Консультация для педагогов "Организация прогулок в ДОУ"
методическая разработка на тему

Хотина Ольга Федоровна

Данный материал будет полезен для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx47.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Организация и методика проведения прогулки в детском саду в соответствии с ФГОС ДО».

  1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста. 

Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому

стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления. Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.

На прогулке необходимо интегрирование таких образовательных областей, как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Интеграция возможна в процессе освоения сенсорных эталонов при овладении правилами безопасного поведения, речевыми умениями, опытом общения с детьми и взрослыми, отражении в подвижных играх различных сюжетов, обыгрывании действий персонажей сюжетно-ролевых игр, формировании привычки чередовать малоподвижные виды деятельности с активными двигательным отдыхом, расширении представлений о человеке, его окружении, благоприятных условиях жизни.

  1. Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста.

а) Основные задачи прогулки.

  • Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в Детском саду.
  • Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
  • Задачи прогулки: - оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста; - оптимизировать двигательную активность детей; - способствовать

познавательно-речевому, художественно-эстетическому, социально-личностному развитию детей.

  • Виды прогулки (по месту проведения):

- на участке Детского сада;

- пешеходные прогулки за пределы участка Детского сада (старший дошкольный возраст на расстояние до двух километров);

- в функциональных помещениях Детского сада (в актированные дни).

  •  Виды прогулок (по содержанию):

- традиционная;

- тематическая;

- целевая (проводится со 2-й младшей группы с выходом за пределы участка детского сада);

- экскурсия (проводится систематически со средней группы не менее 1 раза в месяц);

- поход, пеший переход (с детьми старшего дошкольного возраста).

  • Значение прогулки для развития детей.

- развивает умственные способности и наблюдательность: получают много новых впечатлений и знаний об окружающем; узнают об особенностях сезонных изменений в природе, подмечают связи между различными явлениями, устанавливают элементарную зависимость между явлениями в природе.

- дает возможность знакомить детей с родным городом, его достопримечательностями, трудом

взрослых, которые озеленяют его улицы, строят красивые дома, асфальтируют дороги и т.д.

- удовлетворяет естественную биологическую потребность ребенка в движении (а движения

детей усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит.

- дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся подвижными, ловкими,

смелыми, выносливыми.

- у детей вырабатывается двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система,

повышается жизненный тонус.

- на прогулке решаются задачи умственного, нравственного, физического, трудового и

эстетического воспитания.

б) Интеграция образовательных областей при проведении прогулки в соответствии с ФГОС.

Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС дошкольного образования предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.

В ходе прогулки возможно интеграция различных образовательных областей, таких как «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»,

«Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса (информация на мольберте).

Задачи образовательной области «Физическое развитие»:

- приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе

связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных

привычек и др.).

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе подвижных игр с детьми и развития основных движений и составляют одно направление – физическое развитие.

Задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные

ценности;

- развитие общения и взаимодействия ребенкасо взрослыми и сверстниками; - становление

самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,

формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;

- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе

трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

Задачи образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие»:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира;

- владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

- развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе подвижных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми.

Задачи образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»:

- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

- становление эстетического отношения к окружающему миру;

- формирование элементарных представлений о видах искусства;

- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Формы, через которые решаются задачи образовательных областей: в ходе

хороводных игр с детьми, трудовых поручений, ознакомления с трудом взрослых, наблюдений, экспериментирования с предметами окружающего мира, целевых прогулок, самостоятельной игровой деятельности, дидактических игр с детьми и составляют одно направление – художественно-эстетическое развитие.

Содержательные связи между разными разделами программы позволяют воспитателю интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Например, расширяя представления детей о природе, педагог воспитывает у детей гуманное отношение к живому, побуждает к эстетическим переживаниям, связанным с природой, решает задачи развития речи, овладения соответствующими практическими и познавательными умениями, учит отражать впечатления о природе в разнообразной игровой деятельности, а знания о потребностях животных и растений становятся основой для овладения способами ухода за ними. Интегративный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка.

Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности детей на прогулке: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, экспериментирования, игровых проблемных ситуаций и прочее.

Примеры опытов и поисковых действий, которые вы используете в работе с детьми

в ходе прогулки.

- «Тонет - не тонет» - испытывают на «плавучесть» игрушки из разного материала;

- «Цветные льдинки» - замораживают окрашенную воду в разных формочках и украшают

льдинками постройки из снега;

- «Делаем дорожки и узоры на песке» - дети тонкой струйкой сыплют песок на землю,

асфальт, цветную бумагу из малой лейки без наконечника, или ведерка с дырочкой на дне,

кулечка с небольшим отверстием, делая разные узоры;

- «Делаем фигурки» - дети экспериментируют с разными формочками и материалами: мокрый и рассыпчатый снег, влажный и сухой песок;

- «Цветной снег» - дети поливают уплотненный снег, тонкой стрункой окрашенной воды,

рисуя узоры;

- «Разные ножки бегут по дорожке» - дети экспериментируют, отпечатывая следы разной

обуви на снегу, оставляя отпечатки игрушек с колесами или полозьями, изображают «трактор», протаптывая узкие и широкие дорожки игрушек;

- «Волшебная вода» - смешивают подкрашенную воду и получают разнообразные «волшебные» цвета и оттенки;

- «Ледяные узоры» - замораживание в воде узоров из камушков, бусинок, листьев и рассматривание их;

- «Освобождение из плена» - размораживание различными способами маленьких игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей».

- «Снежные фигуры» - лепка из снега снежных баб, снегурочек. Зайчиков, играют в «снежное царство»;

- «Мир меняет цвет» - рассматривание окружающей природы, предметов через стекла разного цвета.

Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться самостоятельными и чувствовать себя компетентными.

При организации прогулки следует соблюдать разумное чередование совместной деятельности с воспитателем и самостоятельной деятельности детей, специально организованных образовательных ситуаций и свободной игровой и практической деятельности по выбору детей, физических и умственных нагрузок, активной деятельности и отдыха.

3. Требования к организации и проведению прогулки.

а) Требования к оборудованию и содержанию территорий дошкольных

образовательных организаций

  • Оборудование и санитарное содержание участка должно соответствовать требованиям п. 3 СанПин 2.4.1.3049-13
  • Территорию дошкольной образовательной организации по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений. Озеленение деревьями и кустарниками проводят с учетом климатических условий. Территорию рекомендуется озеленять из расчета 50% площади территории, свободной от застройки. Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается снижение озеленения до 20% площади территории, свободной от застройки. Зеленые насаждения используются для разделения групповых площадок друг от друга и отделения групповых площадок от хозяйственной зоны. При озеленении территории не проводится посадка плодоносящих деревьев и кустарников, ядовитых и колючих растений. При проектировании дошкольных образовательных организаций на территории выделяется место для колясок и санок, защищенное навесом от осадков.
  • Паводковые и ливневые воды отводятся от территории дошкольной образовательной организации для предупреждения затопления и загрязнения игровых площадок для детей.
  • Территория дошкольной образовательной организации должна иметь наружное электрическое освещение. Уровень искусственной освещенности во время пребывания детей на территории должен быть не менее 10 лк на уровне земли в темное время суток.
  • Уровни шума и загрязнения атмосферного воздуха на территории дошкольных образовательных организаций не должны превышать допустимые уровни, установленные для территории жилой застройки.
  • На территории дошкольной образовательной организации выделяются игровая и

хозяйственная зоны.

  • Зона игровой территории включает в себя групповые площадки - индивидуальные для каждой группы (рекомендуемая площадь из расчета не менее 7,0 кв. м на 1 ребенка для детей младенческого и раннего возраста (до 3-х лет) и не менее 9,0 кв. м на 1 ребенка дошкольного возраста (от 3-х до 7-ми лет)) и физкультурную площадку (одну или несколько). Для районов Крайнего Севера, а также в городах в условиях сложившейся (плотной) городской застройки допускается сокращение площади игровых площадок до 20% при условии соблюдения принципа групповой изоляции и обеспечении удовлетворения потребности детей в движении и соответствующем развитии. В условиях сложившейся (плотной) городской застройки с учетом режима организации прогулок допускается использование совмещенных групповых площадок. Для дошкольных образовательных организаций, оказывающих услуги по присмотру и уходу за детьми, режим работы которых составляет более 5 часов в день, должны предусматриваться оборудованные места для прогулок детей и занятий физкультурой. Для прогулок могут быть использованы территории скверов, парков и другие территории, приспособленные для прогулок детей и занятий физкультурой.
  • Продолжительность инсоляции групповых и физкультурных площадок дошкольных образовательных организаций определяется в соответствии с гигиеническими требованиями к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.
  • Покрытие групповых площадок и физкультурной зоны должно быть травяным, с утрамбованным грунтом, беспыльным, либо выполненным из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.
  • Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой групповой площадки устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 кв. м на одного ребенка. Для групп с численностью менее 15 человек площадь теневого навеса должна быть не менее 20 кв.м. Допускается устанавливать на прогулочной площадке сборно-разборные навесы, беседки для использования их в жаркое время года. Теневые навесы рекомендуется оборудовать деревянными полами (или другими строительными материалами, безвредными для здоровья человека) на расстоянии не менее 15 см от земли. Теневые навесы для детей младенческого и раннего возраста и дошкольного возраста в I, II, III климатических районах ограждаются с трех сторон, высота ограждения должна быть не менее 1,5 м. Рекомендуется в IА, IВ, IГ климатических подрайонах вместо теневых навесов оборудовать отапливаемые прогулочные веранды из расчета не менее 2 кв. м на одного ребенка с обеспечением проветривания веранд. Навесы или прогулочные веранды для детей младенческого и раннего возраста до 2 лет допускается пристраивать к зданию дошкольной образовательной организации и использовать как веранды для организации прогулок или сна. Теневые навесы (прогулочные веранды), пристраиваемые к зданиям, не должны затенять помещения групповых ячеек и снижать естественную освещенность.
  • Для хранения игрушек, используемых на территории дошкольных образовательных

организаций, колясок, санок, велосипедов, лыж выделяется специальное место. Игровые и физкультурные площадки для детей оборудуются с учетом их роста возрастных особенностей. Игровое оборудование должно соответствовать возрасту детей и быть изготовлено из материалов, не оказывающих вредного воздействия на человека.

  • Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим

показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными пленками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных болезней проводят внеочередную смену песка.

  • Уборка территории проводится ежедневно: утром за 1 - 2 часа до прихода детей или

вечером после ухода детей. При сухой и жаркой погоде полив территории рекомендуется проводить не менее 2 раз в день. В зимнее время рекомендуется проводить очистку территории от снега по мере необходимости, территорию допускается посыпать песком, использование химических реагентов не допускается.

4 Требования безопасности при организации прогулок на участке Детского сада.

  • Перед выходом детей на прогулку дворник осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
  • Решение о проведении, отмене или сокращении времени прогулки на свежем воздухе принимает заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе на основании графика определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками Детского сада, фактического состояния погодных условий, наличия или отсутствия загазованности воздуха, и доводит его до сведения воспитателей и заведующего Детского сада.
  • Перед выходом на прогулку работники Детского сада, занятые одеванием детей, должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
  • В случае повышения содержания посторонних газов в воздухе во время прогулки,

воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

  • При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка Детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщить о случившемся заведующему Детского сада, который организует поиски ребенка, ставит в известность Управление, милицию, родителей в соответствии со схемой оповещения.
  • В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
  • При выборе игр воспитатель должен учитывать психофизиологические особенности детей данного возраста, площадь прогулочного дворика.
  • При раскачивании карусели следить, чтобы рядом не было других детей.
  • Запрещается: - оставлять детей одних, без присмотра работников Детского сада; -

использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

  • О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно известить

руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал Детского сада для оказания первой медицинской помощи. Организовать доставку ребёнка в травмпункт.

Требования к подготовке и возвращению с прогулки.

  • Подготовка и возвращение с прогулки:
  • Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение

гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.

  • Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки необходимо по

подгруппам:

- воспитатель выводит в приемную одеваться первую подгруппу детей. В эту подгруппу

следует включать медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;

- младший воспитатель проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;

- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а младший воспитатель

заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;

- в помощь при одевании в каждую группу раннего и младшего дошкольного возраста

закрепляются сотрудники из числа рабочего и медицинского персонала Детского сада согласно приказу заведующего Детского сада;

- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй

подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.

  • Во избежание перегревания детей необходимо придерживаться порядка одевания: в

начале дети одевают колготки, гамаши, затем кофты, комбинезон, обувь и лишь в последнюю очередь шапки, верхнюю одежду и шарф.

  • Возвращаются дети с прогулки также по подгруппам. Младший воспитатель забирает с участка первую подгруппу детей. Дети второй подгруппы продолжают гулять еще в течение 10—15 минут с воспитателем.
  • Младший воспитатель помогает детям развязать шарф, расстегнуть и снять верхнюю

одежду, сложить одежду в шкафчик. Раздевшись, дети спокойно идут в группу и играют.

  • 2.3.1.6. В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытьѐ ног.
  • Требования к одежде детей:

- в любое время года одежда и обувь должна соответствовать погоде на данный момент и не должна перегревать или переохлаждать детей;

- при колебаниях температуры от +3 до -3°С и слабом ветре одежда детей должна состоять из трех слоев, включая белье. Верхняя одежда состоит из утепленной куртки, брюк или гамаш; на ногах утепленные ботинки;

- при температуре от -4 до -10°С детям надевают зимнюю куртку или пуховик при трех слоях одежды. - при более низких температурах рекомендуется увеличивать количество слоев одежды до четырех или пяти в зависимости от теплозащитных свойств верхней одежды. - в летний период во избежание перегрева детям надевают легкие головные уборы.

  •  Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шарф, шапка. Кофта, гамаши, колготки, тѐплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть продернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.

Требования к содержанию прогулок на участке Детского сада.

  • Прогулка должна состоять из следующих структурных элементов:

- наблюдение;

- двигательная активность: подвижные, спортивные игры, спортивные упражнения;

- индивидуальная работа по различным направлениям развития воспитанников;

- трудовые поручения;

- самостоятельная деятельность детей.

  • Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в

зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем

повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то вначале прогулки

проводятся подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было

физкультурное или музыкальное занятие, то прогулка начинается с наблюдения или спокойной

игры.

  • Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и

осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.

  • Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим с

учетом предшествующей деятельности детей, педагогических и оздоровительных задач, и

строится в соответствии с календарным планированием в каждой возрастной группе.

  • Организация наблюдений: процесс наблюдения может быть организован за объектами и погодными явлениями. При планировании наблюдений воспитатель продумывает: оборудование и материалы, используемые по ходу наблюдения, размещение детей; приемы привлечения внимания детей к наблюдению (сюрпризные моменты, загадки, постановка познавательной задачи, проблемная ситуация); приемы активизации умственной деятельности (поисковые вопросы, действия, сравнение, использование детского опыта).
  •  Организация двигательной активности.
  • В двигательную деятельность детей на прогулке следует включать:

- подвижные игры и физические упражнения на утренней прогулке: в младшей группе – 6-10 мин, в средней группе – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 20-25 мин. На вечерней прогулке: в младшей и в средней группах – 10-15 мин, в старшей и подготовительной группах – 12-15 мин. Подвижные игры можно дополнять или заменять, спортивными упражнениями или в старшем дошкольном возрасте спортивными играми, играми с элементами соревнований. К спортивным упражнениям относятся: катание на санках, на лыжах, катание на велосипедах, самокатах. К спортивным играм относятся: городки, баскетбол, пионербол, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей;

- организацию самостоятельной двигательной активности. Характер и продолжительность

зависят от индивидуальных потребностей и интересов детей, развивающей среды;

- индивидуальные задания (в соответствие с календарным планированием).

  • В зависимости от погодных условий двигательная деятельность детей на воздухе может быть различной интенсивности, чтобы дети не переохлаждались или не перегревались. Всѐ это необходимо продумывать воспитателю перед выходом на прогулку, ориентируясь на конкретные метеоусловия.
  • Нельзя допускать, чтобы на прогулке дети находились длительное время без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
  • Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце

утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся

перевозбуждёнными, что отрицательно сказывается на характере их дневного сна, увеличивает длительность периода засыпания, может быть причиной снижения аппетита.

  • Особенности организации двигательной активности на прогулке в зимний период:

- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание содействует формированию у детей умения правильно дышать,

предупреждает заболевания носоглотки;

- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой

подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать

ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого-либо текста.

  • Организация индивидуальной работы: в соответствии с календарным планированием воспитатель осуществляет индивидуальную работу по познавательно-речевому, социально-личностному, физическому или художественно-эстетическому развитию детей. С этой целью подготавливает все необходимые материалы и оборудование.
  • Трудовые поручения: воспитатель привлекает детей к сбору игрушек, оказанию

посильной помощи по наведению порядка на участке после прогулки, уход за растениями и т.д.

  • В зависимости от целей и задач прогулки воспитатель готовит необходимый выносной материал, пособия для различных видов детской деятельности, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям.
  • Воспитатель должен руководить самостоятельной деятельностью детей: обеспечить им полную безопасность, научить использовать пособия в соответствии с их предназначением, осуществлять постоянный контроль за деятельностью детей на протяжении всей прогулки.

Требования к организации прогулок за пределами участка Детского сада.

  • Планирование прогулок за пределы участка начинают со 2 младшей группы.
  • Содержание прогулок определяется программой по ознакомлению детей с окружающим.
  • При подготовке к прогулке воспитатель должен предварительно осмотреть место

прогулки, маршрут следования, согласовывать с заведующим. Маршрут движения группы

должен предусматривать возможно меньшее число пересечений проезжей части и, по

возможности, использование только регулируемых переходов.

  • Заведующий, или заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе, назначенный приказом, проводит целевой инструктаж с записью в Журнале целевого инструктажа по организации прогулок и экскурсий за пределы участка Детского сада со всеми работниками, , сопровождающими детей, согласовывает общее количество детей, отправляющихся на прогулку.
  • В случае дальней прогулки важно предусмотреть необходимое количество взрослых из расчета один взрослый на 15 детей. Воспитатель должен предварительно осматривать маршрут следования и согласовывать его с заведующим Детского сада.
  • Если по каким-то причинам дети из группы остались в Детском саду, они по указанию заведующего Детским садом должны находиться под присмотром определенного работника, на которого возможно возложение ответственности за жизнь и здоровье детей.
  • Детей во время пеших прогулок, экскурсий за пределы участка Детского сада должны сопровождать не менее двух взрослых. Один из сопровождающих назначается старшим.
  • Дети строятся в колонну по два и берут друг друга за руки. Во время движения колонной в руках у детей не должно быть никаких предметов или игрушек.
  • Один из сопровождающих колонну находится впереди группы, второй - позади.
  • Каждый из сопровождающих должен иметь красный флажок. Группа должна быть

обозначена красными флажками, которые несут первая и последняя пары детей.

  • Группа детей должна двигаться по тротуару или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны. Если тротуар или пешеходная дорожка отсутствует, разрешается вести группу детей по левой обочине навстречу движению транспортных средств. Движение по обочине разрешается только в светлое время.
  • Перед пересечением проезжей части группу следует остановить на тротуаре, чтобы

растянувшийся строй сгруппировался.

  • Пересекать проезжую часть разрешается только по обозначенным пешеходным

переходам, а если их нет - на перекрестках по линии тротуаров или обочин.

  • На регулируемом переходе пересечение проезжей части разрешается только по

разрешающим сигналам светофора или регулировщика. Начинать движение можно только

одновременно с включением разрешающего сигнала. Во время движения группы через

проезжую часть дороги оба сопровождающих должны стоять на проезжей части по обеим ее сторонам лицом навстречу движению транспортных средств с поднятыми красными флажками. В случае смены сигналов до окончания пересечения группой проезжей части сопровождающие остаются на ней до окончания движения группы и покидают проезжую часть после последней пары детей.

  • При пересечении проезжей части на нерегулируемых перекрестках и пешеходных

переходах группу следует остановить на тротуаре. Перед началом перехода сопровождающие должны выйти на обе стороны проезжей части с поднятыми красными флажками, чтобы привлечь внимание водителей, и, только убедившись, что их сигналы восприняты, старший сопровождающий разрешает переход. Сопровождающие покидают проезжую часть после последней пары детей.

  • Пересечение проезжей части вне обозначенных пешеходных переходов или перекрестков разрешается только как исключение, в одном случае: вне населенных пунктов при отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка. Пересекать проезжую часть

разрешается под прямым углом к краю проезжей части и только на участках без разделительной полосы и ограждений, там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Перед началом пересечения группой проезжей части сопровождающие выходят на нее, становятся с поднятыми красными флажками лицом навстречу движению транспортных

средств. Убедившись в безопасности перехода, старший сопровождающий подает команду,

разрешающую начало перехода.

  • . Избегать прогулок по улицам с большим движением.
  • По окончании прогулки, экскурсии проверить наличие воспитанников, сообщить

заведующему о возвращении.

 Требования к организации прогулки в помещениях Детского сада в дни отмены

прогулки на улице.

  • В зимний период в соответствии с графиком определения погодных условий для

установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками Детского сада,

исключается или сокращается (пункт 9.3. настоящего положения) время пребывания детей на свежем воздухе и в летний период при: загазованности, штормовом предупреждении (ветер).

  • В дни сокращения времени или отмены прогулок на свежем воздухе необходимо

компенсировать недостаток двигательной активности детей хорошо продуманной организацией динамической (двигательной) прогулки в помещениях Детского сада.

  • В содержание прогулки в приспособленных функциональных помещениях в летний

период должны быть включены все структурные элементы (см. п. 5.) с учетом имеющихся

условий.

  • Актированные дни планируются воспитателями в календарных планах воспитательно-образовательной деятельности на группах. Время, отведенное на прогулку, планируется с включением в нее различных видов детской деятельности (театрализованная, продуктивная, речевая, познавательно-игровая, двигательная и др.).
  • Двигательная активность детей в актированные дни компенсируется за счет проведения музыкальных, физкультурных и динамических часов. Перенос, отмена динамического часа, физкультурного или музыкального занятия не допускается.
  • В соответствии с функциональной структурой здания Детского сада (минимальная

площадь для двигательной активности и развития движений детей) динамические часы

проводятся в музыкальном и спортивном залах. В летнее время для увеличения двигательной активности в Детском саду дополнительно организуются прогулочные веранды в закрытых групповых помещений.

  • Динамические часы планируются воспитателями в календарных планах воспитательно- образовательной деятельности в соответствии с алгоритмом о проведении динамических часов.

 Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения

прогулок на улице.

  • Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 - 4 часа.

Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в

зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.

  •  Рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день: в первую половину дня и во

вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.

  • Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.
  • График определения погодных условий для установления возможности отмены прогулок на улице с воспитанниками доводится до сведения родителей и размещается на информационных стендах всех возрастных групп .
  • В зимний период прогулки на воздухе проводятся 2 раза в день в первую половину дня –до обеда, во вторую половину дня после дневного сна или перед уходом детей домой.

Требования к игрушкам.

  • На прогулке должны быть игрушки, которые хорошо поддаются санобработке

(пластмасса, резина, дерево, гипс, яркие краски которых не блекнут на воздухе).

  • Для игр выделяются красочно оформленные куклы, одежду которых дети сами могут легко снять и постирать, кукол дети могут искупать.
  • Перечень игрушек, рекомендуемых детям для игр в теплое время года Дидактические игрушки: Сборно-разборные матрешки, пирамидки, лото.

Моторные игрушки: Мячи и обручи трех размеров, пластмассовые шары, кегли, вожжи с

бубенцами, каталки и коляски для кукол.

Технические игрушки: Легковые, грузовые автомобили, пожарные и санитарные машины,

молоковозы и фургоны, самосвалы с простейшими механизмами, пароходы, самолеты,

вертолеты, ракеты. Телефон.

Сюжетно-образные игрушки и все необходимое для развертывания игр в кукольном уголке:

наборы кукол разных размеров, спальня, кухня, столовая, коробка для хранения кукольного

белья, коробка для хранения сезонной кукольной одежды.

Игрушки-наборы: домашние животные и птицы, лесные звери и птицы.

Строительный материал: кое-что из набора М. Агаповой «Малыш» и пластмассовые

конструкторы.

Музыкальные игрушки: погремушки, колокольчики, бубны, органчики.

Наборы игрушек для игр с песком и водой. Игрушки-забавы: озвученные волчки, народные

игрушки-забавы, заводные игрушки.

  • Перечень игрушек для зимней прогулки:

Сюжетные игрушки разных размеров: (медведи, зайцы, лисы, белки и пр.) и куклы в зимней одежде, а к ним — саночки, коляски, каталки, грузовые машины, мячи, сумочки, корзиночки.

  • Храниться весь этот материал должен в специальном блоке, построенном на участке или невдалеке от него.
  • Обработка игрушек проводится ежедневно после прогулки. Игрушки моют или стирают ежедневно в конце дня, а в ясельных группах - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Одежда для прогулок"

Какую одежду выбрать? Как ее одеть? В каком порядке? Как сделать так, чтобы было комфортно? Многие ответы вы найдете именно в этой консультации...

Консультация "Польза зимних прогулок"

Зима-прекрасное время для укрепления здоровья не только взрослых, но и детей. Вопреки протестам родителей, обеспокоенных здоровьем своих чад, скажу: «Частые зимние прогулки полезны для здоровья»....

Консультация "Организация семейных прогулок-походов"

Консультация "Организация семейных прогулок-походов"...

Консультация «Организация семейных прогулок»,

Консультация «Организация семейных прогулок»,...

Консультация "О пользе прогулок"

Консультация для родителей о пользе прогулок с детьми....