Главные вкладки

    Развивающая предметно-пространственная среда как аспект социализации и индивидуализации ребенка старшего дошкольного возраста
    статья (старшая группа) по теме

    КАРОВАЕВА СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА

    В статье рассматривается один из аспектов социализации и индивидуализации детей старшего дошкольного возраста - создание развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл karovaeva.docx28.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА КАК АСПЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    С.Ю.Кароваева

    АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия

    В настоящее время в нашей стране идет обновление системы образования. Дошкольному образованию на современном этапе предстоит решить сложную задачу – подготовить своих выпускников к обучению в начальной школе в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования (ФГОС ДО).

    Сегодня выпускник дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) должен обладать личностными характеристиками, среди них инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям. Дети на выходе из детского сада должны быть способными спокойно приспособиться к школьным условиям и успешно усваивать программу начального образования. Цель детского сада – эмоциональное, коммуникативное, физическое и психическое развитие ребенка.  Основной результат – это социализация детей. При этом следует учитывать, что все дети разные и в этих различиях  и разнообразном опыте  первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка.

     В настоящее время для педагогов ДОУ актуальным является вопрос организации деятельности по созданию условий для позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.

    ФГОС ДО представляют собой совокупность обязательных требований  к дошкольному образованию и включает в себя требования к условиям реализации образовательной программы дошкольного образования.

    В соответствии с ФГОС образовательная программа дошкольного образования направлена на создание условий развития воспитанников, позволяющих осуществлять его позитивную социализацию, личностный рост, стимулировать инициативность и творческие способности, основываясь на взаимосвязи со сверстниками и взрослыми, участвуя в соответствующих возрасту видах деятельности; развивающей образовательной среды, представляющей комплекс предпосылок для социализации и индивидуализации детей.

    В свою очередь образовательная программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования и направлена на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

    Перед педагогами стоит задача создания для ребенка дошкольного возраста многокомпонентной образовательной среды, включающей в себя следующие аспекты:

    - развивающая предметно-пространственная среда;

    - характер взаимодействия со взрослыми;

    - характер взаимодействия с другими детьми;

    - система отношений ребенка к миру, другим людям, себе самому.

    В соответствии с ФГОС ДО, одним из аспектов образовательной среды для ребенка дошкольного возраста является развивающая предметно-пространственная среда.

    Под развивающей предметно-пространственной средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Важно, чтобы развивающая предметно-пространственная среда соответствовала требованиям ФГОС ДО: была содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная.

    В ходе деятельности по организации предметно-пространственной среды следует учитывать возрастные особенности детей.

    Развивающая предметно-пространственная среда в старших группах может быть организована с помощью разделения по принципу мягкого зонирования по следующим разделам: двигательный центр, центр сюжетно-ролевой игры, продуктивный центр, театрально-музыкальный центр, речевой центр, экологический центр, центр экспериментирования, центр математики, центр конструирования, совмещенный с центром ПДД. В речевом центре могут располагаться книжный, социально-эмоциональный и патриотический уголки. Данные центры должны обеспечивать содержательную интеграцию всех образовательных областей и быть интересны детям, быть востребованными детьми.

    При переходе ребенка в старшую и, в особенности, в подготовительную группу, начинает меняться его психологическая позиция: он начинает ощущать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддержать это ощущение такой организацией среды, при которой ребенок будет активно проявлять познавательную активность, самостоятельность, инициативу. Старших дошкольников следует вовлекать в сам процесс преобразований. Для этой цели подойдут небольшие ширмы и отрезы ткани. С помощью таких ширм дети по собственному замыслу могут менять пространственную организацию среды. 

    Атрибутика игр для старших дошкольников более детализирована. Размер оборудования и игрушек лучше небольшой – для игр на столе.  Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинки и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть.

    Развивающая предметно-пространственная среда должна включать коробку с бросовым материалом, пластиковой и картонной упаковкой, отходами бумаги, ткани, меха, кожи, картона и т.п. для изготовления недостающих атрибутов.

    В группе специальное место отводится для игротеки, в которой находятся дидактические, развивающие и логико-математические игры. Обязательны тетради на печатной основе, познавательные книги для дошкольников. Также должны быть представлены игры на развитие умений счетной и вычислительной деятельности.

    Для познавательной деятельности можно оформить  макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета должны быть мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с макетами способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна.

    Замечено, что старшие дошкольники, умеющие играть в разные игры с правилами, успешно осваивают учебную деятельность в школе. Игр с правилами огромное многообразие - это и лото, и домино, и маршрутные игры. Главный принцип отбора – игры должны быть интересными для детей, вызывать желание играть и без участия взрослого.  

    Двигательный центр может содержать в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей (косички из нитей, мешочки с различным наполнением, крышки и т.п.). Данный центр должен содержать оборудование для индивидуальной работы по профилактике плоскостопия, формирования правильной осанки, развитию глазомера. Также двигательный центр необходимо насыщать играми и пособиями по формированию у старших дошкольников полезных привычек (привычка делать утреннюю гимнастику, соблюдать режим дня, правильно питаться и т.д.).

    Продуктивный центр необходимо наполнить различными материалами и оборудованием для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации.  Также подобрать различные картинки, рисунки  с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности рисования и изготовления разных поделок и т. п. Это предполагает овладение умением работать по образцу, а также  дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности. Для индивидуальный работы по художественно-эстетическому развитию в продуктивный центр можно поместить сумочки с различным наполнением. Например, такая сумочка может содержать различные средства для лепки: классический пластилин, шариковый пластилин,  тесто, радужный песок и т.п. Другой вариант наполнения – материал и оборудование для аппликации из ткани:  кусочки сукна, замши, фетра и т.п., подборка схем для аппликации.  По желанию ребенок может найти и воспользоваться наполнением сумочек для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Рядом с продуктивным центром следует организовать выставку детских работ, можно организовать персональную выставку одного ребенка.  

    В речевом центре на доступных детям стеллажах можно разместить сундучки с играми и пособиями, направленными на развитие разных сторон речи. На каждом таком сундучке должен быть символ и надпись для узнавания конкретного содержания, дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. Например, для совершенствования грамматического строя речи сундучок необходимо наполнить такими играми, как «Назови ласково», «Один-много, много-один», «Составь слово из двух», «Добавь слово» и т.д.

    Речевой центр может включать в себя книжный уголок. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения. Наряду с художественной литературой в книжном уголке должна быть представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций.

    Привлекает старших дошкольников и возможность изменения своего внешнего вид. Для этого в группу вносят краски для грима, парички, детали одежды для взрослых (шляпа, галстук, длинная юбка, солнце защитные очки, шаль, капитанская фуражка и т.п.).

    У старших дошкольников начинает активизироваться интерес к будущему школьному обучению. Целесообразно выделять учебную зону для подготовки детей к школе с различными игровыми пособиями, направленными на формирование предпосылок учебной деятельности.

    У старшего дошкольника необходимо развивать представления о собственных возможностях и силах, учить познавать себя, используя самонаблюдения. Необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Для этого успехи детей важно фиксировать рисунками и пиктограммами.  

    Созданная таким образом развивающая предметно-пространственная среда в старших группах детского сада соответствует требованиям ФГОС ДО и направлена на развитие самостоятельности и самодеятельности каждого ребенка, потому что ребенок в ней – создатель, хозяин и преобразователь. А значит, развивающая предметно-пространственная среда способствует его социализации и индивидуализации.

    Литература

    1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. – 528 с.
    2. Образовательная  программа дошкольного образования ДОО №188 «Степашка» АНО ДО «Планета детства «Лада»
    3. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста(О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный институт развития образования, 2014. – 96 с.)
    4. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А, Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 203.
    5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Организация развивающей предметно-пространственной среды как пространства для социально-личностного развития ребенка старшего дошкольного возраста"

    Всестороннее развитие ребёнка успешно осуществляю в условиях обогащённой развивающей предметно-пространственной среды, которая предполагает единство социальных и природных средств, обеспечение разнооб...

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды

    Организация развивающей предметно-пространственной коррекционной среды...

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.

    Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....

    Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования

    Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...

    Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО

    Подготовила  воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина   Ядвига   Ясавиевна Слайд 1   Требования развивающей предметно – пространственной об...

    Инновационный подход в предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с детскими видами деятельности старшего дошкольного возраста

    Инновационный подход в предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с детскими видами деятельности старшего дошкольного...

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике

    Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....