительно так. А хотели бы вы посмотреть на все вокруг глазами черепахи? Как это можно сделать? Воспитатель раздает детям зеленые стекла. Что видите? Каким вы еще хотели бы увидеть мир? Дети рассматривают предметы. Как получить цвета, если у нас нет нужных стеклышек? Дети получают новые оттенки путем наложения стекол — одно на другое.

Вывод: Если смотреть на мир через цветные стёкла, мы видим его

Дети зарисовывают «таинственные картинки» на рабочем листе.

Опыт №2«Все увидим, все узнаем»

Цель: познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением.

Материалы и оборудование: лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки кабачков, подсолнуха, мелкие камешки и прочие предметы для рассматривания, рабочие листы, цветные карандаши.

Ход опыта\ эксперимента: Предлагаем рассмотреть маленькую пуговицу, бусинку. Как лучше видно — глазами или с помощью этого стёклышка? В чем секрет стёклышка? (Увеличивает предметы, их лучше видно.) Этот прибор-помощник называется «лупа». Для чего человеку нужна лупа? Как вы думаете, где взрослые используют лупы? (При ремонте и изготовлении часов.)

Детям предлагается самостоятельно рассмотреть предметы

по их желанию, а потом зарисовать в рабочем листе, каков предмет на самом деле и какой он, если посмотреть через лупу.

Выводы: Через стекло лупы можно лучше разлядеть мелкие детали предметов. Стекло лупы увеличивает предметы.

Опыт №3«Пускаем солнечные зайчики»

Цель: воспитание интереса к изучению окружающего мира.

Материалы и оборудование: зеркала.

Ход опыта\ эксперимента:

Показать детям, как пускают солнечных «зайчиков».

- Поймать зеркалом луч света и направить его в нужном направлении.

Дети пробуют пускать солнечных «зайчиков». Затем воспитатель показывает, как спрятать «зайчика» (прикрыть зеркало ладошкой). Дети пробуют спрятать «зайчика». Далее воспитатель предлагает детям поиграть с «зайчиком» в прятки и догонялки, пустить «зайчиков» в помещении, где нет яркого солнечного света.

Выводы: управлять «зайчиком», играть с ним трудно (даже от небольшого движения зеркала солнечный «зайчик» перемещается на стене на большое расстояние). Без яркого света зайчики не появляются

Опыт №4 «Чудесная лупа»

Цель:формировать у детей знания о живой и неживой природе.

Материалы и оборудование: стеклянная банка, пищевая плёнка, вода.

Ход. опыта\ эксперимента:

Если вам понадобилось разглядеть какое либо маленькое существо (муху, камара, паука, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните пищевой плёнкой так, чтобы в середине образовалось углубление. В углубление налейте воды. У вас получилась чудесная лупа, сквозь которую можно рассмотреть мельчайшие детали.

Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Вывод: слой воды и стекла работают как лупа. Зрительно увеличивают предметы.

Опыт № 5 «Реакция зрачка»

Цель: определить реакцию зрачков на различную степень освещенности.

Детям предлагают рассмотреть зрачки друг друга сначала в освещенной комнате, а потом задергивают шторы, чтобы создать полумрак. Дети самостоятельно приходят к выводу, что в освещенной комнате зрачки сужены, а после пребывания в комнате без света в течение нескольких минут зрачки расширяются. Расширяются зрачки для того, чтобы уловить как можно больше света и восстановить способность различать в сумерках предметы.

Воспитатель подчеркивает, что находясь в темной комнате, дети могут различать предметы, но не могут определить их цвет. Это обусловлено работой светочувствительных клеток – палочек.

Опыт №6  «Опыт Мариотта»

Цель: показать, что при попадании изображения на слепое пятно, человек перестает видеть данное изображение.

Ребенку предлагают смотреть одним глазом на крест в углу карточки, второй глаз закрыть ладошкой. При этом в поле зрения находятся и два круга. Затем его просят попеременно приближать и удалять эту карточку, не переводя взгляда с креста. В какой-то момент один из кругов перестанет быть виден. Это значит, что его изображение попало на слепое пятно.

Опыты: "Вода увеличивает изображение", "Опыт с лупой".

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/595485/img1.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный проект "Птицы нашего края" для детей средней группы.

Проект "Птицы нашего края" мною выбран для реализации с детьми средней группы, т.к.дети уже знают многих птиц, и я хочу пополнить их знания интересными сведениями о новых птицах.ЭколЭколЭкологическое ...

Экологический познавательно-исследовательский семейный проект «Деревья наши друзья» для детей младшего дошкольного возраста.

Цель проекта:Формировать у детей представления о деревьях, как о живых объектах природы. Развивать познавательные и творческие способности детей младшего дошкольного возраста. Воспитывать бережное отн...

Проект "Птицы нашего края" для детей старшей группы

Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное д...

Проект «Птицы – наши друзья» (знакомство детей с птицами по произведениям В.Бианки)

quot;Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза.Непосредственность. Горячую на все отзывчивость.Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость. В Бианки...

Проект «Животные нашего края» для детей средней группы

Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе разработки детско-взрослого образовательного проекта «Животные нашего края»....

Паспорт проекта «Лес - наше богатство» для детей от 4 до 5 лет

Вид проекта: познавательный. Продолжительность проекта: долгосрочный Участники проекта: дети средней группы (возраст 4-5 лет), воспитатели группы, родители. Актуальность:...