Тема недели "Золотая осень"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Прошкина Елена Дмитриевна

Предварительный просмотр:

Список папок архива на каждую неделю по лексическим темам:

  1. Иллюстрации
  2. Лексическая тема
  3. Консультации для родителей
  4. Пальчиковая гимнастика
  5. Артикуляционная гимнастика
  6. Физминутки
  7. Загадки, пословицы, поговорки
  8. Раскраски
  9. Дидактические игры
  10.  Поделки
  11.  Художественная литература
  12.  Оформление
  13.  Праздники, развлечения
  14.  НОД
  15.  Видео
  16.  Мультики
  17.  Музыка
  18.  Проекты

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей по лексической теме «Осень»

1. Выясните, знает ли ваш ребенок, какое время года наступило.

Задайте ему вопросы и предложите отвечать на них.

http://static.diary.ru/userdir/2/2/2/7/2227189/71166524.jpg

— Какое сейчас время года? (Сейчас осень).

— Почему ты так думаешь? (На улице стало холодно, часто идут дожди, листья на деревьях стали красными и желтыми, трава засыхает. Дети пошли в школу. Люди надели более теплую одежду).

2. Помогите ребенку запомнить, что в осени можно выделить два периода: ранняя осень и поздняя осень.

• Ранней осенью еще тепло, часто светит солнце, дожди идут редко. На деревьях начинают краснеть и желтеть листья, поэтому раннюю осень называют золотой. В парках и садах еще цветут астры, георгины, бархатцы и другие осенние цветы. На полях и в садах убирают урожай овощей и фруктов. В лесах собирают бруснику, клюкву, грибы. Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету на юг.

• Поздней осенью становится холодно, солнце светит все реже и уже совсем не греет, часто идут холодные моросящие дожди. Деревья сбрасывают последние листья. Засыхают трава и цветы. Заканчивается отлет птиц.

3. Гуляя с ребенком в парке, понаблюдайте за приметами осени и предложите ребенку ответить на ваши вопросы.

 — Какое сегодня небо? — Небо чистое и голубое.

— А каким чаще бывает небо поздней осенью? — Поздней осенью чаще небо затянуто тучами.

— Какие листья ты видишь на деревьях? — Листья красные, желтые, оранжевые.

— А какими бывают деревья поздней осенью? — Поздней осенью деревья голые. —

— Что происходит с насекомыми поздней осенью? — Поздней осенью насекомые исчезают.

4. Выучите с ребенком названия месяцев осени. Сентябрь, октябрь, ноябрь

5. Потренируйте ребенка в узнавании клена, дуба, березы, рябины по характерным особенностям ствола, коры, листьев.

6. Поиграйте с ребенком в игру «Осенние листья».

Вы бросаете ребенку мяч и называете дерево; ребенок возвращает вам мяч, образуя словосочетание с двумя прилагательными.

Например: http://static.diary.ru/userdir/2/2/2/7/2227189/71166524.jpg

— Берёза (березовые листья)

— Клен. (кленовые листья)

— Рябина. (рябиновые листья) и т.д.

7. Поиграйте с ребенком в игру «4 лишний»

Взрослый называет ребёнку ряд слов: берёза, рябина, самолёт, клён

(лишний самолёт-это транспорт, а рябина, берёза и клён – деревья).

Голубь, воробей, ворона, берёза

(лишняя береза-это дерево, а голубь, воробей и ворона - птицы)

8. «Запомни и назови»

Взрослый называет ряд слов (3-5), ребёнок запоминает слова, и называет их.

Примерный ряд слов: лист, берёза, дождь, ветер, лужа.

9. Выучите с ребенком следующий текст и проведите пальчиковую гимнастику. 

Она способствует развитию тонкой (пальцевой) моторики, поможет легко запомнить относительные прилагательные «дубовый», «кленовый», «рябиновый», пригодится для проведения минутки отдыха при письме или рисовании.

Ветер по лесу летал, (Плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал: (Загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый, Вот кленовый, Вот рябиновый резной, Вот с березки золотой,

Вот последний лист с осинки, Ветер бросил на тропинку..

Спокойно укладывают ладони на стол

Осенние загадки

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

деревья раздеваю. (Осень)

http://static.diary.ru/userdir/2/2/2/7/2227189/71166524.jpg

Ветки в парке шелестят,

Сбрасывают свой наряд.

Он у дуба и березки

Разноцветный, яркий, броский. (Листопад)

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает.

(Дерево)

Осень в сад

К нам пришла,

Красный факел

Зажгла.

Здесь дрозды,

Скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина)

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это...» (осень)

 

Опустели наши грядки.

Огород и сад в порядке.

Ты, земля, еще рожай.

Мы собрали... (урожай)

 

Листья в воздухе кружатся,

Тихо на траву ложатся.

Сбрасывает листья сад —

Это просто... (листопад)

 



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                                 «Организация детского экспериментирования                                            в домашних условиях»61.jpg

Современные дети живут эпоху информации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от ребёнка требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которая развивает продуктивные формы мышления.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Экспериментирование принципиально отличается от любой другой деятельности тем, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью, неустойчивостью. В ходе эксперимента он уточняется, проясняется. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка. Ребёнок — дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя интерес к различного рода исследовательской деятельности — к экспериментированию. В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым «почему», «отчего», «как». Некоторые родители спешат отделаться старыми как мир отговорками – «потому что» - потому» или «вырастишь – узнаешь», не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной любознательности.

К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка. Элементарные опыты, эксперименты помогают ребёнку приобрести новые знания о том или ином предмете. Эта деятельность направлена на реальное преобразование вещей, в ходе которого дошкольник познаёт их свойства и связи, недоступные при непосредственном воспитании. Знания, полученные во время проведения опытов, запоминается надолго. Исследовательское поведение – особый вид поведения и один из важнейших источников получения ребёнком представления о мире.

Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование - это, наряду с игрой - ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.

Например кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными физиками. Поставьте на стол несколько одинаковых ёмкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1, 5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберёт в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки. У кого больше? Почему? Можно ли набрать в губку столь воды, сколь хочешь? А если предоставить губке полную свободу? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы ребёнка не оставались без ответа. Если вы не знаете точного (научного) ответа, необходимо обратится к справочной литературе.

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ - БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

1366_768_20100419122213259821.jpg



Предварительный просмотр:

«Чтобы гриппом не болеть,

надо хором песни петь»

(консультация для родителей и педагогов)

                                                     

                                                                                 

     

 Хотите – верьте, хотите – нет, но специалисты наблюдали и заметили, что                                к тем, кто поет – простуда не пристает.                                                                                                        Для профилактики гриппа  особенно хороши протяжные народные песни.                            Вирусная инфекция просто против этого бессильна.

Оказывается, исполнение «от диафрагмы» тренирует легкие и гортань, это своего рода дыхательная гимнастика. Ведь, чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

Правильное дыхание является неотъемлемой частью многих оздоровительных систем и видов спорта. Например: йога, ушу, марафоны по ходьбе и беге и др.

Пение и дыхательные упражнения, которые используются на занятиях вдобавок, улучшают самочувствие поющих и укрепляют их здоровее.                                                   Ученые говорят, что во время пения в мозгу вырабатываются особые химические вещества, благодаря которым человек ощущает покой и радость.

Пение приводит в движение «молекулы, ответственные за эмоции», поэтому считается, что с помощью пения можно не  только выразить, но и вызвать те или иные чувства.

 «Пойте, чтобы быть здоровыми», - убеждают нас специалисты. Оказывается, вибрация голоса очень важна для хорошего самочувствия. Воспроизведение некоторых гласных заставляет вибрировать гланды и железы, побуждая их очищать организм от шлаков.

По данным физиологии воздействие на человека музыки и пения сопровождается интенсивностью обменных процессов дыхательной и сердечно-сосудистой системы; На повышение тонуса головного мозга и кровообращения.

Положительное эмоциональное возбуждение при звучании приятных мелодий и песен усиливает внимание, активизирует центральную нервную систему, стимулирует мыслительную деятельность, увеличивает работоспособность человека. Все это – нелекарственная реабилитация функционального состояния человека. Музыкотерапия улучшает самочувствие, снижает психоэмоциональное напряжение, нормализует тонус организма.

Таким образом, пение не только форма обучения музыке и способ организации досуга, но это еще и мощный оздоровительный фактор. Он обеспечивает эффективное воздействие на человека.

Врачи убеждены, что пение помогает в лечении многих хронических заболеваний.

Например, австралийские медики практикуют пение как помощь в улучшении состояния больных с заболеваниями позвоночника и суставов.

В общем, пойте себе на здоровье, ведь это так полезно. Не стоит переживать по поводу неверно взятой ноты. Разве это имеет какое-то значение, если речь идет о здоровье.

Несколько советов по профилактике «здорового голоса»

-в обычной обстановке разговаривать спокойно, не на «повышенных тонах»

-самым маленьким не позволять долго кричать.

-чаще проветривать комнату, т.к. несвежий, запыленный воздух вреден для голоса и дыхательной системы.

-после физических упражнений (разгоряченному человеку) нельзя пить холодную воду и выходить на улицу в легкой одежде на мороз.

-во время заболеваний верхних дыхательных путей не нагружать голосовые связки, не кричать и длительно не напрягать голос.

                         Используемая литература: журнал « Поем, танцуем и рисуем»

                                                                                                     

        

                                        Составитель музыкальный руководитель: Матвеева З.Ш.



Предварительный просмотр:

Развитие мелкой моторики.
Упражнения для пальчиков.

У Лариски две редиски,
У Алешки - две картошки,
У Сережки- орванца - два зеленых огурца.
А у Вовки - две морковки.
Да еще у Петьки
Две хвостатых редьки.
(По очереди разгибать пальчики из кулака, начиная с большого, на одной или обеих руках.)

Развитие общей моторики   «Урожай»

Инструкция                                                          Выполняемые движения                                                              

В огород пойдем, урожай соберем                                           Шаги на месте.

Мы моркови натаскаем                                                                «Таскают».

И картошки накопаем.                                                                    «Копают»

 Срежем мы кочан капусты                                                            «Срезают»

Круглый, сочный, очень вкусный                                                 Показывают круг руками (3 раза)




Предварительный просмотр:

    Комплексно – тематическое планирование по проекту:

                                      «А что такое осень?»

Тип проекта: познавательно – игровой.

Вид проекта: творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Предмет исследования: время года осень.

 Участники проекта: дети старшей группы.

Интеграция образовательных областей:

  • Художественное творчество;
  • Познание;
  • Социализация;
  • Музыка;
  • Коммуникация

Цель проекта:

Показать:

  • Как изменилась погода осенью?
  • Почему пожелтели листья?
  • Что такое листопад?
  • Куда подевались насекомые?
  • Почему улетают птицы?
  • Как встретили осень животные?
  • Как осенью изменился труд людей в городе и селе?
  • Как человек укрепляет своё здоровье осенью?
  • Какие подарки готовит осень людям?
  • Учить распознавать осень по признакам;
  • Развивать речевые умения.

Актуальность проекта:  Показать, что каждое время года прекрасно  по – своему.

Задачи: 

  • Сформировать представления об осени, как времени года;
  • Формирование основ экологической культуры  дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом;
  • Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
  • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
  • уточнять, обогащать и активизировать словарный запас;
  • - развивать связную речь;
  • - развивать восприятие, внимание, память, мышление и воображение;
  • Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать её красоту

Предполагаемый результат:

В ходе проекта у детей сложился чёткий образ осени, как времени года, узнали приметы осени, народные приметы, выучили названия осенних месяцев; поговорки; у детей активизировалась познавательная активность, интерес к природе, желание наблюдать за её изменениями; оформили первые дневники наблюдения; создали свои первые творческие работы; прошла выставка детских рисунков по теме: Что нам осень подарила?», сделали книжки самоделки с детскими рисунками, подобрали стихи к рисункам и выучили некоторые из них. Прошел поход в осенний парк, где каждый специалист детского сада показал осень с разной стороны. Прошел праздник осени, совместные посиделки с родителями, где дети вместе с мамами готовили блюда из овощей и фруктов. Прошла выставка поделок из природного материала. Существенно пополнили словарный запас.

Перспективное планирование по теме проекта: «А что такое Осень?»

Образовательная область

Задачи

Содержание

 

1.Физическая культура

- совершенствовать технику основных видов движений и спортивных упражнений

- обогащать двигательный опыт детей и умение самостоятельно его использовать.

- формировать умения самостоятельно организовывать подвижные игры.

-

1. Утренняя разминка комплекс «Репка».

2. Физическое развитие: идём по кочкам, широкая речка, ОРУ с листочками.

3. Вечер досуга на тему: «Прогулка в осенний лес»

4. Пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Каша»

 

2. Здоровье

- формировать представления о пользе овощей и фруктов.

- учить одеваться по сезону на улицу и в помещении.

-поддерживать интерес к своему здоровью

1. Беседа «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу»

2. Схема одевания на прогулку.

3. Схема мытья рук.

3. Консультация с родителями «Прогулки осенью».

3. Безопасность

- знакомить с правилами поведения в природе: нельзя брать в рот растения, грибы.

1. Ситуативные беседы: о ядовитых грибах и растениях. Беседа на тему «Безопасность на участке»

2.Игра с мячом «Съедобное - не съедобное»

3.д/и «Вершки и корешки», «Кто больше знает».

Беседа с детьми

4.«Почему нельзя употреблять немытые овощи, фрукты?» 

4. Труд

- воспитывать интерес к труду взрослого.

- поддерживать желание помогать взрослым.

1. Убираем листья, палочки на площадке.

2. Посадим дерево.

3. Сбор семян и плодов.

4. Приготовление фруктового салата.

5.Пересадка комнатных растений.

6. Сбор гербария.

7. Рассматривание иллюстраций на тему: «Труд людей осенью».

 

 5. Познание

- учить детей обследовать предметы, упражнять в установлении сходства и различия между предметами.

- поддерживать желание строить (мастерить), что-то самостоятельно.

- обращать внимание детей на красоту природы времён года, учить восхищаться, радоваться.

- формировать элементарные представления об осенних изменениях в природе: идёт дождь, похолодало, листья желтеют и падают, осенью собирают грибы, овощи, ягоды, фрукты

-Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и качества природных  материалов через проведение опытов.

Математика

- большой – маленький (капуста-помидор, яблоко-слива), много – мало; длинный – короткий.

- форма (круг), цвет (красный, жёлтый, зелёный)

Познаю мир.

-наблюдение за природными явлениями природы: дождь, листопад, ветер, заморозки, туман.

- наблюдение за не живыми объектами, явлениями окружающего мира;

- собираем и рассматриваем листочки, плоды.

- знакомство с овощами, фруктами, грибами;

- рассматривание картинок с изображением осени, овощей, фруктов, грибов.

- беседы «Подарки осени», «Овощи», «Фрукты», «Цветы осенью»,  «Ягоды», «Грибы», Осенний лес», «Поздняя осень», «Животный и растительный мир осеннего леса»;

- занятия «Жизнь природы осенью», «Как заполнять календарь природы?», «Овощи и фрукты на нашем столе», «Как звери готовятся к зиме? Как зимует лягушка?» «Как зимуют растения?»

- поход в осенний парк.

- цикл наблюдений: Как распространяются семена растений и для чего они нужны? «Что цветет на нашем участке в начале сентября?», «Какие они- цветущие растения?», «Кто помогал цветам расти?», «Что было сначала, что будет потом?», «Соберем семена садовых цветов. «Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?», «Чем отличается ель от других деревьев осенью?», «Почему осенью птицы прилетают к жилищам людей?», «Почему исчезли насекомые, а многие птицы улетели а юг?

Исследовательская, деятельность :

- рассматривание и сравнение овощей /фруктов/(по форме, размеру, длине, вкусу)плодов и семян растений.

Опыт: продлим растению жизнь, пересадка растения в группу.

Опыт с овощами «Тонет, не тонет».

6. Коммуникация

- учить определять время года по природным явлениям,

- дать обобщённое понятие о системе приспособительных особенностей  растений и животных  к сезонным изменениям природы.

- развивать речь-доказательство.

- формировать желание делать совместные поделки из природного материала.

- развивать любознательность и желание самим методом исследовательских действий найти ответы на интересующие их вопросы.

1. Рассказы воспитателя об осени, грибах, овощах и фруктах.

2. Загадывание загадок про овощи, грибы и фрукты.

3. Составление описательных рассказов об овощах, грибах и фруктах.

4. Целевая прогулка: определение времени года, погоды, явления природы (расскажи, что ты видишь?)

5. Дидактическая игра «Какое это растение?», Дидактическая игра «Узнаю деревце», Дидактическая игра «Сравни»,  Дидактическая игра «Посмотри и расскажи»,  игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем» ,  дидактическая игра «Почему так называют осень?» ,  Дидактическая игра «Щедрая осень».

7.Чтение художественной литературы

- формирование понимания того, что из книг можно узнать много интересного,

- приобщать детей к рассматриванию иллюстраций в книге,

- приучать детей задавать вопросы, отвечать на вопрос

Чтение народных песенок, сказок, «Вершки и корешки», стихов.

Чтение произведений русских поэтов об осени Пушкина, Бальмонта,

Ю.Тувим «Овощи».

А. А. Форощук Н. Е. Форощук Н. Е. «Растения  осенью», «Птицы осенью», «Звери осенью», «Домашние животные осенью», «Труд людей осенью»

Художник-Осень. Г. Скребицкий , Ушинский «Четыре желания»

Развивающая среда

Формировать умение совместно со взрослым изготовить трафареты листьев, грибов и овощей.

Формировать желание самостоятельно или при помощи воспитателя сделать книжки-самоделки  на тему: «Осень», «Грибы», «Овощи», «Ягоды», «Цветы»

Подобрать открытки на тему: «Растения луга, сада, леса осенью»

Совместно с детьми сделать альбом для рассматривания «Осень»

Иллюстрации по теме «Осень», «Подготовка животных к зиме»

Работа с родителями

Предложить родителям составление гербария из осенних листьев,  подобрать иллюстраций, открытки, фото, загадки, поговорки об осени. Предложить родителям организовать выставку поделок из природного материала.

Провести  вечер досуга« Осенние посиделки» (совместное изготовление блюд из овощей и фруктов).

Дать рекомендации по темам:

- «Наш выходной. Мама, папа и я – дружная семья» ( экскурсия в осенний сад, в городской парк, сквер, в лес).

 «Знакомим детей с осенними месяцами», «Как одеть ребенка осенью на прогулку?»

Формы организации проекта:

  • Познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
  • Экскурсии;
  • Дидактические игры 
  • Трудовая деятельность детей.
  • Экологические  викторины.

Методы проекта:

  • исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;
  • самостоятельное наблюдение;
  • коллективное наблюдение;
  • наглядные: театральное представление, тактильно–мышечная наглядность;
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;
  • технология моделирования;
  • слушание музыки.
  • Рассматривание  репродукций художников.

Ресурсное обеспечение проекта

Уголок природы в группе, природное окружение на участке детского сада, в парке.

Методический инструментарий.

Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, посуда для экспериментов, колбы, горшочки, баночки, песочные часы, часы, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово – огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

Наглядный материал:

- осенние листья, осенние  букеты живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов, натуральные овощи и фрукты и муляжи;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по экологии;

- алгоритмы с правилами поведения в природе;

- альбом « легенда о цветке»;

     - оснащение природным и бросовым материалом;

     - алгоритмы по теме: «Осень»;

     - иллюстрации «Подготовка диких животных к зиме»;

     - ковралин с изображением осеннего сезона;

На подготовительном этапе работы необходимо:

  1. определить формы и методы исследования;
  2. провести предварительную работу с педагогами ГБДОУ, родителями и детьми;
  3. выбрать необходимые для проекта оборудование и материалы.

В ходе реализации проекта предполагается использование следующих форм и методов работы:

  • Самостоятельное наблюдение;
  • Коллективное наблюдение;
  • Уход за цветами;
  • Экспериментирование;
  • Трудовая деятельность детей.

Предварительная работа с педагогами:

проведение семинара для педагогов ГБДОУ, на котором подробно будет представлена информация о проекте с описанием целей, задач и хода реализации проекта.

Предварительная работа с родителями:

Проведение родительского собрания с целью информирования родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми. Также родителям вместе с детьми дома необходимо выполнить домашнее задание:

  1. Провести беседу с детьми об осени, сделать гербарий листьев и цветов, собрать природный материал и сделать из него поделки.
  2. Провести вечер досуга «Осенние посиделки».

Предварительная работа с детьми:

  1. Проведение беседы на тему «Что мы знаем об осени?».
  2. Чем полезны овощи и фрукты?
  3. Выбор объекта исследования. Выбор имени объекту исследования.
  4. Подготовка личных папок детей: «Какой я вижу осень?» для фиксации результатов исследований.

Подготовительный этап:

- выявление уровня развития по данному разделу с помощью вводной презентации, опросов, бесед;

- составление списка информационных источников: справочников, энциклопедий, художественной литературы;

- подготовка необходимых печатных материалов: буклетов (информирование родителей об участии детей в проекте, вовлечение детей в проект);

- подборка закладок для необходимых Интернет – ресурсов, сохранение ссылок;

- определение времени для работы над проектом;

- получение согласия родителей на участие их детей в проекте;

Заключительный этап:

- размещение информации о проекте и его результатах;

- выражение благодарности всем, кто помогал в проведении проекта;

- представление презентации проекта на педагогическом совете в детском саду;

- распространение детьми опыта среди дошкольников младшего возраста;

                                          Приложение к проекту

 Растения  осенью 
Основное изменение в неживой природе —
похолодание — влечет за собой изменения в живой природе.
С приходом осени листья растений меняют окраску. Деревья подготавливаются к зимним холодам. Желтеют листья клена, березы, осины. Краснеют листья рябины, вишни, черемухи. Становятся бронзовыми листья дуба. Старые деревья меняют окраску листьев раньше, чем молодые.
Постепенно начинается
листопад. Раньше других деревьев сбрасывают листья липы и старые тополя. Затем опадают листья кленов и рябин. До глубокой осени сохраняются листья сирени и березы, а листья некоторых дубов не опадают даже зимой.
Желтеет и вянет трава. Только кое-где цветут ромашка, чистотел, подорожник, фиалка, клевер. Все чаще небо заволакивают темные тучи. Все чаще идет мелкий моросящий дождь. В дождливые дни небо кажется серым и низким. В реках, озерах и прудах вода становится холодней. Над водоемами часто поднимается туман.

                        Птицы осенью
Летом птицы не голодают. Но осенью жучки, бабочки, мошки и комары прячутся в щелочках, трещинах стен, под корой деревьев. Муравьи закрывают все входы в муравейниках и готовятся к зимнему сну.
Уже в начале осени увядают растения, уменьшается количество плодов и семян. Спасаясь от голода и холода, многие птицы готовятся к отлету в теплые края.
Первыми улетают певчие птицы, которые питаются, в основном, насекомыми. Это кукушки, соловьи, иволги, ласточки, стрижи.
Собираются в стаи и улетают водоплавающие птицы — утки, гуси, кулики, лебеди.
Все птичьи стаи летят в те же знакомые теплые страны, куда улетали они зимовать в прошлые годы.
Вместе с птицами улетают на зиму в теплые края и многие насекомые. Перелеты совершают стрекозы, божьи коровки и некоторые виды бабочек.

                        Звери осенью
Звери тоже готовятся к зиме. Мыши полевки, кроты, хомяки, крысы вырыли зимние кладовые. Мыши и хомяки заполняют их зерном. В одной такой кладовой может оказаться до пяти килограммов зерна. Кроты и крысы носят с полей картофель, бобы, морковь, зерна и семена.
Белки развешивают на ветках деревьев грибы, а орешки и шишки прячут в гнезде. Одна белка запасает примерно 15 килограммов орехов, грибов и различных семян.
Еж готовит себе на зиму теплое уютное гнездо, в котором проспит всю зиму. Змеи, лягушки, жабы, улитки, ящерицы спрятались в укромных местах.
Барсуки запасают семена и корни растений, высушенных лягушек, желуди. У многих зверей к зиме отрастает пушистая, густая шерсть. Ежи, барсуки, медведи откладывают под кожей много жира. Осенью барсуки увеличивают свой вес до шести килограммов. Жир для этих животных — зимний запас пищи.
В середине осени у зайцев, белок, песцов изменяется окраска меха. У зайца она становится белой, у белки — серой, а у песца серо-голубой. Такие изменения окраски и густоты меха называются
линькой.
Многие звери и птицы могут найти пищу зимой  — это лисы, волки, зайцы, лоси, сороки, вороны, воробьи. Они активны в любое время года.

                Домашние животные осенью
Домашние животные осенью продолжают пастись на пастбищах, но с приходом холодов и дождей их переводят в специальные помещения и дают подкормку — силос, сенаж, солому.
Домашним животным нужен особый уход. Они боятся сквозняков, поэтому все щели в коровниках и свинарниках тщательно закрывают. Помещения изнутри белят известью. Это делает их более светлым и уютным, и, кроме того, известь убивает болезнетворные бактерии.

                        Труд людей осенью
Осенью продолжается уборка урожая. Хлеба убирают специальными машинами — комбайнами.
Осенью убирают картофель, капусту, морковь, свеклу.
Земледельцы знают, как важно на убранное поле внести удобрения. Затем поле вспахивается.
Зимой вспаханная почва хорошо промерзнет, в ней погибнут семена сорняков и вредные насекомые, спрятавшиеся на зиму.
Но осень не только пора сбора урожая. На вспаханные поля высевают семена ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.
В городских парках и скверах осенью тоже много работы. В это время высаживают молодые деревья и кустарники. Нижнюю часть деревьев красят известью, чтобы обезвредить насекомых. Побеленные стволы деревьев не будут грызть зайцы.
Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают. Это помогает деревьям перенести зимние морозы и дать на будущий год хороший урожай.

                                                                А. А. Форощук
                                                                Н. Е. Форощук

                                       Художник-Осень

Для своей работы взяла Художник-Осень самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну. Стоит посреди неё столетний дуб-богатырь, стоит, густой  листвой потряхивает. «Могучего богатыря нужно в медную кованую броню одеть». Так вот и обрядила она старика.

Глядит, а неподалёку, с краю поляны, густые развесистые липы в кружок собрались, ветви вниз опустили. «Им больше всего подойдёт тяжёлый убор из золотой парчи».

Все деревья и далее кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё ярче, ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе.

Отправилась Осень из леса в поля и в луга. Убрала с полей золотых хлеба, а в лугах душистые копны сена сметала в высокие, словно башни, стога.
Опустели поля и луга, ещё шире, просторнее стали. И потянулись над ними в осеннем небе косяки перелётных птиц...

                                                                                        По Г. Скребицкому


Дидактические игры

Дидактическая игра «Какое это растение?» 
Малыши на основе предварительной беседы с педагогом и своих наблюдений отвечают на вопросы, называя нужное растение.

Листочек какого растения прикладывают к ране, чтобы она быстрее зажила? (Подорожника)
У какого лекарственного растения семена летают? (
У одуванчика)
Отваром какого растения излечивают простуду? (
Ромашки)
В каком растении семена находятся в длинных колосках?  (
У подорожника)
Цветок какого  лекарственного растения имеет бело-желтую окраску? (
У ромашки)
Листья какого растения используют весной для приготовления витаминных салатов? (
Одуванчика)


Дидактическая игра «Узнаю деревце»

Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (
Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (
Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (
Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (
С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (
Ель, сосна)


Дидактическая игра «Сравни»
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как ... (
Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как ... (
Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как ... (
Красивая девушка, красавица, царевна)
В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (
Калинонька)
Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.


Дидактическая игра «Посмотри и расскажи»
Малыши описывают особенности погоды и природы с помощью вопросов.
Какое сегодня небо? (
Ясное, высокое, голубое, яркое)
Какие по нему плывут облака? (
Маленькие, белоснежные, пушистые, похожие на шарики ваты)
Какое солнышко в небе? (
Ясное, лучистое, осеннее)
Хотя и осень, но как сегодня светит? (
Ласково, нежно, хорошо)
Есть ли ветер на улице? Какой он? (
Легкий, едва заметный, теплый)
В о с п и т а т е л ь. Еще недавно осенним  днем  можно было встретить бабочку, муху, жука, паучка или пчелу. Попробуйте сейчас найти кого-то из насекомых. (
Дети выполняют предложенное задание) Удалось ли вам сделать это? (Нет) Почему? Где сейчас делись все насекомые? (Они попрятались от холодов и заснули до весны). Правильно, молодцы.
В это  время гораздо меньше и птиц в наших лесах и парках. Осенью улетают на юг все перелетные птицы, а остаются только зимующие.


Дидактическая игра «Все вокруг рассматриваем - о поздней осени рассказываем» 
Малыши, опираясь на наблюдения и вопросы взрослого, рассказывают о приметах поздней осени.
Как выглядят сейчас деревья? (
Почти со всех деревьев облетели листья, они стоят голые, черные, и грустные)
Вдохните воздух, дети. Какой он? (
Влажный, холодный)
Какой дует ветер? (
Сырой, холодный, осенний)
Что случилось с травкой? (
Она вся засохла, пожелтела, покрылась опавшей листвой)
Какое небо? (
Серое, мрачное, низкое, темное)


Дидактическая игра «Почему так называют осень?»
Воспитатель побуждает малышей подумать и ответить на вопросы.
Почему осень называют красочной? (
Осень приносит в природу много ярких красок)
Почему осень называют золотой? (
Осенью большинство листочков на деревьях и кустах меняют свой цвет на желтый, золотистый)
Почему осень называют волшебницей? (
Природа меняется, становится очень красивой, как в волшебной сказке)


Дидактическая игра «Щедрая осень» 
Малыши отвечают на вопросы педагога.
Какие осенние дары можно принести из сада? (
Фрукты: яблоки, груши, сливы)
Урожай каких даров осени собирают на огородах? (
Овощи: картофель, свекла, морковь, капусту, фасоль)
Что собирают осенью в поле? (
Зерновые культуры: кукурузу, подсолнечник)
Какие подарки можно найти, посетив осенний лес? (
Грибы, орехи, ягоды)

Работа с родителями

Тема: «Осень. Лиственные деревья».

Отгадать загадку: «Пусты поля, мокнет земля, день убывает, когда это бывает?»

Родителям рекомендуется:

-   рассказать ребёнку об осени, о том, какие изменения происходят в природе;

-    рассмотреть картинки с изображением ранней и поздней осени, при этом обратить особое внимание на внешний вид и состояние деревьев: ранней осенью они покрыты разноцветной листвой, а поздней осенью стоят голые;

-    вместе с ребенком сравнить одежду людей ранней и поздней осенью;

-    обратить его внимание на то, как изменилась погода: дни стали длиннее или короче, стало теплее или холоднее на улице? Рассказать, куда и почему улетели птицы.

Задание 1. Выучить с ребёнком стихотворение:

Подарки осени.

Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки:

Бусы красные – рябине, фартук  розовый – осине,

Зонтик желтый – тополям, фрукты осень дарит нам.

Вопрос: Кому что дарит осень?

Задание 2. Выучить загадку.

Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки.   (дерево)

Задание 3. Дидактическая игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их?». Должны знать и называть части деревьев (ствол, корни, ветки, листья). Учиться образовывать прилагательные: лист березы - березовый, лист дуба - дубовый, лист клена - кленовый, лист осины - осиновый. Учиться правильно образовывать множественное число от слов: дерево, ствол, береза, дуб, рябина, тополь, осина, клен.

Задание 4. Нарисовать дерево ранней осенью и поздней осенью. (Чем они отличаются?)

Задание 5. «Расскажи, что ты наденешь осенью на прогулку, что возьмешь с собой для того, чтобы не промокнуть».



                                                                                             

                            Стихи по теме: «Осень»

                                                             Воробей    Владимир Степанов
                           Заглянула осень в сад - птицы улетели.
                           За окном с утра шуршат жёлтые метели.
                           Под ногами первый лёд крошится, ломается.
                           Воробей в саду вздохнёт, а запеть – стесняется.

                                                Осень   К. Бальмонт
                          Поспевает брусника,
                          Стали дни холоднее.
                          И от птичьего крика
                          В сердце только грустнее.

                          Стаи птиц улетают
                          Прочь за синее море.
                          Все деревья блистают
                          В разноцветном уборе.

                          Солнце реже смеётся,
                          Нет в цветах благовонья.
                          Скоро Осень проснётся
                          И заплачет спросонья.

                        ОСЕННЯЯ ПЕСЕНКА  Алексей Плещеев

                        Миновало лето,
                        Осень наступила.
                        На полях и в рощах
                        Пусто и уныло.

                        Птички улетели,
                        Стали дни короче,
                        Солнышка не видно,
                        Темны, темны ночи.

                                                       А. С. Пушкин 
                     Унылая пора! Очей очарованье!
                    Приятна мне твоя прощальная краса —
                    Люблю я пышное природы увяданье,
                    В багрец и в золото одетые леса,
                    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
                    И мглой волнистою покрыты небеса,
                    И редкий солнца луч, и первые морозы,
                    И отдаленные седой зимы угрозы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осени в младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)

Конспект интегрированного занятия на итоговую тему об осенив младшей группе. Тема: «Осенние краски» (для детей с ОНР)...

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?»

Тема недели: Краски осени Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: «Почему осень наступает?» Цель: продолжать давать детям представление о смене времен го...

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (18.09.17.-24.09.17) Группа: Разновозрастная (6мес- 3 года) Тема месяца: «Прощай лето, здравствуй осень!». Тема недели: «Осень – Сбор урожая, знак

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (18.09.17.-24.09.17)Группа: Разновозрастная (6мес- 3 года)        Тема месяца: «Прощай лето, здра...

Тема недели: Краски осень Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Осенний пейзаж» Тема: «Наша осень хороша»

Цель: Формирование у детей эстетических представлений об особенностях составления композиции осеннего пейзажа Задачи: Учить детей передавать в рисунке строение дерева - ствол (кистью, ветки разной дл...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы "Осень. Покров" Тема: "Хозяйка Осень."

В конспекте отражена работа с детьми подготовительной к школе группы по формированию лексико-грамматического строя речи на материале лексической темы  "Осень. Покров"  Определена ц...