Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"
методическая разработка

Хрунова Наталья Михайловна

Методическая разработка Педагогическая мастерская "Дошкольник в мире профессии"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ д/с № 29 «Светлячок»

        

        

КОНКУРСНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

для участия в муниципальном конкурсе

«Инновации в образовании» в номинации

 «Инновации в управлении»

Методическая разработка

Педагогическая мастерская «Дошкольник в мире профессии»

 

Выполнила: старший воспитатель

 Хрунова Наталья Михайловна,

Высшая кв. категория.

г. Кулебаки, 2018 г.

Актуальность

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, без которых невозможна жизнь человека.                                           В. А. Сухомлинский

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Вхождение ребенка в социальный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.

 У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях.

 В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер, а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности. Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.

В МБДОУ д/с № 29 «Светлячок» определены несколько приоритетных направлений работы, и одно из них эта ранняя профориентация воспитанников.

        Согласно Постановления Минтруда РФ «Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» от 27 сентября 1996 г. № 1 профессиональная ориентация входит в компетенцию дошкольных образовательных организаций. ДОО является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.

        ФГОС ДО содержит целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования, часть которых направлена на раннюю профориентацию дошкольников (п.4.6):

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;  
  • способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх…

  В рамках Плана мероприятий по реализации дорожной карты муниципальной системы профориентации детей, подростков и молодежи г.о.г. Кулебаки, был разработан долгосрочный проект «Мир профессий» (2017-2019 г.г.) по ранней профориентации детей дошкольного возраста МБДОУ д/с № 29 «Светлячок».

 Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от грамотно организованной работы педагогов, спланированной с учетом требований ФГОС ДО и чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан план методического сопровождения педагогов. В методической разработке представлен системный подход по работе с педагогами ДОУ по профориентации дошкольников.

Форма проведения: педагогическая мастерская.

Целевая аудитория: педагоги ДОУ, родители.

Цель: Построение модели педагогической поддержки педагогов ДОУ, обеспечивающей их профессиональное совершенствование, способствующей развитию их профессиональной компетентности посредством организации профриентационной работы с дошкольниками в условиях реализации ФГОС ДО.

     Задачи:

  • Повышение уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, активизация деятельности, систематизация знаний, совершенствование практических навыков педагогов, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями людей;
  • Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива на основе изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта среди педагогов ДОУ, используя современные образовательные технологий;
  • Развитие коммуникативных умений педагогов, интереса к дальнейшей работы над данной темой.

Предварительная работы с педагогами в рамках долгосрочного проекта «Дошкольник в мире профессии»:

Интерактивные формы: педагогический диалог, дискуссионные качели «Профориентация. Это модно или необходимо?», аукцион творческих идей «Инновационные технологии в образовательном процессе ДОУ и критерии их оценки», мастер - класс «Профессии будущего», редакционно-издательская деятельность (ежемесячный выпуск газеты группы «Почемучки», «Непоседы», буклетов «Как познакомить дошкольников с профессией?», памяток, журнала «Светлячок» - 1 выпуск «Дошкольник в мире профессии», в которых рассказывается о самых интересных моментах их жизни группы), интерактивные лекции «Использование ИКТ в профориентации дошкольников».

Активные формы: педагогический совет «Ранняя профориентация в ДОУ», круглый стол «Формы работы с дошкольниками по профориентации», семинар «Роль педагогического коллектива в успешной профориентации воспитанников», методическая неделя (показ лучших ООД в «Детском городе профессий), обучающие семинары - практикумы по ознакомлению педагогов с интерактивным оборудованием, учебно – игровым пособием «Логико – малыш», с развивающим комплексом «Навигатум», по ознакомлению дошкольников с профессиями, смотры-конкурсы на создание пособий: «Лучший лэпбук по профессии», «Мини – музей и дид. игра по профориентации дошкольников», «Виртуальные экскурсии по профессиям», «Создание дид. пособий – схем по ознакомлению с профессиями».

Предварительная работа по организации педагогической гостиной:

  • Анкетирование педагогов «Что мы знаем о профориентации дошкольников?». (Приложение № 2);
  • Презентация – отчет работы педагогов «Дошкольник в мире профессии». (Приложение № 3);
  • Фотовыставка «Кем я стану, когда вырасту?»;
  • Выставка детских рисунков «Моя будущая профессия»;
  • Выставка семейных поделок родителей, принявших участие в областном конкурсе проф. движения «Моя профессиональная карьера»;
  • Создание игр «Кроссворд», игрового упражнения с использованием ИКТ – технологии «Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями» (Приложение № 4).;
  • Атрибуты: картинка совы, камешки 3 – х цветов, брошуратор, распечатанные страницы журнала. (Приложение № 5).

Технологии: ИКТ и проектные технологии, проблемно - развивающие, диалоговые и личностно-ориентированные технологии.

Методы: Редакционно-издательская деятельность, создание журнала «Светлячок», тема номера «Дошкольник в мире профессии», «упражнения – энергетизаторы», презентация опыта работы педагогов, игра «Кроссворд», игровое упражнение с использованием ИКТ – технологии «Алгоритм ознакомления дошкольников с профессиями», «дискуссионные качели», ассоциативная игра «Угадай профессию», игра «Комплимент выступлению», работа в «Творческой группе» - интеллектуальная рефлексия.

Ожидаемые результаты: методическое сопровождение педагогов в рамках долгосрочного проекта «В мире профессий», нацеленное на повышение качества и эффективность образовательного процесса, через обеспечение профессионального роста педагогических работников, развитие их творческого потенциала, используя инновационные технологии, позволит повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в работе по профориентации дошкольников.

 В процессе обсуждения и проведения данного мероприятия участники педагогической мастерской смогут повысить уровень теоретических знаний по формированию представлений о социальной значимости труда взрослых в процессе ознакомления дошкольников с профессиями: узнать о разнообразии профессий в современном мире, освежить в памяти технологию ознакомления детей с профессиями, обменяться имеющимся опытом по организации работы с детьми по ознакомлению с профессиями, задать вопросы друг другу и старшему воспитателю.

Практическая значимость: содержательный материал представлен в рамках распространения передового педагогического опыта методической работы, который в последующем может быть использован коллегами в практике работы для повышения уровня теоретической и практической подготовки воспитателей, совершенствования практических навыков, необходимых в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с профессиями взрослых людей.

      Оформление музыкального зала: экран, проектор, ноутбук, круглый стол, выставки.

Результативность и перспектива развития: методическое работа, проводимая в МБДОУ д/с № 29 «Светлячок», помогла педагогам овладеть новым педагогическим мышлением, они готовы к решению актуальных задач, постоянно совершенствуют педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост и саморазвитие по ранней профориентации дошкольников. Подводя итоги, можно сделать вывод о наличии тенденции к повышению профессиональной компетентности педагогов, мобильности к реализации поставленных задач в инновационном режиме развития.

В рамках долгосрочного проекта «Дошкольник в мире профессии» на 2018-2019 г.г. панируется: методическая декада «Квест - путешествия дошкольников в мир профессий», круглый стол «Календарь профессий», конкурс лучшая игра с использованием ИКТ по ознакомлению детей с миров профессий», конкурс – презентация «Виртуальная экскурсия по профессиям», обмен опытом с коллегами на ММО «Профориентация в ДОУ», на сайте учреждения, в публикациях во Всероссийских электронных журналах и конкурсах, 2  выпуск журнала «Светлячок» с темой номера «Дошкольник в мире профессии».

Основная часть:

Педагог – психолог Васильева И.Н.

«Упражнения – энергетизаторы» (вовлечение участников в действие, повышение общей активности, создание атмосферы открытости и сотрудничества). Упражнение «Слон», «Святоша», «Крюки», «Ухо – нос».

Вступительное слово заведующей ДОУ Семеновой Г.Г. (шеф – редактор):

 - Добрый день, уважаемые коллеги и родители, мы рады вас видеть в педагогической мастерской «Дошкольники в мире профессии», девизом которой мы выбрали слова древнего философа Сенека: «Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным».

Не случайно на нашем мероприятии присутствуют родители (Ситникова Л.А. и Венгрыжановская О.А.), они основные заказчики образовательных услуг и мы приглашаем их принять активное участие в работе мастерской.

(На экране заставка «Педагогическая мастерская» – 1 слайд).

Педагогическую мастерскую мы проведем, создавая 1 Выпуск Журнала «Светлячок» на тему «Дошкольник в мире профессий». А сейчас передаю слово главному редактору (старшему воспитателю) Хруновой Н.М.:

-Уважаемые члены редакционной комиссии, наше мероприятие посвящено очень актуальной и серьёзной теме «Профориентации дошкольников». Знакомство детей с профессиями, их социальная адаптация в обществе напрямую зависит от правильно организованной работы педагогов ДОУ, спланированной с учетом требований ФГОС ДО, планом мероприятий по реализации дорожной карты профориентации детей (УО), Программой «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, долгосрочным проектом ДОУ «Мир профессий».

Итак, открываем первую страницу нашего журнала, на которой мы поместим публикацию об актуальности ознакомлению дошкольников с профессиями, о системности проведенной работе педагогов ДОУ по данной теме.

1 страница

«Кроссворд» (Проанализировать уровень осведомленности об основных педагогических понятиях).

-  Для вхождения в тему, давайте определим основные термины, знание которых необходимо педагогу для успешной реализации работы по ознакомлению дошкольников с профессиями. Отвечая на вопросы кроссворда, мы определим ключевое слово. («ПРОФЕССИЯ»).

Главный редактор:

- Давайте порассуждаем над вопросом: «Ранняя профориентация. Это модно или необходимо?».

«Дискуссионные качели» (педагоги высказывают свое мнение).

2 страница

Главный редактор:

- Анализ проведенного анкетирования показал, что Вами используются разнообразные формы, методы и технологии организации работы с детьми и семьями воспитанников, модернизирована РППС в группах, в «Детском городе профессий» и в рубрике «Моделирование РППС по профориентации в ДОУ» с презентацией мини – музея «Профессии на железной дороге» выступит воспитатель Медведева О.А.

3 страница

Главный редактор:

- В рамках долгосрочного проекта по ранней профориентации детей дошкольного возраста «Мир профессий» прошел конкурс «На лучшую дидактическую игру по ознакомлению дошкольников с профессиями», победителями которого стали воспитатели высшей кв. категории Мочалина Ж.В. и Сухова С.Е. Жюри были отмечены эстетика и качество оформления игр, соответствие тематике, возрастным особенностям детей, доступность и содержательность.

Слово для награждения предоставляется заведующему ДОУ Семеновой Г.Г. (звучат фанфары, награждение грамотами).

И сейчас нашему вниманию они презентуют нам свои дид. игры в рубрике «Моделирование РППС по профориентации дошкольников».

  1. Страница

Главный редактор:

- В нашем ДОУ создана развивающая комната – «Детский город профессий», организация работы в которой позволяет дошкольникам «путешествовать» в мир профессий через «погружение» в реальные практические ситуации.

В рубрике «Организация ООД в «Детском городе профессий», в своих публикациях авторы: воспитатель Гладкова И.В. и Пименова М.А. поделятся опытом организации и проведения мероприятий - «Путешествие в детский Город профессий», «Город Мастеров».

  1. Страница

Игра «Ассоциации».

Главный редактор:

- А теперь давайте немного поиграем. Я загадываю одну профессию («воспитатель», «инспектор ГИБДД», «лаборант») вы попробуйте её отгадать с помощью ассоциативных вопросов:

- Какого цвета эта профессия?

- Какое качество характера является важным?

- Какой запах она напоминает?

- Какая мебель используется?

Великие люди считают, что самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам, а на развитие каких профессиональных предпочтений направлена деятельность маленьких исследователей, в статье «Профессия лаборант. Секреты газированного напитка «Кока – кола» расскажет нам воспитатель Алексеевцева Е.В.

  1. Страница

Игровое упражнение с использованием ИКТ – технологии «Алгоритм ознакомления детей с профессиями».

Главный редактор:

- Ознакомление дошкольников с профессиями проходит по определенному алгоритму, предлагаю Вам выстроить последовательность.

- Полноценная работа по ранней профориентации невозможна без встреч с людьми разных профессий. Как правило, на такие встречи приглашаются сотрудники ДОУ, родители воспитанников, представители социальных партнеров, которые приносят свою спецодежду, в доступной форме доносят до детей информацию о своей профессии. В свою очередь, дети имеют возможность задать и получить от взрослых ответы на интересующие их вопросы. И сейчас предоставляем слово Филякиной О.В., которая поделится опытом работы в рубрике «Встречи с интересными людьми».

  1. Страница

      Главный редактор:

- Современный образовательный процесс невозможно представить без проектной деятельности. Дети с удовольствием приняли участие в Фестивале детских проектов «Профессия моих родителей». Большинство детей выбрали профессии своих родителей. А как готовился проект Ситниковой Кати «Профессия моего папы – пожарный», расскажет нам гость нашей мастерской Ситникова Л.А.  

  1. Страница

Главный редактор:

- Работа по профориентации не возможна без организации познавательно – развлекательных мероприятий, в которых происходит развитие творческой личности ребенка, формирование коммуникативных навыков и познавательного интереса. В нашем ДОУ прошли: конкурс чтецов «Все работы хороши», конкурс «Король и королева ДОУ - 2018» на тему «Профессии», проведением которых поделится педагог – психолог Васильева И.Н. 

Ассоциативная игра «Угадай профессию» (участник показывает задуманное слово, с помощью пантомимы).

Педагог – психолог: Дети молодцы, радует, что они стали очень уверенными, смелыми, не боятся сцены. Родители тоже это замечают и оставляют нам положительные отзывы о мероприятиях. Конечно, это заслуга и педагогов. Предлагаю сейчас тоже проявить артистичные способности. У меня в руках «Ларец с сюрпризом». Давайте же откроем его и посмотрим, что из этого получится! Каждый достает листочек с заданием пантомимой изобразить профессию выбранную. Педагоги отгадывают, педагог – психолог отдает атрибут участнику.

  1. Страница

Главный редактор:

Уже в детстве ребенок начинает задумываться о том, кем он будет работать, когда вырастет. Иногда примером служат близкие люди - мамы, папы, старшие братья и сестры, дяди и тети. «Все профессии нужны, все профессии важны» - об этом родители толкуют своему ребенку.

В рубрике «Взаимодействие с семьями воспитанников в профориентации детей» автор статьи воспитатель Киргизова В.М. расскажет о проведении «Семейной гостиной «Ярмарка профессий».

  1.  Страница

Главный редактор:

- Профориентация дошкольника невозможна без взаимодействия ДОУ с социальными партнерами и о том, как выстраивается работа в данном направлении нам расскажет воспитатель Бочкова Н.А. 

Главный редактор: Вот и подошло к завершению наше заседание редакционной комиссии, все авторские выступления педагогов отличались актуальностью, грамотностью, содержательностью, предлагаю сдать странички и сверстать номер.

(Во время следующей игры, верстается журнал).

Игра «Комплимент выступлению».

Цель: снятие эмоциональной нагрузки, создание положительного настроя на собеседника, овладение техникой комплимента.

Участники сидя за столами, передают по кругу «Сову Мудрости», говоря комплименты и пожелания коллегам по поводу их выступлений.

Рефлексия.

Педагоги и родители, получают камешки (три цвета) и рассаживаются за 3 стола по цветам (администрация, педагоги, родители). На каждом столе –листок с вопросами для каждой социальной группы.

Оцените нашу нашей редакционной комиссии (выпуска Журнала):

- Какова на Ваш взгляд педагогическая ценность журнала?

- На каких вопросах Вы хотели бы остановиться в следующем номере?

После ответов на вопросы команды меняются местами. В конце игры подводятся итоги работы каждой команды и коллектива в целом.

Обмен мнениями и впечатлениями, отзывы родителей, педагогов о проведенном мероприятии.

Главный редактор: представленный опыт педагогов, мнения родителей подтверждают, что одно из наиболее важных условий успешного развитии профессиональных представлений детей о профессиях – это успешное сотрудничество ДОУ, семьи, социальных партнеров, которое, к тому же, обеспечивает условия для использования педагогами различных форм образовательной деятельности детей.

Пусть материалы сегодняшнего номера станут для вас ориентиром в океане профориентации!

Литература

  1. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»;
  2. Приказ Мин. Обр. и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  3. Веракса Н.Е., Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Мозаика – синтез. Москва, 2015 г.;
  4. Белая К.Ю. Методическая деятельность ДОО. В соответствии с ФГОС ДО: методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2015 г.;
  5. Белая К. Ю. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ «Перспектива». 2013 г.;
  6. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозайка–Синтез, 2005 г.;  
  7. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация дошкольников. — М., 1988г.;
  8. Лукина Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.;
  9. Нечаева М.П., Романова Г.А. «Методическая деятельность ДОО в реализации ФГОС ДО». М.: УЦ «Перспектива», 2015 г.;
  10. Савченко В.И. «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО». Практические разработки для старших воспитателей. С.П.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016 г.;

Интернет-ресурсы:

http://maam.ru/ , http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для подготовительной группы "Все профессии важны, все профессии нужны"

Конспект организованной непосредственной деятельности для детей подготовительной группы на тему "Профессии". Участвовала в конкурсе районных методических разработок....

Методическая разработка «Знакомим детей с миром профессий»

У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он долж...

Методическая разработка. Дидактическая игра «В мире профессий».

Игра является ведущей деятельностью ребенка. В связи с этим, воспитатели дошкольного учреждения уделяют этому виду деятельности большое значение. Дидактическая игра в ДОУ– это метод всестор...

методическая разработка Проект по ранней профориентации "Профессии в мире спорта"

Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставля...

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»

Методическая разработка занятия по окружающему миру для детей подготовительной группы «Есть такая профессия – природе помогать»...