Проект по эксперементированию «Мир волшебства»
проект на тему

Ридзель Анастасия Анатольевна
Ведущая роль в становлении личности ребенка исследовательской деятельности принадлежит детскому экспериментированию, в котором наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков). «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» - К.Е. Тимирязев. В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_volshebstva_eksperementirovanie.docx50.34 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

«Мир волшебства»

Паспорт проекта.

Наименование проекта

Вид проекта

Тип проекта

Участники

Формы взаимодействия

Объем проекта

Интеграция образовательных областей

Виды детской деятельности

Сроки реализации проекта

Объект

Пояснительная записка:

  • Актуальность проекта
  • Практическая значимость

Постановка проблемы

Гипотеза

Цель проект:

Задачи проекта

Методы и формы работы

Этапы реализации проекта

Ресурсы проекта

Ожидаемые результаты

Оценка результатов

Литература.

          Вид проекта:  Познавательно -исследовательский.

Тип проекта: Средней продолжительности, информационно -практико - ориентированный.

Участники проекта:

  •  педагоги;
  • дети дошкольных групп;
  • родители (законные представители).

Формы взаимодействия:

  • с детьми: непосредственно образовательная деятельность, продуктивная деятельность, игровая деятельность;
  • с родителями: консультации, открытые занятия, мастер - классы;
  • с педагогами: семинары, консультации, открытые занятия с детьми.

Объем проекта: работа  основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно - тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей.

Интеграция  образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности, используемые в проекте: познавательно - исследовательская, игровая, коммуникативная, художественно - эстетическая, чтение художественной и научной литературы.

Сроки реализации проекта: с сентября 2017 по январь2018года

Объект: Детская экспериментальная деятельность.

Продукт проекта: сформированность знаковой деятельности в экспериментировании у детей.

Данный проект может быть использован педагогами ДОУ в образовательной работе с детьми дошкольного возраста.

Пояснительная записка:

Актуальность разработки и реализации педагогического проекта

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть людей, стоящих у истоков становления личности.

Опираясь на требования к содержанию образования, представленные в законе № 273 – Ф3«Об образовании в Российской Федерации» (ст.20) педагоги должны переориентировать содержание образовательного процесса на «обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее реализации», соответствующих актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства,на развитие способностей каждого человека, расширение кругозора ребенка, преобразование предметной среды и обеспечение самостоятельной и совместной деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями. Саморазвитие личности возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность ребенка, но и внутреннюю психологическую основу. В работах многих отечественных педагогов (Г.М. Лямина, А.П. Усова, Е.А. Панько) говорится о необходимости включения дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они бы сами могли обнаруживать все новые и новые свойства предметов, замечать их сходство и различие. Одним словом, необходимо предоставление им возможности приобретать знания самостоятельно.

В связи с этим представляет особое значение активное внедрение детского экспериментирования - истинно детской деятельности в практику работы детского дошкольного учреждения.

Проект спроектирован с учётом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов родителей (законных представителей) воспитанников.

Проект разработан на основании основной общеобразовательной программы дошкольного образования, программы по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через детское экспериментирование.

Проект разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами:

  • Федеральный закон от 29.12 2012 № 273 – Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»(зарегистрированного в Минюсте РФ 14 ноября 2013г.№ 30384).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству», содержании и организации региона работы дошкольных образовательных организаций;
  • Приказ Министерства образования и науки Р.Ф. от 30 августа 2013 г. № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования».

В основе формирования проекта психолого-педагогическая поддержка позитивной социализации и индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста и комплекс основных характеристик дошкольного образования (объём, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Содержание проекта строится на личностно – ориентированном обучении и имеет вариативность и дифференцированный подход.

В проекте прослеживаются связи с другими образовательными областями (музыка, развитие речи, ознакомление с окружающим, ознакомление с художественной литературой), осуществляются специальные задачи по диагностике и развитию творческого потенциала детей путем выполнения творческих заданий.

Проект определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

Практическая значимость проекта

Ведущая роль в становлении личности ребенка исследовательской деятельности принадлежит детскому экспериментированию, в котором наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития (Н.Н. Поддъяков).

«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» - К.Е. Тимирязев.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата. С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Занимательные опыты, эксперименты, проводимые в работе, побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества, так как представлены с учетом актуального развития дошкольников. Кроме того, дидактический материал, используемый в работе, обеспечивает развитие двух типов активности: собственной активности ребенка и активности, стимулируемой взрослым.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно - научного явления и обобщить полученные действенным путем результата, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Предоставляется возможность детям реализовать свои способности, достичь успеха, проявить свою индивидуальность и в то же время научится работать в группе, находить самому и вместе со сверстниками пути решения с помощью несложного экспериментирования.

Организация поисково-познавательной деятельности включает: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, что стимулирует активность детей в процессе познания окружающего мира.

«Дети любят искать, сами находить. В этом их сила» - писал А.Энштейн; а «творчество - разновидность поисковой активности», утверждал В.С.Ротенберг и что «на ребенка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького «искателя истины», необходимо поддерживать и питать в нем дух неугомонного искателя, лелеять проснувшуюся жажду знаний», писал К.Н.Венцель.  

Постановка проблемы

На сегодняшний день в дошкольном образовании в соответствии с требованиями с ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования.

Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.

В условиях современного дошкольного учреждения одной из существенных задач является оптимизация педагогической работы, направленной на развитие творческой инициативности и самостоятельности в процессе  экспериментирования.

Гипотеза

Успешное развитие самостоятельности и творческой инициативности в детском экспериментировании произойдет, если процесс развития познавательной активности детей дошкольного возраста в экспериментировании будет успешным при реализации следующих педагогических условий:

  1. применены эффективные педагогические методы, приемы и формы организации;
  2. создана специальная развивающая предметно - пространственная среда;
  3. взрослыми поддерживается и стимулируется стремление дошкольников к экспериментированию с учетом направленности детских интересов;
  4. процесс развития познавательной активности строится как этапный, в котором дети целенаправленно включаются в ситуации,
  5. обеспечивается постепенное овладение исследовательскими умениями, необходимыми для успешного самостоятельного экспериментирования.

Цель проекта: развитие познавательных интересов, потребности и самостоятельности, самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально – чувственного опыта.

Задачи проекта:        

  • Расширять представление детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
  • развитие представлений о химических свойствах веществ;
  • развитие элементарных представлений об основных  физических свойствах и явлениях;
  • знакомство с основными чертами рельефа планеты (вулканы, горы, озера и др.);
  • знакомить детей с полезными ископаемыми
  • Развивать у детей умения пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов.
  • Развивать память, внимание, мышление, воображение, речь, умение делать выводы и устанавливать причинно – следственные отношения.
  • Развивать у детей умственные  способности через развитие мыслительных способностей (анализ, классификация, сравнение, обобщение).
  • Развивать у детей умения формировать внутренний план деятельности через детское экспериментирование.
  • Способствовать формированию познавательного интереса.
  • Способствовать формированию социально – личностного развития каждого ребенка – развития коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
  • Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.
  • Формировать умение добывать знания, искать пути решения проблемных  ситуаций.
  • Формировать знаковую деятельность через детское экспериментирование.
  • Привлекать родителей к активному сотрудничеству в целях повышения интереса к познавательно - исследовательской  деятельности детей, в процессе совместной деятельности детского сада и семьи.

Методы и формы работы

Современный образовательный процесс не мыслим без внедрения инноваций, поэтому данный проект не является исключением.

В современном детском саду недопустимо использование устаревших педагогических технологий, поэтому внедряются  в учебно-воспитательный процесс новые, современные педагогические технологии, которые соответствуют целям и задачам проекта и помогают успешной их реализации.

Исследовательская работа – дело серьезное, оно не любит спешки и суеты. Разрабатывая программу поиска, надо учить детей вникать в проблему, воспитывать способность предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Источники информации зависят от выбранной темы. Это взрослые люди, справочники, специальные телепередачи, Интернет, собственные наблюдения и эксперименты, энциклопедии, детские книги, посвященные разным сферам жизни и деятельности человека, животным, явлениям природы и т.д.

С целью способствования приобретения детьми самостоятельного опыта и активизации их поисковой активности создается предметно-производственная среда.

Уголки экспериментирования в группах оснащаются необходимым материалом.

В уголках экспериментирования имеются:

  • приборы-помощники (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты);
  • сосуды разных объемов и форм из пластмассы, стекла, металла, дерева;
  • природный материал: камешки, глина, песок и т.д.;
  • утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
  • разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • гуашь, акварель;
  • медицинские материалы (пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без игл, мерные ложки и др.);
  • прочие  материалы (зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сито, свечи и т.п.).

Постепенно уголки пополняются новыми материалами: что поддерживает интерес детей, позволяет им вновь произвести опыт, чтобы утвердиться в своих представлениях.

В зависимости от выбранной тематики изготавливаются знаки-символы, поделки, памятки, папки-передвижки.

Исследование будет малозначимым, если его результаты не будут материализованы в «докладе», «проекте», небольшой книжке и т.п. На листочках бумаги дети делают рисунки, схемы, и не важно, окажется в этой книжке несколько страниц или одна.

Ребенок, изучивший что-либо, стремится рассказать об этом другим – без этого исследование не будет считаться завершенным. О выполненной работе надо не просто рассказать – ее нужно защитить. Аудиторию могут составлять друзья, бабушки и дедушки и, конечно, родители.

При реализации проекта используются наиболее эффективные и методы и приемы обучения:

  • Работа с детьми (заседания);
  • Работа с родителями (домашние задания);
  • Работа с социумом (консультации, конференции);
  • Тематические и целевые экскурсии;
  • Работа с педагогами ДОУ;
  • Проведение простых опытов и экспериментов;
  • Наблюдения;
  • Сравнения;
  • Проблемные ситуации;
  • Детские творческие мини-доклады;
  • Проектная деятельность;
  • Чтение познавательной литературы;
  • Просмотр учебных кинофильмов;
  • Беседы познавательного характера;
  • Трудовая ручная деятельность.

Для успешной реализации поставленных задач в проект включены инновационные приемы развития опытно - экспериментальной деятельности дошкольников:

  • опора на субъектный опыт дошкольников, который используется в качестве одного из источников обучения;
  • актуализация результатов обучения, предполагающая применение на практике приобретенных знаний, умений и навыков;
  • индивидуализация и дифференциация обучения предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов и возможностей группы в целом, групп и каждого ребенка в отдельности;
  • системность обучения, предполагающая соблюдение взаимного соответствия целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов, а также создание целостности знаний об окружающем мире;
  • организация совместной работы педагога и детей, предполагающая планирование, реализацию и оценивание процесса и результата обучения;
  • креативность обучения, предполагающая реализацию творческих возможностей педагога и детей;
  • в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;
  • проект – это «игра всерьез»; результаты ее значимы для детей и взрослых;

Существует несколько подходов к классификации методов и приёмов обучения. Самая общепризнанная классификация по Ю.К.Бабанскому. Все методы обучения он делит на три группы: методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности, методы организации учебно-познавательной деятельности, методы контроля и самоконтроля эффективности учебно-познавательной деятельности.

Методы стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности делятся на две группы: методы формирования интереса к учению и методы формирования долга и ответственности.

 Методы, используемые для формирования у детей интерес к учению: создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр.

 Методы, используемые для формирования у детей долга и ответственности: предъявление требований, порицание, поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций.

Этапы реализации проекта:

Этапы

Содержание этапа

 Сроки реализации

Подготовительный этап

  • консультации для педагогов;
  • диагностика детей;
  • анкетирование родителей;
  • консультации для родителей;
  • формирование картотеки статей периодических изданий, создание библиотеки методической литературы;
  • разработка перспективного планирования опытно-экспериментальной деятельности;
  • создание материальной базы.

Сентябрь 2017г.

Организационно-исполнительный этап (основной)

В единой системе проводятся запланированные эксперименты, осуществляются проекты через все виды деятельности детей, выдаются домашние задания родителям и детям, проводится самостоятельная творческая работа (поиск материала, информации, поделки, выставки рисунков, альбомы и т.д.); организуются презентации проектов (праздники, развлечения, открытые занятия), составляются книги, альбомы и т.п.

октябрь2017г. –

январь 2018г.

Контрольно - диагностический этап (заключительный)

Проводится итог работы по программе, итоговая диагностика уровня  развития познавательной активности дошкольников; обобщение опыта

Январь 2018г.

Ресурсы проекта:

В своем проекте мы использовали следующие ресурсы:

  • Информационные: знакомство родителей с проблемой на групповых собраниях, проведение серий консультаций с педагогами и родителями; проведение семинаров по данной теме; подбор методической литературы.
  • Организационные: проведение смотра – конкурса по организации центров экспериментирования в группах; определение критерий эффективности реализации проекта; повышение профессионализма педагогов в организации экспериментальной деятельности дошкольников.
  • Материально – технические: оформление презентаций по данной теме, создание картотеки экспериментальной  деятельности, составление календарно – тематического планирования для педагогов по экспериментальной деятельности по возрастным группам.
  • Финансовые: приобретение методической литературы по  организации экспериментальной деятельности; подбор основного оборудования и материалов  для центров экспериментирования.
  • Кадровые: создание творческой группы педагогов.

Ожидаемые результаты проекта:

Реализация проекта способствует:

для детей:

  • Развитию познавательных интересов детей.
  • Расширению опыта ориентировки в окружающем мире, сенсорное развитие.
  • Развитию любознательности и познавательной мотивации.
  • Формированию познавательных действий, становлению сознания.
  • Развитию воображения и творческой активности.
  • Формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
  • Развитию воспитания, внимания, памяти, наблюдательности.
  • Развитию способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умению устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

для педагогов:

  • Повышению уровня профессионального мастерства.
  • Интеграции своей деятельности с деятельностью коллег в рамках работы по экспериментальной деятельности.
  • Созданию условий для эффективного познавательного развития дошкольников, путем расширения развивающей предметно -пространственной среды.
  • Объединению всех участников образовательного процесса для организации экспериментальной деятельности.
  • Повышению рейтинга ДОУ.

Оценка результативности:

В результате реализации проекта по познавательно-исследовательской деятельностиу детей дошкольного возраста получены следующие результаты:

  • Сформировано:
  • диалектическое мышление, т.е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
  • овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост;
  • овладение способностью, выявлять особенности предметов, и приобретать умение сопоставлять их, устанавливать сходство и различие между ними, осуществлять анализ на уровне видовых понятий и родовых обобщений;
  • умение анализировать, соотносить известные и неизвестные данные, выбирать способ решения познавательной задачи.
  • Упорядочены и систематизированы знания об окружающем.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность формирует у дошкольников положительный социальный опыт проявления инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности, помогает в решении задачи воспитания творческой личности с активной жизненной позицией и отвечает современным требованиям концепции модернизации российского образования.

Немаловажным результатом проекта является результат работы педагогического коллектива в познавательно-исследовательской деятельности, который выражается:

  • В повышении профессионально-личностной компетентности педагогов в освоении экспериментальной деятельности и использовании данной технологии в работе с детьми.
  • В изменении отношения педагогов к нововведениям в образовании.
  • В проявлении педагогами творчества, самореализации личностного потенциала, достижении профессионального успеха.
  • В установлении доверительных конструктивных отношений между всеми участниками образовательного процесса.
  • В повышении авторитета ДОУ в глазах родителей (законных представителей).

Литература:

1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 г.
2. Гризик Т. Познаю мир. Методические рекомендации по познавательному развитию. - М., 2005г.
3. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005 г.
4. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2005г.
5. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. - М. : Сфера, 2010г.
6. Зенина Т. Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами М., 2006г.
7. Иванова А. И. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. - М., 2005 г.
8. Киселева А. С., Данилина Т. А. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. - М.: АРКТИ, 2004 г.
9. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. - Педагогическое общество России. - М., 2005 г.
10. М.П.КостюченкоИсследовательская деятельность на прогулках.

11.Н.А.Модель Поддержка детской инициативы и самостоятельности - М. ТЦ  Сфера, 2016г.

12.Н.В. НищеваОпытно - экспериментальная деятельность в ДОУ - М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.

13.Н.В. НищеваОрганизация опытно - экспериментальной работы в ДОУ

(выпуск 1) - М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.

14.Н.В. НищеваОрганизация опытно - экспериментальной работы в ДОУ

(выпуск 2) - М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.

15.Н.В. НищеваПознавательно - исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника- М. «Детство – ПРЕСС», 2013г.

16. Н.В.НищеваПознавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника.

17. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников. Под ред. Л.Н. Прохоровой. — Владимир, ВОИУУ, 2001.

18. Соломенникова О. А.  Экологическое воспитание в детском саду  Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

19. Соловьева Е. Как организовать поисковую деятельность детей. / Дошкольное воспитание. N 1, 2005.

20.Чистякова А.Е.,  Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

21.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007. №6. С.13-16.

Интернет-ресурсы:

  1. http://dohcolonoc.ru/cons/5279-opytno-eksperimentalnaya-deyatelnost-starshikh-doshkolnikov.html;
  2. http://www.maam.ru/detskijsad/opytno-yeksperimentalnaja-rabota-po-teme-igra-na-detskih-muzykalnyh-instrumentah-v-dou.html;
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2013/05/22/programma-eksperimentalnoy-deyatelnosti-sistema-monitoringa;
  4. http://pik100.ucoz.ru/konsul/yprava/experiment.htm»;
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/09/organizatsiya-opytno-eksperimentalnoy-deyatelnosti-v-obrazovatelnom;
  6. http://ped-kopilka.ru/blogs/oksana-evgenevna-bashkirova/doklad-iz-opyta-raboty-rol-semi-v-razviti-poiskovo-isledovatelskoi-aktivnosti-doshkolniko


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по эксперементированию "Маленькие исследователи"

Проект по эксперементированию "Маленькие исследователи"...

Проект по эксперементированию"Огуречик, огуречик..." 2014г.

Информационно-практико-ориентировочный....

Проект по эксперементированию «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Актуальность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник....

Презентация проекта по эксперементированию "Снег. Такой привычный и знакомый."

С детьми 2-3х лет изучаем свойства снега,пробуждаем интерес к окружающему миру,учим искать необычное в обыденных вещах....

Программа кружка по эксперементированию "Мир волшебства"

Программа кружка  направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисково...