Использование приемов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Смолинская Ольга Дмитриевна

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon triz_dlya_doshk.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов ТРИЗа в работе с детьми дошкольного возраста.

Сухомлинский сказал:    «Духовная жизнь ребенка полноценна,

лишь тогда, когда он живет в мире игры,

                                                                           сказки, музыки, фантазии, творчества.

                                                                     Без этого он запущенный цветок».

 Автор этой теории бакинец Генрих Самуилович Альтшулер, его книги переведены на многие языки мира. Главная идея теории Г. С. Альтшуллера заключается в том, что техническое изобретательское мышление развивается по определенным законам, которые можно познать и использовать для целенаправленного развития мышления. Технология Г. С. Альтшуллера в течение ряда лет в 70— 80-х годах XX в. широко использовалась в работе с детьми школьного возраста. В детский сад программа ТРИЗ пришла в 1987 г. благодаря случаю. Участники одного из семинаров попросили показать занятие по программе ТРИЗ с детьми школьного возраста, но по ошибке слушателей привезли в детский сад в подготовительную группу. Это недоразумение позволило тризовцам «открыть» для себя способности детей-дошкольников и новый возраст приобщения ребенка к решению изобретательских задач. В настоящее время приемы и методы ТРИЗ с успехом используются в детских садах для развития у дошкольников смекалки, изобретательских способностей, творческого воображения, диалектического мышления.

Главная цель ТРИЗа — развивать системное мышление детей, воспитывать творческую личность, способную понимать единство и противоречие окружающего мира, и научить детей самостоятельно решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения, который в основе своей опирается на природу ребенка.

Программа ТРИЗ для дошкольников — это система коллективных игр и занятий с подробными методическими рекомендациями для воспитателей.

Задача ТРИЗ — не заменять основную образовательную программу, а максимально увеличивать ее эффективность. Все занятия и игры предполагают самостоятельный выбор ребенком темы, материала и вида деятельности. Дети учатся выявлять противоречивые свойства предметов, явлений и разрешать эти противоречия. Авторы исходят из того, что умение разрешать противоречия — ключ к развитию творческого мышления.

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не преподносит детям готовые знания и не раскрывает перед ними истину, а учит ее находить. Если ребенок задает вопрос, не нужно сразу давать готовый ответ. Необходимо побудить ребенка к рассуждению и с помощью наводящих вопросов подвести его к самостоятельному ответу. Если же ребенок не задает вопроса, то педагог должен открыть перед ним суть противоречия и поставить его в проблемную ситуацию.

Мыслить ребенок начинает тогда, когда видит противоречие, «тайну двойного». Воспитатель должен побуждать ребенка находить противоречия и учить их разрешать. Для этого существует целая система игровых и сказочных задач. Например, возьмем задачу «Как можно перенести воду в решете?» Рассуждения строятся следующим образом. Перенести воду в решете нельзя, так как она вытечет. Значит, надо изменить какой-то из объектов: или устранить отверстия в решете, или изменить состояние воды. Изменить воду можно, заморозив ее и превратив в лед. Решение задачи: перенести воду в решете можно в виде льда.

Рассматривание или изменение какого-либо объекта. Сначала детям предлагается какой-либо предмет, например яблоко (предмет называется фокальным, поскольку находится в фокусе внимания). Затем дети выбирают другой предмет (или его изображение), не имеющий никакого отношения к яблоку, и дают ему 5—10 определений. Например, выбран пингвин. Какой пингвин? Бегущий, летающий, плавающий, веселый и т. д. Все эти определения подставляются к предмету, находящемуся в фокусе, — к яблоку. Получаются странные словосочетания: бегущее яблоко, летающее яблоко, плавающее яблоко и т. д. Затем надо ввести в понятие «яблоко» не свойственные ему элементы: бегущему яблоку необходимы ножки, летающему — крылья, плавающему — плавники. Но как собрать такие бегающие и летающие яблоки с дерева? Можно схватить за хвостик или поймать сачком и т. д. Таким образом воспитатель придумывает вместе с детьми забавные сказки, направляет и стимулирует фантазию детей.

Рассматривание картин и придумывание рассказов. Детям предлагают рассмотреть какую-либо картину, например «Собака со щенятами», и подобрать слова-помощники, которые подскажут, как рассказать об увиденном. Например: лев — сильный, грозный, пушистый, ловкий, быстрый.

Сначала детям предлагают рассмотреть картину по наводящим вопросам и ставят условие, что, отвечая на вопросы, дети обязательно используют названные определения.

- Кто на картине сильный и огромный?

- Собака.

- Чем собака похожа на льва?

- Пушистая и рыжая.

- Затем дети самостоятельно описывают картину, используя найденные определения.

Решение сказочных задач и придумывание новых сказок. Можно предложить детям спасти Колобка от лисы, выручить семерых козлят, спастись от Бабы Яги или придумать сказку о том, как выросла репка не большая, а маленькая-премаленькая.

Такая работа включает не только речь, но и разные виды детской деятельности — игру, лепку, аппликацию, конструирование.

Прием эмпатии. Дети представляют себя каким-либо предметом и решают с его позиции различные проблемы. Например: «Что, если ты превратишься в кустик? О чем ты мечтаешь? Кого и чего боишься? С кем хочешь подружиться? О чем шепчутся твои листочки?..»

 Метод «мозговой штурм». С детьми «мозговой штурм» можно проводить незапланированно, стихийно, при решении какой-либо познавательной задачи во время игры-занятия. По ходу обсуждения проблемы дети сами корректируют высказанные идеи и анализируют их.

Я с интересом наблюдаю за радостными лицами детей, за игрой детской фантазии. Дети мыслят, творят.

Обо всех методах и приемах развития творческого воображения в одном статье не расскажешь, так,  как в некоторых случаях необходимо знание теории, но вот об одной игре мне хочется рассказать: называется она "Хорошо - плохо".

Представьте, что вы дети, а я - воспитатель. Так как игра имеет несколько вариантов,  различающихся по сложности, то давайте рассмотрим каждый из них. Для обсуждения нам надо выбрать какой-нибудь предмет или явление: например, снегопад.

Что хорошего в том, что идет снег?

Снег делает город нарядным, чистым. В лесу красиво, когда деревья одеты в белые шапки, а земля покрыта белоснежным пушистым одеялом. Приятно гулять, когда идет снег. Можно рассмотреть снежинку, когда идет снег. Из снега можно сделать горку и покататься на санках.

Можно кататься на лыжах, делать снежных зверюшек и т. д.

Снег покрывает поля и спасает озимые всходы от мороза.

Снег, укрывая землю,  спасает землю от мороза,  корни травы и деревьев.

 Что плохого в том, что идет снег?

Снег заметает дороги, машинам не проехать по таким дорогам.

Появляются сугробы и на тротуарах людям тоже не пройти.

Снег ложится на одежду и если его не стряхнуть, когда входишь в помещение , то одежда становится мокрой.

Так хорошо или плохо, когда идет снег?

И хорошо, и плохо.

Второй вариант такой игры:

Детям предлагается разбиться на две команды. Одна команда говорит только положительное о рассматриваемом предмете или явлении, другая - отрицательное. Ответы чередуются. Вводится элемент соревнования. В конце игры подсчитываю очки.

Возьмем для примера такой предмет, как мыло.

Чем вам мыло нравиться? - задается вопрос одной команде.

Чем вам мыло не нравится?- другой.

С мылом можно чисто вымыть руки.    

      Мыло щиплет глаза, когда моешь лицо.

Без мыла не выстирать одежду.

      Мыло быстро тает.

Мыло хорошо пахнет.

      Если в мыльнице оставить воду, мыло все растворится.

Мыло заворачивают в красивую упаковку.

      Мыло забирается под ногти и его трудно оттуда достать.

Третий вариант назовем - динамичный.

Я рекомендуется применять, когда выявление противоречивых свойств перестало вызывать у детей затруднение. В этом варианте каждому выявленному свойству называется противоположное, при этом объект игры постоянно меняется. Например:

Есть шоколад хорошо - вкусно, но может живот заболеть.

Живот болит - хорошо, можно дома сидеть, читать, спать.

Сидеть дома - плохо, скучно и на улицу не пускают.

Когда на улицу не пускают, можно много друзей в гости пригласить.

Много гостей - плохо, шумно и дома беспорядок.

Беспорядок - это хорошо,  можно все вещи расставить по-новому.

Когда все расставлено по-новому, то не вспомнишь, где что лежит...

Такая игра представляет определенные трудности не только для детей, но и для взрослых, но при этом она увлекательна.

Так же можно организовать игру, когда каждый ребенок дает свою пару ответов.

 Детей знакомят с игрой во время непосредственно-образовательной деятельности, но как только они привыкают к ней, игра становится частью повседневной деятельности. В течении одного дня возвращаюсь к ней, иногда, многократно: на прогулке, в раздевалке, смотря на то, какая и где возникла ситуация. Какие задачи решаются с помощью этой игры?

Игра активизирует познавательную деятельность детей, расширяет их представление об окружающем, развивает речь, фантазию, учит рассуждать, формирует основы системного мышления. Дети учатся критически оценивать окружающую действительность, выявляя противоречивые свойства, простых объектов и явлений.

Эта игра полезна и для взрослых: она поможет пережить трудное время, если мы в каждом, кажущимся плохим, сумеем найти хорошее. Элементы этой игры можно использовать на занятиях по развитию речи. Например: при составлении характеристики героев литературных произведений, задается вопрос: "Чем нравится этот герой, а чем не нравится! Дети отвечают: "Лисичка хитрая, коварная, думает только о себе, но она умная, находчивая"

Так же эту игру можно применить во время бесед о сезонах. Например: во время беседы об осени спрашивается: "За что вы любите осень? 3а что не любите? Чем вам осень нравится, а чем нет?" В результате беседы получается полная характеристика осеннего сезона.

В изобразительной деятельности при анализе дети в хорошей работе всегда найдут недостатки и в плохой - положительное.

Работая по ТРИЗу, необходимо постоянно изобретать. А изобретать можно самые простейшие предметы, находящиеся вокруг нас: спички, ложки, ножницы и т.д. Изобретатель стремится создать идеальный предмет без недостатков, а для этого надо видеть хорошие и плохие стороны предметов и явлений, полезное и вредное, положительное и отрицательное, и здесь опять приходит на помощь игра "Хорошо-плохо".Например изобретем иглу.

Выставим перед детьми рисунок первобытного человека в звериной шкуре и спросим: "Что хорошего в такой одежде?" В шкуре тепло. Она защищают от дождя, от ветра. Что плохого? Пачкается, ее трудно стирать. Нет рукавов, нет капюшона. Ветер поддувает. Как можно улучшить такую одежду?

Зашить бока, пришить рукава, капюшон. А были в то время иглы, какими шьют ваши мамы? Нет, таких игл не было, но первобытные люди поняли, что лучше соединить части одежды, чтобы было теплее, и догадались как это сделать. Необходимо подумать, что первобытные люди могли использовать в качестве иглы? Тонкую косточку, острый длинный камень, рыбную кость. А в качестве ниток? Крепкие травинки, кору деревьев, жилки. Что хорошего в такой игле? Она может проделать дырочки, через которые можно будет продеть нитку. Чем не нравится эта игла? Трудно вдевать в отверстие нитку. Да, иголка играла сначала роль шила. И тут появился изобретатель. Как он усовершенствовал иголку?

Хочется сказать, что ТРИ3 это инструмент, позволяющий организовать работу с детьми в наиболее интересной и увлекательной форме.

ТРИЗ для детей это возможность рассуждать, фантазировать, проявить выдумку, находчивость, смекалку.

Список литературы

  1. Белобрыкина О.А. «Речь и общение». Ярославль: «Академия развития». 1998.
  2. Синицына Е.Н. «Умные загадки», Москва: «Лист», 1998
  3. Широкова Т.С. «Детское речевое творчество» в сб. «Учителям о ТРИЗ», выпуск-3, Санкт-Петербург, 1999
  4. Шустерман М.Н., Шустерман Э.Г.,  «Думаем, изобретаем, открываем мир» Москва , Просвещение, Учебная литература, 1996г.