Индивидуальный план повышения профессионального уровня
методическая разработка на тему

Сафиуллина Хамдия Мухаметкамиловна

 

Индивидуальный план повышения профессионального уровня в межаттестационный период 2013-2018г.г.  воспитателя Сафиуллиной Х.М.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya_na_2013-2015_uch.g.docx53.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование по теме:

«Развитие творческих способностей детей

дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности»

 Сафиуллина Хамдия Мухаметкамиловна

 Должность:  Воспитатель

 Образование: Казанский государственный педагогический институт, 1987 г

Стаж педагогической работы – 17 лет, в данной должности 9 лет,

 

4. Курсы повышения квалификации:   - «Современное дошкольное образование от теории к практике», КФУ, удостоверение №432, 2012год, 72 часа

-  «Билингвальное образование дошкольников в рамках стратегии развития образования Республики Татарстан». Институте экономии, управления и права (г.Казань)», 72 часа, удостоверение  №162400064367. 2013г.

 «… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

                                       И в трамвае на окне… » (Э. Успенский

Актуальность темы.

Художественное творчество - один из любимых видов детской деятельности. Развивать творческие способности дошкольника задача взрослого. А это значит, что руководство изо деятельностью требует от педагога знания того, что представляет собой творчество вообще, и особенно детское, знание его специфики, умения тонко, тактично поддерживая инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками Как показывает практика, с помощью только традиционных форм нельзя в полной мере решить проблему творческой личности. Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми с применением способов нетрадиционного рисования. На занятиях по изобразительной деятельности нетрадиционные техники изображения используются редко, не учитывается их коррекционная значимость, между тем, применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании; материалах, их свойствах, способов действий с ними. Нетрадиционная техника не позволяет копировать образец, что дает ещё больший толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Учитывая важность существующей проблемы в развитии творчества в раннем возрасте, обратимся к рассмотрению и использованию в педагогической деятельности новых подходов к решению этого вопроса. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Нетрадиционная техника рисования даёт ребенку возможность увидеть мир «по-новому». Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных средств является наиболее благоприятной для развития творческого мышления детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.

    Пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму. На занятиях рисование  нетрадиционными  техниками    раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям  ощутить  незабываемые положительные эмоции. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес.

Их использование способствует:

-   интеллектуальному развитию ребенка;

- коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников;

-  развивает уверенность в своих силах;

-  развивает пространственное мышление;

-  учит детей свободно выражать свой замысел;

-  развивает мелкую моторику рук.

Ведущая идея темы самообразования   Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

Цель темы самообразования-  повышение своего теоретического уровня, профессионального     мастерства,  компетентности,  умений и   развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных форм

Задачи:

  • Изучить литературу о нетрадиционных формах изобразительной деятельности в работе с дошкольниками;Посетить занятия  коллег и поучаствовать в обмене опытом;
  • Проводить самоанализ и самооценку собственных занятий;
  • Способствовать развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности;
  • Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
  • Развивать у детей творческую активность, фантазию, художественно - креативные способности
  • Развивать у детей способность работать руками совершенствовать мелкую моторику рук
  • Воспитывать у детей эстетическое отношение к окружающему миру посредством умения понимать и создавать художественные образы.

  • Воспитывать интерес к искусству  рисования
  • Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
  • Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
  • Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место

Предполагаемый результат:

  • Переоценка педагогических ценностей своего профессионального назначения;
  • Улучшение образовательного процесса;
  • При систематической работе над развитием творческих способностей дети научатся сочетать различный материал и технику, технически грамотно применять нетрадиционные и традиционные способы творчества, понимать значимость своей работы, испытывать радость и удовольствие от творческой работы.

Форма отчета по проделанной работе:

  1. Сообщение на педагогическом совете ДОУ;
  2. Показ применения творческие работы на открытых занятиях.  при оформлении группы к праздникам;
  3. Оформление результатов в виде методической разработки.
  4. Оформление групп к праздникам.
  5. Оформление выставку в группе.
  6. Участие районных и республиканских конкурсах.

 Изучение методической литературы по теме:

1. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»"

2. Т. Н. Давыдова «Рисуем ладошками»

3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»-

4. И. А. Лыкова «Цветные ладошки»

5. Журналы «Дошкольное воспитание», » Воспитатель».

6. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

7. И. А. Лыкова — «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

8.Интернет-источник статья «Развитие творческих способностей ребенка посредством занятий изобразительной деятельностью»

9.Комарова Т. С. «Обучение детей техническим навыкам в рисовании»

         План самообразования   на 2013 – 2015      учебный год

     Этапы работы над темой самообразования

Диагностический

2013-2015год

1. Анализ профессиональных затруднений.

2. Определение целей и задач темы.

3. Составление плана работы по выбранной теме самообразования.

4. Повышение уровня квалификации на курсах.

5.Изучение методической, педагогической и психологической  литературы.

Прогностический

2014-2015год

1.Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме.

2. Изучение опыта работы воспитателей  по выбранной теме.

3. Выступление с отчетом по итогам реализации практического этапа на педагогическом совете ДОУ.

Практический

2013-2015год

1. Открытые занятия внутри ДОУ.

2. Участие в конкурсах, конференциях, семинарах.

3. Посещение занятий других воспитателей внутри ДОУ.

4. Посещение семинаров.

5. Самоанализ и самооценка своих занятий.

Обобщающий

2015.

1.Анализ методов, форм, способов деятельности по теме самообразования.

2. Подведение итогов.

3.Открытые занятия на  муниципальном уровне.

3. Выступление с отчетом на педагогическом совете ДОУ.

4.Участие и результаты на районных    конкурсах.  

5.Оформление результатов работы.

                            План работы      2013  - 2014    уч.год

План раздела

Формы работы

Практические выходы

Сентябрь

Изучение литературы по данной теме.        

Подбор нетрадиционных методов рисования для развития мелкой моторики

Изучение теоретических аспектов и ознакомление с опытом работы других педагогов.

Составление конспектов занятий

Октябрь

Обзор в Интернете информации по теме: «Нетрадиционная техника рисования»

 

Анкетирование родителей «Изобразительная деятельность в ДОУ»

Консультация для педагогов: «Виды нетрадиционных методов рисования и особенности методики проведения».

Анализ анкетирования родителей по проблеме художественно-эстетического развития детей.

Ноябрь

 

  «Создание в группе художественно-эстетической предметно-развивающей среды»

Презентация: «Нетрадиционные техники рисования».

Декабрь

Участие в конкурсах и выставках различного уровня

Дипломы и сертификаты

Февраль

Работа с книгой Кислинской Т. А. «Гениальность на кончиках пальцев»

Оформление картотеки: «Пальчиковые игры».

Март

А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки»

Консультация-практикум «Развитие мелкой моторики через нетрадиционные техники рисования»

Апрель

Изучение литературы:  Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий; Казаковой Р.Г.

Картотека нетрадиционных техник рисования

Май

И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».

Выставка детских работ, выполненных по нетрадиционным техникам

           План работы на 2014 - 2015   учебный год

 Сроки

Форма работы

Практические выходы

(рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.)

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь-февраль

 

В течение года

Январь

Февраль-Март

Апрель

январь-май

  Повысить собственный уровень знаний, профессионального мастерства и компетентности по данной теме

Систематизация  материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме. Изучение теоретических основ формирования речи детей старшего дошкольного возраста

Изучение особенностей становления речи детей на разных этапах детства.

Разработка перспективного плана работы

Дополнение картотеки пальчиковых игр .

Обучение рисованию ладошками, пальчиками.

Чтение рассказов и стихотворений при помощи пальчиков (показ воспитателя)

Разработать план работы с родителями по данной теме, повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук и привлечь их  к работе по созданию развивающей среды в группе

Консультации для  родителей  «Нетрадиционные техники рисования в совместной деятельности детей и родителей»

«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников»

Обобщение опыта работы по теме самообразования

Знакомство     новыми технологиями:  «рисование солью», «граттаж», «набрызг», «кляксография»,  «цветные ниточки», «рисование по мятой бумаге» и внедрение в работу с детьми

систематически

Учебная литература, методические пособия и т.д.

Подборка игр и дидактических пособий

Подборка пальчиковых игр, стихотворений и рассказов.

Текстовый материал для папки передвижки

Текстовый материал для папки передвижки

Выступление по данной теме, обмен опыта с педагогами

 Подборка игр и дидактических пособий и материала

        

Самообразование по теме:

«Развитие связной речи детей дошкольного возраста

посредством театрализованной деятельности

Сафиуллина Хамдия Мухаметкамиловна

 Должность:  Воспитатель

 Образование: Казанский государственный педагогический институт, 1987 г

Стаж педагогической работы –  20 лет, в данной должности 11 лет,

 

4. Курсы повышения квалификации:   - «Современное дошкольное образование от теории к практике», КФУ, удостоверение №432, 2012год, 72 часа

-  «Билингвальное образование дошкольников в рамках стратегии развития образования Республики Татарстан». Институте экономии, управления и права (г.Казань)», удостоверение  №162400064367. 2013г. 72 часа

- Сертификат «Методика создания и проведения презентаций», Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании ,2014год

- «Обновление основных направлений деятельности педагогов-воспитателей ДОО в соответствии с ФГОС», Удостоверение КФУ УПК 026320,  2015 год. 72 часа.

- «Современные подходы к организации игровой деятельности, обеспечивающие реализацию основной образовательной программы дошкольного образования» Удостоверение КФУ УПК

5. Профессиональная переподготовка  «Педагогика и методика дошкольного образования»  в объеме 520 часов. в Приволжском межрегиональном центре повышения квалификации и профессиональной перподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО КФУ. КФУ ДПП  004210, 8 мая 2015года

6 .Место работы:   Высокогорский детский сад  «Бэлэкэч» Высокогорского муниципального района

8. Должность:  воспитатель детей дошкольного возраста

9. Творческие замыслы: участие в   МО, в профессиональных конкурсах, предметных семинарах, составление презентаций к занятиям и мероприятиям.

Актуальность темы:

• В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. А ясная и правильная речь — это залог продуктивного общения, уверенности, успешности.

• Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

• Поэтому возникла идея — создания системы педагогических мероприятий по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Цели  профессионального  развития

- Развитие профессиональных компетенций воспитателя в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

- Овладение учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС.

- Овладение профессиональными навыками по формированию у детей дошкольного возраста средствами театральной деятельности.                                  

Задачи:

  • изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по проблеме исследования;
  • способствовать проявлению творческих способностей, опираясь на возможности каждого ребенка;
  • учить детей общаться в процессе театрализованной деятельности, используя формы монолога и диалога;
  • способствовать развитию у дошкольников потребности в самостоятельной театральной деятельности, эмоционально-положительному отношения к сверстникам;
  • совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга

                    Изучение учебно-методической литературы

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучение родному языку     дошкольников. М., 2000.

2. Алексеева М. М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. М., 1998.

3. Ушакова О.С., Ильяшенко М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве. Елец, 2003.

4. Яшина В.И. Изучение речевой готовности детей к школьному обучению// Диагностика готовности детей к школе. М.,2008.

5. Артемова Л.В. Театрализованные игры. «Мозаика – синтез» 2010.

6. Ершова А.Е. Уроки театра. М., 2003

7. Румянцева Е.А. Проекты в ДОУ. Практика обучения детей 3- 7 лет. Ид. «Учитель» В.,

 

Дата начала работы над темой:                         сентябрь 2016г.

Дата окончания работы:                                     июнь  2019г.

 План  самообразования на 2016-2019г. 

№ п/п

Содержание деятельности

Срок выполнения

Теоретическая часть

1.

Изучение научно-методической литературы по данной теме.

В течение года

2.

Знакомство с передовым педагогическим опытом по данной теме: посещение лекций, конференций, семинаров, круглых столов, вебинаров, тренингов, мастер- классов.

В течение года

3.

Участие в конкурсах профессионального мастерства. Участие в конкурсах в Интернете.

Издательская деятельность (публикации в

специализированных изданиях, помещение своих разработок на сайтах в Интернете).

В течение года

Практическая часть

4.

Составление картотеки театрализованных игр,

гимнастики для глаз для детей старшего дошкольного возраста.

Оформление папки «Театрализованные игры».

В течение года

5.

Составление комплекса артикуляционной гимнастики «Веселый язычок.

Обучение родителей артикуляционным упражнениям в домашних условиях.

Оформление папки «Комплекс гимнастики «Веселый язычок»

В течение года

Ноябрь

В течение года

6.

Проведение гимнастики мимических мышц лица. Оформление папки «Комплекс гимнастики  мимических мышц лица»

В течение года

7.

Составление рекомендации для родителей по использованию и проведению театрализованных игр дома. Оформление соответствующей консультации.

Декабрь

8.

Оформление тематических стендов «Воспитание дружеских отношений в игре», «Развитие у

детей навыков сценического искусства» (консультация для родителей.)

Февраль-апрель

9.

Мастер – класс для родителей «Пальчиковый театр своими руками».

Январь

10.

Создание РППС: пополнение театрального уголка в группе.

В течение года

11.

Подведение итогов по теме самообразования. Презентация для коллег.

Май

                        План самообразования 2015-2016 год

Содержание работы

Срок выполнения

Результаты

1.Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2.Разработать и провести диагностику детей с целью выявления уровня развития речи детей

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики.

3.Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для театрализованной деятельности детей

В теч. года

Оформление:

- театрального уголок с разнообразными видами театров.

-театральные игры:

* «Из какой сказки этот герой?»

* «Угадай настроение»

* «Для какой сказки подходят эти атрибуты?»  

4.Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5.Составить перспективный план

октябрь

6.Разработать конспекты НОД с элементами театрализации

В теч. года

 Конспекты ООД на темы: «Чья мама лучше», «Поиграем в театр», «Инсценировка сказки «Три медведя», «Теремок»

 

7.Создать картотеку скороговорок и чистоговорок(На руском и на татарском языке)

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

 

В теч. года

Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

9.Работа с родителями:

Родительские собрание «Театр – наш друг и помощник"

Консультации:

-«Организация театрализованной деятельности в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

Рекомендации в уголок «Театр на столе» "

В теч. года

Папка-передвижка «Мир театра»

                                     План самообразования 2016-2017 год

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Сентябрь - май

1.Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. М. : ТЦ Сфера, 2004 г

2.Петрова Т. И. Театрализованные игры в детском саду «школьная пресса»- М. : 2000г

3.Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие для работников дошкольного учреждения - М. : ТЦ Сфера, 2001 г.

4.Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. Творческий Центр, Москва, 2009.

 

 

Анализ изученной литературы.

Сентябрь

Подготовить и обновить каталог пальчиковых игр.

Проговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

Ноябрь

Упражнения на активизацию словарного запаса.

Разговор по телефону «Как Машеньке выбраться из леса?», «Лес-тёмный», «Небо голубое», «Солнце жаркое», «Избушка-…»

Январь

Формировать навык мягкого голосоведения, воспитывать правильный умеренный темп речи

Игра на интонирование вежливых и ласковых слов «Зайчик», «Лисичка», «Птичка».

Март

Развивать двигательную активность,  совершенствовать координацию движений; мимики, пантомимики, жестов

Этюды на пластику: «Медведь рассердился», «Рыба плавает по дну», «Кошка просит молока», «Мышонок радуется».

Апрель

Подготовить анкеты для родителей.

Анкетирование родителей на тему:  «Театр и дети» 

Декабрь

Привлечение родителей к созданию  театрального уголка, оборудовать ширмой , собрать бросовый материал для изготовления разных видов театров.

Создание и оборудование уголка «Театр».

Октябрь

Работа в творческой мастерской родителей и детей «Праздник старой перчатки».

Выставка работ «Праздник старой перчатки»

Февраль

  Показ спектакля по сказке «Лиса и заяц» для детей  младших групп

 

Май

Подготовка фотографий детей во время театрализованнной деятельности.

Фотовыставка «Юные актёры».

                             

План самообразования 2017-2018 год

Срок

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

 Изучение и пополнение  литературы по теме;

Памятки для родителей «Расскажи детям сказку»

Октябрь

Изучение места детской драматизации в предпочтениях детей;

Консультация для педагогов ДОУ «Значение театрализованной  деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

Изучение условий организации театрализованной деятельности детей в группе, создание разных видов театров;

Консультация для родителей на тему:

«Домашний кукольный театр».

Январь

Приобретение навыков работы с театральными атрибутами.

Тематическое занятие «Поиграем в театр».

Февраль

Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов

Тематическое занятие «От игры до театра»

Март

Создание «копилки сценариев и инсценировок»

Проведение драматизации на занятиях и в свободное время

Апрель

Поиск интересной информации о театрах

Папка-передвижка для родителей и детей

Апрель

 Драматизация сказки  Г. Тукая  «Коза и баран»

 показ сказки     родителям        

В течение года

Подбор DVD дисков по изучаемым темам

Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Май

Оценка знаний по изучаемым темам

Прогноз на будущее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя.

Данный материал содержит информацию о повышении профессионального уровня воспитателя....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Методическая тема: «Формирование у детей эстетической культуры, духовности и развитие художественного творчества»...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период воспитателя коррекционного учреждения Ибатуллиной Любовь Семеновны 2011-216 гг.

Данный план поможет учителям, воспитателям составить собственный план повышения профессионального уровня на межаттестационный период....

Индивидуальный план повышения профессионального уровня

Тема «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста».Цель: 1.Выявление структуры способностей дошкольников к математическим видам деятельности, формирования элементарных математическ...

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий» на межаттестационный период (2018 – 2022 гг.)

Индивидуальный план повышения профессионального уровня по теме: «Повышение познавательной и творческой активности дошкольников посредством применения инновационных образовательных технологий&raq...