Эссе
статья на тему

Шипулина Марина Геннадьевна

Перспективы развития дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse_na_konkurs.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективы развития дошкольного образования

    Дошкольное образование в третьем тысячелетии… Каким оно должно быть?  Как воспитывать наших детей? Об этом думают и начинающий воспитатель, и специалист со стажем, и  родители  дошкольников. Этими вопросами задавалась и я…Чтобы получить ответы на эти вопросы я ознакомилась с муниципальной и краевой программами развития дошкольного образования, проводила в своем детском саду опросы и анкетирование среди педагогов и родителей дошколят. Анализируя и систематизируя полученную информацию, я пришла к выводу, что перспектива развития дошкольного образования раскрывается сквозь призму мнений всех участников педагогического процесса.  Итак, родителям  дошкольников хочется, чтобы каждый ребенок был обеспечен местом в детском саду. Они хотят вести своих детей в новые, оснащенные, современные детские сады, в которых их встречают внимательные, заботливые, высококвалифицированные педагоги. Что же необходимо сделать для решения этой проблемы:

- расширить сеть муниципальных  дошкольных образовательных  учреждений;

- увеличить  количество мест в муниципальных  детских садах учреждениях за счет оптимизации действующей сети;

- модернизировать  материально- техническую базу;

-открыть группы предшкольной подготовки  при муниципальных общеобразова-тельных учреждениях;

- увеличить количество частных детских садов;

- открыть домашние (семейных) детские сады;

Для решения проблемы выявления на раннем этапе отклонений в развитии детей необходимо создать новые компенсирующие группы, групп кратковременного пребыва-ния, ввести в штат ДОУ должностей специалистов: дефектологов, логопедов.

В целях создания безбарьерной среды для детей с проблемами в развитии и вовле-чения их в социальную жизнь следует внедрять опыт инклюзивного воспитания, с меньшим количеством  детей и дополнительными специалистами, которые могли бы ока-зать необходимую помощь.

Конечно, хорошо везде построить самые современные, отвечающие новым требо-ваниям и стандартам помещения для детских садов,  благоустроить их бассейнами, оран-жереями, создать вокруг уютные детские игровые и спортивные площадки. Можно осна-стить их техническими средствами, играми и дидактическими пособиями... Но как решить проблему нехватки педагогических кадров?

Современная молодежь не стремится выбрать эту профессию.  И причина не только в невысокой заработной плате, но и в низком социальном статусе дошкольных работников. Чтобы привлечь ее на работу в детские сады, необходимо: более целенаправленно использовать социальную рекламу, пропагандистские материалы в средствах массовой информации, развивать активные формы профориентационной работы со старшими школьниками и, конечно, повысить до достойного уровня заработную плату. Нельзя забывать о том, что к педагогам в ДОУ приходят дети –  самая драгоценная часть современного гражданского общества, потому, что это – его будущее.

Для улучшения качества образования также необходимо: повышать уровень  моти-вации и профессиональной компетентности педагогов;  нацелить их на качественное вла-дение и использование в работе ИКТ, активнее применять систему стимуляции и поощре-ния инициативных педагогов, творчески относящихся к работе с детьми. Важно также шире использовать интерактивные формы сотрудничества и взаимодействия педагогов дошкольного образования, развивать современные формы обмена опытом педагогической работы, тем самым целенаправленно создавая гуманизированную среду функционирова-ния первого уровня социального института  дошкольного детства.

Что же думают о перспективах развития дошкольного образования воспитатели? Однозначно: их мысли о детях. О новом поколении, воспитание которого  во многом за-висит от нас – педагогов дошкольников. Потому  что именно в дошкольном  возрасте происходит начальный этап развития важнейших психических процессов ребенка, влия-ющих на формирование личности: восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, и в целом –  интеллекта. Кроме формирования таких качеств личности  как  инициативность, креативность, коммуникабельность, ориентированных на жизнь в динамичном, высокотехнологичном, конкурентном мире, не теряют своей остроты проблемы воспитания в детях доброты, толерантности и чуткости по отношению к людям и бережного обращения с природой.

Одним из приоритетных направлений работы в нашем детском саду является нрав-ственно-патриотическое  воспитание. На своих занятиях я знакомлю детей с музыкальным фольклором. Народные музыкальные произведения, синкретические по своей природе, позволяют органично сочетать в едином действе песню, танец, игровые ситуации. Исполняя предлагаемые песни, хороводы, музыкальные игры дети непосредственно «проживают»  в них жизнь их персонажей и героев, знакомятся с традициями и обычаями своего народа.   Детский фольклор, казалось бы, прост для исполнения, вместе с тем  эта музыка, слитая с родным словом, содержит окристаллизованную временем народную мудрость естественного выражения глубоких человеческих чувств и эмоций –  от сострадания до искрометного юмора.   Эта музыка формирует художественный вкус ребенка, обогащает его  речь поэтичными народными выражениями, пробуждает интерес к истории и быту своего народа, к родной природе и национальному искусству. Особое внимание  я уделяю выбору музыкального репертуара к праздникам и развлечениям: «День Матери», «23 февраля», «9 мая», «День России». Мы готовимся к этим праздникам всем детским садом, вместе с родителями: устраиваем тематические выставки детских рисунков, стенгазет, макетов военной техники; пополняем предметно-развивающую среду: костюмы, рукоделие, бытовые поделки; читаем художественно-познавательную литературу о героях города Рубцовска и Алтайского края; совершаем экскурсии к памятникам боевой славы. Думаю, что эта работа по социализации и воспитанию детей как граждан нашей страны должна вестись постоянно, так как воспитание чувства любви к Родине, уважения к своему народу, традициям нашей культуры не перестают быть актуальными и в XXI веке.

Безусловно, одной из важнейших задач образовательного процесса в детском саду является создание условий для развития креативности ребенка.  На пути к этому, одним из приоритетных направлений моей  работы является развитие ассоциативного мышления детей старшего дошкольного возраста, считаю это важным, потому что  процесс развития ассоциативного мышления непосредственно связан с созреванием творческого потенциала ребенка. На занятиях мы слушаем музыку, беседуем и размышляем о ней, подкрепляем впечатления изобразительным  творчеством – рисованием  на  сюжеты  музыкальных  произведений,  передачей  в  цвете  и вербально своих  музыкальных  впечатлений и ассоциаций. Цель таких заданий — помочь ребенку осознать связь  средств музыкальной выразительности, цветового решения с характером музыкального образа, теми чувствами, которые он вызывает. Продуктивно в этих целях использовать и средства мультимедиа (мультипликационные видеоклипы). Этот метод я открыла для себя сама, опираясь на свои детские воспоминания: до сих пор услышав песню  «Улыбка» я невольно вспоминаю мультфильм о Крошке Еноте. Практика применения этих средств на занятиях существенно повышает уровень  образного восприятия детей, способствует лучшему усвоению материала, расширяет пространство ассоциативного мышления.

Далеко не все мои  воспитанники станут музыкантами, певцами, или танцорами, но имея развитое мышление и интеллект, они смогут стать отличными специалистами в любой области. Я считаю, что человек, любящий и понимающий музыку, быстрее обретает в современном мире верные духовно- нравственные ориентиры, помогающие успешно и творчески решать как профессиональные, так и жизненные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Моя профессия - воспитатель, а это значит..."

эссе было написано к конкурсу "Воспитатель года"...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Эссе

"Моя профессия - воспитатель",...

Мое педагогическое эссе

Мое педагогическое эссе...

Эссе на тему "Современный воспитатель - это..."

Каким же должен быть современный воспитатель?!...

Эссе "Моя педагогическая философия". Эссе о науке педагогике.

В эссе отражены мои ощущения, взгляды, чувства и эмоциональное отношение к детям. Человек, не любящий детей, не сможет стать хорошим педагогом. Также становление педагога происходит вместе с профессио...