Методические рекомендации по выявлению одаренных детей
методическая разработка на тему

Еремчукова Светлана Сергеевна
Методические рекомендации предназначены для педагогов,
заинтересованных в организации работы с одаренными детьми 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx228.24 КБ

Предварительный просмотр:

Номинация:                      «Педагог – воспитатель»

Жанр:                              Методические рекомендации

Название работы: Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений.

Содержание

Введение………………………………………………………………3

  1. Виды одаренности в дошкольном возрасте……………….4

  1. Возрастные особенности проявления одаренности у дошкольников ………………………………………………6
  1. Система диагностики одаренности ребенка в условиях ДОУ..7

  1. Психодиагностический комплекс, используемый для выявления одаренности детей………………………..8

Заключение………………………………………………………40

Приложения……………………………………………………..41

Введение

    В настоящее время проблема развития одаренных и талантливых детей все шире привлекает внимание психологов и педагогов. Создан Всемирный совет по таланту и одаренности детей, в состав которого входят представители 23 государств. 55 стран объединены во Всемирный совет по одаренным и талантливым детям. Основные задачи Совета — изучение одаренных и талантливых детей и создание специальных программ по их развитию.

Если еще 10 — 15 лет назад о детской одаренности чаще всего говорилось в связи с выдающимися успехами ребенка в какой-нибудь определенной сфере — в музыке, спорте, балете, то теперь уже никого не смущают слова об интеллектуальной и творческой одаренности. Несмотря на то, что в мировой психологии и педагогике накоплен существенный опыт по изучению одаренных детей и работе с ними, остается определенный ряд вопросов, которые еще требуют поиска ответов на них. Прежде всего, это вопросы о ранней детской одаренности, которая выявляется у детей дошкольного возраста . Что такое детская одаренность?   В отношении дошкольного возраста при рассмотрении проблемы одаренности наиболее продуктивны и важны идеи о творчестве как универсальном механизме развития психики (С.Л. Рубинштейн, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, П. Торренс); о значимости и самоценности дошкольного периода детства (Л.С. Выготский, А.А. Люблинская, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисицина, Л.А. Венгер).

Согласно «Рабочей концепции одаренности» (1998, 2003) , разработанной в рамках федеральной целевой программы «Одаренные дети»,  одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.

Виды одаренности в дошкольном возрасте.

Ребенок имеет музыкальный талант, если:

- любит музыку, всегда стремится туда, где можно ее послушать; быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко запоминает; сочиняет мелодии; научился или учится играть на каком-либо музыкальном инструменте; если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение.

Ребенок имеет творческие (художественные) способности, если:

- с ранних лет проявляет склонность к рисованию или музыке; в свободное время охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски; не находя слов или «захлебываясь» ими, прибегает к рисунку или лепке, чтобы выразить свои чувства или настроение;  стремится создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение (украшение для дома, одежды или что-нибудь подобное);  серьезно относится к произведениям искусства, становится вдумчивым и серьезным, когда его внимание привлекает какое-либо произведение искусства или пейзаж;  не робеет высказать собственное мнение даже о классических произведениях, причем может даже попробовать критиковать их, приводя вполне разумные доводы.

Ребенок имеет литературный талант, если:

- любит фантазировать или импровизировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;  рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль; выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета (изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными, очеловеченными); любит, уединившись, сочинять рассказы, стихи, сказки.

Ребенок имеет артистический талант, если:

- часто, когда ему не хватает слов, он выражает свои чувства мимикой, жестами, движениями; стремится вызвать эмоциональные реакции у других, когда с увлечением о чем-то рассказывает; меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает, кроме того, с легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы, выражения; пластичен и обладает способностью передавать эмоциональные образы средствами двигательной выразительности;  с большим желанием выступает перед аудиторией, причем стремится, чтобы его зрителями были взрослые.

Дети, имеющие спортивный талант:

- предпочитают книгам и спокойным развлечениям игры, беготню, соревнования;  физически развиты, энергичны и все время хотят двигаться;  смелы и не боятся синяков и шишек; почти всегда берут верх в потасовках или выигрывают в какой- нибудь спортивной игре; двигаются легко, пластично, грациозно; обладают высокой координацией движений; ловко управляются с коньками и лыжами, мячами и клюшками; неважно, интересуются ли они многими видами спорта или каким- нибудь одним, но у них есть свой герой-спортсмен, которому они подражают.

Дети с преимущественным преобладанием контактности, потребности в общении и лидерстве отличаются: 

- инициативностью;  высокими организаторскими способностями;  их обычно легко выбирают на главные роли в играх и занятиях, они уверенно чувствуют себя среди сверстников и взрослых.

 У ребенка отмечают технические способности, если он: 

-интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;  любит и умеет рисовать («видит») чертежи и эскизы механизмов;  сам «докапывается» до причин неисправностей и «капризов» механизмов и аппаратуры, любит «загадочные» поломки или сбои в работе механизмов, способен чинить испорченные приборы и механизмы; может использовать старые детали для создания новых игрушек, приборов, поделок, находит оригинальные решения;  любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру; интересуется специальной, даже взрослой технической литературой.

Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

Возрастные особенности проявления одаренности у дошкольников

Для одаренных детей на ранних этапах развития (до 2-3 лет) характерна высокая сензитивность (чувствительность) к новизне ситуации, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение и т.д. У детей проявляется познавательная потребность – потребность в новых впечатлениях – оказывается сильнее физиологических потребностей во сне, пище и пр. Особенность познавательной потребности состоит и в том, что она не насыщаема, это обусловливает постоянное проявление широкой любознательности ко всему новому для ребенка. К 3-5 годам первичная исследовательская активность преобразуется в более высокие ее формы и проявляется в самостоятельной постановке вопросов и проблем по отношению к новому, неизвестному. У одаренных детей трудно выделить «возраст вопросов» (период, когда дети начинают задавать много вопросов, для обычных детей длится от 2,5 до 3,5 лет), потому что их вопросы появляются почти с самого начала активного говорения, и их количество так резко не уменьшается, как у их сверстников в 3-4 года. Вопросы одаренных детей более глубоки по содержанию, шире по тематике. У одаренных значительно раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства речевого общения, познания мира в необходимое звено самостоятельного мышления. Пытливые дети уже к 5 годам пытаются найти ответы самостоятельно: находя и читая соответствующую литературу, наблюдая, пробуя экспериментировать. С 5-6 лет возросший уровень познавательной – исследовательской активности позволяет ставить интересующие ребенка проблемы, вопросы и осуществлять самостоятельный поиск решений. Многолетние исследования Н.С. Лейтеса выявили, что наиболее ранние признаки одаренности проявляются в музыке и художественном творчестве. До 2-3 лет познавательная активность выражается в форме восприятия музыки. В 3-4 года резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по «извлечению» звуков. Первоначально ребенок имитирует манеру пения, игры на музыкальных инструментах. В 5-6 лет явно проявляется музыкальное творчество. Раскрывается художественная одаренность. Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений проявляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать. Кроме музыкально-художественных рано проявляют себя способности к математике.

Некоторые одаренные дети уже в 3-4 года увлеченно играют с числами, сначала с радостью отыскивая их на вывесках домов, на страницах книг и журналов, на ценниках в магазинах, потом пробуя составлять разные, новые комбинации.

В образовательном учреждении педагоги должны своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, и проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.

Система диагностики одаренности ребенка в условиях ДОУ.

1этап – групповое обследование детей с помощью стандартизированных методик на основе системы мониторинга примерной основной образовательной программы ДОУ и отбор группы детей показавших результаты высокие и выше среднего.

2 этап – анализ результатов аналитических наблюдений воспитателей (заполнение «Карту выявления одаренных детей») и анкетирования родителей ребенка. По оценке взрослых выделяются одаренные дети.

3 этап – организуется индивидуальное обследование одаренных детей с помощью бесед, интервью, диагностических анкет, тестов. Уточняется желание и интерес ребенка к определенной деятельности.

Участниками образовательного процесса по выявлению одаренных детей являются:

- Заведующий ДОУ

 –Воспитатели

 - Музыкальный руководитель

- Инструктор по физкультуре

- Педагог-психолог

- Родители

С целью выявления детских способностей в детском саду должны использоваться формы работы, в которых проявляется детская одаренность:

- конкурсы-выставки детского творчества разной тематики;

- выставки самостоятельных творческих работ детей;

- музыкальные шоу («Минута славы», концерты);

- спортивные соревнования по разным видам спорта;

- конкурсы чтецов;

-  занимательные викторины;

- интеллектуальные игры;

- городские, областные конкурсы детского творчества;

- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;

- создание детских портфолио.

Условия успешной работы по выявлению и поддержке одаренных детей. - Осознание важности этой работы каждым членом коллектива.

- Создание и постоянное совершенствование методической системы по выявлению одаренных детей.

Психодиагностический комплекс, используемый для выявления одаренности детей

1.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. 

Ниже перечислены 10 сфер, в которых ребёнок может проявлять свои таланты, и приведены их характеристики. Дайте оценку в баллах каждой из указанных характеристик. Если какая-то характеристика присуща ребёнку в наивысшей степени, ставьте 5 баллов, если они выше средней – 4 и так далее. Оценка 2 балла – самая низкая. Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой «области» таланта. Общее количество набранных баллов внутри одной области (например «интеллектуальная способность») разделите на количество вопросов (в этой области их 12) и полученное число запишите в тетрадь. Усреднённые результаты по всем областям сравните между собой. Выделите 3-4 наивысших показателя, и, ориентируясь на них, стремитесь создавать условия для развития способностей.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов помогут Вам в анализе его поведения, умственного и физического развития. Известны случаи, когда у одарённого ребёнка наблюдается «западение» какой-либо одной способности (например, литературно одаренный ребёнок совершенно не хочет иметь дело с техникой). Бывает и обратная картина, когда значительно выше среднего результаты по всем пунктам. Одного ребёнка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, инструктор по физической культуре.

I. Интеллектуальная сфера

1. Высокая познавательная активность, мобильность.

2. Быстрота и точность выполнения умственных операций.

3. Устойчивость внимания.

4. Оперативная память – быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

6. Богатство активного словаря.

7. Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения.

8. Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

9. Развитость творческого мышления и воображения.

10. Владение основными компонентами умения учиться.

11. Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития.

12. Возможность предвосхищения результата деятельности.

II. Сфера академических достижений

1. Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

2. Повышенный интерес к вычислениям, математическим отношениям.

3. Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

4. Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

5. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

6. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год – два.

7. Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

8. Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

9. Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

10. Пытается выяснить причины и смысл событий.

11. Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

12. Любит обсуждать научные события, изобретения, Часто задумывается об этом.

III. Творчество 

1. Высокая продуктивность по множеству разных вещей.

2. Изобретательность в использовании материалов и идей.

3. Склонность к завершенности и точности в занятиях.

4. Задает много вопросов по интересующему его предмету.

5. Любит рисовать.

6. Проявляет тонкое чувство юмора.

7. Не боится быть таким, как все.

8. Склонен к фантазиям, к игре.

IV. Литературные сферы 

1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.

2. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

4. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

5. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

7. Любит писать рассказы или статьи.

8. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

V. Артистическая сфера 

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

4. Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда имеет возможность разыграть какую- либо драматическую сцену.

5. Передает чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

7. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

VI. Музыкальная сфера 

1. Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

2. Хорошо поет.

3. В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Может петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

VII. Техническая сфера

1. Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

3. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

5. Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

6. Любит рисовать чертежи механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов и машин.

VIII. Двигательная сфера 

1. Тонкость и точность моторики.

2. Развитая двигательно-моторная координация.

3. Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

4. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

5. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

6. В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т.д.).

 IX. Сфера художественных достижений 

1. Проявляет большой интерес к визуальной информации.

2. Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

3. Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

4. Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

 5. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т.д.).

6. Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

7. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 8. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

9. Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

10. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

X. Общение и лидерство 

1. Легко приспосабливается к новой ситуации.

2. Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

3. Высокая общительность с окружающими.

4. Стремится к доминированию среди сверстников.

5. Сверстники обращаются за советом

2.Методика оценки общей одарённости, разработанная А.И. Савенковым, адресована родителям. Её задача – оценка общей одарённости ребёнка его родителями. Результат будет более объективен, если баллы независимо друг от друга поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

Инструкция         

Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одарённых детей. Внимательно изучите их и дайте оценку Вашему ребёнку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой: 5 – оцениваемое свойство развито хорошо, чётко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения 4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко 3 – оцениваемое и противоположное свойства выражены нечётко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга 2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому 1 – чётко выражено и часто проявляется свойство, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности 0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарён ребёнок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.

Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. Познание начинается с удивления тому, что обыденно (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают – важная характеристика творчески мыслящего человека. Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.

Способность к прогнозированию. Способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления. Выявляется при решении учебных задач, распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования не отдалённых во времени последствий относительно элементарных событий до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас – результат и критерий развития умственных способностей ребёнка. Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) «строить» сложные синтаксические конструкции, в придумывании новых слов для обозначения новых, введённых детьми понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке. Способность к оценке – прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей. Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность. Способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности. Проявляется в поведении ребёнка, в играх и самых разных видах деятельности. Способность рассуждать и мыслить логически. Способность к анализу, синтезу, классификации явлений, событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли. Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремлённость). Способность и стремление упорно двигаться кнамеченной цели. Умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на помехи. Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребёнка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм). Стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям. Проявляется в том, что ребёнок не успокаивается до тех пор, пока не доведёт свою работу до самого высокого уровня.

Обработка результатов Отметки внесите в таблицу. 

Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребёнка.

№п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат – правильный девятиугольник. Но у реального ребёнка при объективной оценке обычно получается «звёздочка» сложной конфигурации

                                               

Этот график даёт наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

3. Для выявления литературной одаренности ребенка используется методика  экспертных оценок А.А. Лосева.

Эта методика проводится на основе наблюдений за ребенком

Критерии оценки

ФИ детей

  1. Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

  1. Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

  1. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

  1. Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

  1. Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

  1. Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

  1. Любит сочинять рассказы или сказки.

  1. Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

Средний бал

Если какая-то характеристика присуща ребенку:

в наивысшей степени – 5 баллов;

выше средней — 4 балла;

средней – 3 балла;

низкой – 2 балла.

Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри данной «области» таланта. Общее количество набранных баллов разделите на количество вопросов и полученное число запишите в бланк.

4.Для выявления интеллектуальной одаренности ребенка используется  интеллектуальная шкала Стенфорд-Бине (для детей от 2 лет)

Тест Стэнфорд-Бине позволяет наблюдать методы интеллектуальной работы испытуемого, его подход к проблеме и другие качественные аспекты выполнения заданий. Экспериментатор может также судить о некоторых личностных качествах, таких как уровень активности, уверенность в себе, настойчивость, способность сосредоточиться. Конечно, любые качественные наблюдения во время проведения теста Стэнфорд-Бине необходимо фиксировать именно как наблюдения, но не интерпретировать тем же способом, что и объективные тестовые показатели. Ценность качественных наблюдений зависит от умения, опыта и психологического чутья психолога.

В тесте Стэнфорд-Бине ни один испытуемый не проверяется на выполнение всех заданий. Индивиду предъявляются только те задания, которые соответствуют его интеллектуальному уровню. Обычно для проведения тестирования маленьких детей требуется 30–40 минут.

Если обследуемый ребенок справляется со всеми предложенными заданиями для детей трехлетнего возраста, то этот уровень его развития называется базовым возрастом.

Тестирование продолжается по возрастающей (для четырех лет, пяти лет) до тех пор, пока на каком-то уровне испытуемый во всех тестах ни начинает терпеть неудачу. Этот уровень называется потолочным возрастом. По достижении этого уровня тестирование заканчивается.

Задания обрабатываются по принципу «все или ничего». В инструкции к каждому тесту устанавливается тот минимальный уровень исполнения, с которого тест считается выполненным. Определенные тесты даются на разных возрастных уровнях, но критерии их выполнения для каждого уровня свои. Предъявляется такой тест лишь однажды, и его выполнение определяется по тому возрастному уровню, к которому отнесен ребенок. Задания, решенные или не решенные испытуемым, дают определенный разброс на соседние возрастные уровни. Не бывает такого, чтобы испытуемые решили все тесты своего или более низкого умственного возраста и потерпели неудачу во всех тестах выше их уровня. Кроме того, успешно решенные тесты распределяются по нескольким уровням от базового до потолочного возраста испытуемого. Умственный возраст индивида в шкалах Стэнфорд-Бине определяется принятием базового возраста и прибавлением к нему двух добавочных месяцев за каждый правильно решенный тест, находящийся выше этого уровня.

Содержание тестов

Для возраста 3 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Указать: нос, глаза, рот, волосы (норма – 3 ответа из 4).

2. Назвать: ключ, чашка, перочинный нож, часы, карандаш (3 из 5).

3. Назвать три предмета на каждой картинке (1 из 3; рис. 1–3):

а) «Мать и дочь»;

б) «На реке»;

в) «У почты».

4. Назвать свой пол («Скажи, ты мальчик или девочка?»).

 

6. Повторить фразу в 6–7 слогов (1 из 3):

а) «У нас есть котенок»;

б) «Петя дал мне игрушку»;

в) «Он любит читать книжки».

Дополнительный тест. Повторить 3 ряда цифр (1 из 3): 6-4-1; 3-5-2; 8-3-7.

Дополнительные тесты предлагаются только в виде исключения в тех случаях, когда почему-либо нельзя использовать тот или иной основной тест. Замена неправильно решенного основного теста дополнительным не допускается.

Для возраста 4 года (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

1. Сравнение линий. Предлагается 3 варианта (3 из 3): Какая линия длиннее, а какая короче?

___________________________________________________________

_________________________________________

2. Различие форм: круг_______ квадрат_________ треугольник_________

                           

3. Сосчитать 4 кубика (без ошибок).

4. Срисовать квадрат (1 из 3): 1 2 3.

5. Вопросы первой степени трудности «Что надо сделать?» (2 из 3):

а) Когда тебе захочется спать________________________;

б) Когда тебе холодно________________________;

в) Когда тебе захочется есть________________________.

6. Повторить 4 цифры (1 из 3): 4-7-3-9; 2-8-5-4; 7-2-6-1.

Дополнительный тест. Повторить фразу в 12–13 слогов (1 из 3 без ошибок или 2 раза с одной ошибкой в каждой фразе):

а) «Его зовут Максим. Он учится в школе»;

б) «Саша услышал свисток и увидел поезд»;

в) «Летом в лесу было много грибов и ягод».

Для возраста 5 лет (6 тестов, по одному на каждые 2 месяца)

  1. Сравнение тяжестей (2 из 3).

2. Назвать 4 цвета на кубиках (без ошибок): красный ________желтый _______синий _________зеленый_______.

3. Эстетическое сравнение. «Какие люди тебе больше нравятся в каждой паре?» (без ошибок):

Верхняя пара ________Средняя пара ___________Нижняя пара_______.

4. Для чего используются следующие предметы (4 из 6)?

Стул______________? Кукла______________?

Автомобиль______________? Карандаш______________?

Вилка______________? Стол______________?

5. Складывание прямоугольника из двух треугольников (2 из 3; 1 минута на каждое выполнение):

6. «Запомни и выполни три поручения» (без ошибок): Положить ключ на стол.

Закрыть дверь______________. Дать коробочку______________

Дополнительный тест. Назвать свой возраст.

5. Выявление креативно одаренных детей (построено на основе методики Савенкова А.И. «Интеллектуальный портрет»).

Критерии одаренности

Методика диагностирования

1. Оригинальность мышления - способность выдвигать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от широко известных, общепринятых, банальных.
Проявляется в мышлении и поведении ребенка, в общении со сверстниками и взрослыми, во всех видах его деятельности (ярко выражена в характере и тематике самостоятельных рисунков, сочинении историй, конструировании и др.).

Игра «Теремок»

Каждый ребенок получает свой рисунок и играет за нарисованный объект. Ведущий, выбирает одного из детей хозяином теремка, а остальные по очереди подходят к теремку. Диалог: Тук, тук, кто в теремочке живет? - Я, (называет себя, например, гитара). А ты кто? - А я - (называет себя, например, - яблоко). Пустишь меня в теремок? - Если скажешь, чем ты на меня похож, то пущу. Гость должен сравнить оба рисунка, выявить общие признаки и назвать их. Например, и у гитары и у яблока есть палочка. После этого гость заходит в теремок, а к хозяину обращается следующий участник игры. И так, пока все не зайдут в теремок. Если кто-то не сможет ответить хозяину, остальные дети могут помочь.  

Игра «Дразнилка» 

На столе разложены картинки с отгадками. Не произнося настоящих названий картинок,  дать шуточные имена-дразнилки: Смотрелки, плакалки, моргалки, подмигивалки и др.- … глаза  Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка - … лошадка. Забивалка, ударялка, стучалка - … молоток. Разгадав загадку, игроки стараются как можно скорее поставить пальчики на соответствующую картинку. Можно поменяться ролями, дети сами придумывают и загадывают загадки, а родители должны угадать, о чём идёт речь.

2. Гибкость мышления - способность быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить (в мышлении и поведении) от явлений одного класса к другим, часто далеким по содержанию.
Проявляется в умении находить альтернативные стратегии решения проблем, оперативно менять направление поиска решения проблемы.

Сказочная задача «Как перенести воду в решете?». 

Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед ) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.  

Игра:  «Предложи выход из ситуации». 

Маше на день рождение друзья подарили энциклопедию «Животный мир», мама подарила такую же энциклопедию, бабушка подарила такую же энциклопедию. Предложи Маше, что с ними.

3. Продуктивность, или беглость, мышления обычно рассматривается как способность к генерированию большого числа идей.
Проявляется и может оцениваться по количеству вариантов решения разнообразных проблем и продуктов деятельности (проекты, рисунки, сочинения и др.).

Игра «Как использовать предмет?»

Перечислить как можно больше необычных способов использования предмета. Ход игры:  Газета используется для чтения. Ты же можешь придумать другие способы ее использования. Что из нее можно сделать? Как ее можно еще использовать?

4. Способность к анализу и синтезу. Анализ - линейная, последовательная, логически точная обработка информации, предполагающая ее разложение на составляющие. Синтез, напротив, - ее синхронизация, объединение в единую структуру.
Наиболее ярко эта способность проявляется при решении логических задач и проблем и может быть выявлена практически в любом виде деятельности ребенка.

Игра «Внутри – снаружи». 

Решение задач развивающих логическое и пространственное мышление. Ход игры: предлагается ребенку рассмотреть задания с карточками и ответить на вопросы. Внутри каждой предложенной фигуры располагается какой-нибудь предмет. Необходимо определить его местонахождение, правильно ответив на вопросы.

5. Классификация и категоризация - психические процессы, имеющие решающее значение при структурировании новой информации, предполагающие объединение единичных объектов в классы, группы, категории.
Проявляется, кроме специальных логических задач, в самых разных видах деятельности ребенка, например, в стремлении к коллекционированию, систематизации добываемых материалов.

Игра« Круглые предметы». 

Предлагается найти предметы определенной формы в окружающих предметах.

Игра «Случайные предметы» (находить лишний предмет в однородной группе).

Предложить ребенку рассмотреть предметы, изображенные на карточке и сказать, что из них лишнее.

6. Высокая концентрация внимания выражается обычно в двух основных особенностях психики: высокой степени погруженности в задачу и возможности успешной «настройки» (даже при наличии помех) на восприятие информации, относящейся к выбранной цели.
Проявляется в склонности к сложным и сравнительно долговременным занятиям (другой полюс характеризуется «низким порогом отключения», что выражается в быстрой утомляемости, в неспособности долго заниматься одним делом).

Упражнение «Отдели цифры, буквы».

(умение концентрировать внимание на выполнении поставленной задачи).

   Предлагается ребенку внимательно рассмотреть таблицу. В ней изображены буквы и абстрактные значки. Ребенок должен вычеркнуть из таблицы все, что не является буквами.

7. Память - способность ребенка запоминать факты, события, абстрактные символы, различные знаки - важнейший индикатор одаренности. Однако следует иметь в виду, что преимущество в творчестве имеет не тот, у кого больше объем памяти, а тот, кто способен оперативно извлечь из памяти нужную информацию.
Проявление различных видов памяти (долговременная и кратковременная, смысловая и механическая, образная и символическая и др.) несложно обнаружить в процессе общения с ребенком.

Игра  «Посмотри и запомни» ( запоминать пары «Предмет – символ»).

  Ребенок рассматривает иллюстрацию и старается обнаружить сходство между предметами и животными на левой стороне карточек и символами справа.

   Дается время (20 – 30 сек.) на запоминаниеЗатем картинки перемешиваются, нужно вернуть каждой карточке потерявшуюся половинку т.е. найти изображение предмета и соответствующий символ.

Шкала оценки результатов исследования креативного мышления у ребенка

Баллы

Оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения

5

Свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом противоположное ему свойство проявляется очень редко

4

Оцениваемое и противоположное свойства личности в поведении и деятельности уравновешивают друг друга

3

 Более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому

2

 Четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности

1

 Сведений для оценки данного качества нет (не имею).

0

Сводная таблица по результатам исследований

Критерии оценки

Фамилии, имена детей

1. Оригинальность мышления

2. Гибкость мышления

3. Продуктивность,

4. Способность к анализу и синтезу.

5. Классификация и категоризация - психические процессы,

6. Высокая концентрация внимания

7. Память

Средний балл

6. Для выявления творческих способностей одаренных детей используется тест «Незаконченный рисунок».

Коломенский Я.Л. и Панько Е. А. предлагают в качестве исходного шаблона использовать 10 окружностей, расположенных в два ряда друг под другом на листе А4.

Материалы: лист А4 со следующим шаблоном: Карандаши цветные и простой, ластик.

Инструкция: « Незнайка начал рисовать и забыл закончить рисунок. Давайте поможем ему дорисовать, когда закончите, придумаете своему рисунку название, я его подпишу.»

Оценивание: задание оценивается по следующим показателям:

Беглость - количество задействованных элементов.

 Разработанность - количество значимых деталей.

Оригинальность.
0 б. - ребенок не дорисовывает шаблон, а рисует рядом что-то свое.
1 б. - Ребенок дорисовывает фигуру так, что получается изображение отдельного предмета, но изображение контурное, лишено деталей.
2 б. - изображен объект, но с разнообразными деталями.
3 б. - изображен отдельный объект, но включен в воображаемый сюжет.
4 б. - изображается несколько объектов по воображаемому образцу.
5 б. - на основе шаблона рисуется картина и эта фигура, как один из
второстепенных элементов включается в воплощаемый ребенком образ.

Задание «Нарисуй картинку» методика П. Торренса.
Материалы: элемент, сделанный из цветной бумаги, в форме капли с клейким слоем, лист А4, карандаши цветные и простой, ластик.
Инструкция:« Ребята, вы получили клейкую фигурку и чистый лист. Сейчас хорошенько подумайте, какую картинку можно нарисовать с помощью этой капельки, которую вы приклеите в любую часть листа, а потом дорисуете ее цветными карандашами. Полученную картинку обязательно назовите и я ее подпишу.»
Оценивание: выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность 
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок.
1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
2 б. - нос, остров.
3 б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
4 б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета.
5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название:
0 - обычное название.
1 - простое описание.
2 - описательное название.
3 - релевантное название.

Методики диагностики универсальных творческих способностей для детей (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев) "Солнце в комнате".
Основание. Реализация воображения.
Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия.
Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш.

Инструкция к проведению.
Показываем ребенку картинку: "Я даю тебе эту картинку.
Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано". По перечислении деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) психолог дает следующее задание: "Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной".
Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить, что нужно сделать для "исправления" картинки.
Обработка данных.
В ходе обследовании оцениваются попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе:
1. Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю, как исправить",
"Картинку исправлять не нужно") - 1 балл.
2. "Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) -2 балла.
3. Содержательное устранение несоответствия: а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - "Солнышко на улице") -3 балла. б) сложный ответ (переделать рисунок - "Сделать из солнышка лампу") - 4 балла.
4. Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других, сохранив его в контексте заданной ситуации ("Картинку сделать", "Нарисовать окно", "Посадить солнышко в рамку" и т.д.) -5 баллов.

7.Выявления артистических способностей у детей строится на основе экспертных оценок Лосева  А.А..

    Уже в возрасте 3-4 лет проявляется интерес к театрализованной деятельности. Они любознательны, проявляют эмоции при инсценировании сказок и маленьких произведений. Поэтому диагностику артистически одарённых детей начинаем со средней группы.

Методы диагностирования:

1. Наблюдения за ребенком в процессе игровой, театрализованной деятельности, во время выступлений на утренниках, праздниках.

2. Беседа с ребенком. Беседа с родителями. Беседа с воспитателями.

3. Анкетирование родителей.

4. Обработка полученных данных.

Анкета на выявление артистически способных детей.

Критерии

баллы

  1. Легко входит в роль другого человека, персонажа.

  1. Может разыграть драмматическую ситуацию , изобразив какой-нибудь конфликт.

  1. Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.

  1. Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты.

  1. Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека, персонажа.

  1. Интересуется актерской игрой, пытается понять её правила.

  1. Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов.

  1. Создает оригинальные образы.

  1. Выразительно декламирует.

  1. Пластичен.

Итого

Каждому утверждению необходимо дать оценку по 5-бальной системе.

                             5 баллов- качество сильно выражено

                             4 балла-выражено выше среднего

                             3 балла- выражено средне

                             2  балла- выражено слабо

                             1 балл- выражено незначительно

                             0 баллов- совсем не выражено

          Количество баллов суммируется и делится на количество вопросов.

  Данную анкету предлагается заполнить и педагогам и родителям.

Для выявления артистических способностей можно использовать театрализованные упражнения на  способность выражать  эмоциональное состояние персонажа в движениях, умение передавать  мимику – в выразительных движениях мышц лица, в пантомимике - выразительных движениях всего тела, в вокальной мимике - выразительности речи.

Упражнения

Этюд «Тень». Цель: Развивать наблюдательность, внимание. Дети встают парами, один из которых – тень. Два ребенка идут по дороге: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади.

Второй ребенок это «тень» первого.

«Тень» должна повторять точно все действия первого ребенка.

Этюд «В магазине зеркал».

Цель: Развитие наблюдательности и внимания.

В магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел человек, на плече у него была обезьянка. Она увидела себя в зеркалах и подумала, что это другие обезьянки, и стала им корчить рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей тоже, она топнула ногой, и все обезьянки топнули ногой. Что ни делала обезьянка, все остальные в точности повторяли ее движения.

Дети повторяют за педагогом движения.

Этюд «Канон».

Цель игры: развивать волевое внимание.

Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. Услышав первый такт музыки, поднимает правую руку вверх первый ребенок, на второй – второй и т.д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной такт начинают поднимать в том же порядке левую руку. Подняв левую руку, дети также под музыку по очереди опускают руки вниз.

«Канон» для малышей.

Цель: Развивать волевое внимание.

Дети стоят по кругу. Под музыку поочередно делают следующие движения:

«1»- приседает и встает

«2» - хлопает в ладоши.

«3» - приседает и встает и т.д.

Этюд «Два клоуна».

Под музыку дети, исполняющие веселых клоунов, жонглируют воображаемыми разноцветными кольцами, не замечая друг друга. Вдруг они сталкиваются спинами и падают. Им так смешно, что они, сидя на полу, громко хохочут. Немного успокоившись, клоуны помогают друг другу встать, собирают кольца и снова весело жонглируют. Дети могу придумать и работу клоунов в парах тем самым, проявляя творчество.

«Грезы».

Звучит тихая, спокойная музыка. После того, как откроют глаза ,они делятся своими впечатлениями о том, что им представилось во время слушания музыки.

«Скульптор»

Для проведения этого упражнения нужно чтобы вы встали в пары, лицом друг к другу. И договоритесь между собой, кто будет № 1, а кто №2. Вот сейчас № 1 будет – скульптором, а № 2 –глиной. Скульптор будет лепить из глины – волка

- Выполняем. А сейчас мы меняемся ролями № 2 –будет скульптором, а № 1 – глиной. И скульптор будет лепить зайца.

Этюд «Танец пяти движений»

Цель: снятие мышечных зажимов, психомышечная тренировка, развитие творчества.

Встаем в рассыпную так, чтобы не мешать друг другу. Во время выполнения упражнения вы можете свободно продвигаться по всему классу, не наталкиваясь.

Педагог: Покажите, пожалуйста, как течет вода. Движения текучие, округлые, мягкие, переходящие одно в другое. А теперь на пути нам встретилась густая чаща. Надо через нее перейти. Движения редкие, сильные, четкие, рубящие. Мы устали пробираться через чащу и похожи на сломанную куклу. Движения самые разные, встряхивающие, незаконченные, ломанные. К нам на помощь летят бабочки. Наши движения тонкие, изящные, нежные, плавные. А теперь вы успокоились. Стоим без движений. Все тело мягкое, расслабленное. Слушаем свое тело. Какое оно послушное, гибкое, как ему хорошо после того, как каждая мышца подвигалась. Теперь мы бодрые, веселые.

8. Выявление музыкально одаренных детей.

Диагностика чувства темпа и метроритма

Игра-тест на выявление уровня развития чувства метра "Настоящий музыкант"

Тест позволяет определить реактивно-метрические способности. Все задания предъявляются в размере 4/4 в умеренном темпе в объёме четырёх тактов.

Игра предполагает вовлечение ребёнка в исполнение на музыкальных инструментах, например на фортепиано (возможно, на металлофоне), простой мелодии.

Цель: выявление уровня развития чувства темпа и метрической моторной регуляции в соответствии с изменяющимся темпом.

Если ребёнок соглашается поиграть на инструменте (необходимо создать доброжелательную атмосферу), ему предлагается следующая инструкция: "Давай сначала выберем, какую музыку мы будем исполнять (называется ряд простых детских песенок)". После определения ребёнком понравившегося ему произведения (например, "В траве сидел кузнечик" в ля-миноре) ребёнок двумя руками равномерно чередует исполнение звуков ми третьей и мичетвёртой октавы. После пробы своей "партии" ребёнок играет "вступление" (два такта), а затем к игре подключается педагог (он исполняет мелодию с аккомпанементом). Педагогу рекомендуется мелодию завершить, даже если ребёнок остановился или ошибся. Обязательно следует похвалить ребёнка за исполнение песенки.

В случае правильного исполнения мелодии в умеренном темпе, ребёнку далее предлагается сыграть про "шаловливого кузнечика" в быстром темпе(80-90 ударов в минуту), и про "ленивого кузнечика" в медленном темпе (50-60 ударов).

После успешного исполнения необходимо "посадить кузнечика в поезд" и прокатить его с ускорением и замедлением.

Критерии оценки:

- адекватное исполнение ребёнком своей партии в умеренном, быстром и медленном темпах, а также с ускорением и замедлением фиксируется как высокий уровень темпо-метрической регуляции;

- адекватное исполнение всех восьми тактов только в двух темпах (например, умеренном и быстром или умеренном и медленном) соответствуетсреднему, нормативному уровню развития чувства темпа;

- ситуативно-сбивчивое, но завершённое исполнение песенки только в умеренном темпе (допускаются аметрические ошибки в 2-4 тактах) показывают слабый уровень двигательного опыта моторной регуляции;

- сбивчивое и незавершённое ребёнком исполнение - низкий уровень.

 Тест - игра на изучение чувства ритма "Ладошки"

Цель: выявление уровня сформированности метроритмической способности.

Стимулирующий материал

1. Детская песня "Дин-дон"

2. Детская песня "Петушок"

3. М. Красев "Ёлочка"

Педагог предлагает ребёнку спеть песню и одновременно прохлопать в ладоши её метрический рисунок. Затем ребёнку предлагается "спрятать" голос и "спеть" одними ладошками.

Критерии оценки:

  1. точное, безошибочное воспроизведение метрического рисунка одними ладошками на протяжении всех 8 тактов - высокий уровень;
  2. воспроизведение метра с одним-двумя метрическими нарушениями и с некоторой помощью голоса (пропевание шёпотом) - средний уровень;
  3. адекватное метрическое исполнение с пением 4 -5 тактов - слабый уровень
  4. неровное, сбивчивое метрическое исполнение и при помощи голоса - низкий уровень.

Диагностика звуковысотного чувства (мелодического и гармонического слуха) "Гармонические загадки"

Цель: выявить степень развития гармонического слуха, т.е. способности определять количество звуков в интервалах и аккордах, а также характер звучания в ладовых созвучиях.

Педагог исполняет созвучие (интервал или аккорд) и затем предлагает ребёнку отгадать сколько звуков "спряталось" в нём, а также определить как звучит созвучие: весело или грустно. Следует исполнить 10 созвучий.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - угадано ребёнком 1-3 созвучия
  • средний уровень - угадано ребёнком 4-7 созвучий
  • высокий уровень - угадано ребёнком 8-10 созвучий

"Повтори мелодию"

Цель:

  • определить уровень развития произвольных слухо-моторных представлений:
  • вокального типа, т.е. возможностей управлять мускулатурой голосовых связок в соответствии со слуховыми представлениями интонационного эталона мелодии;
  • инструментального типа, т.е. возможности подбирать по слуху на инструменте (фортепиано) мелодический образец.

Стимулирующий материал могут составить простые попевки или песенки.

Ребёнку предлагается:

  • спеть любую известную ему песенку;
  • повторить голосом мелодию, сыгранную педагогом на инструменте;
  • подобрать по слуху на инструменте предложенную мелодию.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - последовательное исполнение звуков вверх или вниз по направлению к тоническому звуку в диапазоне терции;
  • средний уровень - опевание тоники и последовательное исполнение тетрахорда (вверх - вниз по направлению к тонике) в удобном для ребёнка диапазоне;
  • высокий уровень - опевание, последовательное и скачкообразное (на кварту, квинту, малую или большую сексты) исполнение мелодических линий в диапазоне октавы и более.

Диагностика чувства тембра. Тест - игра "Тембровые прятки"

Цель: выявление уровня развития тембрового слуха по показателю адекватно дифференцированного определения инструментального или вокального звучания одной и той же мелодии.

Стимулирующий материал составляет аудиозапись музыкального фрагмента в исполнении:

  • детского голоса;
  • женского голоса;
  • мужского голоса;
  • хора;
  • струнных смычковых инструментов;
  • деревянных духовых инструментов;
  • медных духовых инструментов;
  • фортепиано;
  • оркестра.

Ребёнку предлагается прослушать аудиозапись музыкального фрагмента в различных исполнениях и определить тембровое звучание музыки.

Критерии оценки:

  • низкий уровень развития тембрового чувства - адекватное определение только однородных тембров;
  • средний уровень - адекватное определение однородных тембров и смешанных тембров;
  • высокий уровень - адекватное определение различных тембровых соотношений в исполнении предъявленного музыкального фрагмента.

Диагностика динамического чувства. Тест - игра "Мы поедем в "Громко-тихо""

Цель: определение способности адекватной аудиально-моторной реакции на динамические изменения (силу выражения) инструментального и вокально-инструментального стимула.

Стимулирующий материал:

  • Барабан или бубен;
  • фрагменты музыкальных пьес: Х.Вольфарт "Маленький барабанщик"; К.Лонгшамп-Друшкевичова "Марш дошкольников".

Ребёнку предлагается поиграть в "громко-тихо". Педагог играет на фортепиано, а ребёнок - на бубне или барабане. Ребёнку предлагается играть так, как играет педагог: громко или тихо. Адекватное исполнение контрастной динамики "форте-пиано" оценивается в 1 балл.

Затем педагог исполняет музыкальный фрагмент так, чтобы звучание музыки то усиливалось, то ослаблялось; ребёнку предлагается повторить динамику звучания на барабане или бубне. Адекватное динамическое исполнение "крещендо" и "диминуэндо" оценивается в 2 балла; всего - 4 балла.

Критерии оценки:

  • слабый уровень динамического чувства - 1 балл;
  • средний уровень - 2-3 балла;
  • высокий уровень - 4-5 баллов.

 Диагностика чувства музыкальной формы. Тест-игра "Незавершённая мелодия"

Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности) музыкальной мысли.

Стимулирующий материал подбирается педагогом самостоятельно.

Ребёнку предлагается прослушать несколько мелодий и определить, какие из них прозвучали полностью, а какие "спрятались" раньше времени.

Стимулирующий материал строится в следующем порядке:

1-я мелодия - не доигрывается последний такт;

2-я мелодия - доигрывается до конца;

3-я мелодия - не доигрывается последняя фраза мелодии;

4-я мелодия - прерывается на середине второй фразы (из четырёх);

5-я мелодия - доигрывается до конца.

Критерии оценки:

  • слабый уровень - правильно определены 1-2 пункты;
  • средний уровень - правильно определены 3-4 пункты;
  • высокий уровень - правильно определены все 5 пунктов.

Диагностика когнитивного, операционального и мотивационного компонентов музыкально-эстетических вкусов детей

Выявить уровень когнитивного компонента музыкально-эстетических ориентаций ребёнка можно с помощью краткой беседы-анкеты.

Примерные вопросы анкеты.

  1. Ты любишь музыку?
  2. Нравится ли тебе петь? Если, да, то, что именно, какие песни?
  3. Где тебе нравится петь больше - в детском саду, школе, музыкальной школе или дома?
  4. Поют ли твои родители (дома или в гостях)?
  5. Какие песни тебе нравится петь, а какие - слушать?
  6. Где ты чаще слушаешь музыку - в концертном зале или дома по телевидению и радио?
  7. Что ты больше любишь - петь, рисовать или танцевать под музыку?
  8. Приходилось ли тебе исполнять музыку на каком-либо инструменте? Каком?
  9. Нравятся ли тебе телевизионные музыкальные передачи? Если, да, то, какие?
  10. Слушаешь ли ты какую-нибудь музыкальную радиопрограмму?
  11. Какие исполнители (певцы, музыканты) тебе особенно нравятся и почему?

Критерии оценки уровня когнитивного компонента музыкально-эстетической направленности ответов ребёнка:

  • низкий уровень развития когнитивного компонента музыкальных предпочтений, вкусов характеризуется отсутствием или слабо выраженным интересом к музыкальным видам деятельности;
  • средний уровень - выражается в наличии интереса к музыке, но с явным предпочтением развлекательной направленности музыкальных жанров (конкретных произведений), вне ориентации на высокохудожественные, классические эталоны музыки;
  • высокий уровень - ярко проявленный демонстрируемый интерес к музыкальным видам деятельности и разножанровой направленности (по названным ребёнком произведениям - как эстрадно-развлекательных, так и классических жанров).

Танцевально одарённых, творчески способных детей можно выявить с помощью включения на занятиях разнохарактерной музыки. Попросить детей придумать каждого свой танец. Наблюдая за ними, можно выявить ритмично двигающихся, пластичных детей, которые согласовывают свои движения с музыкой. Творчески одарённые дети будут придумывать интересные импровизационные танцевальные композиции.

9.Выявление спортивно одаренных детей

Измерить уровень двигательной активность можно путем хронометрирования. За определенный временной период фиксируется время пассивного состояния ребенка (сидит, стоит, лежит) и время активного состояния ребенка (идет, бежит, прыгает и т.д.). Наблюдение ведется за одним ребенком или несколькими детьми одновременно. Затем определяется процент пассивного и активного состояния ребенка за данный промежуток времени. Нормальным соотношением покоя и движения для дошкольников можно считать 30% покоя и 70% двигательной активности.

Самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, дает широкий просмотр для выявления индивидуальных возможностей детей.

критерии

Энергичен, все время хочет двигаться, спит меньше обычного

Проявляет большой интерес к движениям, требующим тонкой моторики

Обладает хорошей зрительно-моторной координацией.

Обладает широким диапазоном движений ( от медленного к быстрому, от плавного к резкому).

Прекрасно удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений.

Отлично управляет телом при маневрировании.

Обладает исключительной для своего возраста физической силой, гибкостью, выносливостью, имеет хороший уровень развития основных двигательных навыков.

Смел, не боится синяков и шишек, любит спортивные игры и всегда в них выигрывает.

Ловко управляется с коньками, лыжами, ракетками, мячами и клюшками

Практически никогда всерьез не устает, если занят любимым дело

Заключение

Главным принципом работы с одаренными детьми является принцип создания условий и предоставления возможностей для предметной творческой деятельности.  Для успешного развития одаренности необходимо создание предметно - развивающей среды, где одаренность ребенка могла бы проявиться, прежде всего, через мотивацию к деятельности с последующим достижением значимых для него результатов.

Пути решения:

- создание предметно - развивающей среды группы, способствующей

познанию окружающего мира, где игра – ведущий вид деятельности,

которая позволяет удовлетворять многие потребности ребенка;

- применение педагогами ДОУ специальных игр и заданий повышенной

сложности, индивидуальных творческих заданий для одаренных детей;

- оказание целенаправленной помощи родителям через различные

формы работы: анкетирование, консультирование.

Основная задача для развития одаренности ребенка в детском саду в том, чтобы помочь дошкольнику максимально раскрыть свой потенциал: задавать вопросы, искать ответы, творить, мечтать и узнавать новое. Самое главное – поддержка одарённых детей, от которых, в конечном счёте, зависит наше будущее.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей, воспитывающих одарённых детей.

  • Индивидуальный подход к ребёнку.
  • Необходимо знать индивидуальные особенности каждого возрастного этапа.
  • Включайте своего ребёнка в познавательно-практическую деятельность. Разрешайте ему экспериментировать, проделывать различные опыты.
  • В игре с Вашим ребёнком используйте воображаемые ситуации, предметы.
  • Во взаимодействие с Вашим ребёнком используйте как можно больше наглядных средств.
  • Развивайте наблюдательность.
  • Ставьте перед ребёнком задачи, которые содержат в себе некоторую неопределённость и не имеют единого решения.
  • Создайте доступные для вашего ребёнка проблемные ситуации.
  • В ваших совместных беседах используйте как можно больше слов, расширяя их содержание с каждым днём. Не бойтесь вводить всё новые и новые слова в ваш «разговор».
  • Создайте для своего ребёнка предметную среду. Не специфичность предметов играет роль в развитии творческого воображения вашего ребёнка. Ставьте перед своим ребёнком творческие задачи.
  • Занимайтесь с ним художественной деятельностью. Не ограничивайте вашего ребёнка в его фантазиях, в выборе темы, цветов красок и т. д.
  • Проводите работу с вашим ребёнком систематически, и для вас будет открыта дверь индивидуального мира вашего ребёнка.); - физически выносливее сверстников.

Рекомендации родителям одаренных детей.

Ребенка нужно гладить, тискать, целовать. Это немаловажно для развития его психочувствительности и интеллекта. При поглаживании возникает особый (тактильный) контакт с кожей. Он необходим всему живому, поскольку благотворно воздействует на определенные группы мышц и нервов, на весь организм в целом. Поглаживания, прикосновения – важнейший фактор формирования отзывчивости человека и становления духовной одаренности.

Ласка, доброжелательно реагирующая среда необходимы одаренному ребенку для свободного развития заложенных в нем возможностей, присущей ему от рождения исследовательской активности. А еще родителям нужно чаще и с любовью смотреть детям в глаза, ведь глаза – зеркало души, и если с любовью смотреть в это зеркало , то и в ответ можно будет увидеть любовь.

Ученые выделяют два основных способа воздействия семьи на развитие способностей ребенка:

а) помощь и стимулирование ребенка в получении, приобретении специальных знаний и навыков;

б) привитие ребенку своих ценностей и своего отношения к тем способностям и достижениям, которые зависят от обучения и практики.

Проанализируйте вашу собственную систему ценностей в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

  • Будьте честными. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а к одаренным детям это относится в большей степени.
  • Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являться признаком одаренности.
  • Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные увлечения интересы.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 Будьте творческими. В общении с ребенком необходимо демонстрировать образцы творческого поведения и деятельности. Родительский пример – один из ведущих методов воспитания.

Будьте гибкими, умейте следовать ситуации. Мудрость гласит: «Умный меняет свое мнение, а глупый – никогда». Умный человек способен отказаться от усвоенной точки зрения и принять новую, если она более справедлива.

Воспитывайте в себе привычку говорить как можно чаще «Да!». Проанализируйте свое поведение : вы, наверно, найдете много таких ограничений, которые не только не содержат пользы, а и наносят вред.

Придерживайтесь демократического стиля общения. Коллегиальный, демократический стиль общения создает именно те условия, которые необходимы для развития творческих способностей. Известный английский педагог Дж. Локк точно подметил6 « Рабская дисциплина порождает рабский характер».

Боритесь со всяческими проявлениями конформизма. Воспитывая ребенка необходимо ограничивать его стремление к некритическому копированию, конформизму.

Всячески поддерживайте самостоятельность ребенка. Самостоятельно думать, принимать решения, отвечать за их последствия – основные черты творческого поведения. Без этого не может быть творческой личности.

Предлагайте ребенку такой материал, в котором он сам чувствует себя одаренным. У каждого из нас есть область знаний или вид деятельности, где мы чувствуем себя как рыба в воде. Помогите ребенку найти такую область и поддерживайте его интерес.

Не бойтесь неожиданных вопросов. Детский вопрос – свидетельство интереса ребенка, нестандартный вопрос – свидетельство нестандартного взгляда на мир. Одаренный ребенок и вопросы задает одаренно: его вопросы еще более неожиданны, странны, смелы, а может быть даже «безумны». Поощряйте задавать вопросы и вместе находите ответы.

Старайтесь создать дома предметно-пространственную среду. Очень важно создать дома обстановку, содействующую проявлению и развитию творческих способностей ребенка.

Памятка для воспитателей

«Для чего нужно развивать художественные способности детей»

Я – педагог: творец и многогранник, с истоками добра, теплом души.

И за руку со мной в страну познаний шагают без сомненья малыши.

И каждый час, и каждую минуту осознаю ответственность свою,

Из детских душ таинственных и хрупких шедевр неповторимый создаю…

 Художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, и не удивительно, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, экспонировать, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.

       У детей существуют богатейшие предпосылки к развитию не только художественного, но и творчества вообще. Ребенок еще не выстроил непроницаемую стену между «Я» и «не Я». Он готов отнестись ко всему, как к живому, увидеть в любом предмете и явлении душу, характер, стремление – все, что присуще ему самому. У ребенка формируется свое отношение, собственное понимание предмета, не случайно даже цвет для малыша является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков. Цвет у детей бывает и «ехидным», и «боевым», и даже «чуть-чуть жалетельным».

       Воображение для юного художника не изобретательность, не оригинальность, а способность создать чувственный образ, выразительно раскрывающий неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают «банальные изображения», но первые отличаются не тем, «что» изображают, а тем «как» и «ради чего» они это делают.

         Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, «говорящий» цвет; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.

         Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая «возрастная талантливость», которая накатывает на всех детей, и потом, практически со всех, сходит на нет. Это может быть объяснено рядом причин:

1.       В детской изодеятельности реализуются важные сторонывозрастного развития, потом эти возможности оказываются исчерпанными и развитие находит другой путь.

2.       Малыш рисует как попало, «неправильно» – и в этом вся прелесть. Старшие дети хотят изображать все реалистически, но неумение этого, отталкивает детей от занятий изобразительным искусством.

Поэтому необходимо поддерживать детскую художественную одаренность, создавать условия для развития таланта у ребенка.

Детские рисунки можно не только хранить, экспонировать, сравнивать, но они и есть, по сути, отражение развития ребенка – его интересы, отношение к окружающему миру, уровень развития познавательных процессов, творческой активности, в конце концов, уровень сформированности технических умений и навыков, что является показателем, прежде всего, обучаемости.

И.А. Лыкова, автор программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет, считает, что художественное образование детей дошкольного возраста должно быть направлено на формирование эстетического отношения к действительности, на развитие художественно-творческих способностей, на ознакомление детей с универсальным языком искусства – средствами художественно-образной выразительности. И.А. Лыкова считает, что при умелом руководстве различными видами художественной деятельности старшие дошкольники создают осмысленные выразительные образы и адекватными средствами передают в них своё отношение к окружающему миру. При формировании образного мышления ребёнка дошкольного возраста важно раскрыть его творческий потенциал, который впоследствии станет основой для развития творческой одарённости. Стимулятором этого развития выступает художественное образование. В художественном образовании детей центральное место отводится способности к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, отличающегося оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

Портрет одаренного ребенка

1.        Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы.

2.        Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.

3.        Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его.

4.        Склонен к рискованным действиям.

5.        Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.

6.        Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными.

7.        Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.

8.        Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других.

9.        Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.

10.        Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

Раннее выявление и комплексная коррекция отклонений в развитии, начатые с первых лет жизни ребенка, позволяют предупредить появление вторичных и третичных нарушений, скорректировать уже имеющиес...

Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях

Методические рекомендации по развитию одаренных детей в дошкольных образовательных учреждениях...

Принципы и методы выявления одаренных детей (спортивная одаренность).

Знание общего и особенного природно-одаренных людей необходимо специалистам в области физического воспитания и развития детей, чтобы выделить по характерным свойствам пе...

Презентация "Выявление одаренных детей через взаимодействие работы с родителями"

В презентации показаны этапы работы с родителями  по выявлению одаренных детей...

Методика выявления одаренных детей

Консультация для педагогов...

Методические материалы по выявлению одаренности

Интерес к одаренности как явлению  в настоящее время очень высок, и это объясняется как общественными потребностями, так и требованиями, сформулированными во ФГОС НОО (Федеральном государственном...