Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»
материал по теме

Галушина Надежда Михайловна

Педагогический совет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ №2

«Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников» 

Котовск

30.11.2017 г.

Цель:

совершенствовать работу  ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО

Задачи:

- стимулировать потребность педагогов в познании комплекса искусств и методологических основ художественно-эстетического развития дошкольников;

- выявить и проанализировать эффективность используемых форм и методов художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в ДОУ;  

- познакомиться с инновационными формами художественно-эстетического развития дошкольников;

-  способствовать сплочению педагогического коллектива.

Подготовка к педсовету:

1.        Изучение научно - методической литературы по данной проблеме.        

2.        Проведение тематического контроля «Художественно – эстетическое развитие детей».

3.        Проведение смотра - конкурса уголков художественного творчества.

Повестка дня:

1. Вступительное слово заведующего ДОУ (Заведующий Романова Л.В.)

2. Презентация  «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

(старший воспитатель Галушина Н.М.)

3.Итоги тематического контроля - (аналитическая справка по результатам тематической проверки)  старший воспитатель

4. Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».

5. Результаты смотра – конкурса центров  художественного творчества.

(заведующий ДОУ)

6. Решение педсовета.

Ход педсовета:

Слайд №1

1.  Уважаемые коллеги!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить некоторые вопросы по организации художественно- эстетического воспитания в ДОУ. Тема нашего педсовета «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

      Художественно-эстетическое развитие в соответствии с ФГОС это-

развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд №2

Ключевая роль ДОУ – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, интеллектуально-развитой личности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ребенок получит в стенах дошкольного учреждения, от взрослых, которые научат малыша любить и воспринимать окружающий мир, понимать законы общества, красоту человеческих отношений. Приобщение детей к искусству – это именно тот «ключик», который раскрывает в детях творческий потенциал, дает реальную возможность адаптироваться им в социальной среде.

Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности.

Именно поэтому и наше дошкольное учреждение  уделяет большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.

Слайд №3

2. Презентация  «Художественно-эстетическое развитие дошкольников»

В наше время проблема художественно-эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве"

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это формирование в человеке художественно-эстетического отношения к действительности и активизации его до творческой деятельности по законам красоты.

Слайд №4

Художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.

Художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Слайд №5

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.

Многие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.

Слайд №6

Сущность данного процесса можно определить следующим образом:

  • Во-первых, это процесс целенаправленного воспитания чувства прекрасного.
  • Во-вторых, это формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее.
  • В-третьих, задача художественно-эстетического воспитания заключается в формировании художественного вкуса.
  • И, наконец, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного, развитие умения творчески создавать продукты художественного творчества.

Слайд №7

Главное - воспитать, развить такие качества, такие способности, которые позволят личности не только достигнуть успеха в какой либо деятельности, но и быть творцом эстетических ценностей, наслаждаться ими и красотой окружающей действительности. Помимо формирования художественно-эстетического отношения детей к действительности и искусству, художественно-эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Оно способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.

Слайд №8

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:

- специально организованное обучение;

- совместная деятельность педагогов и детей;

- самостоятельная деятельность детей.

Слайд №9

Взаимодействие педагогов и детей включает разнообразные формы работы: 

групповые и подгрупповые занятия,

  • праздники, развлечения, тематические музыкальные вечера;
  • недели творчества;
  • дидактические игры;
  • выставки рисунков и поделок;
  • создание книг – самоделок;
  • кружковую и студийную работу;
  • свободную художественную деятельность;
  • организацию спектаклей, развлечений, конкурсов, выставок, фестивалей, праздников;
  • музейную педагогику;
  • эстетическое оформление интерьеров;
  • участие в городских мероприятиях, и т.д.

Слайд №10

Реализация задач художественно-эстетического воспитания наиболее оптимально будет осуществляться при следующих условиях:

• Максимальный учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

• Основой художественно-эстетического воспитания является искусство и окружающая жизнь.

• Взаимосвязь художественно-творческой деятельности самих детей с воспитательно-образовательной работой, дающей разнообразную пищу для развития восприятия, образных представлений, воображения и творчества.

• Интеграция различных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, искусства и собственного художественного творчества; формированию образных представлений, образного, ассоциативного мышления и воображения.

• Уважительное отношение к результатам творчества детей, широкого включения их произведений в жизнь дошкольного образовательного учреждения.

• Организация выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.

• Вариативность содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.

• Обеспечение преемственности в художественно-эстетическом воспитании между всеми возрастными группами детского сада, а также между детским садом и начальной школой.

  • Тесная взаимосвязь и взаимодействие детского сада с семьей.

Слайд №11

Среди методов художественно-эстетического воспитания можно выделить следующие:

•        метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное и осуждение безобразного в окружающем мире. Этот метод предполагает, что произведения искусства должны отличаться высокой художественностью, а при слушании детьми стихов, сказок, музыки важно не только точное воспроизведение педагогом текста, музыкального рисунка, но и эмоционально-образное его исполнение. Только в этом случае можно достичь воспитательного эффекта;

•        метод убеждения позволяет развивать у детей эстетическое восприятие, элементы художественного вкуса. Особенность этого метода состоит в том, что использовать его можно только тогда, когда воспринимаемое явление прекрасно;

•        метод приучения, упражнения в практических действиях. Метод приучения предполагает, проявление ребёнком желания украсить, улучшить окружающее, т. е. посильно преобразовать его и порадовать этим своих сверстников, взрослых;

•        метод поисковых ситуаций, побуждений детей к творческим проявлениям. Используя этот метод, педагог предлагает детям придумать рассказ, рисовать, лепить по замыслу и т. д.

Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация воспитательно-образовательного процесса позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, духовно-богатую, всесторонне развитую личность.

Слайд №12

3. Итоги тематического контроля 

Цель: определение эффективности воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами изобразительной деятельности.

В  ходе  тематической проверки  членами  комиссии  были  изучены   следующие  направления:

• Обследование уровня развития детей;

• Оценка профессиональных умений педагога;

• Оценка создания условий в дошкольном учреждении;

• Планирование воспитательно – образовательной работы;

• Анализ взаимодействия с семьями воспитанников.

1. Обследование уровня развития детей

Проведя детальный анализ таблиц, можно сделать вывод о том, что общие показатели развития изобразительных навыков и умений соответствуют возрастным особенностям, дети эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства, видят характерные эстетические признаки окружающих предметов, могут сравнивать их, знакомы с изделиями русского декоративно – прикладного искусства. Однако не все владеют основными техническими приемами рисования, могут передать сюжетную композицию, создавать декоративные композиции.

У 43% детей старшего дошкольного возраста навыки сформированы полностью, 56% -находятся в стадии формирования и 1% -навыки не сформированы.

2. Оценка профессиональных умений педагога

Для оценки профессиональных умений педагогов были просмотрены ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование, лепка, аппликация, музыка). Как показал просмотр организованной образовательной деятельности, педагоги учитывают индивидуальные особенности развития детей, с опорой на уже имеющиеся умения и навыки в художественно - продуктивной деятельности. Методически правильно подбирают и размещают демонстрационный и раздаточный материал.

Педагоги знают программные задачи, но не всегда могут правильно руководить детским творчеством. Мало внимания уделяют анализу детских работ и  организации дежурства и размещению детей во время ООД.

3. Оценка создания условий в дошкольном учреждении

Анализ создания условий в ДОУ по художественно – эстетическому направлению был сделан на основе заполненных педагогами карт самообследования условий по художественно-эстетическому развитию дошкольников

По результатам мониторинга развивающей предметно – пространственной среды можно сделать следующий вывод:

-  во всех группах дошкольного отделения созданы центры «Художественного творчества» с учетом возрастных особенностей детей;

- не достаточное количество методической литературы по художественно-эстетическому развитию детей;

- не всегда организуются выставки детского творчества, которые кроме воспитательного значения несут и эстетическую функцию.

-  в центрах «Художественного творчества» достаточно оборудования для изобразительной деятельности,  нехватка в  бумаге разной фактуры, бросовом  материале, тканевых салфеток, альбомах–раскрасках и изделиях художественных промыслов;

- более 64% педагогов оформляют и хранят детские работы;

- имеются не в полном объеме  дидактические игры по художественно-эстетическому развитию детей.

4. Планирование воспитательно – образовательной работы

В ходе тематической проверке были проанализированы планы воспитательно – образовательной работы, планирование изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность планируется педагогами, как в ходе проведения организованной образовательной деятельности, так и в совместной деятельности детей и воспитателей.

Анализ планов воспитательно-образовательной работы позволил выявить недостатки планирования:

  • недостаточно планируется педагогами ООД по ознакомлению детей с творчеством художников, художников иллюстраторов; досугов и выставок детских работ;
  • не в полном объеме планируется декоративное рисование;
  • в планировании работы с родителями не достаточно освящены совместные мероприятия по данной теме и размещение наглядной информации.

5. Анализ взаимодействия с семьями воспитанников

Для оценки форм взаимодействия с родителями по изобразительной деятельности им было предложено ответить на вопросы анкеты, целью которой было узнать мнение родителей о работе дошкольного отделения по изобразительной деятельности и о том какая работа проводится с детьми дома.

Анализ анкет позволил сделать следующие выводы:

  • 98% родителей считают, что все группы дошкольного отделения эстетично оформлены;
  • 88% знают, какие занятия по изобразительной деятельности есть в детском саду;
  • 93% респондентов считают, что в ДОУ созданы условия для творческого развития детей;
  • 81% родителей ответили, что дома ребенок проявляет интерес к изобразительной деятельности;
  • на вопрос, что вы делаете для того, чтобы поддержать интерес к изодеятельности, большинство родителей ответили, что покупают все необходимое (66%), вместе делают поделки, рисуют (21%), 4% водят в кружки эстетической направленности, 5%-покупают яркие книги для самообразования ребенка;
  • 86% респондентов хранят детские рисунки;
  • более 77% родителей считают, что  в  группах ДОУ  оформляется наглядная информация, 13% -затруднились ответить;
  • на вопрос, какая помощь от педагога детского сада Вам требуется по проблеме художественно-эстетического развития: 61%-все устраивает, 4%-ответили научить рисовать, 9%-требуется консультация, 5%-организовывать конкурсы среди воспитанников и мастер-классы.

Вывод:

Эффективность  работы педагогов  по художественно-эстетическому развитию  детей    в  ДОУ  можно считать   удовлетворительной,  при  выполнении  следующих  рекомендаций.

1. Продолжать  пополнять  центры  художественного творчества,  создавая   доступную  насыщенную  развивающую предметно-пространственную  среду дидактическими играми, пособиями, бросовым материалом, альбомами-раскрасками, изделиями народных промыслов.

2. Более творчески подходить к организации ООД по художественно-эстетическому развитию детей, использовать разнообразные методы и приемы.

3. Старшему воспитателю Галушиной Н.М.  провести для педагогов семинар-практикум «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста».

4. Пополнить группы  необходимой методической литературой  по художественно-эстетическому развитию детей дошкольного возраста.

5. Продолжать использовать в работе инновационные технологии, проектную деятельность по художественно – эстетическому направлению.

6. При планировании воспитательно-образовательной деятельности  обратить внимание на приобщение детей к народному и профессиональному искусству, через ознакомление с лучшими образцами отечественного и мирового искусства.

7. Разнообразить формы взаимодействия с родителями. Проводить  индивидуальные и подгрупповые консультации, регулярно размещать наглядную информацию и обращать внимание родителей на новый материал, в доступном месте организовать библиотеку для родителей по художественно-эстетическому развитию детей, проводить творческие гостиные в рамках школы искусств «Интеллект», тематические и персональные выставки детского творчества, выставки совестных работ детей и родителей, творческие выставки родителей.

8. Организовать выставки кружков художественно-эстетической направленности  ДОУ «Акварелька», «Волшебный завиток», «Волшебная нитка», «Пластилинография», «Семицветик», «Веселые нотки».

  Ответственные: воспитатели кружков.

Срок: январь 2018 г.

9. Размещать фото и видео материал на официальном сайте и персональных сайтах педагогов с творческими работами воспитанников.

4. Деловая игра «Путешествие в художественно-эстетический мир».

Слайд №13

Станция «Разминка»

Вопросы задаются одновременно двум командам, кто первый даст ответ, получает оценочную фишку.

  • Назовите материалы, используемые на занятиях по изобразительной деятельности. (Простые и цветные карандаши, ластик, восковые мелки, тушь, кисти разных размеров, гуашь, акварельные краски.)
  • Назовите три главных цвета, и докажите, почему они главные. (Красный, желтый и синий. При их смешивании образуются все цвета светового спектра.)
  • Назовите цвета, составляющие цветовой круг. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.)
  • Назовите виды традиционного рисования. (относится рисование, предметное и сюжетное, красками, цветными карандашами)
  •  Назовите виды нетрадиционного рисования (нетрадиционные виды рисования отличаются необычными приемами работы и сочетанием разных художественных материалов: рисование нитками, руками и пальцами, монотипия предметная, кляксография обычная, кляксография с трубочкой, свеча в сочетании с акварелью, картофельные штампы, набрызг, яичная скорлупа.)
  • Что такое живопись? (Изображение окружающей жизни красками, передача своих чувств с помощью цвета.)
  • Что такое графика? (Искусство рисования тоном, пятном и линией. Графикой называют рисунки сделанные карандашом, тушью, а также гравюры.)
  • Назовите основные приемы, используемые на занятиях лепкой. (Выкатывание, сплющивание, вытягивание, прищипывание, примазывание.)
  • Назовите основные способы украшения вылепленных изделий. (Налеп, углубленный рельеф при помощи стеки.)

Слайд №14, 15

Вторая остановка «Угадай-ка».

Педагоги разгадывают кроссворд.

1. Прием рисования (примакивание)

2. Этим мы рисуем (кисть)

3. Городенская, гжель, хохлома, жостово, мезинкая – как это назвать одним словом (роспись)

4. Как с латинского переводится словосочетание – декоративно – прикладное искусство (украшаю)

5. Это воспитание способствует развитию эмоционально – чувственной сферы, формирует сенсорную культуру речи ребёнка, формирует представление о поступках, манерах поведения (эстетическое).

1

П

2

К

3

Р

4

У

6

Э

Слайд №16

Ответы кроссворда

Слайд №17

Третья остановка «Калейдоскоп изобразительного искусства»

Первая команда

- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению моря? (маринисты художники пейзажисты)

 Человека? (натуралисты)

 Военных действий? (документалисты)

Вторая команда

- Как называют художника, отдающего предпочтение изображению природы? (пейзажисты)

 Животных? (анималисты)

 Цветов, фруктов, неодушевленных предметов? (натюрморт)

Слайд №18

Станция «Шедевры музыкального искусства»

Музыка, особенно классическая,  оказывает огромное влияние на организм человека.

Мы с вами педагоги, сами должны знать шедевры музыкального искусства и сейчас мы послушаем классическую музыку и проведем с вами небольшую викторину.

Викторина «Шедевры музыкального искусства»

1. Бах - Органная токката и фуга ре-минор

2. Николай Римский-Корсаков - Полёт шмеля

3. Бетховен - Лунная соната

4. Бетховен к Элизе

5. Моцарт Реквием

6. Моцарт Турецкое рондо

7. Чайковский Щелкунчик Вальс цветов

Слайд №19

Станция «Шедевры литературного искусства»

    Сейчас мы окунемся с вами в шедевры литературного искусства и проверим ваши знания о произведениях классической литературы и поэзии.

Перевертыши

1 команда:

Синяя бейсболка – «Красная Шапочка» Ш. Перро

Квадратик – «Колобок» фолькл.

Счастье от глупости – «Горе от ума» Грибоедов

Летний вечер – «Зимнее утро» Пушкин

2 команда

Кар-кар – «Му-му» Тургенев

Ручные утята – «Дикие лебеди» Андерсен

Черненький лопух – «Аленький цветочек» Аксаков

Солдатский сынок – «Капитанская дочка» Пушкин.

Слайд №20

Заменить пословицы или поговорки на русские:

1 команда

Финская: Тот не заблудится, кто спрашивает.

Рус.: Язык до Киева доведёт.

2 команда

Вьетнамская: Неторопливый слон раньше достигает цели, чем резвый жеребец.

Рус. Тише едешь – дальше будешь.

Слайд №21

Эрудит

  • Кто в половодье спасал зайцев? Дед Мазай
  • Детей приносит аист или их находят в капусте, а кого можно найти в апельсинах? Чебурашку
  • Сюжет: во время прогулки найден клад, с радости сделана ценная покупка и устроена вечеринка, в разгар которой является кровожадный убийца, угрожающий хозяйке дома. Но внезапно появляется герой и спасает хозяйку. Всё завершается свадьбой. Назовите имя гл. героини. МУХА-цокотуха
  • Самая издаваемая книга в мире? Библия
  • Кто был по профессии Гулливер? Корабельный врач, хирург
  • Как называлась харчевня, где обедали Буратино, лиса, кот и Карабас? «Три пескаря»
  • Любимый напиток пиратов? Ром
  • Сказочный конь, который вставал перед Иваном, как лист перед травой. Сивка-бурка.
  • Сколько лет лежал без движения Илья Муромец? 33
  • Не только запутанное и затруднительное положение, но и крышка из картона, кожи и других материалов, в которую заключается книга.

Слайд №22

Станция «Шедевры танцевального искусства»

Мне нужны по 3 педагога с каждой команды. Ваша задача  выбрать себе элемент одежды и определить какой танец вы будете нам исполнять. 

Звучат фрагменты:

  1. «Восточная»
  2. «Цыганочка»
  3. «Русская народная пляска»
  4.  «Ламбада»
  5. «Сомбреро»

Оборудование: русский платок, восточный убор, очки, юбка цыганская,  сомбреро с гитарой, юбка для ламбады)

Слайд №23

5.  Результаты смотра – конкурса центров  художественного творчества.

 

6. Проект решение педсовета.

1. Включать в работу по художественно-эстетическому развитию  приёмы по возрастным особенностям детей.   Ответственные: воспитатели.  

2. Регулярно пополнять центры художественного творчества. Ответственные: воспитатели.

3. Продолжить проводить выставки детских творческих работ. Ответственные: воспитатели.

4. Активно участвовать в конкурсах различных уровней, периодически публиковать свои работы в электронных СМИ. Ответственные: все педагоги .

5. Принять к исполнению рекомендации по результатам тематической проверки: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста».

Ответственные: воспитатели групп

6. Провести семинар-практикум по теме «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста»

Ответственные: старший воспитатель

Срок исполнения: декабрь 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию в соответствии с ФГОС ДО...

«Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников из опыта работы...

Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Педагогический совет на тему: Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников...

Педагогический совет «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»

Педсовет на тему: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников»Цель:совершенствовать работу в ДОУ по художественно-эстетическому воспи...

Сообщение из опыта работы Тема: «Совершенствование деятельности ДОУ по художественно-эстетическому развитию дошкольников».

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания.Система художественно – эстетического в...

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству....

Сообщение из опыта работы на педагогическом совете «Основные задачи работы по художественно-эстетическому развитию дошкольника»

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. ...