Рабочая программа дополнительного образования "Музыкальная шкатулка"
рабочая программа (подготовительная группа)

Корец Юлия Александровна

Рабочая программа дополнительного образования "Музыкальная шкатулка" направлена на развитие познавательного интереса, как первой ступеньки к дальнейшему обучению в школе.

Цель программы:

  • Формирование элементарных представлений о музыке, свойствах звука у старших докольников посредством экспериментальной деятельности. 

Задачи программы:

  • Развивать интерес самостоятельно добывать знания (посредством экспериментальной деятельности)
  • Формировать элементарные представления о том, как устроены музыкальные инструменты;
  • Учить делать музыкальные инструменты (шумовые) из подручного материала;
  • Активизтровать словарь детей;
  • Воспитывать бережное отношение к своему организму и друг к другу.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рассмотрена

на педсовете, протокол

от «     »             2018 г. №

Утверждена

приказом  заведующей

МБДОУ № 1 г.Починка

от «    »           2018 г. №

                                                                                    Е.М.Чижова

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад № 1 г. Починка

Рабочая  программа

Дополнительно-образовательной деятельности

по формированию у старших дошкольников элементарных музыкальных представлений посредством экспериментальной деятельности

«Музыкальная шкатулка»

     

Образовательная область: «художественно-эстетическое развитие»,

«познавательное развитие»

Педагог: Корец Юлия Александровна

Возраст детей: 6-7 лет

Срок реализации:  1 год

г. Починок

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………..0

Место дополнительно-образовательной деятельности

в воспитательно-образовательном процессе………………………….2

Формы организации деятельности…………………………………….3

Планируемые результаты………………………………………………4

Построение программы………………………………………………...4

Содержание программы………………………………………………...6

Описательная характеристика уровней освоения программы ………9

Критерии для определения уровня освоения программы……………9

Карта индивидуальной диагностики дошкольников ……………….11

Используемая литература………………………………………………12


Пояснительная записка

Одной из актуальных проблем современности является проблема интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. В этой связи необходимо развивать у дошкольников продуктивные формы мышления. Одним из эффективных методов работы является я деятельность, а именно экспериментирование. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается в интеллектуальном смысле.

По мнению академика Н.Н,Подьякова в деятельности экспериментированя ребёнок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления, с целью более полного их познания и освоения. Детское экспериментирование достаточно легко интегрируется в во многие виды детской деятельности, в том числе и в музыкальную.

В музыкальном образовании процесс экспериментирования способствует развитию инициативности, произвольности и креативности личности ребёнка, формированию его интеллектуальной компетентности.

        Среди музыкальных экспериментов важное место занимают эксперименты со свойствами звука. А это в свою очередь является первой ступенькой вхождения ребёнка в мир музыки.

        В процессе таких экспериментов дети учатся различать шумовые и музыкальные звуки, находить звуковые ассоциации, группировать звуки на основе общих признаков, подбирать к звукам словесные определения. Эксперименты проводятся с целью поиска ассоциаций в звучании различных звуков (шуршание бумаги похоже на шорох листьев, звон колокольчика на пение птички). Вся деятельность носит игровой характер.

        Одной из главных задач, которую ставит программа, является потребность самостоятельно добывать знания путём экспериментирования.

        Программа строится от простого к сложному. В первых темах дети знакомятся с определением «звук», ищут его в предметах окружающего мира. Затем дети подводятся к пониманию причин возникновения звуков: что такое звук, как распространяются звуковые волны, почему возникает эхо (темы: «Что такое звук?», «Звук и я»). Экспериментальным путём выявляется причина возникновения высоких и низких звуков, зависимость слышимых звуков от размера предмета их издающего. Далее дети знакомятся с историей возникновения музыкальных инструментов, с тем как они устроены, почему издают звук.

        Для успешной реализации программы в дошкольной организации создана музыкальная мини-лаборатория «Музыкальная шкатулка», в которой хранится необходимое для экспериментов оборудование.

        Программа «Музыкальная шкатулка» направлена на обеспечение эмоционального благополучия дошкольника, на развитие познавательного интереса, как первой ступеньки к дальнейшему обучению в школе.

Цель программы:

Цель программы — формирование элементарных музыкальных представлений у старших дошкольников посредством экспериментальной деятельности.

Задачи программы:

- Развивать интерес самостоятельно добывать знания (путём экспериментальной деятельности);

- Формировать элементарные представления о свойствах звука;

- Формировать представление о том, как устроены музыкальные инструменты;

- Учить делать музыкальные инструменты из подручного материала;

- Активизировать словарь детей музыкальными терминами;

- Воспитывать бережное отношение к своему организму и друг к другу;

Место дополнительно-образовательной деятельности в воспитательно-образовательном процессе

В реализации программы участвуют дети подготовительной группы. Продолжительность образовательного процесса 1 год. Занятие кружка проводится один раз в неделю во второй половине дня, продолжительностью 25-30 минут, с 1 октября по 31 мая. Всего 30 занятий.

Для реализации программы создана следующая развивающая среда:

минилаборатория, в которой имеются:

  • линейки;
  • нитки;
  • стаканчики;
  • соломинки;
  • стеклянные стаканы;
  • пуговицы;
  • природный бросовый материал (скорлупа грецкого ореха, шишки, крупы);
  • шумовые инструменты;
  • фонендоскоп;
  • тетради;
  • карандаши, фломастеры;
  • кастрюля;
  • музыкальные инструменты (домра, балалайка, трещотки, бубен, баян, аккордеон, металлофон, ксилофон, дудочки, погремушки).

– мультимедийное оборудование (видеопроектор, ноутбук);

аудиотека;

игротека.

Направления организации работы:

  • занятия познавательного цикла;
  • совместная деятельность взрослых и детей;
  • самостоятельная деятельность детей;

Формы организации детей:

  • беседы, дидактические игры;
  • развлечения;
  • тематическе вечера;
  • игры, забавы, игры-драматизации;
  • выставки творческих работ;
  • конкурсы, викторины.

Формы организации педагога:

  • собирание игр, изготовление оборудования к играм;
  • изготовление простейших шумовых инструментов;
  • работа кружка «Музыкальная шкатулка».

Формы оценки планируемых результатов:

  • наблюдение;
  • диагностика.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения программы

  •    Ребенок проявляет интерес к экспериментальной деятельности.
  •    Понимает природу возникновения и распространения звука.
  •    У ребёнка развито тембровое ладовое чувство, чувство ритма.
  •    Ребёнок знает и может рассказать о народных музыкальных инструментах, о том, как они устроены.
  •    Знает и может рассказать о том, как устроены музыкальные инструменты.
  •    Способен к творческому самовыражению.

Построение программы

Тема модуля

Тема занятия

октябрь

Где звук берёт начало

1 занятие «На зелёном лугу»

2 занятие «В лесу»

3 занятие «У тихого пруда»

4 занятие «Высоко в горах»

ноябрь

Мир звуков

1-2 занятие «Что такое звук»

3-4 занятие «Звук и я»

декабрь

Музыка во всём

1-2 занятие «Деревянные истории»

3-4 занятие «Металлическая фантазия»

январь

Музыка во всём

1-2 занятие «Стеклянное королевство»

3-4 занятие «Бумажный карнавал»

февраль

Без чего не бывает музыки

1-2 занятие «Его Величество Ритм»

3-4 занятие «Госпожа Мелодия»

март

Поющая старина

1 занятие «Как появились инструменты»

2 занятие «Народные ударные инструменты»

3 занятие «Народные духовые инструменты»

4 занятие «Народные струнные инструменты»

апрель

Где живёт музыка

1 занятие «Музыкальная шкатулка»

2 занятие «Шарманщик поёт»

3-4 занятие «Современная аппаратура»

май

Игры звуками

1 занятие «Озвучиваем стихи»

2 занятие «С утра до вечера»

3 занятие «Звёздный урок»

Содержание программы

Модуль 1.   « Где звук берёт начало

Тема 1. «На зелёном лугу»

Цель: дать представление о том, что мы живём в мире звуков, развивать слуховое воображение, творческую активность.

Тема 2. «В лесу»

Цель: продолжать искать звуки в окружающем нас мире – в лесу, развивать слуховое внимание, фантазию.

Тема 3. «Водная стихия»

Цель: дать представление о том, что один и тот же источник – вода, может таким разным (тихий пруд, весёлый ручеёк, бушующее море), развивать тембровый слух, воображение.

Тема 4. «Высоко в горах»

Цель: продолжать искать звуки окружающего мира, развивать тембровый слух, ассоциативное мышление.

Модуль 2. «Мир звуков»

Тема 1. «Что такое звук» 

Цель: познакомить детей с понятием ЗВУК ( что такое звук, как распространяются звуковые волны, почему возникает эхо), экспериментальным путём выявить причину возникновения высоких и низких звуков, зависимость слышимых звуков от размера предмета их издающего.

Тема 2. «Звук и я»

Цель: дать представление о том, какие органы помогают человеку слышать и воспроизводить звуки, познакомить со строение уха и голосовых связок.

Модуль 3. «Музыка во всём»

Тема 1 «Деревянные истории»

Цель: привлечь внимание детей к миру звуков, издаваемых деревянными предметами и музыкальными инструментами из дерева. Развивать чуткость тембрового слуха, фантазию и изобретательность в звукотворчестве,  ассоциативное мышление и воображение.

Тема 2 «Металлическая фантазия»

Цель: познакомить детей со звуками, производимыми металлическими предметами и инструментами, развивать воображение, темброво-ритмический и интонационный слух.

Тема 3 «Стеклянное королевство»

Цель: обратить внимание на особое звучание стеклянных звуков, учить соотносить стеклянные звуки с некоторыми эмоциональными состояниями,  развивать тембровый слух, ассоциативное мышление и воображение.

Тема 4 «Бумажный карнавал»

Цель: познакомить детей с шуршащими звуками, предметами их издающими, развивать тонкость тембрового слуха, способность к импровизации.

Модуль 4.  «Без чего не бывает музыки»

Тема 1. «Его Величество Ритм»

Цель: познакомить детей с понятием ритм (чередование), дать представление о том, что ритм существует везде: в природе (цикличность времён года), внутри человека (сердцебиение), в звуках окружающего мира (стук колёс у поезда, стук дятла, звук падающих капель с крыши), и конечно, в музыке (дать представление о длинных и коротких звуках).

Тема 2. «Госпожа мелодия»

Цель: дать представление о том, что такое мелодия.

Модуль 5. «Поющая старина»

Тема 1. «Как появились инструменты»

Цель: сформировать представление о том, что музыка с самых древних времён интересовала человека, познакомить с историей создания музыкальных инструментов.

Тема 2. «Народные ударные инструменты»

Цель: познакомить с русскими народными ударными инструментами, начиная от самых простых (барабанка, деревянные ложки) до современного(ксилофон), развивать чувство ритма.

Тема 3. «Народные духовые инструменты»

Цель: дать представление о народных духовых инструментах (жалейка, рожок, кугиклы), познакомить с их звучанием, развивать звуковысотный, ладовый  и тембровый слух.

Тема 4. «Народные струнные инструменты»

Цель: познакомить детей с более поздней группой народных инструментов – струнной группой (гусли, скрипка, балалайка, домра),  развивать звуковысотный, ладовый  и тембровый слух.

Модуль 6.  «Где живёт музыка»

Тема 1 «Музыкальная шкатулка»

Цель: познакомить со старинным предметом – музыкальной шкатулкой, развивать воображение.

Тема 2 «Шарманщик поёт»

Цель: познакомить с шарманкой, с традицией её использования.

Тема 3 «Современная аппаратура»

Цель: рассказать о современной звукоиздающей аппаратуре 20 века, начиная с граммофона.

Модуль 7.  «Игра звуками»

Тема 1 «Озвучиваем стихи»

Цель: развивать воображение, ассоциативное мышление, творческую активность.

Тема 2 «С утра до вечера»

Цель: устанавливать в сознании детей связь между музыкальными звуками и их возможным смыслом, развивать воображение.

Тема 3 «Звёздный урок»

Цель: развивать звуковую фантазию, слуховое воображение, способность к звукоподражанию «неслышимого» - звуков Вселенной, музыки звёзд, хора планет и т.д.

Описательная характеристика уровня освоения программы

Определение уровня сформированности элементарных музыкальных представлений посредством экспериментальной деятельности осуществляется в непринуждённой беседе. Используются игровые приёмы и наглядные пособия.

  1. Ребенок проявляет интерес к экспериментальной деятельности.
  2. Ребёнок может рассказать о том, что такое звук, откуда он берётся, как распространяется.
  3. Имеет элементарные музыкальные представления (звук, ритм, лад, мелодия).
  4. Знает и может рассказать о русских народных инструментах, о том, как они устроены.
  5. Проявляет активность в выполнении творческих заданий.

Критерии для определения уровня освоения программы

Критерии оценки

Уровни

Баллы

1.

Проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

Проявляет активный интерес к экспериментальной  деятельности.

3 балла

Проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

2 балла

Слабо проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

1 балл

2.

Ребёнок может рассказать о том, что такое звук, откуда он берётся, как распространяется.

Отлично, без помощи взрослого отвечает на вопрос.

3 балла

Хорошо отвечает на вопрос, но после словесной помощи взрослого (задачи аналогичные)

2 балла

Отвечает с опорой на зрительную наглядность.

1 балл

3.

Имеет элементарные музыкальные представления (ритм, лад, мелодия)

  • Самостоятельно прохлопывает ритмический рисунок.
  • Чётко различает тембр музыкального звучания.
  • Чётко различает мажорный и минорный лад.
  • Знает элементарные музыкальные термины, способен использовать их в разговоре.

3 балла

  • Испытывает некоторые затруднения, когда прохлопывает ритмический рисунок.
  • С затруднением различает тембр музыкального звучания.
  • С затруднением различает мажорный и минорный лад.
  • Понимает значение музыкальных терминов, но затрудняется их использовать в речи.

2 балла

  • Прохлопывает ритмический рисунок только вместе со взрослым.
  • Определяет тембр музыкального звучания только после подсказки взрослого.
  • Различает мажорный и минорный лад только после подсказки взрослого.
  • Путается в определении музыкальных терминов.

1 балл

4.

Знает и может рассказать о том, как устроены музыкальные инструменты.

Способен самостоятельно рассказать о том, как устроены музыкальные инструменты.

3 балла

Отвечает на вопрос после наводящих вопросов.

2 балла

Затрудняется с ответом.

1 балл

5.

Творческое самовыражение

Ребёнок ведёт себя свободно при выполнении творческих заданий.

3 балла

Ребёнок испытывает некоторые затруднения при выполнении творческих заданий.

2 балла

Ребёнок выполняет творческие задания лишь тогда, когда увидит образец исполненный взрослым или сверстником.

1 балл

Уровень сформированности элементарных музыкальных представлений посредством экспериментальной деятельности определяется суммой пяти основных показателей поделенных на общее количество показателей.

(1 критерий+2 критерий+3критерий+4 критерий +5 критерий) : 5 = итоговый показатель

Карта диагностики уровня сформированности элементарных музыкальных представлений посредством экспериментальной деятельности детей подготовительной группы

(на начало и конец учебного года)

Список детей

Оценочные критерии

1

Проявляет интерес к экспериментальной деятельности.

2

Ребёнок может рассказать о том, что такое звук, откуда он берётся, как распространяется.

3

Имеет элементарные музыкальные представления (ритм, лад, мелодия)

4

Знает и

может рассказать

о том, как

устроены

музыкальные

инструменты.

      5

Творческое самовыражение

Итоговый

показатель

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г.

Н.г.

К.г

Н.г.

К.г.

Н.г.

        К.г.

Н.г.

К.г.

1.

Алексеенков Данила

   

   

2.

Балыкин Павел

3.

Борисов Руслан

4.

Бородуля Арсений

5.

Дамирова Милана

6.

Зуев Артём

7.

Калиничева Аня

8.

Курашов Никита

9.

Тимофеев Антон

10.

Чижов Антон

11.

12.

13.

14.

Используемая литература:

  1. Бим!Бам!Бом! Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. Игры звуками. / Т.Э.Тютюнникова.– С-Пбр, 2003.
  2. Т.Э.Тютюнникова, А.И.Буренина. Тутти. Программа музыкального воспитания детей дошкольного возраста. - С-Пбр, «2012»
  3. Музыка / Г.П.Шалаева.– М.: АСТ: Слово, 2009.
  4. Музыка 1 / Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008
  5. Интернетресурсы.

Табель посещаемости кружка «Музыкальная шкатулка» на 2018-2019 у.г.

 №

           

Ф.И.ребёнка

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1.

Алексеенков Данила

2.

Балыкин Павел

3.

Борисов Руслан

4.

Бородуля Арсений

5.

Дамирова Милана

6.

Зуев Артём

7.

Калиничева Аня

8.

Курашов Никита

9.

Тимофеев Антон

10.

Чижов Антон

11.

12.

13.

14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка « Музыкальная шкатулка» для детей старшего дошкольного возраста

Цели и задачи кружковой работы по музыкальному развитию детей старшего дошкольного возраста. Перспективное планирование на год....

Рабочая программа дополнительной образовательной услуги "Занимательная математика" на основе комплексной программы "Общеобразовательная программа "Школа 2100 (Детский сад 2100)

Данная программа расчитана для детей 3-4 лет, в неё включена пояснительная записка, перспективное планирование, работа с родителями и многое другое....

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...