Методическая разработка: профориентация старших дошкольников. Проект "В мире профессий"
материал (подготовительная группа) на тему

Сеземина Наталья Николаевна

Данный материриал содержит основные направления работы по профориентации дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_sbornik.docx18.47 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа  № 1 «Образовательный центр»  имени 21 армии  Вооруженных сил СССР  п.г.т.  Стройкерамика  муниципального района Волжский  Самарской области

структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

Методическая разработка:

Профессиональная ориентация детей старшего дошкольного возраста.

Проект «В мире профессий».

Особое место в жизни дошкольника занимает игра как ведущая деятельность в этом возрасте. Игра служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности, в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.

Дошкольное детство – короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающем мире, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются привычки правильного поведения, складывается характер. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – сюжетно-ролевые. В этих играх дошкольники воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых.

В игре формируются все стороны  личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой грани развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игра – отражение жизни. Подавляющее большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Именно через игру расширяются, закрепляются, углубляются знания детей, а на их основе появляется интерес к разным профессиям. В играх есть возможность воспитывать уважение  к труду, показать полезность труда для окружающих людей, вовлечь детей в трудовой процесс, так как игра и труд часто естественно объединяются. В правильно организованной игре есть возможность для формирования  качеств личности, необходимых для осуществления успешной трудовой деятельности в будущей взрослой жизни.

Таким образом, через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду. Задача педагога – помочь ребятам организовать такие игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.

Сюжетно-ролевая игра тесно связана  с трудовой деятельностью.

В старшем дошкольном возрасте  ознакомление с трудом взрослых значительно усложняется  и требует применения более разнообразных методических приемов. Формируя активный интерес  к трудовой деятельности взрослых, следует обратить внимание на представления детей о нравственной стороне труда: какую пользу приносят родители своим трудом? Для чего все люди работают?

Задача педагога – вызвать у детей желание узнать как можно больше  об интересующей их профессии. Игры подсказывают педагогу, какие экскурсии необходимо организовать, чтобы обогатить впечатления детей. . интерес к игре может поддержать рассказы специалистов. Эти рассказы, согласованные с воспитателем, могут сопровождаться показом инструментов и действий с ними. Как правило, полученные знания дети сразу используют в игре.

Успех работы по обогащению и развитию сюжетно-ролевых игр достигается, прежде всего, кропотливой, повседневной работой педагога. Очень важна роль воспитателя как человека, осуществляющего трансляцию полученных детьми знаний и впечатлений в игре, связанных с трудовой профессиональной деятельностью взрослых.

К выбору будущей профессии нужно начинать готовить ребенка с дошкольного возраста.

Социальное самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является на современном этапе одной из главных задач, актуальных, прежде всего, потому, что сейчас на передний план  выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, обозначить профессиональные перспективы.

В этой статье рассматривается,   как  в ходе реализации проекта ярко проявляется такая форма работы, как совместная, партнерская деятельность воспитателей, детей и родителей. Родители получают немаловажный опыт , который позволяет помочь  детям успешно адаптироваться к новым федеральным государственным образовательным стандартам в процессе подготовки к обучению в школе.

Цель исследования – обобщение знаний о профессиях в процессе совместной и самостоятельной деятельности детей через «погружение» в реальные практические ситуации.

Объект исследования – знания детей о профессиях.

Предмет исследования – профессии взрослых.

Задачи исследования:

  1. Формировать представления о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
  2. Развивать эмоционально-положительное отношение к человеку труда;
  3. Развивать познавательную активность , интерес к профессиям ДОУ;
  4. Активизировать речь и обогащать словарь детей.

На базе ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» п.г.т. Стройкерамика структурного подразделения «Детский сад «Солнышко» была проведена опытно-экспериментальная работа с целью ознакомления старших дошкольников с профессиями. Эта работа была разделена на три этапа.

На первом подготовительном  этапе, с 15 по 30 сентября 2016  года, было проведено наблюдение за детьми с целью выявления имеющихся знаний о профессиях. Также была подобрана литература по данной теме, проводились беседы с детьми. Была организована работа с родителями – проводились собрания, консультации, беседы. Также были подобраны  произведения художественной литературы, стихи, пословицы, загадки, иллюстрации, физминутки про профессии. Разработаны конспекты НОД по всем образовательным областям.

В исследовании принимали участие дети подготовительной группы в возрасте 6-7 лет. Было уделено особое внимание профессиям ДОУ.

На втором этапе опытно-экспериментальной деятельности, который проходил с октября 2016  по март 2017 года, был разработан и внедрен перспективно-тематический план проекта по всем образовательным областям и всем видам детской деятельности. Также проводилась активная и продуктивная  работа с родителями, которая пронесла определенные положительные  результаты.

На третьем, заключительном этапе который прошелся на апрель 2017  года, было проведено педагогическое наблюдение за дошкольниками в процессе игр с целью определения знаний по теме проекта. Была разработана и проведена диагностика участников проекта.

Ожидаемые результаты – выявление уровня знаний  детей по теме проекта, подтверждение актуальности реализации данного проекта, презентация результатов проекта. Продукт проекта – выставка детских работ «Профессии в ДОУ», презентация проекта – викторина «Чья профессия важнее, чья профессия нужнее?»

Таким образом, раннее начало подготовки ребенка  к выбору будущей профессии заключается в том, чтобы познакомить дошкольника с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.

Список литературы.

Буре Р.С. Воспитатель и дети. М.: Просвещение, 2011. 342 с.

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. 231 с.

Козлова С.А. Дошкольная педагогика. М.: Академия, 2011. 330 с.

Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребенка-дошкольника. М.: ВЛАДОС, 2011. 143 с.

Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. СПб.; Питер, 2009.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. (Электронный ресурс). Режим доступа http//knigosite.org/library/read/21863 Дата доступа: 17.09.2017

Нечаева Г.В. Воспитание дошкольника в труде. М.: Просвещение, 2011. 153 с.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.(Электронный ресурс)

Воспитатель: Сеземина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Маленькие Почемучки в большом мире профессий"

Методическая разработка "Маленькие Почемучки в большом мире профессий"...

Методическая разработка. Конспект интегрированного занятия. "В мире профессий"

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города  Москвы«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»...

Методическая разработка по приобщению дошкольников к миру сказки

В данном материале рассматривается проблема приощения дошкольников к миру сказки. Значительное внимание уделяется взаимодействию детского сада и родителей. Автор даёт несколько консультаций по теме. К...

Консультация для педагогов «Методы ознакомления старших дошкольников с миром профессий»

laquo;Методы ознакомления старших дошкольников с миром профессий»Актуальность темы:     В новых социальных условиях, связанных с процессами демократизации, гуманизации общес...

Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"

Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"...

Методическая разработка Проект средняя группа "В мире профессий"

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определе...

Проект по профориентации старших дошкольников "Знакомство с профессией "Космонавт"

Донести до сознания ребенка всю значимость этой героической профессии. Её особенности, трудности и этапы подготовки космонавтов к полёту. Сформировать первые навыки по развитию люб...