Культура и техника речи в театрализованной деятельности.
консультация на тему

Евтихиева Елена Алексеевна

консультация для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ppo_rechevoe_dyhanie.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Культура и техника речи в театрализованной деятельности.

     Наблюдая изо дня в день как общаются дети в детском саду, и анализируя различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные (здесь выделяются дети, которые испытывают трудности в общении), я пришла к выводу, что ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение быть интересным окружающим, чувствует себя отвергнутым, уязвленным. А это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающим, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. У многих детей наблюдается зажатость речевого аппарата, невыразительность, монотонность речи, отсутствие смысловых пауз и логического ударения, проглатывание начала и конца слов. Работая над раскрепощением ребенка, невозможно обойтись без специальных игр и упражнений, которые развивают дыхание, освобождают мышцы речевого аппарата, формируют четкую дикцию и подвижность голоса. Заниматься с детьми специальной профессиональной подготовкой невозможно, т.к. в этом возрасте еще окончательно не сформирован дыхательный и голосовой аппарат, но стремиться к тому, чтобы дети понимали, что речь актера (когда будут выступать на сцене) должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни, необходимо. Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласования действий, проявления доброжелательного отношения друг к другу. Важно вовремя уделить этим проблемам пристальное внимание.

В чем заключается сущность театральной игры?

      Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.

Для театральных игр характерны следующие задачи:

- Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему;

Развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц;

- Запомнить слова героев спектаклей;

- Развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, а также интерес к сценическому искусству;

- Упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;

- Воспитывать нравственно-этические качества, культуру поведения в театре и в жизни, доброжелательность, контактное отношение со сверстниками, любовь к фольклору.

- Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.

Задачи:

-Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, чёткую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи;

- Развивать связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы;

- Тренировать четкое произношение согласных в конце слова;

- Учить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;

Пополнять словарный запас ребенка.

Приветствие «Давайте поздороваемся».

      Приветствие играет очень большую роль в нашей жизни, ведь именно с этого начинается общение между людьми. Приветом человек показывает свое отношение к другим людям. И от того, насколько удачно он это сделает, зависит, как сложится их дальнейший разговор. Поздороваемся как в Китае (встречая друга, прижимают руки самому себе), в Индии (складывают руки вместе и прижимают их к груди), в Японии (кланяются), дикари в джунглях обнюхивают друг друга, жители Крайнего Севера трутся носами; в России, Англии, Америке –пожимают друг другу руки (первой при рукопожатии должен подавать руку женщина – мужчине, старший – младшему). А как здороваются собачки (трутся носами), медведи (трутся спинками).

      Мы должны помощь детям сформировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляция, дикция), научить точно и выразительно передавать мысли автора (интонация, сила голоса, темп речи, логическое ударение), а также развивать воображение, т.е. умение представить то, о чем говорится.

1.Прежде всего детей необходимо научить делать бесшумный вдох через нос, не поднимая плечи, и плавный, ровный, без напряжения и толчков выдох.

 «ИГРА СО СВЕЧОЙ» (на развитие правильного речевого дыхания)

(Сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только плавно «танцевать пламя». Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем).

2. Чтобы голос звучал свободно, необходима тренировка мышц всего речевого аппарата. Очень полезна артикуляционная гимнастика: проводятся упражнения для развития мышц губ, челюсти и языка. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

Веселые пятачки к сказке «Три поросенка»: а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов; б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок)двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево; в)пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую. Заканчивая упражнения, предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как волк.

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избежать этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

а) наклонить голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди; б) «удивленный бегемот»: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.

в) зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться;

г) горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

3. После решения этих задач больше внимания можно уделить работе над дикцией, силой голоса, темпом речи, диапазоном звучания. Все эти компоненты речи прекрасно тренируются на скороговорках и стихотворениях, без использования специальных актерских тренингов. Для того, чтобы детям было понятно, о чем идет речь, можно предложить игру  «ЗАБАВНЫЕ СТИХИ». Они тренируют четкое произношение согласных на конце слова и могут сочиняться вместе с детьми, подбирать рифму к словам.

«Сабан – туй»

Ся – ся – ся – все на праздник собираются,

Ем – ем – ем – на машине едем,

Ит – ит – ит – солнце ярко светит,

Им – им – им – праздник весело проводим.

4. С точки зрения исполнительской деятельности детей очень важно научить их пользоваться интонациями, с помощью которых могут быть выражены разнообразные чувства. Одно и то же слово или фразу можно произнести грустно, радостно, сердито, удивленно, жалобно, тревожно, презрительно, осуждающе.

ИГРА «ФРАЗА ПО КРУГУ» (сидя по кругу, произносят одну и туже фразу «Мы поедем на экскурсию» или скороговорку «Три сороки – тараторки тараторили на горке» с различной интонацией); цель – обработка интонации.

Надо стремиться, чтобы каждый ребенок мог объяснить, где, кому, при каких обстоятельствах он произносит данную фразу с определенной интонацией.

5. Говоря с детьми о логическом ударении, надо отметить, что под ним мы подразумеваем выделение отдельных слов во фразе, определяющих ее смысл и выразительность.

«Сшила Саша Сашке шапку»

Произносить скороговорку, выделяя разные слова: «Сшила Саша Сашке шапку» и т.д.

Когда дети поймут, что такое логическое ударение, работая над стихотворным текстом или сценарием будущего спектакля, надо обращать внимание на ключевые слова в отдельных фразах и предложениях, выделять их.

6. Есть еще творческие игры со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми на превращения и действия с воображаемыми предметами.

«РАССКАЖИ СКАЗКУ ОТ ИМЕНИ ГЕРОЯ» или «МОЯ СКАЗКА» (Нужно не только рассказать сказку от имени своего героя, но и показать, изобразить походку, позу, мимику, жест сказочного героя). Например, сказка Ш.Перро «Красная Шапочка».

«Похожий хвостик»

Цель: учить детей, подбирать рифмы к словам, пластически изображать подобранное слово (например, даётся слово «ватрушка», подбираются рифмы: лягушка, подушка, старушка, петрушка). Все эти слова можно изобразить с помощью пластики тела).

7. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Добиваясь того, чтобы дети на сцене не были похожи на деревянных кукол, приходится много работать над выразительностью движений, жестов, поз, мимики. При этом надо стремиться, чтобы в любом движении ребенка участвовало все тело.

Сейчас мы с вами попробуем разыграть сказку. Герои сказки не скажут ни слова, все исполнят молча. Такая игра называется пантомима – игра без слов, в которой используются только жесты, мимика и пластика тела.

 Сказка «Зайчик и ежик». Ярко светит солнце (начинает изо всех сил «ярко светить» — разводит руки в стороны, надувает щеки, широко раскрывает глаза, кружится на месте). Неожиданно подул ветер (выбегает и усиленно дует на Солнце). На солнце набежала маленькая тучка (выбегает и заслоняет Солнце). Ветер подул сильнее, и с деревьев стали облетать листочки (изображают деревья). К дереву подбежал зайчик (появляется Зайчик). Он встал на задние лапки и весело замахал ушами. К зайчику подошел ежик. На его колючках сидело симпатичное яблоко (выходит Ежик, у него в руках бутофорское яблоко). Ежик угостил зайчика. В это время на землю выпал первый снег (Снежинки исполняют танец). Веселые снежинки кружились в воздухе и садились на землю. Вскоре снег засыпал зайца и ежика (Снежинки смыкают круг вокруг Зайца и Ежика). Но вот снова выглянуло солнце (Тучка убегает от Солнца). Оно засветило ярко – ярко (Солнце «направляет лучи» на Снежинок). И снежинки растаяли. А друзья, освободившись от снега, отряхнулись, обрадовались солнцу, запрыгали и побежали каждый своей дорогой.

4. Заключительная часть. Театр в детском саду – явление в наше время не редкое. Это интересная и полезная не только для детей, но и для самих взрослых деятельность. Играя вместе со взрослыми, дети овладевают ценными навыками общения – это умение слышать друг друга в доброжелательной атмосфере, развивается дыхание и свобода речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, способность творчески относиться к любому делу. А самое главное помогаем детям преодолеть стеснительность и поверить в себя.

Примерные игры и упражнения для развития культуры и техники речи

Цели: формировать правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); точно и выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, темп речи); развивать воображение; расширять словарный запас; делать речь ярче и выразительнее.

Речевые упражнения и игры желательно включать в каждое занятие, а также объединять с ритмопластическими и театральными играми.

«Игра со свечой»

Цель: развивать правильное речевое дыхание.

Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на «горящую свечу» (бумажку). Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы.

«Осенние листочки»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой».

На уровне рта ребенка подвешивают на листочках сухие разноцветные листья деревьев. Дети медленно набирают воздух через нос (плечи не должны подниматься), вытягивают губы трубочкой, дуют на листочки, не надувая щек (повторять 3—5 раз).

«Кораблики»

Цель: та же, что и в «Игре со свечой».

На столе стоит таз с водой, дети опускают кораблики, набирают воздух через нос и начинают поочередно медленно и плавно дуть на парус кораблика (делать 3—5 вдохов и выдохов).

«Считай до пяти»

Цель: развивать речевое дыхание.

Дети делают бесшумный вдох через нос, затем на выдохе считают от 1 до 5.

В дальнейшем упражнение усложняется: счет на выдохе от 1 до 5 и обратно; от 1 до 10 и обратно; проговаривание на выдохе поговорок, скороговорок и стихов.

«Больной зуб»

Цель: преодолевать твердую атаку гласных.

Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

«Укачиваем куклу»

Цель: та же, что и в игре «Больной зуб».

Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».

«Капризуля»

Цель: та же, что и в игре «Укачиваем куклу».

Дети изображают ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке [н], не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

«Самолет»

Цель: расширять диапазон голоса.

В правой руке дети держат воображаемый игрушечный самолет. Он то набирает высоту, то плавно опускается, то снова резко взмывает к небу. Движение руки сопровождается тянущимся звуком [а] или [у]. Голос следует за движением самолета то вверх, то вниз.

«Чудо-лесенка»

Цель: та же, что и в игре «Самолет».

Дети пропевают гласные звуки с повышением и понижением тона (голос поднимается и опускается по лесенке).

«Эхо»

Цель: развивать силу голоса. Педагог показывает картинку, на которой дети в лесу кричат: «Ау». Делятся на две команды. Первая команда громко, но на мягкой атаке кричит: «Ау», вторая (эхо) тихо отвечает: «Ау» (повторять 3-5 раз).

«Вьюга»

Цель: та же, что и в игре «Эхо».

Педагог показывает картинку, на которой изображена вьюга. Дети делают глубокий вдох, на выдохе тихо начинают тянуть: «у-у-у». Затем вьюга усиливается, дети увеличивают силу голоса.

«Фраза по кругу»

Цель: учить четкости дикции, интонационной выразительности речи. Дети,  сидя по кругу,  проговаривают одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией.

«Мяч эмоций»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».

Дети стоят по кругу. Педагог, находясь в центре круга, бросает ребенку мяч и называет одну из эмоций (грусть, радость...). Ребенок произносит скороговорку с названной интонацией.

«Звериные скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фраза по кругу».

Дети надевают маски разных животных («лисички», «медведя», «волка») и проговаривают скороговорки или стихотворные тексты.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

 От топота копыт пыль по полю летит.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

 Кукушка кукушонку купила капюшон.

Шесть мышат в камышах шуршат.

Слишком много ножек у сороконожек.

Наш Полкан попал в капкан.

Хохлатые хохлушки хохотом хохотали.

У четырех черепашек по четыре черепашонка.

Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

«Фантазии о...»

Цель: развивать воображение, фантазию, связную образную речь.

Дети, превращаясь во что или кого-либо, рассказывают, что вещь чувствует, что ее окружает, волнует, где и как она живет. Например: «Я - утюг», «Я - кошка», «Я - кукла» и т.д.

«Диалогические скороговорки»

Цель: та же, что и в игре «Фантазии о...»

Дети делятся на пары и проговаривают диалогические скороговорки.

  • Расскажи мне про покупки.
  • Про какие про покупки?
  • Про покупки, про покупки, про покупочки свои.
  • Или
  • Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, не спишь!» Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише».
  • Предложенные стихотворения, считалки и скороговорки могут быть дополнены или заменены педагогом по своему усмотрению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема самообразования "Культура и техника речи через художественно- эстетическое образование дошкольников"

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Воспитание звуковой культуры речи включает работу по обучению правильному звукопроизношению, которая всегда выделялась как ведущая линия р...

Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"

Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"...

Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"

Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"...

Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"

Занятие в театральном кружке "Культура и техника речи"...

Культура и техника речи в театрализованной речи

Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.Для театральных игр характерны следующие задачи:- Учить детей ориентирова...