Главные вкладки

    Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»
    план-конспект занятия по информатике (старшая группа) на тему

    Самойлова Анна Валерьевна

    Цели:

    • Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;
    • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения;
    • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc62 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия в старшей группе

     «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

    Цели:

    • Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;
    • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения;
    • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

    Приемы и методы ТРИЗ:

    • СО: игра “Волшебная лесенка”; игра “Теремок”;
    • Противоречие: игра “Хорошо-плохо”;
    • АРИЗ: игра “Письмо SOS”;
    • ВПР: игра “Маша-растеряша”;
    • Систематизация: игра “Теремок”, “Да-нет-ка” (начальный этап);
    • Определение функции: игра “Обзывалочки”, “Составление загадки”;
    • ММЧ (Метод маленьких человечков): физминутка “Маленькие человечки”;
    • МФО (Метод фокальных объектов): “Новый велосипед”;
    • МЯ (Морфологический ящик): рисунок “Новый транспорт”.

    Ход занятия

    Воспитатель (В). - Ребята, к нам сегодня на занятие придет гость, кто он, попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

    Дети (Д).

    - А может это пчелка? 
    - Это муха? 
    - Это бабочка? 
    - Может это паучок? 
    - А может это жук?

    В. - Нет, это не насекомое. 
    Д. - Может это платье? 
    В. - Нет, это не одежда. 
    Д. - Может это часы? 
    В. - Нет, это не часы. 
    Д. - Может это какой-то зверек? 
    В. - Нет, это ни зверь. 
    Д. - Может это люди?

    В.

    - Да, это человек. Но кто это? Я вас с ним знакомлю. Он уже давно сидит в теремке и ждет отгадаете вы его или нет. 
    - Кто это?

    Д. - Карлсон. 
    В. - Что же у него жужжало? 
    Д. - ПропеллеР. 
    В. - Как вы думаете, как он у нас появился?
    Д. - Прилетел. 
    В. - На чем он прилетел? 
    Д. - На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.
    В. - Значит, он сам на себе прилетел. Как вы думаете, он сказочный герой или нет – реальный?
    Д. - Сказочный. Он есть в мультике.
    В. - Он сказочный герой. Он может сам разговаривать?
    Д. - Нет. 
    В. - Тогда можно я за него буду говорить?
    Д. - Да.

    Карлсон (К) - Здравствуйте, ребята. Вот вы сказали, что я сам на себе прилетел. А на чем еще я мог прилететь?

    Д. - На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле... 
    В. - Как это все одним словом можно назвать? 
    Д. - Транспортом. 
    К. - Что такое транспорт? 
    Д. - Это машины. Это предметы всякие-превсякие. Это часть машины. 
    В. - В какой игре мы можем рассказать все-все про транспорт?
    Д. - “Волшебная лесенка”. 
    В. - Карлсон, мы тебе все расскажем в “Волшебной лесенке” про транспорт. Сейчас мы ее начертим.

    6. Надсистема

    3. Надсистема

    9. Надсистема

    4. Прошлое системы

    1. Система

    7. Будущее системы

    5. Подсистема

    2. Подсистема

    8. Подсистема

    В. - Мы с вами рассматриваем транспорт. На какую ступеньку мы его поставим.
    Д. - На серединку. 
    В. - Как можно обозначить весь транспорт? Что есть общего во всех видах транспорта?
    Д. - Руль. Колесо. Сиденья. 
    В. - Давайте нарисуем руль. Куда мы теперь идем?
    Д. - Вниз. 
    В. - Что мы здесь нарисуем? Какие виды транспорта вы знаете. Части?
    Д. - Железнодорожный (зарисовывают дети). Воздушный. Водный. Гужевой. 
    В. - Куда мы теперь пойдем? 
    Д. - Наверх. 
    В. - И расскажем частью чего является наш транспорт. 
    Д. - Частью машин. 
    В. - Частью всех машин, которые кто придумался?
    Д. - Люди. 
    В. - Как можно все-все машины обозначиться?
    Д. - Буквой М. Шины. Ш нарисовать. 
    В. - А сейчас куда мы пойдем?
    Д. - Налево. 
    В. - Что мы расскажем здесь? 
    Д. - Что было раньше. Его не было. Его начертили. Сделали. 
    В. - А давным-давно, когда жили древние люди, был транспорт? 
    Д. - Не было. Были домашние животные. 
    В. - Какие? На чем ездили?
    Д. – Олени. Собаки. Лошадь. Верблюд
    В. - Как одним словом этот транспорт назвать?
    Д. - Гужевой. (зарисовывают )
    В. - Куда теперь пойдем. 
    Д. - Вниз. 
    В. - Что мы теперь расскажем?
    Д. - Что у него есть. Голова. Туловище. Шея. Ноги. Глаза, уши, нос, рот, копыта, хвост.. 
    В. - Теперь куда пойдем по лестнице? 
    Д. - Наверх. 
    В. - Где мы его встретили? 
    Д. - На улице. Рядом с человеком. 
    В. - Теперь идем куда? 
    Д. - Направо. 
    В. - Что потом будет с транспортом?
    Д. – Состарится. Сломается. Новый сделают. 
    В. - А какой новый? Как вы думаете, он будет лучше или хуже, чем был? 
    Д. - Лучше. 
    В. - То, что было плохого в транспорте, его будет меньше, а что было хорошего - станет больше. А что плохого в транспорте? Чего будет мало? 
    Д. - Транспорт может задавить, упасть в яму, выходит вредный газ, нечем дышать, они сталкиваются, он ломается. 
    В. - А теперь давайте подумаем, что же хорошего останется в транспорте? 
    Д. - Не будет давить. Не будет вредного газа. Можно на нем покататься. Перевозить людей. Если устал, можно ехать. 
    В. - Значит, ребята, транспорт, это хорошо, потому что на нем можно ездить, перевозить грузы, и транспорт – это плохо, потому что ... на нем сталкиваются, есть в нем вредный газ. А как же человеку будущего передвигаться и перевозить грузы?
    Д.- Надо надеть волшебные сапоги. На ковре-самолете. Надо чтобы человек сам стал транспортом: надел лыжи и сам поехал.
    В. - А что надел Карлсон? Что ему помогло передвигаться? На чем у него пропеллер? 
    Д. - На спине. На кофте. На одежде. 
    В. - Вот у него такая волшебная одежда: и не вредно, и не опасно, и деньги не надо платить, куда захотел, туда и поехал. 
    К. - Как, мне понравилась ваша игра! Откуда вы ее знаете?
    Д. - Это гномик нас научил. 
    К. - А откуда этот гномик? 
    Д. - Из волшебной страны ТРИЗ. Он прилетел к нам. 
    К. - Давайте еще поиграем в игры, которые он вам принес. 
    В. - Карлсон, раз у нас сегодня разговор о транспорте, то и играть мы будем тоже с транспортом. Сначала поиграем в “Машу-растеряшу”. Пусть Карлсон будет Машей-растеряшей. 
    К. - Ой!
    Д. - Что с тобой? 
    К. - Потерял. 
    Д. – Что?
    К. - Лодку. На чем я теперь буду... 
    Д. - Плыть.

    На корабле. На лодке подводной. На самолете. На бочке. На палочке. На деревяшке. Досточке.

    В костюме. Самому плыть. На спине. В горшочке. На пароходе. На мячике.

    В. - А теперь давайте поиграем в “Теремок”. Карлсон будет у нас автобусам. Живет в теремке автобус. Едет мимо “Волга”. 
    Саша - Автобус, пусти меня в теремок. 
    К. - Скажешь, что у нас общего, пущу. 
    Саша - У нас есть колеса. 
    К. - Заходи. 
    В. - Вот живут они вдвоем, едет мимо электричка. 
    Алёна - Автобус, пусти меня в теремок. 
    Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. 
    Алёна - У нас есть руль. 
    Д. - Заходи. 
    В. - Живут они втроем. Плывет мимо корабль. 
    Никита - Автобус, пусти меня в теремок. 
    Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда пустим. 
    Никита - У нас есть кабина. 
    К. - Заходи. 
    В. - Летит мимо вертолет. 
    Аня - Автобус, пусти меня в теремок.
    Д. - Скажешь, что общего, тогда зайдешь. 
    Аня - У нас с вами есть окошки. 
    В. - Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл. 
    Артём - Автобус, пусти меня в теремок. 
    Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим, не скажешь, не впустим. 
    Артём - У нас есть дверь. 
    В. - Есть у нас у всех дверь? 
    Д. - Нет. 
    Артём - У нас есть значки. 
    Д. - Заходи. 
    В. - Едет мимо велосипед. 
    Маша - Автобус, пусти меня в теремок. 
    Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. 
    Маша  - У нас есть колеса. 
    Д. - У корабля нет. Это уже было. 
    В. - Что у нас общего? Для чего мы? 
    Д. - Чтобы перевозить людей?
    Маша  - У нас есть сиденье. 
    В. - Молодец, заходи к нам. 
    К. - Спасибо, ребята, поиграл я с вами в Теремок. А еще я знаю, что вы можете обзываться. Я тоже люблю. Давайте обзовем с вами мотоцикл.
    Д. - Ехалка, смотрелка, журчалка, остановилка, стопалка, спалка, трещалка, прыгалка, бегалка, догоняшка, задавилка, пищалка.
    В. - А теперь давайте поиграем с Карлсоном в человечки. Вы будете человечками, которые живут в разных частях транспорта. Вероника будет называть части транспорта, а вы будете показывать, какие там живут человечки. 
    Вероника – Окно, руль, бензин, сиденье, труба. 
    В. - Помощник нужен.
    Андрей - Крыша, колесо, масло. 
    К. - Спасибо за игру. 
    В. - Карлсон, ребята умеют не только играть, но и фантазировать, придумывать. Давайте придумаем велосипед. Придумаем такой велосипед, которого еще никогда не было. Назовите мне любые слова, но не о транспорте. 
    Д. - Хвост, лапки, уши, рога, голова. Деньги, лестница, цветок, книга. 
    В. - Давайте выберем слова “книга” и “деньги”. 
    В. - А теперь придумаем слова, которые отвечают на вопрос: “Какой?”. Вот книга - какая? 
    Д. - Твердая, бумажная, сердечная, мягкая, красивая, блестящая, нежная. 
    В. - Теперь придумаем слова к слову “деньги”. Какие они?
    Д. - Красивые, желтые, блестящие, шоколадные, расписанные, дружные. 
    В. - Теперь давайте подставим к слову велосипед слова “сердечная” и “расписанные” Сердечный велосипед. Закройте глазки. Представьте, какой он, для кого, как выглядит, что умеет делать? 
    Игорь - Сердечный возит только хороших людей. А если сядет плохой человек, он превратит его в хорошего. 
    Даниил - Он будет возить стареньких. Стареньким тяжело крутить педали, так он им поможет. Он сам будет крутить. Надо только держать руль. 
    Миша - Будет возить мам, пап - уставших. Если сел уставший - он сам поедет. А этот человек отдохнет. 
    Лера - Будет возить родных, близких, принцессу. 
    В. - Давайте придумаем велосипед расписной. Какой он? 
    Д. - Разноцветный. Блестящий. Возит красивых людей, делает их красивыми. Оранжевый, голубой, черный..... 
    В. - А может он быть таким: захотел ты, чтобы он сегодня был красным, а завтра захотел... Голубым. Он будет менять цвета. 
    В. - Видите, какой мы с вами интересный велосипед придумали. 
    К. - Ребята, а я еще люблю загадки. 
    В. - А мы умеем их еще и сочинять. Что для этого нужно? 
    Д. - Подумать. 
    В. - Давайте, разделим доску на две половинки и сочиним загадку про поезд. Hа первой половинке запишем, что он умеет делать? 
    Д. -

    Ездит;
    Гудит;
    Возит людей.

    В. - Какой из транспорта делает тоже самое – запишем на второй половинке. Какой транспорт ездит? 
    Д. - Машина. Автобус. 
    В. - Какой транспорт может гудеть? 
    Д. - Электричка. 
    В. - Какой транспорт возит людей? 
    Д. - Самолет. 
    В. - Теперь соединяем обе части. Помогайте мне:

    Ездит, но не машина 
    Гудит, но не электричка 
    Возит людей, но не самолет.

    В. - Ребята, когда Карлсон летел к нам, почтальон передал ему письмо (показывает конверт с надписью “SOS” и рисунком – самолет). 
    Д. - Это называется помогите, письмо “SOS”. 
    В. - Как вы думаете, кто просит о помощи? 
    Д. - Летчик. 
    В. - Я вам прочитаю письмо и мы подумаем, что написать в ответе, как помочь (читает письмо).

    Рядом с аэродромом часто селятся птицы и они очень мешают полетам, потому что могут сталкиваться с самолетом, а это может привести к гибели и птицы и самого самолета с пассажирами. Как быть? Как помочь?

    Д. - Надо их отогнать, поймать, привязать их, всех переловить, а потом выпускать, когда самолет взлетит. Отогнать, когда самолет разгоняется. 
    В. - Пусть нам поможет гномик. (Показывает рисунок гнома: с одной стороны – “доброго”, с другой – “злого”). Как его зовут? 
    Д. - Противоречье. 
    В. - Птицы на аэродроме это хорошо, почему? (поворачивает гномика "хорошей" стороной). 
    Д. - Им нравится. 
    В. - Да, они живут там, где им хочется. И птицы на аэродроме плохо, почему? (поворачивает гномика "плохой" стороной). 
    Д. - Могут столкнуться. 
    В. - Теперь давайте другого гномика послушаем. Как его зовут? (Показывает куклу-гнома)
    Д. - ИКАЭР. 
    В. - Что он нам подскажет'? 
    Д. - Птицы должны сами захотеть улететь с аэродрома. 
    В. - Вот теперь давайте подумаем, как же сделать, чтобы птички не хотели летать на аэродроме. Из-за чего? 
    Д. - Они испугаются яркого неба и улетят к себе. 
    В. - Они могут чего-то испугаться. Чего? 
    Д. - Чучело, шума, собаку поставить, лису – она их съест. 
    В. - Вот хорошо будет лисе, а птицами?
    Д. - Птицам плохо. 
    Д. - Надо им сказать, чтобы они туда не летели. 
    В. - Мы им можем сказать по-птичьи? 
    Д. - Нет. 
    В. - А кто может? 
    Д. - Птицы. 
    В. - Можно записать голос птицы, которая кричит: “Не летите туда, там опасно”. Птицы услышат, и не захотят туда лететь. Мы запишем ваши предложения и отправим летчикам. 
    В. - А мы можем придумать такой транспорт, какой может и летать, и ездить, и плавать? Как? 
    Д. - Надо соединить части разных видов транспорта и тогда он будет и ездить, и плавать, и летать. 
    В. - Сейчас наше занятие подходит к концу, но у нас еще много гостей, давайте нарисуем им на память о нашем занятии такой транспорт, который может и плавать, и ездить, и летать.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

    В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

    Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

    В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

    Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

    Одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребёнка.Использование ТРИЗ – это один из лучших спо...

    Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

    Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужн...

    Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

    ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

    Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

    Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...