«Система коррекционной педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»
статья по теме

Актуальность. Практическая направленность

Социально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной проблемы.  Проблематика социально – коммуникативного развития и социального воспитания детей 5 – 7 лет все чаще встречается в запросах родителей и воспитателей на консультативных приемах у психолога. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots-kom._razvitie_v_teat._d-ti_1.doc41.5 КБ
Microsoft Office document icon proekt_romanovoy.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в театральной деятельности

Актуальность. Практическая направленность

Социально – коммуникативное развитие и социальное воспитание детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной проблемы.  Проблематика социально – коммуникативного развития и социального воспитания детей 5 – 7 лет все чаще встречается в запросах родителей и воспитателей на консультативных приемах у психолога. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе. К сожалению, в особую группу риска попадают дети, поступающие в детский сад с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, бедной эмоциональной сферой, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьей. На сегодняшний день существует достаточное количество научных работ, затрагивающих проблему социально – коммуникативного развития и социального воспитания детей. Но мы решили разработать программу по социально – коммуникативному развитию через театр. Для того, чтобы предупредить возникновение серьезных личностных и вторичных нарушений у детей данного возраста возникла необходимость к разработке и реализации этой программы. В нашем детском саду авторским коллективом была разработана программа «Театралия – чудесная страна». Она была разработана в 2011 – 2012 учебном году, проходила апробацию в нашем учреждении с сентября 2012 в течение 2 лет. Программа имеет рецензию Начальника отдела психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса к.п.н. доцента кафедры социально-гуманитарных наук  ГБОУ ДПОС "Региональный социопсихологический центр" Сечкиной О.К.,  участвовала в Областном конкурсе психологических программ (благодарственное письмо). Получила большой отклик от родителей.

Театрально-игровая деятельность - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций  - это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на ребенка.

В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления в различных видах деятельности.

Театр – это, прежде всего, важное средство для социально – коммуникативного развития и социального воспитания, средство эмоционально-эстетического воспитания. В дошкольные годы ребенок получает представление о нормах поведения. Во время общения с окружающими его людьми у него появляется свой багаж. Зная нормы поведения и имея эмоциональное отношение к ним, ребенок начинает приобретать и складывать в копилку мировоззрения свои собственные убеждения, которые становятся побудителями поступков.  Театр  для ребенка – это праздник, сказка, всплеск эмоций. Театр пробуждает активность ребенка: малыш сопереживает, сочувствует, мысленно проходя с героями весь путь. Противопоставление добра и зла, нравственное содержание, наглядные результаты разных поступков все это увлекает и волнует детей.  Театральное творчество оказывает на детей огромное эмоциональное влияние. И не важно, в какой момент у ребенка происходит социально – коммуникативное развитие и социальное воспитание: когда он играет роль, общаясь со сверстниками, или сидит в зрительном зале.

Таким образом, организация работы по программе «Театралия – чудесная страна» будет способствовать тому, что: театрализованная игра станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников. Поможет  сделать жизнь ребенка интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.  А навыки полученные детьми в театральном кружке, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Вот это и является актуальным для использования нашей программы в работе педагогов, психологов, музыкальных руководителей.

Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Цель программы:

Приобщение к разным видам  социальной культуры.

Задачи:

  1. Вызвать интерес и любовь  к театрально–игровой деятельности, создать необходимые условия для ее проведения.
  2. Знакомить  детей с культурным наследием русского народа.
  3. Формировать у дошкольников любовь к русскому фольклору, умение исполнять народные песни, танцы, хороводы.  
  4. Развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа.
  5. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
  6. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

Адресат

Дети 5-6 лет и 6-7 лет, родители воспитанников.

Продолжительность курса: 2 года обучения. Программа реализуется в течение учебного года (с сентября по май) и предполагает работу по его дополнению, корректированию, совершенствованию.

Сведения о практической апробации программы на базе:

Апробация программы проходила в период с сентября 2012 года по настоящее время  на базе дошкольного учреждения:

- МБОУ средней школы №3 структурное подразделение д/с «Березка» г.о. Тольятти Самарской области.

Данная программа была апробирована и утверждена Педагогическими советами №1 от 01.09.2012г. Она рассчитана на работу в течение 2 двух лет.

За это время в программе приняло участие 20 детей. Отследить результативность проведенного обучения позволяют выработанные критерии, представленные в программе.

Литература

  1. Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / - М.: 1990.  
  2. Ю.Б. Гиппенрейтер.  Общаться с ребенком. Как?/ - М.: Масс Медиа, 1995.
  3. Л.Ф. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребенка дошкольника»   «В мире -  прекрасного», Владос, 2005
  4. Н.Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ - Фрунзе, 1982.



Предварительный просмотр:

Самарский государственный социально – педагогический университет

Факультет психологии специального образования

Программа курса:

«Система коррекционной  педагогической работы по формированию познавательных интересов у дошкольников с ОВЗ

Тема проекта: коррекционно – психологическая программа «Театралия – чудесная страна»

Подготовил:

Романова Роза Айтимбековна

МБУ «Школа №3»

Педагог - психолог

12.09 – 21.09.2016

Актуальность: Состояние психологического здоровья детей дошкольного возраста является на сегодняшний день ключевым вопросом, который прямо или косвенно включен в решение стратегических задач региональной образовательной политики, что, несомненно, указывает на актуальность обозначенной проблемы.  Проблематика эмоционального развития детей 5 – 7 лет все чаще встречается в запросах родителей и воспитателей на консультативных приемах у психолога. Дети не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме. Отсюда возникают проблемы общения со сверстниками и взрослыми. Ребенок замыкается в себе со своими страхами и проблемами. К сожалению, в особую группу риска попадают дети, поступающие в детский сад с задержкой психического и речевого развития, проблемами в общении, страхами, бедной эмоциональной сферой, заниженной самооценкой, проблемами, связанными с семьей. Для того, чтобы предупредить возникновение серьезных личностных и вторичных нарушений у детей данного возраста возникла необходимость к разработке и реализации этой программы.

Театрально-игровая деятельность - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний, эмоций  - это и литературный текст, и звучащее слово; это пластика и действия актера, его костюм, грим; это музыка, цвет и свет; это изобразительное пространственное искусство художника. Причем каждое из искусств, выступая в театре в союзе с другими, обретает новые, дополнительные возможности воздействия на ребенка.

Цель проекта:  коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для развития познавательного, личностного и интеллектуального потенциала ребенка.

Этапы проектной деятельности

Задачи

Мероприятия

Механизм реализации

Ожидаемый результат

Подготовительный

1.Получение первичной информации  об особенностях развития психических компонентов и процессов у детей 5-7 лет

2. Выявления  проблемных зон в развитии ребенка для построения дальнейшей работы.

Диагностика, анкетирование, обработка  результатов.

Педагог создает благоприятную ситуацию для формирования  доверия, активизирует активность детей, стимулирует  процессы внимания

Диагностика  «Развития артистических и музыкальных способностей у детей»  5 - 6 и 6 -7 лет (по И. В. Груздовой  

2.Методика исследования межличностных отношений (по Рене Жилю, адаптированный вариант)

3. Методика исследования эмоциональных состояний по (Э.Т. Дорофеевой)

4. Тест тревожности (Р.Теммпл, В.Амен, М.Дорки)

5. Методика изучения личностного поведения ребенка (по Сенько)

6. Методика определения  самооценки «Лесенка»

7. Анкеты для родителей

8. Анкеты для воспитателей

1.Снижение (%) доли  детей с высоким уровнем тревожности до 30%

2. Снижение (%) доли  детей с негативным эмоциональным отношением к важнейшим сферам егожизнедеятельности (себе, семье, сверстникам)

3. Снижение  доли детей с заниженной и низкой самооценкой до 30%

4.Увеличение (%) доли детей с эмоциональной устойчивостью до 50%

Основной

Отработка основных программных задач:

1.Формирование тембральной окраски голоса

2. Формирование интонационной выразительности

3. Развитие творческих способностей

1.Знакомство с детьми.

2. Знакомство с произведением.

Педагог создает ситуацию самостоятельного развития ребенка через игру, постановку сказки

Реализация программы, дидактические, театральные и развивающие игры

рассматривание наблюдение.

практические действия  с театральными игрушками

художественное слово

элементы арт-терапии

просмотр презентаций, видео фильмов

Заключительный

Оценка результативности  программного курса через отслеживание основных показателей развития психических компонентов и познавательных процессов  у детей.

Дублирует содержание работы предварительного этапа, но несет иную смысловую нагрузку.

Закрепляет  полученные знания.

Диагностический инструментарий

Анкеты обратной связи

Отзывы

Спектакли

Перспективы решения данной проблемы:

1.  Сформированные навыки распознания своего и чужого эмоционального состояния.

2. Сформированные навыки регулирования негативных эмоциональных состояний.

3. Знания и практические навыки конструктивных способов взаимоотношений.

Список литературы:

1.        Н.Н. Авдеева, М. Г. Елагина, С. Ю. Мещерякова. Н. Н. Развитие личности на ранних этапах детства / - М.: 1990.  

2.        Выготский Л.С. «Воображение  и творчество в детском возрасте», Москва,  «Просвещение» 1991.

3.        Л.Б. Гавришева «Музыка и театр», Детство Пресс, 2004

4.        Ю.Б. Гиппенрейтер.  Общаться с ребенком. Как?/ - М.: Масс Медиа, 1995.

5.        И.В. Груздова «Диагностика уровня музыкального развития ребёнка дошкольного возраста»,

6.         И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.  Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений/. – М.:ТЦ Сфера, 2004.

7.         Л.Ф. Куцакова, С. И. Мерзлякова «Воспитание ребенка дошкольника»   «В мире -  прекрасного», Владос, 2005

8.         Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.     Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г

9.         В.С Мухина. Детская психология/ - М. 1985.

10.         Н.Н.Палагина, Л. В. Ахромеева. Ребенок в раннем и дошкольном детстве/ - Фрунзе, 1982.

11.         Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

12.         В. Стерн.Психология раннего детства/ - Минск: Харвест, 2003.

13.         И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.

14.         Д.Б Эльконин. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте/ М.: Просвещение, 1971.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Формирование познавательных интересов у дошкольников».

Ребенок– природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и у...

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем»

Опыт работы по теме: «Формирование познавательного интереса у дошкольников через ознакомление с родным краем через проектную деятельность»...

Статья из опыта работы воспитателя. Формирование познавательного интереса старших дошкольников через их ознакомление с космическим пространством.

В статье описан опыт работы по ознакомлению старших дошкольников с космическим пространством. Формой организации познавательной деятельности в этом направлении явилось создание долгосрочного проекта. ...

Выступление РМО на тему: «Конструирование, как способ формирования познавательного интереса у дошкольников младшего возраста».

Основная  цель работы с конструктором  : способствовать  развитию  познавательной активности  детей раннего дошкольного возраста средствами  конструирования....

Презентация на тему: «Конструирование как способ формирования познавательного интереса у дошкольников младшего возраста».

Основная  цель работы с конструктором  :способствовать  развитию  познавательной активности  детей раннего дошкольного возраста средствами  конструирования....

Публичное выступление по теме: «Проектная деятельность как средство формирования познавательного интереса старших дошкольников»

Как формировать у ребенка познавательный интерес. Наблюдая за своими воспитанниками, я заметила, что у них есть потребность в исследовательской деятельности. Я решила создать в группе для н...