Конспект занятия в старшей группе «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»
план-конспект занятия по информатике (старшая группа) на тему

Самойлова Анна Валерьевна

Цели:

  • Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения;
  • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_v_starshey_gruppe.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

 «Использование методов и приемов ТРИЗ на занятиях с детьми дошкольного возраста»

Цели:

  • Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, его составных частей, функции, прошлом и будущем;
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, высказывать свои идеи, отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения;
  • Создавать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

Приемы и методы ТРИЗ:

  • СО: игра “Волшебная лесенка”; игра “Теремок”;
  • Противоречие: игра “Хорошо-плохо”;
  • АРИЗ: игра “Письмо SOS”;
  • ВПР: игра “Маша-растеряша”;
  • Систематизация: игра “Теремок”, “Да-нет-ка” (начальный этап);
  • Определение функции: игра “Обзывалочки”, “Составление загадки”;
  • ММЧ (Метод маленьких человечков): физминутка “Маленькие человечки”;
  • МФО (Метод фокальных объектов): “Новый велосипед”;
  • МЯ (Морфологический ящик): рисунок “Новый транспорт”.

Ход занятия

Воспитатель (В). - Ребята, к нам сегодня на занятие придет гость, кто он, попробуйте угадать в игре “Да-нет-ка”. А подсказка будет такая: этот гость умеет жужжать.

Дети (Д).

- А может это пчелка? 
- Это муха? 
- Это бабочка? 
- Может это паучок? 
- А может это жук?

В. - Нет, это не насекомое. 
Д. - Может это платье? 
В. - Нет, это не одежда. 
Д. - Может это часы? 
В. - Нет, это не часы. 
Д. - Может это какой-то зверек? 
В. - Нет, это ни зверь. 
Д. - Может это люди?

В.

- Да, это человек. Но кто это? Я вас с ним знакомлю. Он уже давно сидит в теремке и ждет отгадаете вы его или нет. 
- Кто это?

Д. - Карлсон. 
В. - Что же у него жужжало? 
Д. - ПропеллеР. 
В. - Как вы думаете, как он у нас появился?
Д. - Прилетел. 
В. - На чем он прилетел? 
Д. - На своем пропеллере. Включил кнопку и прилетел.
В. - Значит, он сам на себе прилетел. Как вы думаете, он сказочный герой или нет – реальный?
Д. - Сказочный. Он есть в мультике.
В. - Он сказочный герой. Он может сам разговаривать?
Д. - Нет. 
В. - Тогда можно я за него буду говорить?
Д. - Да.

Карлсон (К) - Здравствуйте, ребята. Вот вы сказали, что я сам на себе прилетел. А на чем еще я мог прилететь?

Д. - На самолете, ракете, вертолете, птичке, воздушном шаре, на корабле... 
В. - Как это все одним словом можно назвать? 
Д. - Транспортом. 
К. - Что такое транспорт? 
Д. - Это машины. Это предметы всякие-превсякие. Это часть машины. 
В. - В какой игре мы можем рассказать все-все про транспорт?
Д. - “Волшебная лесенка”. 
В. - Карлсон, мы тебе все расскажем в “Волшебной лесенке” про транспорт. Сейчас мы ее начертим.

6. Надсистема

3. Надсистема

9. Надсистема

4. Прошлое системы

1. Система

7. Будущее системы

5. Подсистема

2. Подсистема

8. Подсистема

В. - Мы с вами рассматриваем транспорт. На какую ступеньку мы его поставим.
Д. - На серединку. 
В. - Как можно обозначить весь транспорт? Что есть общего во всех видах транспорта?
Д. - Руль. Колесо. Сиденья. 
В. - Давайте нарисуем руль. Куда мы теперь идем?
Д. - Вниз. 
В. - Что мы здесь нарисуем? Какие виды транспорта вы знаете. Части?
Д. - Железнодорожный (зарисовывают дети). Воздушный. Водный. Гужевой. 
В. - Куда мы теперь пойдем? 
Д. - Наверх. 
В. - И расскажем частью чего является наш транспорт. 
Д. - Частью машин. 
В. - Частью всех машин, которые кто придумался?
Д. - Люди. 
В. - Как можно все-все машины обозначиться?
Д. - Буквой М. Шины. Ш нарисовать. 
В. - А сейчас куда мы пойдем?
Д. - Налево. 
В. - Что мы расскажем здесь? 
Д. - Что было раньше. Его не было. Его начертили. Сделали. 
В. - А давным-давно, когда жили древние люди, был транспорт? 
Д. - Не было. Были домашние животные. 
В. - Какие? На чем ездили?
Д. – Олени. Собаки. Лошадь. Верблюд
В. - Как одним словом этот транспорт назвать?
Д. - Гужевой. (зарисовывают )
В. - Куда теперь пойдем. 
Д. - Вниз. 
В. - Что мы теперь расскажем?
Д. - Что у него есть. Голова. Туловище. Шея. Ноги. Глаза, уши, нос, рот, копыта, хвост.. 
В. - Теперь куда пойдем по лестнице? 
Д. - Наверх. 
В. - Где мы его встретили? 
Д. - На улице. Рядом с человеком. 
В. - Теперь идем куда? 
Д. - Направо. 
В. - Что потом будет с транспортом?
Д. – Состарится. Сломается. Новый сделают. 
В. - А какой новый? Как вы думаете, он будет лучше или хуже, чем был? 
Д. - Лучше. 
В. - То, что было плохого в транспорте, его будет меньше, а что было хорошего - станет больше. А что плохого в транспорте? Чего будет мало? 
Д. - Транспорт может задавить, упасть в яму, выходит вредный газ, нечем дышать, они сталкиваются, он ломается. 
В. - А теперь давайте подумаем, что же хорошего останется в транспорте? 
Д. - Не будет давить. Не будет вредного газа. Можно на нем покататься. Перевозить людей. Если устал, можно ехать. 
В. - Значит, ребята, транспорт, это хорошо, потому что на нем можно ездить, перевозить грузы, и транспорт – это плохо, потому что ... на нем сталкиваются, есть в нем вредный газ. А как же человеку будущего передвигаться и перевозить грузы?
Д.- Надо надеть волшебные сапоги. На ковре-самолете. Надо чтобы человек сам стал транспортом: надел лыжи и сам поехал.
В. - А что надел Карлсон? Что ему помогло передвигаться? На чем у него пропеллер? 
Д. - На спине. На кофте. На одежде. 
В. - Вот у него такая волшебная одежда: и не вредно, и не опасно, и деньги не надо платить, куда захотел, туда и поехал. 
К. - Как, мне понравилась ваша игра! Откуда вы ее знаете?
Д. - Это гномик нас научил. 
К. - А откуда этот гномик? 
Д. - Из волшебной страны ТРИЗ. Он прилетел к нам. 
К. - Давайте еще поиграем в игры, которые он вам принес. 
В. - Карлсон, раз у нас сегодня разговор о транспорте, то и играть мы будем тоже с транспортом. Сначала поиграем в “Машу-растеряшу”. Пусть Карлсон будет Машей-растеряшей. 
К. - Ой!
Д. - Что с тобой? 
К. - Потерял. 
Д. – Что?
К. - Лодку. На чем я теперь буду... 
Д. - Плыть.

На корабле. На лодке подводной. На самолете. На бочке. На палочке. На деревяшке. Досточке.

В костюме. Самому плыть. На спине. В горшочке. На пароходе. На мячике.

В. - А теперь давайте поиграем в “Теремок”. Карлсон будет у нас автобусам. Живет в теремке автобус. Едет мимо “Волга”. 
Саша - Автобус, пусти меня в теремок. 
К. - Скажешь, что у нас общего, пущу. 
Саша - У нас есть колеса. 
К. - Заходи. 
В. - Вот живут они вдвоем, едет мимо электричка. 
Алёна - Автобус, пусти меня в теремок. 
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. 
Алёна - У нас есть руль. 
Д. - Заходи. 
В. - Живут они втроем. Плывет мимо корабль. 
Никита - Автобус, пусти меня в теремок. 
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда пустим. 
Никита - У нас есть кабина. 
К. - Заходи. 
В. - Летит мимо вертолет. 
Аня - Автобус, пусти меня в теремок.
Д. - Скажешь, что общего, тогда зайдешь. 
Аня - У нас с вами есть окошки. 
В. - Живут они вместе. Едет мимо мотоцикл. 
Артём - Автобус, пусти меня в теремок. 
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим, не скажешь, не впустим. 
Артём - У нас есть дверь. 
В. - Есть у нас у всех дверь? 
Д. - Нет. 
Артём - У нас есть значки. 
Д. - Заходи. 
В. - Едет мимо велосипед. 
Маша - Автобус, пусти меня в теремок. 
Д. - Скажешь, что у нас общего, тогда впустим. 
Маша  - У нас есть колеса. 
Д. - У корабля нет. Это уже было. 
В. - Что у нас общего? Для чего мы? 
Д. - Чтобы перевозить людей?
Маша  - У нас есть сиденье. 
В. - Молодец, заходи к нам. 
К. - Спасибо, ребята, поиграл я с вами в Теремок. А еще я знаю, что вы можете обзываться. Я тоже люблю. Давайте обзовем с вами мотоцикл.
Д. - Ехалка, смотрелка, журчалка, остановилка, стопалка, спалка, трещалка, прыгалка, бегалка, догоняшка, задавилка, пищалка.
В. - А теперь давайте поиграем с Карлсоном в человечки. Вы будете человечками, которые живут в разных частях транспорта. Вероника будет называть части транспорта, а вы будете показывать, какие там живут человечки. 
Вероника – Окно, руль, бензин, сиденье, труба. 
В. - Помощник нужен.
Андрей - Крыша, колесо, масло. 
К. - Спасибо за игру. 
В. - Карлсон, ребята умеют не только играть, но и фантазировать, придумывать. Давайте придумаем велосипед. Придумаем такой велосипед, которого еще никогда не было. Назовите мне любые слова, но не о транспорте. 
Д. - Хвост, лапки, уши, рога, голова. Деньги, лестница, цветок, книга. 
В. - Давайте выберем слова “книга” и “деньги”. 
В. - А теперь придумаем слова, которые отвечают на вопрос: “Какой?”. Вот книга - какая? 
Д. - Твердая, бумажная, сердечная, мягкая, красивая, блестящая, нежная. 
В. - Теперь придумаем слова к слову “деньги”. Какие они?
Д. - Красивые, желтые, блестящие, шоколадные, расписанные, дружные. 
В. - Теперь давайте подставим к слову велосипед слова “сердечная” и “расписанные” Сердечный велосипед. Закройте глазки. Представьте, какой он, для кого, как выглядит, что умеет делать? 
Игорь - Сердечный возит только хороших людей. А если сядет плохой человек, он превратит его в хорошего. 
Даниил - Он будет возить стареньких. Стареньким тяжело крутить педали, так он им поможет. Он сам будет крутить. Надо только держать руль. 
Миша - Будет возить мам, пап - уставших. Если сел уставший - он сам поедет. А этот человек отдохнет. 
Лера - Будет возить родных, близких, принцессу. 
В. - Давайте придумаем велосипед расписной. Какой он? 
Д. - Разноцветный. Блестящий. Возит красивых людей, делает их красивыми. Оранжевый, голубой, черный..... 
В. - А может он быть таким: захотел ты, чтобы он сегодня был красным, а завтра захотел... Голубым. Он будет менять цвета. 
В. - Видите, какой мы с вами интересный велосипед придумали. 
К. - Ребята, а я еще люблю загадки. 
В. - А мы умеем их еще и сочинять. Что для этого нужно? 
Д. - Подумать. 
В. - Давайте, разделим доску на две половинки и сочиним загадку про поезд. Hа первой половинке запишем, что он умеет делать? 
Д. -

Ездит;
Гудит;
Возит людей.

В. - Какой из транспорта делает тоже самое – запишем на второй половинке. Какой транспорт ездит? 
Д. - Машина. Автобус. 
В. - Какой транспорт может гудеть? 
Д. - Электричка. 
В. - Какой транспорт возит людей? 
Д. - Самолет. 
В. - Теперь соединяем обе части. Помогайте мне:

Ездит, но не машина 
Гудит, но не электричка 
Возит людей, но не самолет.

В. - Ребята, когда Карлсон летел к нам, почтальон передал ему письмо (показывает конверт с надписью “SOS” и рисунком – самолет). 
Д. - Это называется помогите, письмо “SOS”. 
В. - Как вы думаете, кто просит о помощи? 
Д. - Летчик. 
В. - Я вам прочитаю письмо и мы подумаем, что написать в ответе, как помочь (читает письмо).

Рядом с аэродромом часто селятся птицы и они очень мешают полетам, потому что могут сталкиваться с самолетом, а это может привести к гибели и птицы и самого самолета с пассажирами. Как быть? Как помочь?

Д. - Надо их отогнать, поймать, привязать их, всех переловить, а потом выпускать, когда самолет взлетит. Отогнать, когда самолет разгоняется. 
В. - Пусть нам поможет гномик. (Показывает рисунок гнома: с одной стороны – “доброго”, с другой – “злого”). Как его зовут? 
Д. - Противоречье. 
В. - Птицы на аэродроме это хорошо, почему? (поворачивает гномика "хорошей" стороной). 
Д. - Им нравится. 
В. - Да, они живут там, где им хочется. И птицы на аэродроме плохо, почему? (поворачивает гномика "плохой" стороной). 
Д. - Могут столкнуться. 
В. - Теперь давайте другого гномика послушаем. Как его зовут? (Показывает куклу-гнома)
Д. - ИКАЭР. 
В. - Что он нам подскажет'? 
Д. - Птицы должны сами захотеть улететь с аэродрома. 
В. - Вот теперь давайте подумаем, как же сделать, чтобы птички не хотели летать на аэродроме. Из-за чего? 
Д. - Они испугаются яркого неба и улетят к себе. 
В. - Они могут чего-то испугаться. Чего? 
Д. - Чучело, шума, собаку поставить, лису – она их съест. 
В. - Вот хорошо будет лисе, а птицами?
Д. - Птицам плохо. 
Д. - Надо им сказать, чтобы они туда не летели. 
В. - Мы им можем сказать по-птичьи? 
Д. - Нет. 
В. - А кто может? 
Д. - Птицы. 
В. - Можно записать голос птицы, которая кричит: “Не летите туда, там опасно”. Птицы услышат, и не захотят туда лететь. Мы запишем ваши предложения и отправим летчикам. 
В. - А мы можем придумать такой транспорт, какой может и летать, и ездить, и плавать? Как? 
Д. - Надо соединить части разных видов транспорта и тогда он будет и ездить, и плавать, и летать. 
В. - Сейчас наше занятие подходит к концу, но у нас еще много гостей, давайте нарисуем им на память о нашем занятии такой транспорт, который может и плавать, и ездить, и летать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТРИЗ. Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста по ознакомлению с окружающим миром

В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом применяются в детских садах для развития у дошкольников изобретательской смекалки, творческого воображения, диалектического мышления. ТРИЗ для детей эт...

Презинтация Использование методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

В презинтации представлены методы технологии ТРИЗ, используемык в работе с детьми дошкольного возраста...

Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Одним из основных целевых ориентиров Федерального Государственного стандарта дошкольного образования является развитие творческих способностей ребёнка.Использование ТРИЗ – это один из лучших спо...

Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужн...

Презентация "Мастер класс для педагогов « Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста от 4-5 лет"

ТРИЗ – теория решения изобретательных задач.Основателем является Генрих Саулович  Альтшуллер.Цель ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием про...

Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста

Применение методов и приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста...