Рабочая образовательная программа воспитателя по экологическому воспитанию смешанной дошкольной группы (4-7 лет) на 2017-2020 учебный год по ФГОС ДО
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Старых Елена Владимировна

Рабочая программа воспитателя по экологическому воспитанию смешанной дошкольной группы разработанная на основе программы С.Н. Николаевой "Юный эколог" в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_ekologicheskaya_programma.docx84.17 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Александровская ООШ»

РАССМОТРЕНО:

на заседании Педагогического Совета

Протокол № __________

от «___» _____________ 2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ «Александровская ООШ»

_______________ Н.М. Елфимова

«___»  ____________ 2017г.

Рабочая образовательная

программа воспитателя по экологическому воспитанию

смешанной дошкольной
группы (4-7 лет)

на 2017-2020 учебный год

по ФГОС ДО

Составила  воспитатель:

Старых. Е.В.

Внедряет воспитатель:

Старых Е.В.


Содержание

Пояснительная записка        3

Цель рабочей программы        3

Задачи программы        3

Особенностьи программы.        3

Задачи воспитания и развития детей (4 -5 лет)        4

Задачи воспитания и развития детей (5 – 6 лет).        4

Задачи воспитания и развития детей (6 – 7 лет).        4

Условия реализации программы        5

Развивающая экологическая среда         5

Тематическое планирование        6

Требования к уровню подготовки воспитанников        27

Планируемые результаты освоения детьми данной программы.        29

Учебно – методический комплект        31


Пояснительная записка

Рабочая программа по экологическому воспитанию детей разработана   как часть, формируемая участниками образовательного процесса по познавательному развитию в соответствии с Программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой и программой экологического воспитания дошкольников «Юный эколог» С.Н.Николаева.

Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с детьми МКОУ «Александровская школа» и обеспечивает физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие детей в возрасте от 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса детей и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование осознанного и бережного отношения детей к природе, сохранение и укрепление здоровья детей.

Цель рабочей программы:- формирование осознанного и бережного отношения детей к природе.

Задачи программы:

  1. Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.
  2. Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы и проверки, находить причинно- следственные связи.

3. Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе

Особенностью программы является выделение специального времени на занятии, направленного на реализацию образовательного процесса. В течение учебного года в планировании возможны незначительные изменения и дополнения.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей.

  1. «Изодеятельность», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала.
  2. «Художественная литература», где используются произведения о природе.
  3. «Музыкальное воспитание», где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.
  4. «Физическое воспитание», где прививаются основы здорового образа жизни, проводятся экскурсии, походы, развлечения на улице.


Задачи воспитания и развития детей (4 -5 лет)

  1. Постоянно поддерживать активный интерес детей 4—5 лет к окружающей природе, укреплять и стимулировать его, удовлетворять детскую любознательность.
  2. Способствовать дальнейшему познанию ребенком мира природы, открывая для него новые растения, животных, людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов (воды, глины, почвы и других).
  3. В процессе познавательно-исследовательской деятельности развивать интерес и активность дошкольников, обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
  4. Поддерживать свободный разговор ребенка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений, поощрять обращения с вопросами и предложениями по проверке суждений и предположений в ходе экспериментирования.
  5. Способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с ним.
  6. Стимулировать и поощрять добрые, трогательные поступки детей, радостные переживания от положительного поступка, разделять размышления ребенка над проявлениями разного отношения людей к природе.

Задачи воспитания и развития детей (5 – 6 лет).

  1. Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтения детей.
  2. Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных климатических условиях. Объединять в группы растения и животных по признакам (деревья, кустарники и т. д., рыбы, птицы, звери и т. т.).
  3. Развивать самостоятельность в процессе познавательно – исследовательской деятельности в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности.
  4. Развивать самостоятельность в уходе за животными и растениями.
  5. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.

Задачи воспитания и развития детей (6 – 7 лет).

  1. Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. Поддерживать проявление избирательности детей в интересах и предпочтениях в выборе природных объектов (мне интересно, мне нравится).
  2. Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон, о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, в парке, в водоёме, в городе), о взаимодействии человека и природы.
  3. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной литературы. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, замечать противоречия, формулировать познавательную задачу. Использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.
  4. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за животными и растениями участка детского сада и уголка природы. Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность.
  5. Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
  6. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе через понимание ценности природы.

Условия реализации программы:

Для эффективной реализации программы дополнительного образования в детском саду созданы благоприятные условия:

- Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: групповые уголки природы, подобраны и размещены растений в соответствии с их биологическими особенностями; на территории садика: экологическая тропа, сад, цветники, зона лекарственных растений;
- Фонд методических, наглядно - иллюстрированных материалов;

 - Создана мини-лаборатории для организации и проведения опытов с объектами природы.

Развивающая экологическая среда представлена в группе следующими центрами:

«Маленький ученый»

- Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,

магниты, микроскопы, лупы;

- Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,

пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля,

семена;

- Гайки, винтики, гвоздик, проволока;

- Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,

вата, бинт;

- Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи, меха,

опилки, стружка;

- Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;

- Детские халаты, фартуки;

- Схемы для проведения опытов;

- Журнал для фиксирования результатов.

«Уголок природы»

- Календарь природы, модель календаря природы;

- Уголок цветов (эстетически оформлен; растения подобраны и расположены в соответствии с их особенностям, паспорта растений);

- Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов

 бутылки);

- Воронки;

- Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и древесины);

- Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы;

- Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…);

- Экологические наборы «Пруд», «Лес», «Евразия» (коробки с необходимыми материалами для моделирования среды обитания).

«Огород на подоконнике»

- Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных, овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур);

- Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за растениями);

«Умелые ручки»

Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами. Детям предложены различные материалы:

- Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…);

- Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)

- Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…).

Здесь же организуются выставки репродукций известных художников (по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных техниках.

«Экологическая тропа»

Центр организован на территории детского сада. Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки, ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.

Тематическое планирование

Для удобства восприятия темы, освещаемые в программе, представлены в виде текстовых таблиц.


Тема 1. «Неживая природа осенью»

Тема

занятия

Примерная

программа

Региональный

компонент

Компонент

ДОУ

Предварительная

работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы

работы

Диагностика

«Я и природа»

Воспитывать у детей любовь к природе, стремление заботиться о растениях и животных; прививать нетерпимость к бессмысленной порче растений и уничтожению животных

Показать уникальность природы Тульской области.

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы)

Дидактическая игра «Природа- не природа»,

«Угадай, что в мешочке»

Наблюдения на экологической тропе «Что такое природа»

Сбор мусора на экологической тропе

«Наш дом природа»

Воспитывать бережное отношение к окружающей природе

Продемонстрировать радость общения с природой своей местности

Формировать понятия о неживой природе, как факторе жизни всего живого

Чтение художественной литературы: Э. Мошковская «Жил на свете человек », В.Орлов «Дом под крышей голубой»

Сравнить: «Дом – жилище человека» и «Дом – природа»

Аппликация «Я и природа»

Экскурсия в лес в период золотой осени

Сезонные изменения в лесу

Красота окружающей природы. Правила поведения в лесу

Лес – это сообщество растений и животных. Взаимосвязь живой и неживой природы

Поход с родителями в лес. Рисование «Мы в осеннем лесу»

Рассматривание «Лесные находки»

Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра»

Осенние явления в неживой природе

Сезонные изменения : день укорачивается , становится холоднее, часто идут дожди, дуют холодные ветры. Зависимость изменений живой природы от изменений в неживой природе

Особенности явлений природы Тульской области. Календарь природы

Познакомить с комплексом характерных явлений неживой природы и их сезонными изменениями

Чтение художественной литературы, заучивание стихов. Дидактическая игра «Когда это бывает»

Наблюдения за состоянием погоды и сезонными изменениями в жизни растений и животных «Следы Осени»

«Поэтические странички», «Осень»- конкурс чтецов.

«Солнце – большая звезда»

Дать представление о Солнце как о звезде. Уточнить знания о строении Солнечной системы

Составление макета «Солнечная система»

«Почему бывают разные времена года»

Солнце - как источник света и тепла. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Роль Солнца в жизни человека

Игра «День и ночь»

Моделирование «Смена времен года»

«Знакомим детей с почвой»

Почва как верхний слой земли: «живая земля». Загрязнение почвы, возможные последствия . Необходимость охраны почвы

Опыт: свойства почвы, как происходит загрязнение почвы

Сезонные наблюдения за опавшими листьями

Акция «Поможем земле приготовиться к зиме»


Тема 2. «Растительный мир осенью»

Тема занятий

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

Экскурсия на луг. «Луг-экосистема»

Распознавать шесть растений луга. Закрепить правила поведения в природе

Показать красоту луга. Редкие, лекарственные, ядовитые растения

Луг как экосистема. Связь растений с насекомыми. Влияние света, тепла, воды на жизнь растений

Чтение «Приключения кузнечика Кузи». Дидактическая игра «Угадай растения»

Наблюдение «Живые барометры» (предсказание погоды)

Рисование «Луг осенью»

«Как растения готовятся к зиме» (целевая прогулка)

Распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание жизни

Знакомство с местными растениями ближайшего окружения. Календарь природы

Восприятие растений как живых существ, сочувствие к ним, бережное отношение. Назначение всех органов. Влияние света, воды, тепла на жизнь растений. Деревья, кустарники, травы, их характерные признаки

Изготовление моделей «Цветок», «Условия жизни»

Наблюдение за цветущими растениями цветника, принесенными в группу

Аппликация «Осенний пейзаж» (из засушенных листьев)

Цветущие растения

Закрепить названия 4-5 цветущих растений

Разнообразие видов растений в природе. Части растений и их функции. Развитие растений. Эстетическое отношение к растениям

Посев семян, уход за растениями

Наблюдение за ростом и развитием цветущих растений

Сбор семян


Тема 3. «Животный мир осенью»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент

ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Поможем дождевому червю найти свой дом»

Почва как верхний слой земли. Обитатели почвы (на примере дождевых червей ), их роль в формировании почвы

Домашнее задание: узнать о пользе дождевых червей

Наблюдение за дождевыми червями после дождя

«Беседа о кроте»

Дать детям представление об особенностях внешнего вида и поведении крота, о его приспособленности к подземному образу жизни

Чтение книг «Слепые землекопы», В. Танасийчука, «Экология в картинках»

Поиск кротовин

Рисование иллюстраций к книге «Слепые землекопы»

Сравнение диких и домашних животных

Расширять и углублять представление детей о диких и домашних животных

Расширять представления об особенностях внешнего вида животных, жизненных проявлениях, повадках, особенностях приспособления (линька, спячка), условиях, необходимых для их жизни.

Условия жизни для домашних животных создает человек (польза, уход). Дикие животные заботятся о себе сами

Чтение рассказов из книги «Лесная мозаика» В.Золотова

Поиск мест зимовки животных, насекомых

Сбор корма для животных. Анкета для родителей «Ваше отношение к животным»

Сравнение рыб и лягушек

Закреплять представление о приспособлении диких животных в природных условиях (маскировка лягушки)

Формировать обобщенное представление: рыбы -водные обитатели, лягушки – обитатели воды и суши. Приспособление к жизни в воде

Игра – соревнование «Чем рыбы и лягушки отличаются друг от друга, чем рыбы и лягушки похожи между собой?»

Цикл наблюдений за аквариумными рыбками

Домашнее задание: поискать книжки с иллюстрациями про разных водных животных

«У воды, на воде, и в воде»

Сезонные изменения в природе

Бережное отношение к природе родного края

Водоем как среда обитания животных и растений. Приспособление к жизни в водных условиях среды обитания

Рассмотрение иллюстраций, чтение книг об обитателях водоема

Наблюдение за обитателями водоема

Экскурсия к реке

Сезонные изменения в природе

Правила поведения в природе. Красота окружающей природы

Учить наблюдать и сравнивать сезонные изменения в природе (лето – осень)

Домашнее задание: загрязнение водоемов и влияние этого фактора на жизнь растений, животных, человека

Наблюдение реки в разные сезоны

Природо –охранная акция «Мы хотим жить в чистом селе»

Беседа о перелетных птицах

Закреплять и расширять представления о птицах: дать представление о перелетных птицах. Отлет птиц связан с исчезновением насекомых, замерзанием водоемов

Знакомить с конкретными видами птиц своей местности. Календарь природы

Приспособление птиц к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Связь птиц со средой обитания. Заботливое отношение к птицам

Изготовление кормушек, заготовка кормов

Наблюдение за поведением птиц

Акция «Помогите птицам выжить»


Тема 4. «Человек и природа»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Знакомить детей с трудом людей по сбору овощей, фруктов в садах и огородах

Учить принимать посильное участие в труде взрослых; осенних посевах некоторых овощей, подготовке огорода к зиме, заготовке земли для огорода на окне

Приготовление салата из овощей

Наблюдение за ростом и развитием овощных культур

Сбор урожая

«Хлеб всему голова»

Расширение представлений о культурных растениях поля (злаках)

Злаковые культуры, выращиваемые Тульской области.

Понятие «Культурные растения». Уважение к труду хлеборобов, хлебу. Влияние света, тепла, влаги на рост растений

Рассматривание разных колосьев, их сравнение

Экскурсия на кухню, наблюдение за замешиванием теста для пирожков

«Планета Земля в опасности»

Роль человека в природоохранной работе

Дать представление о планете Земля, об обитателях Земли. Чтобы сохранить нашу планету, надо с детства любить природу, изучить ее, бережно с ней обращаться

Рассматривание глобуса: материки, океаны, моря, Северный полюс и Южный

Осматривание территории детского сада, сбор мусора

Природоохранная работа: очистка поляны, «лечение» деревьев, кустов

«Через добрые дела можно стать юным экологом»

Воспитывать у детей стремление заботиться об окружающей природе

Показать, что юный эколог – это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах, создает для них хорошие условия жизни

Раскрыть перед детьми на конкретных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки

Наблюдение состояния деревьев, кустов участка

Модель «Сухое (несчастное) дерево». Стенд «Панорама добрых дел»

«Беседы об осени»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени

Календарь природы

Установление связи между продолжительностью дня, температурой воздуха, состоянием растений, наличием пищи для животных и растений и приспособление их к зиме

Чтение художественной литературы об осени, изменениях в природе; дидактические игры

Наблюдения за сезонными изменениями в природе

Осенний праздник

Тема 5 «Экосистема – лес»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Лес многоэтажный дом»

Лес как пример сообщества. Взаимосвязь живых организмов друг с другом. «Дома» лесных растений и животных. Бережное отношение ко всем лесным жителям

Домашнее задание: лес и его обитатели. Дидактическая игра «У каждого свой дом»

Экскурсия в лес.

«Цепочки в лесу»

Взаимодействие обитателей леса, их пищевая зависимость друг от друга

Домашнее задание: подобрать литературу о питании обитателей леса

Составление схем «Цепочки питания»

«Кто главный в лесу?»

Распознавать 5-6 деревьев, 3-4 кустарника

Главное звено в лесу- растения. Последствия уничтожения деревьев. Взаимосвязи живых организмов друг с другом. Бережное отношение к лесу

Игра «Что растет в лесу?», «Кто в лесу живет?», «Сведение лесов»

Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустов»


Тема 6. «Неживая природа зимой»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Круговорот воды в природе». «Эта волшебница – вода»

Переход воды в твердое состояние и обратно при резком изменении температуры

Поощрять самостоятельные наблюдения, эксперименты, опыты

Состояние воды в природе (жидкое, твердое в виде льда и снега, газообразное в виде пара). Основные свойства воды, снега, льда, пара

Замораживание цветных льдинок

Исследовательская работа, опыты по выявлению свойств. Наблюдение за снегом, изморозью

«О воде живой и мертвой». Выпуск листовок «Берегите воду»

«Вода и ее загрязнение»

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам

Использование воды человеком. Необходимость экономии воды. Вода и наше здоровье

Чтение экологической сказки «Как люди речку обидели»

Наблюдение за морозными узорами, облаками, сосульками. «Какой бывает вода»

Экологическая тревога «Грязная вода – для всех беда»

Беседа о воздухе

Систематизировать знания о свойствах воздуха. Значение воздуха в жизни человека и других живых организмов

Игры с вертушками, надувными игрушками

Опыты по выявлению свойств воздуха

«Как рождается ветер»

Дать представление о движении воздуха (ветре)

Роль ветра в природе и жизни человека. Волны, ураганы, бури

Определение направления и силы ветра

Опыт со свечами «Как рождается ветер»

Знакомство с термометром

Установление связи: похолодание ведет к изменениям в растительном и животном мире

Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует. Измерение температуры воздуха

Зарисовка признаков зимы

Опыты: измерение термометром температуры воды, снега, воздуха

Стенд «окно в природу». «Чем можно заняться с ребенком во время прогулки». «Проверь народную мудрость»

Беседа о зимних явлениях в неживой природе

Зимние явления в неживой природе: холодно, часто бывают морозы, земля покрыта снегом, а водоемы льдом

Зимние явления природы (зима долгая, суровая, снежная, морозная и т.д.

Ночь длинная, день короткий; солнце на небе высоко не поднимается, дает мало тепла; холодно, мороз, небо часто серое, облачное; идет снег, иногда бывает вьюга, метель

Наблюдения за сезонными явлениями зимой; изменение положения солнца

Поход в лес «Зимнее царство»

Сезонные изменения в природе, зависимость изменений в живой природе от изменений в неживой природе

Красота зимнего леса. Распознавать следы лесных обитателей на снегу

Взаимосвязь различных компонентов природы (почвы, воды, растений, животных). Бережное отношение к окружающему миру

Дидактическая игра «Чей след?»

Рисование «Зимнее царство»


Тема 7. «Растения зимой»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Как растения приспособились зимовать»

Деревья и кустарники без листьев

Трудности в существовании живых существ .

Разнообразие видов растений в природе. Способы приспособления растений к сезонным изменениям в природе. Деревья, кустарники, травы: их характерные признаки

Различать деревья и кусты по стволу, веткам, особенностям почек

Сочинение экологической сказки «Что снится деревьям зимой»

Комнатное растение – живой организм

Понятие «комнатное растение». Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей

Растение – живой организм. Части растений, их функции. Влияние тепла, света, воды на жизнь растений. Понимание роли растений в природе и жизни человека. Формирование навыков ухода за растениями

Уход за комнатными растениями

Цикл наблюдений за комнатными растениями

Групповая выставка рисунков «Мое любимое комнатное растение»

Влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Светолюбивые и теневыносливые растения

Показать зависимость роста комнатных растений от условий. Дать представление о влаголюбивых и засухоустойчивых, светолюбивых и теневыносливых растениях

Дифференцированные потребности комнатных растений во влаге и свете. Формировать навыки ухода в соответствии с их потребностями

Уход за растениями уголка природы

Опыт: влияние света, тепла и воды на жизнь растений

Определить правильность ухода за растениями дома

Тема 8. «Животный мир зимой»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Как звери проводят зиму в лесу?»

Сезонные изменения в жизни животных

Животные, впадающие в спячку,

Значение внешних факторов в жизни животных. Питание животных зимой, способы передвижения, места обитания

Чтение художественной литературы о жизни зверей в лесу зимой, рассматривание картин

Наблюдение за сезонными изменениями в природе

«Животные холодных стран»

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях

Особенности погодных условий. Приспособление растений и животных к условиям, особенности жизни

Чтение художественной литературы о суровом климате Арктике, о жизни в холодном климате

Изготовление модели «Животные холодных стран»

«Почему белые медведи не живут в лесу?»

Приспособление животных к жизни в природных условиях

Обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены

Чтение книги «Экология в картинках»

Рисование по книге «Экология в картинках». Изготовление книги

«Беседа о зимующих птицах»

Распознавать зимующих птиц по внешнему виду, поведению, издаваемым звукам. Сезонные изменения в жизни птиц. Подкормка птиц

Птицы ближайшей округи

Приспособление к наземно – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Подкормка птиц

Дидактическая игра по классификации

Цикл наблюдений за зимующими птицами

Аппликация «Птицы на кормушке»


Тема 9. «Природа и человек»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Зимовка диких и домашних животных»

Сезонные изменения в жизни животных

Уточнить признаки диких и домашних животных, их сходства и различия. Роль человека в жизни домашних животных

Домашнее задание: подобрать литературу о зимовке диких и домашних животных

Экскурсия по экологической тропе

Комплексное занятие «Пройдет зима холодная…»

Обобщение знаний о зиме

Календарь наблюдений за природой

Зависимость всего живого от условий окружающей среды. Растения и животные приспособились к суровым условиям зимы

Выставка «Зимние пейзажи». Разучивание стихов и песен о зиме

Зимний праздник

«Красная книга»

Бережное отношение к растениям и животным. Правила поведения в природе

Редкие растения и животные

Факты отрицательного воздействия на природу. Примеры рационального использования природы человеком

Изготовление «Красной книги»

«Мой край родной»

Бережное отношение к природе

Природа нашего села

Как жить в дружбе с природой. Охрана редких животных и растений

Изготовление «Красной книги»

Экскурсия в лес

Рисование (коллективная работа) «Природа нашего села»


Тема 10. «Неживая природа весной»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Как солнце жизнь дает земле»

Роль солнца – источника света и тепла – в жизни живых существ

Поисковая деятельность по теме «Пробуждение живой природы»

Цикл наблюдений за солнцем

Праздник «Масленица»

«Весенние явления в неживой природе»

Увеличивается день, становится теплее, тает снег, реки освобождаются ото льда. Взаимосвязь живой природой

Потепление, половодье, оттаивание почвы

Увеличение дня и укорачивание ночи. Солнце больше дает света и тепла. Условия для жизни становятся все лучше, поэтому все оживает

Сравнение признаков зимы и весны

Наблюдения по теме «Влияние света, тепла, воды на жизнь растений, животных»

Субботник «Весну встречаем чистотой»

«Камни, песок, глина»

Песок: сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду. Глина: плотность, пластичность, вязкость. Как человек использует песок и глину. Отличительные признаки камней их разнообразие

Опыты по выявлению свойств песка, глины, камней

Экскурсия в лес

Признаки наступления весны. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни

Периоды наступления весны

Установление связей и зависимостей между изменениями в живой и неживой природе

Составление рассказов о весне по опорным картинкам, схемам

Цикл наблюдений «Пробуждение природы»

Работа с родителями «Окно в природу», «А знаете ли вы?» (народная мудрость)


Тема 11. «Растения весной»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Растения весной»

Набухают почки, появляются листья и цветы

Растительный мир леса : зацветают деревья (ольха, затем осина, ива, тополь, береза, черемуха), распускание листьев (зеленеет лиственница, за ней осина, береза, ива)

Разнообразие видов растений в природе. Деревья, кусты, травы, их характерные признаки. Связь растений с насекомыми. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Эстетическое отношение к растениям

Сравнение: дерево – куст, куст - трава

Наблюдения за состоянием растений в разные времена года

«Берегите первоцветы»

Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветкам

Редкие , исчезающие растения . Способы их сохранения

Роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Все растения – живые. Особенности строения всех органов

Дидактическая игра о цветах

Цикл наблюдений за первоцветами

Выпуск листовок «Берегите первоцветы»

«Зеленая служба Айболита : весенний уход за комнатными растениями»

Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды

Определение хорошего или болезненного состояния растений по внешним

признакам , выявление недостающих условий , способы ухода, которые могут их восполнить. Светолюбивые- тенелюбивые, засухоустойчивые – влаголюбивые

«Огород на окне». Уход за растениями уголка природы

Опыты с семенами

Определение здоровья растений дома. Помощь детям младшей группы в уходе за комнатными растениями

Размножение растений

Учить пересаживать комнатные растения . Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений(черенками, усами, листьями)

Размножение побегами (герань, фуксия, бегония), черенками (фиалка, сансевьера), кустами (хлорофитум)

Стадии роста и развития растений. Влияние света, тепла, влаги на жизнь растений. Новые комнатные растения можно вырастить из черенка, листа, луковицы, делением куста

Пересадка комнатных растений и посев семян цветов на рассаду

Наблюдение за ростом и развитием пересаженных растений


Тема 12. «Животный мир весной»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Особенности жизни зверей весной»

Особенности жизни зверей весной. Изменения в живой природе связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений и животных

 

Просмотр видеофильма «Дикая природа» (рост и размножение животных)

Наблюдения за птицами в период выведения птенцов

«О животных, которых не любят»

Знакомство с некоторыми представителями земноводных, рептилий. Их отличительные черты. Значение внешних особенностей в жизни животных. Понимание необходимости существования всех видов без исключения

Домашнее задание: подобрать информацию о пользе земноводных, рептилий

Изготовление модели аквариума

«Встречаем птиц»

Совершенствовать знания о перелетных птицах. Сезонные изменения в жизни птиц (гнездование, высиживание из яиц птенцов)

Первый прилет скворцов, трясогузок, затем водоплавающих птиц – уток, гусей, чаек

Формирование обобщенного представления о птицах, как животных, которые могут жить на земле и летать в воздухе. Помощь животным, обитающим рядом с нами

Классифицировать птиц: насекомоядные, водоплавающие, зерноядные, хищные

Наблюдение за прилетающими птицами, их поведением

«Когда животных в природе становится мало или много».

Нарушение равновесия в природе. Взаимосвязь обитателей леса, цепочек питания. Положительная роль хищников в равновесии лесного сообщества

«Экология в картинках», чтение «Взрыв без шума», «Что делать с кроликами?» дидактическая игра «Невидимые нити»

Экскурсия на водоем

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях

Соблюдать правила поведения на природе

Водоем – это сообщество водных обитателей, приспособившихся к жизни в воде и у воды

Формирование представлений об отдельных видах растений и животных водоема (рисование их, показ картинок, чтение рассказов)

Наблюдение за животными и растениями аквариума

«Море бывает в беде»

Приспособление диких животных к жизни в природных условиях

Представление о море, его обитателях. Отношения современного человека с природой. Факторы отрицательного воздействия человека на природу

Чтение книги «Экология в картинках», «Нефть в море, «Отчего погибли киты». Дидактическая игра «Кто в море живет?»

Эксперимент «Птицы и нефть», «Нефтяная речка»

Рисование иллюстраций к прочитанным рассказам


Тема 13. «Природа и человек»

Тема занятия

Примерная программа

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

«Земля – живая планета»

Жизнь на земле, общие условия для растений, животных и людей. Чувство гордости за свою планету: она единственная в Солнечной системе «живая» планета, является общим домом для всего живого, этот дом надо беречь

Чтение художественной литературы о жизни растений и животных в разных экосистемах, необходимых условиях жизни. Дидактическая игра «Где чей дом?»

Наблюдения за живыми объектами, необходимые условия жизни

Выпуск листовок, плакатов «Сбережем планету нашу»

«Мы в ответе за тех, кого приручили»

Познакомить с животными уголка природы, рассказать, как за ними ухаживать

Обобщение представлений о том что, что животные, растения – живые существа и нуждаются в определенных условиях жизни, удовлетворяющих их потребности. Создание соответствующих условий, близких к природным

Знакомство детей с жизнью животных в природных условиях. Выделение правил общения с животными

Цикл наблюдений за животными

Уход за обитателями природного уголка. Выращивание зеленого корма

«Мы – туристы» (экскурсия)

Закреплять умение вести себя на природе: не ломать кустов и деревьев, не оставлять в местах отдыха мусор

Экологически грамотное и безопасное для здоровья человека поведение в природе

Изготовление знаков «Берегите природу»

Операция «Осторожно, муравейник!»

«Этот удивительный мир насекомых» (экскурсия)

Сезонные изменения в жизни насекомых

Сроки пробуждения насекомых: комары, жуки (майский), бабочки (лимонница, крапивница), муравьи

Многообразие насекомых. Значение внешних особенностей в жизни животных. Насекомые в разных средах обитания. Положительные и отрицательные взаимосвязи в экосистемах

Исследовательская деятельность по теме «Поиск насекомых в природе»

Цикл наблюдений за развитием насекомых

Викторина «О насекомых». «Таинственные превращения»

(игра)

Экскурсия на луг

Распознавать четыре травянистых растения луга. Светолюбивые растения

Изучение местных растений

Типичные представители. Связь между условиями и потребностями растений и животных. Охрана редких видов животных и растений. Природа как среда обитания – «дом человека»

Цикл наблюдений за насекомыми

Консультация «Почему дети обижают насекомых?»

Беседа о весне

Сезонные изменения в природе. Взаимосвязь живой и неживой природы. Весенние работы на огороде, в саду, поле

Ведение календаря природы на местном уровне

Последовательность весенних изменений в природе, зависимость от изменений погоды

Чтение художественной литературы о весне

Циклы наблюдений за сезонными изменениями в природе, за жизнью растений и животных

Труд на детском участке


Требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к знаниям, умениям и навыкам воспитанников по базовой программе по познавательному развитию и сопутствующим компонентам представлены в таблице

Воспитанник должен

Основной компонент

Региональный компонент

Компонент ДОУ

Знать

Правила поведения в природе

Растения: 5деревьев; 3-4 кустарника,4-5 садовых цветущих растений, 6-7 травянистых растений луга, леса; 4-5 видов лесных ягод и грибов. Первые весенние цветы. Виды птиц своей местности

Животных основных классов (звери, птицы, насекомые, рыбы, земноводные). Растения (деревья, кустарники, травы, цветы, их характерные признаки). Животные и растения – живые, им необходимы определенные условия жизни. Органы растений и их функции. Стадии роста и развития животных и растений. Основные признаки диких и домашних животных

Иметь представление

О труде людей в сельском хозяйстве (хлеборобов, животноводов), злаках и их выращивании в поле, способах вегетативного размножения комнатных растений. О перелетных птицах. О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе. Об охране природы. О свето-, тене -, влаголюбивых, засухоустойчивых растениях

Об уникальности природы Тульской области. О красной книге, животных и растениях, записанных в ней. Факты отрицательного воздействия человека на природу, примеры рационального использования природы человеком

О наиболее характерных признаках разных времен года и явлениях природы. О живой и неживой природе, их взаимосвязи и жизни в сообществе. О многообразии растений и животных их связи со средой обитания, а также взаимосвязи живых организмов друг с другом. О значении природы в жизни человека, бережном отношении к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе

Уметь

Ухаживать за растениями и животными в уголке природы

Выполнять правила поведения в природе. Обеспечивать уход за растениями и животными уголка природы Оказывать помощь окружающей природе(подкормка птиц зимой, уборка мусора, изготовление природных знаков).Пересаживать комнатные растения


Планируемые результаты освоения детьми данной программы.

Средняя группа.

  1. Ребёнок проявляет интерес к природным объектам, особенностям их жизни, испытывает радость от общения с животными и растениями – как знакомыми, так и новыми для него.
  2. Проявляет любознательность: задает разнообразные поисковые вопросы («Почему?», «Зачем?», «Откуда?»), высказывает мнения, делится впечатлениями со взрослыми, сверстниками, стремится отразить их в продуктивной деятельности: лепит, создает поделки из природного материала, рисует животных и растения простыми способами, раскрашивает контурные изображения.
  3. С удовольствием включается в поисково – исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослыми, так и самостоятельно, использует разные поисковые действия.
  4. Откликается на предложения взрослого поухаживать за растениями в уголке природы, охотно вместе с воспитателем, оказывает посильную помощь растениям, животным.
  5. Различает и правильно называет достаточно большое количество растений и животных. Может рассказать о них, характеризуя как живые существа.
  6. Эмоционально откликается на красоту природы, проявляет сочувствие попавшим в беду, обнаруживает стремление оказывать помощь.

Старшая группа.

  1. У ребёнка преобладает положительное отношение к природе, он хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде. Старается придерживаться их в своей деятельности.
  2. Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, экспериментирования без поддержки взрослого.
  3. Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов. С удовольствием, по собственной инициативе, общается с живыми существами, наблюдает за проявлениями их жизни.
  4. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов, владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности.
  5. Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.).

Подготовительная группа.

  1. Гуманно-ценностное отношение детей к природе становится более устойчивым. Дети стараются самостоятельно придерживаться правил поведения в природе не только по отношению к привычным обитателем уголка природы, домашним питомцам, но и в естественной природной среде.
  2. Дети обращают внимание на поведение малышей и сверстников в природе: советуют, как поступить, помочь живому, высказывают замечания, если их поведение вредит растениям и животным.
  3. Интересуются изучением природного мира, высказывают догадки, размышляют о причинах природных явлений, организуют и осуществляют познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с собственными замыслами.
  4. Отличаются широтой кругозора, хорошо ориентируются в природных объектах, интересно и с увлечением рассказывают о них, делятся впечатлениями.
  5. Самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду. Владеют трудовыми умениями, достигая качественных результатов.


Учебно – методический комплект:

 1.Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

2.С.Н. Николаева «Парциональная программа» «Юнный эколог» 3-7лет: М Мозаика-Синтез 2016г.

3.С.Н. Николаева Система работы в старшей группе дет.сада 5- 6лет М.: Мозаика-синтез 2016г.

4.С.Н. Николаева Система работы в подготовительной группе дет.сада 6-7лет М.: Мозаика-синтез 2016г.

5.Практическое пособие: «Экологические занятия с детьми 4-7 лет» Т. М. Бондаренко.

6.Методическое пособие «Прогулки в детском саду» Т.М.Бондаренко.Москва 2006г.

7.О.В. Дыбина,  Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2009г.

8. С.Н.Николаева«Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2009г.

9. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2008г.

10. С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010г.

11. Т.А Шорыгина«Зелёные Сказки»,Москва 2010г.

12. Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2010.г

13.  Т.А. Шорыгина  «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.

14. Т.А.  Шорыгина  «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г

15.  Т.А. Шорыгина  «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г

16.Н.В. Нищева познавательно-исследовательская

 деятельность.Опыты,эксперементы,игры.-Детство-Пресс2015г.

17.Е.А. Мартынова И.М. Сучкова Организация опытно-экспериментальной деятельности детей4-7лет-Издательство «Учитель»2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"2.. Содержание рабочей программы3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"4. Приложение к рабочей программе5. Пояснительная записка...

РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по программе "Истоки"

Рабочая программа воспитателя по развитию детей 3-4 лет (2 младшая группа) по  ФГОС программа "Истоки"...

Рабочая образовательная программа воспитателя первой младшей группы МДОУ «Детский сад №3 «Колокольчик» на 2016 /17 учебный год.

Составлена на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы».Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой   с учётом  ФГОС....

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы (3 – 7 лет) на 2016 – 2017 учебный год по ФГОС ДО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАРеформы системы образования предъявляют новые требования к планированию и организации образовательного процесса в ДОО. В соответствии с ФГОС, современный детский сад - это место, ...

Рабочая образовательная программа воспитателя второй младшей группы с учетом ФГОС ДО составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Вас

Рабочая программа по развитию детей 2 младшей группы (Далее – Программа) разработана, как составляющая часть основной общеобразовательной программой МКДОУ ДЕТСКИЙ САД «Березка» в соо...

Рабочая программа воспитателя для детей 2-3 лет группы раннего возраста №1 на 2020-2021 учебный год МБДОУ детский сад № 10 г. Вязьмы Смоленской области

Цель: позитивная социализация и всестороннее развитие ребенка дошкольного возраста в адекватных его возрасту детских видах деятельности.Актуальность, новизна,  педагогическая целесообразностьДанн...

Рабочая образовательная программа воспитателя разновозрастной группы (4 – 7 лет) на 2022-2023 учебный год по ФГОС ДО

Рабочая образовательная программа разработана для построения системы педагогической деятельности разновозрастной группы, обеспечения гарантии качества содержания, создания условий для практического ос...