Характер взаимодействия воспитателя с детьми во время игры
статья на тему

Кокина Наталья Алексеевна

Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, улыбаются, переживая радость и восторг. О чем мы думаем в этот момент? Может быть...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл harakter_vzaimodeystviya_vo_vremya_igry.docx16.91 КБ

Предварительный просмотр:

Характер взаимодействия

воспитателя с детьми во время игры

... Жизнь - это часто тяжелое бремя,

Светлое детство как праздник мелькнет ...

Как бы я рад был с тобой поменяться,

Чтобы, как ты, и резвиться и петь,

Чтобы, как ты, беззаботно смеяться,

Шумно играть и беспечно глядеть!

С. Я. Надсон

Так что же такое игра? Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра - деятельность, которая должна доставлять ребенку удовольствие, радость. Однако в современных детских садах так происходит далеко не всегда. Часто дети играют, потому что сейчас «надо» играть, но, к сожалению, не радуются этому. А, если нет радости, значит, нет и самой игры.

 Игра - добровольная деятельность, она несет в себе чувство свободы. Нельзя играть по принуждению. Пожалуй, для дошкольников это единственная деятельность, в которой он пользуется свободой и может выбирать, во что играть, с кем играть, сколько времени играть, какие игрушки брать. Но, к сожалению, на свободу ребенка в игре все чаще посягают взрослые. Педагоги уверены, что лучше знают, во что, как и когда играть детям. В результате мир игры утрачивает для детей свое волшебство. Прямое развитие игры связано с влиянием педагога на детей через собственное ролевое поведение, участие педагога в игре как равного Партнера, что позволяет детям осваивать все более сложные игровые умения. При этом педагог помогает детям придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки. Отношения между воспитателем и играющими детьми строятся как равноправные, партнерские. Прямое влияние на игру строится как непринужденное эмоциональное общение воспитателя с детьми (индивидуально или небольшими подгруппами). Нельзя сажать или ставить детей вокруг себя. Игровой процесс должен протекать естественно, у детей не должно возникать ощущения, что их «обучают» играть. Нарастание самостоятельности детей в игровой деятельности требует гибкой тактики руководства игровой деятельностью, где позиция педагога постепенно меняется. В начале педагог как партнер детей выступает носителем новых для них игровых умений и умений организационного общения в игре. По мере освоения детьми соответствующего их возрасту и возможностям опыта игровой деятельности педагог выступает как координатор игровых замыслов и общения детей, оказывает им оперативную помощь в случае затруднений, в развертывании сюжета, игровом общении. Когда опыт осуществления игры освоен, педагог становится наблюдателем за играми детей и оказывает непрямую помощь при возникающих затруднениях (это может быть изменение предметно - игровой среды, проблемная ситуация, совет, вопрос, рассказ о собственных детских играх).

Диагностика игровой деятельности, осуществляемая в ходе наблюдения, является основной для ее планирования в педагогическом процессе. Основной путь развития игры у детей 2-3 лет - это совместная игра воспитателя с ними. Игровое взаимодействие воспитателя с детьми в этом возрасте организуется в непринужденной обстановке, вначале индивидуально с каждым ребенком, а затем с подгруппой из 2-3 детей. Для организации игровых ситуаций не нужно специально собирать малышей, сажать или ставить их около себя. Необычность позиции взрослого - «играет с куклой» - привлекает детей. Содержанием игр являются реальные бытовые действия, знакомые детям. Воспитатель берет на себя роль, демонстрирует игровые действия в соответствии с ролью, дает словесные комментарии. Воспитатель помогает присоединиться к игре другого ребенка.

Главное достижение ребенка 4-го года жизни - это основание игровой роли. Ребенок начинает понимать, что он играет. Играя с детьми, воспитатель создает разнообразные сюжетные ситуации, требующие от ребенка проявлений самостоятельности, выдумки. Воспитатель выступает как партнёр по игре, позже в ходе игрового взаимодействия воспитатель занимает позицию помощника (педагог находится рядом, помогает в случае затруднений, направляет их действия),

В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в разнообразных сюжетно-ролевых и режиссёрских играх. Постепенно воспитатель переходит на позицию наблюдателя, что предполагает наблюдение за самостоятельными играми с целью выявления достижений.

У воспитателей детского сада существует устойчивый термин «руководство игрой». Мы привыкли к тому, что детей нужно все время целенаправленно воспитывать и развивать. А вот играя с детьми и занимая позицию партнера, специально развивать и воспитывать невозможно. Как только появляется «элемент воспитания», позиция педагога сразу перестает быть партнерской и становится «воспитывающей» или - что еще хуже для игры - «обучающей». Естественность игры при этом сразу же разрушается. Следовательно, педагогу необходимо развивать у себя умение быть игроком, партнером ребенка по игре. Это качество называется игровой позицией воспитателя.

Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детской игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.

Игра научит нас:

  • говорить с ребенком на его языке; - преодолевать чувство превосходства над ребенком авторитарную позицию (а значит, и свой эгоцентризм);
  • оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;
  • открывать для себя давно забытый способ обучения через эмоциональное чувствование переживания;
  • любить детей такими, какие они есть.

Играя, мы можем научить детей:

  • смотреть на себя со стороны глазами других людей;
  • предвидеть стратегию ролевого поведения
  • делать свои действия, свои желания, свои чувства понятными для играющих;
  • стремиться к справедливости, преодолевать стремление не только доминировать, но и соглашаться, подчиняться в игре;
  • доверять друг другу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.

Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...

Консультация для родителей «Игры с детьми во время карантина»

В этом году многие семьи вынуждены сидеть на карантине, и много времени проводить вместе дома. Всему виной Коронавирус, который продолжает гулять по планете. Карантин в школах, садах, развлекательные ...

Игры с детьми во время карантина

Игра должна приносить радость ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша это обоюдное достижение – и ваше и его. Радуйтесь этому. Радость окрыляет малыша на будущие успехи. Понаблюдайте, как довол...

Консультация для родителей "Играем с детьми во время карантина"

Уважаемые родители!Не теряйте время пока вся семья вынуждена оставаться в изоляции на карантине. Используйте его максимально полезно для себя и детей. Если ребенок спрашивает почему вы не можете выйти...

Сидим дома. Останься дома. Весело проводим время играя с детьми

40 вариантов разнообразных игр с детьми в домашних усдовиях...

консультация для родителей "Формирование дружеских отношений между детьми во время игры"

Консультация поможет родителям понять важность игры в жизни ребёнка, а также как научить ребёнка быть дружелюбным....

ЛЕТО - ВРЕМЯ ПОИГРАТЬ! Музыкальные игры с детьми во время летнего оздоровительного периода.

Лето – самая любимая пора всех детей, ведь в теплую погоду можно практически целый день проводить на улице. Однако привычные игры детям быстро надоедают,а если их активность не находит применени...