Использование метода полного физического реагирования на занятиях.
консультация (старшая группа) на тему

Узун Марина Владимировна

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_metoda_tpr.docx285.24 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА TPR (ПОЛНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ) НА ЗАНЯТИЯХ

В традиционной методике обучения иностранным языкам основная масса информации зачастую преподносится в виде текста в учебнике или рассказа учителя, которые изредка могут сопровождаться иллюстрациями или надписями на доске. В противоположность этому, метод полного физического реагирования, по-английски TPR (Total Physical Response), является одной из попыток донести нужную информацию и помочь ее усвоить ученикам через все основные каналы восприятия: зрительный, слуховой, кинестетический.

Основные каналы восприятия информации

Люди способны усваивать одну и ту же информацию по-разному. Тех, кто хорошо воспринимает информацию на слух, называют аудиаламиС другой стороны, есть те, которым важно не только услышать, но и увидеть какие-то зрительные образы: картинки, видеоматериалы, схемы. Эти люди называются визуалами. Кроме того, есть и те, кто способен усваивать многие факты лишь через ощущения, например, через запах, вкус или при помощи тактильных ощущенийИх называют кинестетиками.

Идеализировать метод TPR не стоит, поскольку он не лишен своих минусов. В чем состоят его преимущества по сравнению с традиционными методиками, а в чем недостатки, стоит разобраться.

 

НА ЧЕМ ОСНОВАН МЕТОД

Метод полного физического реагирования для обучения иностранным языкам был предложен и описан американским психологом Джеймсом Ашером в 70х годах. В основу его была положена теория о работе левого и правого полушарий головного мозга.

За что же отвечает каждое из нихЛевое полушарие в основном отвечает за абстрактно-логическое мышление и речь, а правое – за образное мышление, то есть за творчество, фантазию и интуицию.

Правое полушарие отвечает за творческие процессы, а левое - за аналитические.

Деятельность правого полушария является решающей для творческой личности. Исследования подтверждают, что даже физическое повреждение левого полушария у артиста или художника не сказывается на их способностях. В то же время при проблемах с работой правого полушария, такие люди могут полностью потерять свой творческий дар.

У всех маленьких детей больше развито образное мышление, а соответственно, правое полушарие. Но со временем, когда начинает активно формироваться абстрактно-логическое мышление, усиливается роль левого полушария.

Особенно разница в работе полушарий становится заметна во время обучения. Ведь в традиционной методике информация в основном подается в виде знаков (в том числе и речи), когда ученик слушает объяснения педагога, читает текст или выполняет серию упражнений. При этом правое полушарие, которое специализируется на образах, остается практически без действия.

Согласно методу TPR, для создания нужной мотивации к изучению английского нужно использовать не только тексты, но и образы

Важно!

По мнению Ашера, при обучении иностранному языку обязательно нужно включать в работу правое полушарие, используя на занятии физическую активность и разнообразный наглядный материал. При этом следует избегать стрессов и негативных эмоций, поскольку они будут способствовать возникновению негативных образов и ассоциаций, связанных с иностранным языком.

 

ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ МЕТОДА

На занятиях, где используется метод TPR, ученики не просто слушают речь педагога, но и принимают непосредственное участие в процессе обучения: повторяют слова и фразы с различными эмоциональными оттенками, берут в руку различные предметы, двигаются, танцуют. Лексика при этом подбирается таким образом, чтобы охватить как можно больше глаголов движения

При этом новая информация будет попадать не только в левое полушарие посредством восприятия речи, но и в правое полушарие в виде образов, подкрепленных положительными эмоциями.

Метод полного физического реагирования, безусловно, имеет свои недостатки:

  • для начала, педагогу просто физически тяжело часто проводить такие занятия, когда приходится активно двигаться вместе с учениками;
  • также в ходе занятия приходится задействовать большое количество наглядного материала, который не всегда можно легко и просто перенести с собой;
  • кроме того, метод TPR практически не использует изучение грамматики в привычном виде (правила, пояснения), что для взрослого человека может показаться серьезной проблемой при изучении английского языка;
  • наконец, для взрослого бывает достаточно сложно включиться в подобное занятие в силу уже сформировавшихся стереотипов, а также в силу особенностей психических процессов этого возраста.

Можно сделать вывод, что данный метод на занятиях на языковых курсах, в старших классах или в вузе стоит использовать периодически.

А вот для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста метод TPR очень подходит, потому что их образное мышление еще гораздо более развито, нежели абстрактно-логическое.

Метод полного физического реагирования хорошо работает с маленькими детьми, поскольку у них доминирует наглядно-образное мышление

Именно наблюдая за тем, как дети начинают понимать, а затем и разговаривать на родном языке, психолог Ашер и решил создать подобный метод для изучения иностранного языка. Ведь сначала маленькие дети активно вслушиваются в речь взрослого, трогают руками различные предметы, повторяя их названия, реагируют на простые указания родителей и только после этого этапа пытаются начать говорить самостоятельно.

 

ИГРЫ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ TPR

Когда как не во время занятия с использованием метода Total Physical Response задействовать различные подвижные и ролевые игры, инсценизацию или рассказывание сказок (storytelling). Например, можно использовать для этого известную во всем мире английскую сказку о Пряничном Человечке (Gingerbread Man). Для занятия можно подготовить фигурки Человечка и других персонажей из картона или из теста.

Для инсценизации сказки можно сделать фигурку Пряничного Человечка как из теста, так и из картона

Одним из примеров игры с использованием музыки может стать подвижная игра “Head and Shoulders”. Для начала, нужно разучить с детьми саму песенку:

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Head and Shoulders,

Knees and toes, knees and toes,

Eyes and ears, mouth and nose,

Head and Shoulders

Knees and toes, knees and toes,

Никакие слова при этом не нужно переводить на русский. Просто повторяя движения и слова, дети очень легко выучат эту песню

Убедившись, что дети знают все слова из песни, можно разыграть саму игру. Педагог только показывает на части тела или лица, а дети должны воспроизвести нужное слово. В более сложном варианте игры педагог, показывая на ту или иную часть тела, намеренно говорит неправильное слово, а дети должны исправить его ошибку.
Как правило, такие игры, как и само разучивание песенки, нравятся детям как дошкольного, так и младшего школьного возраста и вызывают у них бурю положительных эмоций.

Как работает метод TPR

По сути, метод TPR  — это запоминание новых слов или фраз с помощью жестов или выполнения команд преподавателяНапример, на слово ball — мяч, дети изображают жест, как будто играя с мячом, на слово pen — ручка — делают вид, что пишут воображаемой ручкой и т.п.

Действительно, дети запоминают английские слова и фразы гораздо лучше, когда их изучение подкреплено жестами. Ведь у дошкольников и школьников 7-8 лет преобладает наглядно-образное мышление. Поэтому перевод не нужно и даже вредно использовать — пока еще не развито абстрактно-логическое мышление проводить параллели между русским и английским детям тяжело. Чтобы запомнить новое слово ребенку нужно соотнести это слово с его образом — предметом, картинкой или жестом, в чем нам и помогает TPR.

Первоначально, метод разрабатывался для разных возрастных категорий, но, по понятным причинам, прижился он только в обучении детей. Представьте себе взрослых с энтузиазмом выполняющих команды, которые дает преподаватель (ниже есть и такое видео — но, как вы понимаете, это скорее исключение). А вот для детей использование элементов TPR в сочетании с другими методами на уроках английского подходит превосходно.

Что же отсутствует в методе TPR по сравнению с традиционными методами?

Почему в этом методе не нужен перевод? – Так как каждое слово включено в сеть, которая связывает его с другими словами, легче учить слово в контексте и сразу знать его конкретное употребление. Перевод слова этой функции не выполняет.

Почему в данном методе не изучают правила? – Изучение правил ведет к освоению языка через левое полушарие, что противоречит данному методу. Ребёнок со временем начинает «чувствовать язык» и сказать неправильно что-либо для него будет неестественным (по аналогии с родным языком, мы ведь не всегда знаем правило, но говорим верно).

По мнению профессора, данный метод является эффективным, так как взрослые, осваивая второй язык, будут прогрессировать как дети, осваивая родной, поскольку они имеют возможность 1) слушать язык, 2) находятся в безопасной среде, 3) где их никто не принуждает говорить.

        http://images.myshared.ru/17/1158250/slide_6.jpg

Подводя итог, могу сказать, что метод TPR, безусловно, достоин внимания. Выбрав его, вам будет интересно изучать язык. Но если же вам необходимо выучить язык серьезно и в темпе, традиционные методы станут вашими лучшими помощниками. :-)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по использованию методов и приемов ТРИЗ на занятиях.

Краткие рекомендации по работе по технологии ТРИЗ в детском саду....

Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Цели:Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, ...

Комплексное занятия с использованием нетрадиционных методов по физическому воспитанию

Комплексное занятия с использованием нетрадиционных методов по физическому воспитанию для подготовительной группы...

Мастер-класс для педагогов " Использование метода Су-Джок терапии на занятиях с дошкольниками"

В мастер-классе представлены этапы:1)презентация пед.опыта по использованию Су-Джок терапии,2)представлена система занятий,3)показана имитационная игра "Ёжик"4)этап моделирования.5)рефлексия...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «КРУГОВОЙ ТРЕНИРОВКИ» ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОСНОВНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДЕТСКОМ ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ. Детство – это...

Метод TPR (полного физического реагирования) и подвижные игры на занятиях английского языка с дошкольниками

Метод TPR (полного физического реагирования) и подвижные игры на занятиях английского языка с дошкольниками....

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response) как средство совершенствования владения родным языком

Метод полного физического реагирования (Total Physical Response) как средство совершенствования владения родным языкомСовременные молодые родители часто задаются вопросом: зачем детям изучать и знать...