"Экологические игры" ,
статья на тему

Хисамова Ольга Владимировна

"Игровые технологии экологического  образования дошкольников".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Региональный семинар

«Игровые технологии экологического образования дошкольников»

Доклад на тему:

«Экологические игры»

                                                                           

  Составила воспитатель:

                                                     Хисамова О. В.

        

г. Нижнекамск

2014 г.

 «Экологические игры»

 «Мир, который окружает ребенка – это мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, - говорил В. А. Сухомлинский. Погружаясь в мир, впитывая его звуки, запахи, краски, наслаждаясь его гармонией, ребенок совершенствуется как личность».

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, рыбы, облака, звезды, реки, озера, моря. Поэтому очень важно научить детей правильно вести себя в природе. Формирование экологической культуры, фундамент которой составляют знания о природе и практические умения по ее охране, является одной из самых актуальных проблем дошкольного воспитания, так как прививать любовь к природе, воспитывать уважительное, гуманистическое, бережное отношение ко всему живому и окружающей среде надо начинать с этого возраста.

Экологическое воспитание является актуальной проблемой современности. Обострение экологической культуры диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологической культуры природопользования. Разумное отношение к природе, окружающему миру должно стать одним из критериев оценки нравственности человечества. Экологическое воспитание - это прежде всего воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом.

Цель работы экологического становления у детей научно – познавательного, эмоционального – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Для осуществления этой цели необходимо решать следующие задачи:

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы, окружающему миру в целом, развитие чувство эмпатии к объектам природы;

- формирование эмпатийных умений (умение предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Я работаю по экологическому воспитанию, знакомлю детей дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы. В своей работе использую:

  • Общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
  • «Почемучка» А. Дитрих,
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном возрасте» С. Н. Николаевой, «Ознакомление с природой в детском саду» О. А. Соломенникова.

Для ознакомления детей с природой и экологического воспитания использую разнообразные формы работы с детьми но, поскольку, игра наиболее радостный и естественный вид деятельности, я решила использовать в своей работе дидактические игры, это и самостоятельная деятельность, способствующая развитию личности, средство сплочения детской общности, метод организации других видов деятельности, способ общения. Они оказывают существенное влияние на интеллектуальное развитие – дети учатся обобщать предметы, сравнивать их, развивая умственные операции.

Дидактические игры являются одним из эффективных средств обучения, которые вызывают положительное отношение к выполненной работе, вызывают у детей интерес, возбуждают их активность, желание играть. Дидактические игры – это эффективное средство умственного, эстетического и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. С помощью дидактических игр дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний. Эти игры позволяют при этом преподносить знания в доступной, увлекательной форме. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их красками, делают их живыми, следовательно, и более интересными для детей. Дидактические игры позволяют развить у детей самые разнообразные положительные качества.

В группе много игр природоведческого характера. Некоторые игры придумала, изготовила сама, а также подобрала такие игры, уже известные, в которых присутствовала бы экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными задачами игровая деятельность.

В своей работе с детьми использовала дидактические игры, которые будут полезны, интересны детям, в которые дети захотят играть и смогут использовать свои знания при общении с объектами природы.

Знакомила детей с временами года в несколько этапов: рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках, читала рассказы о временах года: Н. Сладков «Разноцветная земля», Г. Скребицкий «Четыре художника», И. Соколов – Микитов «Год в лесу», «Хрестоматия для детей», энциклопедия о природе.

Накопив достаточный багаж знаний, начала знакомить детей с временами года. Для этого использовала дидактические игры:

  • «Какое время года»,
  • «Назови по порядку»,
  • «Когда это бывает»,
  • «Что лишнее».

Дети называли времена года по порядку, узнавали о последовательности сезонов, отмечали характерные признаки каждого времени года.

В играх «Времена года», «Наряды матушки – земли» дети закрепляют и уточняют знания о каждом времени года, выбирали признаки, соответствующие каждому времени года. Обращала внимание детей, что писатели и поэты воспевают красоту природы в разное время года. Играла с детьми в игру «Какое время года». Читала детям стихи и загадывала загадки, а дети, используя имеющиеся знания, определяли времена года. Старалась вызвать у детей интерес к явлениям природы, учила воспринимать поэтический текст, умение четко излагать свои мысли.

На прогулках знакомила детей с деревьями, находили на участке березу, клен, ель, рябину, сосну, отмечали строение: ствол, листья, плоды.

Играли в такие игры:

  • «Назови дерево»,
  • «Найди такой же»,
  • «Чей листок»,
  • «Найди пару»,
  • «С какой ветки детки»,

рассматривали иллюстрации деревьев, рассказывала детям об особенностях каждого дерева. «Чем отличается береза от другого дерева?» (белый ствол, весной у нее бывают сережки, тонкие ветки, растут вниз), клен сильное дерево. Сосна отличается от ели тем, что у сосны длинные колючки, у ели короткие. С цветов липы пчелы собирают нектар. Поэтому липу называют сладким деревом. А дуб – это сильное, могучее дерево. Рассказывала детям, какую пользу приносят деревья, а место, где растут много деревьев называется - лес.)

 В ходе образовательной деятельности и наблюдений в разные времена года учила замечать изменения, которые происходят в природе. Играла с детьми в игру «Лесной город». Играя в эту игру, дети узнают, что лес – это целый город, состоящий из особых домов: каждое дерево, куст, травинка – это укрытие, дом, жилье для живых существ, обитающих в данной среде. Дети узнают, что лес это город, где живут самые разные существа, но живут не где попало, а в строго определенных местах.У каждого из них есть своеобразная квартира. В лесу тоже есть «этажи». И подняться на каждый этаж можно на лифте. Задаю вопросы детям о насекомых, животных:

- Почему лягушек называют земноводными?

- Как ведет себя ежик в момент опасности?

- Какие материалы используют птицы для строительства гнезда?

- На каких ярусах можно встретить птиц? (почти на всех)

- Сколько пар ног у насекомых?

- Кто такой короед?

- На каком ярусе можно встретить гусеницу?

В процессе игры, двигаясь по определенному маршруту, дети знакомятся не только с обитателями своего яруса, но и с другими обитателями леса.

Рассказывала детям, что в лесу растут цветы, ягоды, грибы. Играя в игру «По грибы, по ягоды» - закрепляли знания детей о ягодах, грибах, о месте их обитания.

Играя в игру «Где что растет» познакомила детей с разнообразием растений: полевые, садовые, луговые, помогала закреплять названия растения, где растет.

Также знакомила детей с лекарственными травами. В игре «Приготовь лекарство» - обращала внимание на то, что от природы мы получаем не только красоту, но и пользу.

 В игре «Собери растение» дети закрепляют знания о мире растения, о частях растения. Рассказывала о лекарственных растениях. Для этого выбрала те, которые помогут избавить от простуды, кашля, отмечали, какие части растения полезны. Дети рассказывали о своем лекарственном растении. В детском саду находили лекарственные растения. На фито грядках (мята, чистотел, тысячелистник, мать – и – мачеха и т. д.). Вместе с детьми собирали лекарственные травы, сушили их для гербария.

В игре «Что будет, если…», «Мы – друзья природы» учила детей замечать последствия своих действий по отношению к природе. Например, что будет, «Если сорвать все цветы?», «Уничтожить бабочек», дети научились делать выводы:

  • если что – то исчезнет в природе, то это приведет к катастрофе,
  • что все в природе необходимо,
  • усвоили правила поведения в природе: не ломать кусты и деревья, не оставлять мусор в местах отдыха, заботиться о птицах в холодное время года, не обижать их.

 Знакомила детей с особенностями внешнего вида животных, поведением взрослых животных и их детенышей. Дети узнавали, как живут звери, чем питаются, как передвигаются, как спасаются от врагов, какую приносят пользу.

Использовала игры:

  • «Назови животное»,
  • «Назови детенышей»,
  • «Чей дом»,
  • «Кто это».

Читала детям стихи, загадывала загадки. Дети отгадывали, называли животное.

Чтобы обобщить, закрепить знания детей о живых объектах природы, играла с детьми в дидактические игры:

  • «Что лишнее?»,
  • «Кто лишний».

Дети узнают о многообразии обитателей природы, различали их по характерным признакам, классифицировали их в группы. В игре дети рассматривали карточки и объясняли, «Что лишнее», или «Кто лишний». Например, лишний лист клена, два других хвойные (ель, сосна); на другой карточке лишний заяц, так как медведь и еж спят зимой, а заяц нет. Далее рассматривали карточку с насекомыми «Что лишнее» муравей и стрекоза, он ползает, а бабочка летает.

Считаю, что такие дидактические игры помогут сформировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к окружающему миру. Итогом работы было занятие для воспитателей детского сада и родителей. Ознакомление детей с природой с использованием дидактических игр на тему: «Прогулка в весенний лес». Дети показали большой запас знаний о растениях, животных, об окружающей нас природе, знают правила поведения в природе, как ее беречь, заботиться о ней. Надеюсь, что вся работа дала детям установку правильного поведения в природе, среди сверстников и в кругу взрослых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

театрализованно-экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольника"

Методические рекомендации включают: введене, храрактеристику и описание особенностей теаьрализованной деятельности детей, рассмотрение алгоритма применения игровых приёмов и технологий в процессе татр...

Театрализовано - экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников. Мастер-класс для педагогов

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через театрализованные игры экологическог...

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"

Экологическая игра "Папа, мама, я – экологическая семья"...

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"

Мастер-класс "Театрализовано – экологические игры как одно из средств формирования экологической культуры дошкольников"...

Экологические игры: роль игры в экологическом воспитании дошкольников.

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологи...

Консультация для педагогов по экологическому воспитанию. Тема: «Дидактические игры в экологическом воспитании» (Экологические игры и методика их проведения)

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал э...