Рабочая программа по курсу "Экологическое воспитание" (старший дошкольный возраст)
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) по теме

Воронова Наталья Васильевна

1. Тематический план по курсу "Экологическое воспитание"

2.. Содержание рабочей программы

3.  Перспективный план кружка "Юный эколог"

4. Приложение к рабочей программе

5. Пояснительная записка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематический план

Наименование разделов и

тем

Количество занятий

Месяц проведения

Раздел I Неживая природа-

среда жизни растений,

Животных, человека.

Тема 1. Что такое природа.

Тема 2. Дом под крышей

голубой.

Тема 3. (Круглый год) Я и

природа.

Тема 4. Вода вокруг нас. Эта

волшебница-вода.

Тема 5. Что у нас под ногами(камни, песок,

Глина)

Тема 6. Без чего нам жить нельзя(воздух)

Тема 7. Солнце-большая

звезда.



1

1


1


2


2



2


1




Сентябрь

сентябрь


октябрь


октябрь

декабрь

декабрь



ноябрь

май

декабрь

Раздел II Многообразие

растений и их связь со

средой обитания.

Тема 1. Комнатные растения.

Тема 2. Зеленая аптека.

Тема 3. Что растет в воде.

Тема 4. Что в доме-природе

растет.



2


1

1

1



февраль


февраль

октябрь

март

Раздел III Многообразие

животных и их связь со

средой обитания.

Тема 1. Обитатели уголка природы.

Тема 2. Кто живет в воде.

Тема 3. Нелюбимые

животные.

Тема 4. Домашние

животные.

Тема 5. Наши пернатые

друзья.



2


1

1


1


1



ноябрь


октябрь

май


январь


ноябрь

Раздел IV Рост и развитие

растений и животных, их

связь со средой обитания.

Тема 1. Как растут растения.

Тема 2. О чем поют птицы.

Тема 3. Кто в доме-природе

живет



1

1

1



февраль

март

январь

Раздел V Жизнь растений и животных в сообществе.

Тема 1. Лес как экосистема.

Тема 2. Пруд, озеро, река

Как экосистема.

Тема 3. Луг как экосистема.

Тема 4. Морские обитатели.

Тема 5. Степь как экосистема.


3


1


1

1

1

        





январь,март,апрель

январь



март

апрель

май

Раздел VI Взаимодействие

человека с природой.

Тема 1. Природа как среда обитания»дом» человека.

Тема 2. Как жить в дружбе с природой.

Тема 3. Мой край родной.



1


1


1


апрель


апрель


май

Всего занятий


34



Предварительный просмотр:

.

Содержание рабочей программы

Раздел I. Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека.

Что такое природа (живая и неживая природа).

Дом под крышей голубой (планета Земля).

Вода вокруг нас (круговорот воды в природе).

Эта волшебница – вода (опыты). Что у нас под ногами (глина, песок, камни). Без чего нам жить нельзя. Как увидеть воздух, как услышать воздух (опыты). Солнце – большая огненная звезда.

Требования к знаниям и умениям:

 - дети ежедневно наблюдают за изменениями в природе в разные периоды года, отражают их в рисунках, в календаре природы; детьми разучиваются стихи, пословицы, народные приметы, песни о временах года; дети участвуют в конкурсах рисунков “Дары природы”, “Зимние узоры”, “Пробуждение природы”;

- дети проявляют интерес к Вселенной, планетам Солнечной системы, с удовольствием занимаются с глобусом и картой мира;

- дети участвуют в опытах с водой, снегом, льдом, большой интерес проявляется во время исследований;

- проявляется познавательный интерес к почве и её составу, много вопросов возникает во время исследований, экспериментирования песка, глины, земли, камней, детям нравится не только играть с песком и глиной, но и делать из этого материала поделки;

- познавательный интерес вызывает у детей воздух, т. к. им нравятся игры и опыты с воздухом.

Раздел II. Многообразие растений и их связь со средой обитания.

Комнатные растения (светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые). Зелёная аптека (лекарственные растения). Что растёт в воде. Что в доме – природе растёт (многообразие растений и их связь со средой обитания).

Требования к знаниям и умениям:

- у детей проявляется познавательный интерес к комнатным растениям, их многообразию и красоте, дети учатся связывать красоту растений с их благополучным состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни, учатся воспринимать растения как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность; свои наблюдения и впечатления дети отражают в рисунках (появление ростка, первого листочка, бутона, цветка); дети ежедневно ухаживают за комнатными растениями, помогают в пересадке растений и их размножении; понимают, что разные растения требуют и разного ухода (одни любят воду, а другие растения засухоустойчивые, одни любят свет, а другие нет), т. о. только знания помогут детям правильно ухаживать за комнатными растениями;

- ежедневные наблюдения на прогулках дают возможность развивать у детей познавательный интерес к растениям участка, много вопросов возникает у детей во время коллективных наблюдений, в беседах; инициатива детей проявляется в самостоятельных наблюдениях, вопросах детей, дети проявляют готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для растений (полив, перекопка земли и т. д.), дети замечают изменения состояния растений в разные периоды года, всю красоту растений дети отражают в рисунках и дневниках наблюдений;

- у детей развиваются эстетические чувства, умение замечать и оценивать привлекательные качества растений, дети помогают взрослым украшать групповую комнату растениями, составляют букеты для украшения др. помещений детского сада.

Раздел III. Многообразие животных и их связь со средой обитания.

Обитатели уголка природы. Кто живёт в воде. Нелюбимые животные. Наши пернатые друзья (перелётные и зимующие птицы).

Требования к знаниям и умениям:

- ежедневный уход за обитателями уголка природы вызывает у детей познавательный интерес к ним, у детей формируется понимание того, что все обитатели уголка природы – живые существа со своими потребностями, что о них нужно постоянно заботиться и ухаживать, им нужны необходимые условия жизни, без которых они не смогут жить, дети различают хорошее самочувствие от недомогания, радуются красоте проявлений здорового животного; всё вышесказанное развивает в детях интерес к обитателям уголка природы, любознательность, пытливость ума;

- дети проявляют познавательный интерес к жизни домашних и диких животных, чем они похожи и чем различаются: любят наблюдать за животными, их поведением, задают много вопросов об их жизни, слушают рассказы, сказки; дети учатся замечать красоту здорового животного, проявляется готовность ухаживать за ними и правильно с ними обращаться;

- ежедневные наблюдения на прогулке дают возможность проявлять интерес детей к жизни птиц, свои впечатления дети отражают в дневнике наблюдения, в рисунках; инициатива проявляется в самостоятельных наблюдениях, вопросах, выводах, сделанных в процессе общения с птицами; дети учатся замечать красоту полёта птиц и их пения, дети проявляют готовность помогать птицам в зимних условиях.

Раздел IV. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания.

Как растут растения. О чем поют птицы. Кто в доме – природе живёт.

Требования к знаниям и умениям:

- через труд в природе дети выращивают растения, что приносит им большую радость от полученных результатов, с готовностью ухаживают за молодыми растениями, наблюдают за их ростом и развитием, замечают изменения, делают зарисовки, понимают, что из одного семечка можно вырастить растение;

- дети проявляют познавательный интерес в период гнездостроительной деятельности птиц, с интересом узнают о том, что самка откладывает яйца, где растут и развиваются птенцы, инициатива проявляется в самостоятельных наблюдениях, вопросах, готовности создать особо благоприятные условия для птиц (не шуметь возле гнезда, вести себя сдержанно и следовать рекомендациям взрослых);

- дети интересуются появлением на свет млекопитающих животных, как они растут и развиваются, готовы ухаживать за ними, стремятся создать для них хорошие условия, радуются их играм и забавам, наблюдают за ними, с удовольствием слушают рассказы о них, задают вопросы.

Раздел V. Жизнь растений и животных в сообществе.

Лес как экосистема. Невидимые ниточки природы. Кто главный в лесу. Пруд, озеро, река как экосистема. Луг как экосистема. Степь как экосистема.

Требования к знаниям и умениям:

- прогулки в лес вызывают в детях познавательный интерес к его жителям, особенно к детёнышам диких животных и птенцам, в лесу дети соблюдают правила поведения – не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разоряют птичьи гнёзда, норы животных, муравейники, не топчут грибы; дети учатся видеть красоту леса, слушать пение птиц и журчание ручья; знакомятся с разновидностями леса через чтение рассказов, бесед;

- дети проявляют познавательный интерес к жизни обитателей водоёмов, задают вопросы, участвуют в установлении связей между обитателями водно – прибрежной зоны, не оставляют мусор на берегу, не бросают его в воду; любуются красотой водоёмов, где можно отдохнуть;

- экскурсии на лужайку способствуют проявлению у детей интереса к его обитателям, дети самостоятельно наблюдают за насекомыми, рассматривают цветы, слушают стрекотание кузнечиков; замечают красоту разноцветья луга, полёта насекомых, свои впечатления дети отражают в рисунках;

- через рассказы дети узнают о существовании безлесных пространств – степей, где тоже растут разнообразные травы, в других странах степи имеют свои названия: прерии (в Северной Америке), пампасы (в Южной Америке), саванны (в Африке и Австралии); свои впечатления дети отражают в рисунках.

Раздел VI. Взаимодействия человека с природой.

Природа как среда обитания “дом” человека. Как жить в дружбе с природой. Мой край родной.

Требования к знаниям и умениям:

- дети с интересом узнают о необходимых условиях жизнедеятельности человека, понимают и видят красоту помещений д/с и участка, поддерживают их, радуются порядку, чистоте, свежему воздуху в местах пребывания на природе ( на водоёме, в лесопарке и т. д.);

- дети начинают понимать значимость природы для жизни человека, какую пользу природа даёт людям, дети замечают красоту изделий из дерева, бумаги, интересуются процессом их изготовления;

- вместе со взрослыми дети участвуют в природоохранной деятельности человека, начинают сами вносить свой вклад для поддержания порядка в природе.

Цель и задачи расширенного изучения предмета в подготовительной к школе группе.

  1. Основные задачи по основной программе.

Расширять представления детей о различных природных объектах и показать их взаимосвязь (учить устанавливать связи между средой обитания и образом жизни животных и растений). Объяснять экологические зависимости, осознание которых способствует развитию современного экологического мышления. Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.

  1. Задачи по национально – региональному компоненту.

Развивать у детей познавательный интерес к природе: умение самостоятельно наблюдать, различать и называть объекты природы, делать выводы об увиденном явлении.

  1. Дополнительные задачи по обновлению содержания.

Формировать у ребёнка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Расширение знаний об особенностях жизни, роста и развития отдельных живых существ, биоценозов, приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Воспитание у детей потребности в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми по охране объектов природы.

Особенностью курса является выделение специального времени на занятия (вторая половина дня), направленного на реализацию национально – регионального компонента. Компонент ДОУ осуществляется через дополнительные занятия (экологический кружок “Юный эколог”), отражённые в учебном плане ДОУ.

Сравнение программы «От рождения до школы» под редакцией

Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой  с программой С.Н.Николаевой “Юный эколог”.

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.

Комаровой, М.А.Васильевой является основной  для нашего дошкольного образовательного учреждения. В  разделе “ Познание” даются общие рекомендации о том, что должен ребёнок знать для формирования у него элементарных экологических представлений. В программе С.Н. Николаевой представлен более углублённый материал для изучения, который направлен на формирование осознанно – правильного отношения детей к природе и строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязи внутри природных сообществ. В программе «От рождения до школы» дети знакомятся с животным и растительным миром не так углублённо, как у С.Н. Николаевой. Программа С.Н. Николаевой обеспечивает понимание детьми конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, что даёт возможность детям адекватно реагировать и правильно оценивать ситуацию. В программе «От рождения до школы» дети знакомятся больше теоретически с природой, а у С.Н. Николаевой программа направлена на практическую деятельность детей, умение знать, понимать природу и соответственно этому себя вести в природе. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми выполнять трудовые действия, направленные на сохранение и улучшение жизни растений и животных. Программа «От рождения до школы» не активизирует дошкольника на активные действия, между тем, у С.Н. Николаевой процесс становления осознанно – правильного отношения к природе  сопровож-

дается определёнными формами поведения ребёнка: это самостоятельные наблюдения, вопросы, проведение опытов, стремление рассказать о переживаниях и впечатлениях, обсуждать их, воплощать в различной деятельности (отражать в игре, создавать изопродукцию, ухаживать за растениями и животными), т. е. программа С.Н. Николаевой активизирует поведение детей, даёт больше возможности использовать свои знания и умения в практической деятельности.

Программа «От рождения до школы» не распределяет обучающий материал

по экологическому воспитанию в определённой последовательности , а у С.Н.Николаевой прослеживается последовательность в подаче материала. В программе представлено 7 разделов, где постепенно от общего к конкретному представлена обучающая программа. Первый раздел – это элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и её значении в жизни живых существ. Два следующих раздела посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания. Четвёртый раздел прослеживает роль среды обитания в процессе онтогенеза – роста и развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой. В седьмом разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.

Таким образом, программа С.Н. Николаевой даёт детям возможность изучать природу более углублённо, чем программа»От рождения до школы». Программа С.Н.Николаевой реализует общую стратегию непрерывного экологического образования, закладывает основу экологической культуры и экологического сознания.



Предварительный просмотр:

МДОУ ЦРР №58 “БЕЛОЧКА”

 

Перспективный план

кружка

“Юный Эколог”

Руководитель: Воронова Н.В.

Сентябрь

  1. Что такое природа

  1. Дом под крышей голубой

Октябрь

1. Я и природа

2. Вода вокруг нас

3. Кто живет в воде

4. Что растете в воде

Ноябрь

  1. Обитатели уголка природы (рыбы, раки, улитки)

  1. Без чего нам жить нельзя (воздух)

  1. Наши пернатые друзья

  1. Обитатели уголка природы (попугаи)

Декабрь

  1. Солнце – большая звезда

  1. Что у нас под ногами (песок и глина)

  1. Что у нас под ногами (камни и земля)

  1. Эта волшебница – вода (опыты)

Январь

  1. Лес как экосистема

  1. Домашние животные

  1. Пруд, озеро, река как экосистема

  1. Кто в доме – природе живет

Февраль

  1. Комнатные растения

  1. Как растут растения

  1. Комнатные растения

  1. Зеленая аптека

Март

  1. Лес как экосистема

  1. Луг как экосистема

  1. Что в доме – природе растет

  1. О чем поют птицы

Апрель

  1. Морские обитатели

  1. Лес как экосистема
  2. Природа как среда обитания, “дом” человека

  1. Как жить в дружбе с природой

Май

  1. Как увидеть воздух, как услышать воздух (опыты)

  1. Степь как экосистема

  1. Нелюбимые животные

  1. Мой край родной

Сентябрь

  1. “Что такое природа?”

Цель: Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком. Объекты живой природы – от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой.

  1. “Дом под крышей голубой”.

Цель: Дать детям понять: что планета земля – это наш общий дом: на планете много материков, морей и океанов, два полюса Северный и Южный. Закрепить умение детей различать природные объекты от искусственных. Составлять небольшие рассказы на тему: “Я путешествую на облаке”. Воспитывать любовь к природе, умение сопереживать.

Октябрь.

  1. “Я и природа”.

Цель: Систематизировать и углублять знания детей о сезонных изменениях в природе; знать характерные признаки каждого времени года, изменения, происходящие в живой и неживой природе; воспитание любви к природе, умение видеть ее красоту и неповторимость.

  1. “Вода вокруг нас”.

Цель: Расширять представление детей о воде, значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода. Познакомить детей с явлением природы: круговорот воды в природе. Воспитание бережного отношения к воде.

  1. Кто живет в воде?

Цель: Познакомить детей с представителями водных животных, показать их особенности, приспособленность именно к водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания.

4. “Что растет в воде?”

Цель: Познакомить детей с некоторыми видами водных растений, с их особенностями, приспособленностью к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих растений и среды их обитания.

Ноябрь.

  1. “Обитатели уголка природы”.

Цель: Уточнить виды животных, которые имеются в уголке природы, все они нуждаются в определенных условиях жизни. Закрепление навыков ухода за обитателями уголка природы.

  1. “Без чего нам жить нельзя”.

Цель: Познакомить детей с понятием “воздух”, его свойствами и ролью в жизни человека. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.

  1. “Наши пернатые друзья”.

Цель: Учить детей различать и правильно называть зимующих и перелетных птиц по их характерным признакам. Классифицировать птиц на зимующих на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания. Развивать познавательный интерес у детей к жизни пернатых друзей. Воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в зимних условиях.

4. “Обитатели уголка природы ”. (попугаи)

Цель: Учить детей по внешним особенностям попугаев определять их нормальное или болезненное состояние, выделять недостающие условия и определять способы ухода. Закрепление навыков ухода за попугаями.

Декабрь.

  1. “Солнце – большая звезда”.

Цель: Дать детям представление о солнце, как о звезде, рассказать о планетах солнечной системы. Солнце – источник света, тепла. Показать детям роль солнца в жизни человека, влияние на его здоровье. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к Солнцу.

  1. “Что у нас под ногами ”. (песок и глина)

Цель: Расширять представление детей о неживой природе. Систематизировать знания о свойствах песка и глины, как человек использует песок и глину в своей деятельности. Формировать у детей интерес к объектам неживой природы

3. “Что у нас под ногами?” (земля и камни)

Цель: Расширять представления детей об объектах неживой природы, о жизни на земле и в земле. Познакомить с разнообразием камней в природе, их отличительные признаки, как человек использует камни. Воспитание бережного отношения к объектам неживой природы и сделанным из них предметам.

4. “Эта волшебница - вода”

Цель: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Воспитывать у детей интерес к опытам и исследованиям с водой.

Январь.

  1. “Лес как экосистема”.

Цель: Дать детям понятия о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу, показать детям их взаимосвязь друг с другом, у детей формируется понятие о невидимых ниточках в природе. Воспитание любви и бережного отношения в природе.

  1. “Домашние животные”.

Цель: Закрепить знания детей о диких и домашних животных, чем они отличаются, их место обитания. Учить детей понимать необходимость охраны не только животных, но и их “домов”; оказывать помощь животным, которые рядом с нами.

  1. “Пруд, озеро, река как экосистема”.

Цель: Познакомить детей с представителями водных обитателей, показать их особенности, приспособленность именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих обитателей и среды их обитания.

4. “Кто в доме - природе живет”

Цель: Познакомить детей с разнообразием животного мира нашей планеты Земля. Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности животных, устанавливать связи между средой обитания и внешним миром. Воспитание бережного отношения к животным.

Февраль.

  1. “Комнатные растения”

Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о растениях. Учить детей более полно описывать растения, отмечая существенные признаки внешнего вида отдельных частей растений. Воспитывать интерес к жизни растений.

  1. “Как растут растения”.

Цель: Углублять знания детей о существовании растений в разных экосистемах, какие условия им необходимы для роста и развития. Развивать у детей интерес к растительному миру.

  1. “Комнатные растения”.

Цель: Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное или болезненное состояние, выделять недостающие условия и определять способы ухода, которые могут их восполнить. Уточнить представление о том, что среди растений есть влаголюбивые и засухоустойчивые, светолюбивые и теневыносливые. Закрепить навыки ухода за комнатными растениями и способами их размножениями. Воспитание бережного отношения к растениям, умение сопереживать им как живым существам.

  1. “Зеленая аптека”.

Цель: Дать детям представления о целительных свойствах зеленых растений, познакомить с некоторыми из них; учить детей узнавать и правильно называть их характерные признаки. Понимание неповторимости каждого вида растения, их роль в природе и в жизни человека. Воспитание эмоционального, бережного отношения к растениям.

Март.

  1. «Лес как экосистема».

Цель: Показать детям разнообразие растительного мира леса, познакомить с его разновидностями (лес бывает еловый, сосновый и широколиственный). Сравнение хвойных и лиственных деревьев, чем они похожи и чем различаются. Роль леса в жизни человека, вспомнить с детьми правила поведения во время отдыха в лесу.

  1. «Луг как экосистема».

Цель: Расширять представления детей о жизни луга как экосистемы, показать взаимосвязь растительного и животного мира в этой экосистеме. Воспитание любви к родному краю.

  1. «Что в доме - природе растет».

Цель: Показать детям разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы, их характерные признаки. Учить детей понимать неповторимость каждого вида растения, их роль в природе и в жизни человека. Воспитывать у детей интерес к растительному миру природы.

  1. «О чем поют птицы».

Цель: Систематизировать знания детей о птицах, их жизни в разное время года, особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках и приспособлении к среде обитания. Познакомить с удивительными загадками и тайнами природы. Продолжать активизировать познавательные способности детей. Желание помочь птицам в трудных условиях.

Апрель.

  1. «Морские обитатели».

Цель: Познакомить с многообразием морских обитателей, развивать познавательный интерес к природе, желание узнавать о характерных особенностях, образе жизни, о приспособленности живых организмов.

  1. «Лес как экосистема».

Цель: Закрепить знания детей о животных и растениях леса, невидимых ниточках природы, подвести к пониманию того, что в природе существует все в равновесии. Закрепить с детьми правила поведения в лесу, умение соответственно им себя вести.

  1. «Природа как среда обитания «дом» человека».

Цель: Познакомить детей с характерными этапами развития живых организмов. Человек является частью природы и ему необходимы условия жизни, что и для всех живых организмов: тепло, свет, воздух и вода.

  1. «Как жить в дружбе с природой».

Цель: Способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой: как человек использует природу. Воспитание бережного отношения к природе и к предметам, сделанными руками человека.

Май.

  1. «Как увидеть воздух, как услышать воздух».

Цель: Углублять и расширять знания детей о свойствах воздуха через опыты с ним; показать роль воздуха в жизни человека. Развивать у детей познавательный интерес.

  1. «Степь как экосистема».

Цель: Расширять представления детей о жизнедеятельности растений и животных в степи, их приспособлении к среде обитания. Развивать у детей познавательный интерес к окружающей действительности.

  1. «Нелюбимые животные».

Цель: Учить детей узнавать и правильно называть земноводных, рептилий; понимать, какую приносят пользу эти животные в природе; формирование правил поведения с этими животными.

  1. «Мой край родной».

Цель: Обобщать и систематизировать знания детей о жизни растений и животных родного края. Закрепить знания о правилах поведения в природе. Воспитывать любовь к родному краю.



Предварительный просмотр:

Приложение к рабочей программе по курсу “Экологическое воспитание”. Раздел I. Неживая природа – среда жизни растений, животных, человека

Тема занятия

Базовая программа

Национально – региональный компонент

Компонент ДОУ

Предварительная работа

Наблюдения, опыты

Сопутствующие формы работы

Что такое природа

Что такое живая и неживая природа, объяснить экологические зависимости, осознание которых способствует развитию экологического мышления: без неживой природы не может быть жизни на Земле

Учить детей замечать красоту и неповторимость природы

Научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных руками человека. Сформировать у ребёнка представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы)

Дидактические игры: “Живая – неживая природа”, “На что это похоже”

Наблюдения на прогулке (состояние снега в разную погоду, земли в разное время года, какое небо утром, днём, вечером, что происходит с водой в холодное время года)

Уборка территории д/с

Дом под крышей голубой

Знакомить с нашей планетой (Земля – это громадный шар, на Земле есть материки, два полюса – Северный и Южный)

Сравнить природу Средней полосы с природой Севера и Юга

Узнавать и правильно называть на глобусе названия материков, различать природные объекты от искусственных, воспитывать любовь к природе

Дидактические игры: “На что это похоже”, “Чудесный мешочек”

Наблюдение с детьми: как вертится глобус (сравнение модели с планетой Земли)

Вода вокруг нас (1-ое занятие)

Эта волшебница – вода (2-ое занятие)

Расширять представления детей о воде, значение воды в нашей жизни, где и в каком виде существует вода

Воспитывать у детей бережное отношение к воде (не оставлять без надобности открытые краны), поощрять самостоятельные опыты с водой

Познакомить детей с явлением природы: круговорот воды в природе

Игры с водой: “Тонет – не тонет”, “Волшебная вода”, д/и “Ходят капельки по кругу”

Опыты по выявлению свойств воды, наблюдение за состоянием снега в разную погоду

Консультация с родителями “Как сохранить воду чистой”

Без чего нам жить нельзя (1 занятие)

“Как увидеть воздух, как услышать воздух” (2 занятие)

Расширять представления детей о воздухе, его роль в жизни человека, каким бывает воздух во время движения

Поощрять интерес к окружающей жизни, любознательность, желание помочь взрослым очищать воздух

Воздух – среда обитания живых существ (птиц, насекомых)

Дидактическая игра: “Летает – не летает”

Опыты по выявлению свойств воздуха

Родительское собрание “Как сохранить воздух чистым”

Что у нас под ногами (камни, песок, глина)

Расширять представления детей об объектах неживой природы, о жизни на земле и в земле

Формирование понимания необходимости бережного отношения к почве и её жителям

Систематизировать знания детей о свойствах песка, глины, камней; как человек использует глину, песок, камни; развитие эстетического вкуса детей

“Чудесный мешочек”, “Из чего это сделано”

Опыты по выявлению свойств глины, песка, камней

Экологический досуг “Путешествие в подземное царство”

Я и природа

Систематизировать и углублять представления детей о сезонных изменениях в природе

Учить детей замечать красоту и неповторимость природы в разное время года

Закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе; воспитывать у детей эстетические чувства и любовь к природе

Дидактические игры: “Я начну, а ты закончи”, “Когда это бывает”

Наблюдения на прогулке за погодой, рисунки в календаре природы

Выставки “Дары природы”, “Зимние узоры”, “Пробуждение природы”

Солнце – большая звезда

Дать представление о солнце как о звезде; рассказать детям о планетах Солнечной системы; солнце – источник света и тепла, роль солнца в жизни человека, влияние на его здоровье

Воспитывать у детей эмоциональное отношение к солнцу

Систематизировать знания детей о планетах Солнечной системы, о роли солнца в жизни на Земле

Игры: “Догони свою тень”, “Солнечные зайчики”

Наблюдение за солнцем в разное время, опыт “Солнечный лучик”

Праздник “Весна - красна”

Раздел II. Многообразие растений и их связь со средой обитания

Комнатные растения

Формировать умение различать и называть комнатные растения; закрепление навыков ухода за комнатными растениями; пересадка и размножение растений разными способами

Поддерживать желание ухаживать за растениями; украшать группу и помещения д/с красивыми и здоровыми растениями

Учить детей по внешним особенностям растений определять их нормальное и болезненное состояние, выделять недостающие условия и определять способы ухода; уточнить представление о том, что есть влаголюбивые и засухоустойчивые растения

“Отгадай, что за растение”; выращивание рассады

Ежедневные наблюдения за комнатными растениями, опыты с растениями (разные растения требуют разного ухода)

Организовать службу скорой помощи больным растениям

Зелёная аптека

Формировать умение различать и называть лекарственные растения; выращивание лекарственных растений на огороде, уход за ними

Поддерживать желание детей выращивать лекарственные растения на огороде; понимание неповторимости каждого вида растения, их роль в природе и жизни человека

Дать детям представление о целительных свойствах зелёных растений, учить детей их узнавать и правильно называть характерные признаки; воспитание бережного отношения к растениям

Дидактическая игра: “Узнай по описанию”; посев семян на рассаду, зарисовки в дневнике наблюдения

Наблюдение за ростом и развитием семян на рассаду, опыты с семенами

Фитобар

Что растёт в воде и рядом с водой

Расширять представления детей о жизни растений в водной среде; формировать представление о приспособлении растений к среде обитания

Понимание необходимости охраны растений водоёмов и среды их обитания

Учить детей узнавать растения по их внешним признакам, развивать умение устанавливать причинно – следственные связи между средой обитания растений и особенностями их внешнего вида

Дидактическая игра: “Узнай по описанию”

Наблюдения за растениями на водоёмах

Составление коллективного рассказа “Как помочь растениям водоёмов”

“Что в доме – природе растёт”

Формировать умение различать и называть травянистые растения, кустарники, деревья, комнатные растения

Знакомить с растениями родного края

Разнообразие видов растений в природе; учить детей узнавать их по характерным признакам, устанавливать причинно – следственные связи между средой обитания растений и особенностями их внешнего вида

Дидактические игры: “Что лишнее”, “Чего не стало”, “Узнай по описанию”

Наблюдения за растениями в разное время года, как они готовятся к зиме; опыты с семенами

Выставка детских рисунков “Растения – лёгкие планеты”

Раздел III. Многообразие животных и их связь со средой обитания

Обитатели уголка природы

Уточнить виды животных, которые имеются в уголке природы, все они нуждаются в определённых условиях жизни; закрепление навыков ухода за обитателями уголка природы

Поддерживать желание детей ухаживать за обитателями уголка природы (рыбками, мелкими грызунами, попугаями)

Учить детей по внешним особенностям животных определять их нормальное или болезненное состояние, выделять недостающие условия и определять способы ухода; устанавливать связи между средой обитания и внешним видом

Уход за обитателями уголка природы; “Узнай по описанию”, “Кому какой корм”

Наблюдения за обитателями уголка природы

Организовать службу спасения обитателям уголка природы

Кто живёт в воде

Расширять представления детей о жизни животных в воде; формировать представление о приспособлении животных к среде обитания

Знакомить детей с обитателями водоёмов родного края

Узнавать и правильно называть обитателей водоёмов по их характерным признакам; воспитывать бережное отношение к обитателям водоёмов

Дидактическая игра: “Узнай по описанию”

Наблюдать, как размножаются лягушки

Консультация для родителей “Как очистить водоёмы” (поможем обитателям водоёмов)

“Домашние животные”

Учить различать и называть характерные особенности домашних животных, их сходство и различие с дикими животными; устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни

Поддерживать желание детей узнавать о животных, обитающих в нашей стране; оказывать помощь животным, которые рядом с нами

Узнавать и правильно называть животных; учить детей понимать необходимость охраны  животных,  воспитывать бережное отношение к животным

Дидактические игры: “Кому какой корм”, “Узнай по описанию”, “Кто лишний”; уход за домашними животными дома

Наблюдения за домашними животными (их рост и развитие)

Экскурсия в экологический музей г. Мытищи; консультация для родителей “Радость общения детей с животными”

“Перелётные и зимующие птицы”

“Наши пернатые друзья”

Формировать обобщённое представление о перелётных и зимующих птицах; углублять представления о причинах отлёта птиц; воспитывать любовь к птицам

Знать птиц нашего края; поддерживать желание детей помогать им в зимних условиях

Знать и различать зимующих и перелётных птиц по существенному признаку; классифицировать птиц на зимующих на основе установления связи между характером корма и возможностью его добывания

Сбор семян осенью для подкормки птиц зимой; сделать кормушки и повесить их на участке; дидактические игры: “Кто как кричит”, “Кому какой корм”; прослушивание записи пения птиц в лесу

Наблюдение на прогулке за птичьей столовой

Панорама добрых дел “Как мы птицам помогаем”

Нелюбимые животные

Раскрыть необоснованность мотивов преследования людьми некоторых нелюбимых животных

Знать земноводных и рептилий, обитающих в природе Средней полосы; поддерживать интерес детей к этим животным

Узнавать и правильно называть земноводных и рептилий; понимать, какую пользу приносят эти животные в природе; формирование правильного поведения с этими животными

“Что было бы, если…”, чтение энциклопедии “Земноводные и рептилии”

Цикл наблюдений за лягушками в уголке природы

Просмотр телепередач дома “В мире животных”

Раздел IV. Рост и развитие растений и животных, их связь со средой обитания

Как растут растения

Обобщить представления о росте и развитии растений; установить связь между ростом растений и их потребностями в различных условиях среды

Вызвать интерес к росту растений, желание ухаживать за ними, быть внимательными и заботливыми по отношению к растениям

Углублять представления о растениях, о существовании их в разных экосистемах, какие условия им необходимы для роста и развития; развивать у детей интерес к растительному миру

Посев семян, уход за ростками, зарисовки в дневнике наблюдения

Наблюдения за ростом и развитием рассады

Выращивание цветов к выпуску в школу

О чём поют птицы

Развивать обобщённые представления детей о птицах, живущих не только в нашей стране, но и в других странах

Трудности зимующих птиц в зимних условиях и как помочь птицам весной в период гнездования

Расширять у детей знания и представления об особенностях внешнего вида, жизненных проявлениях, повадках птиц и приспособлении их к среде обитания

Сделать скворечники и повесить их на участке весной

Наблюдение за скворцами, как взрослые заботятся о потомстве

Праздник “Встреча птиц”

Кто в доме – природе живёт

Познакомить детей с животными нашей планеты Земля; развивать гуманное отношение к животным

Знать животных родного края; желание помочь им и ухаживать за ними

Обобщать и систематизировать знания детей о жизнедеятельности животных, устанавливать связи между средой обитания и внешним видом, средой обитания и образом жизни животных

Дидактические игры: “Кто где живёт”, “Кому какой корм”

Раздел V. Жизнь растений и животных в сообществе

Лес как экосистема

Расширять представления детей о лесе; закреплять знания детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; воспитывать бережное отношение к обитателям леса

Знать животных и растения Средней полосы, правила поведения в лесу, роль леса в жизни человека

Закрепить знания детей о животных и растениях леса, показать детям их взаимосвязь друг с другом (растений и животных, растений и растений, животных и животных); живые цепочки; кто главный в лесу; воспитывать бережное эмоциональное отношение к лесу

Дидактические игры: “Детки на ветке”, “С какого дерева листок”, “Кто где живёт”, “Что будет, если…”, “Живая пирамида”; экскурсия в лесопарк

Учить детей на прогулке, в лесу с родителями находить тайны природы, слушать пение птиц, журчанье ручья

Выставка детских рисунков “Берегите лес”

Пруд, озеро, река как экосистема

Расширять представления детей о жизни в воде; формировать умение различать и называть растения водоёмов, классифицировать рыб, водоплавающих птиц, гнездившихся на берегах рек и озёр

Вызвать интерес к жизни обитателей водоёмов родного края

Систематизировать знания детей об обитателях рек, озёр, прудов, узнавать их по внешним признакам; беречь водоёмы от загрязнения

Разучивание загадок о пресноводных обитателях; дидактическая игра: “Узнай по описанию”

Наблюдение за живым карпом; цикл наблюдений за лягушкой в уголке природы

Коллективная работа по аппликации “Кто живёт в реке”

Луг как экосистема

Расширять представления детей о жизни луга как экосистемы, показать взаимосвязь обитателей луга

Учить детей замечать красоту лугов нашего края, беречь эту красоту

Закреплять знания детей о растениях луга, насекомых; воспитание любви к родному краю

“Узнай по описанию”

Наблюдать за насекомыми

Рисунки детей “На лужайке”

Морские обитатели

Расширять представления детей о жизни в море как растений, так и животных, их взаимосвязи друг с другом и средой обитания

Знать моря своей страны, видеть красоту морского пейзажа

Узнавать и правильно называть морских животных растения моря; воспитывать у детей бережное эмоциональное отношение к морям и океанам

Сделать поделки из морских камушков и ракушек, привезённых детьми с моря; чтение энциклопедии про море

Наблюдать за морем во время отдыха с родителями

Консультация для родителей “Море в опасности”

Степь как экосистема

Расширять представления детей о жизни растений и животных в степи

Вызвать интерес детей к жизни растений и животных в степях нашей Родины

Узнавать и правильно называть растения и животных степей, их приспособленность к условиям жизни; воспитание любви к природе

Чтение рассказов о степях; дидактическая игра: “Узнай по описанию”

Предложить детям нарисовать степь и её обитателей

Раздел V. Взаимодействие человека с природой

Как всё живое растёт (человек – часть природы)

Формировать представления о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы); воспитание любви к природе

Поддерживать у детей интерес к родной природе и желание её беречь

Познакомить  детей с характерными этапами развития живых организмов; люди являются неразрывной частью природы и им необходимы условия жизни, что и для всех живых организмов на Земле (тепло, свет, воздух, вода)

Игры: “Что было бы, если…”

Наблюдения за ростом и развитием животных, растений; посадка фасоли в землю, уход за ростками

Выставка детских рисунков “Природа – дом человека”

Как жить в дружбе с природой

Способствовать осмыслению разных аспектов взаимоотношений человека с природой: как человек использует природу; воспитание бережного отношения к природе и предметам, сделанным руками человека

Учить детей видеть эстетику окружающей действительности и не наносить вреда природному богатству (закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан; не загрязняй воздух и т. д.)

Природа даёт человеку знания, которые он использует в своей деятельности, в создании благоприятных условий жизни, труда и отдыха

Сделать с детьми поделки из природного материала; лепка из глины, конструирование из бумаги

Наблюдения за тем, как мы себя чувствуем в душном помещении и на свежем воздухе

Выставка поделок из природного материала; праздник “Мы – друзья природы”

Мой край родной

Обобщать и систематизировать знания детей о жизни растений и животных родного края; воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия

Знать заповедники родного края, что такое Красная книга, какие животные и растения занесены в эту книгу; как беречь природу и приумножать её

Знать правила поведения в природе и соответственно им вести себя в природной среде; воспитывать любовь к родному краю и чувство ответственности за её состояние

Дидактические игры: “Узнай по описанию”, “Чудесный мешочек”; рассматривание картин Шишкина, Левитана, Саврасова, Айвазовского

Наблюдение за природой на территории д/с и во время отдыха с родителями на природе

Природоохранная акция “День Земли”



Предварительный просмотр:

                                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

МДОУ ЦРР детский сад №58 “Белочка” работает по программе дошкольного образо-

вания «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Ва-

сильевой. Одним из приоритетных направлений является экологическое образование детей. Настоящая программа разработана на основе обязательного минимума содержания по познавательному развитию для ДОУ с учетом приоритетного экологического на-правления работы ДОУ. Занятия по экологическому воспитанию в детском саду проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Диагностика проводится  2 раза в год. Рабочая программа составлена на основании авторской программы С.Н. Николаевой “Юный эколог”, 1999г.Дополнительные занятия (кружок) по экологическому воспитанию в старшей группе проводятся один раз в неделю. Всего 34 дополнительных занятий в год. Длительность одного занятия – 30 минут.

 Целью кружковой работы является познание живого, которое рядом с ребенком, во взаимосвязи со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ним; осознанно – правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живого, желания практически сохранить, поддержать или создать для него нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких – либо условий; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Также дети знакомятся с неживой природой: со свойствами воды, воздуха, почвы и т. д. У детей формируются начала экологической культуры – осознано – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы.

        Вся работа с детьми осуществляется по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Дополнительно в работе я использовала программу С.Н. Николаевой “Юный эколог”, так как основная программа недостаточно подробно осуществляет познание и понимание детьми живого.

В основной программе дети получают только новые знания о природе, а программа С.Н.Николаевой дает возможность дать эти знания более глубоко и на основе этих знаний выработать у детей осознанно – правильное отношение к ней. В основной программе в экологическом воспитании не просматривается практическая деятельность дошкольников, а у С.Н. Николаевой эта деятельность имеет ключевое значение. Совместный труд с воспитателем позволяет приобрести детям умения, правильные способы практического взаимодействия с природой, т.е. дети приобщаются к созидательному процессу. Участие в “Панораме добрых дел” помогает развить в дошкольниках такие моральные качества, как способность сочувствовать, сопереживать, заботиться о других. Эстетическое развитие способствует умению детей видеть красоту в любых естественных проявлениях здорового живого организма, понимать красоту природы, запечатленную в произведениях искусства (музыке, поэзии, живописи, графике, предметах прикладного искусства) и создавать ее своими руками через разные формы изодеятельности. Дети приобщаются к пониманию здоровья как ценности, которою надо беречь с малых лет.

        Дополнительные занятия направлены на реализацию национально – регионального компонента.

        Сопутствующие формы обучения:

        

а) экскурсии

        

б) выставки

        

в) лаборатория

        

г) КВН

        

д) экологические игры

        

Формы занятий:

  1. целое (полное)

  1. практические виды деятельности (опыты, эксперименты, исследования)

  1. труд

  1. игра

Рабочая программа составлена с учетом интеграции всех образовательных областей:

ОО»Здоровье», где используем все компоненты природы для укрепления физического и психического здоровья, закаливающие процедуры.

ОО»Физическая культура», где дети участвуют в разнообразных подвижных играх,

способствующих развитию психофизических качеств, где прививаются основы

здорового образа жизни.

ОО»Социализация», где дети через экологические игры приобщаются к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения, у них формируются патриотические чувства- любовь к родному краю.

ОО»Безопасность», где через общение с природой у детей формируются навыки

культуры поведения в природе: дети знакомятся с правилами поведения в природе.

ОО»Труд», где дети принимают участие в природоохранных акциях, помогают взрослым на огороде и в цветнике, дежурят в уголке природы.

ОО»Познание», где дети узнают о том, что жизнь человека зависит на Земле от

окружающей среды; через опыты и эксперименты дети познают свойства явлений

природы.

ОО»Коммуникация», где через стихи, загадки, пословицы, поговорки, заклички, рассказы у детей обогащается природоведческий словарь.

ОО»Чтение художественной литературы», где используются произведения о природе.

ОО»Художественное творчество», где используются произведения живописи о природе по сезонам, изготавливаются различные поделки из природного материала.

ОО»Музыка», где разучиваются музыкальные произведения о природе, сезонных

изменениях, проводятся музыкальные праздники и развлечения.

Вариативность проведения диагностики.

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь - октябрь), итоговая (май).

              Цель и задачи расширенного изучения предмета в старшей группе:

  1. Основные задачи по основной программе:

Расширять и обобщать знания детей о мире природы, как целостной взаимосвязанной системе.

  1. Задачи по национально – региональному компоненту:

Развивать общие познавательные способности: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно – следственные связи.

  1. Дополнительные задачи по обновлению содержания:

Формировать осознанное и бережное отношение детей к природе. Расширение кругозора. Воспитание у детей старшего дошкольного возраста потребности в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, умения подчинять свои интересы определенным правилам.

Национально – региональный компонент. 

        Особенностью курса является выделение специального времени на занятия (2 – я половина дня), направленного на реализацию национально – регионального компонента.

Компонент ДОУ (локальный компонент).

        Осуществляется через дополнительные занятия (кружок) “Юный эколог”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию старшая группа.

Пояснительная записка к рабочей программе по музыкальному воспитанию ст. гр....

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению

В возрасте 2—3 лет ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Этот период характеризуется обостренной чувстви­тельностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному уч...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации детей к дошкольному учреждению на 2014-2015 учебный год

Рабочая программапсихолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возрастав  период адаптации детей к дошкольному учреждениюна 2014-2015 учебный год ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению на 2014-2015учебный год

Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации, а также измене­ние, преобразование...

«ВОЛШЕБНЫЙ ЗАВИТОК» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Обучение детей элементарным приемам техники «квиллинг» Разработана на основе парциальной программы «Конструирование и ручной труд в детском саду» Л.В

Занятия художественным творчеством имеют большое значение в становлении личности ребенка. Они способствуют раскрытию творческого потенциала личности ребенка, вносят вклад в процесс формирования эстети...

Рабочая программа по трудовому воспитанию старших дошкольников «Рукам - работа, душе – праздник» (хозяйственно – бытовой труд)

Приобщение ребенка к самостоятельному посильному труду, его знакомство с работой взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленнос...

Рабочая программа по правовому воспитанию старших дошкольников 5-6 лет

Рабочая программа по правовому воспитанию  дошкольников  5-6 лет...