Индивидуальный план повышения профессионального уровня
материал на тему

Афанасьева Гульнара Миннебаевна

План по самообразованию воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Афанасьевой Гульнары Миннебаевны, воспитателя

МБДОУ «Шеморданский детский сад общеразвивающего  вида № 3 «Салават купере»

Сабинского муниципального района Республики Татарстан»

Тема: «Воспитание экологической культуры посредствам дидактических игр»

  «Мир, окружающий ребёнка,  - это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. А. Сухомлинский.

       Актуальность работы заключается в следующем:  Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом её звучание  становится  сильнее,  слишком  уж великий урон нанесён живой природе.

Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли - образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего  населения, включая  и  подрастающее  поколение.  Началом   формирования   экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство,  так  как в этот период  закладывается  фундамент,  осознанного  отношения  окружающей действительности накапливаются яркие эмоциональные впечатления,  которые  надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Первые шаги в природе! И хоровод ромашек, и радостные трели птиц, и радость от общения с животными и растениями - именно с этого и начинается экологическое воспитание дошкольников в детском саду.

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей, понимать и себя, и все, что происходит вокруг, оно тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, капли росы, маленького паучка), что от состояния окружающей среды  зависит здоровье человека. А чтобы сохранить своё здоровье, нужно жить в гармонии с природой и вести здоровый образ жизни.

Дошкольники должны понимать причины необходимости сохранения всех без исключения видов животных и растений. Их нужно учить, не рвать красивые цветы, что эти цветы могут исчезнуть и из-за нарушения места обитания, например, в результате вытаптывания. Важно, чтобы дети понимали, необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним. Не должны употребляться в разговорах с детьми слова «вредные, полезные».

У ребенка следует формировать активную позицию, желание изменить что-либо вокруг себя в лучшую сторону (начать с малого: не бросать мусор на улице). Дать детям почувствовать, что даже от их посильных, на первый взгляд незначительных, действий зависит, каким будет окружающий мир. Ребёнок должен понимать и свою ответственность за состояние окружающей среды.

Хочется отметить тот факт, что мало кто из ребят любовался распустившимися цветами. Иногда возникало ощущение, что дети относятся к живым объектам  природы как к неодушевлённым объектам. Порой они восторгаются при виде цветка, бабочки и в то же время могут раздавить бегущего по тропинке муравья. Это говорит о слабых, поверхностных знаниях детей о природе, к её объектам.

Откуда у эмоционально отзывчивого ребёнка столько холодности и безразличия? Не от нас ли, взрослых? Ведь порой родители сами являются примером экологической неграмотности: папа сломал ветку и отмахивается  от комаров; видит, что дети качаются на деревьях и равнодушно отворачивается. Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в быту и природе.

Отсутствие экологической культуры является наиболее серьёзной, актуальной проблемой нашего времени. Тот или иной уровень экологической культуры - результат воспитания, главной функцией которого является подготовка подрастающего поколения к жизни в этом мире, а для этого необходимо знать, владеть системой нравственных норм по отношению к нему, в том числе и к природе. Без изменений в культуре природопользования нельзя рассчитывать на позитивные изменения в экологии, именно культура способна привести в соответствие деятельность человека с биосферными и социальными законами жизни.

И как говорилось выше, дошкольное детство благодатный период, в котором формируются базисные нравственные ориентиры, в том числе экологическая культура и грамотность. Важно сделать процесс обучения интересным и увлекательным для малыша, учить играя.

Игра имеет в дошкольном детстве первостепенное значение, она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира и эмоциональному благополучию ребёнка, создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения. Наиболее приемлемым методом обучения является дидактическая игра.

Цель: Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста, способности осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умению жить в относительной гармонии с природой.

Задачи: 

-Формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения.

-Систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе.

-Формировать доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними.

-Воспитывать отзывчивость и коммуникабельность.

-Развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным уголка природы в детском саду, к диким животным.

-Учить детей правильно взаимодействовать с природой.

-Формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, рационально использовать природные ресурсы.

-Развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах села.

Форма самообразования: индивидуальная.

Действия и мероприятия,  проводимые в процессе работы над темой:

   -Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме

  - Посещение НОД у воспитателей своего МБДОУ.

  - Посещение педсоветов, семинаров, конференций

  -Самоанализ и самооценка НОД в своей группе

  - Проведение открытых мероприятий.

Литература

Сроки

Форма предоставления результатов

Кем заслушивается отчет

                                                                                                     2016 –2017 уч. год.

Изучение научной, учебно-методической литературы. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

1.Веретенникова С..А. «Ознакомление дошкольников с природой». – М.: Просвещение, 1980 г.

2. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»,  

«Дошкольное воспитание», «Обруч».

 

3.БондаренкоТ.М. «Экологическое занятие с детьми 5-6 лет. Воронеж, Учитель, 2002 года.

В течение года

Создание развивающей предметно-пространственной среды в группе по теме.

Подбор методического оснащения.

Составление конспектов НОД, развлечений.

Подготовка анкет, памяток, рекомендаций для родителей и детей.

Разработка программы кружка «Юные экологи».

Распространение опыта работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми.

Изготовление картотек наблюдений, дидактических игр.

Оформление папок передвижек для родителей.

Заведующая, зам. зав по УВР, педагогический коллектив.

                                                                                                           2017-2018 уч.  год.

 Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

1.Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в д/с М.: Просвещение,1991г

В начале и в конце учебного года.

Использование опыта в процессе дальнейшей работы

Заведующая, зам. зав по УВР, родители.

2.Составление перспективного плана кружковой работы «Юные экологи»

   

3. Изучение статей по данной теме из журналов «Дошкольное

 воспитание», «Обруч»,

 «Дошкольное образование»

4. Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду.-М.: Просвещение, 2005 г

5.Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»,  

«Дошкольное воспитание», «Обруч».

        

В начале учебного года

В течение учебного года.

Изучение уровня экологических знаний детей.

Организовать поход в лес «Мы туристы».

Продолжать разработку программы кружка «Юные экологи».

Родительское собрание  «Дошкольник и экология».

Подготовить дополнительный материал (подборка стихов, загадок, дидактических игр).

Обобщение опыта на семинаре- практикуме на тему «Особенности организации совместной деятельности воспитателя и детей дошкольного возраста по экологическому направлению.

Открытое занятие по экологии: «Будь природе другом».

Изготовление кормушек.

Оформление папки-передвижки «Экологические игры.

Консультация для родителей «Экология и мы».

Заведующая, зам. зав по УВР, родители.

Привлечь родителей на экскурсию.

Заведующая, зам. зав по УВР, родители.

Оформление папок передвижек для родителей

Для педагогов МБДОУ.

Размещение на сайте детского сада.

Для родителей.

Помощь родителей.

Памятки для родителей.

                                                                                                           2018-2019 уч. год.

1.Николаева С. Н. «Экологическое воспитание младших дошкольников». – М.: Мозайка-Синтез, 2006 г.

В начале учебного года

В течение года.

 Памятка для родителей «Адаптация вместе с ребенком».

Изготовление картотек наблюдений, дидактических игр, настольно-печатных игр.

Консультация для родителей.

2. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»,  

«Дошкольное воспитание», «Обруч», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».

Март-апрель

В течение года.

Консультация «Зеленый мир на окне».

Оформление папки передвижки «Ребенок и природа.

Консультация для родителей.

        2019-2020 уч. год

1. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»,  

«Дошкольное воспитание», «Обруч».

Сентябрь-ноябрь

Выставка с использованием природного материала «Дары осени».

Подготовка и организация выставки совместно с родителями.

Размещение на сайте детского сада.

2. Изучить статьи по развитию речи детей в МБДОУ журнала «Ребёнок в детском саду»,  

«Дошкольное воспитание», «Обруч», «Управление дошкольным образовательным учреждением», «Воспитатель дошкольного образовательного учреждения».

Январь-февраль

Декабрь

В течение года

Стенгазета «Зимняя прогулка»

Выступление на родительском собрании «Экологическое воспитание детей в детском саду».

Различение «В зимнем лесу».

Подбор материала для оформления картотеки по темам «Деревья», «Растения», «Птицы», «Цветы».

Подбор материала для дидактических игр: «Отгадай, от какого дерева эти семена», «Какого растения не стало?», «Кто где живёт».

Информация для родителей о прогулках в д/с с фотографиями.

Для педагогов и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...