Консультация на тему: « Роль спортивных упражнений и подвижных игр в режиме дня.»
консультация на тему

Глибоцкая Светлана Алексеевна

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_rol_p.i._v_rezhime_dnya.docx22.89 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 1»

 Консультация на тему: « Роль спортивных упражнений и подвижных игр в режиме дня.»

Воспитатель: Глибоцкая С.А.

Г.Новороссийск 2016-2017 г.

«Очень важно физически тренировать детей с раннего возраста. В этом отношении трудно переоценить значение в системе физического воспитания детей целесообразно подобранных подвижных игр.»

Я.А.Коменский.

Этот термин используется для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей.  Я.А. Коменский называл семь основных правил подвижной игры:

  • движение;
  • физическая раскованность и свобода;
  • общественный характер;
  • состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»;
  • наличие правил, т.к. без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки»;
  • легкость, которую приобретает каждый ее участник;
  • ограниченность во времени – «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Для дошкольников подвижные игры являются жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи: образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей, формирования нравственных качеств, воспитания таких качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а также привычек и навыков жизни в коллективе.

Детям дошкольного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие. Играя, ребенок упражняется в различных действиях. С помощью взрослых он овладевает новыми, более сложными движениями. 
Подвижные игры в основном - коллективные,  поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве,  согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п.  Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности. В коллективных подвижных играх дети приучаются играть дружно, уступать и помогать друг другу. Нередко приходится наблюдать, как более старшие и самостоятельные подходят к маленьким, берут их за руки, помогают влезть на скамейку или приглашают малышей, сидящих безучастно на стуле, поиграть вместе с ними. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения. 
Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий. Дети должны, например, начинать движения все вместе по указанию воспитателя, убегать от водящего только после сигнала или последних слов текста, если игра сопровождается текстом. 


Очень важна роль подвижных игр и спортивных упражнений в увеличении двигательной активности детей в течение дня. Особое значение имеют они для увеличения физиологических нагрузок на организм ребенка. Активные двигательные действия при эмоциональном подъеме способствуют значительному усилению деятельности костно-мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, благодаря чему происходит улучшение обмена веществ в организме и соответствующая тренировка функций различных систем и органов. Наиболее эффективно проведение подвижных игр  и спортивных упражнений на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям. Работники дошкольных учреждений должны по возможности увеличивать время прогулок детей, насыщать их играми и различными физическими упражнениями.

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течении суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным особенностям детей.

Подвижные игры и спортивные упражнения играют важную роль в воспитании как моральной и волевой устойчивости в действиях и поступках, так и воспитанию коммуникативных умений и сознательной дисциплинированности: с одной стороны- умению подчинять свое поведение интересам коллектива , а с другой стороны- управлять своими товарищами.

Мы знаем, что игровая деятельность у дошкольников является ведущей, однако  важно учитывать, что основные элементы структуры как материальной, так и духовной деятельности детей: мотивы, побуждающие к деятельности; цели –образы результатов, на достижение которых деятельность направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется. В дошкольном возрасте развитие физических качеств особенно тесно связано с восприятием. Дети становятся более внимательными, дисциплинированными, у них укрепляется воля, вырабатывется характер. Исследования в области физической культуры показали, что правильно организованный процесс физического воспитания содействует развитию у детей логического мышления, памяти , инициативы, воображения, самостоятельности.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая малышей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те ,которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях. Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно, используя например, комплексы коррегирующей гимнастики. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения, с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр.

Важную роль в активизации двигательной деятельности играет спортивный инвентарь, который устанавливается на участке или выносится из группы в соответствии с погодными условиями. Наличие должного оборудования на участке создаёт условия для совершенствования основных движений (бега, ходьбы, лазания, метания, прыжков), спортивных игр и упражнений, а также подвижных игр. Во время прогулки ребёнок упражняется в езде на велосипеде, ходьбе на лыжах, катании на коньках; играет в настольный теннис, бадминтон, кегли, баскетбол, городки, лапту и д.рВсе эти игры проводятся в зависимости от времени года и погодных условий. В ежедневные прогулки следует обязательно включать упражнения с мячом и различные манипуляции с ним (т.е. овладение «школой мяча»).

В дни когда нет физкультурных занятий на воздухе, можно использовать пешие переходы, создавать условия для самостоятельной двигательной деятельности детей, в процессе которой они могут возвращаться и к знакомым элементам техники спорта, упражнениям. Общие положения руководства спортивными играми и упражнениями. Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр. Насыщение режима дня детей разнообразными средствами физического воспитания при широком использовании подвижных игр, спортивных упражнений, развлечений – неотъемлемая часть повседневной воспитательно-образовательной работы. Нужно на практике реализовать требования программы по обучению детей спортивным упражнениям, элементам спортивных игр. Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви. Для некоторых развлечений (например, бросание палки-биты в «городках») выбирают отдельное место на площадке, так как движения детей могут быть опасны для окружающих. Утром, на прогулках воспитатель организовывает ребят для участия в спортивных играх и упражнениях так, чтобы не препятствовать их личным замыслам в игровой деятельности. Поэтому не рекомендуется громко звать детей для участия в развлечениях. Повинуясь оклику воспитателя, они оставляют свои дела, что разрушает их творческие замыслы. Если же сюжет творческих игр детей начинает угасать, а действия становятся бесцельными, можно с большой настойчивостью привлечь всех к развлечениям. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует обще методические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос.

Подвижные игры могут быть индивидуальные(одиночными), которые чаще всего организуются самими детьми ( игра в мяч, со скакалкой, в «классики», катание обруча друг другу и т. д.).Однако одним из стимулов игровой деятельности служит потребность в общении, и это стимулирует участников объединятся в группы. Подвижные игры – школа движений. Поэтому по мере накопления детьми двигательного опыта игры нужно усложнять. Кроме того, усложнение делает хорошо знакомые игры более интересными.

Используемая литература:

Е.А. Бабенкова  «Подвижные игры на прогулке»;-М.:ТЦ Сфера,2012

Е.А. Бабенкова, Т.М.Параничева «Теоритеко-методологическое обоснование  организации занятий физической культурой и спортом обучающихся и воспитанников, отнесенных по состоянию здоровья к разным медицинским группам »; 2006

Ю.А.Кириллова  «Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе» Изд.: Детство-Пресс - 2005г.Т.И.Осокина «Физическая культура в детском саду». - М.: Просвещение, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Роль подвижных игр в формировании физических качеств дошкольников".

Консультация на тему "Роль  подвижных  игр  в  формировании  физических  качеств  дошкольников"....

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулке в холодный период"

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулке в холодный период"...

Картотека спортивных упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста

Материал может быть использован на занятих по физкультуре и во время прогулок...

Консультация на тему: "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей"

Консультация на тему: "Роль подвижных игр в физическом воспитании детей"...

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»

Консультация на тему «Роль подвижных игр в жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулку в холодной период"

Консультация на тему: "Роль родителей в организации двигательного режима на прогулку в холодной период"...